Что было в 1569 году на руси
Год 1569
События истории России за 1569 год
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1569
Семен Мальцев, посланный в 1569 г. Иоанном Грозным к ногаям, сообщает о нападении на ногайские улусы «казацкия орды Акназаря царя, Шигая царевича и Челыма царевича»
Завоевание татарских царств вызвало против нас нового могущественного врага: султан турецкий, преемник халифов, не мог не взволноваться нарушением целости мусульманского мира. Еще Солиман требовал от хана пособия в походе на Астрахань. Крымцы, боясь усиления турок в их соседстве, всеми средствами отклоняли эту мысль, но, наконец, в 1569 г., Селим настоял на замысле отца. Желая восстановить мусульманское царство на берегах Ахтубы, весною 1569 г. он послал Касима-пашу с 15000 спагов и 2000 янычар к Переволоке с повелением соединить Каспийское море с Азовским, занять Астрахань и основать там крепость. 31 мая Касим выступил в поход и соединился с ханом Девлет-Гиреем, у которого было 50000 всадников. Дойдя до Переволоки, они приступили к работам, но, видя неисполнимость предприятия, решили вернуться. В это время к ним пришли астраханские послы, обещавшие им свои суда, если они освободят Астрахань от власти русских. Отправив большую часть войска в Азов, Касим с 12 орудиями направился к Астрахани. Для защиты ее Иоанн IV отправил кн. Петра Серебряного с легкою конницею, а Касиму послал дары, склоняя его к миру. Касим принял дары, целовал Иоаннову грамоту, но через четыре дня вместе с ханом остановился ниже Астрахани у Городища, где их ждали с судами астраханские изменники и ногаи. Он уже начал строить крепость в Городище, но бунт турок и появление Серебряного заставили его отступить. С небольшим отрядом добрался Касим до Азова и только золотом откупился от петли, приписывая свою неудачу позднему выступлению в поход. Так неудачно для турок кончилось первое их столкновение с Россией.
Сообщение отправлено: 23 мая 2006 9:24 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 17 апреля 2007 21:45
Волынский, Петр, прозванный «бродягой»
Волынский, Петр, прозванный «бродягой» — новгородец. Летом 1569 г. явился он к царю и донес, что новгородцы хотят предаться польскому королю, что у них уже написана и грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери. Иоанн отправил в Новгород, вместе с В., доверенного человека, который действительно отыскал грамоту за образом и привез к государю. Грамота была подписана архиепископом Пименом и другими лучшими гражданами Новгорода, и эти подписи, по сличении с другими, оказались подлинными. Говорят, что В., наказанный новгородцами за проступки, из желания отомстить им, сам сочинил грамоту и необыкновенно искусно подписался под руку архиепископа и других граждан. Иоанн IV, не разбирая подробностей дела, произвел известный страшный новгородский погром в г.
1569 год
Годы |
---|
1565 · 1566 · 1567 · 1568 — 1569 — 1570 · 1571 · 1572 · 1573 |
Десятилетия |
1540-е · 1550-е — 1560-е — 1570-е · 1580-е |
Века |
XV век — XVI век — XVII век |
2-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XIV век — XV век — XVI век — XVII век — XVIII век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
1569 год — невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. Это 1569 год нашей эры, 569 год 2 тысячелетия, 69 год XVI века, 9 год 7-го десятилетия XVI века, 10 год 1560-х годов.
Содержание
События
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1569 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1569 году
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Полезное
Смотреть что такое «1569 год» в других словарях:
1576 год — Годы 1572 · 1573 · 1574 · 1575 1576 1577 · 1578 · 1579 · 1580 Десятилетия 1550 е · 1560 е 1570 е 1580 е · … Википедия
Гимназия № 1569 «Созвездие» — Гимназия № 1569 «Созвездие» … Википедия
1530 год — Годы 1526 · 1527 · 1528 · 1529 1530 1531 · 1532 · 1533 · 1534 Десятилетия 1510 е · 1520 е 1530 е 1540 е · … Википедия
1584 год — Годы 1580 · 1581 · 1582 · 1583 1584 1585 · 1586 · 1587 · 1588 Десятилетия 1560 е · 1570 е 1580 е 1590 е · … Википедия
1603 год — Годы 1599 · 1600 · 1601 · 1602 1603 1604 · 1605 · 1606 · 1607 Десятилетия 1580 е · 1590 е 1600 е 1610 е · … Википедия
1589 год — Годы 1585 · 1586 · 1587 · 1588 1589 1590 · 1591 · 1592 · 1593 Десятилетия 1560 е · 1570 е 1580 е 1590 е · … Википедия
1583 год — Годы 1579 · 1580 · 1581 · 1582 1583 1584 · 1585 · 1586 · 1587 Десятилетия 1560 е · 1570 е 1580 е 1590 е · 1600 е … Википедия
1573 год — Годы 1569 · 1570 · 1571 · 1572 1573 1574 · 1575 · 1576 · 1577 Десятилетия 1550 е · 1560 е 1570 е 1580 е · … Википедия
1526 год — Годы 1522 · 1523 · 1524 · 1525 1526 1527 · 1528 · 1529 · 1530 Десятилетия 1500 е · 1510 е 1520 е 1530 е · 1540 е … Википедия
1505 год — Годы 1501 · 1502 · 1503 · 1504 1505 1506 · 1507 · 1508 · 1509 Десятилетия 1480 е · 1490 е 1500 е 1510 е · … Википедия
Этот день в истории: 1569 год — Польша и Литва заключили Люблинскую унию
28 июня 1569 года в Люблине было подписано соглашение о государственном союзе (унии) между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало федеративному государству, известному как Речь Посполитая.
Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с подписания Кревской унии 1385 года, по которой великий князь литовский Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. Данное событие не оказалось простым историческим эпизодом, и в 1413 году Городельская уния подтвердила стремление двух государств к объединению.
Рассмотрение вопроса о Люблинской унии началось в январе 1569 года на общем сейме польских и литовских феодалов. Заключение этого союза объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского, стоявшего в тот момент на грани военной и политической катастрофы в Ливонской войне
Из-за борьбы польской шляхты за доминирование, а литовских вельмож — за сохранение независимости, сейм продолжался с перерывами до августа 1569 года. Польскому королю Сигизмунду II Августу удалось сломить сопротивление элиты Великого княжества Литовского, передав Королевству Польскому принадлежавшие Литве Волынь, Подолье, Полесье и украинские земли.
Люблинская уния предусматривала установление в Польше и Литве единого государства, общей денежной системы, а также общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, которого избирали совместно польские и литовские феодалы. Уния подтвердила присоединение к польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла общим владением Ливонию, отменяла взаимные пошлины. Речь Посполитая выступала как единое государство также и на международной арене.
Уния в Люблине рассматривается польскими и литовскими историками одновременно как величайшее достижение и величайшая утрата. Было создано государство, которое играло значимую роль на мировой арене в течение последующих 200 лет. Однако уния усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность, что окончательно ослабило польскую монархию. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем и стала причиной разрушения Речи Посполитой.
Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года, закрепившая преобразование Речи Посполитой из федеративного государства в унитарное. Однако это уже не имело значения — в 1795 году страна была разделена и прекратила своё существование как независимое государство.
Результат Люблинской унии 1569 года
Результат Люблинской унии 1569 года
Флорентийская уния 1439 г., признавшая духовную власть римского папы над Константинопольской церковью, для большей части русского населения была неприемлемой. Православные князья постепенно стали переходить вместе со своими вотчинами в Московское государство. Так, в конце XV в. к нему присоединятся земли верхнеокских областей: новосельские, Одоевские, воротынские, белевские, вяземские; в 1500 г. — владения князей Черниговских, Новго-род-Северских; в начале XVI в. — десятки русских городов, в том числе и Смоленск. Среди населения южнорусских земель зрело стремление к воссоединению с Россией.
В 1569 г. в результате Люблинской унии Великое княжество Литовское было объединено с Польским королевством, и возникшее новое государство — Речь Посполита — по форме правления было похоже на республику, хотя во главе её был король (королевская власть — выборная). Таким образом, земли бывшей Киевской Руси — Подляшье, Волынь, Подолия, Киевское воеводство — стали частью Польши. Позже, в XVIII в., они будут переданы России в результате первого раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией.
С. М. Соловьёв верно отметил, что Литовское государство состояло «. преимущественно из областей Руси Юго-Западной. Польша соединяется с Литвою под одной династией, но соединяется внешним соединением, ибо внутреннему препятствует разность вероисповеданий», что станет одной из главных причин развала этого государства.
Читайте также
Слабость России от 1569 до 1582 года
Слабость России от 1569 до 1582 года Однако величие России не могло быть продолжительно при таком государе и после таких событий в государстве. Иоанн, истребляя иногда целые поколения князей и бояр, не щадил и тех из них, которые отличались своими великими заслугами в военных
Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года
Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года В конце 60-х годов XVI века была организована антирусская коалиция из Турции, Крымского ханства, Польско-Литовского государства и Швеции. Россия должна была быть атакована с запада, юга и востока.
После Люблинской унии, Брестская Уния
После Люблинской унии, Брестская Уния Бывшей унией чисто политической, руководители политики Речи Посполитой начали подготовку и к унии религиозной, которая по их замыслам должна была сначала приблизить православие к католицизму, а потом и окончательно поглотить
Люблинская уния 1569 года
Люблинская уния 1569 года Уже к началу XVI в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В 1522 г. Великое княжество лишилось своих земель в Северо-Восточной Украине — Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 и 1552 годах оно не смогло отразить двух
ГЛАВА V. ОТНОШЕНИЕ К ПОЛЬШЕ И УНИИ 1569 г
ГЛАВА V. ОТНОШЕНИЕ К ПОЛЬШЕ И УНИИ 1569 г § 1. НАЧАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ПОЛЬШЕ Теперь нам надо вернуться несколько назад и ввести в общую связь те политические соотношения, в которые было поставлено Литовско-Русское государство в конце 14 и в 15 в. и которые имели мощное влияние
§ 10. СУЩНОСТЬ УНИИ 1569 г
§ 10. СУЩНОСТЬ УНИИ 1569 г Сущность акта унии заключается в следующем. Оба государства сливаются в единое и нераздельное тело, члены которого обязаны помогать интересам и выгодам общего государства. Литва и Русь сохраняют, однако, титул Великого княжества, все должности и
2. Стабилизация как результат уний (1569-1654 гг.)
2. Стабилизация как результат уний (1569-1654 гг.) Точно так, как создание СССР отсрочило на 70 лет распад Московской империи, и даже способствовало временному подъему государства, так и две унии ослабили политический кризис в ВКЛ, способствовали его временному подъему и
Эдвардас Гудавичюс ИСТОРИЯ ЛИТВЫ с древнейших времен до 1569 года Edvardas Gudavičius LIETUVOS ISTORIJA Nuo seniausių laikų iki 1569 metų 1999
Эдвардас Гудавичюс ИСТОРИЯ ЛИТВЫ с древнейших времен до 1569 года Edvardas Gudavi?ius LIETUVOS ISTORIJA Nuo seniausi? laik? iki 1569
Венеция. Осень 1569 года
Венеция. Осень 1569 года В этот день Агостино Барбариго покинул дворец Палаццо Дукале раньше обычного.Он завершил двухгодичную службу на Кипре и уже неделя как вернулся в Венецию. Однако вместо того чтобы отдохнуть в домашней обстановке, которой он так надолго был лишен,
Константинополь. Осень 1569 года
Константинополь. Осень 1569 года При первой встрече с Маркантонио Барбаро человек обычно предполагал, что ему далеко за семьдесят. И хотя он выглядел именно на столько, на самом деле ему было лет на двенадцать меньше.Прежде всего он был худым, словно щепка. Несмотря на
Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно
Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно Предисловие Настоящий «Очерк истории Литовско-Русского государства» составился из лекций, читанных автором в Московском университете за последние годы. По содержанию своему он является
Люблинская уния 1569 года и ее последствия
Люблинская уния 1569 года и ее последствия С середины XV века главным направлением экспансии русских царей стала территория Великого княжества Литовского. Неспособность Литвы (как и Польши) в одиночку отражать внешнюю угрозу привела к тому, что уже в период правления в
Украина во времена Люблинской унии: казаки
Украина во времена Люблинской унии: казаки После заключения Люблинской унии южнорусские земли, которые до этого составляли часть Великого княжества Литовского, попали под власть польской короны. В Речь Посполитую было включено не менее четырех русских земель. Но если
Последствия Люблинской Унии
Последствия Люблинской Унии Сейчас же после унии, в том же 1569 году, по просьбе Польши, из Рима были посланы в Польшу иезуиты, которые вскоре и взяли в свои руки дело распространения католичества на восток, а одновременно с этим и полонизации населения Руси-Украины.
После Люблинской Унии. Брестская Уния
После Люблинской Унии. Брестская Уния Бывшей унией чисто политической, руководители политики Речи Посполитой начали подготовку и к унии религиозной, которая, по их замыслам, должна была сначала приблизить православие к католицизму, а потом и окончательно поглотить
Поход царя Ивана на Тверь, Новгород и Псков (1569–1570 г.)
Зато Иван IV временно удовлетворил свою ненасытную жажду зверств на беззащитных покорных подданных. Использовав в качестве формального предлога донос (по мнению ряда историков, его сфабриковал новгородский дьяк Петр Волынец) о том, что новгородские власти, во главе с архиепископом Пименом, якобы собираются передать Новгород и Псков в состав Литвы, он в декабре 1569 года пошел походом на Тверь, Новгород и Псков.
Однако главной причиной, как и во времена его деда Ивана III, стала нужда в средствах. Деньги в государевой казне уже кончались, а вот конца войне не было видно. Поэтому мало было взять у богатых тверичей, новгородцев и псковичей часть денег. Требовалось ограбить их полностью, отобрать все. Заявления «национал-патриотов» от истории о том, что царь поверил ложному доносу — такая же чушь, как и пресловутая «Юрьевская дань». Наилучшим образом истинную цель Ивана доказывает разорение Твери, Клина и Торжка, ставших первыми жертвами грабежей и убийств, хотя никто не обвинял их в намерении «передаться Литве».
Вот что пишет об этом участник событий, немец-опричник Генрих Штаден:
«Великий князь пришел в Тверь и приказал грабить всё — и церкви, и монастыри; пленных убивать, равно как и тех русских людей, которые породнились и сдружились с иноземцами. Всем убитым отрубали ноги — устрашения ради; а потом трупы их спускали под лед в Волгу. То же было и в Торжке; здесь не было пощады ни одному монастырю, ни одной церкви».
Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002, с. 48
Сведения Штадена подтверждают Таубе и Крузе, писавшие о массовых казнях в Твери и ее окрестностях (27 тысяч казненных, 9 тысяч погибших от голода — цифры преувеличены раза в два, но дают представление о страшной бойне), об ограблении епископа, монастырей и церквей. Имущество тверичей опричники сваливали в кучи и сжигали, а ворота, окна и двери домов рубили топорами. Немцы, взятые в плен в Ливонии, и литвины — защитники Полоцка, содержавшиеся в Твери (около 500 человек), «были растерзаны» и брошены под лед. Опричники также казнили 190 псковичей, выселенных из Пскова в феврале этого же года, убили 19 пленных татар, оказавших сопротивление и ранивших Малюту Скуратова. Разгром Твери, поданным Р. Г. Скрынникова, продолжался с 23 по 27 декабря 1569 года.
В Торжке опричники убили до 200 жителей города, а кроме них, еще 30 псковичей-переселенцев и четырех ремесленников (при этом некоего Невзора Лягина, серебряных дел мастера, они сожгли живьем).
В Клину, кроме местных жителей, были убиты 470 переяславских купцов и посадских людей с семьями, которые приехали туда по пути в Москву, куда по приказу царя переселяли жителей других городов, чтобы восполнить убыль населения после эпидемии чумы. А их за что?!
В Новгороде опричники и другие царские «ратники» учинили по приказу Ивана жесточайшую расправу над боярами, духовенством, купцами и ремесленниками. Вот что пишет Нечволодов:
Множество священнослужителей было поставлено на так называемый правеж — взыскание, накладываемое на неисправных должников. Сам Иоанн со старшим сыном расположился на Городище.[126] Игуменов и монахов, стоявших на правеже, он приказал избить до смерти палками и разнести по монастырям для погребения. Прибыв в воскресенье в кремль у Святой Софии, чтобы отслушать обедню, царь отстранил протянутый ему владыкой крест и грозно сказал Пимену:
После обедни, во время стола в архиерейском доме, Пимен по приказу Иоанна был взят отдан под стражу, а все его имущество взято в казну. Затем начался суд над новгородцами под непосредственным надзором самого царя. Их по очереди приводили к нему, пытали, жгли какой-то, по словам летописца, «составною мудростью огненной — поджаром», а затем лишали жизни, сбрасывая в воду вместе с женами и детьми. Боярские дети и стрельцы ездили в лодках по Волхову и кололи рогатинами и копьями всех всплывающих, чтобы никто не мог спастись…
Вслед за этими казнями Иоанн приказал предать полному разгрому все местности вокруг города, причем уничтожалось не только имущество, но также и домашний скот».
Нечволодов А. Сказания о русской земле. Книга 4, с. 148–150
Опричники бросали людей в реку Волхов связанными, при этом малых детей они привязывали к матерям (несмотря на суровую зиму, Волхов в черте города не замерз). Дознание «об измене» велось пытками. Избивали не только подозреваемых, но и членов их семей. Опричники допрашивали архиепископских бояр, служилых людей, детей боярских, купцов. Погибли около 200 бояр и детей боярских, большое количество людей низших сословий.
Затем опричники разграбили все монастыри (новгородская летопись сообщает о 27 монастырях, в которых они по приказу царя не только ограбили казну и кельи, но также сожгли запасы хлеба, зарезали всех лошадей и домашнюю скотину), разгромили посад. Горожан, пытавшихся защитить свои семьи и имущество, убивали на месте. Нищих по приказу царя выгнали в мороз за ворота города, где они замерзли. Были казнены не менее 500 пленных литвинов и ссыльных жителей Полоцка.
Точное число жертв новгородского погрома не установлено. Согласно Таубе и Крузе, в городе и ближайших Окрестностях были убиты до 27 тысяч человек. Шлихтинг сообщает о казни 2770 знатных новгородцев и «полном истреблении» черни. Исследователь новгородской демографии А. Г. Ильинский определял общее число жертв погрома, включая замерзших и погибших от голода, в 40 тысяч человек. Но в любом случае, сохранившиеся документы рисуют ужасающую картину почти полного разгрома города. Так, из 1805 тягловых дворов (т. е. плативших налоги) на Софийской стороне уцелели только 94 (5,2 %)! Примерно такая же картина наблюдалась и на торговой стороне.[127]
Бойня продолжалась без каких-либо перерывов 6 недель подряд, до 13 февраля. Затем Иван объявил немногим оставшимся в живых новгородцам, что «прощает» их и отбыл в Псков — творить там расправу.
Но все же горожан спасло не раболепие перед царем, а предсказание знаменитого местного юродивого Николы Салоса. Якобы он предложил Ивану, посетившему его вскоре после прибытия, кусок сырого мяса со словами «на, сьешь, ты же питаешься мясом человеческим». Затем Салос пообещал Ивану великие несчастья, рели тот не пощадит жителей. В псковской летописи сказано, что блаженный поучал царя Ивана «много ужасными словесы еже престати от велия кровопролития и не дерзнути еже грабити святыя Божия церкви». Иван, не послушав юродивого, велел снять колокола с Тротоицкого собора. В тот же час издох лучший его конь. На суеверного трусливого царя это произвело сильное впечатление.[128] Он ограничился тем, что приказал — помимо городских церквей и монастырей — отобрать деньги и ценности у «лутших жителей», после чего немедленно удалился в Москву.
В Пскове 20 февраля были казнены игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий и старец того же монастыря Вассиан Муромцев, а также Афанасий Ежов, «солотинский (или солотчинский) архимандрит». Поминальные синодики самого Ивана IV упоминают 85 человек дворян, приказных и других лиц, казненных в Пскове. Тем не менее, псковичам неслыханно повезло. Их только ограбили. Убийство менее чем сотни жителей города и монахов не идет ни в какое сравнение с массовой бойней в Твери, Торжке и Новгороде.
Вот как описывал разгром Новгорода и Пскова Генрих Штаден:
«Ни в городе (Новгороде), нив монастырях ничего не должно было оставаться; все, что воинские люди не могли увезти с собой, то кидалось в воду или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали.
(Таубе и Крузе так писали об уничтожении имущества и товаров новгородцев: «Грубые товары, как воск, лен, сало, меха и другие велел он сжечь и бросить в воду. Шелк, бархат, и другие товары были бесплатно розданы палачам»)
Затем были казнены все пленные иноземцы; большую часть их составляли поляки с женами и детьми (Штаден имел в виду литвинов, взятых в плен на территории ВКЛ и высланных из Полоцка — А. Т.) и тех русских, которые поженились на чужой стороне.
Были снесены все высокие постройки: было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна. Опричники увели также несколько тысяч посадских девушек…
Великий князь отправился затем дальше во Псков и там начал действовать также. К Нарве и ко шведской границе — к Ладожскому озеру — он отправил начальных и воинских людей и приказал забирать у русских и уничтожать все их имущество: и многое было брошено в воду, а многое сожжено. В эту пору было убито столько тысяч духовных и мирян, что никогда ни о чем подобном и не слыхивали на Руси. Великий князь отдал половину города на грабеж».
Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002, с. 49
Современный российский историк Скрынников, опираясь на свидетельства псковских летописцев, а также на документы московских приказов, отметил:
«Опричная казна наложила руку на сокровища псковских монастырей. Местные монахи были ограблены до нитки. У них отняли не только деньги, но также иконы и кресты, драгоценную церковную утварь и книги. Опричники сняли с соборов и увезли в Слободу колокола».
Скрынников Р. Г. Царство террора. М., 1992, с. 375
Давая оценку описанным выше злодеяниям, Скрынников пишет:
«В истории кровавых «подвигов» опричнины новгородский погром стал самым отвратительным эпизодом. Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного новгородского населения навсегда вделали самое понятие опричнины синонимом произвола и беззакония.
Приведенные факты позволяют опровергнуть точку зрения, согласно которой новгородский разгром был связан с объективной необходимостью ликвидации феодальной раздробленности в Новгороде.
Подлинными «героями» грандиозного политического процесса, известного под названием новгородского именного дела, были выходцы из старомосковской знати (Данилов, Волыский, Бутурлин), новгородские помещики, приказные люди. Они принадлежали к тем социальным слоям и группам, считать которых носителями традиций раздробленности не представляется возможным».
Скрынников Р. Г. Царство террора. М., 1992, с. 376
Что касается подлинных причин жуткого карательного похода царя Ивана против своих подданных, то об этом Скрынников говорит следующее:
«Одной из пружин новгородского «дела» были корыстные расчеты опричной казны. Непрекращавшаяся война, содержание опричного корпуса и дорогостоящее опричное строительство требовали от правительства чрезвычайных расходов. Между тем государственная казна была пуста. Податные поступления упали во много раз из-за неурожая и голода, поразившего страну в конце 60-х гг. Испытывая сильную финансовую нужду, правительство все чаще обращало свои взоры в сторону обладателя самых крупных денежных богатств — церкви.
Секуляризация монастырских и церковных сокровищ явилась едва ли не главным содержанием опричного похода на Тверь, Новгород и Псков. «Государев разгром» надолго подорвал влияние и могущество крупнейшей в стране новгородско-псковской епархии. После низложения митрополита Филиппа и суда над архиепископом Пименом русская церковь надолго лишилась того влияния, которым она пользовалась ранее.
Благодаря секуляризации сокровищ новгородской церкви, а также ограбления посадского населения Твери, Новгорода и Пскова опричное правительство смогла разрешить свои финансовые затруднения и получить средства для продолжения дорогостоящих затей».
Скрынников Р. Г. Царство террора. М., 1992, с. 378–379
Общий итог посягательств на Новгород московских государей Ивана III, Василия III, Ивана IV мы подведем тоже словами Руслана Скрынникова:
«Новгород был древнейшим русским городом. Он избежал упадка в период раздробленности и не был разгромлен татарами во время Батыева нашествия. Его самобытная политическая культура, имевшая неоспоримое превосходство над московской, была раз и навсегда уничтожена жестоким «присоединением» к Москве. Сто лет московского владычества превратили цветущий край в огромный пустырь».