Что было раньше на месте новой голландии
Новая Голландия в Санкт-Петербурге: историческое место для проведения досуга
В Новую Голландию я мечтала попасть давно. Это место притягивало меня своей историей и красотой промышленной архитектуры второй половины XVIII века. Долгое время она была закрытой от посторонних глаз. Сейчас здесь ведется реконструкция, а часть территории уже открыта для посещения.
Панорама Новой Голландии: сад-огород, детская площадка с макетом фрегата «Петр и Павел» и Гаванец
Новая жизнь бывших промышленных территорий
Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX века. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.
Те объекты, которые представляют интерес с исторической и архитектурной точки зрения, перестраиваются и модернизируются: в них создаются деловые и развлекательные центры, жилые апартаменты. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве.
Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.
Корпуса Лесных складов в Новой Голландии вдоль Крюкова канала
История Новой Голландии
Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если не старейший, в нашей стране.
Крюков канал
Новая Голландия представляет собой два рукотворных острова в дельте Невы, ограниченные Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1719 году сюда были перенесены склады корабельного леса, прежде располагавшиеся около Адмиралтейства. Для этих целей были прорыты два канала (Крюков и Адмиралтейский), сеть бассейнов внутри, возведены сараи, где помимо корабельного леса хранились инструменты и приспособления для строительства и ремонта судов.
Лесной склад — корпус 12,12А со стороны Крюкова канала
В 1765-1780 годах сооружения Новой Голландии были перестроены в камне в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713-между 1772-1780). Затем работы возглавил французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Ему принадлежит создание самого, пожалуй, запоминающегося символа Новой Голландии — 23-метровой арки, переброшенной через канал, соединяющей Мойку с внутренним водоемом.
Арка Новой Голландии
Строительство на территории Новой Голландии продолжилось в XIX веке. По проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта (1780-1843) было возведено здание морской тюрьмы («Арестантская башня», «бутылка»). В середине XIX века по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, была построена Петровская кузница.
В начале XX века в опытовом бассейне (утрачен в начале 2000-х годов) русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) проводил испытания, связанные с теорией плавучести корабля. В годы Первой мировой войны на территории Новой Голландии была оборудована самая мощная в России на тот момент радиостанция морского штаба.
В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.
Реконструкция Новой Голландии в XXI веке
Лишь в 2004 году остров был передан городу и объявлен тендер на лучший проект использования комплекса. Но проекты, в том числе и победивший британского архитектора Нормана Фостера, так и не были реализованы. В 2008 году строительство и вовсе было заморожено.
Мост через канал, ведущий в Гаванец
По итогам архитектурного конкурса «Новые идеи для Новой Голландии», объявленного в январе 2011 года, победил проект американского архитектурного бюро WorkAC. Перед архитекторами, осуществляющими реконструкцию комплекса Новой Голландии, стояла непростая задача:
Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. Каждый из этих «якорей» будет дополнен серьезной коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы. — с сайта «Новой Голландии»
Первый этап реставрации был завершен в августе 2016 года.
Прогулка по Новой Голландии
Рядом с Новой Голландией со стороны Крюкова канала находятся Крюковские (Морские) казармы, где ныне размещается Центральный военно-морской музей, прежде располагавшийся в здании Биржи на Васильевском острове. Именно отсюда мы начали свою прогулку в сторону Новой Голландии.
Крюковские (Морские) казармы, ныне — Центральный военно-морской музей
Набережная Адмиралтейского канала застроена роскошными домами.
Дома по набережной Адмиралтейского канала
Дома по набережной Адмиралтейского канала
В большом окне Лесного склада на углу между Крюковским и Адмиралтейским каналами красуется чайка — эмблема нынешней «Новой Голландии».
Лесной склад (корпус 12,12А) и эмблема Новой Голландии
Со стороны Адмиралтейского канала открывается панорама парка в центре острова. Согласно первоначальному проекту, эта территория должна была быть застроена. Однако затем от этой идеи отказались.
Благодаря успеху временных программ было принято решение отказаться от первоначальной идеи застройки пустующей территории и организовать городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где все и каждый может найти себе занятие и место. Остров по-прежнему будет площадкой для проведения культурных программ и больших городских проектов, часто предложенных и организованных самими жителями города. За короткий период существования летних программ стало понятно, что такая площадка жизненно необходима городу, в связи с чем процесс реставрации и запуска проекта было решено разделить на этапы, для того чтобы вести реставрационные работы, не препятствуя работе парка. — с сайта «Новой Голландии»
Вход на остров находится со стороны Адмиралтейского канала, ближе к Мойке. Через Адмиралтейский канал переброшен мост. Первоначально он назывался Чугунным, по материалу, из которого был сделан. Существующий ныне мост сооружен в 1958-1959 годах и носит название «2-й мост Круштейна».
2-й мост Круштейна
Вид в сторону Храповицкого моста и набережной Мойки
Вход на территорию Новой Голландии бесплатный. Однако надо пройти через рамки металлоискателей. Как я уже писала выше, на части территории еще ведутся реставрационные работы, поэтому доступ посетителей туда ограничен. На схеме Новой Голландии можно увидеть основные объекты для посещения.
Карта острова «Новая Голландия»
Хорошо, что можно просто лечь, сесть, что-то съесть и поболтать. Но на Острове можно еще и…
…В Инфоцентре — взять напрокат фрисби, шашки и шахматы, снаряжение для пинг-понга, петанка или бадминтона. Взять и поиграть.
…Научиться чему-то: рисовать на холсте, сесть в сиддхасану или на шпагат, выучить английский язык, отрепетировать пару па из сальсы — все это можно сделать на Острове на открытых мастер-классах.
…В парке работают киоски с едой. К еде полагается посуда, которую после еды полагается выбросить в урну. — с сайта «Новой Голландии»
Напротив входа посетителей встречает огромное кирпичное здание круглой формы, с внутренним двором внутри. Это бывшая морская тюрьма под названием «Арестантская башня», построенная в 1828-1829 годах по проекту архитектора А.Е.Штауберта. За свою форму тюрьма получила прозвище «бутылка». Считается, что отсюда пошло знаменитое выражение «не лезть в бутылку».
Здание бывшей тюрьмы «Арестантская башня» («Бутылка»)
«Бутылка» и Петровская кузница (Кузня)
Новая Голландия позиционирует себя как место для проведения досуга. К сожалению, из-за дождя и забытого в машине зонтика значительную часть времени нам пришлось прятаться под крытым навесом ресторана, расположенного в здании «Кузни». Впрочем, еда была вкусная, а вид на территорию — бесподобный.
А вообще, если верить сайту «Новой Голландии», тут можно найти массу развлечений: посетить различные курсы, купить необычные предметы, почистить перышки в салонах красоты, заняться спортом, просто почитать книгу, сидя в кресле на зеленой лужайке. Зимой в Гаванце заливают каток.
Петровская кузница (Кузня)
Сад-огород
Обращает на себя внимание детская площадка «Фрегат». Это копия голландской верфи, где строился фрегат «Петр и Павел», 80% от натуральной величины. Каркас фрегата имеет весьма внушительные размеры: 26 метров длиной и 6 метров высотой. И да, по нему можно лазить.
Детская площадка «Фрегат»
Макет фрегата «Петр и Павел»
Вид в сторону Гаванца
В Новой Голландии
На мой взгляд, Новая Голландия заслуживает того, чтобы её посетить. Даже если вы не очень любите всякие развлечения.
Информация для посетителей:
Адрес Новой Голландии: 190000, Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала,2
Ближайшие станции метро: Адмиралтейская (1,9 км), Сенная Площадь (2,4 км), Невский проспект (2,7 км).
Часы работы:
Вход свободный, комплекс закрывается за полчаса до окончания рабочего времени острова.
Сайт: www.newhollandsp.ru
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Новая Голландия, почему-то раньше не слышала об этом острове. Интересное место для прогулок.
А что российские архитекторы не участвуют в конкурсах или их проекты плохи?
Новая Голландия долгое время была закрытой территорией. Поэтому о ней редко писали в путеводителях, больше в книгах по истории архитектуры. И еще она находится чуть в стороне от наиболее посещаемых памятников архитектуры.
Российские архитекторы в конкурсах участвуют, и даже часто предлагают очень интересные проекты. Но обычно выигрывают западные архитектурные бюро. Хотя результаты, на мой взгляд, не всегда хороши, наши могли бы сделать лучше.
Я даже не знала, что есть такое место в Петербурге! В следующий раз — обязательно схожу туда! 🙂
Да, обязательно! Тем более, что реставрация идет, откроют и другие объекты в Новой Голландии!
