Что было раньше на месте царицыно
Музей-усадьба «Царицыно»
Музей-усадьба «Царицыно» в Москве – история
Название «Царицыно» появилось в XVIII в. Изначально же эта местность называлась Чёрная Грязь.
В конце XVI в. село Чёрная Грязь было вотчиной царицы Ирины Фёдоровны, урождённой Годуновой, (1557-1603), сестры Бориса Годунова и супруги царя Фёдора I Иоанновича (1557-1598). В 1982 г. обнаружили пологий спуск к пруду, который считают остатками лестницы палат Ирины. Память о царице сохранилась также в названии соседнего села – Оринино. Сведения о судьбе Чёрной Грязи после смерти царя Бориса и гибели семьи Годуновых, долгое время отсутствуют.
В 1633 г. по указу великого князя Михаила Фёдоровича «дворцового села Коломенского пустошь Черногрязская» была продана в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу за 73 рубля. Стрешнев выдвинулся благодаря женитьбе царя Михаила на его дочери Евдокии в 1626 г. В 1684 г. боярин Иван Фёдорович Стрешнев передал Чёрную Грязь своему внуку, князю Алексею Васильевичу Голицыну. Однако обустройством усадьбы занялся не новый владелец, а его отец – фаворит царевны Софьи, видный государственный деятель, дипломат и полководец Василий Васильевич Голицын. Он выстроил в Чёрной Грязи новый господский дом, завёл обширное хозяйство и разбил великолепный плодовый сад. При Голицыне на речках Городенке и Беляевке были построены плотины и образовался огромный пруд, сохранившийся до наших дней под названием Верхнего Царицынского. После неудавшегося заговора Софьи в 1689 г. Голицына лишили боярства, состояния и сослали в Архангельский край, где он прожил двадцать пять лет, до самой смерти. Чёрная Грязь в числе прочего имущества Голицыных была конфискована и отошла в казну.
В 1712 г. Пётр I подарил усадьбу молдавскому господарю, князю Дмитрию Кантемиру, который за год до того выступил на стороне России в неудачной войне против Турции и потерял свой престол. Кантемиры вели свой род от Тимура Тамерлана и своё имя толковали как «Кан Темир» – «родичи Тимура».
В 1775 г. императрица Екатерина II несколько раз приезжала в Коломенское и во время одной из прогулок оказалась близ Чёрной Грязи. Её владельцем тогда был Сергей Кантемир – последний из оставшихся в живых сыновей Дмитрия Кантемира. Екатерине так понравилось живописное местоположение усадьбы, что она тут же пожелала её купить. В мае 1775 г. была оформлена купчая. Императрица дала усадьбе новое название – село Царицыно, старое показалось ей неблагозвучным. По её приказу все старые постройки, кроме церкви, были снесены. Она решила отстроить Царицыно заново.
В 1776 г. Екатерина II поручила Василию Баженову построить дворец в Царицыне. Прошло десять лет упорного труда, Баженов предъявил Екатерине почти готовый затейливый дворец в неоготическом стиле. Императрице дворец сильно не понравился. Время ушло, деньги потрачены – положение хуже некуда. Екатерина поручила Василию Баженову представить предложения по исправлению положения. Одновременно она дала такое же поручение Казакову. В. Баженов «успел» первым, но Екатерина отправила его в отставку. Возможной причиной была близость Баженова к масонам и его контакты с наследником Павлом, которые имели место на фоне слухов о готовящемся покушении.
Казаковым дворец перестраивался в 1787-1796 гг., но завершён так и не был. Сначала финансирование сократили из-за очередной Русско-турецкой войны (1787-1791), потом осенью 1791 г. умер фактический вдохновитель строительства князь Г.А. Потёмкин-Таврический, а осенью 1796 г. – сама заказчица Екатерина II.
В 1918 г. председателем волостного совета стал крестьянский поэт Филипп Степанович Шкулёв (1868-1930), создатель песни «Мы кузнецы». По его предложению посёлок Царицыно переименовали в Ленино. Историческое название вернулось в 1990 г.
Строительство дворца Царицыно завершили через 200 лет. Теперь в нём – музей-усадьба «Царицыно».
Дворец «Царицыно» – архитектура, фото
Большой дворец построен в 1787-1796 гг. по проекту Матвея Казакова на месте разрушенного дворца Василия Баженова.
