Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

В тылу борьбы: как эвакуировали промышленность в начале войны

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

С началом войны встала необходимость коренным образом реформировать экономику СССР — в максимально сжатые сроки мобилизовать внутренние ресурсы, обеспечить непрерывное возрастание военного производства, добиться решающего материально-технического перевеса наших вооруженных сил над Германией и ее союзниками и тем самым обеспечить базовый фундамент победы. Задача была непростой — несмотря на то, что Советский Союз по окончании индустриализации обладал современным промышленным потенциалом и по производству важнейших видов продукции находился в первом ряду наиболее развитых стран мира, в лице Третьего рейха он имел равного противника, располагающего ресурсами почти всех стран континентальной Европы. К июню 1941 года мощности нацистской империи по производству электроэнергии, металла, добыче угля были примерно в 2–2,5 раза больше, чем в СССР. Кроме того, в оккупированных после символического сопротивления странах Третий рейх взял под контроль громадные запасы металла, стратегического сырья, оборудования и всё трофейное вооружение побежденных.

На военные рельсы

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Глобальная программа военной перестройки народного хозяйства Советского Союза и мобилизация сил государства для отпора врагу была изложена в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года и в радиообращении Сталина к гражданам Советского Союза 3 июля. Как в директиве, так и в речи Сталина содержался призыв к народу покончить с благодушием и беспечностью, отрешиться от настроений мирного времени, перестроить работу предприятий и учреждений на военный лад, мобилизовать все силы «для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма».

30 июня был утвержден мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 года, разработанный в основных чертах еще до начала войны, а уже 16 августа — военно-хозяйственный план на IV квартал и на весь 1942 год по районам вероятной эвакуации — Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Строительство свертывалось — было решено достраивать только те предприятия, которые можно было завершить в течение года. А вот посевные площади под зерновые и технические культуры в восточных районах РСФСР, Казахстана и Средней Азии увеличивались. Было намечено также строительство дублирующих ж/д путей, которые бы связывали Сибирь с Уралом, а Урал с Поволжьем.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Эвакуация заводского оборудования из Украинской ССР, 1941 год

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Самым сложным мероприятием советской экономики первых военных лет стала эвакуация. Успехи противника на европейской части Советского Союза поставили под угрозу районы, где проживало до 40% населения страны и было расположено 31 850 промышленных предприятий, из них 37 заводов черной металлургии, 749 заводов тяжелого и среднего машиностроения, 169 заводов сельскохозяйственного, химического, деревообрабатывающего и бумагоделательного машиностроения, 1135 шахт, свыше 3 тыс. нефтяных скважин, 61 крупная электростанция, сотни текстильных, пищевых и иных предприятий. А каких-либо заблаговременно разработанных эвакуационных планов практически не существовало, хотя черновые наброски подобных документов составляла Военно-промышленная комиссия при СНК СССР в 1939–1940 годах и в начале 1941-го. Собственно, не имелось и органов, призванных непосредственно руководить перебазированием производительных сил страны в глубь территории Советского Союза. Все эти проблемы решались в ходе разразившейся войны, зачастую в спешке, иногда без учета конкретной обстановки.

Постановлением партии и правительства от 27 июня 1941 года «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» определялись главные задачи и первоочередные объекты эвакуации. В первую очередь перебазированию в глубокий тыл подлежали квалифицированные кадры, старики, женщины и дети, промышленное оборудование, станки и машины, цветные металлы, горючее, хлеб и другие ценности, имеющие государственное значение.

При планировании главное внимание уделялось перебазированию предприятий, выпускавших оборонную продукцию.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Особое преимущество перед всеми другими эшелонами, кроме воинских и оперативных, предоставлялось и составам с населением, для которых устанавливался среднесуточный пробег в 500–600 км. При острой нехватке пассажирских вагонов людей чаще всего вывозили в специально оснащенных для этой цели грузовых вагонах, а иногда и просто на платформах вместе с оборудованием.

Перевозки населения были взяты под особый контроль. Ежедневно не позже 22 часов начальники дорог сообщали в НКПС сведения о следовании эшелонов с людьми по состоянию на 18 часов. В свою очередь, наркомат путей сообщения ежедневно представлял в ГКО подробную справку о находящихся в пути составах с эвакуированными. Для оказания помощи населению эвакуированных территорий выделялись значительные средства. Только во второй половине 1941 года государство израсходовало на эти цели 3 млрд рублей.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Советская женщина у заводского станка, 1941 год

5 июля ГКО обязал наркомат среднего машиностроения создать на Урале и в Поволжье предприятия-дублеры по производству танковых дизелей и моторов. Для этой цели использовали вывезенный в Челябинскую область завод по производству дизелей из Харькова, а также профильные цеха Ленинградского Кировского и Харьковского тракторного заводов. Горьковский завод также обязали развернуть производство двигателей для легких танков.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Москва под угрозой

Эвакуация конструкторских бюро и предприятий из Москвы началась еще в летние месяцы 1941 года, когда фронт на западном направлении был относительно устойчивым, а Красная армия контрударами в ходе Смоленского сражения наносила вермахту существенные потери. По данным пассажирского управления НКПС с 29 июня по 29 июля специальные эвакопоезда вывезли из Москвы 959 530 человек, включая беженцев из прифронтовых областей.

Всё изменилось после начала осуществления немцами операции «Тайфун» и окружения наших войск под Вязьмой в октябре 1941 года. Вследствие последнего трагического события на линии фронта образовалась гигантская «пробоина», через которую противник мог легко достичь столицы Советского Союза. Пока наши военные купировали эту угрозу, в Москве началась паника, а также массовая эвакуация управленческого аппарата страны и промышленности города. В короткие сроки на восток были отправлены дипломатический корпус, Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, наркоматы обороны, Военно-морского флота, а также другие правительственные, военные и промышленные учреждения. То, что невозможно было эвакуировать, в том числе всё электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию), готовилось к подрыву.

В соответствии с информацией, полученной от 24 основных наркоматов, на 12 декабря эвакуацией были охвачены 523 предприятия Москвы и Московской области.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Готовые мины на одном из московских заводов, 1942 год

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

К этому сроку удалось вывезти на восток 100 334 вагона из 143 196 требуемых, в том числе 43 632 — с оборудованием, 20 729 — с материалами и готовыми изделиями и 18 094 — с людьми. На 10 декабря вместе с предприятиями 19 наркоматов было перемещено в тыл 564 248 работников промышленности и членов их семей. Общее число эвакуированных жителей столицы достигло 2 млн человек.

Если оценивать ситуацию в целом, то по неполным данным НКПС в течение второго полугодия 1941 года из прифронтовой зоны на восток было вывезено 2593 промышленных предприятия. С учетом того, что значительная часть производительных сил перебрасывалась в тыловые районы по решению местных органов с использованием различных видов транспорта (причем имелось значительное количество так называемых бездокументных грузов), то указанная цифра была еще больше. Однако часть предприятий так и не удалось эвакуировать. Ведь на захваченной противником территории Советского Союза перед войной размещалось 31 850 заводов и фабрик, в том числе 7500 крупных, не считая мелких предприятий и мастерских.

Колхозы и совхозы восточных районов страны во втором полугодии 1941 года приняли 2393,3 тыс. голов скота из прифронтовой зоны. Все эвакоперевозки потребовали чуть больше 1,5 млн железнодорожных вагонов. Однако в 20 занятых противником районах осталось 20–22% крупного и 18–20% мелкого скота, ранее принадлежащего коллективным хозяйствам.

На новом месте

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Около 70% вывезенных на восток предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Вместе с оборудованием для фабрик и заводов прибыло до 30–40% рабочих, инженеров и техников. Всего же по железным дорогам, а также по водным и воздушным путям в течение второй половины 1941 года в тыловые районы страны было переправлено более 12 млн человек.

К концу 1941 года в новых местах было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения. Основными территориями их новой дислокации стали Новосибирск, Омск. Кемерово, Чебоксары, Челябинск, Киров, Нижний Тагил, Красноярск, Казань и другие промышленные центры страны.

Уже в марте 1942 года промышленность ВПК восточных районов СССР с учетом восстановленных здесь эвакуированных предприятий произвела военной продукции столько, сколько в начале войны выпускалось на всей территории Советского Союза.

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

После начала контрнаступления под Москвой в конце декабря 1941 года началась частичная реэвакуация некоторых предприятий центрального промышленного района СССР. Так, уже в начале 1942 года в Москву было возвращено несколько крупных объектов, в том числе известный станкостроительный завод «Красный пролетарий».

Весной 1942 года после разгрома войск юго-западного направления в районе Харькова и последующим за этим масштабным наступлением германских войск на Кавказ была проведена еще одна эвакуация. На этот раз она проходила в гораздо меньших масштабах и с более ограниченной территории, охвативших преимущественно Ростовскую, Воронежскую, Орловскую, Сталинградскую, Ворошиловградскую области и Северный Кавказ. Летом и осенью 1942 года из прифронтовых районов удалось вывезти оборудование более 150 крупных предприятий, значительные материальные и культурные ценности, сотни тысяч беженцев. Как и в 1941-м, эвакуация помогла спасти огромные производственные ресурсы, которые немедленно подключались к работе в интересах фронта.

Перебазирование производительных сил Советского Союза на восток явилось одним из наиболее значительных достижений народов нашей страны. По своей значимости эта грандиозная операция, по мнению маршала Григория Жукова, оказалась равной «величайшим битвам Второй мировой войны».

Источник

Перевод экономики СССР на военные рельсы развития

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Смотреть картинку Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Картинка про Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы. Фото Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Уже 24 июня 1941 года было принято совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О создании Совета по эвакуации», главной задачей которого было перебазирование основных производительных сил из прифронтовых и угрожаемых районов на Восток.

3 июля 1941 г. этот Совет был уже не только образован, но и начал свою деятельность под руководством председателя Н.М. Шверника – 1-го секретаря ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет профсоюзов).

Эвакуация проводилась таким образом, чтобы как можно дольше выпускать продукцию для фронта на старом месте и в то же время успеть вывезти людей и оборудование. В 1941 на восток было эвакуировано более 2,5 тыс. предприятий, огромное количество скота и другого колхозного имущества, научные учреждения и учебные заведения. Из прифронтовой полосы было вывезено более 10 млн. человек. В ходе эвакуации было использовано 1,5 млн. вагонов, сформировано 30 тысяч эшелонов. Только в июле 1941 года для нужд эвакуации выделялось по 10 тысяч вагонов в сутки. В эвакуации участвовал также речной и морской транспорт. Из Беларуси в восточные районы СССР выехало около 1,5 млн. трудящихся, отправлены кадры и оборудование 124 крупных промышленных предприятий и 14 промышленных артелей. В тыл было вывезено 45 тыс. т. зерна, 5 тыс. тракторов, 600 комбайнов, 136 молотилок и др. На восток было перегнано более 674 тыс. голов скота. С одного только завода «Гомсельмаша», демонтированного за трое суток, ушло на Урал свыше 1000 вагонов с оборудованием.

