Восточно-Франкское королевство (лат. Francia Orientalis ; нем. Ostfrankenreich )— государство, созданное в результате Верденского раздела 843 г. Франкской империи в качестве наследственного владения Людовика II Немецкого и включавшее территории к востоку от Рейна и северу от Альп. Восточно-Франкское королевство было предшественником Священной Римской империи и современной Германии.
Содержание
Хронологические и географические рамки
Чаще всего период существования Восточно-Франкского королевства ограничивают, с одной стороны, Верденским договором 843 г., а с другой — 919 годом, когда было впервые упомянуто выражение regnum teutonicorum (германское королевство). А именно, под 919 годом в Зальцбургских анналах записано, что «Арнульф, герцог Баварии, был избран править Германским королевством» (лат. Baiuarii sponte se reddiderunt Arnolfo duci et regnare ei fecerunt in regno teutonicorum ). Но официальным титулом королей оставался «король восточных франков» (лат. rex Francorum Orientalium или просто rex Francorum ) вплоть до 962 года, когда король Оттон I принял титул «император римлян и франков» (лат. imperator Romanorum et Francorum ). Поэтому иногда историки временными рамками существования Восточно-Франкского королевства считают 843—962 годы.
Территория государства была относительно стабильной и имела тенденцию к расширению: в 870 г. была присоединена восточная часть Лотарингии, включая Нидерланды, Эльзас и собственно Лотарингию, началась колонизация населённых славянами земель вдоль Эльбы, короли восточных франков пытались установить сюзеренитет над Великоморавской державой.
Столицей Восточно-Франкского королевства при Людовике Немецком стал Регенсбург.
Сепаратизм и тенденции интеграции
Главной особенностью Восточно-Франкского королевства был тот факт, что оно фактически состояло из пяти крупных племенных герцогств: Саксония, Бавария, Франкония, Швабия и Тюрингия (позднее к ним прибавилась Лотарингия), представляющих собой относительно однородные в племенном составе полунезависимые княжества. Меньшее, чем в Западно-Франкском королевстве влияние римских государственно-правовых институтов и длительное сохранение племенных отношений предопределили относительную отсталость социально-политического развития Восточно-Франкского королевства от своего западного соседа. Племенные герцоги представляли собой реальный источник власти в государстве, в то время как власть короля оказалась достаточно ограниченной и сильно зависящей от крупнейших феодалов страны. Этому способствовало также отсутствие в Восточно-Франкском королевстве крупного земельного домена короля и необходимость опоры на военные силы герцогов в вопросах внешней политики.
Единство государства поддерживалось, прежде всего, правящим домом Каролингов, а также административными институтами и широким слоем франкской аристократии, унаследованной Восточно-Франкским королевством от империи Карла Великого. На протяжении IX века параллельно с процессом консолидации власти в герцогствах развивалось осознание единства германской нации и государства. Восточно-Франкское королевство по этническому составу было гораздо более однородным, чем другие государства, образованные на развалинах Франкской империи. Кроме того, земельные владения церкви и франкской аристократии были разбросаны по территории всех герцогств, что также создавало предпосылки для объединения.
Социальные институты
Процессы феодализации в Восточно-Франкском королевстве развивались более медленными темпами, чем в Западно-Франкском. Особенно это характерно для северных областей страны — Саксонии, Фризии. Процесс закрепощения крестьян в королевстве находился ещё в начальной стадии и во многих регионах сохранялось достаточно широкий слой свободного крестьянства (Швабия, Саксония, Тироль). Существенным также является долговременное господство аллодиальной земельной собственности и относительно медленный процесс её вытеснения ленными отношениями, основанными на условном феодальном держании. Более того, ленная система Восточно-Франкского королевства носила ненаследственный характер: фьефы жаловались, обычно, приближённым короля или герцога на срок несения ими службы без права передачи по наследству. Судебный иммунитет феодалов также не получил такой полноты оформления, какая наблюдалась в западно-франкских землях, и прерогатива разрешения основного объёма конфликтов и дел оставалась за королём и его представителями — графами.
Восточно-Франкское королевство было наследственной монархией: власть передавалась от отца к сыну в младшей линии династии Каролингов — потомков Людовика II Немецкого. К концу IX века сформировался принцип нераздельности государства, власть в котором должна была наследоваться старшим сыном умершего монарха. Прекращение немецкой линии Каролингов в 911 г. не привело к переходу престола к французским Каролингам: восточно-франкская знать избрала своим правителем саксонского герцога Конрада I, закрепив, таким образом, право немецких князей на избрание преемника короля в случае отсутствия прямого наследника у умершего монарха.
Политическое развитие
Основателем Восточно-Франкского королевства был Людовик II Немецкий (804—876), в период правление которого это государственное образование обрело суверенитет и конституционную целостность. Король достаточно успешно воевал на восточной границе государства, подчинив ободритов и установив сюзеренитет над Великой Моравией, однако его попытки восстановить единство империи Карла Великого не увенчались успехом. Война с Западно-Франкским королевством за наследство пресёкшейся линии Лотаря завершилась подписанием Мерзенского договора 870 г., в соответствии с которым к Восточно-Франкскому королевству отошла восточная часть Лотарингии. В конце правления Людовика II король, следуя старинной традиции Каролингов и уступая вооружённым требованиям своих сыновей, разделил монархию на три части, передав Баварию старшему сыну Карломану, Саксонию — среднему Людовику III, а Швабию с Лотарингией — младщему Карлу III Толстому.
В конце 870-х гг. вновь обострилась борьба с Западно-Франкским королевством за власть над Лотарингией. В 876 г. войска Людовика III одержали победу над западно-франкской армией Карла II Лысого в сражении при Андернахе, что закрепило территорию Лотарингии за Германией. По соглашению в Рибермоне (880 г.) была установлена граница между королевствами западных и восточных франков, просуществовавшая до XIV века. Более серьёзной для государства стала угроза вторжений викингов: с середины IX века норвежские и датские флотилии норманнов регулярно разоряли северонемецкие земли, практически не встречая сопротивления центральной власти. Несмотря на отдельные успехи Людовика III и Карла III, в целом, из-за экономической слабости государства и сложностями с мобилизацией военных сил, организовать решительного отпора викингам не удавалось.
При Карле III (882—887) впервые со времён Людовика I Благочестивого все части империи Каролингов были ненадолго объединены: в 879 г. Карл Толстый унаследовал Италию и титул императора, а в 884 г. престол Западно-Франкского королевства. Однако новый монарх оказался достаточно слабым правителем и не смог организовать отражение вторжения викингов, дошедших в 886 г. до Парижа. В 887 г. в Юго-Восточной Германии против него вспыхнуло восстание во главе которого встал Арнульф Каринтийский, незаконный сын короля Карломана, который захватил власть в Восточно-Франкском королевстве.
В период правления Арнульфа (887—899) Восточно-Франкское королевство пережило период подъёма: ему удалось установить принцип нераздельности государства, подчинить своей власти племенных герцогов и дать отпор норманнам. В 895 г. Арнульф завоевал Италию и был коронован императором, положив, таким образом, начало почти тысячелетней истории объединения титулов императора Римской империи и короля Германии. Менее удачными были войны Арнульфа со славянами Великоморавской державы и венграми, осевшими в 895 г. в Среднем Подунавье, и начавшим совершать грабительские рейды на немецкие земли.
Преемник Арнульфа, его малолетний сын Людовик IV Дитя находился под полным контролем крупнейших немецких князей и епископов. Власть племенных герцогов снова усилилась, тогда как механизмы королевской власти оказались ослабленными. Положение осложнялось непрерывными войнами с венграми, полностью уничтожившими систему обороны юго-восточных границ государства. Инициатива по отражению внешней угрозы и поддержанию государственной власти перешла к региональным правителям: герцогам Баварии, Саксонии, Франконии. Со смертью Людовика IV в 911 г. немецкая линия Каролингов прекратилась. На совете в Форхгейме князья Восточно-Франкского королевства избрали новым монархом Конрада I, герцога Франконии и племянника умершего короля. Недолгое правление Конрада I стало продолжением периода внутриполитического кризиса. Властные полномочия узурпировали региональные государи, центральная власть практически перестала контролировать положение дел в герцогствах.
В 918 г. Конрад I скончался, завещав престол герцогу Саксонии Генриху I Птицелову (918—936), который был избран королем в 919 году. Однако часть феодалов не признала Генриха, избрав в 919 году королем Арнульфа Злого, герцога Баварии. В летописной записи об этом факте впервые было упомянуто выражение «королевство Германское»(лат. regnum teutonicorum ), что нередко считается моментом возникновения на месте Восточно-Франкского королевства нового государства — королевства Германии. В 921 году Арнульф Злой признал королем Генриха I Птицелова. В том же 921 году Генрих заключил в Бонне договор с королем Западно-Франкского королевства Карлом Простоватым. При этом Генрих именовался королем восточных франков (лат. rex Francorum orientalium ).
Boeing и Airbus уже несколько десятилетий лидируют на рынке крупных коммерческих самолетов постоянно конкурируя между собой. Но это может измениться с развитием российских и китайских самолетов. COMAC-ведущая компания, которая разрабатывает самолеты от региональных реактивных самолетов до более крупных широкофюзеляжных самолетов. Это ранние дни, но для COMAC и китайской авиации C919 почти готов начать обслуживание с авиакомпаниями. Альтернатива доминирующим на рынке моделям узкофюзеляжных A320 и Boeing 737.
Узкофюзеляжный самолет COMAC C919 должен поступить на вооружение в 2021 году.
Начало разработки китайских самолетов
Китай сделал большой шаг вперед в авиастроении в 2008 году с образованием Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC). COMAC-государственная компания, зарегистрированная и производящая самолеты в Шанхае. Она объединила несколько небольших производственных и авиационных компаний по всему Китаю с целью производить большие гражданские реактивные самолеты. Такое развитие является частью долгосрочных целей развития Китая, включенных в его стратегические планы.
COMAC начал с разработки небольших самолетов. Региональный реактивный самолет 90-местный ARJ21 впервые поднялся в воздух в 2008 году и поступил на вооружение авиакомпании Chengdu Airlines в 2016 году.
C919-поставки в 2021 году?
В 2008 COMAC запустила программу, а в 2011 году приступила к разработке C919 со спецификациями, аналогичными Boeing 737 и Airbus A320.
Название C919 имеет определенное значение, как и многие другие вещи в Китае. Игра слов очень распространена в китайском языке. Цифра «9» в китайской культуре символизирует долголетие и является тем же произношением, что и для слова «вечного». А «19» потому что максимальная вместимость 190.
По состоянию на октябрь 2020 года было построено шесть испытательных самолетов, а первая поставка авиакомпании ожидается только в 2021 году. Заказчиком запуска будет авиакомпания China Eastern Airlines, которая создала дочернюю компанию OTT Airlines для эксплуатации самолетов только китайского производства, таких как C919.
Разработка и поставки уже задерживаются. В ходе испытательных полетов возникло несколько технических проблем.Кроме того, двигатели тоже вызывали задержки. Правительство США рассматривает возможность блокирования сделки с General Electric, это было решено в апреле 2020 года, и C919 будет оснащен двигателями GE LEAP-1C.
Это сопоставимо спецификации с 737 Next Generation и серии 737 MAX, а также A320neo. Пассажировместимость аналогична среднемагистральной версии, но Airbus и Boeing предлагают варианты с большей вместимостью, чем COMAC. Что может ограничить использование C919 на международных сервисах. С другой стороны, C919 был разработан главным образом для внутреннего китайского использования, и его технические характеристики полностью соответствуют этому.
Заказы от китайских авиакомпаний
COMAC, по состоянию на сентябрь 2020 года, получила 815 заказов из 28 заказов. Три крупнейшие авиакомпании Air China, China Eastern и China Southern, сделали первоначальный заказ на пять самолетов с еще 15 вариантами. Среди других клиентов китайских авиакомпаний- это Hainan Airlines, Sichuan Airlines, Joy Air и Hebei Airlines. Есть также крупные заказы от китайских лизинговых компаний, многие из которых являются дочерними компаниями китайских банков.
COMAC C919 первый полет
На COMAC C919 будут летать изначально все китайские авиакомпании. Увидит ли C919 обслуживание с некитайскими перевозчиками-это станет большим испытанием для него. Торговые отношения между Китаем и многими другими странами очень прочны. Есть потенциал, особенно с авиакомпаниями Юго-Восточной Азии и Африки. И если он будет предлагаться по более низкой цене, чем самолеты Airbus и Boeing, то возможно станем привлекательным.
По данным IATA на 2019 год, Китай предлагает второй по величине авиационный рынок в мире. Даже если он никогда не расширяется за пределы этого, это большой рынок и ему помогают государственные связи.
В ближайшие несколько лет мы увидим продажи в Китае и на потенциальных соседних азиатских рынках. Но если взглянуть на десятилетие вперед по мере того, как способности COMAC растут, обстановка может выглядеть совсем по-другому. Время покажет, как далеко распространится С919.