862 год увековечен на памятнике в Великом Новгороде «Тысячелетие России», поставленном в 1862 году. Но есть сомнения как в самой дате, так и в значении события, которое традиционно берётся за точку отсчёта истории России.
Когда Русь так прозвалась
В лето 6370-е по счёту древнерусских летописей, то есть в 862 году по нашему летоисчислению, варяжские конунги Рюрик с братьями пришли княжить в Новгород (по некоторым спискам – сначала в Ладогу, потом в Новгород), будучи приглашены туда словенами, а также чудью, мерей, весью и кривичами. С этого времени средневековые русские летописцы вели начало династии Рюриковичей. А династия в те времена считалась главным компонентом государства. Ни в каких иностранных источниках, в том числе скандинавских сагах, которые, казалось бы, должны были уделить особенное внимание этому событию, нет подтверждения сказанию о призвании. В некоторых упоминается славный Рёрик Ютландский (он же Фрисландский), однако нет ни малейших указаний на то, что он княжил в славянских землях. Но даже если так было, какое основание класть именно данное событие в начало русской государственности? Ведь очевидно: если словены и прочие племена, упомянутые в древнерусской «Повести временных лет», пригласили править Рюрика с братьями, то у них уже и без варягов была государственность. Следовательно, призвание князей — это эпизод из истории уже существовавшей русской государственности, а её начало относится к какому-то более раннему времени. Происхождение же термина «Русь» неизвестно. В той же «Повести временных лет» есть указание на то, что «в лето 6360-е, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». 6360 год «от сотворения мира» это 852 год в нашем летоисчислении. Михаил — это византийский император Михаил III, но он начал царствовать в 842 году. Правда, правил он до 867 года, поэтому, с известной натяжкой, 852 год можно отнести к началу его правления. В любом случае, даже известную из летописей дату «прозывания» (тут могут быть два значения: называться и приобрести известность) Руси как страны следует отнести как минимум на десять лет раньше традиционной.
839 год – первое упоминание о Руси
Древнерусские летописи рассказывают, что в 866 году русы совершили поход на Константинополь. Однако по византийским источникам, где подробно описано это событие, оно произошло в 860 году, и сейчас эта дата является общепринятой. Так что, опять же, раньше 862 года прослыла Русская земля в соседних странах. Впрочем, в иноземных источниках есть ещё более раннее указание на существование Русского государства. В 839 году послы кагана русов, как рассказывают «Бертинские анналы», прибыли к франкскому императору Людовику I, возвращаясь домой из Константинополя. По их словам, они не могли двигаться прямым путём, боясь нападения тамошних враждебных народов. В науке не прекращаются споры о том, где же находился этот Русский каганат и что он собой представлял. Немногие упоминания о нём носят очень отрывочный характер и могут иметь несколько противоречивых объяснений. Как бы то ни было, 839 год – первое упоминание в литературе о государстве, носившем имя «Русь».
Россия – не то же, что Киевская Русь
Однако возникает вопрос: какие есть у нас основания начинать историю Российского – именно Российского – государства от той Руси IX века? Ведь непрерывная традиция независимой российской государственности, объединяющей большую часть русского народа (причём именно русского народа, в отличие от украинского и белорусского), возникает только после падения Золотой Орды в конце XV века. Претензия московских великих князей (а впоследствии царей) на монопольное правопреемство от Киевской Руси возникла в конце XV – XVI вв. и имела политическое значение – попытку завоевать западнорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовско-Русского. Это княжество, располагавшееся на большей части Киевской Руси, имело не меньше оснований считаться её преемником. Кстати, упомянутый памятник в Новгороде отражает эту точку зрения: среди великих государственных деятелей истории России на нём изображены литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Династическое правопреемство Москвы (вспомним знаменитое «Рюриковичи мы») вряд ли может быть признано современными историками достаточным основанием, чтобы считать Москву единственной продолжательницей древнерусской государственности. Ведь само существование Рюрика в значительной степени легендарно. Российское государство это новое образование, возникшее в конце XV века путём разрастания одного из княжеств, зародившихся в результате распада древнерусской государственности и народности. Это, кстати, подчёркивает и его название. Оно стало называться на греческий манер «Росией», а не Русью.
Различие историй страны, народа и государства
Так какую же дату класть в основание именно российской государственности? Очевидно, важнейшей отправной точкой тут является приобретение внешней независимости – 1480 год, «стояние на Угре» и падение Золотой Орды. Кстати, в ознаменование этой победы тогда же было велено отмечать её каждый год крестным ходом 23 июня (старого стиля; хотя бегство хана случилось в ноябре). Понятно, что у этой даты есть своя предыстория – возвышение Москвы, которое кажется правильнее начинать считать с того момента, когда Москва приобретает свою княжескую династию. То есть с вокняжения в ней сына Александра Невского – Даниила – в 1263 году. Предшествующее время это возникновение, расцвет и упадок Древнерусского государства. Некий аналог мы можем наблюдать в истории Франции. Хотя государство франков на землях Галлии, будущей Франции, давшее ей своё имя, возникло в V веке, но начало Французскому королевству было положено распадом империи Карла Великого в IX веке. До конца XV века мы имеем дело с историей русского народа, русской цивилизации, но это ещё не история Российского государства, это его предыстория. Представляется, что так точнее были бы обозначены вехи нашего исторического пути. В связи с этим можно вспомнить, что видный русский историк Сергей Соловьёв (1820-1879), автор 29-томной «Истории России», считал что государство Российское сложилось только в XVI веке. Всё, что было до этого, он считал догосударственной эпохой. Настоящим для него было только централизованное государство, а оно и возникает у нас не ранее конца XV столетия. Таким образом, историю России как страны можно начинать вообще с незапамятных времён, рассказывая о первобытных людях на её территории. История народа, носившего имя Руси, и страны, им населённой, начинает приобретать какие-то контуры с IX века. На протяжении семи столетий здесь возникают и распадаются различные государства, пока, наконец, в конце XV века не складывается то государство, которое непрерывно существует по сей день.
834 г. Основание хазарами крепости Саркел в низовьях Дона
835-836 гг. Войны хазар со славянскими племенами в среднем Днепре и в районе Оки
839 г. (18 мая) Прибытие в столицу Франкского государства Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому посольства от византийского императора Феофила, в составе которого находились русы
839 г. Ладога сгорает в результате нападения скандинавов
Позднее 840 г. Сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха о торговых путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и в Багдад
Ранее 843 г. Нападение русов на Амастриду, главный город византийской Пафлагонии. Принятие христианства князем Бравлином и его дружиной
850 г. Варяги возлагают дань на чудь, словен ильменских, кривичей и мерю
852 г. Варяги изгнаны новгородцами
859 г. Сообщение «Повести временных лет» о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен
859 г. Первое упоминание в летописи Великого Новгорода
860 г. (или 866 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля «
861 г. Аскольд в Киеве объявляет о независимости от Хазарии
862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море». Начало межплеменных усобиц
Правление Рюрика
866 г. (или 860 г.) Неудачный поход русов на Византию, после которого » стала прозываться Русская земля «
867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов
874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе
Правление Олега
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве
Первое упоминание о Руси (Rhos) находим мы в так наз. Бертинских анналах Пруденция Галиндо († 861 г.) под 839 г. В этом году к императору Людовику Благочестивому явились послы от византийского императора Феофила. С ними вместе последний «посылал каких-то людей, которые говорили, что их, т. е. их народ, зовут Rhos; они были присланы к нему (Феофилу) их князем, по имени Хакан», как они уверяли, «из-за дружбы». Вместе с тем Феофил просил Людовика позволить этим людям проехать домой под его защитой по всей его империи, так как путь, по которому они приехали в Византию, слишком опасен по причине диких варварских народностей, через земли которых он ведет. Людовик, расспросив их подробнее о причине их прихода, узнал, что они «шведского рода». Так как он подозревал, что они шпионы, то решил удержать их у себя, пока не разъяснится причина их прибытия в Германию, о чем он и известил Феофила через своих послов. — Известие Бертинских летописей является одним из важнейших доводов норманнистов, причем они оставляют открытым вопрос, называли ли послы сами себя именем Русь, или же это название было им дано в греческом письме Феофила, откуда оно было заимствовано автором летописи. Важен для норманнской теории в данном случае главным образом тот факт, что, по свидетельству летописи, в Византии название Руси совпадало с понятием норманнов-шведов. Родины этих руссов летопись не обозначает точнее, но несомненно, что она лежала уже на материке, а не на Скандинавском полуострове (по новейшим исследованиям Куника). Летопись ничего не говорит также о дальнейшей судьбе послов. — Затруднение, с точки зрения норманнизма, представляет тут только известие, что князя их звали Хаканом. Для устранения этого затруднения норманнизмом были предложены два объяснения: одни думают, что в данном случае Хакан не титул, а собственное имя — скандиновское Hâkon; другие — что в спорном названии следует видеть хазарский титул хагана, который, конечно, не был туземным титулом князя Руси, а был дан последнему греками, ставившими его, таким образом, на одну линию с правителями хазар и аваров. «Брокгауз и Ефрон»
Сообщение отправлено: 31 мая 2006 15:59 ( Ne administrator)
Судя по всему, славяне были разгромлены при участии норманнов, которые служили в хазарской армии. Возможно, они помогали подавлять славянские восстания, так как хазары делили с ними дань со славян до 862 года.
Тот факт, что завоевание Руси произошло в 839 году подтверждает слова шведов, что Русью правит наместник-каган. Этот факт может служить также доказательством участия норманнов в захвате хазарами славянских племён. Примерно в то же время известны хазарские монеты на Готланде.
Последствия
Итогом завоевания стала дань, наложенная на славянские племена. Характер этой дани точно не установлен, и неизвестно, как часто славяне должны были платить дань. В «Повести временных лет» говорится, что славяне платили хазарам «от дыма по мечу», «по серебряной монете и по белке», «по щелягу с сохи». Что такое шеляг также нет общего мнения.
В некоторых списках, вместо «по бъле и въверини» (то есть по белечьей шкурке и монете) стоит «по бъле и дъвеци» (девице), таким образом, хазары требовали в качестве дани молодых девушек. При таком чтении выражение «бъле и дъвеци» означает «по белой девице от дома» — словом «бѣль», «бѣлица» на Руси называли женщину, девушку и замужнюю.
Дань славянские племена платили с как минимум 839 года по 964 год, когда последнее славянское племя — вятичи — ещё платили дань Хазарии накануне похода Святослава на хазар.
Достоверность
«Повесть временных лет» об участии норманнов в завоевании славян: