Что было раньше снг или рсфср

До какого года был РСФСР

Содержание статьи

Что было раньше снг или рсфср. Смотреть фото Что было раньше снг или рсфср. Смотреть картинку Что было раньше снг или рсфср. Картинка про Что было раньше снг или рсфср. Фото Что было раньше снг или рсфср

РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Советская Россия) является первым в мировой истории социалистическим государством, образование которого было провозглашено 7 ноября 1917 года. Спустя почти год, 19 июля 1918 года, была принята и вступила в силу Конституция РСФСР.

С 1920 года – это уже одна из Союзных республик СССР, являющаяся самой большой по численности населения территорией с высоким уровнем промышленности и сельского хозяйства.

Советский Союз. Развитие и развал

За всю историю существования, республика являлась основообразующей для других 14-ти Советских республик, которые входили в состав СССР. Для многих жителей советской эпохи не было разницы, в какой республике он находится, так как политика партии была направлена на объединение народов с сохранением культурного наследия. Была идея экономического и политического объединения для противостояния Западу.

Продолжительная Холодная война, переросшая в политические интриги и шпионские ходы, привели к нестабильности на территории СССР. Власть партии была дискредитирована, а идеология демократии и гласности привела к новому течению в политике. Как итог, Советский Союз развалился, экономическая и политическая мощь некогда сверхдержавы были доведены до минимума.

Прекращение деятельности РСФСР. Образование Российской Федерации

Если следовать хронологическому порядку, то 2 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Это привело к открытому конфликту между СССР и РСФСР.

12 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР был денонсирован Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В настоящее время юристы оспаривают законность данного акта, так как она не является стопроцентной.

25 декабря 1991 года РСФСР переименовывается в Российскую Федерацию.

26 декабря 1991 года СССР прекращает свое существование, а РФ становится правопреемником и продолжателем.

Именно 25 декабря 1991 года РСФСР перестала существовать. В 1991 году наступил переломный момент не только для россиян, но и всех жителей бывших союзных республик. Сначала был организован СНГ (Союз Независимых Государств), но главы вновь образовавшихся суверенных государств стали проявлять ярую независимость от Российской Федерации, что привело к прекращению партнерства.

Источник

РФ или РСФСР: говорит ли путаница с обозначениями о фальсификации

Что было раньше снг или рсфср. Смотреть фото Что было раньше снг или рсфср. Смотреть картинку Что было раньше снг или рсфср. Картинка про Что было раньше снг или рсфср. Фото Что было раньше снг или рсфср

Сейчас Дорогомиловский районный суд Москвы рассматривает дело Марины Дунюшиной. Экс-руководителя Химкинского земельного комитета обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Следствие полагает, что чиновница незаконно передала IKEA около 20 га земель в Химках. Одним из доказательств служит то, что в постановлении администрации Химок от 1993 года указан Земельный кодекс РФ. Документ с таким названием появится лишь в 2001 году, а тогда действовал Земельный кодекс 1991 года, который при принятии назывался Земельный кодекс РСФСР. Следователи утверждают, что постановление изготовлено задним числом или попросту подделано. При этом эксперты отнюдь не считают этот вывод однозначным, а поиск в базах данных показывает аналогичную путаницу в терминологии как в Постановлениях Правительства, так и в документах Высшего арбитражного суда.

С какой даты отсчитывать историю РФ

Верховный совет РСФСР 25 декабря 1991 года принял закон «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Тот нормативный акт предусматривал, что начиная с 25 декабря 1991 года обозначение «РСФСР» исключалось из:

– названия госорганов, их печатей, штампов и бланков;

– официальных актов и других документов;

– текстовых оформлений госсимволов.

Что было раньше снг или рсфср. Смотреть фото Что было раньше снг или рсфср. Смотреть картинку Что было раньше снг или рсфср. Картинка про Что было раньше снг или рсфср. Фото Что было раньше снг или рсфср

При этом для официального делопроизводства установили переходный период. В течение всего 1992 года печати, штампы и бланки госорганов могли содержать наименование «РСФСР», рассказывает Зубков.

Возникает вопрос, а сохранили ли нормативные акты РСФСР, принятые до 25 декабря 1991 года, свое прежнее название. А некоторые документы тех лет действуют и сейчас. Среди них такие, как Закон от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» или Закон от 26 июня 1991 года № 1490-1 «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами». Современная юридическая техника говорит нам, что да, но ниже мы вернемся к этому вопросу. Дальнейшие изменения в эти акты вносились уже Законами РФ (Федеральными законами), подчеркивает Зубков: «В соответствии с новым наименованием нашей страны, установленным с 25 декабря 1991 года». Эксперт считает, что именно 25 декабря 1991 года — ключевая дата, когда обозначение РСФСР стало историей, сменившись аббревиатурой «РФ».

Если документ датирован серединой 1992 года, но исходит от органа, содержащего наименование «РСФСР», или, наоборот, составлен летом 1991-го госорганами с обозначением «РФ», то есть повод задуматься о его подлинности, считает Зубков. Но обсуждаемое постановление датировано второй половиной 1993 года.

Ошибка в обозначениях или фальсификация?

При этом выяснить все обстоятельства изготовления бумаги, которой больше 25 лет, – дело трудоемкое, подчеркивает Алексей Агеев, юрист в сфере земельных и строительных споров. Если нельзя провести экспертизу давности документа, то суды предпочитают решать споры на основании других доказательств, объясняет эксперт.

Как применялась норма о переименовании «на местах», сейчас установить тяжело. Ведь тогда отсутствовали какие-либо разъяснения о том, как такое положение должно действовать. Но правила того периода теоретически позволяли менять название «РСФСР» на «РФ» в любых официальных документах, рассуждает Агеев.

Если целые госорганы в 1992–1993 годах иногда по ошибке вместо «РСФСР» писали «РФ», то и чиновники на местах могли аналогично запутаться, предполагает юрист: «Особенно с учетом возможных «перегибов на местах» при исполнении вновь принятых законов».

По его мнению, выглядит достаточно вероятной версия о том, что ссылка в документе 1993 года на Земельный кодекс РФ – это опечатка. Имеется в виду Земельный кодекс РСФСР. В связи с этим важно отметить, что нет широко распространённой практики, когда документ признаётся сфальсифицированным лишь из-за ошибочного упоминания законодательного акта, замечает партнер Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Уголовное право 12 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 25 место По количеству юристов 27 место По выручке Профайл компании × Елена Муратова.

Обратимся к текстам ЗК 1991 года и 2001 года. Ст. 39 Земельного кодекса 1991 года регулирует вопросы прекращения права собственности на землю, что согласуется с остальным содержанием постановления, а также с определением пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды. Ст. 39 Земельного кодекса 2001 года регулирует иные правоотношения – права на земельный участок при разрушении здания, строения, сооружения. Это совсем иной случай, который не имеет никакого отношения к этому делу. Если делать вывод на основе содержания ст. 39, то речь в постановлении о ЗК 1991 года, считает эксперт.

«Поддельные» документы 90-х

Употребление «РФ» вместо «РСФР» при упоминании официальных документов и актов советского периода нередко встречается в документах начала 90-х. Так, в законе «О статусе столицы РФ» в редакции от 15 апреля 1993 года Конституция РСФСР именуется Конституцией РФ. А в Распоряжении Правительства РФ от 3 сентября 1992 года № 1627-р «О нормативном обеспечении процессов экономической реформы и стабилизации экономики» упоминается Земельный кодекс РФ, хотя речь идет о периоде, когда действовал Земельный кодекс РСФСР.

В информационном письме ВАС от 31 июля 1992 года «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» говорится: «Госарбитраж Краснодарского края, установив, что договор купли-продажи пансионата в надлежащем порядке не был оспорен, признал неправомерным фактическое распоряжение имуществом кооператива. В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на строения, сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком».

ВАС ссылается именно на ст. 37 Земельного кодекса РСФСР – «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение». Ст. 37 Земельного кодекса 2001 года регулирует вопросы купли-продажи земельных участков.

Источник

Что было раньше снг или рсфср

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.20 Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ
Код элемента ЕГЭ: 3.3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции (разложения) в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сферах Советского Союза, что привело к прекращению его существования как государства в 1991 г.

Предпосылки распада СССР

Хронология событий в 1991 году

23 июля — Согласование М. С. Горбачёвым и руководителями 9 республик в рамках «Ново-Огарёвского процесса» (попытка выработки нового Союзного договора; назван по имени резиденции Президента СССР) проекта нового Союзного договора об образовании Союза Суверенных Государств (ССГ) (его подписание назначено на 20 августа 1991 г.)

19 — 21 августаАвгустовский кризис (путч). Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым. Изоляция М. С. Горбачёва на правительственной даче в Форосе (Крым) (с 18 августа) и его отстранение от исполнения обязанностей Президента СССР якобы по состоянию здоровья. Объявление чрезвычайного положения в отдельных районах страны. Ввод войск в Москву → силовыми мерами воспрепятствовать распаду СССР. Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, издавшее указ о незаконности действий ГКЧП. В Москве возникли баррикады, народ встал на защиту Дома Советов России («Белого дома»). 21 августа ГКЧП потерпел поражение.

23 августа — Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина о приостановке деятельности КПСС на территории России.

24 августа — Отставка М. С. Горбачёва с поста Генерального секретаря ЦК КПСС → конец КПСС в прежнем виде.

5 сентября — Самороспуск Съезда народных депутатов СССР.

5 декабря — Заявление президента Украины Л. М. Кравчука о выходе республики из Союзного договора 1922 г.

8 декабря — Заявление Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, президента Украины Л. М. Кравчука и председателя ВС Белоруссии С. С. Шушкевича о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (так называемые «Беловежские соглашения»)

21 декабря — Подписание в Алма-Ате (Казахстан) Декларации об образовании СНГ. Присоединение к СНГ Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

25 декабря — Заявление М. С. Горбачёва об отставке с поста Президента СССР.

26 декабря — Самороспуск Верховного Совета СССР.

1 января 1992 г. — Занятие Россией места СССР в ООН → исключение СССР из списка государств ООН

Последствия распада СССР

Образование СНГ

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (но не всеми). СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами России, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Российский парламент ратифицировал документ, тем самым он нарушил ст. 104 Конституции РСФСР, так как для ратификации Беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение влекло за собой изменение Конституции. В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение, вплоть до своего разгона в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ.

В подписании Алма-Атинской декларации присутствовали главы одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав. Туркмения не ратифицировала Устав и заявила, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Грузия в 1993 году присоединилась к Уставу, но в 2008 году решила выйти из СНГ. Украина не подписала Устав СНГ. В августе 2018 года Украина закрыла представительство при уставных органах СНГ. Однако заявление о выходе из СНГ Украина так и не подала.

Конспект урока по истории «Распад СССР. Образование СНГ». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Почему СНГ не стал новым СССР и какова его роль сейчас? Несколько малоизвестных фактов о Содружестве

Что было раньше снг или рсфср. Смотреть фото Что было раньше снг или рсфср. Смотреть картинку Что было раньше снг или рсфср. Картинка про Что было раньше снг или рсфср. Фото Что было раньше снг или рсфср

Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников. Но, как оказалось, куда более важную роль играют другие объединения – которые существуют внутри СНГ. Так для чего же было нужно его создавать и что СНГ дает входящим в него странам сейчас?

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России

История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один – регион или группа регионов пытается выйти их состава государства (и чаще всего – присоединиться к другому государству), возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется.

Понятно, что для каждого непризнанного государства главное – это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ. В частности, это были:

Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были.

Но, что еще интереснее, в СНГ пытался вступить и Татарстан – отдельно от России. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго – с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан (что предполагает статус, равный другим союзным республикам). В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости (больше половины голосов – «За»), а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости.

В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.

В СНГ была своя объединенная армия

Распад СССР был осложнен тем, что все 15 союзных республик объединяли Вооруженные Силы Союза ССР. Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы.

Последний министр обороны СССР Евгений Шапошников в итоге стал Главнокомандующим Объединенных вооруженных сил СНГ, которые были созданы в феврале 1992 года. Идея ОВС была в том, что границы СНГ охраняли бы единые Пограничные войска, а РВСН переходили под контроль РФ.

Однако с самого начала все пошло не так – Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.

Но главное, что положило конец ОВС – тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы – по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.

Однако в структуре СНГ все же есть единый военный орган – это Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), который был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте. Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же – вышли. К настоящему моменту в ОДКБ остается 6 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан, а руководящую роль играет Россия (для которой ОДКБ – это еще и способ влиять на политику безопасности в Центральной Азии).

Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет

Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами. Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства.

Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был – стороны не смогли договориться об исключениях из режима. Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал – но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности.

К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло – до реального документа дело дошло только в 2011 году. То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов.

По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии – в мае, а в Украине – в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств.

Правда, уже с 2016 года действие Договора о ЗСТ в отношении Украины было приостановлено по инициативе России. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции.

Для остальных государств Договор действует, однако для них само по себе Содружество Независимых Государств уже не играет такой ключевой Роли, как раньше, считает Виталий Манкевич из Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей:

Доля СНГ в мировой экономике существенно сократилась с 1990-го года: с 7% до 4,8%. Доля СНГ в структуре товарооборота России также сокращается последнее время. Так, в 1994 он составил 23,9%, в 2000 – 18,6%, в 2009 – 14,6%, а в 2014 – 12,1%, В 2019 – столько же, однако нужно учитывать, что из соглашения за это время выбыла Украина.

Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей.

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

К важнейшим событиям в истории СНГ можно отнести создание Таможенного союза. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии, в апреле текущего года объём взаимной торговли Евразийского экономического союза 2020 года составил 3 миллиарда 183 миллионов долларов.

Россия является самым важным экономическим звеном в СНГ, от неё зависит интеграция союзных государств в мировое экономическое сообщество. Главенствующая роль нашей страны в объединении является предпосылкой к проблемам внутри СНГ, связанным с тем, что многие участницы союза являются должниками России. Так, по данным Министерства финансов, на 1 мая 2019 года суммарная задолженность представителей СНГ перед Москвой составила 15,8 миллиардов долларов. Список заёмщиков возглавляет Беларусь, займы которой на 1 июня 2019 года равнялись 7,55 миллиардов долларов. На втором месте Украина с долгом в 3,7 миллиардов долларов. Из-за столь значительных займов ближайших соседей Российская Федерация вынуждена пересматривать логистику поставок сырья и других товаров в европейские страны. Существуют и трудности совместного выхода представителей СНГ на внешние рынки, связанные с тем, что экономические процессы в странах постсоветского пространства идут неравномерно. Каждая из них сейчас действует в соответствии с собственной нормативно-правовой базой.

В целом, на мировом рынке страны СНГ выступают самостоятельно, а для зарубежных контрагентов приоритетной остаётся внешнеэкономическая политика Российской Федерации.

Олег Богданов, ведущий аналитик QBF.

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *