Что было с самолетом в белоруссии

Рассказ посадившего рейс Ryanair диспетчера назвали важной уликой

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Фото: Rafael Marchante / Reuters

Рассказ белорусского диспетчера Олега Галегова, посадившего рейс авиакомпании Ryanair в Минске, с бывшим главредом Telegram-канала NEXTA Романом Протасевичем, сыграет важную роль в подведении итогов расследования IKAO. Об этом «Ленте.ру» заявил исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

По словам политолога, теперь у следователей есть важные свидетельские показания живого человека, данные под присягой. Бышок уверен, что все с самого начала понимали, что сообщения о минировании не было, а посадка самолета являлась результатом операции белорусских спецслужб.

Но одного понимания недостаточно, нужны были улики или показания участника, и теперь они есть. Это уже не какие-то рассуждения журналистов или политактивистов

Политолог не считает, что с публикацией показаний Галегова намеренно тянули до определенного момента. Он подчеркнул, что в европейских странах существует обширная бюрократия, в том числе и в судебных историях, и задержка связана именно с этим. «Я не вижу здесь какой-то привязки к событиям последних дней или текущему политическому моменту», — сказал Бышок.

Диспетчер Галегов назвал посадку рейса с Протасевичем спецоперацией КГБ

Информацию о показаниях Галегова ранее опубликовала газета The New York Times со ссылкой на источники в европейских властных структурах. По его словам, переданное пилоту самолета сообщение о возможном нахождении на борту бомбы было заведомо ложным. Еще летом 2021 года диспетчер нелегально пересек белорусско-польскую границу, после чего связался с посольством США в Варшаве.

Информацию, рассказанную Галеговым, частично подтвердил представитель службы безопасности Польши Станислав Зарин. По словам Зарина, властям страны удалось получить показания у человека, который являлся «непосредственным свидетелем событий в башне управления воздушным движением в Минске». Свидетель рассказал, что действиями в башне руководил офицер КГБ, который получал указания по телефону. Именно этот офицер распорядился передать ложное сообщение о бомбе на борту.

В Белоруссии обвинения назвали информационным вбросом

Глава департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский заявил, что для любого человека, связанного с гражданской авиацией, эта информация «бессодержательна и нелепа». «Решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности», — заявил он.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Инцидент с самолетом стал причиной санкций против Белоруссии

Самолет авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, приземлился 23 мая в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту. Для сопровождения был поднят истребитель МиГ-29, после посадки лайнера информация о минировании не подтвердилась. На борту самолета находилась россиянка Софья Сапега и создатель Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, они были задержаны сразу после приземления. Позже девушка призналась, что вела Telegram-канал, в котором публиковались данные белорусских силовиков.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

25 июня стало известно, что суд принял решение смягчить меру пресечения и отпустил Протасевича и Сапегу под домашний арест. Позже Протасевич дал интервью, где признался в организации массовых беспорядков, и добавил, что хочет «все исправить и жить обычной спокойной жизнью». Мать Протасевича заявила, что его пытали в СИЗО. Сапеге предъявлено окончательное обвинение по ряду статей.

18 июня Евросоюз одобрил санкции против крупнейших белорусских предприятий. Речь идет о сферах нефти, газа, калийного производства и телекоммуникаций. ЕС также планирует ввести ограничения для крупных компаний страны, заморозить активы и запретить поездки на территорию стран объединения некоторым физическим и юридическим лицам. Введение санкций объяснили инцидентом с Протасевичем и Сапегой.

Источник

«Давления на экипаж не было»: в Минске раскрыли подробности инцидента с самолётом Ryanair

Глава департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артём Сикорский раскрыл ряд подробностей инцидента с самолётом Ryanair, летевшим из Афин в Вильнюс, который 23 мая экстренно сел в аэропорту Минска.

«23 мая на электронную почту Национального аэропорта Минск с электронного адреса protonmail.com на английском языке поступило письменное сообщение: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы ЕС отказался от поддержки Израиля в этой войне», — цитирует его РИА Новости.