Баженовский дворец должен был состоять из двух симметричных двухэтажных корпусов, соединённых оранжереей. Один корпус предназначался для императрицы, другой – для её сына цесаревича Павла. За время строительства у Павла родились двое сыновей, и Баженов заменил оранжерею на жилое здание «для прибавившейся императорской фамилии».
Дворец Казакова представляет собой два двухэтажных корпуса с восьмигранными башнями по углам, соединённых трёхэтажной вставкой. Центральная часть была парадной, боковые здания – жилые. Правый корпус, обращённый в сторону прудов, предназначался для Екатерины, левый, выходящий к Хлебному дому, – для Павла с семьёй.
Строительство Большого дворца закончилось 1796 г. Тогда крышу дворца перекрыли временной кровлей и начали отделочные работы. Однако после смерти Екатерины осенью 1796 г. Павел I распорядился прекратить в Царицыне все работы. Постепенно постройки приходили в упадок. В 1832 г. журнал «Телескоп» напечатал: «Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова». После реставрации, проведённой в 2005-2007 гг. Большой дворец в Царицыне стал одной из главных достопримечательностей Москвы.
Хлебный дом – кухня императрицы Екатерины II – получил своё название по горельефам в виде каравая с солонкой и вензелю из букв «Х» и «С», означающем хлеб-соль. Массивное квадратное здание со скруглёнными углами и внутренним двором построено по проекту Баженова в 1784-1785 гг. Постоянная железная кровля со скатами была возведена в 1787-1788 гг. уже под руководством Матвея Казакова. В здании были погреба, ледники, три кухни, кондитерская и скатертная. С Большим дворцом оно соединялось галереей с высокой аркой, получившей из-за своего декора название «Колючая».
В середине XIX в. в здании помещалась больница, с 1880-х помещения сдавались внаём под дачи. В 1920-1970 гг. Хлебный дом заняли коммуналки. Реставрация, начавшаяся в 1987 г., перешла в реконструкцию и завершилась в 2006 г. В процессе реконструкции внутренний двор Хлебного дома был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум. Сейчас в здании размещены исторические экспозиции музея-усадьбы «Царицыно». Атриум используется как концертный и выставочный зал.
С 1870-х гг. Первый Кавалерский корпус арендовали под дачу состоятельные чиновники и купцы. В 1911 г. здание надстроили на два этажа, а количество сдаваемых комнат увеличили до 23-х. После 1917 г. в разное время здание занимали Совет рабочих депутатов, детский дом, исполком Ленинского районного совета, музыкальная школа.
В 1987-1994 гг. проводились реставрационные работы: разобрали надстроенные этажи, восстановили первоначальную планировку, удалили штукатурку с краснокирпичных стен, реконструировали фронтон и парапет. С 1995 г. здание занимает дирекция музея-заповедника «Царицыно».
Строение практически не использовалось. В 1932 г. внутренние стены были разобраны на стройматериалы. Постепенно здание превратилось в руины. После реставрации, проведённой в 1984-1994 гг., в нём разместились выставочные залы. С 2001 г. здание занимают службы дирекции музея-усадьбы «Царицыно».
Третий Кавалерский корпус был построен по проекту Баженова в 1776-1779 гг. На чертежах он помечен как «Третий дом» или «Малый домик». Кстати, словосочетание «кавалерский корпус» появилось при паспортизации Царицынского ансамбля в 1947 г. Считается, что кавалерские корпуса предназначались для размещения свиты императрицы. Однако подтверждающих это документов нет. В наименьшей степени предположение справедливо относительно Третьего корпуса.
Здание расположено на живописном холме возле Нижнего (Среднего) пруда на месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 г. любовалась фейерверками. Его архитектура представляет собой прямоугольный объём со скруглёнными углами, в который вписан круглый зал, с выступающей полуротондой. Крыша огорожена изящным парапетом и завершается бельведером – площадкой, с которой открывается «прекрасный вид» на окрестности. Так что строение, скорее всего, предназначалось для самой императрицы.
Внутренние работы в Третьем кавалерском корпусе, начатые в 1784 г., были остановлены в 1785 г.
Начиная с 1810-х гг. здание использовалось в качестве гостиницы с трактиром, в 1872-1917 гг. – дачи. В конце 1920-х гг. в нём открыли музей, в 1937-1973 гг. его занимал районный Дом культуры с кинотеатром. Потом опять был музей.
Здание привели в первоначальный вид при реставрации в 1998-2003 гг.
Малый дворец – наименьшая из дворцовых построек. Внутри него шесть небольших помещений, включая овальный зал и будуар. Окна овального зала выходят на Верхний пруд.
Здание практически не использовалось и к началу XX в. превратилось в руины. Его восстановили в 1989-1996 гг. Сейчас Малый дворец используется для проведения выставок.
Сооружение должно было служить приёмным дворцом Екатерины. Официальное назначение дворца подчёркивают белокаменные изображения двуглавых орлов над входами со стороны боковых фасадов. Возможно, в нём также устраивались домашние спектакли и придворные увеселения. На это указывает наличие большого зала с отличной акустикой, к которому примыкают два аванзала и анфилада служебных комнат.
До начала 1980-х гг. дворец пустовал. После реставрации в 1988-1996 гг. в Оперном доме размещались музейные экспозиции, проводились конференции и концерты. В 2012-2014 гг. была проведена дополнительная реставрация.
Мосты Царицына
Большой мост длиной 80 м проложен через овраг, отделяющий усадьбу Царицыно от Каширской дороги. Построен он в 1778-1784 гг. по проекту и под руководством Василия Баженова. После осмотра моста осенью 1784 г. генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс доложил Екатерине II: «Акедюк (акведук) имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».
Мост достраивался в начале XIX в. под руководством ученика Баженова архитектора Ивана Еготова. Было уложено дорожное покрытие, завершён кирпичный парапет с башенками-столбами, достроены боковые части моста.
Большой мост – одно из красивейших сооружений Баженова. Он построен в стиле, который сам архитектор называл «нежной готикой» или «театром архитектуры». Мост богато и причудливо декорирован, краснокирпичная кладка украшена белокаменными узорами. Среди них есть масонские знаки: солнечные лучи над полукруглыми арками, скрещённые мечи в квадратах.
Мост опирается на ряд стрельчатых и полукруглых арок, напоминающих порталы готических соборов. Они не только придают сооружению изящный вид, но и существенно облегчают конструкцию. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку мост стоит на рыхлой почве, изобилующей ключами. При его строительстве пришлось забить более двух тысяч свай. Работа гигантская, но и результат впечатляющий. С конца XIX в. мост стал частью Царицынского шоссе, связавшего станцию Царицыно с Каширской дорогой. В Отечественную войну по нему проходили танковые колонны. Мост исправно служил до 1975 г., пока не проложили Новоцарицынское шоссе. После этого мост забросили, и он тихо разрушался.
В 1985-1995 гг. Большой мост восстановили в варианте начала XIX в. В реставрации принимали участие польские специалисты.
Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова в 1776-1778 гг. По мосту проходит главная аллея усадьбы, так называемая Берёзовая перспектива. Она начинается на Большом мосту и заканчивается у Фигурных ворот, выходящих в парк. Когда-то «Берёзовая перспектива» была аллеей, обсаженной берёзами. Теперь берёзы заменили липы.
Под мостом – ворота – второй парадный въезд в усадьбу. Ворота «охраняются» высокими сторожевыми полукруглыми башнями со стрельчатыми окнами. Венчают башни зубцы в виде «ласточкиных хвостов», как на стенах Московского Кремля. Между башнями – высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов.
Мост реставрировали в 1987-1992 и 2006 гг.
Царицынские пруды
Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в середине XVII в., когда усадьбой Царицыно владели бояре Стрешневы, и образовали единый каскад с Борисовским прудом, который был создан в 1600 г. по указу Бориса Годунова. Разделяются Царицынские и Борисовский пруды Шипиловской плотиной.
Верхний пруд площадью 17 га находится на реке Язвенке. Его средняя глубина 3 м. К пруду выходят Малый дворец и Оперный дом. Прежде к нему от Малого дворца спускалась лестница. Украшением пруда является Круглый остров, насыпанный, предположительно, в середине XVIII в.
Нижний пруд площадью 53 га расположен в пойме реки Городни. Его средняя глубина 2,5 м. На пруду расположен свайный остров в виде подковы. В 1980-е гг. после сооружения дамбы, по которой пошла трасса Новоцарицынского шоссе, от Нижнего пруда отделился Средний Царицынский пруд.
Верхний и Нижний Царицынские пруды разделены плотиной, построенной в 1777-1779 гг. по проекту К.И. Бланка. По ней проходит аллея, ведущая к Фигурному мосту с воротами.
