Что было в 1150 году в россии
Год 1150
События истории России за 1150 год
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1150
Юрий не исполнил своих обязательств, и Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, в 1150 г. снова пошел на него. Благодаря содействию черных клобуков и киевлян, Изяславу удалось захватить Киев, Юрий ушел, а Вячеслав остался в Киеве и Изяслав с трудом уговорил его идти в Вышгород. Изгнав Юрия из Киевской земли, Изяслав хотел то же сделать и с его сыновьями, начиная со старшего, Ростислава, сидевшего в Переяславле. Но к Ростиславу явился на помощь Андрей, и вдвоем они отстояли Переяславль.
Между тем Юрий соединился с Ольговичами и Давидовичами и на помощь к нему шел Владимирко. При таких неблагоприятных обстоятельствах Изяслав задумал прикрыться правами Вячеслава на киевский стол и послал звать дядю в Киев. Вячеслав сначала было отказался, но потом согласился. Юрий вторично захватил Киев при содействии галицкого князя Володимирка. Изяславу снова бежал на Волынь.
Получив от отца Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу, Андрей сел в Пересопице (местечко в Ровенском уезде Волынской губернии), где мог оберегать границу со стороны Волыни. Сюда прислал к нему Изяслав послов с такими словами: «Брат, введи меня в любовь к отцу. Мне отчины нет ни в Уграх, ни у Ляхов, но только в Русской земле. Проси для меня волости по Горынь». Но посредничество Андрея не помогло на этот раз, так как Юрий гневался на Изяслава. Тогда Изяслав призвал угров и при помощи их в третий раз сел в Киеве, где был принят жителями с радостью. На этот раз он призвал Вячеслава и они согласились княжить в Киеве вместе. Юрий бежал в Городец-Остерский (в Черниг. губернии), туда же должен был удалиться и Андрей.
Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, данная в 1150 г. новоучрежденной в Смоленске епископии. Она определяет, главным образом, средства содержания епископии, частью прежние — десятина от даней княжих (но не от вир и продаж) и пошлины с судов церковных, частью новые — земли населенные и ненаселенные.
Сообщение отправлено: 26 мая 2006 13:22 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 18 июля 2006 17:40
1150 лет киево-русской эры
Памяти князя Оскольда Киевского
До революции в Российской империи Церковью чтилась память кн.Оскольда Киевского как первого русского христианского князя и мученика за веру Христову, убиенного язычниками. Проведенные мною изыскания в архивах показали, что ежегодно 2 июля ст.ст. к Оскольдовой могиле в Киеве при многочисленном стечении народа совершались крестные ходы, по князю Оскольду (во св.крещении Николай) духовенством служились панихиды и возглашалась «Вечная память!». Более того, в 1866 г. по благословению Святейшего Синода в Российской империи отмечался юбилей Тысячелетия первого Оскольдова Крещения Руси (о чем имеются архивные свидетельства). Особо чтил память кн.Оскольда и Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, о чем сохранились воспоминания проф.Сикорского.
К сожалению, после богоборческой революции почитание памяти кн.Оскольда Киевского было утрачено, как и многие другие наши православные традиции. Поэтому никто не помнит и о приближающемся 1150-летнем юбилее первого Оскольдова Крещения Руси.
В честь этого знаменательного юбилея мною подготовлена упомянутая книга, в которой осуществлена попытка проанализировать различные свидетельства о крещении кн.Оскольда, дана подборка высказываний различных историков и иерархов Русской Церкви об этом, собраны факты почитания кн.Оскольда в дореволюционные времена (в т.ч. и о праздновании Тысячелетия Оскольдова Крещения Руси в 1866 г.) и которая могла бы хоть частию поспособствовать возрождению среди православных людей памяти о первом русском православном князе и первом русском православном мученике».
он как бы возобновил апостольскую проповедь
святого Андрея Первозванного»
Архиеп. Митрофан Белоцерковский, управделами УПЦ МП
В 2010 году исполняется 1150 лет с момента похода князя Оскольда Киевского на Константинополь и принятия им после этого («спустя немного») святой православной веры.
«Повесть временных лет» так повествует о походе Киевского князя Оскольда на Царьград:
«Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идетъ на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много оубииство християномъ створиша, и въ двою сту кораблии Царьградъ оступиша. Царь же одва въ городъ вниде, и съ патриарьхомъ Фотиемъ къ сущии церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву створиша, тако же божественную ризу святыя Богородици съ песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю оукротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыти, и въ свояси възъвратишася».
Также и в Никоновском летописном своде, донесшем до нас отрывки киевского летописания IX-X вв., находим ценные свидетельства об этом событии:
«Иде Осколдъ и Диръ на Греки. Царемъ же Михаилу и Василию отшедшимъ на Агаряны воевати, и дошедшимъ имъ Черныя реки, посла къ ним епарх, глаголя, яко Русь идетъ на Царьградъ въ двоюсту и множае кораблей. Они же възвратишася, и едва внидоша въ городъ и съ патриархомъ Фотиемъ приходяще къ церкви святей Богородици Влахерну, и изнесше ризу пречистые Богородици съ плачем и съ слезами многими и край ея въ море омочивше. Бе бо тогда море тихо велми, и егда омочиша ризу, и абие възста буря зелна, и разби множество кораблей, и потопи безбожную Русь».
Говоря о поражении, постигшем Оскольдово войско под стенами Константинополя, Никоновская летопись сообщает: «Възвратишася Осколдъ и Диръ отъ Царяграда въ мале дружине, и бысть в Киеве плачь велий».
В другом месте Никоновская летопись, также сообщая о походе князя Оскольда на Константинополь, отмечает уже и факт крещения киевского князя и русской дружины:
«О князи Русьтемъ Осколде. Роди же нарицаемии Руси, иже и Кумани, живяху въ Ексинопонте, и начаша пленовати страну Римлянскую, и хотяху поити и въ Констянтинградъ; но възбрани имъ высший Промыслъ, паче же и приключися имъ гневъ Божий, и тогда възвратишася тщии князи их Осколдъ и Диръ. Василие же много воиньствова на Агаряны и Манихеи. Сътвори же [император] и мирное устроение съ прежереченными Русы, и приложи сихъ на христианство, и обещавшеся креститися, и просиша архиерея, и посла къ ним царь»»». Далее, описывая проповедь посланного из Константинополя епископа на Руси, Никоновская летопись сообщает о Чуде с несгораемым Евангелием, брошенным в огонь по требованию русичей, и заключает: ««Сие видевшие Руси удивившася, чудящеся силе Христове, и вси крестишася».
Аналогичные свидетельства мы находим и в Иоакимовской летописи: Осколд «. собравъ войско, победилъ сначала козаръ, потомъ пошелъ въ ладьяхъ ко Цареграду, но буря разбила на море корабли его. И возвратясь, послалъ онъ въ Цареградъ ко царю. ».
Также и в Густынской летописи читаем: «Наша Русь, при патриарсе Фотии. егда Василий царъ сотвори миръ со Рускимъ народомъ, хотяше ихъ привести ко истенней вере, еже они обещашася; посла же имъ царъ митрополиту Михаила и иныхъ епископовъ».
Кроме того, подобные свидетельства о походе русичей на Константинополь и принятии Русью в IX веке христианства встречаем мы в Киевском Синопсисе и ряде других отечественных летописных источников. Даже Церковный Устав св. князя Владимира отражает факт принятия христианства на Руси при Св. Патр. Фотии. Крещение Руси в IX веке упоминают и арабские хроники Ибн-Хордадбега, ал-Масуди и других. Сообщает об этом и сербское «Сказание въкратце сущим от Адама до дньшняго времени», а также болгарский перевод летописи Манассииной.
Знаменательно, что ни в одном из византийских исторических источников не упоминается о таком важном событии, как Крещение Руси при св. князе Владимире в Х веке, тогда как во многих источниках имеются упоминания о Крещении на Руси при князе Оскольде в IX веке. Аналогично нет ничего о Крещении Руси в Х веке и в западно-европейских источниках. Как поясняет такое историческое недоразумение проф. М.Брайчевский, «отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в глазах ойкумены Русь оставалась христианской страной». По мнению Брайчевского, внутренние придворные перевороты в Киеве не касались международного положения Руси, закрепленного князем Оскольдом через акт принятия христианства, а поэтому для внешнего мира Русь по-прежнему оставалась de-facto христианской даже после языческого переворота в 882 году; здесь со времен князя Оскольда существовала отдельная Русская епархия (митрополия), которая занимала 61-е место в диптихе Константинопольского патриархата задолго до окончательного утверждения христианства на Руси при св. князе Владимире. Как пишет об этом церковный историк В.И. Петрушко, «поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше».
Подобные свидетельства о первом Крещении на Руси в IX веке и Чуде несгораемого Евангелия мы встречаем и в других византийских источниках, в частности у Кедрина, Скилицы, Зонары, Льва Граматика, Михаила Глики и др. Кроме того, точно такие же свидетельства о созыве Вече для обсуждения вопроса принятия святой православной веры и о Чуде несгораемого Евангелия, побудившего язычников к принятию святого крещения, имеются и в Житиях Свв. Кирилла и Мефодия. Также в этих источниках отмечается, что сие чудо и обращение языческого правителя и народа совершил св. Кирилл (Константин) вместе со своим братом св. Мефодием, которые посещали киево-русские земли в 860-862 гг. в рамках «хазарского посольства». На версии именно киево-русской, а не хазарской, миссии просветителей славян настаивали такие видные ученые, как акад. Ламанский, акад. Рыбаков, проф. Карташев, проф. Брайчевский и другие.
О созванном в Киеве Вече и свершившемся на нем Чуде несгораемого Евангелия сообщает и Никоновская летопись, прямо относящая это событие к князю Оскольду Киевскому и выделяющая это повествование отдельным подзаголовком: «О князи Русьтемъ Осколде».
Как пишет по этому поводу протоиерей Лев Лебедев, «история свидетельствует, что после набега 860 года не кто иной, как князья Осколд и Дир с «болярами», старейшинами и частью народа приняли в Киеве Святое Крещение, в чем современные ученые не сомневаются. Так совершилось первое массовое Крещение на Руси».
Одним из дополнительных подтверждений того, что кн. Оскольд был христианином, может служить и тот факт, что, как сообщают летописи, после его убийства язычником Олегом он не был предан сожжению по языческой традиции, но погребен («несоша на гору и погребоша»), как и подобает по христианской традиции, а на месте его погребения был воздвигнут храм в честь Св. Николая. По словам Митр. Макария (Булгаков), «Первые наши христиане над могилою сего князя имели церковь святого Николая. Быть не может, чтобы они согласились построить христианский храм над могилою язычника. Вероятна и та догадка, что Аскольд в крещении назван был Николаем, потому что у нас, точно, существовал обычай созидать церкви над могилами князей в честь святых, им соименных. Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения».
В науке не существует единого мнения и относительно того, сколько раз князь Оскольд осуществлял походы на Константинополь. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет об этом: «Составитель нашей Никоновой летописи, имея под руками рассмотренные нами троякого рода греческие свидетельства об одном и том же событии, привел почти буквально четыре из них в разных местах своего сочинения. А ученый Шлецер заключил, будто Никонова летопись говорит о четырех походах на Царьград Аскольда и Дира, тогда как при малейшем сличении этих мест оказывается, что в них повторяется одно и то же и почти теми же словами». Имеющиеся хронологические противоречия в отечественных летописях могут объясняться также и тем, что, как полагают историки Н. Котляр и В. Смолий: «Нестор и другие летописцы XI-XII вв. восстанавливали события X, IX вв. и еще более отдаленных времен, пользуясь в основном устными, фольклорными источниками, в которых дат нет вообще. Вот почему оказались неточными в летописи и год первого известного нам из отечественных источников похода Руси на Царьград, и время княжения в Киеве Аскольда».
Наблюдения акад. Б. Рыбакова и проф. М. Брайчевского относительно введения в отечественном летоисчислении особой так называемой «киево-русской эры» весьма ценны. С этого времени начинается отсчет нашей отечественной истории, отсчет рождения Святой Руси, крещеной и просвещенной светом Христова учения. Именно поэтому историк В.О.Ключевский утверждал, что «Русское государство основалось деятельною Аскольда. Из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства».
В память об этом выдающемся событии подготовлена данная статья, призванная хотя бы отчасти способствовать делу восстановления памяти о первопросветителе Руси князе-мученике Оскольде-Николае Киевском и первом Оскольдовом Крещении на Руси в IX веке, предуготовившем окончательное торжество святой православной веры в 988 г. при св. князе Владимире Великом.
Сергей Шумило, г. Киев
* Примечание:
1150 лет зарождения российской государственности
2. Создание и создатели древнеславянского государства
3. Период становления Киевской Руси
4. Теории о возникновении государства Древняя Русь
5. Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.
Древнейшая летопись восточных славян — “Повесть временных лет”. Вот что рассказывает она о началах Киевской Руси: “В лето 852 нача ся прозывати Руска земля. В лето 859 имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари (хазары) имаху (дань) на полянех, и на северех, и на вятичех. В лето 862 изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и воста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: “Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву”.
На социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие Руси норманны, таким образом, не оказали большого влияния. Они выступают не создателями русской государственности, как это пытаются доказать некоторые историки-норманнисты, а лишь участниками тех качественных изменений в общественно-политической жизни Руси, которые были подготовлены многовековым социально-экономическим развитием восточного славянства. Придя на Русь в конце IX — начале Х в., норманны застали здесь сложившиеся государственную организацию и города, проложенные торговые пути, в том числе и знаменитый путь “от Грек”. Как показали советские историки В. В. Мавродин, Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров и другие, создавшие марксистскую концепцию происхождения Древнерусского государства, норманнская династия потому и удержалась на Руси, что поступила на службу к русской правящей верхушке, быстро слилась с ней и, по существу, в ней растворилась. Подтверждением этого является, в частности, договор киевского князя Олега с греками, написанный не на шведском, а на славянском языке.
Период становления Киевской Руси
В последней четверти IX в. начался последний этап формирования Древнерусского государства — объединение всех восточнославянских (а позднее и неславянских) земель вокруг Киева. Древнерусское государство было закономерно возникшей политической общностью и, объединяя свыше двадцати народов, сыграло прогрессивную роль в их истории. Политическая структура его основывалась на вассалитете знати и различных формах данничества подвластных народов.
тором и почести русской княгине при византийском дворе были важным дипломатическим актом, свидетельствовавшим о признании Киевской Руси равной Византийской империи. Равноправного партнера видела в Киевской Руси и Германская империя.
Уладив таким образом свои дела на Руси, Святослав опять выступил на Балканы. В 969 г. началась вторая балканская кампания. За время пребывания Святослава в Киеве ситуация на Балканах изменилась не в пользу Руси. Византия, предлагая Святославу выступить войной против Болгарии, не хотела, чтобы Русь овладела ею. Преследовалась цель лишь ослабить Болгарию чужими руками, а заодно ослабить и Русь. Когда же Святослав одержал ряд побед, Византия резко изменила свою политику. Новый византийский император Иоанн 1 Цимисхий выслал против русских свои войска, но они также потерпели поражение. Русские захватили Пловдив, вступили во Фракию и угрожали непосредственно Царьграду. Однако в битве вблизи Аркадиополя русское войско было разбито. По сообщению византийского историка Льва Диакона (вторая половина Х в.), тут погибло более 20 тыс. человек. Через некоторое время против Святослава выступил с войском сам император Иоанн 1 Цимисхий. Он обложил болгарскую столицу г. Преслав и взял ее. Часть гарнизона русских войск погибла, часть спаслась бегством. Болгарский царь Борис, бывший в Преславе вместе с русским войском, перешел на сторону Цимисхия. В конце апреля 971 г. византийское войско обложило Доростол, где находились главные силы Святослава. Три месяца продолжалась осада города. Неоднократно русские войска делали героические вылазки, во время которых наносили большие потери неприятелю. В одной из них погиб военачальник греков; только чудом они сдержали натиск русских. Большие потери понесло и русское войско. Святослав был ранен. Обесленные стороны приступили к мирным переговорам. Между русскими и греками был заключен договор о ненападении. Греки обязывались беспрепятственно пропустить русов домой и обеспечить их продовольствием на дорогу. Русь в свою очередь обязалась не претендовать на византийские владения в Крыму и на Дунае и выступать союзником императора. Чего стоили заверения императора, видно из последующих событий. После заключения мира Святослав с войском выступил домой. Тем временем к печенегам был срочно отправлен посланец Цимисхия Феофил Евхаитский, сообщивший им о возвращении из Болгарии Святослава с малым войском. В районе Днепровских порогов печенеги устроили засаду. Подойдя к порогам и увидев многочисленного врага, Святослав повернул к устью Днепра, в так называемое Белобережье, чтобы перезимовать там. Однако зимой начался голод, что заставило Святослава ускорить возвращение домой. У порогов его опять ждали печенеги. В 972 г. произошла битва, в которой Святослав погиб. Ученые по-разному оценивают деятельность Святослава, поскольку мотивы и результаты его действий не были однозначны. Заботясь о высоком международном авторитете Киевской Руси, а также об укреплении ее экономических позиций на черноморских рынках, Святослав не проявлял такого же интереса к внутренним делам страны. Не случайно киевляне говорили ему: “ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабивъ”. Будучи талантливым полководцем, одержавшим ряд блестящих побед, он, однако, не смог должным образом оценить опасность для Руси со стороны печенегов.
Теории о возникновении государства Древняя Русь
Антинорманская теория. Теория антинорманизма появилась в середине восемнадцатого века в России. Эту теорию создал великий русский ученый Ломоносов. Суть теории заключается в том, что норманны и варяги это разные народы, а скандинавы как считал Ломоносов были балто-словяне. Свою теорию ученый аргументировал так: 1) Ломоносов утверждал что Пруссия и прусы это так называемые порусы (живущие около руссов). 2)название реки рось в притоке Немана (именно в этом районе и проживали русы). 3)норманны называли земли восточных славян градорика, что наверняка обозначало страна городов, у самих городов было мало и значит, не могли норманны научить руссов “государственности”. 4)Ломоносов нашел в одной из летописей такое поверье что, у новгородского старейшины Гостомысла была дочь которую он выдал за муж за князя и у них было три сына, как считал Ломоносов это были Рюрик Синеус и Трувор. Положительные стороны этой теории:
Отрицательные стороны этой теории: Большое количество домыслов (например, четвертый аргумент, который практически полностью является плодом воображения автора).
Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
Я считаю, что в достаточной мере правильно выполнил данное мне задание, целью которого было выявить и рассудить проблемы участия в формировании древнерусского государства норманнов, руссов и варяг. Столь крупное и многомерное историческое явление, каким является Киевская Русь, привлекло к себе внимание многих поколений историков. И каждое из них вносит в дело его постижения свою посильную лепту. В целом исследователи воссоздали достаточно полный и объективный образ государства восточных славян, возникшего в результате их длительной политической и социально-экономической эволюции, обогащённый достижениями соседних народов. Киевская Русь развивалась в рамках общих закономерностей историко-культурного процесса средневековой Европы, в котором каждый народ принимал участие, прежде всего, собственными культурными традициями. Древнерусский народ создал яркую и самобытную культуру, выступил фактически соавтором многих достижений мировой цивилизации.
Список используемой литературы:
1. Методическое пособие по истории. Автор Захаров В.Ю. 2000г.
3. А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова «История России» учебное пособие, 2 издание, 2006
4. Ш.М. Мунчаев, В.М.Устинов «История России: учебник для вузов» 4 издание, 2006 год
5. Н.М.Карамзин «Предания веков» 1988г.
6. В.П.Даркевич «Происхождение и развитие городов древней Руси» вопросы истории 1994
7. Истории СССР (с древнейших времён до конца XVIIIв.), под редакцией Б.А.Рыбакова, Москва, “Высшая школа”, 1983 год.
1150-летие зарождения российской государственности
1150-летие зарождения российской государственности — серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых одной из важнейших дат в истории российского государства.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
862 год традиционно считается точкой отсчета отечественной государственности. В этом году произошло событие, получившее в историографии условное название «призвание варягов».
Содержание
История выпуска
10 рублевая монета 2012 года из из стали (аверс)
10 рублевая монета 2012 года из из стали (реверс)
В данной серии пять монет, четыре из них выполнены из драгоценных металлов, в данном случае — из серебра и золота, а одна выполнена из стали и имеет очень большой тираж. Все монеты отчеканены в марте 2012 года к 1150-летию зарождения российской государственности. Данная серия интересна тем, что в ней есть и монеты как очень массового тиража, так и очень ограниченного (монета в 10 000 рублей тиражом всего 75 штук). Монет такого номинала в российской нумизматике очень мало, а каждая из них имеет свой номер.
3 рублевая монета 2012 г. из серебра 925 пробы (аверс)
3 рублевая монета 2012 г. из серебра 925 пробы (реверс)
100 рублевая монета 2012 г. из серебра 925 пробы (аверс)
100 рублевая монета 2012 г. из серебра 925 пробы (реверс)
50 рублевая монета 2012 г. из золота 999 пробы (аверс)
50 рублевая монета 2012 г. из золота 999 пробы (реверс)
10 000 рублевая монета 2012 г. из золота 999 пробы (аверс)
10 000 рублевая монета 2012 г. из золота 999 пробы (реверс)
О монетах
10 рублей
Интересные факты
См. также
100-летие парламентаризма в России • 150-летие первой российской почтовой марки • 150-летие со дня рождения А. П. Чехова • 200-летие образования в России министерств • 200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя • 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина • 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России • 300-летие основания Санкт-Петербурга • 300-летие Полтавской битвы • 360-летие добровольного вхождения Якутии в Россию • 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России • 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского • 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России • 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России • 625-летие Куликовской битвы • 750-летие Победы Александра Невского на Чудском озере • 850-летие основания Москвы (часть 1) • 850-летие основания Москвы (часть 2) • 1000-летие основания Казани • 1000-летие России: Александр Невский • 1000-летие России: Дмитрий Донской • Феофан Грек • Дионисий • Андрей Рублёв • Окно в Европу
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «1150-летие зарождения российской государственности» в других словарях:
1150-летие Ростова Великого — Эта статья содержит информацию о запланированном событии, которое состоится сегодня. Информация может меняться по мере поступления новых данных. Вы просматриваете ста … Википедия
200-летие образования в России министерств (монеты) — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые 200 летию образования в России министерств Основная статья: Памятные монеты России 8 сентября 1802 года Император Российской Империи Александр I издал Манифест, которым на базе… … Википедия
150-летие со дня рождения А. П. Чехова — 150 летие со дня рождения А. П. Чехова серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых годовщине со дня рождения русского писателя. Основная статья: Памятные монеты России Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860 … Википедия
200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года (монеты) — 200 летие победы России в Отечественной войне 1812 года … Википедия
200-летие со дня рождения А. С. Пушкина — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые 200 летию со дня рождения А. С. Пушкина Основная статья: Памятные монеты России Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва … … Википедия
200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя — 200 летие со дня рождения Н. В. Гоголя серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых годовщине со дня рождения русского поэта. Основная статья: Памятные монеты России Николай Васильевич Гоголь (фамилия при… … Википедия
400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского — Основная статья: Памятные монеты России «400 летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского» серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации, посвящённых народному ополчения 1612 года. Второе народное… … Википедия
150-летие Банка России — Описание серии (группы) Эмитент … Википедия
Вооружённые Силы Российской Федерации (монеты) — Вооружённые силы Российской Федерации … Википедия
40-летие космического полёта Ю. А. Гагарина (монеты) — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые 40 летию космического полёта Ю. А. Гагарина Основная статья: Памятные монеты России Старт корабля «Восток 1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому… … Википедия