Как утверждали угрожавшие, им было известно, что участники Delphi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978, заявил Сикорский.

Он также подчеркнул, что белорусские власти не оказывали давления на экипаж самолёта.

«Давления на принятие экипажем Ryanair решения осуществить экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск со стороны белорусских диспетчеров не было», — отметил он.

Накануне в Минске совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Ryanair, следовавший рейсом Афины — Вильнюс. Истребитель МиГ-29 ВС Белоруссии был поднят в воздух для сопровождения самолёта авиакомпании Ryanair, который запросил экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск, сообщил первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Андрей Гурцевич. Как сообщило БЕЛТА со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого», приказ принять Ryanair в аэропорту Минска отдал лично президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В ходе досмотра воздушного судна взрывчатых веществ обнаружено не было. Следственный комитет Белоруссии открыл уголовное производство по факту «заведомо ложного сообщения об опасности по ч. 1 ст. 340 УК».

После приземления был задержан один из основателей признанного в республике экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. Его задержали, поскольку он находился в списке физических лиц, причастных к терроризму. Мужчине грозит до 15 лет лишения свободы.

Вечером 23 мая рейс FR4978 прибыл в Вильнюс, где пассажиров встречала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.

«Важно оценить ситуацию на трезвую голову»

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции с греческим коллегой Никосом Дендиасом призвал дать оценку инциденту с посадкой пассажирского самолёта компании Ryanair в Минске «не впопыхах, сгоряча, а на основе всей имеющейся информации», указав, что представитель МИД Белоруссии сделал развёрнутое заявление.

«Важно на трезвую голову оценить эту ситуацию, тем более что белорусские власти готовы предоставить всю необходимую информацию», — сказал он.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада на инцидент с посадкой самолёта Ryanair в Белоруссии.

«Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом «антимайдана». Либо не должно шокировать аналогичное поведение других», — написала она в Facebook.

При этом в МИД РФ назвали ложью слова белорусского политика Светланы Тихановской о том, что российский консул отказался встречаться с задержанной после приземления россиянкой.

«Тихановская врёт, говоря, что российский консул отказался встречаться с Сапегой. Наглая ложь», — заявили РИА Новости в МИД России.

Как отметил Лавров, российское посольство обратилось в МИД Белоруссии из-за задержания находившейся на борту самолёта гражданки РФ с просьбой предоставить информацию о ней.

«Мы уже связались с её отцом, и наше посольство обратилось в МИД Белоруссии с просьбой предоставить информацию о нашей гражданке и обеспечить к ней консульский доступ», — добавил Лавров.

По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, намерение евродепутатов провести срочные дебаты в связи с посадкой самолёта Ryanair в Минске — жесточайшее проявление двойных стандартов. Российский депутат напомнил, что аналогичного рвения не наблюдалось в 2013 году, когда принудительной посадке и обыску подвергся самолёт Эво Моралеса, занимавшего в тот момент пост президента Боливии.

«Нашим уважаемым партнёрам вместо поспешных выводов стоит обратить весь свой праведный гнев на тех, кто открыл ящик Пандоры и стёр с лица земли целые государства во имя целей установления однополярного мира», — цитирует его ТАСС.

Как заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, ситуации с посадкой в Минске самолёта Ryanair нужно дать трезвую оценку.

«Пока просто нужно трезво дать оценку этому событию с этим самолётом. Кто-то требует санкций, кто-то говорит, что всё абсолютно соответствовало международным правилам и нормам авиационным. В данном случае здесь много противоречивых заявлений», — сказал он, отвечая на вопрос о возможных политических последствиях в связи с инцидентом.

Реакция Запада

В понедельник, 24 мая, Европейский союз вызвал в Брюссель постпреда Белоруссии при ЕС Александра Михневича для выражения ему решительного осуждения в связи с ситуацией вокруг самолёта Ryanair.

«По просьбе верховного представителя Жозепа Борреля генеральный секретарь Европейской службы внешних действий Стефано Саннино вызвал посла Республики Белоруссия в Евросоюзе Александра Михневича, чтобы осудить недопустимый шаг белорусских властей, которые вынудили гражданский самолёт совершить аварийную посадку в Минске и задержали его пассажира Романа Протасевича, независимого белорусского журналиста и активиста», — говорится в пресс-релизе.

Незадолго до этого глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что ситуация с самолётом Ryanair, в ходе которой белорусские власти подвергли риску пассажиров и экипаж лайнера, будет обсуждаться на саммите ЕС 24-25 мая.

«ЕС обдумает последствия этих действий, включая принятие мер против ответственных. Международное расследование этого инцидента должно быть проведено для установления любых фактов нарушения международного авиационного права», — говорится в сообщении.

Законодатели из восьми стран (США, Великобритания, Ирландия, ФРГ, Латвия, Литва, Польша, Чехия) призвали Международную организацию гражданской авиации (ICAO) немедленно провести расследование по факту инцидента с Ryanair.

«Пока ICAO не сообщила о его результатах, призываем исключить Белоруссию из состава организации и наложить запрет на все пролёты над её территорией, в том числе рейсами в саму Белоруссию и из неё. Очевидно, что нынешняя власть в Минске не уважает безопасность наших граждан что ей нельзя доверять защиту их прав. Данный акт государственного терроризма и похищение человека являются угрозой всем, кто путешествует по Европе и за её пределами. С этим мириться нельзя», — говорится в их заявлении.

Политики стран Запада также призвали НАТО и ЕС наложить санкции на Белоруссию и лишить её возможности использовать базу Интерпола.

Согласно сведениям западных СМИ, Международная организация гражданской авиации получила запрос на приостановку полётов над Белоруссией.

Кроме того, агентство Bloomberg сообщает, что по итогам саммита ЕС европейским авиаперевозчикам могут запретить летать над Белоруссией, а самолётам белорусской компании Belavia запретят приземляться в аэропортах Европы. При этом РИА Новости со ссылкой на слова представителя НАТО передаёт, что постпреды стран Североатлантического альянса проведут консультации по инциденту с самолётом Ryanair во вторник, 25 мая.

Минск считает, что Запад политизирует инцидент с экстренной посадкой в белорусской столице самолёта авиакомпании Ryanair, следовавшего рейсом Афины — Вильнюс. Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел республики Анатолий Глаз.

«Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит её намеренная политизация, звучат ничем не подтверждённые обвинения, клеятся ярлыки. При этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться. Вместо этого незамедлительно снова зазвучали лозунги о санкциях. Мы всё же призываем тех, кто поддался этой порочной практике, помнить о правилах и безопасности пассажиров, всё спокойно проанализировать, дождаться заключений компетентных экспертов. Ведь только на этом основании можно делать хотя бы какие-то заслуживающие внимания выводы», — сказал Глаз.

По словам представителя МИД, белорусские службы действовали в соответствии с установленными международными правилами — безопасность экипажа и пассажиров Ryanair была полностью обеспечена совместными усилиями.

«Конечно, чисто по-человечески понятно и печально, что пассажиры указанного рейса столкнулись с определёнными неудобствами. Однако правила авиационной безопасности — это абсолютный приоритет, притом везде и для всех, — пояснил он. — Белорусская сторона всегда ответственно подходила и подходит к их соблюдению. Это признаётся и соответствующими регуляторами в авиационной сфере. Более того, уверен, что в данном вопросе мы в состоянии гарантировать полную транспарентность, в случае необходимости принять экспертов и продемонстрировать все материалы, чтобы исключить инсинуации».

Источник

Негодование Запада по поводу незапланированной посадки самолета в Белоруссии прокомментировали в МИД России

В российском МИД прокомментировали международную реакцию на посадку в Минске лайнера, следовавшего накануне в Вильнюс из Афин. На Смоленской площади напомнили об аналогичных инцидентах в других странах и выразили недоумение: почему же те случаи тогда не вызывали столь широкий резонанс? Решение приземлиться в белорусской столице принимал экипаж после сообщения о якобы минировании.

Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.

«После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2», – сообщил начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Андрей Гурцевич.

В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремистской организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.

«Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним», — рассказал один из пассажиров.

Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.

В Европе осудили действия Белоруссии. Премьер-министр Польши предложил обсудить случившееся на заседании Совета Европы и призвал ввести против Минска новые санкции. Во Франции также настаивают на ответных действиях. Объяснений требуют и в Германии.

Впрочем, бурная реакция из европейских столиц не совсем понятна. Случаи, когда государства сажали гражданские самолеты других стран на своей территории происходили и раньше. Так, в 2012 году Турция приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва — Дамаск. А в 2016 году Украина заставил вернуться самолет авиакомпаниям «Белавия».

А вот как ситуацию прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Представитель Министерства иностранных дел Республики Беларусь сделал развернутое заявление, подчеркнул готовность белорусских властей действовать в этом вопросе транспарентно, готовность следовать всем международным правилам и гарантировать полную транспарентность, включая, в случае необходимости, прием международных экспертов. Я думаю, что это абсолютно разумный подход. Да, еще было подчеркнуто, что Беларусь готова предоставить все необходимые материалы, которые подтвердят, как было сказано, что соответствующие авиационные власти действовали в рамках международных правил».

Вынужденная посадка самолета президента Боливии Эво Моралеса на территории Австрии, о которой говорит Мария Захарова, произошла в 2013-м. Тогда Франция и Португалия, как по команде, закрыли свое воздушное пространство для президентского борта. Выяснилось, что американцы пытались найти в самолете разыскиваемого США бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена.

Источник

Что грозит Минску из-за задержания лайнера с экс-главредом NEXTA. Главное

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Днем 23 мая в Минске задержали Романа Протасевича, сооснователя и бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA, который власти Белоруссии признали экстремистским. Протасевич был на борту пассажирского самолета авиакомпании Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс. Когда лайнер пролетал над территорией Белоруссии, экипаж был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Минска.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Международная реакция на произошедшее

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Как задержание самолета объясняют власти Белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Случались ли подобные инциденты в прошлом

«Не помню случая, который можно было бы считать копией того, что произошло. Конечно, в истории гражданской авиации были инциденты с посадкой самолетов с нарушением экстерриториальности борта, в последнее время такое было в 2013 году, когда из-за подозрений, что на борту самолета президента Эво Моралеса находится Эдвард Сноуден, самолет был вынужден совершить посадку в Вене», — заявил РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Самолет Моралеса летел из Москвы в Боливию, когда для него закрыли свое воздушное пространство Франция и Португалия, Италия и Испания. Борт президента был вынужден приземлиться в Вене, а его пассажиры — пройти паспортный контроль. После того как выяснилось, что на борту Сноудена нет, самолет президента смог продолжить полет.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

«Инцидент с президентским самолетом вызвал большой резонанс, но резонанс был купирован, потому что Сноудена не было на борту. В данном случае это не президентский борт, но поскольку человека сняли и, по всей видимости, задержали — считать инцидент исчерпанным нельзя», — продолжил Кортунов. По его мнению, произошедшее говорит об определенной неуверенности белорусских властей: «Зачем идти на такие крайние и неоднозначные меры, если ты считаешь, что твои оппоненты маргиналы» — также эти действия позволяют всем, кто недоволен происходящим в Белоруссии, продолжать свою активность, указывает Кортунов. Он полагает, что авиакомпания может предпринять юридические действия, а политики в ЕС — принять новые решения в отношении белорусских властей.

В феврале 2010 года ВВС Ирана принудительно посадили самолет Boeing 737 авиакомпании «Кыргызстан», летевший из Дубая в Бишкек. Это было сделано ради задержания лидера действующей на юго-востоке страны суннитской террористической организации «Джундалла» Абдульмалика Риги и его соратника.

21 октября 2016 года диспетчер управления воздушного движения районного центра «Киев» сообщил экипажу вылетевшего из украинской столицы самолета «Белавиа», что лайнер должен немедленно вернуться в аэропорт Жуляны. По возвращении в Киев сотрудники правоохранительных органов сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна, который был активистом «Антимайдана». После допроса и обыска он был отпущен.

Что может грозить Протасевичу в Белоруссии

В 2015 году Роман Протасевич вместе со Степаном Путило основали YouTube-канал NEXTA («Нехта»). Несколько лет спустя «Нехта» перешел в Telegram, позже канал разделился на NEXTA и NEXTA Live. Они освещали протестные акции в Белоруссии, которые начались в августе 2020 года после президентских выборов. За это время редакция неоднократно призывала подписчиков выйти на несогласованные митинги, а также просила делиться информацией о превышениях должностных полномочий со стороны силовиков.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

В октябре прошлого года белорусский суд признал NEXTA Live и его логотип экстремистскими. Редакция ресурса в ответ сменила название канала на «НЕХТА Live». После этого Протасевич объявил, что уходит из проекта. Он отмечал, что решение уйти было принято им самостоятельно и не является спонтанным. В последнее время Протасевич был администратором Telegram-канала «Беларусь головного мозга».

Против Протасевича и Путило в Белоруссии возбуждено уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ страны внес их в список террористов. Путило объявлен в розыск в России; в ноябре 2020-го, когда он находился в Польше, Белоруссия потребовала его экстрадиции.

В соответствии со ст. 293 УК Белоруссии (организация массовых беспорядков) Протасевичу может грозить до 15 лет лишения свободы. Как пишет литовское издание Delfi со ссылкой на одного из пассажиров, сам Протасевич после того, как самолет сел в Минске, сказал: «Здесь меня ждет смертная казнь».

Источник

Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Фото: Evgeny Maloletka / Bloomberg / Getty Images

Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.

Недолет

«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.

Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Самолет авиакомпании Ryanair с регистрационным номером SP-RSM, который летел из Афин в Вильнюс

Фото: Mindaugas Kulbis / AP

По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.

Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов

Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Протестующие держат бумажные самолетики во время демонстрации белорусов в Варшаве 24 мая 2021 года

Фото: Czarek Sokolowski / AP

Мягкой посадки

Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.

Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Самолет «Белавиа», который в 2016 году был вынужден за 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство вернуться в киевский аэропорт

Фото: Vasily Fedosenko / Reuters

Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.

С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».

Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.

Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.

Красная линия Лукашенко

В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.

Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.

Присоединилась к санкциям и ​Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Обсуждение санкций против Белоруссии на саммите Европейского совета 25 мая 2021 года

Фото: Valeria Mongelli / Hans Lucas / Bloomberg / Getty Images

Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.

В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.

Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу

Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».

Враг номер один

Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске».

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Основатель Telegram-канала NEXTA Степан Путило выступает на пресс-конференции перед посольством Белоруссии в Польше 24 мая 2021 года

Фото: Attila Husejnow / SOPA Images /LightRocket / Getty Images

Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.

Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста

Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Именно роль Протасевича в NEXTA как активиста и журналиста стала причиной его задержания. Накануне президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года Telegram-канал NEXTA стал ключевым источником информации и координации антиправительственных сил. Протасевич остался мишенью даже после того, как в сентябре прошлого года стал администратором канала «Беларусь головного мозга» с 260 тысячами подписчиков. Так или иначе, он рассматривался властью как один из основных игроков в оппозиционном движении, в котором он начал участвовать задолго до прошлогодних массовых протестов.

Роман Протасевич родился в мае 1995-го, то есть через год после прихода к власти Лукашенко, и с подросткового возраста был оппозиционным активистом. Еще в 2011 году из-за участия в протестах у Протасевича начались проблемы, он был вынужден сменить учебное заведение, а позже вступил в белорусскую националистическую организацию «Молодой фронт». Члены этой организации активно воевали в Донбассе на стороне Украины. Под эгидой «Правого сектора» (запрещенная в России организация) была даже создана тактическая группа «Беларусь», которая тренировалась совместно с батальоном «Азов».

Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть фото Что было с самолетом в белоруссии. Смотреть картинку Что было с самолетом в белоруссии. Картинка про Что было с самолетом в белоруссии. Фото Что было с самолетом в белоруссии

Фото: Michal Fludra / NurPhoto / Getty Images

Вскоре после задержания Протасевича в сети всплыла информация о том, что в 2014-2015 годах он, предположительно, воевал в Донбассе против самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР). Протасевич мог окончить командирские курсы и стать заместителем командира роты по вопросам связи в «Азове», сообщил государственный белорусский телеканал СТВ. Протасевич действительно признавал, что пробыл в Донбассе около года, правда, в качестве журналиста. Его отец Дмитрий Протасевич тем не менее отмечал, что сын принимал участие в боевых действиях. Бывший командир «Азова» Андрей Билецкий также подтвердил, что он «боролся против оккупации Украины». Как бы то ни было, связи Протасевича в националистической среде и его антироссийские взгляды сомнений не вызывают. Сам он в интервью журналисту Юрию Дудю рассказывал, что ездил на Евромайдан в Киеве в 2014 году, где сотрудники «Беркута» разбили ему голову.

Борьба с ними будет осуществляться так, как осуществлялась борьба «самым гуманным государством» по отношению к Усаме бен Ладену и его последователям. И мы готовы действовать. И как только поступит приказ, где бы они ни находились, без срока давности, мы их найдем и мы их зачистим

Что интересно, отец Протасевича — подполковник запаса, лишенный воинского звания указом Лукашенко. Долгое время он работал старшим преподавателем кафедры идеологической работы Военной академии Белоруссии. Ситуация, когда отец носит погоны, а сын бегает с бело-красно-белым флагом, не должна удивлять. За годы правления Лукашенко белорусский национализм стал востребованной идеей, популярной в том числе в номенклатурной среде. Разница состоит лишь в личной лояльности: Протасевича-старшего уволили, когда младший начал представлять интерес для властей Белоруссии.

В 2019 году Роман Протасевич покинул Белоруссию и переехал в Литву. Тогда же он был внесен в список террористов и обвинен по трем статьям Уголовного кодекса: 130 («Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности»), 293 («Организация массовых беспорядков»), 342 («Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»). Самое серьезное из преступлений предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет. Но если Протасевича признают виновным в терроризме, ему теоретически может грозить и смертная казнь.

Очевидно, в этой разборке для России хороших вариантов нет, поэтому ей не остается ничего другого, кроме как использовать ситуацию для продавливания интеграционной повестки. Для этого российская сторона должна продемонстрировать умение пользоваться ухудшением связей Белоруссии и западных стран. Ведь Лукашенко своим маневром практически откидывает одно из направлений своей «многовекторной политики». Совсем скоро, в пятницу 28 мая, в Сочи может состояться встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. На ней и будут расставлены акценты относительно оценки произошедшего, в том числе по поводу задержания россиянки Софьи Сапеги.

Лукашенко обманывает Россию: в прошлом году Белоруссия взяла кредит под обещание реформировать конституцию, провести новые парламентские и президентские выборы. Но ничего этого сделано не было. Лукашенко недоговороспособен, его не воспринимают в качестве серьезного политика

Как бы то ни было, даже нынешняя позиция США приоткрывает окно возможностей по усилению интеграционных процессов. Белый дом заявил, что не собирается делать поспешных выводов о том, что Россия могла быть причастна к принудительной посадке самолета Ryanair. Это означает, что история с самолетом может не бросить тень на процессы нормализации отношений России с Западом. Долгое время Белоруссия получала доступ к огромному российскому рынку, дешевым энергоносителям и дешевым кредитам. Но сейчас Россия имеет реальную возможность пересмотреть подход к сближению двух стран, когда деньги и другие ресурсы Белоруссия будет получать только после реальных шагов по экономической, а затем и политической интеграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *