Что было в 622 году по истории
622 год
Годы |
---|
618 · 619 · 620 · 621 — 622 — 623 · 624 · 625 · 626 |
Десятилетия |
600-е · 610-е — 620-е — 630-е · 640-е |
Века |
VI век — VII век — VIII век |
1-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V век — VI век — VII век — VIII век — IX век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
СодержаниеСобытияРодилисьАарон (Аарун) (622 — около 690) — александрийский священник, философ и врач, ставший знаменитым благодаря своей медицинской деятельности. СкончалисьСётоку Тайси — японский принц, начал распространять буддизм в Японии, выдающийся государственный деятель. См. также |
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Полезное
Смотреть что такое «622 год» в других словарях:
622 год до н. э. — Годы 626 до н. э. · 625 до н. э. · 624 до н. э. · 623 до н. э. 622 до н. э. 621 до н. э. · 620 до н. э. · 619 до н. э. · 618 до н. э. Десятилетия 640 е… … Википедия
Год — Год единица измерения времени, в большинстве случаев приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Содержание 1 Этимология 2 Астроно … Википедия
622.07.15 — Произошло переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину (хиджра). При халифе Омаре I (634 644) объявлен началом мусульманского летосчисления … Хронология всемирной истории: словарь
622, 15 июля — Традиционная дата хиджры переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. При халифе Омаре I (634 644) объявлен началом мусульманского летосчисления. 632 Умирает Мухаммед … Краткий хронологический справочник
1622 год — Годы 1618 · 1619 · 1620 · 1621 1622 1623 · 1624 · 1625 · 1626 Десятилетия 1600 е · 1610 е 1620 е 1630 е · … Википедия
624 год — Годы 620 · 621 · 622 · 623 624 625 · 626 · 627 · 628 Десятилетия 600 е · 610 е 620 е 630 е · … Википедия
Список кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством» за 1995 год — Содержание 1 Кавалеры ордена II степени 2 Кавалеры ордена III степени 3 … Википедия
673 год — Годы 669 · 670 · 671 · 672 673 674 · 675 · 676 · 677 Десятилетия 650 е · 660 е 670 е 680 е · … Википедия
626 год — Годы 622 · 623 · 624 · 625 626 627 · 628 · 629 · 630 Десятилетия 600 е · 610 е 620 е 630 е · 640 е … Википедия
625 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 625. Годы 621 · 622 · 623 · 624 625 626 · 627 · 628 · 629 Десятилетия 600 е · 610 е 620 е … Википедия
Новое в блогах
Три кита хронологии. Кит первый. Дата сотворения мира.
Академик С.В. Бахрушин (1882-1950) в «Беседе об исторической науке» писал: «История – не только наука, но и искусство. Она не только изучает и исследует, она живописует прошлое. И чем ярче и полнее картина прошлого, тем больше она даёт материала для обобщённых заключений«.
В 1902 году Теодор Моммзен (1817-1903) получил Нобелевскую премию в номинации за лучшее литературное произведение, каковым был признан его капитальный труд «История Рима». Но для того времени ничего в этом странного нет. Сам Теодор Моммзен утверждал: «История, как частное, входит в обширное понятие филологии«. Как видим, тогда было в порядке вещей, что за научно-исторический труд номинируют, как за литературное произведение. Только с 1880-х гг. в университетах Франции впервые стали готовить историков, а до этого историками становились те, кого готовили, как филологов. Вот после этого история начала отделяться от филологии. Но к 1902 году этот процесс ещё не завершился, примером чему – Нобелевская премия Моммзена.
Задолго до этого Джонатан Свифт (1667-1745) писал в «Путешетвии Гуливера»: «Там я открыл недобросовестность и невежество тех, кто берётся писать анекдоты или секретную историю; кто отправляет стольких королей в могилу, поднося им кубок с ядом; кто пересказывает происходившие без свидетелей разговоры государя с первым министром; кто открывает мысли и ящики посланников и государственных секретарей, но, к несчастью, постоянно при этом ошибается«. О чём это нам говорит? О том, что история не была наукой, а была литературой, допускающей вымысел, и даже лучших людей удивляло только то, что, домысливая историю, писатели «постоянно ошибаются».
Ещё раньше Рене Декарт (1596-1650) не принимал никаких исторических утверждений, полагая их все основанными на субъективных мнениях и произвольных построениях.
Существует и ещё довольно много свидетельств маститых учёных и литераторов, высказывания которых я не привожу здесь, утверждающих, что история строилась как произведение искусства. Но есть и свидетельства, что история – это серьёзная наука. Не будем приводить обширной библиографиии по этому вопросу, а посмотрим, каковы те «три кита» (или «черепахи», или «слоны»), на которых держится вся история и хронология до середины ХVII века. А потом сделаем свои выводы.
Глава 1. Кит первый. Дата сотворения мира.
Р.Дж.Колингвуд (1889-1943) в исследовании «Идея истории» писал о христианском хронологе Евсеи Памфиле: «В своих «Хрониках» он ставит перед собой задачу создать универсальную историю, все события которой включены в единые хронологические рамки. Его работа была компиляцией, но она очень сильно отличается от компляций языческих ученых. так как ее вдохновляет новая цель – доказать, что события, хронологически упорядоченные таким образом, образуют закономерную последовательность, в центре которой – рождение Христа«.
Каким же образом она возникла, такая хронология?
В Библии в книге Бытия приведена длительность жизни библейских патриархов от Адама до Иосифа. В Книге Судей приведена длительность правления судей. В 1-4 Книге Царств дана длительность правления библейских царей. «Начала», даты рождения Адама, от которой можно было бы вести хронологию, разумеется, не было и быть не могло, но зная длительности жизни библейских праотцов от Адама до Иосифа, можно было рассчитать её общую длительность до начала Израильского царства (1-2 книга Царств). Что и сделали христианские хронологи, а далее определили промежуток времени от падения Иудейского царства (4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон) до Рождества Христова на основании книги Даниила 9 ; 25-27, где написано: «Итак знай и разумей: с того времени, когда выйдет повеление о востановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины«.
Даниил утверждает, что от повеления о востановлении Иерусалима, случившегося в конце Вавилонского плена, до Христа насчитывается 7 х (7 + 62) = 483 года. Мистический корень числа 483 – шестёрка ( 4 + 8 + 3 = 15; 1 + 5 = 6), символизирующая божественную аналогию. Кроме того, число 483 раскладывается на половину числа Бога – 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало. Всё вместе понимается как начало, угодное Богу. Евангелия о времени рождения, возрасте, смерти и «воскресении» Иисуса Христа дают следующую информацию.
О времени рождения: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (от Матфея, гл. 2, ст.1). Когда царю сказали, что родился царь Иудейский, «Ирод. разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме. от двух лет и ниже» (там же, ст. 16). Наконец, «в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (от Луки, гл. 2, ст. 1-2).
О возрасте Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (от Луки, гл. 3, ст. 23). И ещё в одном месте: «Сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (от Иоанна, гл. 8, ст 57).
О жизни, смерти и воскресении говорится, что Христос начал проповедовать «в пятнадцатый. год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (от Луки, гл. 3, ст. 1), что проповедовал он три года, и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи. После короткого суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнён в пятницу, «воскреснув рано в первый день недели» (от Марка, гл.16, ст.9 ), то есть в воскресенье.
Таким образом, Книга Даниила Библии даёт одну твёрдую дату: восстановление Иерусалима в 483 год до Р.Х., а в Евангелиях нет ни одной точной даты. Но в них упоминаются исторические фигуры римской империи Август, Тиберий, Квириний, Пилат, Ирод. Поэтому история Древнего Рима стала основой современной хронологии. Иначе говоря, Откровение Даниила позволило не только создать всю библейскую хронологию, но и, привязав к этой «сцепке»: восстановление Иерусалима и Рождение Иисуса (между которыми 483 года) все остальные события, высчитать даты вообще всей мировой истории.
Существует момент Х, или дата Сотворения мира, когда появился Адам. Далее ведётся такой счёт:
ANNO HOMINIS EVENT REFERENCE
0 Adam created Gen. 5:1
130+ Age of Adam at birth of Seth Gen. 5:3
130 Seth born
105+ Add age of Seth at birth of Enos Gen. 5:6
235 Enos born
90+ Add age of Enos at birth of Cainan Gen. 5:9
325 Cainan born
70+ Add age of Cainan at birth of Mahalaleel Gen. 5:12
395 Mahalaleel born
65+ Add age of Mahalaleel at birth of Jared Gen. 5:15
460 Jared born
162+ Add age of Jared at birth of Enoch Gen. 5:18
622 Enoch born
65+ Add age of Enoch at birth of Methuselah Gen. 5:21
687 Methuselah born
187+ Add age of Methuselah at birth of Lamech Gen. 5:25
874 Lamech born
182+ Add age of Lamech at birth of Noah Gen. 5:28
1056 Noah born
600+ Add age of Noah at the Flood Gen. 7:6
1656 The Flood – Shem aged 98 Gen. 11:10, see Chapter 5
2+ Add the years after the Flood when Arphaxad was born Gen. 11:10
1658 Arphaxad born, Shem aged 100
35+ Add age of Arphaxad at birth of Salah Gen. 11:12
1693 Salah born
30+ Add age of Salah at birth of Eber Gen. 11:14
1723 Eber born
34+ Add age of Eber at birth of Peleg Gen. 11:16
1757 Peleg born
30+ Add age of Peleg at birth of Reu Gen. 11:18
1787 Reu born
32+ Add age of Reu at birth of Serug Gen. 11:20
1819 Serug born
30+ Add age of Serug at birth of Nahor (Abram’s grandfather) Gen. 11:22
1849 Nahor, Abram’s grandfather, born
29+ Add age of Nahor at birth of Terah Gen. 11:24
1878 Terah born
130+ Add age of Terah at birth of Abram Gen. 11:26,32; Gen. 12:4; Acts 7:4
2008 Abram born
Я привёл версию, которой придерживалась Британская энциклопедия 1771 года. Читатель может обратиться к книге Martin Anstey и посмотреть другие версии.
Д. Прозоровский в 1862 году дал в журнале «Странник» хронологию до Р.Х. по летоисчислению 70 толковников. Привожу её в Таблице 1.
Таблица №1. Библейская хронология по 70 толковникам.
Итак, чтобы хронология Библии обрела исторический смысл, необходимо было иметь дату Сотворения мира. И она, естественно, появилась, и не одна. По данным Климишева, существует около двухсот дат Сотворения мира, по которым длительность промежутка от Сотворения мира до Рождества Христова колеблется от 3483 до 6984 годов. Разброс в датах составляет 3501 год.
После Потопа образовались различные царства: египетское, ассирийское, афинское и т.д., а поскольку Потоп был в 1656 году от Сотворения мира, получается, что по максимальной шкале от Сотворения мира в 6984 году до. Р.Х., египетское царство могло быть образовано в 5328 г. до н.э.(6984 минус1656), а по минимальной шкале – в 1827 году до н.э. (3483 минус 1656). Лютеранский хронограф 1680 года, исходя из даты Сотворения мира по Ушеру – 4004 до н.э., поместил Потоп в 2348 год до н.э. (4004 минус 1656), поэтому у него египетское царство основано в 2188 до н.э., ассирийское царство – в 2230 до н.э., причём ассирийский царь Немрод был назван первым царём на Земле (Лютеранский хронограф, л.68) Остальные древние царства также привязываются к указанным цифрам.
После наполеоновского похода 1809-1813 годов в Египет, во Франции вышли 24 фолианта под названием «Описание Египта» (1809-1828). В. Замаровский об этом пишет так: «С величайшей тщательностью был собран и опубликован богатейший материал: зарисовки египетских строений и скульптур, пейзажей, животных, растений, и прежде всего длинных иероглифических надписей. Изумлённая Европа поняла, что не знает об этом крае ничего. Эти труды показали Египет, но не объяснили его. Памятники его были тут как на ладони. Но о его истории не говорилось ни звука. Тогдашние египтяне, жившие под знаком «феллахского внеисторизма«, не знали о ней ничего. Древний Египет могли объяснить нам лишь древние египтяне«. Привезённый после похода в Египет Розеттский камень с текстом, начертанным иероглифическим, демотическим и греческим письмом, позволил Ж.-Ф. Шампольону (1790-1832) найти в 1822 году метод расшифровки иероглифической письменности. Он составил первую грамматику и первый словарь древнеегипетского языка. Открытие Шампольона ознаменовало рождение египтологии, а дешифровка иероглифического письма была завершена Р. Лепсиусом и Г. Бругшем. Основанная Р. Лепсиусом немецкая школа приступила к изучению древнеегипетской истории и хронологии. Это – XIX век.
О древней истории Египта существуют только книги на греческом языке: «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, «География» Страбона, «Об Осирисе и Исиде» Плутарха, и «История греко-персидской войны» Геродота. Ещё сохранились отрывки из труда жреца Манефона у Иосифа Флавия и церковных историков Африкана и Евсевия. Какова историчность перечисленных трудов, неизвестно совершенно. Вы помните, что ещё и в XIX веке история проходила по ведомству филологии, и сочинялась. Что до древнеегипетской хронологии, то вся она привязана к хронологии римско-греческой истории, и если рухнет римско-греческая история, то рассыпется и египетская, а за ней все остальные не менее древние истории.
Полного согласия все исследователи Древнего Египта достигли только в отношении завоевания Египта персами – это случилось в 525 году до н.э. Дату определили на основе «Канона царей» Птолемея.
Следующая привязка в состовлении хронологии Древнего Египта – это совпадение астрономического и гражданского года, которое происходило в Египте всего один раз в 1460 лет. Дело в том, что гражданский год у египтян существенно отличался от астрономического. Он состоял из трёх сезонов: Наводнение, Всходы, Сушь, каждый из которых включал в себя четыре месяца из тридцати дней. С добавлением пяти праздничных дней год составлял 365 дней. Солнечный же год длиннее гражданского на четверть суток. Поскольку у египтян не было представления о високосном годе, в течение каждых четырёх гражданских лет возникало отставание на один день. Начало астономического и гражданского годов совпадали в так называемый период Сириуса или, на древнеегипетском, Сотиса. В этот день утренний восход Сириуса над Мемфисом наступал одновременно с началом разлива Нила – то есть тогда, когда начинался новый год.
Цензорин в работе «О дне рождении» писал, что совпадение восхода Сириуса и день наступления нового года выпало на 139 год н.э., а всего таких совпадений было четыре. Получилось: 139 год н.э, 1321, 2781 и 4241 годы до н.э. Как уж учитывали в своей жизненной практике эти совпадения сами египтяне, сказать невозможно, а хронологам вычисленные таким способом даты стали точкой опоры для хронологических построений. Впрочем, это им не много помогло: египтологи датировали объединение Египта царём Мени (Менесом), которую сами древние египтяне (?!) считали началом своего исторического пути, с громадным разбросом: от 5867 года до н.э. (в редакции Шампольона) до 2225 года до н.э. (в редакции Палемера). Разница в 3642 года! Позже египтологи нашли «золотую» середину между долгой и краткой хронологиями Египта, и «практически все исследоватеи склоняются к мысли, что исходную дату (учитывая погрешность в 150 лет) допустимо отнести к 3000 г. до н.э» (Фисанович, 23). Как видим, современные египтологи находятся в парадигме XVII–XVIII веков, когда даты правления египетских фараонов определяли расчётным путём.
Патриархи, Аркары. и даты
По Торе, или Пятикнижию, на земле жило до патриарха Ноя девять библейских патриархов. Прожили они: 1. Адам – 930 лет; 2. Сиф – 912; 3. Енос – 905; 4. Каин – 910; 5. Малелеил – 895; 6. Иаред – 962; 7. Енох – 365; 8. Мафусаил – 969; 9. Ламех – 777 лет. Всего в сумме они прожили 7625 лет.
По Таро, Великие Арканы соотносятся с двадцатью двумя иероглифами древнееврейского алфавита, символизирующими собой двадцать две тайны Мироздания, а именно: двенадцать знаков Зодиака, семь священных планет, и три Буквы-Матери по Сефир-Иецире каббалистической традиции. Каждый Великий Аркан есть Божественная Тайна, выражающая собой тот или иной аспект Абсолюта, проявляющийся как в отношении к самому Божественному Абсолюту, так и в отношении человека к природе, к его истории, к его настоящему и будущему.
Существует большое количество работ по каббале и аркарологии, и нам нет резона излагать эти учения в данной работе. Ограничимся лишь теми моментами в аркарологии, которые применются при хронологических построениях. Для простоты изложения запишем наименования Великих Аркаров Таро через названия 22-х нумерованных карт вне мастей.
Каждый Аркар Таро состоит из комбинации получисла Бога – 360, и получисла Зверя – 333. (Впервые на нумерологическую комбинацию получисел Бога и Зверя обратили внимание Д.В. Калюжный и А.М. Жабинский.) Их, как уже сказано, 22:
1. Фокусник: 360 + 333 = 693
2. Жрица: 360 + 333 х 2 = 1026
3. Царица: 360 х 2 + 333 = 1053
4. Царь: 360 х 3 + 333 = 1413
5. Первосвященник: 360 х 4 + 333 = 1773
6. Искушение: 360 х 5 + 333 = 2133
7. Колесница: 360 х 5 + 333 х 2 = 2446
8. Справедливость: 360 х 5 + 333х 3 = 2799
9. Отшельник: 360 х5 + 333 х 4 = 3132
10. Колесо Фортуны: 360 х5 + 333 х 5 = 3465
11. Сила: 360 х 6 + 333 х 5 = 3825
12. Повешанный: 360 х 6 + 333 х 6 = 4158
13. Смерть: 360 х 7 + 333 х 6 = 4518
14. Время: 360 х 7 + 333 х 7 = 4851
15. Выбор: 360 х 8 + 333 х 7 = 5211
16. Башня: 360 х 8 + 333 х 8 = 5544
17. Звезда: 360 х 9 + 333 х 8 = 5904
18. Луна: 360 х 9 + 333 х 9 = 6237
19. Солнце: 360 х 10 + 333 х 9 = 6597
20. День Суда: 360 х 10 + 333 х 10 = 6930
21. Мир: 360 х 11 + 333 х 10 = 7290
22. Безумный: 360 х 11 + 333 х 11 = 7623
962 + 2799 = 3761, а 3761 – это год от Сотворения мира до начала н.э. по иудейскому календарю.
Ирландский архиепископ Джеймс Ушер (1581-1656 ) высчитал в 1650 году, что мир был создан в 6 часов вечера 23 октября 4004 года до нашей эры (Annales veteris testamenti a prima mundi origine deducti, 1650; The Annals of the World, iv, of 1658 ). Подлинные слова Ушера: «from the evening ushering in the first day of the World, to that midnight which began the first day of the Christian era, there was 4004 years, seventy days, and six temporarie hours». При определении первого дня недели он исходил из еврейской традиции, где первый день недели был воскресенье.
Современник Ушера, английский богослов Джон Ляйтфут уточнил: Бог закончил творить мир в 9 часов утра 23 октября 4004 года до Рождества Христа. Католическая и протестантские церкви приняли эту дату. А закончил Бог творение, как известно, создав Адама из персти земной, по образу и подобию Своему. Число 243 является «священным числом в кабаллистической и гностической традициях, число Небесного Человека, Адама Кадмона» (Ключников, 102).
Если сложить число 243 и иудейскую дату Сотворения мира, то получим новую дату Сотворения мира:
В 1752 году Джон Кеннеди опубликовал «Physiological Chronology», где дата Сотворения мира была определена на 4007 год до н.э. Британская Энциклопедия 1771 года использовала эту дату в своих хронологических построениях.
Число 24 является священным числом в восточной и западной мистической традиции, оно есть сакральный символ мироздания. Мистический корень числа 24 – шестёрка, символ космического равновесия. Если запишем цифру 24 вместе с её мистическим корнем 6, то получим число 246.
Сложим число 246 с иудейской датой Сотворения мира 3761:
При близости дат сотворения мира Ушера (4004) и Кеннеди(4007) каббалистический смысл цифр 4004 и 4007 – разный. Мистический корень числа 4004 – восемь (4 + 0 + 0 + 4 = 8), что символизирует большие метафизические весы как символ равновесия и кармы, понимание прошлого и будущего через нумерологию, при этом все события должны быть сбалансированными. Мистический корень числа 4007 – одиннадцать (4 + 0 + 0 + 7 = 11). «Библейский смысловой символизм, разработанный Августином, говорит, что если десятка – это закон, то число одиннадцать несёт в себе революционное попрание всякой идеи законности. В сакральном эзотерическом смысле является числом, символизирующим понятие очищения, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия» (Ключников, 83). Цифра одиннадцать отрицает сбалансированность событий, свойственную цифре восемь, и, тем самым, все исторические построения, выполненные в середине XVIII века, отвечают тем революционным преобразованиям, для которых они предназначаются. Иначе говоря, по каббалистическим построениям истории с 1650 (от Ушера) по 1752 годы (до Кеннеди) существуют общепринятые механизмы расшифровки (и зашифровки?) событий, что позволяет по историческим книгам того периода востановить реальность событий. Что же касается исторических построенией каббалистов после 1752 года, то в них не соблюдается этот принцип.
4. Вариант Кальвизия или Скалигера
В.Н. Татищев (1686-1750) в середине ХVIII века писал в «Истории Российской», в главе «О счислении времени и начале года»: «Рождество Христово по Калвизиеву счислению произошло 3947-го«. Упомянутый тут Сетус Кальвизий (Calvisius Sethus, 1556-1617) – немецкий астроном, автор труда по хронологии «Opus chronologicum ex autoritate s. scripturae ad motum luminarium coelestium contextum» в 4-х томах. Считается, что было семь изданий этогог труда с 1605 по 1685 годы.
Но в ХIХ веке начали считать, что эта дата – 3947 года от Сотворения мира до Рождества Христова – установлена Жозефом Скалигером (1540-1609) в «Исправление хронологии», написанной в 1583 году. При определении первого дня недели Скалигер, как и Ушер, исходил из еврейской традиции, где первый день недели был воскресенье. По Скалигеру первый день начался 26 октября 3947 года до н.э., в 6 часов вечера, в субботу.
Чтобы понять, откуда взялась эта дата, от числа 4007 вычтем символ Божественного равновесия – число шестьдесят. При вычитании мистический смысл числа не меняется. Получим:
Однако, дату Сотворения мира 4007 до н.э. обнародовал Кеннеди в 1752 году! Кальвизий, который умер в 1617 году, не мог знать эту дату, обнародованную через сто тридцать лет после его смерти, и рассчитать свою дату Сотворения мира. Значит, труд Кальвизия мог появиться после 1752 года, и по 1768 год. Потому что первые две части I тома «Истории» В.Н. Татищева были изданы впервые в 1768-1769 годах в Москве Г.Ф. Миллером. Императорский историограф академик Г.Ф. Миллер мог в этот период прочесть написанную работу Кальвизия, и вставить дату Сотворения мира в труд Татищева, который он издал в 1768 году. (Скалигер появился как литературный герой в середине ХIХ века, о чём будет расказано ниже.) То, что Миллер дополнял и исправлял рукописи, это известный факт. А.Б. Каменский пишет: «. в 1762 г.: одиннадцать номеров заняты «Топографией Оренбургской» Рычкова. В 1763 г. на смену Рычкову приходит Ф.И. Соймонов: с января по ноябрь печатается его «Описание Каспийского моря и чиненных на оном российских завоеваний, яко часть истории Петра Великого». Следует заметить, что при издании трудов Рычкова и Соймонова Миллер не просто воспроизводил чужой текст, но и редактировал его, по мере необходимости дополняя и исправляя (цветом выделено мной. – И.Ш.)» (Каменский, 392).
5. Вариант Византийской эры
В.Н. Татищев в «Истории Российской» в главе «О счислении времени и начале года» писал о дате Сотворения мира: «по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет, которое Димитрий Ростовский в Келейном его летописце трудился исправить и погрешность изъяснить, но оставил неисполненным«. Таким образом, по римскому счислению год Сотворения мира был 5508 до н.э.
Дмитрий Ростовский (1651-1709) с 1684 по1705 годы создал многотомный свод жития святых «Четьи-Минеи», использовав русские, греческие и латинские материалы. С 1702 года был митрополитом в Ростове. Для Дмитрия Ростовского вопрос даты Сотворения мира по римскому календарю был актуальным. И вот почему.
Профессор Е.К. Дулуман во второй половине ХХ века писал: «Император Юстиниан Первый (482-565) ввёл в Византийской империи христианское летоисчисление от Сотворения Мира, которое по подсчётам преданных императору Отцов Церкви произошло 1 сентября 5508 года до Рождества Христа. Согласно с этой датой начали фиксироваться все события, в том числе и в наших древнерусских летописях. Этого летоисчисления до сегодняшнего дня придерживается Православная церковь. Согласно церковному календарю Новый год начинается не 1-го января, как то было по юлианскому календарю, и не 1-го марта, как то отмечалось в большинства народов умеренного географического пояса (в том числе – в России до 16 столетия), а 1-го сентября«. Тем самым, год сотворения мира 5508, который был у Татищева – римским, стал – византийским или константинопольским.
А.И. Соболевский в работе «Славяно-русская палеография» в главке «Число лет между С.М. и Р.Хр.» писал: «Но многие в Москве принимали цифру 5500 (александрийский счет). Геннадий, архиепископ новгородский в послании 1489 г., говоря о летосчислении, пишет: » у Латыны нашего больше осмию леты«. Здесь обычный счёт назван латинским. В статейке 1534 г. об отношении русского летосчисления к латинскому, принадлежащей едва ли не Максиму Греку, мы читаем: «по нашему русскому счёту от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500». В печатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году по создании мира. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: «написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27»; она должна быть переведена на наш счёт 16l5 годом. Во второй половине XVII в. известный Спафарий (родом Румын, но греческого образования) держался цифры 5500. Но в это время обычный счёт получил преобладание, и наши старообрядцы держатся его, кроме впрочем федосеевцев (у них сохраняется цифра 5500)«.
Патриарх Филарет правил с 1619 по 1634 годы, а патриарх Иоасаф – в 1634-640 годах. В Требнике патриарха Филарета в «Чине приходящих от ересей» говорится: «Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое«. Святцы патриарха Иосифа определяли дату Рождества следующим образом: «Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду«. В «О начале войн и смут в Московии» (М.: Рита-принт, 1997, с.453) также отмечается разнобой в цифрах, который потверждает, что в первой половине ХVII веке в Московии применялся календарь, который имел разность с европейским в 8 лет. В настоящее время только старообрядцы в своих календарях продолжают указывают годы по «греческому» календарю – 5500 год до Р.Х. (Старообрядческий церковный календарь на 1986 г., с.36).