Что было раньше нацизм или фашизм
Почему в СССР нацистов ошибочно называли фашистами
Фашисты
Вообще, фашизм с трудом поддаётся точному определению, слишком разные его версии зародились в 1920-1930-е годы. Фашистов объединяет обязательное строительство культа личности вождя, стремление к авторитарному и тоталитарному режиму правления, выраженный антикоммунизм, антидемократизм, «национально ориентированная» политика, стремление сгладить классовые противоречия, и, конечно же, дух экспансии. Сам Гитлер открыто признавал, что корни национал-социализма лежат в том числе в итальянском фашизме.
Первые «фашисты» (так называли себя последователи «дуче» – Бенито Муссолини) имели много общество с нацистами, но также и во многом отличались от них. Фашисты создали в Италии корпоративное государство, наладили неплохие отношения с церковью (чего у немцев не было), не истребляли евреев и другие национальные меньшинства, вообще отличались меньшим уровнем агрессии внутри страны.
Нацисты
Как пишет историк А. Патрушев («Германия в ХХ веке»), идеология национал-социализма представляла собой «идейную кашу», в которой все приверженцы правой части политического спектра могли найти для себя что-то привлекательное – тут и антикапитализм, и антикоммунизм, и антисемитизм, и расизм, и идеи имперского величия, и милитаризм. Всё это нацисты не выработали сами, а аккумулировали и довели до крайности, позаимствовав в национально ориентированной и просто популярной философии того времени (тот же социал-дарвинизм, к примеру). Вся эта «каша» замешана была на догматических антисемитских и расистских постулатах. По части основного идейного содержания движение национал-социалистов гораздо дальше от Муссолини, чем по части политических методов.
Чтобы подчеркнуть ряд тонких различий между итальянцами и немцами, в последние десятилетия принято не называть национал-социалистов фашистами. С точки зрения употребления терминологии такая дифференциация удобна и более точна. В то же время стоит признать, что исследователи (в том числе советские), которые и нацистов называли и называют фашистами, тоже выдвигают убедительные аргументы в пользу своего подхода. Во всяком случае, хоть и не следует отождествлять итальянский фашизм и немецкий социализм, но называть нацистов фашистами – не ошибка! Действительно, следуя определённым критериям и помня об их уникальных особенностях, нацистов можно считать представителями масштабного фашистского крыла европейской политики своего времени.
«Германский фашизм»
Прежде всего так поступали учёные СССР. Национал-социализм советская историческая наука хоть и определяла именно так, но считала его частным случаем фашизма. Исходили они из того, что фашизм – это более широкое определение явлений одного порядка. Фашистами признавали все крайне правые движения (Муссолини, Франко, Салазара, Мосли, Квислинга и др.). Кстати, многие фашисты разделяли такой же подход к терминологии (к примеру, бельгийский фашист Леон Дегрелль) и называли фашистами и гитлеровцев, и их политических союзников.
Так что политику Гитлера десятилетиями и в десятках тысяч текстов называли «фашизмом» или «гитлеризмом». Отечественная историческая наука, исходившая из марксистско-ленинской методологии, считала фашизм хищнической стадией империализма, формой безудержной эксплуатации масс, использующей в свою пользу антикапиталистические настроения народа. Фашизм – это общество ненависти, направленной на какую-либо группу. Нацисты, таким образом, отличаются от других фашистов в основном лишь выбором своих жертв и ситуационными, исходящими из немецких обстоятельств политическими тактиками и государственным устройством. Поэтому А. А. Галкин, самый известный советский историк национал-социализма, называл его «германским фашизмом» (так же называется главный труд Галкина). В этом труде и фашисты, и нацисты – политические течения одного порядка, в обоих можно найти признаки антикоммунистической, реакционно-капиталистической политики. В рамках марксистско-ленинской школы, склонной к чёткой типологизации, сходства были важнее различий. Был и ещё один дополнительный повод для СССР не называть «национал-социализм» именно так. Проблемы была во второй части этого названия: ни к чему было дискредитировать «социализм» и лишний раз вызывать у обывателя, столкнувшегося со сложным миром политических дефиниций, когнитивный диссонанс. В общем, удобнее было не смущать народ. В 1991 году плюрализм вернулся в исторические тексты, а вместе с ним и национал-социалисты.
Зарождение фашизма и нацизма
Война и последовавшие за ней события привели к активизации националистических движений в ряде европейских стран. В одних случаях национализм использовался как средство мобилизации людей для достижения военной победы. В других он был необходим для укрепления основ вновь возникших независимых государств. К нему обращались и те, кто потерпел поражение в войне или считал себя обиженным и искал «виноватых». Общим основанием националистических настроений были идеи исключительности и превосходства одного народа над другими. Часто они перерастали в чувство национальной вражды, нетерпимости. В рассматриваемый период эти идеи получили широкое распространение в общественной и политической жизни ряда стран. В некоторых случаях это привело к далеко идущим историческим последствиям.
Возникновение фашистского движения в Италии
С марта 1919 г. в Италии стали создаваться «Фаши ди комбаттименто» («fasci di combattimento» («Боевые союзы»)). Их участников (большей частью бывших фронтовиков) объединяли крайне националистические, шовинистические взгляды, неприятие социалистических идей, стремление к сильной власти. Возглавил движение Б. Муссолини, имевший к тому времени определённую политическую известность.
Бенито Муссолини (1883—1945) родился в семье ремесленника. В молодости вступил в социалистическую партию. Общественную деятельность начал как красноречивый оратор и журналист. Издавал газету «Классовая борьба», где критиковал «всех и вся»: монархию, милитаризм, богачей, социал-реформистов и т. д. Честолюбивый и напористый, Муссолини вскоре добился поста главного редактора центральной газеты социалистической партии «Аванти!» («Вперёд!»), от которого был освобождён в 1914 г. за агитацию в пользу вступления Италии в войну (социалистическая партия в то время выступала против войны). Уже через месяц Муссолини начал издавать газету «Пополо д’Италиа» («Народ Италии»), где критиковал политику социалистической партии. Теперь он сделал ставку на идеи национального величия Италии. Побывав на фронте, Муссолини принял облик героя, защитника интересов обиженной нации (суждение о том, что Италию незаслуженно «обошли» при разделе добычи победившими в мировой войне странами, было весьма популярным в то время). Перейдя на другие политические позиции, Муссолини не изменился в главном — стремлении пробиться наверх. На этот раз трамплином должно было стать зарождавшееся фашистское движение.
Программа первоначально немногочисленной организации фашистов была рассчитана на то, чтобы завоевать поддержку широких масс. В ней содержались следующие требования: упразднение сената, полиции, привилегий и титулов; всеобщее избирательное право, гарантии гражданских свобод; созыв Учредительного собрания; отмена тайной дипломатии и всеобщее разоружение; прогрессивный налог на капитал; установление 8-часового рабочего дня и минимума заработной платы; участие рабочих в техническом управлении предприятиями; передача земли крестьянам; запрещение труда детей до 16 лет; всеобщее образование и бесплатные библиотеки и др.
Наряду с агитацией движение использовало для укрепления своих позиций и другие методы. Осенью 1919 г. фашисты начали создавать вооружённые отряды, куда входили офицеры-фронтовики, националистически настроенные мелкие собственники, студенты. Они нападали на участников рабочих демонстраций, устраивали погромы в редакциях социалистических газет (была разгромлена и редакция газеты «Аванти!»). В период подъёма рабочих выступлений фашисты выдвинули задачу «борьбы против большевизма». Националистическая и антирабочая направленность движения, призывы к сильной власти привлекли внимание правящих кругов. Движение стало получать финансовую поддержку. Это ещё больше воодушевило фашистов.
Приход фашистов к власти
Осенью 1921 г. движение оформилось в Национальную фашистскую партию, которая начала открытую борьбу за власть в стране. Рабочие и социалистические организации выступали с забастовками протеста, в ряде городов происходили вооружённые стычки рабочих с фашистами. Муссолини выдвинул требование предоставить фашистам места в правительстве. Он заявил: «Мы, фашисты, не собираемся идти к власти через “чёрный ход”, сейчас вопрос о власти становится вопросом силы».
28 октября 1922 г. вооружённые колонны одетых в чёрные рубашки фашистов двинулись в «поход на Рим». У центральной власти не хватило решимости для борьбы. С согласия короля Виктора-Эммануила Муссолини 30 октября занял пост премьер-министра Италии. В тот же день фашисты триумфально прошествовали по центральным улицам и площадям Вечного города. Одновременно начались погромы в рабочих кварталах. Новая власть не хотела терять времени даром.
Б. Муссолини (слева) во главе «похода на Рим»
В последовавшие годы в Италии была создана система тоталитарного фашистского государства. Власть сосредоточилась в руках дуче (вождя) Муссолини. Парламент превращался лишь в её придаток. Все политические партии и организации, кроме фашистской, были распущены и объявлены вне закона, а многие их руководители зверски убиты. Законом «О защите государства» вводилась смертная казнь для противников режима. Фашистская «милиция национальной безопасности» стала частью государственной машины.
Постепенно установился жёсткий контроль государства и в сфере экономики. Это достигалось путём создания системы производственных корпораций, в которые входили представители предпринимателей и прошедших фашизацию профсоюзов. Официальная пропаганда утверждала, что корпорации должны «покончить с классовой борьбой и привести к социальному сотрудничеству». На деле они использовались для регулирования экономических и социальных отношений в интересах фашистского государства.
Фашистская идеология и культ дуче утверждались во всех сферах жизни общества. В образовании и культуре ставились задачи воспитания молодёжи в фашистском духе. Муссолини, забыв о своём юношеском безбожничестве, заключил договор с Ватиканом, чем обеспечил фашистскому режиму поддержку со стороны могущественной католической церкви. Папа римский Пий XI назвал его человеком, «ниспосланным Италии Провидением».
Зарождение нацизма в Германии
В эти же годы возникло национал-социалистическое движение в Германии. Произошло это в Баварии. Во время бурных событий 1919 г. здесь активизировались не только левые силы, провозгласившие советскую республику. Появились и праворадикальные организации, в том числе Немецкая рабочая партия, состоявшая первоначально всего из нескольких человек. Осенью 1919 г. в неё пришёл ефрейтор германской армии А. Гитлер. Он был направлен в партию в качестве агента военных кругов, стремившихся распространить своё влияние на различные политические организации, но вскоре решил всерьёз связать с ней свою карьеру.
Адольф Гитлер родился в 1889 г. в австрийском городке Браунау. Не сдав выпускные экзамены в средней школе, он попытался стать студентом Академии художеств в Вене, но неудачно. Оказавшись без профессии и работы, перебивался случайными заработками. В годы мировой войны вступил добровольцем в германскую армию. Поражение Германии вызвало у него чувство горечи и озлобления на «национальных предателей» и «социалистических политиканов», которые, как он считал, своими действиями в ноябре 1918 г. привели Германию к краху.
Вскоре партия была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), а Гитлер стал её председателем. Он хотел сделать партию массовой. Партийная программа 1920 г. предусматривала мероприятия против «неправильного капитализма»: изъятие нетрудовых доходов и военной прибыли, переход к государству крупных предприятий, расширение пенсионного обеспечения, передачу универмагов в аренду мелким торговцам, проведение земельной реформы и запрещение спекуляций землёй и др.
В борьбе за политическое влияние нацисты использовали и силовые методы. С 1921 г. стали создаваться военизированные подразделения нацистской партии — «штурмовые отряды» (СА). Одетые в коричневую форму со знаком свастики (креста с загнутыми краями) штурмовики совершали налёты на рабочие кварталы, редакции рабочих газет и т. д. В период обострения политической борьбы в Германии осенью 1923 г. Гитлер при поддержке известного со времён мировой войны генерала Э. Людендорфа попытался совершить государственный переворот. На митинге в одной из мюнхенских пивных он объявил правительство низложенным, а себя диктатором. «Пивной путч» был подавлен, а его организаторы приговорены к тюремному заключению. В тюрьме Гитлер написал ставшую потом известной книгу «Майн кампф» («Моя борьба»). Несмотря на то что первая попытка прорваться к власти не удалась, он надеялся дождаться своего часа.
