Что было с радиолюбителем который засек сигнал леонова и беляева
Экипаж «Восхода-2» спасли радиолюбительницы из Германии
К Дню космонавтики на экраны страны выйдет фильм Дмитрия Киселева «Время первых». Картина рассказывает о Павле Беляеве и Алексее Леонове — первых людях, шагнувших в открытый космос. Продюсеры фильма Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов решили напомнить о подвиге экипажа корабля «Восход-2» и рассказать в подробностях, как это было.
Миронов не только продюсировал «Время первых», но и сыграл одну из главных ролей — Алексея Леонова. Роль его напарника исполнил Константин Хабенский, а Владимир Ильин перевоплотился в конструктора Сергея Королева.
На премьеру, кроме создателей фильма, приехали Герои Советского Союза космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов, вдова космонавта Павла Беляева, а также министр культуры Владимир Мединский, заместитель министра Александр Журавский, президент Сбербанка Герман Греф, певец Филипп Киркоров, актер Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, телеведущая Елена Малышева, певица Юлия Самойлова и другие известные персоны.
Гостей премьеры создатели фильма призвали быть первыми и начать помогать тем, кто в этом нуждается больше остальных. В фойе стояли волонтеры благотворительных фондов Миронова, Бекмамбетова и Хабенского, принимавшие пожертвования. Среди неравнодушных оказался и Алексей Леонов. К «Времени первых» он имеет непосредственное отношение — космонавт консультировал кинематографистов.
Именно Леонов рассказал режиссеру Дмитрию Киселеву о проблемах, возникших во время полета на борту корабля. Подтверждение его слов Киселев нашел в архивах, прослушав более 70 часов радиопереговоров космонавтов с ЦУПом.
— Наша картина очень сильно приближена к реальности 1965 года: все этапы подготовки к полету, все проблемы отражены в ней, — признался «Известиям» Дмитрий Киселев. — Мы даже показали факты, которые до недавнего времени были засекречены. Но 50 лет прошло и теперь информация доступна.
Оказалось, что на корабле из-за неисправности оборудования возник переизбыток кислорода. Экипаж мог погибнуть, корабль — взорваться. Но космонавты устранили неполадки и вручную посадили «Восход-2». Об этом молчали, ведь в СССР техника не ломалась. Правда, найти космонавтов долго не удавалось. Сигналы морзянки, которые в критической ситуации начали передавать Леонов и Беляев, засек не ЦУП, а две немецкие радиолюбительницы.
Чтобы вжиться в образы космонавтов, актерам пришлось пройти настоящую космическую подготовку, что подтвердила мама Евгения Миронова Тамара Петровна.
— Я знаю, чего сыну стоили эти съемки, — рассказала Тамара Миронова. — Они с Костей мерзли в лесу, кувыркались в барокамере, так что Женя даже сознание терял. Я ему говорила: «Женя, ты мог умереть, тебе же не 25». Ему советовали: «Если будет плохо, нажми на браслет». Да там даже дышать трудно, не то что нажимать на браслеты!
После премьеры «Известия» поинтересовались у Алексея Леонова, насколько экранная реальность совпала с действительностью.
— Фильм мне понравился, но в реальности было еще хуже, страшнее, чем на экране, — признался Алексей Архипович. — Это невозможно перенести в кино, даже с такими возможностями, как у Тимура Бекмамбетова. Но работа актеров мне понравилась. Я горд тем, что нас с Пашей не украсили и мы в кино такие, какие были в жизни.
Министр культуры Владимир Мединский сравнил «Время первых» с фильмом Альфонса Куарона «Гравитация». И сравнение, по его мнению, оказалось не в пользу оскароносной картины.
— Много чего неожиданного и трагического происходит с Джорджем Клуни и его товарищами. Но это все фантастика. А то, что случилось с нашими космонавтами, не придумано, это потрясающая, непредсказуемая, трагическая и героическая история, — поделился впечатлениями министр.
Согласиться с первыми зрителями или нет — каждый киноман сможет решить уже совсем скоро. Фильм «Время первых» выйдет на экраны 6 апреля.
