Что было с доктором корчаком
5 фактов о жизни Януша Корчака
Рассказываем о знаменитом педагоге и общественном деятеле
Кадр из фильма «Корчак», 1990
В издательстве «Эксмо» выходит роман Элизабет Гиффорд «Добрый доктор из Варшавы» о последних днях жизни знаменитого педагога, филантропа и общественного деятеля Януша Корчака. Одним из первых он выступил за права детей и родителей и высказал идею о том, что ломать характер ребенка бесполезно.
Гиффорд рассказала своим читателям о том, как Корчак оказался в газовой камере. Мы же решили вспомнить, кем был этот человек до гетто и концлагерей.
Воспитатель по призванию
Януш Корчак родился в семье еврейских интеллигентов: его дед Хирш Гольдшмидт был врачом, а отец Юзеф — известным адвокатом, автором монографии о бракоразводных процессах. Свое детство Януш провел в Варшаве, сначала учился в школе им. Августина Шмурло, а затем — в гимназии в районе Прага. Когда мальчику было одиннадцать лет, у его отца появились первые признаки душевной болезни. В попытке помочь Юзефу семья помещала его в дорогостоящие клиники и в конце концов почти разорилась. Подростком Януш вынужден был подрабатывать репетиторством. Тут-то и начал раскрываться его педагогический талант.
В 1898-м Януш поступил на медицинский факультет Варшавского университета, в том же году начал публиковать свои первые литературные опыты и взял псевдоним «Корчак». Во время учебы работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, а после получения диплома в 1905-м был призван на Русско-японскую войну в качестве военного врача.
После демобилизации Корчак два года жил в Берлине, посещал сиротские приюты во Франции и Великобритании, за свои деньги слушал лекции и проходил практику в детских клиниках. В 1911-м он принял три важнейших для себя решения: оставить профессию врача, никогда не заводить семью и открыть «Дом сирот» для еврейских малышей. Этим приютом он руководил всю свою жизнь. Единственный перерыв случился во время Первой мировой войны, когда Януша Корчака вновь призвали на фронт лечить солдат и офицеров.
Активно выступал за права ребенка
Метод знаменитого учителя сводился к единственной формуле, которая появилась задолго до всех пособий по взаимодействию с детьми: люби того, кого воспитываешь.
«В последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей. »
Теоретик педагогики Симон Соловейчик
Однако его подход к некоторым аспектам жизни ребенка до сих пор считается весьма специфическим. Так, Корчак отстаивал право ребенка на раннюю смерть:
Из книги Януша Корчака «Ребенок в семье»
Но прежде чем осуждать знаменитого педагога, стоит вспомнить о том, что жизнь в начале XX века была куда опаснее, и оградить ребенка от всех рисков значило посадить его в «замок из стекла»:
«Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную Затхлостью скуки и безволия. »
Из книги Януша Корчака «Ребенок в семье»
Помимо детских прав, Корчак пропагандировал идею и о правах родителей, предостерегая их от того, что мы сегодня называем выгоранием.
Назло нацистам носил мундир польского офицера
Судьба этого человека могла бы сложиться обычным для любого филантропа образом: он бы всю жизнь помогал детям, а после его смерти пособия и методы, которые он внедрял в собственном приюте, изучали бы в педагогических вузах. Однако Корчак стал не только учителем, но и одной из важнейших фигур польского Сопротивления. Как только немцы вошли в Варшаву, добряк, выступавший в том числе и под псевдонимом «Старый Доктор», облачился в военный мундир, оставшийся со времен Советско-польской войны. Авраам Берман, директор CENTOS так вспоминал этот эпизод:
«Мы были страшно напуганы и спросили его, зачем он носит мундир. „Для меня, — ответил Корчак, — не существует немецкой оккупации. Я горжусь званием польского офицера и буду носить то, что хочу“. Мы пытались объяснить, что дело не в наших личных чувствах, а в том, что его появление в мундире может нанести вред организации, которая выполняет важные общественные задачи, но наши доводы не смогли его убедить».
Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»
Упрямство Корчака объяснялось двумя простыми причинами. Во-первых, ему больно было видеть, что религиозный символ иудеев — Звезда Давида — превратился в знак позора, поэтому не носил его из уважения к изображению. А во-вторых, Корчак причислял себя к обоим народам: польскому и еврейскому, и офицерской формой подчеркивал эту принадлежность.
Подбадривал поляков по радио и детей в приюте
Националистические погромы 30-х, прошедшие в Варшаве и других городах Польши и направленные против евреев, сильно подкосили моральное здоровье Корчака. Он начал разочаровываться во всем, во что верил и за что боролся, спасая детей. Положение, как ни странно, спасла немецкая оккупация. Знаменитый учитель увидел, что поляки и евреи объединились против одного врага, и готов был всеми силами поддерживать это единение. Друг Корчака Ян Пиотровский предложил ему место ведущего на новом радио «Варшава II», и тот без промедления согласился. Очень скоро в эфире зазвучал ободряющий голос «Старого Доктора», который призывал слушателей не падать духом:
«Еще вчера я был стариком, а теперь я помолодел на десять лет, если не на двадцать».
Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»
«Пришлось поторопиться с возвращением, — сказал он с застенчивой улыбкой. — Моя лысина — отличная мишень для немецких самолетов».
Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»
Ушел с детьми в газовую камеру
Януш Корчак не отказался от своих воспитанников даже в самые тяжелые моменты. Из последних сил он, уже немолодой человек, ходил по Варшаве и убеждал, умолял и упрашивал торговцев подарить детям еду и одежду. Просил помощи у всех, у кого мог, и даже после того, как счета всех его спонсоров оказались заморожены, он продолжал бороться. В гетто он тоже пошел с детьми добровольно, тогда никто не мог ручаться, что в жестоко изменившемся мире этот уголок, обнесенный стеной, станет для них самым безопасным местом, однако правда вскрылась уже на КПП, когда у сиротского приюта попытались отобрать повозку с картошкой.
У Корчака были сотни возможностей сбежать из еврейского гетто и выжить. Один из его друзей и соратников, Игорь Неверли, вспоминал:
«На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это все пережить?»
Из книги Евгении Гринберг «Рыцарь детского образа»
В августе 1942 года детской дом Корчака депортировали в Треблинку. Его директор, воспитанники и воспитатели, не пожелавшие бежать, погибли в концлагере. В своих воспоминаниях «Старый Доктор» писал:
«Несмотря на кровавую бойню, вопреки разрушительной мощи человека, сила жизни превозмогает все. После этой войны никто не посмеет ударить ребенка за разбитое окно. Взрослые будут проходить мимо детей, опустив головы от стыда».
Из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей»
О том, как прошли последние дни Януша Корчака, рассказала писательница Элизабет Гиффорд в книге «Добрый доктор из Варшавы». Эта история мужества перед лицом самого чудовищного явления в европейской истории возвращает веру в людей и утверждает силу гуманистического выбора там, где выбора, казалось бы, нет.
Имя Януша Корчака я впервые услышал достаточно поздно, уже в университетские годы. Услышал, записал в список программной литературы по курсу педагогики и, конечно же, забыл. Скажу честно, что я не видел, да и теперь не особо вижу себя педагогом, учителем, преподавателем, хотя и учился в педагогическом вузе. Но дисциплину тогда нужно было сдавать, а память о ней, как мне казалось, после этого, навеки останется где-то в зачетке, а потом и вовсе исчезнет.
Господь распорядился иначе. Пригодились и знания, и даже список литературы. И дисциплина оказалась куда намного шире и интереснее, а главное, знания — практически полезными и применимыми, в чем раньше я почему-то сомневался. Но став священником, я со временем осознал, что Бог доверил мне своих детей. И детей разных: счастливых, спокойных, унывающих, неверующих, сомневающихся, порой злых и недоверчивых, надеющихся, ожидающих, ищущих и все равно прекрасных в своей, задуманной Им, неповторимости.
Нет, не работу с людьми поручил, не духовное консультирование, а именно доверил людей как своих детей. И даже наших с женой детей Он мне тоже доверил, а не дал в собственность. Иначе говоря, где-то священник — тоже детоводитель, получается, то есть педагог.
Впрочем, Януш Корчак видел педагогику не наукой именно о детях и воспитании детей: «Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке»…И с этой фразой для меня очень многое стало на свои места. Какая же все-таки ответственность, если кто-то тебе доверил человека. И не с 8 до 19.00, а каждый день, ежечасно, от младенческого крика до последнего вздоха. Доверил, а не подарил. А это значит не распорядиться, а сохранить.
Душа ребенка равно сложна, как и наша
Удивительна судьба Хенрика Гольдшмидта (настоящее имя Януша Корчака). Родился он в 1878 году Польше, когда та была еще княжеством в составе Российской империи. Учился в русской гимназии. Надо еще не забыть, что по происхождению Хенрик – еврей, а это значило, что особое, зачастую далеко не дружелюбное отношение со стороны окружающих, было знакомо ему с самого детства, несмотря на то, что семья Гольдшмидтов считалась ассимилированной, в которой очень чтились польские традиции.
По окончании гимназии прекрасно знает русский, немецкий, французский языки, владеет древними языками, поступает и заканчивает медицинский факультет Варшавского университета. В войне с Японией и в Первой мировой войне, а также в советско-польской войне, Корчак, имевший уже к тому времени этот псевдоним, военный врач, часто бывает на передовой, помогает и оказывает раненым не только медицинскую, но и психологическую помощь, а зачастую просто беседует с человеком, помогая ему отвлечься от страданий и боли разговором, каким-либо интересным, увлекательным рассказом.
А между войнами и после них происходит становление Корчака как педагога, публициста и детского писателя. Его работы приобретают всемирную известность, его идеи в педагогике становятся новаторскими, ими интересуются. За годы активной работы, Корчак создает детские приюты в Киеве, в Варшаве, особое внимание уделяется воспитанию сирот. Одним из важнейших принципов педагогической системы Януша Корчака была и есть самовоспитывающая активность детей.
Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.
Взрослый может участвовать в воспитании ребенка только любовью, без интереса к личности ребенка и любви к нему общение с ребенком Корчак считал пагубным.
Очень точно Корчак указывал на то, что представляет собой воспитание и любовь в том виде в каком они есть сейчас: «Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать». А не так ли это действительно?
Иногда кажется, что те методы и решения, которые когда-то были предложены «старым доктором» — это прямой ответ на те страшные и порой роковые «воспитательские» ошибки, допускаемые родителями в отношении детей. Любить и дать развиваться, наблюдать и не вмешиваться. Казалось бы в идеях Корчака не просто любовь к человеческой личности, но и доверие Творцу этой личности. И напоминание родителям о том, что «ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».
Сами нацисты предложили Корчаку свободу
Книги для взрослых и детей, статьи, педагогические исследования, свыше 20 книг о воспитании. К началу Второй мировой войны Януш Корчак был хорошо известен во многих странах. А поскольку огонь и вода в жизни старого доктора уже были, то оставалось самое тяжелое испытание – медными трубами. Слава и известность, заслуги писательские, могли бы обеспечить Янушу Корчаку не только почет и уважение, но и саму жизнь. Вместе со своим «Сиротским домом» Януш Корчак оказался в Варшавском гетто, а это означало только одно – уничтожение.
Еще за несколько лет до войны, может быть предчувствуя развивающиеся события, бывшие ученики старались сделать все, чтобы вывезти доктора Януша из Польши, его ждали в Палестине, в нейтральных странах, куда потом война не дойдет, он много путешествовал, но не оставил свое детище.
Более тридцати лет до своей гибели действовал варшавский «Сиротский дом». Корчак не покинул его и во время оккупации Варшавы нацистами. Более того, в условиях гетто Корчаком были предприняты попытки создания приюта для тяжелобольных и умирающих детей, смертность на огражденной территории была высокая. Так старый доктор предвосхитил идею создания детских хосписов. Понимая невозможность помочь умирающим, Корчак делал все чтобы обеспечить хотя бы достойный и спокойный уход маленьких страдальцев.
Корчака пытались спасти из гетто, он отклонил все попытки вывести его в безопасное место. Наконец, когда судьба еврейских сирот была решена, сами нацисты предложили Корчаку свободу. Однако эта свобода предлагалась только ему. Одному. Поэтому Корчак вместе со своими воспитанниками поднялся в вагон, уходящий в лагерь смерти Треблинка.
Кадр из фильма «Корчак»
Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».
6 августа 1942 года Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками.
Вернуть доверенное в сохранности, можно, лишь вложив него любовь
В качестве послесловия хотелось бы вспомнить об одном эпизоде, который, скорее всего, наверное, является просто мифом, но, тем не менее, недалеким от правды. Офицер СС, командовавший погрузкой и депортацией в Треблинку, узнал писателя Корчака, узнал того, чьи книги он когда-то в детстве читал, и именно ему было поручено предложить Корчаку покинуть вагон и именно ему Корчак отказал. А совсем недавно я прочитал о том, что летчиком, который сбил самолет Сент-Эксюпери, тоже, как ни странно, оказался один из его читателей.
И Корчак, и Экзюпери – люди, сделавшие в своей жизни нечто очень важное: они написали о человеке прекрасном… не о прямоходящем, не о разумном, а о человеке, который может созидать этот мир, о той глине, которая была оживотворена Духом, о том, кто украсит мир, когда для зла и беды в нем больше не останется места. И в какое безумное, страшное время, в какой разрушительный и страшный век.
Вернуть доверенное в сохранности, можно, лишь вложив него любовь. А иногда и жизнь. Удивительный и страшный подвиг, постичь который нельзя, если ты им не жил всю жизнь. Умирание за этих детей случилось в жизни Корчака не в Треблинке, а гораздо раньше, когда детские глаза посмотрели на него с доверием и любовью. Ответной любовью. И почему-то я уверен, что это чувство не оставило их в этот страшный смертный миг. И даже не чувство. А именно Любовь. Как начало и причина всего.
Светлая и добрая память «старому доктору» и его воспитанникам.
В августе 1942 года в немецком лагере уничтожения Треблинка нацисты убили Януша Корчака, разделившего судьбу воспитанников своего детского дома. Чем был знаменит этот человек и почему обстоятельства его смерти обросли легендами — в нашем материале.
В августе 1942 года в немецком лагере уничтожения Треблинка нацисты убили Януша Корчака, разделившего судьбу воспитанников своего детского дома. Чем был знаменит этот человек и почему обстоятельства его смерти обросли легендами — в нашем материале.
Первого июня в мире отмечается международный день защиты детей, призванный привлечь внимание к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиты от насилия и права на жизнь. Фундаментальным документом, определяющим права и свободы детей, является Конвенция о правах ребёнка, принятая ООН в 1989 году. Ведущую роль в разработке положений этой конвенции сыграли идеи, которые выдвинул и сформулировал в своих научных работах по педагогике Януш Корчак — польский врач-педиатр, детский писатель и педагог.
Врач и педагог
Настоящее имя Корчака — Эрш Хенрик Гольдшмидт. Ян Корчак — это авторский псевдоним, взятый им в далёкой юности. Впоследствии он использовал его для своих научных и художественных книг, получивших мировую известность ещё при жизни автора.
Изначально Януш Корчак посвятил себя медицине: в 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета. К слову, в роли военного медика Януш принял участие в трёх войнах: русско-японской, Первой мировой и советско-польской. С 1904 года он работал детским врачом в больнице для детей из бедных семей. Практически все пациенты доктора происходили из социально неблагополучных слоёв общества, и наблюдения за их жизнью заставили Корчака пересмотреть своё призвание. Он принял решение оставить медицину и посвятить себя педагогической деятельности, поскольку « педагог в большей степени может изменить этот мир».
Корчак начал осуществлять свою мечту — создать независимый детский дом, в котором он мог бы на практике применить вынашиваемые им принципы воспитания детей. В 1912 году, благодаря стараниям благотворительного общества « Помощь сиротам», членом правления которого был Корчак, удалось открыть приют « Дом сирот», построенный на пожертвования состоятельных варшавских евреев, промышленников и филантропов. Большинство воспитанников приюта были сиротами или детьми из неблагополучных семей, подобранными прямо с улиц Варшавы.
Приют был организован в соответствии с видением Корчака и представлял собой детскую республику со своими парламентом, газетой и конституцией. Одним из главных принципов педагогической деятельности Корчака стало то, что педагогика является наукой о человеке, а не о ребёнке.
« Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Корчак, « Как любить ребёнка: Интернат».
Наиболее шокирующим для современников стал отказ Корчака от применения телесных наказаний в отношении воспитанников детского дома. С учётом « испорченности» контингента этот принцип вызывал искреннее недоумение у коллег по воспитательной деятельности. В свою бытность военным медиком в Маньчжурии Корчак выкупил у одного китайского учителя палки для наказаний учеников — в « Доме сирот» их использовали как биты для игры в лапту.
Помимо работы в детском доме Корчак активно занимался писательской и просветительской деятельностью. Из-под его пера вышла знаменитая тетралогия книг « О воспитании детей», неофициально объединённая под названием « Как любить ребёнка». Кроме книг по педагогике, Корчак писал и книги для детей, где в форме сказок готовил своих маленьких читателей к реальной жизни. Все они были переведены на несколько языков и получили широкую международную известность.
Надо сказать, книги про короля Матиуша Первого актуальны и сегодня, и, прямо скажем, их очень полезно прочитать взрослому человеку.
В 1926 году Корчак создал уникальное явление мирового масштаба: журнал « Малое обозрение», еженедельное приложение к популярной варшавской газете. « Малое обозрение» выпускали и редактировали дети, авторами статей также были маленькие корреспонденты: в первые десять лет работы журнала в редакцию приходило в среднем четыре тысячи писем в год. У журнала было около трёх тысяч постоянных авторов.
« Самыми ценными были письма, в которых кто-то пишет то, чего он не может сказать родителям или в школе. То, о чём дети говорят между собой, а сейчас имеют возможность сказать открыто, без стыда или страха, что их засмеют».
Под немецкой оккупацией
Сразу стоит отметить, что Януш Корчак не имел возможности выбора — следовать за своими воспитанниками в гетто или остаться за его пределами. Будучи евреем, он подлежал переселению в гетто, однако попав туда, он не снял с себя обязанностей по руководству детским домом. Корчак использовал свой авторитет и возможности на благо воспитанников, пытаясь обеспечить им пропитание, тёплую одежду и медикаменты. В « Доме сирот» всё так же ставились спектакли и проводились занятия.
Более того, за несколько месяцев до смерти, 9 февраля 1942 года, Корчак подал прошение назначить его воспитателем в Главный приют, куда попадали дети из гетто, лишившиеся родителей. Это место было овеяно чёрной славой — там процветало воровство, смертность в приюте была ужасающей, но Корчак не оставлял желания это исправить. В абсолютно беспросветном положении он стремился сделать всё, что только мог, для облегчения участи детей.
Достоверный факт: члены польского Сопротивления, узнав о намерении немцев провести чистку Варшавского гетто, дважды предлагали Корчаку бежать по поддельным документам — но всякий раз получали отказ.
Гибель Корчака — мифы и реальность
В 1942 году на Ванзейской конференции нацисты приняли « окончательное решение еврейского вопроса». Согласно плану « Рейнхард», еврейское население генерал-губернаторства Польши следовало поголовно уничтожить в лагерях смерти.
Пятого августа 1942 года все обитатели « Дома сирот» получили распоряжение прибыть на Умшлагплац — пункт депортации в немецкий лагерь уничтожения Треблинка. Есть множество свидетельств очевидцев, которые описывали, как процессия детей во главе с Корчаком следовала на вокзал. В последний путь своих воспитанников сопровождали 12 сотрудников приюта, включая Стефанию Вильчинскую — верную сподвижницу Корчака, которая работала с ним бок о бок с момента открытия « Дома сирот» в 1912 году.
Сразу же после того, как детей с воспитателем увезли в Треблинку, поэт гетто Владислав Шленгель под впечатлением от увиденного написал стихотворение, посвящённое самопожертвованию Корчака. Именно из этого художественного произведения происходит миф о том, что немцы якобы предлагали известному педагогу остаться в Варшаве, предоставив детей своей судьбе.
Воспитанников и персонал детского дома нацисты убили в Треблинке в августе 1942, точная дата смерти и место захоронения так и не установлены.
Величайшим достижением и заслугой Януша Корчака стали даже не его книги, а то, что он жил и работал в соответствии со своими принципами. Корчак не мог допустить мысли о том, чтобы сбежать из гетто: необходимость оставаться до конца со своими воспитанниками была основой его жизненной позиции, определившей столь трагическую, но великую судьбу.