Завершая рассмотрение событий 1918 — начала 1920-х годов в странах Европы, нельзя не отметить их сложность и противоречивость. Стремление к свободе и справедливости переплеталось с жестокостью революции и контрреволюции. В острой борьбе происходило размежевание политических движений и партий. Из социал-демократии выделилось коммунистическое движение. В эти же годы заявили о себе праворадикальные, фашистские и нацистские силы. Провозглашая идеи «нового порядка», они устремились к власти там, где недавно бушевали революции.
Отличие фашизма от нацизма
В современном обществе принято отождествлять термины «национализм» и «фашизм». Однако это не совсем верно. Эти два понятия были объединены в годы Великой Отечественной войны в СССР. В Советском Союзе национал-социалистов стали называть «фашистами», что вызвало недоумение у многих пленных немцев. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.
Что такое фашизм и национализм?
Фашизм основан на тоталитарной власти государства и полного подчинения ему личности. Для фашизма характерен культ личности правителя, однопартийной системы управления и превосходства титульной нации над другими народами. В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте.
По сути своей фашизм, как политическое явление, был создан Б. Муссолини и его объединением «Союз борьбы» в Италии. (отчасти имела место идея возрождения великой Италии как преемницы Римской империи).
А вот национал-социализм, более известный как нацизм, является смешением идеологии нацизма и социализма. Для нацизма высшей ценностью был народ (в Германии это была арийская раса), а фашисты ставили выше всего государство.
В чем разница двух идеологий?
В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было.
Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.
Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового.
Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии.
В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив на выборах 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.
У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.
Но давайте разберемся по порядку:
Оба идеологических и политических течения уходят корнями в XIX век, и непосредственно связаны с философскими выкладками Ч.Дарвина, Ф.Ницше, Г.Лебона, Ж. Габина. Что же эти господа такого написали?
Ну, кто самые правильные по теории Гобино, мы все и так знаем, спасибо немцам.
Вот на таких «гуманных» идеях формировались идеи фашизма и нацизма.
А отличия таковы:
Фашизм – главное государство. Государство формирует нацию независимо от национальности граждан.
Утверждается гражданский национализм. Отсутствуют расовые теории, поддержка церкви, корпоративная экономика и авторитаризм.
Нацизм – главное нация (раса). Государство лишь средство сохранение нации. После полной гегемонии одной нации государство не нужно. В идеологии расизм, главенство одной расы (арийской) над другими. Вместо церкви возникновение языческих и оккультных явлений в обществе и политической жизни. Государственно-монополистический капитализм и тоталитаризм.
Причем фашистские режимы не ставят самоцелью ведение войны с другими государствами. Кроме Италии профашистские режимы существовали так же в Румынии, Болгарии, Венгрии и Хорватии, Югославии, Австрии и Бразилии. Но благо история сама показала несостоятельность и деструктивность данных политических концепций. Философам свойственно ошибаться, да и жаждущим власти людям с завышенной самооценкой тоже. Печально, что человечество учится на собственной крови. А те, кто до сих пор романтизируют и превозносят радикальные режимы часто страдают от неполноценности и низкой самооценки, ну в общем тут все по Фрейду.
Почему Германия не была фашистской? 3 ключевых отличия между фашизмом и нацизмом
Ещё со времен советских учебников, было распространенное заблуждение, по которому Третий Рейх называли «фашистской Германией» ( моя бабушка кстати до сих пор его так называет). Фашизм с нацизмом имеет некоторые общие черты, но в целом это разные политические системы. В этой статье я расскажу о главных различиях между нацизмом и фашизмом.
Итак, для начала я хочу сказать, что Германию действительно называли фашистской, а не нацистской. Скорее всего это было сделано, чтобы у людей, живущих в СССР не появлялось дурных ассоциаций связанных с социализмом. (Напомню, что руководящая партия в Третьем Рейхе национал-социалисты.). Итак, теперь, когда мы разобрались, что в Германии нацизм, а в Италии Фашизм, можно приступать и к самой статье.
Фашизм
Начальная стадия фашизма стала появляться ещё в 1880-х годах. В основе своего мировоззрения фашисты используют некоторые тезисы из трудов Дарвина, Вагнера, Артюра де Гобино и разумеется Ницше. Чуть позже появляются идеи о превосходстве организованного меньшинства над неорганизованным большинством, причём необязательно в национальном подтексте. В наиболее чистом виде фашизм был в Италии, однако в Вишистской Франции, Бельгии, Японии, Испании, Румынии и Аргентине, так же были подобные режимы.
Шествие румынских фашистов. 30-е годы. Фото взято в свободном доступе.
Если говорить простым языком, фашизм это тоталитарное движение с чертами национализма, которое выступает с жесткой критикой капиталистов, коммунистов и либералов.
Нацизм
У нацизма очень много схожих черт с фашизмом, но не всё так просто. Несмотря на то, что нацизм считают «немецким фашизмом, придуманным Гитлером», это не совсем так. Теория нацизма была сформулирована ещё в 19 веке, шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем, но разумеется, что от «гитлеровского варианта» она была далека. В основе нацизма лежит тезис о создании идеального национального государства под предводительством вождя (фюрера).
Адольф Гитлер с баварскими правыми консерваторами в начале своей карьеры. Фото в свободном доступе.
Теперь, когда мы разобрались с базовыми понятиями, можно поговорить и о различии этих режимов.
№1 Роль государства
Для фашизма, государство было главным институтом и непререкаемым авторитетом. Муссолини говорил: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Всё происходящее в фашистской стране, делалось только в интересах государства, так как её цели были самыми важными.
У национал социалистов был другой подход. Для них государство было средством защиты и помощи для народа, ради которого это всё и затевалось. То есть, в теории, всё делается в интересах именно народа. Разумеется, что возникает вопрос: «А зачем тогда Фюрер, если всё для народа?». Если говорить простым языком, он нужен для сохранения политического строя.
№2 Расизм и антисемитизм
Для нацистов огромное значение имеет мононациональность, именно поэтому было написано столько расовых законов. А в термин «народа» закладываются его глубокие исторические корни. Помимо этого, характерной чертой нацизма является расизм и антисемитизм.
Если же говорить о фашизме, там понимание народа берётся в более обширном смысле. Практически все антисемитские законы в Италии были приняты под давлением Гитлера на Муссолини. В принципе в фашизме идея «высшей расы» не является приоритетной, а отношение к другим народам достаточно терпимое, если сравнивать с нацистами. Принадлежность к нации определяется не биологическими параметрами, а гражданскими (идеология, место рождения и т.д.).
Адольф Гитлер и Муссолини в 1940 году. Фото в свободном доступе.
№3 Разновидности режимов
Как я уже упомянул, нацизм развивался только в Германии, а фашистские режимы были в ряде других стран. Вот некоторые из них:
Отношение к религии
Я не стал выносить этот пункт в отдельный, но решил что об этом тоже стоит сказать. В случае германского национал-социализма использовались элементы язычества и оккультизма, в то время как в фашистских режимах обычно существовала поддержка традиционной религии (например католицизма).
Несмотря на то, что у этих режимов много общего, различия между ними довольно существенны, поэтому ставить их в один ряд, и называть Третий Рейх фашистским государством неуместно.
А теперь вопрос читателям:
Какие ещё различия я не назвал?
Фашизм или нацизм? Разбираемся в тонкостях
В российском обществе сложилась устойчивая тенденция к тому, чтобы называть Третий Рейх «фашистской Германией», а идеологию, занимавшую в Германии того времени монопольное положение – фашизмом. Однако насколько подобные суждения корректны? Не была ли допущена ошибка? То тут, то там этот вопрос настойчиво возникает, озадачивая обывателя, но неизменно остается без вразумительного ответа. Более того, частота применения термина «фашизм» в СМИ и в бытовом общении катастрофически зашкаливает, превращая определение в некое абстрактное клише, которое используют, подчас, нисколько не задумываясь над его реальным значением. Так как же все-таки правильно? Действительно ли Гитлер – фашист? Или, быть может, произошла подмена понятий? И раз уж на то пошло, то что же вообще представляет из себя собственно сам фашизм?
Начнем с того, что в действительности идеологом фашизма был дуче («вождь») Италии
Бенито Муссолини, сформировавший свое учение преимущественно на основе околосоциалистических концепций, которые он соединил с корпоративной и элитарной теориями. К тому же, собственно фашизм носит характер интернационального явления, признавая нацию как объединение по духу, а не по крови:
«НАЦИЯ не есть раса или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, то есть множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, то есть самосознание, следовательно, и личность»
Это проистекает из того, что в фашистской доктрине считается, что превыше всего стоит государство, которое и образует нацию – то есть, фактически, в состав нации могут входить представители различных рас и национальностей. Не были свойственны фашизму также антисемитизм и расизм, причем расовая теория и вовсе отвергалась как «смехотворная».
«РАСА – это чувство, а не реальность; 95 % чувства»
В связи с этим, в фашистской партии состояло более 10000 евреев (1/6 от общего числа проживавших в Италии) и несколько тысяч негров, которые признавались как полноценные граждане нового государства.
Далее, для фашизма характерна ориентация на современное искусство, поскольку в его непосредственной основе лежит футуризм, который и стал в конечном счете визитной карточкой режима Муссолини. Влияние футуризма заметно и в идеологии:
«БОРЬБА есть источник всех вещей, поэтому вся жизнь полна контрастов: любовь и ненависть; черное и белое; день и ночь; добро и зло; и пока эти контрасты не придут в равновесие, борьба как высшая фатальность будет всегда основой человеческой природы»
Важно отметить и то, что изначальный фашизм лишен империалистического аспекта, а его милитаризм носит объединительно-оборонительный характер, без агрессии в адрес других народов или стран. Сплачивающую функцию играет также церковь, активно поддерживаемая фашистами.
Фашистский режим, несмотря на тоталитарность, был довольно-таки мягким – за все время существования (21 год) вынесено 9 (!) смертных приговоров, что выглядит почти смешно на фоне масштабных репрессий того времени в Третьем Рейхе и СССР.
Наконец, одним из самых явных моментов является то, что символом классического фашизма никогда не была свастика! Фашистский символ – это фасция, древнеримский атрибут власти, давший название самому движению (лат. fascis – пучок, связка, союз).
В то же время, национал-социализм (нацизм) основан, в первую очередь, на шовинистических идеях пангерманизма, расизма и антисемитизма. В его самых основах лежит разделение людей на полноценных и неполноценных, что прямо противоречит фашистским идеям. Тем более что нацисты понимают нацию как закрытую генетическую касту, принадлежность к которой определяется происхождением и «чистотой крови».
Отсюда – концепция превалирования нации над государством и бесконечно повторяемая мантра «одна кровь – одно государство). Нацизм открыто провозглашает необходимость истребления целых народов ради благополучия других. Это и стало поводом к проведению таких мероприятий, как, например, печально известный Холокост, в результате которого погибло около 3 миллионов евреев по всей Европе.
Не удивляет на этом фоне и жесткая ориентация на традиционное, классическое искусство, сопровождаемая массовыми гонениями на представителей современного («дегенеративного») творчества. Недаром Третий Рейх у многих ассоциируется с монументальными проектами архитектора Шпеера и скульптурами Брекера, прозванного «Микеланджело 20-го века».
При этом, однако, велась последовательная борьба против церкви, которая шаг за шагом вытеснялась из всех сфер жизни. Нацизму были близки неоязыческие элементы, с чем и можно, пожалуй, связать активное использование рун и популярность оккультных теорий, которые стали неотъемлемой частью образа нацизма (достаточно вспомнить общество Туле и мощную организацию Аненербе).
Отсюда же напрямую вытекает эмблема, узнаваемая во всем мире и таким образом очерненная, несмотря на историю в несколько тысячелетий – свастика. Символизирующая бесконечность и нерушимость нового строя, она ошибочно ассоциируется, помимо нацизма, также и с фашизмом. Однако это неверно.
Мы видим, что нацизм и фашизм решительно отличаются друг от друга, а потому их отождествление как минимум некорректно и совершенно губительно для последнего, который оказался погребен под плитой ложных и просто ошибочных обвинений в расизме, шовинизме, антисемитизме и разжигании мировой войны. А между тем, Муссолини до последнего оттягивал вступление своей страны в войну, пытаясь договориться о союзе с Англией и Францией (которая и провалила эту идею) против Рейха, несмотря на заключенный с немцами Стальной Пакт.
Причины такой профанской классификации стоит искать в советской эпохе, когда, в стремлении очернить как можно больше потенциально опасных идей и создать своего рода пугало для граждан, под простой, легко запоминающийся и не вызывающий неправильных ассоциаций (в отличие от национал-социализма) термин «фашизм» были подогнаны все явления, в которых усматривался антикоммунистический оттенок. Следовательно, фашистами стали называть всех подряд, что, как было нами отмечено в начале, сохранилось и по сей день. На мой взгляд, необходимо произвести капитальную переоценку сложившихся стереотипов и терминологических определений, с целью создания более корректной исторической картины и частичной реабилитации ряда направлений политической мысли и множества отдельных личностей, незаслуженно очерненных и поставленных в один ряд с мясниками вроде Гитлера, Геббельса и Гиммлера, которые, к слову, в нашей стране также рассматриваются слишком однобоко.
Таким образом, можно сделать вывод, что, действительно, мы являемся свидетелями подмены понятий, и к собственно фашизму Гитлер не имеет ни малейшего отношения. При этом также становится очевидной необходимость проведения целого ряда новых и аполитичных исследований по данным направлениям, с целью восстановления справедливости и формирования правильных образов в головах людей.
Попытка открыть Окно Овертона. Сначала разделить нацизм и фашизм, затем оправдать итальянский фашизм и так далее. В итоге придут к оправданию немецкого нацизма и его агрессии против нашего народа.
гитлер конечно же не был фашистом, он стопроцентный пацифист, пацифизм этого персонажа так зашкаливал, что он одобрил план «ост». мои бабки, будучи в ослепительно прекрасной оккупации, рассказали за етот пацифизм. быть может они чего то не допоняли в гитлеровском пацифизме. хз.
Я учился в 1970х в советской школе.
И нас учили, что наша страна воевала с фашистами.
И дед мой говорил, что воевал с фашистами.
И во всех книгах про войну наши враги назывались фашистами.
А теперь каждый месяц появляется умник, который с профессорским видом рассказывает всякие идиотские «тонкости».
Шли бы вы все со своими разъяснениями.
А еще есть хорошее выражение: «В сортах говна не разбираемся»
Открываем словарь Даля:
Фашизм или нацизм. тонкости. да не, херня какая то, и тех и других. расстрелять.
А тот кто это опубликовал, очевидно же, любит полистывать интернет-изданьица и верит всему написанному без проверки.
статья правильная, идеологии надо изучать, историю знать. Врага нужно знать в лицо, а быдло «в сортах говна не разбирающееся» пусть дальше смотрит Малахова с Малышевой, да ОРТ.
Сохраню. Касательно бомбежки в комментах сделал небольшой, простой «типаребус»
нацистом быть не так плохо как фашистом? пост об этом или я чет не понял?
Разбираемся в сортах говна?
Расскажи ещё, что земля круглая. Может, тоже кто не в курсе?
все очень просто: легче сказать фашист чем национал-социалист, да и короче
плюсом сюда добавляется, что пропаганде легче противопоставить фашистов и коммунистов-социалистом (союз то был социалистическим государством), чем национал-социалистов и коммунистов-социалистом (объясняй потом чем их немецкий социализм отличается от нашего)
есно это все ИМХО (в англ. варианте, а не русском)
Фашизм (итал. fascio, fascismo-пучок, связка, объединение) Если вас обозвали фашистом, то скорее всего вы состоите в какой-то организации, о которой вы не знаете.
Автор, тебя заминусуют как и меня за этот коммент, тут народ не самый умный.
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Никто да?!
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Есть идея
Обман, кругом обман
Делай добро.
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.