В 2005-2006 гг. пруды очистили, укрепили их берега, вдоль прудов проложили дорожки. Были проведены раскопки, позволившие определить места существовавших здесь в XIX в. лодочных пристаней. Пристани восстановили на прежних местах по гравюрам XIX в.
Фонтан на острове-подкове с мостами
В 2007 г. на острове-подкове Среднего пруда появился светодинамический фонтан, к которому ведут стальные ажурные мосты. Диаметр фонтана 55 м. Это самый большой фонтан в Москве. Высота водяных струй меняется синхронно с музыкальным сопровождением и может достигать 15 м. Обеспечивают это 915 водомётов и 82 подводных насоса. Подсветка насчитывает 3312 светильников.
Схема усадьбы «Царицыно»
Прогулка по Царицыну
Дворец Царицыно на панораме Яндекса
Музей-усадьба «Царицыно» на карте ►.
Тайны и загадки Царицыно
Про это место существует огромное количество мифов и легенд. Говорят, есть даже мистический смысл в истории Царицынского дворца. И даже личная трагедия архитектора Баженова связана с погребальными ритуалами древних вятичей, курганы которых до сих пор возвышаются в этих местах.
История возникновения усадьбы Царицыно
Местность получила нынешнее название в 18 веке. До этого здесь располагалось небольшое поселение Богородское. Принадлежало оно сестре Бориса Годунова, Ирине. Позже, в период польской оккупации деревня почти полностью сгорела.
Образовавшееся после пожара новое поселение назвали Черной Грязью. У этого названия тоже есть своя история. Сохранились сведения, что тут действительно были целебные грязевые источники. И даже царские особы получали от них исцеление, благодаря чему и стали они стремиться в эти места.
Изначально землями владели бояре Стрешневы, затем Голицыны. В 1712 году Петр І пожаловал эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру в качестве подарка за союзническую помощь в войне с турками и компенсации за утраченный престол.
Но все было не так просто, как может показаться. У князя была дочь, к которой Перт Первый имел интерес и благополучно его удовлетворил. А потом просто забыл про нее. Но на жизнь княжеской дочери это наложило неизгладимый отпечаток, и она прокляла Петра и эту землю.
Екатерина ІІ обратила внимание на места с целебной грязью в 1775 году во время конной прогулки по окрестностям Коломенского. Тогдашней оно было летней царской резиденции, но Екатерина почему-то Коломенское недолюбливала.
Новую летнюю резиденцию было решено строить в этом живописном месте. В то время хозяином этих земель был сын Дмитрия Кантемира, Сергей. По воспоминаниям современников, не самый приятный тип. Обожал карточные игры, но играть при этом толком не умел.
Строить новый летний дворец было поручено архитектору Василию Баженову. Он с радостью с принялся за работу. Буквально через несколько месяцев недалеко от курганов вырос небольшой деревянный дворец. Тем же летом его посетила сама императрица в компании со своим фаворитом князем Григорием Потемкиным.
Строительство комплекса зданий новой императорской резиденции заняло у Баженова более 10 лет. Считается, что именно здесь родился стиль, который позже назовут «русской готикой».
Строительство требовало больших денег. Есть свидетельства, что Баженов выходил за рамки сметы, и ему приходилось тратить собственные средства на продолжение работ. Из-за финансовых проблем имение жены архитектора и дом в Москве были проданы, а сами Баженовы переехали в казенный домик в «Царицыно». А когда дворец был практически завершен, с проверкой внезапно приехала сама императрица.
И тут выяснилась неприятная деталь. Для Баженова в архитектуре была важна внешняя красота и гармония. А для императрицы — удобства и комфорт.
По легенде, при осмотре дворца Екатерина не обнаружила ни одного туалета. В итоге Екатерина приказала разобрать резиденцию до основания и возвести новое здание. По истине, уникальный случай!
Истинные причины такого странного поступка императрицы до сих пор остаются темой для обсуждений. Одна из самых популярных версий гласит, что ей не понравилось большое количество в декоре дворцового комплекса масонских знаков.
Конечно сомнительно, что сама по себе символика общества «вольных каменщиков» могла стать причиной такого радикального решения императрицы. Скорее, дело было в том, что сам Баженов входил в масонскую ложу, причем имел достаточно высокий градус посвящения.
В итоге строительство нового дворца поручили Матвею Казакову – ученику Баженова. Для теперь уже бывшего архитектора это стало настоящей трагедией. Годы напряженной работы, мечты о дворце, который прославит его на века, обернулись крахом и профессиональным понижением.
Хотя, забегая вперед, можно сказать, что и творение Матвея Казакова ждала не самая лучшая судьба. Дворец был еще не достроен, когда умерла Екатерина, а взошедший на престол Павел І этим проектом не заинтересовался. Строительство было приостановлено и имение постепенно приходило в запустение.
При Александре I в 1803 году Царицыно превратилось в место для прогулок. А спустя еще пару десятков лет недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. Местность постепенно заселялась чиновниками и творческой интеллигенцией.
Произошла революция и в Царицыно поселился пролетариат. В хлебном доме организовали коммуналки практически без удобств. Печное отопление, туалеты во дворе, за водой на колонку.
Время было трудное, условия жизни тоже не легкие, о аномальных зонах говорить перестали. Зато на территории парка появились огороды и подсобные хозяйства.
Реконструкция Царицино
К началу двухтысячных дворец пришел в критическое состояние. По сути это были уже одни развалины, заваленные мусором.
В 2007 году было принято решение о реконструкции всего паркового комплекса. И это был уже фактически третий по счету дворец в Царицыно.
К тому времени от большого дворца остались только стены. Все остальное пришлось строить заново. Кто-то говорит, что памятник архитектуры фактически уничтожен, другие специалисты считают, что здесь сохранилось много подлинного.
Спорить тут можно долго, а можно самому приехать и посмотреть, как сейчас выглядит это удивительное место. Если конечно вы живете в Москве.
Достопримечательности парка Царицыно
Их тут не мало. Есть архитектурные, а есть природные. Но мы поговорим о самых таинственных и загадочных.
Чертова Лестница
Одна их достопримечательностей Царицынского парка – башня под названием Руина. Она не такая древняя, как может показаться. Ее построили в начале XIX века, когда в моде были сооружения, имитирующие древние развалины.
Такие постройки должны были создавать особое, романтическое настроение у гуляющих в парке.
Никаких страшных историй или мрачных тайн, связанных с башней я не слышал. Единственное что, говорят к концу XIX века ступеньки стали разрушаться, и было несколько случаев падения, гуляющих с башни. Про их состояние на момент происшествия история умалчивает. Но Руину стали называть «Чертовой лестницей».
В советское время башню стали активно использовать для тренировок скалолазы.
Интересный факт из истории парка. Скалолазы использовали для отработки навыков и тренировок практически все объекты парка, даже стены Большого Дворца, практически на протяжении шестидесяти лет.
Курганы вятичей
Древние славянские племена населяли эту местность еще в XI-XII веках. В глубине парка до сих пор возвышаются курганы вятичей.
Курганы в Царицынском лесопарке начали изучать еще в XIX веке. Теперь уже доподлинно известно, что те древние племена хоронили своих мертвых в курганах, которые представляли из себя высокие насыпи над могилами.
Здесь находили много интересных вещей, благодаря которым удалось воссоздать быт и нравы того времени. В основном это фрагменты украшений и керамики.
Курганы изучают уже давно, но специалисты уверяют, что древние погребения принесут еще немало сенсаций. Ведь некоторые захоронения до сих пор остались нетронутыми. Среди курганов Царицыно есть еще не раскопанные, есть курганы, которые были разграблены в прошлом или полу раскопаны. Но даже они могут дать информацию.
В наши дни эти места так же являются священными для язычников. Тут существует и функционирует самое настоящее капище.
Есть в лесу поляна, на которой сходятся два мира: мир живых и мир мертвых. По крайней мере, так говорят многие кто способен тонко чувствовать энергетику этих мест.
«На стыке жизни и смерти есть нечто между мирами, нечто такое, где обе стороны открыты, и человек тут обладает другой степенью свободы. То есть он иначе дышит. Он открыт и тому, и этому миру».
Вот такое определение этих мест я нашел в интернете.
Капище в современном виде существует тут уже давно. Изображения языческих богов воздвигли в июне 1995 года. К тому времени как раз закончились очередные раскопки. Сейчас на поляне в Царицынском лесу стоят деревянные Велес, Лада и Даждьбог.
Это уже далеко не первые по счету чуры. Периодически их уничтожают религиозные фанатики или просто хулиганы.
Считается, что как раз по этой причине здесь и существует сильная геопатогенная зона. Для этих мест совсем не редкость внезапные пожары. Случаются они слишком часто чтобы можно было списать это на разовый несчастный случай.
Почти достроенный дворец Казакова сгорел при неясных обстоятельствах. Хозяйственные постройки, в которых размещались различные учреждения, горели чуть ли не каждый год. В феврале 2008 сгорел оранжерейный комплекс. В январе 2010 огнем уничтожен барак, построенный на месте дачи председателя первой Государственной Думы, по давней традиции называвшейся «дачей Муромцева».
Но не смотря на все это, люди идут сюда постоянно. Как будто что-то манит провести здесь время, прогуляться по тенистым липовым аллеям.
Я думаю, что прекрасная природа, сильная энергетика, а так же запах свежести леса и древней тайны манит сюда толпы отдыхающих каждый день.
Легенды Царицыно
Легенд, связанных с этими местами существует не мало. Часть из них передавались на словах, часть найдена в письменных источниках. Сегодня все они собраны в интернете на разных сайтах. Я собрал в этой статье самые интересные.
Черная Грязь
В конце 16 века на месте сегодняшнего Царицыно находилось село Богородское, вотчина царицы Ирины сестры Бориса Годунова.
Согласно легенде, деревня сгорела. После этого поселение назвали Черной Грязью. Только уничтожение деревни не единственное, что погибло в этих местах. Из уст в уста передается предание о том, что царица Ирина не могла родить наследника, все беременности заканчивались выкидышами. Лишь один раз ей удалось выносить и родить девочку, но и она умерла в младенчестве.
Люди стали говорить, что не родится на этой земле ничего. Пошли слухи что она выжжена и убита с помощью колдовства.
Верить в колдовство или нет, личное дело каждого. Но все, кто в дальнейшем владел Черной Грязью — Стрешневы, Голицыны, Кантемир – не оставили потомства, их род прекратился.
Проклятие Стрешнева
Сохранилось предание, что Семен Стрешнев, к которому Черная Грязь перешла по наследству, знал о проклятии этих мест. Что бы избавиться от проклятия он обратился за помощью к сильному колдуну, чтобы тот снял проклятье. Колдун предупредил, что это будет сделать совсем непросто, но согласился.
Предположительно, колдуну не дали довести начатое до конца. Он был схвачен по доносу местных жителей. Сам Стрешнев был обвинен в связи с колдунами и проклят патриархом Никоном.
Странное решение Екатерины II
Как известно, Екатерина II после покупки Черной Грязи меняет название на более благозвучное – Царицыно. Но изменилась ли от этого судьба усадьбы?
При ее жизни история усадьбы известна – она не стала местом, где кипит жизнь. Заброшенная и недостроенная усадьба с парковой зоной так и оставалась долгое время пустой и заброшенной.
Загадкой для историков и исследователей Царицыно являются вопросы:
Официально на эти вопросы ответ так и не найден. Но есть не официальные версии, иначе говоря, легенды.
Судьба архитектора Баженова
Нет сомнений в том, что архитектор Баженов знал о проклятии этого места. Но проект был для него очень важным и масштабным. Он верил, что его сил и таланта хватит, чтобы справиться со сложной энергетикой этих мест. К тому же он состоял в масонской ложе.
В те времена масонство еще не выродилось в полностью политические движение, еще существовало оккультное масонство, и Баженов как раз и был из тех самых «настоящих» вольных каменщиков.
Масоны предложили в качестве защиты расположить их символы на фасадах строящихся объектов. Это должно было стать и защитой от старого проклятья, и демонстрацией силы масонов.
Но вышло как раз наоборот. Считается, что именно наличие масонских знаков не понравилось императрице, и именно поэтому она велела разрушить главный корпус дворца.
Возможно, Екатерине не понравилось, что Баженов-масон подружился с ее сыном Павлом I. Она понимала, что Баженов действует в интересах ложи. Именно поэтому она разочаровалась в своем, когда-то любимом архитекторе, и приказала разрушить его главное творение.
Но это лишь предположения.
Еще одно проклятие
Говорят, что Баженов, отстраненный от работы над главным строительством всей своей жизни, обратился к колдуну или к высшим иерархам масонской ложи, с просьбой проклясть это место. Он хотел, чтобы никто и никогда не смог здесь ничего построить. По слухам, он получил отказ, так как, что никто не может проклясть это место больше, чем оно уже проклято.
Тот факт, что Казакову не удалось достроить дворец, подтверждает эту легенды.
Легенд и загадок вокруг Царицыно не мало. И как ни странно, история большинство из них подтверждает.
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.