Эвакуированные предприятия направлялись в Поволжье, Западную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию, но более всего (44%) – на Урал. Эвакуированные в восточные районы СССР фабрики и заводы начинали свою работу в сложных условиях. Не хватало рабочих рук, стройматериалов, продуктов питания. В конце 1941 г. был принят указ об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольное оставление рабочего места и опоздания. Все занятые на таких предприятиях считались мобилизованными на трудовой фронт. В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Приказ «О мобилизации трудоспособного городского населения для ра­боты на производстве и в строительстве на период военного времени». Мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не занятых в государственных учреждениях и на предприятиях.

Самым тяжёлым временем для советской экономики стали конец 1941 г. и начало1942 г., когда многие предприятия находились в процессе эвакуации и не успели развернуть производство на новом месте. Объём промышленной продукции в целом снизился на 52 % по сравнению с довоенным уровнем. Значительно сократилось военное производство.

Одной из сложнейших задач для советского руководства являлось обеспечение фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией. Поскольку в результате оккупации было утрачено 47,1 % площадей, занятых под посевы зерновых и технических культур, валовой сбор зерна в 1941 г. составил лишь 57,9 % по сравнению с 1940 г. Значительно сократились производственные мощности сельского хозяйства. На нужды фронта колхозы передавали автомобили, тракторы и лошадей. Новые поставки техники для сельского хозяйства приостановились. Поэтому 80 % работ осуществлялось вручную.

Перевод экономики на военное положение, завершившийся только в середине 1942 г., положительно отразился на увеличении и расширении ассортимента военной продукции. Это стало возможным благодаря исключительной стойкости советских людей. Но главное – советская экономика была государственной и именно в экстремальных условиях войны советская административно-командная система действовала наиболее успешно.

Источник

Что было сделано для перевода экономики ссср на военные рельсы

Программа мобилизации сил страны на борьбу с агрессором, сформулированная в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня

1941 г. и в речи Председателя ГКО И. В. Сталина 3 июля, определила направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в сжатые сроки слаженного военного хозяйства.

Разрабатывая хозяйственную политику на период войны, Коммунистическая партия исходила из ленинского положения о том, что перестройка экономики на военный лад носит всеобъемлющий характер, что все народное хозяйство должно быть поставлено на службу фронту и интересам организации прочного тыла. Мощная индустриальная база, созданная в предвоенные годы, обеспечила успешное решение этой задачи.

Перестраивая экономику страны, партия направляла все силы и средства на то, чтобы путем максимального и целенаправленного использования военно-экономического потенциала социалистического государства добиться резкого увеличения уровня военного производства, достигнуть решающего материально-технического перевеса Советских Вооруженных Сил над войсками фашистской Германии и тем самым обеспечить достижение полной победы над врагом.

Важнейшими военно-экономическими мероприятиями явились мобилизация и перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения нужд фронта, переключение гражданских отраслей промышленности на выпуск военной продукции; эвакуация из угрожаемых районов основных производительных сил, быстрейшее размещение и ввод их в число действующих на востоке страны; сохранение уровня сельскохозяйственного производства в размерах, необходимых для снабжения фронта и тыла продовольствием и сырьем; перестройка работы транспорта на военный лад; перераспределение внешнеторгового оборота; реорганизация управления экономикой.

Продуманная расстановка руководящих партийных кадров обеспечивала необходимое единство политического, экономического и военного руководства страной. Ленинское положение о строжайшей централизации «в распоряжении всеми силами и ресурсами социалистических республик» ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 400.) неукоснительно претворялось в жизнь. Коммунистическая партия и Советское правительство провели ряд организационных и экономических мероприятий, которые начались с пересмотра экономических планов. Вслед за вводом в действие мобилизационного плана по производству боеприпасов и народнохозяйственного плана на III квартал 1941 г. было признано целесообразным иметь общий военно-хозяйственный план на более продолжительный срок.

4 июля ГКО поручил специально созданной комиссии во главе с Н. А. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Волге, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные районы в порядке эвакуации» ( Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов за 50 лет. Т. 3, 1941-1952 гг. М., 1968, стр. 42.).

16 августа Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление, одобрившее новый военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии ( Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов за 50 лет. Т. 3, 1941-1952 гг. М., 1968, стр. 44-48.). По существу, планом были определены основные принципы ускоренного развития советской военной экономики и задачи развертывания военно-промышленной базы Советского Союза в восточных районах страны, где намечалось наладить массовое производство авиамоторов, самолетов, танков, танковой брони, стрелкового вооружения, всех видов артиллерийских орудий, минометов и боеприпасов. Была разработана программа увеличения производства электроэнергии, авиабензина, чугуна, стали, проката, алюминия, меди, аммиачной селитры, азотной кислоты, добычи угля и нефти в восточных районах. В общем плане капитального строительства увеличивался удельный вес оборонных наркоматов. Число объектов строительства промышленных предприятий, развернутого в годы третьей пятилетки, сокращалось с 5700 до 614. Продолжались лишь стройки, которые можно было завершить в течение года. Планом IV квартала намечалось финансирование работ по восстановлению 825 эвакуированных предприятий, прежде всего оборонного значения.

В области сельского хозяйства предусматривалось увеличение посевных площадей под зерновые и технические культуры в восточных районах РСФСР, в Казахстане и Средней Азии. Почти все крупные заводы сельскохозяйственного машиностроения передавались в ведение наркоматов военной промышленности.

Возрастала роль урало-сибирских железных дорог. В военно-хозяйственном плане предусматривались реконструкция и расширение железнодорожных узлов и станций, постройка вторых путей на линиях, связывающих Сибирь с Уралом и Урал с Поволжьем.

Создание мощной военно-промышленной базы на востоке, начатое еще накануне войны, продолжалось возрастающими темпами. На предприятия центральных и восточных районов перераспределялись весь металл, материалы и оборудование, полученные по планам накопления за предыдущие кварталы 1941 г., увеличивались государственные резервы топлива, металла, продовольственных и промышленных товаров.

Особое внимание ЦК ВКП(б) и ГКО уделяли развитию металлургической промышленности. Существенным дополнением к плану стало решение о дальнейшем развертывании на востоке в кратчайшие сроки мощной металлургической базы, способной в полной мере удовлетворить растущие потребности военного производства, особенно в качественном металле и прокате. На Урале и в Западной Сибири в течение полутора лет намечалось построить и ввести в действие 15 доменных печей, 41 мартеновскую печь, 8 бессемеровских конверторов, 13 электропечей, 14 прокатных и 3 трубопрокатных стана, 10 коксовых батарей. Для быстрейшего ввода в строй новых мощностей использовались производственные базы Магнитогорского, Ново-Тагильского, Кузнецкого, Златоустовского металлургических, Первоуральского и Синарского трубных заводов, а также технологическое и энергетическое оборудование, переброшенное с металлургических предприятий юга и центра ( ИВИ. Документы и материалы, инв. № 6312, лл. 1-5.).

Существенные изменения были внесены в государственный бюджет. Ассигнования на военные нужды во втором полугодии 1941 г. по сравнению с первым полугодием увеличились на 20,6 млрд. рублей.

Перестройка народного хозяйства и создание слаженной военной экономики, способной обеспечить фронт необходимыми материально-техническими средствами, во многом зависели от уровня партийного руководства во всех сферах хозяйственной жизни страны.

Коммунистическая партия поднимала и приводила в действие все силы страны в интересах успешного выполнения принятого СНК СССР и ЦК ВКП(б) военно-хозяйственного плана.

Уже первые недели войны убедительно показали, что партия, ее руководящие органы, партийный аппарат, обладая опытом, накопленным в ходе социалистического строительства, успешно решали сложные военно-хозяйственные задачи. Однако это не исключало необходимости изменения некоторых привычных форм и методов организаторской и политической работы партии применительно к руководству хозяйственной жизнью в условиях войны. Изменения шли по линии усиления организационного централизма в системе партийного руководства, повышения личной ответственности партийных руководителей за состояние экономики, образования в необходимых случаях чрезвычайных партийных органов.

Партийные организации своей напряженной деятельностью обеспечивали претворение в жизнь директив и указаний ГКО по вопросам хозяйственного строительства.

Повышение роли партийного руководства народным хозяйством отнюдь не снижало ответственности государственных органов управления экономической жизнью страны. В своей повседневной деятельности по развертыванию военной экономики ГКО опирался на аппарат Совнаркома и Госплана Союза ССР, союзно-республиканские наркоматы и другие государственные учреждения. Роль Совнаркома СССР как органа государственного руководства хозяйством в военное время не только не ослабевала, но и усиливалась.

Одним из важных актов Советского правительства, давшим в известной степени направление изменениям в государственном аппарате, было постановление от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». При СНК СССР были образованы Комитет продовольственного и вещевого снабжения Советской Армии и главные управления по снабжению отраслей народного хозяйства углем, нефтью, лесом. В процессе реорганизации государственного аппарата происходило резкое сокращение штатов наркоматов, учреждений и управленческих звеньев. Специалисты из учреждений направлялись на заводы и фабрики, на производство.

Особые условия развития советской военной экономики вызвали к жизни оперативные формы хозяйственного планирования, в том числе краткосрочные планы-графики производства (от одного до трех месяцев), планы-задания для всех отраслей оборонной промышленности и транспорта.

На основе директив ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны центральные комитеты компартий союзных республик, краевые, областные комитеты и органы Советской власти разработали планы перестройки промышленности и сельского хозяйства в своих экономических районах.

Опираясь на объективные экономические законы и используя преимущества советского общественного и государственного строя, Коммунистическая партия приводила в действие все силы страны для организации отпора врагу.

Перемещение производительных сил СССР на восток. Перебазирование основных производительных сил из угрожаемых районов страны на восток явилось вынужденной мерой, вызванной крайне неблагоприятной обстановкой на фронте. Вместе с тем оно стало важнейшим звеном в хозяйственной политике Коммунистической партии, направленной на развертывание в глубоком тылу главной военно-промышленной базы страны.

Гитлеровцы рассчитывали повторить свой «европейский опыт», захватить огромный промышленный потенциал, материальные и людские ресурсы Советского Союза.

Совет определял порядок, сроки, очередность и конечные пункты эвакуации людей и материальных ценностей. Его решения, утвержденные правительством, являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов.

Вывоз промышленного оборудования и других материальных ценностей в восточные районы страны стал важнейшим делом не только местных партийных и советских организаций, но и органов тыла фронтов и армий.

