Что было целью создания петром 1 синода
Святейший Правительствующий Синод
при Петре I Великом
Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.
5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.
Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.
Причины и цели создания Святейшего Синода
Итоги и результаты учреждения Синода
Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)
История создания Правительствующего Синода
В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный «Духовный Регламент».
На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.
25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.
В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.
14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.
Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору 25 января 1725 года.
Состав Святейшего Правительствующего Синода
Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей также входили в его состав.
Святейший Синод — цели, функции и итоги создания
Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств.
Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор.
Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки.
Причины и цели создания Святейшего Синода
Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.
Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.
Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.
Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.
Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви.
Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом.
Функции Святейшего Синода
Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.
Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры.
Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.
По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви.
А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).
Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.
Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.
Итоги и результаты учреждения Синода
Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.
Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора.
В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.
Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.
Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.
Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств.
Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор.
Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки.
Причины и цели создания Святейшего Синода
Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.
Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.
Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.
Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.
Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви.
Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом.
Функции Святейшего Синода
Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.
Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры.
Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.
По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви.
А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).
Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.
Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.
Итоги и результаты учреждения Синода
Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.
Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора.
В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.
Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.
Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.
Святейший синод
Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.
Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.
Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.
Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.
Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.
Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.
Причины и цели создания
Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.
Функции
Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:
Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:
Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).
История создания
Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.
Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.
Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.
Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.
Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями. Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.
Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.
Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.
Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.
На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.
В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.
В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.
Последние годы (1912-1918)
В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.
Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.
Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.
Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.
Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.
Первенствующие члены
Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:
Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.
Итоги и результаты учреждения Синода
Благодаря церковной реформе Петра I РПЦ полностью утратила независимость и перешла в подчинении светской власти монарха. Все решения, которые принимал Совет были одобрены императором и постановления были соответствующе подписаны. Церковная власть стала частью государственной системы и стала именоваться Ведомством.
Никто из духовенства не мог противостоять императору, поэтому власть была полностью сосредоточена в его руках. Члены Совета присягали ему на верность, что лишило Церковь не только возможности принимать самостоятельно решения, но и власти над народом.
X. Учреждение Святейшего Синода при Петре I
В рассуждениях Высочайше учрежденного комитета по вопросу о новом порядке разрешения жалоб на решения святейшего Синода с определенностью высказана мысль, что святейший Синод, со времени его учреждения, испытывал те или другие изменения в его положении и правах. В суждениях означенного комитета буквально заявлялось: «нельзя безусловно признать, что значение Синода осталось тем же доныне, каким было при его основателе». Довольно указать на то, что Синод при Петре I составлял, как и Сенат, установление, решением которого должны были довольствоваться потому, что оно не могло быть обжаловано. Это, однако продолжалось только до царствования императрицы Екатерины II. При этом упомянутый комитет, утверждаясь на основном законе государства (ст. 42 Зак. Осн. ч. 1 т. Св. Зак. 1857г.), полагал, что «Государю Императору, как Верховному блюстителю всякого в отечественной церкви благочиния, принадлежит верховная и окончательная власть в отмену или изменение существующего порядка церковного управления и суда, установлять порядок другой, более соответствующий благочинию церковному. На сем основании, признав коллегиальное управление русской церковью более для нее полезным, нежели управление единоличное-патриаршее, Петр I учредил святейший Синод. На том же основании признав, что на Синод надлежало бы допустить жалобы, верховная власть дозволила приносить жалобы на решения Синода, хотя это было не согласно с Духовным Регламентом, по которому жалобы на Синод не допускались». Такое признание Высочайше учрежденного комитета по столь важному предмету подает повод и указывает нить к рассуждению об изменениях, какие испытывал святейший Синод за время своего существования и каких можно желать и ожидать в будущем.
Описанные обстоятельства учреждения святейшего Синода и признания его со стороны восточных патриархов свидетельствует об особенных заботах преобразователя поставить созданное им учреждение на подобающую высоту. В государстве это упреждение, по мысли преобразователя, должно было пользоваться положением и правами высшего церковного правительства и судилища по делам церковным. Вне государства, именно в междуцерковных сношениях, оно считалось наследником и носителем равнопатриаршиских прав. Преимущества высшего церковного правительства и судилища принадлежали Синоду, как высшему органу управления, простиравшему свою власть на всю российскую церковь. Умаление его значения в этом отношении унижало бы его духовный авторитет и разрушало бы силу влияния церкви. Равнопатриаршеские права необходимы были Синоду потому, что он заступал место предстоятеля автокефальной русской церкви, церкви отдельного народа и государства. Умаление этих прав лишало бы русскую церковь ее отдельного голоса в решении дел и вопросов общецерковных. Обставляя и оберегая так права Синода среди учреждений собственного государства и в междуцерковных отношениях, Петр с определенностью высказался и об отношениях его к государственной власти. Выходя из мысли, что «монархов власть есть самодержавная, которой сам Бог повелевает повиноваться за совесть», Петр разделял убеждение, что «Духовное Коллегиум» только в том случае будет «наипаче сильно, когда под державным Монархом и от Монарха уставлено». Полагая в правах и власти монарха оплот блага для подданных и правды для учреждений государственных, Петр те же требования предъявлял и вновь учрежденной им Духовной Коллегии. В манифесте об учреждении, обязывая Духовную Коллегию управлять духовными делами Всероссийской церкви, по данному ей Регламенту, Петр пояснил: «должна же есмь Коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однако же делать сие должна Коллегия Духовная не без нашего соизволения». В присяге, особо составленной для членов Духовной Коллегии, обязав ее членов, «исповедовать с клятвой крайнего судью Духовного сей Коллегии самого Всероссийского Монарха, Государя нашего всемилостивейшего». Смысл и цель сего обещания ясны. Здесь, как и во всей присяге слышится смешение обязанностей верноподданного слуги с долгом ответственного пред Богом и церковью служителя.
Соловьев, Истор. Росс. Т. XVI стр. 116–117 изд. 1865 г. ср. Устрялов, Истор. Петр. Вел. Т. IV прилож. 4 стр. 36.