Тебе повезло с дождем. Чес слово! Я попала туда в хорошую погоду, да еще в воскресенье народу — яблоку негде упасть! И духота…
Да, наверное в солнечную погоду тут столпотворение. Все-таки сколько людей приезжает в Питер, и всем надо ПОСМОТРЕТЬ.
Думаю, тут сыграла роль реклама в метро. Меня именно она затянула. Первый раз, когда я туда попала, я была в восторге: большое пространство, несколько шезлонгов на траве и огромное пространство, где можно дышать полной грудью. Не было еще ни Бутылки, ни макета корабля.
Порадовалась тогда за жителей этого района: наконец-то детей можно выгуливать близко, и не во дворе колодце.
А вот ведь как повернулось: наверное местные сюда заглядывают редко(((
Правда, думаю, что через некоторое время все устаканится.
Да, на новое всегда много людей набегает. Но не думаю, что потом их число в Новой Голландии уменьшится. Я бы, например, еще раз съездила бы туда попозже, когда откроют после реставрации остальные объекты. И хочется посмотреть на всякие мастер-классы там, вдруг есть что-то интересное для меня.
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Интересные факты из истории Новой Голландии
Вспоминаем, как Менделеев ставил опыты на рукотворном острове, что всегда был сокрыт от любопытных глаз, а затем превратился в центр развлечений Северной столицы. Архитектурный образ за высокой аркой позволил говорить о Новой Голландии как о самом романтичном уголке города, а его долгая недоступность породила массу легенд, в том числе подсказала, почему не стоит в бутылку лезть.
Большинство островов в Петербурге — вроде Васильевского и Петроградского — образованы природой, проложившей многочисленные рукава Невы в её устье. Но немало есть и искусственных островов. Новая Голландия — самый известный. Исторически сложилось, что до недавнего времени происходящее за высокой аркой, нависающей над водами, было сокрыто от глаз горожан и туристов. А неведение, как водится, рождает множество легенд. Тем не менее архитектурный образ рукотворного острова создал ему репутацию самого романтичного уголка одного из самых живописных и самобытных районов Петербурга — Коломны.
Удивительно, но какие только исследования не проводили учёные, пытаясь доподлинно выяснить, откуда произошло название «Коломна». Есть предположение, что из-за сильного немецкого засилья, столь активно проявившего себя в годы царствования Анны Иоанновны, на окраине Петербурга стал стихийно возникать немецкий квартал, который и получил русское название Коломна, а по-немецки — Колония, что в переводе значит «селение». Русские люди переделали немецкое слово на свой лад и стали называть район «Коломной».
«Дворец Петра среди сараев»
Остров создали ещё при Петре Великом, прорыв Адмиралтейский и Крюков каналы. C момента своего основания Новая Голландия принадлежала морским ведомствам — сперва тут был первый в России военный порт. Активное строительство началось в 1732 году под руководством архитектора Ивана Коробова. Адмиралтейство велело зодчему спроектировать сеть бассейнов и складских помещений для нужд верфи. Так и вышло: остров почти полностью застроили сараями под корабельное дерево, среди которых, по словам историков, стояла деревянная резиденция Петра I. Говорят, императору рабочая атмосфера на острове напоминала Голландию — по одной из версий, именно благодаря ощущениям царя за островом практически сразу и закрепилось такое название.
Засилье складских помещений привело к тому, что на Новой Голландии было попросту не развернуться, поэтому было решено провести комплексную реконструкцию острова, заменив старые постройки новыми. Заняться этим поручили Савве Ивановичу Чевакинскому — архитектору Никольского морского собора в Петербурге. При нём на острове появились здания из красного кирпича, начал формироваться архитектурный образ в формах раннего классицизма, работу над которым затем продолжил Жан-Батист Валлен-Деламот. Силами французского архитектора и был создан особый романтический образ острова, заключённый в силуэте знаменитой классицистической арки из красного кирпича и тёсаного гранита над водой. К слову, есть мнение, что на Новой Голландии был построен царский дворец, но о реальности его существования до сих пор спорят историки.
Надо сказать, что своим видом Голландия обязана не только зодчим, но и строителям. Так, по слухам, руководитель островного строительства — подполковник И. де Герард — потерял проекты, которые передал ему Валлен-Деламот, так что ему пришлось возводить здания по памяти. Впрочем, это у него получилось, ведь француз, принимая объекты, не заметил ничего необычного.
«Не лезь в бутылку»
Теперь тут хранился строевой лес и корабельный, находились многочисленные складские помещения, а вскоре появилась и кольцеобразная морская тюрьма в духе английской тюрьмы в городе Осборн. Здание на острове отстроил архитектор военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Штауберт называл сооружение арестантской башней, но в народе тюрьму прозвали «бутылкой». Говорят, поэтому в обиходе появилось выражение «лезть в бутылку».
Новая Голландия и периодическая система химических элементов
В 1893 в Новой Голландии был построен бассейн для опытов. Эксперименты ставил Алексей Николаевич Крылов, изучая теорию непотопляемости корабля, хотя инициатором строительства бассейна выступил Дмитрий Иванович Менделеев. В водоёме «для производства испытаний над сопротивлением воды» в начале XX века проходил проверку даже легендарный крейсер «Аврора». Бассейн — не единственный объект, сооружённый по поручению химика: тот же Менделеев на острове учредил лабораторию по разработке бездымного пороха. Она разместилась в здании бывшей мясосольни. Руководил лабораторией профессор Чельцов, но контролем лично занимался создатель периодической системы химических элементов. Говорят, прежде чем вывести технологию производства пироколлодия, Дмитрий Иванович даже прибегал к промышленному шпионажу, читая лекции в университетах Европы и поглядывая на вагоны поездов, перевозящие химические ингредиенты. Раньше на вагонах были указаны наименования перевозимых химических веществ и адрес их доставки — таким образом русский химик отследил, в какие лаборатории поступают вещества, а на основе наблюдений собрал нужный перечень ингредиентов, говорится в книге Георгия Зуева «Там, где Крюков канал…».
Островное радио
Одна из первых радиостанций страны была оборудована на Новой Голландии в годы Первой мировой войны. Она сыграла важную роль во время Октябрьского переворота. Так, радиостанцию захватили большевики, сообщив о падении Временного правительства и смене власти в стране. Просуществовало революционное радио вплоть до 1924 года, затем его превратили в склад. Впрочем, в советское время Новая Голландия была закрытой зоной, а склады Ленинградской военно-морской базы на её территории располагались повсеместно.
Остров развлечений
К началу нулевых комплекс из двух островов и десятка зданий пришёл в негодность. В 2004 году было принято решение о его восстановлении. Конкурсы и прочие согласования длились долго, но в ноябре 2010 года реорганизацией пространства занялась компания «Миллхауз», которая с 16 июля 2011 года начала открывать остров для посетителей в рамках проекта «Лето в Новой Голландии». Новую Голландию слегка «умыли» и облагородили: установили инфопункт, уложили зелёные газоны, открыли площадку для скейтбордистов и устроили фудкорт. Место набрало популярность очень быстро благодаря массе мероприятий, что проводили в летних сезонах с 2011 по 2013 год. По данным создателей, за это время на Новой Голландии провели около 1200 различных мероприятий. Но под занавес лета 2013 года площадку закрыли, чтобы провести масштабную реставрацию, подарив горожанам по-настоящему насыщенное культурное пространство.
Новое открытие острова состоялось 27 августа 2016 года — с этого момента Новую Голландию больше никогда не закроют.
Новая Голландия от Петра до современности
Рукотворный остров Новая Голландия существует примерно столько же, сколько и Петербург. Созданный для нужд Адмиралтейства, остров быстро стал стратегически важным уголком будущей столицы Российской империи. За три столетия облик и назначение Новой Голландии менялись неоднократно. Рассказываем, как в дельте Невы образовался новый остров, для чего он был нужен и кто приложил руку к уникальному архитектурному ансамблю.
Как появился рукотворный остров
Возникновение Новой Голландии неразрывно связано с созданием Петербурга и с его становлением в качестве столицы военно-морского флота России. Собственно, и сам военный флот страны в то время находился на этапе зарождения и стремительного развития. В 1704 году Петр I основал Адмиралтейство. На левом берегу Невы расположились его главное здание и верфь. Для того, чтобы к месту строительства кораблей было удобно доставлять материалы, было прорыто несколько каналов — прямо по ним проходили суда, нагруженные лесами.
Район Адмиралтейства в XVIII веке. Источник фото
Так в дельте Невы появились Крюков и Адмиралтейский каналы, окружившие новый остров. Его было решено использовать для кораблестроительных нужд.
Почему Новая Голландия так называется
Левый берег Невы от Адмиралтейства до верфей по своей атмосфере был весьма похож на голландский порт. Это неудивительно. Пётр Алексеевич, страстный поклонник корабельного флота, обучался морскому делу в Амстердаме. Поездка в Голландию произвела на молодого царя неизгладимое впечатление. Шутка ли, даже триколор, который и сегодня является национальным флагом России, был придуман Петром Алексеевичем для первых морских походов по мотивам его голландских поездок.
Местность вокруг Адмиралтейства так и называли — Голландия. А когда к 30-м годам XVIII века окончательно сформировался новый остров, он «унаследовал» имя и стал называться Новой Голландией.
Архитектурный ансамбль Новой Голландии
Комплекс зданий на Новой Голландии и сейчас считается шедевром ранней русской архитектурной классики — без преувеличения, многострадальных — и сегодня считается шедевральным образцов ранней русской архитектурной классики. Всё началось, когда на месте деревянных деревянных сараев решили возвести каменные здания.
Здания бывших амбаров на Новой Голландии. Источник фото
Амбары для хранения корабельных лесов
Первые деревянные амбары для хранения материалов возведены на Новой Голландии ещё в 1732 году. Но хватает пары десятков лет, чтобы здания обветшали — и на месте сооружений, построенных Иваном Коробовым, решают возводить новые каменные амбары.
Над проектом, его идеей и воплощением, работали сразу несколько архитекторов.
Арка Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота
В итоге здания успешно использовались по своему прямому назначения даже в незавершённом виде. В начале XIX века достраивалось несколько новых амбаров, поскольку вертикальная система хранения леса имела и свои проблемы: подгнивала нижняя часть брёвен, поэтому для их хранения понадобилось больше помещений.
Морская тюрьма
В середине XVIII века на Новой Голландии появляется здание Морской тюрьмы. Здесь планировалось разместить «первую в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств» (директор канцелярии Морского министерства Константин Манн). Суть системы сводилась к тому, что моряки, отбывая наказание, осваивали новое ремесло и получали за это оклад, который копился весь срок и выдавался заключённому в момент освобождения.
В центре — здание Морской тюрьмы. Источник фото
Кольцеобразное здание в три этажа придумал и всего за 2 года возвёл на острове архитектор Александр Штауберт.
В 1863 году к зданию Морской тюрьмы пристроили комендантский особняк.
Лаборатория
В 90-х годах XIX века на Новой Голландии появилась научно-техническая лаборатория. Она расположилась в одноэтажной мясосольне, которая была реконструирована под новое назначение. В проекте переоборудования принимал участие сам Дмитрий Менделеев: с его помощью в здании появилась даже «комната для взрывов», где испытывали создание нового пороха.
Опытовый бассейн
Знаменитый учёный-химик Дмитрий Менделеев поучаствовал и в создании нового опытового бассейна — одного из сооружений, сыгравшего значительную роль в развитии русского флота.
Здание опытового бассейна
8 марта 1894 года, дата официального открытия опытового бассейна, считается днём основания НИИ имени академика А. Н. Крылова.
Радиостанция
В 1915 году на Новой Голландии появляется мощная искровая радиостанция. В её задачи входила бесперебойная поддержка связи с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Трёхэтажное здание радиостанции построено на том месте, где изначально планировалась вторая арка на Крюковом канале.
Радиостанция известна тем, что именно отсюда в ноябре 1917 года Владимир Ленин передал обращение о свершении революции.
Новая Голландия в советское время
Новая Голландия сегодня
Арт-пространство «Новая Голландия» — наследник исторического прошлого. На удивительном острове сегодня расположен большой многофункциональный комплекс для отдыха и развлечений. В культурном пространстве проходят концерты, спектакли, перформансы, кинопоказы, мастер-классы и игры, обустроены площадки для активного отдыха и спортивных игр, детские площадки, зоны для тихого отдыха. И всё это — в окружении уникального архитектурного ансамбля. Многие мероприятия проходят проходят под открытым небом.
Культурная урбанизация — таков девиз современной Новой Голландии. На острове продолжаются работы по восстановлению исторического облика построек, а современное пространство гармонично развивается, подчёркивая уникальность территории и обеспечивая разнообразные форматы отдыха для горожан и гостей Петербурга.