Каковы особенности архитектуры России 16 века, какие наиболее примечательные памятники того времени сохранились до нашего времени, каковы творения архитекторов той поры Фёдора Коня, Алевиза Нового, Петрока Малого?Об этом материал данной статьи, который поможет при подготовке к урокам истории, ЕГЭ, а также просто расширит кругозор по данной теме.
Особенности архитектуры 16века.
Активное градостроительство
Возведение и укрепление фортификационных сооружений, т.е. крепостей.
Каменное строительство, пришедшее на смену деревянному.
Использование наравне с белым камнем красного кирпича.
Работы по перестройке Московского Кремля. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде.
Строительство шатровых храмов. В них не использовали подпорок, как в традиционных древнерусских крестово-купольных храмах. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром.
Продолжалось строительство пятиглавых крестов-купольных храмов.
Скородом. Современное Бульварное кольцо. Это была четвёртая после стен Кремля, Китай-города и Белого города, крепостная стена Москвы.
Пояснение.
Имена авторов некоторых сооружений не сохранились или вызывают сомнение у учёных. Там, где в таблицах авторы не названы, нет точных сведений.
Колокольня Ивана Великого, Москва, Бон Фрязин, 1505-1508
Крепость в Нижнем Новгороде, Кремль 1508-1515.Итальянец Пётр Фрязин (Пьетро Франческо).
Новодевичий монастырь в Москве. 1524.
Построен Василием III в честь присоединения Смоленка в 1514 г.
В нём венчался на царство Борис Годунов.
Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. В честь венчания Ивана Грозного на царство построена между 1529-1580
Тульский Кремль, 1514-1520.
Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Покрова на Рву.
Архитекторы- Барма и Постник. Москва, 1555-1561. Шатровый стиль. В честь взятия Казани.
Стены Московского Кремля (20 башен), 1516
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
ЛИЧНОСТИ.
Памятник Фёдору Коню в Смоленске. Скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко.1991 г.
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова.
Строил крепостные сооружения и храмы:
каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593, по линии нынешних бульваров);
мощные городские стены Смоленска (1596—1602);
ансамбль Пафнутьева монастыря в Боровске;
ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем.
Постройки Коня отличались высокой техникой строительства,
продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.
Ф.Конь. Сооружения.
Городские стены Смоленска (1596—1602)
Городские стены Смоленска (1596—1602)
Ансамбль Пафнутьева монастыря в Боровске
Георгиевская башня.
Поваренная (Входная)башня.
Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602
Белый город, третья линия Московского Кремля, Фёдор Конь, 1585-1593.
Ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем. Смоленская область. Начало строительства- 1590 г.
Колокольня Троице-Болдина монастыря
Введенская церковь с монастырской трапезной
Свято-Троицкий Болдин монастырь.
Троицкий собор Пофнутьево- Боровского монастыря. 1586 г.Калужская область.
Алевиз Новый (Алевиз Фрязин).(Умер примерно в 1531 г.)
Итальянский архитектор. Приехал в Москву в 1494 г. Его работы:
1494-1499- достраивал кремлёвские укрепления.
1499-1508 – строили великокняжеский дворец.
Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.
Храмы Александровской слободы :
— Успенская церковь. 1509-1513.
— Распятская колокольня. 1509-1513
В 1509-1919 работал над стенами, башнями и храмами Московского Кремля.
Архангельский собор Московского Кремля.150501508. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.
Троицкий собор 1509-1513. Город Александров.
Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.
Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи под Бором.1514. Москва.
Распятская колокольня. 1509-1513.Александров.
Крепость в Александровой слободе.15-16.
Успенский собор в Дмитрове, построен между 1507-1533.Предположительно А.Фрязин.
Петрок Малый.(Прозвище «Фрязин»- так называли на Руси всех выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев, искажённое от слова «франк»)
Итальянский архитектор. Работал на Руси в 1530-е годы.В основном в области фортификационного строительства (крепостные оборонные сооружения).
В 1532 году заложена Воскресенская церковь в Кремле, (завершена в 1552 году уже без Петрока)
В 1534 году заложена земляная крепость в Москве, названную Китаем
В 1535 году начало строительства каменной Китайгородской стены.
Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538
Церковь Вознесения в Коломенском, 1532. Воздвигнута в честь рождения Ивана IV. Первая церковь в шатровом силе, просуществовавшем только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Приписывается Петроку Малому.
2-ая линия укреплений Кремля. Итальянец Петрок Малый.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Хотите знать, какие памятники культуры были созданы в 16 веке. В том числе в Москве, в России и в мире. Тогда читайте этот материал.
В 16 веке на Руси началось книгопечатание. В архитектуре в основном строили церкви и крепости.
Самый выдающийся памятник архитектуры 16 века – храм Покрова на Рву (его еще называют храмом Василия Блаженного), возведенный в 1555-1560 годах близ Московского Кремля на Красной (в то время Торговой) площади. Дальше представлен список главных памятников культуры, созданных в 16 веке в России.
№
Памятник культуры
Годы строительства
Архитектор (создатель)
1
Архангельский собор
1505-1508
Алевиз Новый
2
Колокольня Ивана Великого
1505-1508
Бон Фрязин
3
Церковь Вознесения в Коломенском
1530-1532
4
Храм Василия Блаженного в Москве (Храм Покрова на Рву)
1554-1561
Барма и Постник Яковлев
Андрей Чохов
Апостол — первая печатная книга
Иван Федоров
Думаю, что мой материал поможет узнать больше про историю и культуру родной страны. Эта статья будет полезна для уроков истории и культуроведения. В том числе для учащихся 6 и 7 классов.
Если вам понравилась новость « какие памятники культуры были созданы в 16 веке », то поделитесь ею с друзьями.
В истории Москвы были времена становления и испытаний, войн и пожаров, из-за которых город не раз менял облик. Грандиозный пожар наполеоновской войны 1812 года, бомбардировки Второй мировой, безжалостные к истории градостроительные реконструкции советской и постсоветской эпох. Лишь немногие строения старше XVII века сохранились до наших дней, и поэтому обладают особой ценностью – как живые свидетели событий прошлого и бесценные образцы стародавнего зодчества. Среди них — кремлевские соборы, древние монастыри и храмы, старинные боярские и купеческие каменные палаты.
Век шестнадцатый
Московский Кремль (Москва, Кремль)
В начале XVI века московский великий князь и государь Иван III затеял перестройку Кремля, продолжавшуюся более века. Кремль тогда полностью стал каменным, удивляя друзей и недругов своей красотой и неприступностью: стены крепости толщиной до 5 метров достигали высоты 8-17 метров, замкнув периметр треугольной формы протяжённостью 2270 метров. Именно таким мы и видим Кремль сегодня: его охраняют три угловые башни и по шесть башен с узкими бойницами на каждой из трёх сторон периметра. В этой исторической крепости располагаются сегодня самые популярные музеи Москвы – Оружейная палата и открытые для посещения великолепные музеи-соборы.
Колокольня Иван Великий(Кремль, Соборная площадь)
В 1505 году было начато возведение архитектурного шедевра XVI столетия – башни-колокольни Иван Великий, названной в честь св.Ивана Лествичника. Великий князь Василий III в те же годы распорядился и о строительстве в Кремле Архангельского собора: это творение легендарного итальянского мастера Алевиза стало не только храмом, но и усыпальницей великих князей и царей. Сегодня в колокольне Иван Великий располагается музей архитектуры московского Кремля.
В 1538 году Москва обрела ещё одну защищённую территорию – к угловым башням Кремля пристроили Китайгородскую стену. Сейчас от неё остались лишь фрагменты (на площади Революции и близ станции метро «Китай-город»), напоминающие о некогда шумной энергичной жизни великого посада — Китай-города. В 1934-м году стены, мешавшие движению транспорта, безжалостно разобрали. Но то, что осталось, является удивительным памятником средневековой русской фортификации.
Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).
Эти палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Здание в его исконном состоянии мы увидеть не сможем, так как за почти шесть веков его перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах, а проведенные реконструкции палат были весьма бережными и соблюдающими архитектурные традиции XVI века.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)
Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Своим обликом он обязан мастерству архитектора Л. Давида, реставрировавшего эту церковь после Великой Отечественной войны. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году, но достоверно упоминается лишь в Переписной книге 1626 года. Храм не раз перестраивался в XVII – XIX веках, приобретя южный и северный приделы в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.
Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)
Величественное здание церкви, возведённое по распоряжению великого князя Василия III, связывают с именем итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1532 году к небесам устремился высокий безапсидный храм: открытые паперти, несколько крылец, белоснежные стены и шатёр – настоящее произведение искусства! Церковь Вознесения, входящая в комплекс музея-заповедника «Коломенское», в наши дни открыта для посещения. Богослужения в ней не проводятся, а в подклете (подвальной части) церкви постоянно действует выставка «Тайны церкви Вознесения».
Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)
У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном Грозным, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.
Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)
Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где с XIII века стоял деревянный Архангельский собор. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества. Строгий горделивый храм, место паломничества туристов и верующих, уникален и тем, что здесь захоронены великие русские князья и цари – от Ивана Калиты (ум. 1340 г.) до императора Петра II (ум. 1730 г.). Архангельский собор открыт для посещений как музей, а на Радоницу (день поминовения усопших) и в престольный праздник в нём совершаются богослужения.
Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)
Еще одно творение Алевиза Нового – первый каменный храм Высоко-Петровского монастыря Москвы, построенный в 1514 – 1517 годах. До маэстро Нового на Руси таких церквей не возводили: над нижним ярусом с его восьмью «лепестками» возвышается восьмигранная башня со шлемовидной главой. Собор Петра Митрополита преобразил архитектурный облик монашеской обители, история которой началась почти на два века раньше. В наши дни собор является действующим храмом.
Век семнадцатый
Братские кельи Высоко-Петровского монастыря (Москва, улица Петровка, дом 28)
Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Его каменные братские кельи были построены намного позже – в их архитектуре заметно влияние светского зодчества конца XVII века. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. Их мирской вид предположительно связан с тем, что обитель находилась под попечительством бояр Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать царя Петра I. В этот монастырь после бунта 1682 года был сослан дед будущего царя, Кирилл Нарышкин. Отсюда и родилась версия, что корпус с монастырскими кельями построили на средства его семьи для наиболее удобного пребывания родовитого заключенного. Сегодня братские кельи – часть действующего Высоко-петровского монастыря и используются по своему назначению.
Трапезная Аптекарского приказа (пер. Староваганьковский, дом 25)
Из всего комплекса построек, в которых располагались службы Аптекарского государева приказа, учреждённого в XVII веке, сохранилась до наших дней только трапезная. Исходная палата со временем была перестроена (к ней добавили верхний этаж), но ранняя история трапезной хорошо просматривается в фрагментах внешнего декора, в том числе в оконных наличниках на двором фасаде. С середины XX века трапезная Аптекарского монастыря является филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Гранатный двор (Москва, улица Спиридоновка, дом 3/5)
У Гранатного двора, где некогда изготавливались артиллерийские снаряды для царской армии, непростая история. Впервые построенный в XVI веке у Никитских ворот, в следующем столетии Гранатный двор «переехал» к Симонову монастырю, где сгорел в пожаре 1712 года. Затем обосновался на Васильевском лугу близ Кремля, а после снова оказался у Симонова монастыря. Следы первого Гранатного двора отыскались на улице Спиридоновка, и специалисты отреставрировали неплохо сохранившееся здание. Сегодня его занимает Объединение декораторов интерьеров.
Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20)
У Москвы-реки, на современном полуострове фабрики «Красный Октябрь», еще с XVII века красуется уникальный частный дом – палаты думного дьяка А. Кириллова. Аверкия Стефановича, богатого купца и крупного государственного деятеля, постигла злая участь: он был жестоко убит во время стрелецкого бунта 1682 года как человек, близкий к гонимым боярам Нарышкиным. Новым владельцем палат стал дьяк Оружейной палаты А. Курбатов. Под его руководством в 1703-1711 годах здание было перестроено в стиле петровской эпохи. С 1941 года в нём располагается Российский институт культурологии.
Палаты гостей Сверчковых (Сверчков пер., д. 8, стр. 3)
Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. Хозяином их был богатый купец И. Сверчков, прославивший себя щедрым взносом в строительство Успенской церкви на Покровке. Этот храм безжалостно снесли в 1936-м году. Палатам же повезло – они сохранились и донесли жилую планировку тех далеких лет до наших дней. Массивность, основательность, оригинальный декор – явные достоинства этого памятника архитектуры. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.
Палаты Симона Ушакова (Ипатьевский пер., д. 12, стр. 1)
Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году. Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами. В наши дни здесь располагается Центр по обеспечению деятельности Казначейства России.
Палаты Титова в Кадашевской слободе (1-й Кадашёвский пер., д. 10, стр. 2)
Здание в посадском стиле, украшающее Кадашевскую слободу, построено благодаря думному дьяку Семёну Титову. За свои заслуги перед царём Алексеем Михайловичем этот господин был пожалован собственным двором в Замоскворечье. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В 1975-м году за палаты Титова взялись реставраторы, и сегодня они выглядят так, как это было характерно для середины XVIII века. В здании находятся офисы коммерческих организаций.
Палаты провинциал-фискала Арасланова ( Брюсов пер., д. 1)
Палаты Григория Арасланова, построенные в XVII веке, позже были перестроены: в начале XIX века к ним пристроили новое здание, выходящее на улицу Большая Никитская. В 1860-м году палаты утратили большую часть своего оригинального декора – лишь арки первого этажа напоминали о былой истории. Спустя много лет, в 1990-м, во время очередного ремонта под штукатуркой мастера обнаружили фронтоны наличников древних палат. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. Сегодня фасад здания восстановлен полностью — таким, каким он радовал своих прежних владельцев в XVII веке. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения.
Палаты князей Шуйских (Подкопаевский пер., д.5/2)
Этот дом с палатами, построенными в XVII веке, напоминает нам о характерных жилых постройках несуществующего ныне Белого города. На исходе XVI века, как гласит молва, хозяевами этого здания были знаменитые бояре Шуйские. В XVII веке владельцем палат был князь Барятинский.
Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. К тому же палаты, почти полностью занимающие тротуар, выступают за красную линию Подкопаевского переулка, и это тоже придаёт им значительности. Здание возводилось поэтапно в разные годы. Его основа, самая старая постройка, была поставлена к переулку торцом и состоит из двух подвальных помещений и двух сводчатых палат над ними. В XVIII веке у здания появилась пристройка, а в 1770-х его расширили еще раз, придав зданию прямоугольную форму. XIX век тоже добавил новизны: теперь на втором этаже и надстроенных антресолях можно увидеть обстановку, свойственную дворянским особнякам того времени.
Многое из того, что удалось восстановить мастерам-реставраторам, относится к 1650 –1670-м годам: стальные оконные решётки, декор наличников и другие детали – дань «глубокой старине». А фрагмент ограды во дворе и старинные ворота возвращают нас к XVI веку, когда палаты Шуйских впервые украсили Подкопаевский переулок. Сегодня здание занимают различные организации.
Палаты Протопоповых-Милославских (Армянский переулок. д. 3-5, стр.1 и 1А)
У знатоков истории Москвы есть предположение, что территория, на которой находятся палаты Протопоповых, некогда принадлежали знаменитым боярам Милославским. Но если в причастности к этому месту Милославских можно сомневаться, то И. Протопопов, стольник царей Романовых, владел этими палатами в 1701 году абсолютно точно. Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века.
Подклетный нижний этаж палат с белокаменными стенами и кирпичным полом состоит из четырех хозяйственных помещений. На второй, парадный этаж можно было подняться с двух крылец — деревянного и каменного. Здесь, в анфиладе роскошных покоев, и жили состоятельные хозяева. В XVIII-XIX веках палатам придали более современный вид, благодаря чему они объединили в себе архитектуру трех столетий и радуют поклонников старины своим уникальным обликом. Сегодня здание принадлежит музею «Огни Москвы».