Что было раньше в здании планетария на обводном
Газгольдер 1
наб. Обводного канала, 74 лит Ц
На 12.2014 внутри газгольдера находится парковка автомобилей.
Планетарий № 1
Кадр из фильма «Железная пята
олигархии» (реж. А. Баширов, 1998)
(добавил GeorgiaG )
Газгольдеры Главного газового завода
В 1856 г. двадцатилетняя монополия Общества освещения газом Санкт-Петербурга была нарушена появлением Общества столичного освещения, разместившего на Обводном канале корпуса собственного газового завода – совсем неподалеку от первого. Проекты нескольких вариантов газгольдеров разработаны выдающимся гражданским инженером Р.Б. Бернгардом, впоследствии занявшим должность главного городского архитектора и оказавшим существенное влияние на облик Санкт-Петербурга благодаря немалому числу реализованных проектов.
Возведение спроектированных им двух газгольдерных башен первой очереди происходило в 1858-1862 гг. под непосредственным контролем архитектора О. Г. фон Гиппиуса. Один из газгольдеров имел форму цилиндра, а другой – многогранника. Размеры объектов (диаметр каждой из башен – 33 м) существенно осложняли задачу по созданию перекрытий необходимого типа и размера. В поиске оптимального решения Р. Б. Бернгард, специалист по теории сводов и строительной механике, подготовил целый ряд различных вариантов.
Наибольший интерес представляла конструкция из ферм-ребер, располагавшихся радиально и связанных между собой прутьями-тяжами. Эти конструкции положили начало дальнейшей разработке пространственных систем покрытий залов большого диаметра.
Газгольдеры второй очереди были построены в 1884 г. по проекту Р.Б. Бернгарда при участии его сына, В. Р. Бернгарда. Диаметр новых башен составил 42 м. При проектировании купола использовался так называемый купол Шведлера – сферическая радиально-сетчатая конструкция. Один из газгольдеров второй очереди хорошо виден с Обводного канала и представляет собой неотъемлемую часть его архитектурного ансамбля.
В 80-е гг. XIX в. электрическая лампочка вытесняет газовый фонарь, прекращая тем самым потребность города в светильном газе. С 1913 г. завод Общества столичного освещения производит газ из коксующихся углей для бытовых нужд и котельных, а в конце 1950-х гг. открывает инструментальное производство и производство изделий методом порошковой металлургии. Перепрофилирование заводазавершилось в 1972 г., ознаменовавшись полным прекращением коксового производства. В новых условиях газгольдеры перестали использоваться по своему прямому назначению.
В настоящее время они пустуют либо используются в качестве складских помещений, и только в самом большом газгольдере разместили временную автостоянку.
В 2001 г. КГИОП присвоил комплексу построек Главного газового завода статус выявленного объекта культурного наследия. Большой газгольдер является памятником федерального значения.
Градозащитный Петербург
Новости петербургской градозащиты
Самый звездный памятник Петербурга
За неделю до представления прессе и публике нового, самого большого в мире планетария, разместившегося в газгольдере на Обводном канале, его владелец Евгений Гудов провел для «ГП» экскурсию по готовящемуся к открытию объекту. Мы получили возможность увидеть завершающую стадию работ, а затем побывать и на открытии. С удовольствием делимся информацией и впечатлениями с нашими читателями.
Построенное в 1884 году здание предназначалось для хранения газа. После наступления эры электричества Газгольдер Главного газового завода Общества столичного освещения вывели из эксплуатации. В 2001 году он получил статус объекта культурного наследия федерального значения, но новой функции для эффектного краснокирпичного строения все никак не находилось.
Евгений рассказывает, что владельцем газгольдера и основателем Планетария № 1 он стал так: искал в Петербурге помещение высотой более пяти метров для выставки живых полотен, проезжая по набережной Обводного канала, увидел газгольдер: «Какое классное здание, надо там выставку открыть. Но наверняка оно занято. Потом узнал, что пустует, заброшено, что это называется «серый пояс» и для Петербурга является большой проблемой. А по московским меркам это очень близко к центру, и весь этот промышленный пояс можно переделать в лофты. Думаю, и здесь это вопрос пяти-десяти лет».
Идея открыть в газгольдере планетарий возникла, как говорит Евгений, сразу: увидев здание, понял, что в нем можно разместить гигантский проекционный купол. Как выяснилось, крупнейший в мире, диаметром 37 метров. Выкупил здание, занялся восстановлением и приспособлением под новую функцию. Говорит: «Когда мы столкнулись с вопросом реставрации и приспособления памятников в Петербурге, обнаружили достаточно строгие требования».
Да, мы постоянно слышим «печальную песнь инвестора» по поводу строгих правил: «приведение в порядок» всех этих памятников, исторической застройки, стоит немыслимых денег, и если не пожертвовать чем-то, или не добавить старому зданию новых качеств, полезных свойств, к каковым относятся подземная парковка, мансарда, перепланировка помещений, заниматься им абсолютно нерентабельно, и ни один инвестор не возьмется. Рассказ Евгения совершенно о другом.
Поразительно, но никакого противоречия между необходимостью сохранения старого здания-памятника и приданием ему новой, высокотехнологичной функции, владелец газгольдера не видит. Вместо сетований на сложность приспособления объекта и связанные с охранным статусом ограничения – явное удовольствие от того, что такое интересное здание можно вернуть к жизни, открыть для публики. Рассказывает о том, как будут задействованы и показаны его особенности, о проводимых работах.
«Это крупнейшее газовое хранилище в России, вместимостью 40 тыс. кубических метров, 120 лет стояло заброшенное. Крышу мы перезаливали, она текла. Но дерево, балки в хорошем состоянии, мы проверили. Будем аккуратно чистить и сохранять. Мы даже искусственно старим, подкрашиваем новое дерево там, где все-таки приходится его использовать. А крышу года через три планируем перебрать и перекрасить — металлоконструкции должны быть защищены.
Здание уходит на 4,5 метра в глубину, причем чертежей мы не смогли найти, хотя запрашивали в КГИОП, в архивах. В полу вырыли ямы, решили их не засыпать – будет четыре секции со стеклянным полом, чтобы показать, что здание уходит глубоко вниз. В одной разместим инсталляцию — покажем старинные конструкции газгольдера, мы до них докопали. В другой будет голубое небое — другая сторона земли.
Каркас для наклонного купола планетария не присоединяется к самому зданию, следовательно, не причиняет ему вреда. Организуя выставки живых полотен, мы заметили, что девушки любят делать селфи на их фоне. Вот и тут тоже будет можно: контур купола касается земли. Это достаточно инновационное решение, в других планетариях такого нет. Вес конструкции около шестидесяти тонн, для такой площади это ничто. Брус, из которого сделан каркас купола, обработан специальным противопожарным составом.
Мы придумали систему управления куполом. Объездили все планетарии мира, убедились, что такого нет нигде: после сеанса вы можете «порулить» куполом с тач-скрина».
На втором ярусе по окружности газгольдера, между стеной и «изнанкой» купола — галерея, здесь будут выставки. На третьем ярусе для самых, как сказал Евгений, отчаянных планируется еще одна галерея, с экспозицией по истории газгольдера. А на самом верху есть помещение площадью восемь кв. метров «с шикарным видом прямо на Исаакиевский собор». К Новому году планируется открыть там смотровую площадку, запускать будут группами по три человека в сопровождении экскурсовода-альпиниста.
Проблемы, связанные со спецификой здания, решаются технологично и креативно. Одна из них – необходимость протапливания имеющего большой объем газгольдера. В планетарии сделали теплый пол, поэтому вокруг здания будет… каток. Евгений поясняет: «Тепловой насос — принцип холодильника: сюда тепло, туда холод отдает».
Чтобы снизить стоимость реставрации кирпичной кладки, Гудову пришлось обзавестись собственной компанией, обладающей необходимыми для проведения реставрационных работ лицензиями. Фирмы, в которые он обращался, выставляли ценник от восьми до двенадцати тысяч за квадратный метр. Оказалось, что гораздо эффективнее купить компанию с сотрудниками, опытом, лицензиями – и можно сделать за четыре.
«Инвестиции в проект составили 380 млн. Московский планетарий обошелся властям в 1,3 млрд руб., и это было до падения курса рубля. У нас затраты оказались существенно снижены за счет того, что многие вещи мы придумывали, разрабатывали, делали сами».
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Это мои два снимка ещё 2014 года. Я давно обратил внимание на это большое круглое здание, из красного прокопченного временем полуторастолетнего кирпича, с крышей похожей на крышку от огромной кастрюли.
Это газгольдер №1 на Обводном канале или газовое хранилище. Постройка1881-1882 гг., архитекторы Р. Б, и В. Р. Бернгарды. Круглый газгольдер имеет 42 метра в диаметре и 20 метров в высоту. Использовались для газового освещения города. В Москве тоже такие видел, а вот в Киеве почему-то нет.
1. Снимок сделан с Царскосельского моста Витебской железной дороги. Это в метрах 700-х от станции метро «Пушкинская», или от здания Витебского вокзала.
2. Вид поближе, со стороны Набережной канала. Тоже осень 2014 года.
3. Теперь внутри этого круглого монстра совсем не запустение, котороя стояло тут много-много лет.
Сейчас тут организован Проекционный музей «Люмьер-Холл».
Позавчера меня пригласили сюда на культурное мероприятие, посвященное твореству художника Айвазовского.
4. Я был потрясен увиденным!
Запущенное и грязное здание, простоявшее почти 140 лет, привели в идеальный порядок, отмыли каждый кирпичик, обустроили специальную сцену для эскпонирования картин в панорамной цифровой проекции и вообще всю инфраструктуру, необходимую для современного заведения подобного рода.
Цитата:
«Картины, гравюры и графика, буквально оживут на глазах посетителей благодаря особенностям проекции, анимации, цифровым спецэффектам, а также музыкальному сопровождению, которое включает в себя различные композиции – от аутентичных мелодий XV столетия, до современной интерпретации известных классических произведений.»
6.
7. Кирпичики кажется не только отмыли, но еще и чем-то покрыли. Титанический труд!
В Петербурге строят самый большой планетарий в мире. Как он выглядит и что там будут показывать
На набережной Обводного канала, 74 в здании старого газгольдера 4 ноября откроют «Планетарий № 1», который станет самым крупным в мире: диаметр его купола составит 37 метров. В нем будут проводить лекции известных петербургских ученых, а Смольный планирует отправлять туда школьников для изучения астрономии.
Руководит проектом директор «Арт-технологий» Евгений Гудов, который также управляет креативным пространством «Люмьер-холл» в Петербурге, агентством недвижимости и реставрационной фирмой в Москве. В проект планетария Гудов планирует инвестировать 380 миллионов рублей до 2019 года.
Как новое пространство будет конкурировать с планетариями в «Лахта Центре» и на «Горьковской», что зрители смогут увидеть в куполе газгольдера, в каком разрешении будут показывать звездное небо и что откроется в соседних зданиях? «Бумага» побывала в здании строящегося планетария и поговорила с Гудовым.
Как возникла идея построить планетарий на Обводном
Я впервые попал в этот газгольдер летом 2015 года. Первая мысль, которая у меня возникла, — построить здесь планетарий. Я померил диаметр и понял, что сюда влезает самый большой в мире. Пока я это обдумывал, провел здесь [в декабре 2015 года] выставки «живых полотен» Ван Гога и Айвазовского. Потом решил делать [планетарий]: тогда наша компания начала готовиться технически и прорабатывать возможности.
Примерно тогда же я решил, что планетарий — это не всё, что будет на территории газгольдера. Соседние здания — так планируется и сейчас — станут научно-техническим комплексом, где расположатся звездный зал, музей с космическими экспонатами, интерактивные залы с виртуальной реальностью, образовательные классы и обсерватория. Некоторые из них появятся уже к ноябрю, некоторые будут достраиваться чуть позже. Финальные доработки будут продолжаться до конца 2018 года.
5 знаменитых газгольдеров Санкт-Петербурга — старинные архитектурные решения
Некоторые туристы, встречая в Санкт-Петербурге газгольдеры удивляются их архитектурному решению, и когда узнают название этих сооружений, то не совсем понимают, что это такое. Газгольдер, с английского языка, откуда пришло к нам это слово «gas-holder», переводится как — резервуар для хранения газообразных веществ: природный газ, биогаз, сжиженный нефтяной газ, воздух и т. д.
В Санкт-Петербурге в конце XIX века они возводились как огромные газовые хранилища, для того, чтобы заправлять уличные фонари. Так было во всём мире, они служили именно для этих целей. Ясно, с электричеством сегодня они утратили первоначальное предназначение. А здания стоят. В помещениях бывших газгольдеров нередко открывают выставочные залы для размещения картин художников, также в них проводятся другие различные мероприятия.
Часто они используются для размещения внутри баров и ресторанов, прочих зон для отдыха и развлечений. В Санкт-Петербурге исторические кирпичные газгольдеры выглядят уникально и интересуют туристов. В их стенах устраивают паркинги и экспозиции мотоциклов, также находятся кафе и бары, и т.д. Расскажем туристам, какие газгольдеры есть в Петербурге, куда можно сходить на мероприятие и просто полюбоваться их архитектурой.
1. Газгольдер «Общества столичного освещения»
У Обводного канала можно увидеть 4 газгольдера. Проекты газгольдеров «Общества столичного освещения» разработал русский архитектор и гражданский инженер, специалист по строительной механике Рудольф Богданович Бернгард. Он известен в истории как главный архитектор города. Эту должность он занял позже и оказал существенное влияние на облик Санкт-Петербурга.
Он спроектировал 2 газгольдерные башни первой очереди в районе Обводного канала, которые возвели в 1858-1862 годах. Один из газгольдеров был построен в форме цилиндра, а другой — выглядел как многогранник. Оба сооружения имели диаметр около 33 м. Для того времени это был весьма внушительный показатель.
Газгольдеры 2-й очереди построили в 1884 году, снова по проекту Р. Б. Бернгарда. На этот раз инженеру помогал его сын Вильгельм Рудольфович Бернгард. Он тоже оставил значительный след в архитектурной истории Санкт-Петербурга. Диаметр новых башен составил 42 м.
В 1880-е годы во всём мире началось постепенное вытеснение газовых осветительных приборов электрическими. Потребности Санкт-Петербурга в осветительном газе начали сокращаться. С 1913 года завод Общества столичного освещения стал производить газ из коксующихся углей для бытовых нужд и котельных.
Три десятилетия спустя после национализации большевиками завода, в нём было открыто инструментальное производство и производство изделий методом порошковой металлургии. В 1972 году на заводе бывшего Общества столичного освещения произошло полное прекращение производства. С тех пор газгольдеры перестали использоваться по своему прямому назначению.
Теперь над Обводным каналом возвышается 4 газгольдера, один из которых является знаменитым газгольдером Северной столицы. Сегодня под крышей этого сооружения расположился мотоцентр, клуб и кафе «Башни». Тут посетители, любители железных коней, могут посмотреть на разную мототехнику. Также есть возможность послушать музыку, а для проголодавшихся посетителей работает кафе, где можно и восстановить силы, и даже выпить чего-нибудь горячительного, чтобы согреться.
Ещё, в этом газгольдере расположился проекционный музей Люмьер-Холл — уникальное креативное пространство, его хорошо знают далеко за пределами города на Неве. Наконец, под куполом этого уникального старинного строения открыт самый большой в мире планетарий.
В общем, если оценить газгольдер бывшего Общества столичного освещения, то на данный момент он в отличном состоянии. Его вовремя ремонтируют, поддерживают чистоту и порядок в нём сотрудники компаний. При этом сохранён его исторический облик. Всё же газгольдер является ценным наследие города.
2. Газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга»
Первые газовые фонари появились в России в 1819 году. Они были установлены в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове. Идея использования газа в качестве источника освещения привела к тому, что в 1835 году было основано Санкт-Петербургское общество освещения газом.
«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» было первой газовой компанией дореволюционной России. В середине XIX века и более 20-ти лет она фактически владела монопольным правом на производство и продажу газа в Санкт-Петербурге.
«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» является одной из старейших российских газовых компаний. С основанием этого учреждения в 1835 году в городе начали проводиться работы по организации централизованного газового освещения. Вместе с тем создавалась необходимая инфраструктура.
Из доставляемого морем английского угля производился светильный газ. Сырьё завозилось из Кардиффа, что обходилась дешевле, чем, если бы его доставляли из любого региона России. Также поставлялись из-за границы всё необходимое технологическое оборудование и чугунные трубы для газораспределительных сетей.
На заводе «Арсенал» отливали фонарные столбы. На Императорском фарфоровом заводе производили плафоны для газовых светильников. Постройка газгольдера в районе Обводного канала позволило осветить Дворцовую площадь, Невский проспект и ряд прилегающих к ним улиц с помощью газовых фонарей.
Сам завод заработал 30 августа 1839 года. Он представлял собой длинное прямоугольное здание, возведённое по проекту архитектора Андрея Михайловича Болотова, в котором разместились 6 газгольдеров, каждый диаметром 12,3 м. В 1850 году к торцу главного здания пристроили ещё одно кирпичное круглое сооружение с внутренним диаметром 17,4 м. Оно предназначалось для 7-го газгольдера. Было построено по проекту архитектора А. В. Голле.
Монопольное существование «Общества освещения газом» в городе на Неве было прервано в 1858 году c появлением «Общества столичного освещения». В конце XIX века газовое освещение распространилось шире, но постепенно стало вытесняться электрическим. В 1881 году по проекту известного русского зодчего Ивана Мааса возвели газгольдер на Заозерной улице.
Это единственный газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга», сохранившийся до наших дней. В 2001 году газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга» был включён Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Рядом было сооружено ещё одно похожее сооружение, но оно просуществовало до 1950-х годов. Из себя оно представляло гигантское строение диаметром более 34 м. Его высота была 21 м. В советское и постсоветское время использовалось в качестве склада, подвергаясь при этом многочисленным перестройкам. Но этот газгольдер утрачен.
Сегодня остался и дошёл до наших дней один газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга», упомянутый выше, который вместе с прилегающей территорией выкупила строительная компания. Тут возвели жилой комплекс. Но газгольдер не снесут, как некоторые петербуржцы с сожалением полагают, — наоборот, было принято решение сохранить газгольдер как ценный памятник и приспособить сооружение под паркинг. В дальнейшем могут возникнуть другие идеи применения пространства.
3. Газгольдер при чугунолитейном и механическом заводе Сан-Галли
Очень многие знают сад Сан-Галли на Лиговском проспекте, но не всем известен тот факт, что он является частью некогда обширного комплекса чугунолитейного механического завода. Своим появлением в здешних местах в далёком 1853 году он обязан немецкому предпринимателю, изобретателю и королю российского чугунного литья Францу Карловичу Сан-Галли.
Газгольдер чугунолитейного механического завода Сан-Галли возвели в 1867 году по проекту К. Ф. Фейерейзена. Это был весьма необычный газгольдер из красного кирпича с элементами неорусского стиля, который возвышается над Черняховской улице. В отличие от своих «сородичей», он не снабжал газом фонари. Его предназначение было хранить запасы горючего для нужд предприятия.
Очень важно отметить, что именно этот газгольдер отмечает форма — он никакой не круглый, как мы привыкли видеть в Санкт-Петербурге, а шестигранный. В целом, глядя на него, можно сказать, что он похож на гигантскую гайку. Этот газгольдер-гайка не долго прослужил по своему прямому назначению, хотя бы снабжать горючим производство.
Уже в 1894 году тот же инженер Фейерейзен перестроил им же возведённый газгольдер в 1867 году под обыкновенные кладовые, в котором хранились наряду со всякой всячиной и деревянные модели для чугунных отливок. Позднее на заводе отливались чугунные детали.
Сегодня сооружение является частью памятника архитектуры регионального значения. Собственники здания проводят масштабную перестройку здания. Безусловно, бывший газгольдер был очищен от грязи и копоти. С 2012 года уже полностью заменили кровлю, которой, стоит отметить, по большей части, сохранили аутентичную конфигурацию. Также нынешние владельцы перестроили одну из внешних стен шестигранной постройки. К ней была добавлена массивная современная входная группа.
Отметим, что здание находится недалеко от Лофта Проекта «Этажи», и не так давно стало местом притяжения молодёжи. Сейчас его превратили в огромный клуб. Прямо внутри газгольдера открыли развлекательный центр с баром и концертной площадкой. В настоящий момент в здании расположен «Sofit Event House».
4. Газгольдер Спиртоочистного завода
Увидеть это очень уникально строение туристам не помешало бы, его экстравагантный вид открывается уже с Екатерингофского моста. Прямо на переправе можно увидеть жёлтое круглое здание — единственный доживший до нашего времени газгольдер Спиртоочистного завода. Всего их было два.
Этот газгольдер существует в Петербурге с конца XIX века. Он также не питал газом городские уличные фонари, а его возвели для снабжения частного спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Сооружение недолго прослужило по своему этому прямому назначению.
Сейчас здание представляет собой памятник эпохи ранней газификации Санкт-Петербурга. Ещё он известен тем, что — здесь располагается НИИ синтетического каучука.
5. Газгольдер французского газового завода
На месте сегодняшнего стадиона «Метрострой» в позапрошлом веке располагался французский газовый завод. Был тут и газгольдер. Он строился для французского газового завода и служил для переработки и хранения природного газа. Сейчас завода уже нет, на его месте располагается стадион. А газгольдер остался.
Он предназначался для освещения фонарями, которое должно распространиться и на окраины. Именно это сооружение отвечало за Петроградскую и Выборгскую стороны. Хорошо сохранившийся газгольдер французского газового завода был построен специально для этого предприятия. В нём хранили и перерабатывали природный газ для завода и освещения улиц.
Башня–газгольдер находится на улице, которая носит своё название в его честь — «Газовая». Эту улицу некогда называли «Газовой пустошью», что весьма странно, так как построек на улице было предостаточно. Главной достопримечательностью магистрали является газгольдер. Его возвели в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского. Пока он не приспособлен под современные нужды, но посмотреть на старинное здание стоит.