С самого начала эвакуации огромная ответственность легла на плечи транспортников, особенно железнодорожников. По заданию ЦК партии, ГКО и Совнаркома СССР транспортные наркоматы срочно разработали конкретные планы и мероприятия по обеспечению беспрепятственного продвижения вывозимых на восток грузов.

20 июля ГКО обязал наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина установить очередность переброски цехов заводов, чтобы эвакуация осуществлялась без нарушения плана выпуска продукции.

Тяжелая обстановка на фронтах Отечественной войны вынуждала проводить массовую эвакуацию почти одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Особенно напряженно проходила эвакуация из западных пограничных районов. Потребовались огромные усилия местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и военных органов, населения, рабочих предприятий и транспорта, чтобы обеспечить спасение от врага миллионов людей, важнейшего промышленного оборудования и других материальных и культурных ценностей.

Эшелоны с грузами и людьми непрерывным потоком двигалось на восток, и прежде всего в районы Среднего и Южного Урала, в Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Только в течение трех месяцев было перемещено более 1360 крупных, главным образом военных, предприятий ( Н. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948, стр. 41.).

С невероятными трудностями, под непрерывными вражескими бомбежками и обстрелами проходила эвакуация предприятий и населения Украинской ССР. 4 июля ЦК КП(б) Украины и Совнарком УССР направили всем партийным и советским организациям республики специальную директиву, в которой была выдвинута неотложная задача ускорить «отгрузку ценностей, оборудования предприятий и продовольствия» ( ИИ СССР. Документы и материалы, инв. № 91, лл. 56-58.).

В начале августа 1941 г. из-за угрозы выхода немецко-фашистских войск к Днепру эвакуация промышленных объектов Приднепровья и Крыма достигла предельного напряжения. Только через Киевский узел было отправлено на восток 450 эшелонов, которые вывезли оборудование 197 крупных предприятий украинской столицы и свыше 350 тыс. киевлян ( Кит-герой. Киiв, 1961, стр. 191-194; Iсторiя Киiва. Т. П. Киiв, 1960, стр. 487.),

С середины августа началась массовая эвакуация предприятий и населения Запорожской и восточных районов Днепропетровской областей, в первую очередь агрегатов Днепровской гидроэлектростанции, крупных заводов, фабрик и электростанций.

В чрезвычайно сложной обстановке, под обстрелом противника эвакуировались многие предприятия Запорожья. К концу августа на демонтаже и отгрузке оборудования крупных запорожских металлургических объектов было занято около 5500 рабочих.

Всего с территории Белоруссии было перебазировано в восточные районы страны 109 крупных и средних промышленных предприятий (39 союзного и 70 республиканского значения).

В не менее напряженной обстановке прошла эвакуация из Прибалтики. Несмотря на непрерывные налеты вражеской авиации и действия диверсантов, железнодорожники и рабочие предприятий Литвы, Латвии и Эстонии грузили в 4-5 раз больше вагонов, чем обычно. Использовались и транспортные суда, находившиеся в портах Балтийского побережья. Но из-за недостатка времени не удалось вывезти из Прибалтийских республик значительную часть материальных ценностей.

Эвакуационные перевозки из Ленинграда и области, главным образом по железной дороге, начались еще до возникновения непосредственной вражеской угрозы городу на Неве. Вся организация этой работы находилась под контролем А. Н. Косыгина, направленного в город в качестве уполномоченного ГКО. В первую очередь вывозилось оборудование тех оборонных предприятий, которые не могли в создавшихся условиях выпускать продукцию. Решение ГКО о перемещении в тыл Кировского и Ижорского заводов было вынесено 26 августа 1941 г., однако через два дня их вывоз был временно прекращен ( Эвакуация заводов возобновилась 4 октября 1941 г.).

Вместе с перебазированными предприятиями прибыло до 30-40 процентов рабочих, инженеров и техников. Благодаря инициативе партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, военных и хозяйственных органов восточных районов страны все трудоспособное население сразу же активно включилось в работу на этих предприятиях.

Одновременно в тыл были эвакуированы запасы зерна и продовольствия, десятки тысяч тракторов и сельскохозяйственных машин. Колхозы и совхозы восточных районов страны во втором полугодии 1941 г. приняли 2393,3 тыс. голов скота, перемещенного из прифронтовой полосы ( Ю. Арутюнян. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970, стр. 52.).

Вглубь страны были вывезены сотни научных институтов, лабораторий, школ, библиотек, а также уникальные произведения искусства из музеев Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

Эвакуационные перевозки 1941 г. потребовали около 1,5 млн. железнодорожных вагонов.

Речным флотом с июля до конца навигации удалось вывезти в тыл более 870 тыс. тонн грузов.

Важнейшим условием успешного перемещения производительных сил с запада на восток явился самоотверженный труд коллективов эвакуируемых предприятий и учреждений. Рабочие, служащие, колхозники, все трудящиеся проявили в те трудные дни исключительную выдержку, мужество, беззаветную верность делу партии и социалистической Родине.

В процессе эвакуации с новой силой проявились дружба народов СССР, сотрудничество и братская взаимопомощь советских республик. Перебазирование промышленных предприятий стало делом не только трудящихся Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, Молдавии, западных областей РСФСР, но и тружеников всех тыловых районов.

Развертывание эвакуированных предприятий в восточных районах в значительной степени оказалось возможным потому, что в годы предвоенных пятилеток здесь были созданы крупная промышленность, топливно-энергетическая база, разведаны залежи полезных ископаемых, проложены новые транспортные магистрали.

Своими героическими усилиями советский народ сорвал расчеты гитлеровцев на дезорганизацию советской военной экономики.

Перестройка промышленности. Интересы всемерного развития военного производства требовали расширения сырьевой и топливно-энергетической базы страны, и прежде всего в восточных районах, где ускоренными темпами создавался главный арсенал Советского Союза.

В связи с этим наиболее сложные задачи встали перед металлургами востока. Они должны были не только значительно увеличить выпуск металла, но и существенно изменить технологию его производства, в кратчайшие сроки освоить выпуск новых марок чугуна, стали, броневого проката.

До войны удельный вес качественных сталей в металлургии восточных районов был невелик. На Магнитогорском комбинате, например, он составлял не более 8,2 процента.

Магнитогорский горком партии с 22 июня взял под контроль работу комбината по выполнению военных заказов, и особенно по выпуску качественных марок стали. Активное участие в организации производства такой стали принял комитет ученых, созданный при горкоме. В результате уже в течение второго полугодия 1941 г. сталевары Магнитки сумели освоить выпуск свыше 30 новых марок стали и наладить ее специальный прокат. Из-за отсутствия на Урале необходимых прокатных станов впервые в истории мировой и отечественной металлургии для этой цели был приспособлен блюминг.

За короткое время на производство качественной стали и проката был переведен Кузнецкий металлургический комбинат. Златоустовский завод за второе полугодие 1941 г. освоил выплавку металла 78 новых марок.

Советские ученые в содружестве с инженерами, техниками и рабочими в невиданно короткие сроки сумели решить исключительно важную задачу: освоить выплавку стали высоких марок в обыкновенных мартеновских печах.

В Казахстане и Узбекистане ускоренными темпами развертывалась добыча вольфрамовой руды, ванадия, молибдена и других редких металлов, необходимых для производства легированных сталей.

Военная промышленность поглощала огромное количество цветных металлов. Поэтому Советское правительство во второй половине 1941 г. увеличило капиталовложения на развитие цветной металлургии на 25 процентов по сравнению со вторым полугодием 1940 г. Чтобы ускорить ввод новых производственных мощностей, в июле 1941 г. Наркомат обороны СССР получил указание направить в помощь Уральскому алюминиевому заводу десять строительных батальонов.

Одновременно сооружались алюминиевые заводы в Свердловской области и в Кузбассе.

Быстрыми темпами строились пять заводов по обработке и прокату цветных металлов. Увеличивались производственные мощности крупнейшего в стране Балхашского медеплавильного завода в Казахстане.

В связи с временной потерей Донбасса и тяжелым уроном, нанесенным гитлеровцами Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. В то же время перестройка металлургической промышленности и расширение военного производства в восточных районах потребовали значительного увеличения добычи угля, прежде всего коксующегося. Кузнецкий бассейн, дававший до войны около 14 процентов его общесоюзной добычи, вскоре стал наряду с Карагандинским бассейном основным поставщиком коксующегося угля и химических продуктов.

Подвоз кузнецкого и карагандинского угля на металлургические заводы, особенно на Урал, был крайне затруднен из-за предельной загруженности железных дорог. Поэтому огромное значение для увеличения добычи угля имело строительство в восточных районах новых шахт и угольных разрезов.

В более благоприятных условиях по сравнению с другими отраслями оказалась нефтяная промышленность. Все нефтеперерабатывающие заводы удалось быстро переключить на производство авиабензина (прежде всего высокооктанового), горючего и смазочных масел для танков и судов.

Учитывая огромную потребность в нефтепродуктах, партия и правительство в соответствии с военно-хозяйственным планом на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. наметили большое капитальное строительство в районах Второго Баку, в Казахстане и Средней Азии. Наряду с этим была поставлена задача форсировать сооружение новых и расширение ряда действовавших нефтеперерабатывающих установок и заводов в Уфе, Саратове, Сызрани, Орске, Ишимбае и других местах.

С первых же месяцев войны принимались меры по дальнейшему развитию электроэнергетического хозяйства страны. Имевшихся на востоке мощностей было недостаточно для удовлетворения потребностей растущей военной промышленности. Было проведено перераспределение ресурсов электроэнергии: в первую очередь ею снабжались военная, металлургическая и угольная промышленность; значительно ограничивалось потребление электроэнергии рядом других отраслей и населением. 10 июля Советское правительство приняло решение «О форсировании строительства электростанций на Урале». Усиленными темпами велись работы по вводу в число действующих электростанций в Западной Сибири.

Для ускорения пуска новых электростанций сокращались объемы строительных и монтажных работ, упрощались тепловые и электрические схемы, конструкции зданий и сооружений.

Исключительно важную роль в военном производстве играли машиностроение и предприятия металлических изделий. Ряд крупнейших машиностроительных заводов был передан оборонным наркоматам. Тяжелое машиностроение почти целиком переключалось на производство танков, орудий, минометов, боеприпасов.

Для организации слаженного военного хозяйства потребовалось наряду с перестройкой работы действующих предприятий развернуть новое капитальное строительство.

Коренным образом изменялись организация строительных работ, сроки и нормы проектирования, методы строительства. В списке ударных строек были военные предприятия, электростанции, предприятия металлургической, топливной и химической промышленности, железные дороги.

По решению ГКО от 8 июля 1941 г. в системе Наркомстроя на базе действовавших строительных и монтажных трестов были созданы особые строительно-монтажные части (ОСМЧ), которые являлись в известной мере военизированными организациями. В них закреплялись постоянные инженерно-технические кадры и квалифицированные рабочие.

11 сентября 1941 г. СНК СССР в целях ускорения ввода в действие промышленных предприятий с затратой минимального количества материалов принял решение «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени» ( Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.З, стр. 49.), предусматривавшее применение в строительстве деревянных и других материалов и ограничение использования для этой цели металла и железобетона.

Фронт строительных работ переместился на восток. Основные стройки концентрировались на Урале, в Западной Сибири, Казахстане и Средней Азии, где наряду с возведением новых электростанций, шахт, заводов восстанавливались эвакуированные предприятия.

Большую работу по перебазированию предприятий и развертыванию ударного строительства на востоке страны провели такие крупные организаторы промышленного и строительного дела, как Н. А. Дыгай, В. Э. Дымшиц, Л, Б. Сафразян, К. М. Соколов, П. А. Юдин и другие.

Ударными стройками первого военного года стали домны на Магнитогорском и Чусовском заводах, Чебаркульский завод качественной стали, автомобильные заводы в Ульяновске и Миассе, Алтайский тракторный в Рубцовске и «Сибтяжмаш» в Красноярске, ряд авиационных, танковых заводов, заводы по производству боеприпасов и другие предприятия оборонного значения.

Быстрая концентрация сил и средств на решающих участках позволяла возводить оборонные объекты первостепенного значения в кратчайшие сроки.

Развертывание военного производства сопровождалось мобилизацией и перераспределением не только материальных, но и трудовых ресурсов. Проблема кадров в условиях войны стала особенно острой. Призыв в армию, выключение из сферы производства населения, оказавшегося на оккупированной территории, привели к сокращению численности рабочих и служащих с 31,5 млн. к началу 1941 г. до 18,5 млн. к концу года.

Нехватка рабочей силы в ведущих отраслях промышленности восполнялась частично за счет других отраслей народного хозяйства, введением обязательных сверхурочных работ, отменой очередных и дополнительных отпусков. Это позволило увеличить загрузку оборудования примерно на треть ( История Коммунистической партии Советского Союза, т. 5, кн. 1, стр. 286.).

В промышленность, строительство и на транспорт добровольно пришли сотни тысяч советских патриотов, в первую очередь женщины и молодежь. Только во второй половине 1941 г. в производство включилось 500 тыс. домашних хозяек и 360 тыс. учащихся 8-10 классов. Существенным источником пополнения рядов квалифицированных кадров оставалась система государственных трудовых резервов.

Благодаря помощи и содействию партийных, профсоюзных и комсомольских организаций Комитету по учету и распределению рабочей силы удалось с июля 1941 г. до январь 1942 г. перевести в оборонную промышленность с предприятий местной промышленности, из сферы обслуживания, промкооперации, коммунального хозяйства и мобилизовать из числа незанятого городского и сельского населения 120 850 человек. Кроме того, на угольные шахты, нефтепромыслы, электростанции, в черную и цветную металлургию, на строительство и железнодорожный транспорт были направлены строительные батальоны и рабочие колонны численностью 608,5 тыс. человек.

Все эти чрезвычайные меры во многом определили благоприятные перспективы развития военного производства.

Перестройка сельского хозяйства. В мобилизации экономических ресурсов страны одно из важнейших мест занимало сельское хозяйство. Перед ним стояла задача обеспечить фронт и население в тылу продовольствием, а промышленность сырьем, создать государственные запасы продуктов питания.

Одновременно необходимо было своевременно собрать урожай и эвакуировать из угрожаемых районов сельскохозяйственную технику и скот.

На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Ленинградской, Смоленской, Калининской и других областях РСФСР, ставших ареной сражений, колхозники, работники совхозов и МТС убирали хлеб нередко под огнем врага. Чтобы сохранить урожай, сберечь стада и общественные сооружения, сельское население в этих районах в инициативном порядке организовало противопожарную охрану и противовоздушную оборону. Так были спасены миллионы пудов хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Колхозы восточных областей Украины выполнили план уборки зерновых в 1941 г. на 93,8 процента. В республике было заготовлено свыше 2,3 млн. тонн зерна.

Принимая меры к тому, чтобы поддержать на необходимом уровне производство зерна в последующие годы, Политбюро ЦК ВКП(б) 20 июля рассмотрело и утвердило представленный СНК СССР план увеличения посевов озимых культур в Поволжье, на Урале, в Сибири и Казахстане ( ИВИ. Документы и материалы, инв. № 6347, л. 1.). Было признано также целесообразным расширить посевы зерновых культур в хлопководческих районах Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Казахстана и Азербайджана.

В этих условиях значительно возрастала роль восточных районов страны, где уже осенью 1941 г. общая площадь озимых посевов по сравнению с 1940 г. значительно увеличилась. План 1942 г. предусматривал дальнейший рост посевных площадей под зерновые, технические, овощебахчевые культуры и картофель более чем на 4 млн. га ( История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 2, стр. 167-168.).

Готовясь к весне 1942 г., колхозы и совхозы еще острее ощутили нехватку людей и тягловой силы. Партийные организации принимали меры, чтобы вовлечь в колхозное и совхозное производство все население, способное к труду.

Острый характер приобрела проблема восстановления техники. Изношенные машины нуждались в ремонте, требовались запасные части, а выпуск их был сокращен. В начале 1942 г. по инициативе комсомольцев Иловлинской МТС Сталинградской области по всей стране началось движение за сбор и реставрацию деталей к сельскохозяйственным машинам.

Постоянную помощь деревне в ремонте техники оказывал город. Промышленные предприятия вместе с рабочими бригадами посылали в мастерские МТС и совхозов станки, металл и инструменты.

В результате к весенней посевной кампании 1942 г. план ремонтных работ был почти полностью выполнен, основная часть тракторного парка находилась в рабочем состоянии.

Большие трудности испытывало животноводство: не хватало кормов, прекратилось строительство ферм, ухудшилось зооветеринарное обслуживание.

В Казахстане, в частности, земельные органы были укомплектованы зоотехниками и ветеринарами только наполовину. Использование коров на полевых работах снижало надои молока. Увеличивались падеж и забой скота.

11 марта 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) вынесли решение о мерах сохранения молодняка и увеличения поголовья скота. Партия и правительство требовали добиться полного сохранения молодняка в колхозах, совхозах, личных хозяйствах колхозников, рабочих и служащих. Государство всячески поощряло колхозы, выращивавшие молодняк, предоставляло им кредиты, льготы по налогам, выделяло в пользование дополнительные земли для сенокосов и выпасов.

Несмотря на сокращение сельскохозяйственного производства, советское крестьянство делало все, чтобы не остаться в долгу перед фронтом. Благодаря социалистическим производственным отношениям сельское хозяйство страны смогло стать прочной опорой фронта. Мобилизовав все людские и материальные ресурсы, оно сумело в полной мере использовать свою материально-техническую базу, поддерживать необходимый уровень производства основных продуктов и ценой напряженных, самоотверженных усилий тружеников села обеспечивать продовольствием армию и население.

Перестройка транспорта. Перевод экономики на рельсы войны теснейшим образом был связан с транспортом, особенно с железнодорожным. Его важная роль во время войны заключалась прежде всего в том, что он обеспечивал бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, военной техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия и снаряжения, а также массовые народнохозяйственные перевозки. На особое место железнодорожного транспорта в современных военных конфликтах указывал В. И. Ленин, называя его «важнейшим материальным фактором войны, имеющим первостепенное значение не только для выполнения военных операций, но и для снабжения Красной Армии боевым и вещевым имуществом и продовольствием» ( В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 38, стр. 400.).

Перебазирование промышленности на восток и новое размещение военных предприятий потребовали организовать работу транспорта с учетом изменений в экономической структуре восточных районов. До войны сеть урало-сибирских дорог была развита недостаточно и работала с большим напряжением. Перемещение сюда крупной производственной базы еще более увеличило диспропорцию между уровнем развития промышленности и состоянием транспорта.

Недостаточная пропускная способность восточных железных дорог страны, особенно ощущавшаяся с наступлением зимы, затрудняла хозяйственные перевозки, и ряд крупных предприятий не получил нужного количества сырья и топлива. В начале февраля запасов угля на Магнитогорском комбинате оставалось на 5-6 дней. Из-за недостатка руды под угрозой прекращения работы находился Кузнецкий металлургический комбинат.

На железных дорогах не хватало паровозов и топлива. В начале года без паровозов стояло до 3 тыс. эшелонов. Две трети из них везли эвакуированное оборудование ( «Военно-исторический журнал», 1961, № 6, стр. 80.).

Нужны были срочные меры, чтобы поправить создавшееся положение. 24 января 1942 г. СНК СССР вынес постановление об ускорении темпов погрузки и продвижения составов с углем по дорогам Урала и Сибири. Для восточных магистралей устанавливались конкретные задания по выполнению этого правительственного решения.

14 февраля 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет, в состав которого вошли И. В. Сталин (председатель), А. А. Андреев (заместитель), А. И. Микоян, И. В. Ковалев, А. В. Хрулев, Г. В. Ковалев, 3. А. Шашков, П. П. Ширшов, А. Г. Карпоносов и другие. В его задачу входили планирование и координация перевозок на основных видах транспорта, разработка действенных мер по улучшению материально-технической базы всей транспортной системы.

Из-за острейшей нехватки угля по решению ГКО паровозный парк ряда дорог был переведен на дровяное топливо и топливную смесь.

Одновременно Государственный Комитет Обороны изменил структуру управления железными дорогами и укрепил руководство НКПС. Во главе наркомата путей сообщения вместо Л. М. Кагановича, который, как отмечалось в постановлении ГКО от 25 марта 1942 г., не сумел справиться с работой в условиях военной обстановки, был поставлен заместитель наркома обороны СССР, начальник тыла Советской Армии генерал А. В. Хрулев.

В марте и апреле 1942 г. партия и правительство приняли ряд новых мер по улучшению работы транспорта. Была повышена заработная плата железнодорожникам поездных и маневровых бригад. Избыточный подвижной состав с западных прифронтовых дорог перемещался на восток.

Благодаря этим мерам и самоотверженному труду железнодорожников увеличились перевозки для армии и народного хозяйства. К началу мая 1942 г. только по 10 центральным магистралям объем погрузки и выгрузки вырос на 50 процентов, заметно снизился простой вагонов.

Перестраивались и другие виды транспорта. В результате постепенно повышался уровень его грузооборота, что видно из таблицы 3.

Советские транспортники заняли достойное место в самоотверженной борьбе тружеников тыла за создание слаженной военной экономики, способной обеспечить победу над врагом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *