Что было сделано при петре первом для развития образования в россии
Реформы Петра I в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Во времена царствования Петра I в России происходило бурное развитие всех сфер жизни общества. Система образования не стала исключением. В период его правления был проведен ряд реформы, которые модернизировали существующую образовательную систему и заложили фундамент ее дальнейшего развития.
Реформа – это законодательное изменение существующего порядка, правил жизнедеятельности и реализации того или иного направления деятельности.
Направления реформирования системы образования в эпоху Петра I
Все реформы, которые были осуществлены в период правления императора Петра I в образовательной сфере, были реализованы по следующим направлениям:
Реформирование образования было ориентировано, в первую очередь, на развитие кадрового потенциала страны. Ранее в Россию приглашались иностранные работники для военной, математической, преподавательской инженерной и строительной деятельности. Особенно остро стоял вопрос подготовки педагогических кадров. В основном российское дворянство обучалось иностранными педагогами.
Система образования в эпоху правления Петра I
В период царствования Петра I система образования приобретает вид трехклассного обучения детей в школах, которое, порой затягивалось на шесть-восемь лет, поскольку учащиеся не усваивали программу за три года и не могли успешно сдать переводные экзамены. По сути, в этот период системы образования еще не существовало, но были предприняты первые попытки ее создания.
Образование того периода характеризуется следующими особенностями:
Готовые работы на аналогичную тему
Следует отметить, что функционирование образования в период правления Петра было ориентировано на развитие общей грамотности народа, повышение уровня образованности нации, а также рост ее духовно-нравственного развития. По всей стране открывались гимназии и университеты. Обучение в школах и университетах велось по учебникам европейских стран, которые активно переводились на русский язык.
Петр I стремился к построению единой всесословной системы образования. Однако, ее создание так и не было осуществлено, поскольку образование было доступно только дворянам и духовенству. Однако, в опоре на европейские принципы образовательной деятельности, образовательная деятельность страны вписывается в европейскую систему образования, что является огромным шагом на пути ее развития.
В период правления Петра происходит активное развитие научной сферы в большинстве ее направлений. Это было связано не только с реформами Петра в образовании, но и в социальном развитии общества и модернизации других сфер государства.
Новый алфавит и музей уродцев. Что Петр I сделал для развития науки в России
Реформа языка
Одной из первых важных реформ в области науки и образования стало утверждение нового гражданского алфавита с упрощенным начертанием букв. Помимо изменения формы символов, Петр I поменял и состав букв. Поэтому из новой азбуки пропали буквы «кси» и «пси», а также все надстрочные знаки. Кроме того, вместо букв славянской азбуки с титлами на Руси стали использовать арабские цифры.
По указу императора 1710 года, новый гражданский шрифт стал основным для светских книг, а старый, церковнославянский шрифт (полуустав), остался только для духовных изданий.
Обязательное образование
Петр I уделял огромное внимание просвещению своих подданных, поэтому историки считают, что именно он стал «виновником» распространения образования в России. Император понимал необходимость подобной реформы: во-первых, он хотел поднять культурный уровень общества, чтобы еще сильнее сблизиться с Европой. Во-вторых, обучать население было необходимо для подготовки к армии и флоту, а для этого пришлось заложить основу общему начальному образованию.
В результате, при Петре активно развивалось военное образование: открывались школы пушкарей, инженеров, артиллеристов, навигационные и гарнизонные школы. Многих русских даже отправляли учиться за границу. Большое внимание уделялось и медицинским учебным заведениям, так как государство нуждалось в полевых хирургах. Благодаря этому в 1706 году учреждается первый в Москве и России госпиталь, а годом позже — Медико-хирургическое училище (будущая Военно-медицинская академия).
В 1724 году Петр I утвердил состав Академии Наук и художеств. Туда приглашали работать иностранных специалистов (в основном, из Германии), причем долгие годы большинство академиков были не из России.
Интересно, что начальное образование было обязательным для всех, кроме крепостных. За отказ учиться духовенству грозили службой в армии и высокими налогами, а необразованным дворянам запрещали вступать в брак. К тому же успех последних на службе также зависел от обучения.
Музеи
В 1714 году Петр I открыл первый в России естественно-научный музей Кунсткамеру. Идея создать такой «кабинет редкостей» пришла ему во время путешествия по городам Голландии и Англии. Там император приобретал любопытные предметы, а затем перевозил их на родину. Среди первых экспонатов в Кунсткамере были чучела птиц, рыб и насекомых, а также заспиртованные дети-уродцы.
Коллекция постепенно разрасталась благодаря указу Петра «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей». Люди приносили императору археологические находки, антиквариат и другие интересные экспонаты, некоторые из которых впоследствии были выставлены в Кунсткамере.
В первые годы существования музея гости могли видеть даже живые экспонаты — карликов и великанов. После смерти их скелеты оставались в Кунсткамере.
Печать и перевод книг
Во время правления Петра I в России появилось множество новых книг, большинство из которых были переведены на русский с других, европейских языков. Император открыл в Москве и Петербурге новые типографии, которые за 25 лет напечатали более 1300 наименований изданий: это почти вдвое больше, чем за всю предыдущую российскую историю книгопечатания.
Основной упор был сделан на духовной, научно-популярной и технической литературе. Петр был настолько заинтересован правильным переводом книг с иностранных языков, что иногда лично руководил процессом. Он сам выбирал издания, просматривал некоторые переводы, делал корректуры и указывал тиражи книг. Император даже издавал правила, которых должны были придерживаться переводчики.
Книгопечатание развивалось так быстро, что вскоре в Петербурге открыли первую государственную библиотеку, которая заложила основу для Библиотеки Академии наук.
Реформы науки и образования Петра I
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.
Внедрение светского образования
Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.
Благодаря реформам Петра I в России появилась система профессионального образования. В 1701 году были основаны Навигацкая, Пушкарская, Приказная, Госпитальная и другие школы, находившиеся под опекой государственных органов. Школа «Математических и навигацких наук» была открыта в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучались будущие капитаны, кораблестроители, а также преподаватели для иных школ.
Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.
Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.
Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.
Открытая в 1725 году в Санкт-Петербурге Академия наук была любимым творением императора в последний период жизни. Она начала работу после смерти императора, который разработал Устав и основные положения Академии, выписал из немецких земель мировую звезду по математике Леонарда Эйлера. АН в Петербурге, в отличие от европейских, совмещала функции учебного и научного центра, при Академии была организована гимназия. Профессора в основном приглашались из Германии. Наряду с Эйлером другой знаменитостью стал профессор механики Даниил Бернулли, в его труде «Гидродинамика» содержится фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.
Готовые работы на аналогичную тему
Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.
реформы Петра I в сфере образования и науки:
Важнейшим итогом достаточно хаотичных образовательных реформ, проводившихся от случая к случаю, и не создавших стройной системы образования, был сдвиг в сторону обмирщения людского сознания. Вливание в дворянское сословие «свежей крови» из низов общества – социальная мобильность по службе росла. Страна получила образованных, грамотных, активных и честолюбивых людей. Воспитание гармонично развитой личности и моральная сторона процесса обучения Петра Первого и соратников мало интересовала. Задача воспитания честного человека на службе не была поставлена и, соответственно, не была решена.
Развитие науки и техники в Петровскую эпоху
В петровскую эпоху развитие науки и техники обуславливалось практическими государственными потребностями. Это касалось гидро- и картографии, геодезии, изучения земных недр и поиска полезных ископаемых. Русскими гидрографами были составлены карты Балтийского, Азовского, Каспийского и Белого морей. Экспедициями под руководством В. В. Атласова, Д. Г. Мессершмидта, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Ф. Беневенина, И. С. Унковского совершались географические открытия в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Картографические занятия С. У. Ремезова, начатые на рубеже XVII-XVIII вв., были продолжены К. Кириловым, составившим сводный «Атлас Всероссийской империи». Первый том «Атласа» вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петром был подписан указ о первой Камчатской морской экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения, где Камчатка «сошлась с Америкой». Экспедиция длилась с 1725 по 1730 г. Также успешной была деятельность изобретателей. Михаил Сердюков предлагал ряд новшеств при строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев создал машину для водяной обточки стволов ружей; Ефим Никонов составил проект создания подводных лодок; Иван Беляев разрабатывал своеобразные оптические инструменты. Механик Александр Нартов изобрел винторезный и токарный станки, создал оптический прицел.
Первая четверть XVIII в. ознаменовалась рядом бесценных исследований отечественной истории. Крупнейшими из них были двухтомная «Гистория Свейской войны», в создании которой участвовал сам Петр I (была издана М. М. Щербатовым уже в конце XVIII в. с названием «Журнал или поденная записка императора Петра Великого») и «Ядро российской истории», написанное секретарем русской дипломатической миссии в Швеции А. И. Манкиевым (вышла в 1770 г.). Видный дипломат Б. И. Куракин написал «Гисторию о царе Петре Алексеевиче» (была опубликована в конце XIX в.).
Образование при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:
Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Проблемы образования при Петре 1
Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:
К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.
Создание академии наук
Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.
Образование при Петре 1
Всего получено оценок: 116.
Всего получено оценок: 116.
Уровень образования при Петре 1 в России в целом был невысоким. К моменту смерти императора в 1725 году в стране не было университетов, в этом смысле она смотрелась неудачно на фоне Европы того времени.
Образование в конце XVII века
Россия к 1680-ым отставала от европейских стран, включая даже соседнюю Речь Посполитую, где существовала Киево-Могилянская академия, которая была основана в 1659 году.
Рис. 1. Славяно-греко-латинская академия.
В 1680-ые годы в Москве имелись типографская и пушкарская школы. Усилиями просветителя Симеона Полоцкого была проведена работа по созданию славяно-греко-латинской академии, однако, сам он умер в 1680 году, во время царствования старшего брата Петра I – Федора Алексеевича.
В результате, академия была открыта в 1687 году. Это событие можно отнести к царствованию Петра I, хотя с 1682 по 1689 год продолжался период регентства царевны Софьи.
Славяно-греко-латинская академия существовала с 1687 по 1814. Она находилась недалеко от московского Кремля – в Никольском переулке. Изначально в ней обучалось 100 студентов, потом их количество выросло, а самым известным выпускником стал Михаил Ломоносов. Из других известных можно отметить Федора Поликарпова – переводчика и составителя одного из первых русских словарей. Статус академии соответствовал европейскому университету.
Первыми преподавателями славяно-греко-латинской академии стал греки – братья Лихуды, Софроний и Иоаким. Они учились в одной из академий Падуи.
Петровские новшества
В 1701 царь дал заведению статус государственной академии. В ней преподавали такие предметы: грамматику, пиитику, риторику, логику, физику, философию, арифметику, географию, историю, поэзию, богословие, латынь и греческий.
С 1721 года в славяно-греко-латинскую стали пускать иностранных учащихся, например, грузин и македонцев. В 1705 году в ее театре петровский сподвижник Феофан Прокопович поставил трагикомедию “Владимир”, а в 1703 – “триумфальное действо”, то есть постановку на тему взятия шведской крепости Нотебург (Орешек) Петром I.
Среди основных действий, которые предпринял Петр I для развития науки и образования стоит отметить:
В 1705 года открылась первая в России гимназия, а с 1714 года стали появляться цифирные школы, а с 1721 – гарнизонные, где предназначались не для образования дворян, а для солдатских детей.
Что мы узнали?
Кратко о образовании и науке при Петре 1 следует знать для понимания его реформ в России первой половины XVIII века. В стране был недостаток собственных кадров, царь как мог, так и решал проблему.