Тема: Ищут радиолюбителя по фильму о космическом корабле «Восход-2»
Обратные ссылки
Опции темы
Да, Вы. Ведь это Вы написали о А. А. Леонове
Вот и я хочу узнать, где Леонов сказал о радиолюбителе, а Миронов услышал о нём от Леонова
Радиолюбитель, скорее всего, выдумка сценариста. У космонавтов после посадки была аварийная радиостанция Р-855 ака «Комар», работавшая АМ на 121,5 МГц. После посадки её, вероятно, слышали с самолётов в радиусе пары сотни километров, но запеленговать с самолёта затруднительно. Но, что космонавты живы, знали почти сразу после посадки. В фильме просто накручена драма.
В субботу на Первом была передача, посвящённая выходу фильма на экраны. В передаче принимали участие актёры и создатели фильма, а так же Алексей Леонов. Так вот про сцену посадки и их выживания в тайге Алексей Леонов сказал, что киношники очень сильно сгустили краски, но на самом деле было ещё хуже.
В 1969 году, я после ликбеза, отрабатывал мастером ПО в ГПТУ№65 г. Усолье Пермской области. Для разнобразия досуга ребят, проводились зимой лыжные, а летом пешие походы на место посадки космонавтов. Это примерно 13км. От посёлка Орёл. И после каждого похода, приносились трофеи, канистры с характерным запахом, обрывки строп, и всякую мелочёвку, явно не лесного происхождения! Ни каких радио любителей в радиусе 20к.м. там не было. Ближайший радио клуб с обитателями был в 30к.м. в городе Березники. Но эфир С,В, был забит «свободными» операторами. Радиолюбитель это очевидно выдумка собкора Комсомолки!
Что было с радиолюбителем который засек сигнал леонова и беляева
Апрель 10, 2017 10:15 ДВ-РОСС No comments
На Камчатке, в том числе, ищут радиолюбителя, который первым принял сообщение от космического экипажа «Восход-2», приземлившегося не в расчетной точке, 19 марта 1965 года, или его родственников. Поиски ведут «Комсомольская правда» и создатель фильма «Время первых» Евгений Миронов, сыгравший в картине космонавта Алексея Леонова.
Миронов напомнил, что когда «Восход-2» приземлился в глухой тайге под Пермью, у космонавтов был только один передатчик – они могли лишь азбукой Морзе передать две буквы – «ВН» (все нормально), чтобы сообщить, что они живы. «Не так давно вы рассказывали, что хотели найти радиолюбителя, который первым принял этот сигнал «ВН» и сообщил в милицию – хотя он таким образом явно нарывался на неприятности. Я понимаю, насколько это очень сложно было в то время. Это ведь значило признаться, что у тебя есть радиостанция, что ты можешь перехватывать сообщения. Очень надеюсь, что какие-то документальные свидетельства об этом человеке сохранились», — говорит Миронов.
В разных мемуарах об этой истории космические ветераны по-разному пишут. Кто-то говорит, что сигнал приняли на Камчатке, кто-то – в Алма-Ате. «Знаете, для меня этот радист — безымянный герой», — добавляет актер.
Если кто-то обладает какой-либо информацией по этому поводу, то пишите по адресу milkus@kp.ru
Восход-2 — советский пилотируемый космический корабль серии «Восход», запущен 18 марта 1965 г. с космодрома Байконур. Длительность полёта 26 часов 2 минуты. Во время его полёта впервые в мире космонавт вышел из кабины космического корабля в открытый космос.
Дмитрий Киселев: «Генеральный конструктор считался влиятельнее любого министра»
«Культура» пообщалась с режиссером картины Дмитрием Киселевым, представившим будни космонавтики как трудовой и нравственный подвиг реальных людей.
культура: При каких обстоятельствах космос стал Вашей личной лирической темой?
Киселев: Мне было десять лет. Вместе с братом отправились в видеосалон на четвертую и пятую части «Звездных войн». Четыре часа пролетели как мгновение — сеанс закончился глубокой ночью, родители обзванивали больницы и морги. А нас накрыл неимоверный восторг — звезды, космос и свобода слились в ощущение распахнутого, бескрайнего, но близкого и понятного мира. В детстве над моим рабочим столом висел плакат с советскими космонавтами, я знал их имена, биографии. Был и портрет Алексея Архиповича Леонова. В нулевых вернулся к теме — подумал: как же так, в 1965-м Леонов вышел в открытый космос, через четыре года американцы высадились на Луне, отчего же мы до сих пор не колонизировали планеты? Стал изучать развитие космонавтики — спутники, станции, полеты. Но пока не наблюдал значительного прогресса. Сейчас слежу за подготовкой запуска пилотируемого корабля «Федерация».
Создавать кино о современнике, дважды Герое Советского Союза Леонове было безумно сложно и ответственно. Правдиво рассказать реальную историю, не наврать в мелочах труднее, чем снимать полеты в невесомости. К счастью, у нас был невероятно благодарный материал и преодолевший все герой-консультант. В фондах Роскосмоса я прослушал около семидесяти часов полетных переговоров и почерпнул многое из того, что не открыл Леонов. Конечно, в фильме есть преувеличения, образные решения, использованные для усиления эмоциональности сцен.
культура: А были какие-то эпизоды, которых не принял участник событий?
Киселев: Да. После тяжелого разговора с Брежневым, настаивавшим на запуске неподготовленного «Восхода‑2», Королев потерял сознание в кабинете, попал в Кремлевскую больницу и решил отменить полет. Этот эпизод мы показали в Роскосмосе, и вся общественность забурлила. Алексей Архипович отвел меня в сторону и настоятельно попросил убрать сцену. Я удивился, ведь Владимир Ильин сыграл несломленного человека. «Вот именно, — сказал Алексей Архипович, — несломленного. Благодаря стойкости Королева мы покоряли космос, строили сверхдержаву». И все пересняли — Сергей Павлович не падает, а лишь роняет портфель…
Между прочим, Брежнев не называл его «незаменимым», напротив, грозил увольнением: «Незаменимых у нас нет». Разумеется, он горячился — в 60-е годы Генеральный конструктор был важной фигурой, более влиятельной, чем любой министр.
культура: В картине Генеральный конструктор говорит о кандалах, которые нужны покорителям космоса, чтобы не потерять координацию в невесомости.
Киселев: Этот эпизод для меня очень важен, он завершает образ героя, прошедшего испытания и лагеря. Но я вкладывал еще более широкий смысл: Королев не просто не сломался, а с каким-то остервенением продолжал двигаться вперед, строить гигантскую, сложнейшую отрасль. Для создания чего-то выдающегося художник должен быть голодным, лишь преодоление преград позволяет жить мечтой, не теряя ориентиров. Если бы не соревнование с американцами, едва ли мы продвинулись так далеко за столь короткий срок.
культура: Как Вы с Евгением Мироновым искали образ Алексея Леонова?
Киселев: Это был адский труд. Я как на работу ежедневно ездил в Театр Наций, мы разбирали роль по пять-шесть часов, слушали архивные записи, смотрели хронику, переделывали реплики и сценарий. Материалы тех лет были сильно цензурированы, и Леонов часто играл на камеру, нужно было докопаться до настоящего человека — мечтателя, маленького мальчика, преодолевающего ужас перед бездной. Мы искали образ, отталкиваясь от реальных деталей, размышляли, отчего в ряде критических ситуаций Алексей Архипович не выходил на связь с Землей, ссылаясь на отказавший передатчик? Друзья космонавта объяснили просто: если бы летчик-испытатель признался, что потерял сознание на орбите, это был бы его последний полет.
культура: В чем отличие работы Миронова от Константина Хабенского, сыгравшего Павла Беляева?
Киселев: Евгений часами докапывался до сути своего персонажа, Константину были важны лишь основные постулаты роли. Он задавал точечные вопросы и строил характер, опираясь на интуитивное понимание целого. Это правильно — Беляев должен быть более понятным героем, чем Леонов, он многое держит внутри, не дает выхода эмоциям. А Леонов импульсивен, живет моментом. К счастью, работа с артистами такого уровня снимает все проблемы на этапе обсуждения сценария. Гораздо труднее было зарядить сотни коллег на достоверность каждого кадра. Тут требовалась не только дисциплина, но и удача. Например, когда мы снимали выход из капсулы, температура колебалась около нуля, а на экране требовался мороз за двадцать.
культура: Леонов и Беляев, согласно Вашей киноверсии, едва не замерзли в тайге, их долго искали. Случайно поймавший сигнал космонавтов радиолюбитель — реальное лицо? Киселев: Нет. Радиограмму приняли во Франкфурте-на-Майне, связались с нашим посольством. Дипломаты обратились к маршалу Малиновскому, тот пришел в ужас: вместо наших ученых спускаемый аппарат запеленговали иностранцы. Самолет с журналистами уже стоял на полосе, ждал команды, всем было интересно, кто услышал героев. Тут же выдумали легенду о сахалинском радиолюбителе, и мы не смогли пройти мимо этого образа, добавив ему драматизма: перехват радиопередач был наказуемым делом.
культура: Как создавали космические приборы?
Киселев: По архивным фотографиям. Главной проблемой была теснота — приборный отсек в крошечном космическом аппарате. Конструкторы умудрились не только разместить в нем системы управления, контроля и жизнеобеспечения, но еще продублировать их системами, созданными на иных принципах. Многие из невероятных технологий засекречены до сих пор.
культура: Почему историю сочиняли пять человек?
Киселев: Для меня очень важны ритм, детали, жизненность диалогов, поэтому к сценарию я отношусь очень пристрастно, коллеги проделали огромную работу, а драматургию взаимоотношений Королева с космонавтами строил Олег Погодин… Обычно я рисую график картины — информативная сцена сменяется эмоциональной, на этих перепадах базируется и сюжет космического полета.
культура: Главная идея «Времени первых» — космос начинается на Земле. Человек выходит на свою орбиту еще в детстве?
Киселев: Да, мне крайне важно, чтобы это ощущение передалось зрителям.
В этом смысле очень понравился фильм «Пассажиры», где говорится о наших современниках, понятных и близких, поставленных в необычные обстоятельства. Космос дарит новое измерение любым земным сюжетам. Интересно наблюдать за развитием технологий, способных изменить историю Земли.
Справка «Культуры»:
Дмитрий Киселев родился 5 июня 1978 года в Москве. В 1997-м пришел на студию Тимура Бекмамбетова. Режиссер монтажа более 200 рекламных роликов, музыкальных клипов, теле- и кинофильмов «Гладиатрикс», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение». За монтаж «Дневного дозора» удостоен премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». С 2009 года работает в режиссуре. В фильмографии Киселева — фантастический триллер «Черная молния», комедия «Джентльмены, удачи!», популярная франшиза «Елки» и сериал «Лондонград».
Новое в блогах
43 года назад российский космонавт Алексей Леонов первым из землян шагнул в открытый космос. И, казалось бы, нет ни одной детали этого события, которая могла ускользнуть за это время от журналистов. Все вызнали: и как раздулся от высокого давления скафандр первопроходца, и как космонавт едва не потерял видеокамеру, и как уже на земле, в лесу, ему и командиру экипажа Павлу Беляеву пришлось двое суток ждать, пока их обнаружат спасатели…
Стоп! Последний факт, который муссировался прессой и подтверждался в интервью самим Алексеем Архиповичем, похоже, не совсем достоверен. На днях в “МК” пришло письмо от летчика, который в далеком 65-м участвовал в той поисковой экспедиции. “Я не могу больше терпеть. Я должен рассказать, как было на самом деле, чтобы защитить честь своей эскадрильи, — писал 73-летний Владимир Хомколов. — Мы не искали Леонова с Беляевым двое суток! Их запеленговали сразу после приземления вечером 19 марта, и в тот же вечер вертолеты доставили к ним в помощь лесников”. “МК” пригласил Владимира Егоровича в редакцию, и он поведал нам все подробности незабываемой эпопеи — поиска героев-космонавтов.
Специальная часть по поиску и эвакуации космических кораблей и космонавтов была сформирована в 1963 году и базировалась на аэродроме города Южноуральска в Челябинской области. Личный состав отдельной вертолетной эскадрильи (где, собственно, и служил летчиком-штурманом Владимир Хомколов) состоял из профессионалов.
— Обычно мы вылетали в заданный район приземления космонавтов еще до их запуска, — вспоминает Владимир Хомколов. — Причем имен будущих героев нам не говорили вплоть до того момента, пока об этом официально не сообщал ТАСС. Так было и в 1965-м. В зону предполагаемой посадки, недалеко от Кургана, пара наших вертолетов “Ми-4” прилетела 12 марта, за 5 дней до взлета Леонова и Беляева. Пилоты делали облет, детально изучали местность. В день посадки корабля “Восход-2”, а она была намечена на 19 марта, мы с моим командиром Львом Масловым были начеку уже с 10 утра. Погода в Челябинской области стояла чудесная. Ну, думаем, сейчас согласно плану (в 10.55) наши космонавты приземлятся, мы как обычно заприметим их еще на отметке 1-2 км и будем встречать… По правилам летчикам не разрешалось сразу подбегать к спустившемуся аппарату — от него могло исходить сильное радиационное излучение. Но мы всегда спешили к шару вместе со спасателями (они все время летали с нами).
Однако шар спускаемого аппарата летчики не увидели ни в 10.55, ни в 11.00. Радиоэфир оглушал своей тишиной. Молчали и коллеги вертолетчиков — пилоты самолетов “Ил-14”, барражировавших на 4-километровой отметке, и “Ан-12”, которые летали еще выше.
В конце концов все, не говоря друг другу ни слова, догадались — Леонов с Беляевым не успели сесть в заданном районе и пошли на следующий виток. А это значит, что посадка откладывается еще на 1,5 часа и состоится уже не там, где планировалась. Вертолетчики как в воду смотрели — вскоре эфир ожил и приказал самолетам лететь в направлении Перми. Экипаж “Восхода”, у которого отказала автоматика, управлял кораблем вручную и должен был приземлиться в районе города Березники Пермской области.
“Ну, Паша, п. ц космосу!” — сказал Леонов в сердцах своему командиру, когда их аппарат плюхнулся в непролазную тайгу. Снежное покрывало — по пояс. Сверху развевается на ветру огромный купол парашюта, застрявший на двух 40-метровых елях.
— Но вскоре над ними уже кружил наш “Ил-14”, — рассказывает бывший штурман. — Не слышать и не видеть самолета Леонов с Беляевым не могли, летчики сразу установили радиосвязь, космонавтам сообщали, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Конечно в идеале доставить помощников должны были наши вертолеты. Но мы не очень-то поспевали за “Илами”. Вместо нас с пермского аэродрома был поднят гражданский “Ми-1”.
Из этого вертолета на специальном тросе в районе посадки и спустили двух лесников. Отмахав по тайге на лыжах три-четыре километра, старожилы оказались рядом с нашими героями уже в 17 часов. То есть через несколько часов после приземления. Лесники помогали уставшим космонавтам разводить костер, поддерживали морально во время первой ночевки в тайге.
Ну а на следующее утро, 20 марта, на место подоспел и экипаж Маслова, а также еще два вертолета, управляемые командирами Бараневичем и Авдеевым.
— Первым делом мы сбросили нашим “зимующим” два комплекта теплой летной одежды, состоящие из меховых курток, брюк и унтов, — вспоминает летчик. — Затем периодически снабжали их сухим пайком, который брали из пермской летной столовой. И однажды я стал свидетелем такого монолога нашего полковника Сибирякова: “Вот так, мы тут для них стараемся, колбасу дорогую, краковскую возим, по 3.60 за килограмм, а им, видишь ли, надоела наша колбаса! Борща им подавай!” Конечно, все это говорилось в шутку. Космонавты и впрямь истосковались по нормальной еде. И вскоре наш экипаж отправили за горячим. В столовой по спецзаказу сварили для них отменный борщ и налили в 10-литровый армейский термос. Но с борщом тем вышла незадача. Мы сначала хотели спустить его на тросе. А потом все же решили сбросить в снег. “Что ему сделается?” — думали мы. Но не учли, что под снегом окажется пень. Об него и треснулся наш термос, половина горячего вылилась… Тем не менее слова благодарности от космонавтов за вкусный борщец мы все же получили.
Тем временем руководство решало, как эвакуировать покорителей Вселенной из тайги? Сначала хотели “взять на трос” и поднимать из лесного плена по воздуху. Однако потом эту идею отмели. “Все-таки люди уставшие, — сказали сверху, — а ну как трос раскачается и ударит кого-нибудь об ель?” В итоге решили выводить космонавтов на лыжах.
Вывод начался 21 марта. Сначала путь лежал до делянки, на которую первоначально вертолет сбрасывал лесников. За два дня до этого местные прокатали на данном 3-километровом отрезке хорошую лыжню.
— Надо отдать должное Леонову — он был бодр, все время поддерживал всех шутками, — вспоминает Хомколов. — Его командир выглядел более уставшим. На делянке их уже ждал наш вертолет. Кстати, чтобы ему сесть, лесникам пришлось повалить немало деревьев. Вертолету требовалась площадка диаметром не меньше ста метров.
Итак, взяв космонавтов с одной площадки, их отвезли на более дальнюю, где был разбит штаб и ждал более вместительный вертолет “Ми-6”.