Что было в александрийской библиотеке
Александрийская библиотека ее судьба, история, фото и видео
Александрийский Мусейон (греч.museion) – один из главнейших научных и культурных центров античного мира. При центре находилась и Александрийская библиотека. Тогда, более 2000 лет назад великие умы всего мира объединили свои усилия во имя познания мироздания.
Об Александрийской библиотеке известно очень мало. Руины Серапийона (дочерней библиотеки), дошедшие до наших времён — лишь малая толика из истории Александрийской библиотеки.
Библиотека Александрии
Где находились главные здания центра и библиотеки, как они выглядели, и куда исчезли – об этом не имеется письменных свидетельств, датированных тем временем.
История создания библиотеки
Начало основанию культурного центра и библиотеки положил Александр Македонский. Выдающийся полководец был образован и почитал знания символом власти. В 332 году до н. эры правитель провозгласил заложенный им на завоеванных египетских землях город будущим мировым источником знаний.
Александр Македонский
Но Александрийская библиотека открылась уже после смерти Македонского, при его преемнике и последователе Птолемее Первом, основателе династии, которая затем правила Египтом 300 лет. Одним из основателей Мусейона и библиотеки был ученик Теофраста – философ Деметрий Фалерский. Александрийская библиотека была открыта в 323 году до нашей эры и затем финансировалась из царской казны.
В Александрии жили и работали учёные многих областей знания, приглашённые из различных эллистических стран. Птолемеи всячески поощряли пополнение фондов своей библиотеки. Считается, что все суда, приходящие в порт обыскивались на предмет наличия книг. Книги изымались, а владельцам затем присылались копии. При библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся переписыванием книг. Существовал огромный каталог, созданный под руководством Каллимаха, который затем регулярно пополнялся.
С новыми книгами в Александрийскую библиотеку приходили и новые люди. C библиотекой связывают имена великих мыслителей, учёных и поэтов: Эратосфена, Зенодота, Аристарха Самосского, Каллимаха, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида. Известные математики написали здесь свои труды по геометрии, тригонометрии и астрономии. Александрийские учёные славились своими литературными и языковедческими работами, медицинскими исследованиями и трактатами.
Считается, что 70 древнееврейских учёных именно здесь, трудились над переводом Торы на греческий язык для своих, уже эллинизированных соотечественников, проживающих в то время в процветающей Александрии.
По разным оценкам в хранилище Александрийской библиотеки в период её расцвета было от 100 до 700 тыс. папирусных свитков на самых разных языках, и в мире тогда не существовало ни одного ценного рукописного произведения, копии которого не было бы здесь.
Насколько эти оценки преувеличены, не знает никто. Но главное, что после создания и на протяжении нескольких веков библиотека была единственным в мире полным собранием работ учёных и философов со всего мира. Здесь хранились труды Гиппократа, Архимеда, Эвклида. Предположительно, в библиотеке сохранялись и материалы доисторических цивилизаций.
Библиотека в Александрии считалась святым местом. Перед входом в её хранилища посетители совершали обряд очищения. Она была открыта всем желающим.
Версии исчезновения Александрийской библиотеки
Трудно установить настоящую причину гибели Александрийской библиотеки. Сообщения различных источников противоречат друг другу и теориям современных историков. До сих пор этот вопрос остаётся спорным.
Причины исчезновения библиотеки до сих пор неизвестны точно
Пожар в Александрийской библиотеке. 48-47 годы до н. эры. Именно к этому периоду относятся первые предположения и версия о гибели или частичной утере ценного наследия. Кто сжег Александрийскую библиотеку? Спустя столетие Плутарх обвинял в этом Гая Юлия Цезаря, который во время морской битвы в Александрийской войны поджёг корабли, стоящие в порту. Он утверждал, что отыскались письменные свидетельства того, что огонь перекинулся на порт и набережную, и сильный пожар уничтожил все здания, среди которых было и главное здание библиотеки.
Со смертью Клеопатры в 30 г. нашей эры закончилась династия Птолемеев, которые основали и финансировали Александрийскую библиотеку. После победы римлян Александрия стала столицей провинции. Однако, под римским правлением библиотека уже не развивалась так, как раньше. И всё же она работала.
С библиотекой того времени связано имя Клавдия Птолемея (87-165), разработавшего теорию, согласно которой Земля была центром Солнечной системы. Среди астрономов целое тысячелетие не было равных Птолемею. Теория просуществовала до XI века.
В 200-х годах город неоднократно подвергался захватам и разграблению. При императоре Феодосии в 391 году христианскими фанатиками была уничтожена часть библиотеки, которая находилась в храме Сераписа.
В VII-VIII веке Александрию постигло арабское завоевание, а с ним пришла и мусульманская религия. Многие исследователи склонны считать, что окончательно библиотека погибла именно в этот период. Легенда гласит, что арабские правители приказали сжечь все книги – и противоречащие Корану, и те, которые придерживались его учения. Ни те, ни другие, по словам завоевателей, не нужны.
Но, наверное, только все версии, собранные воедино могут открыть истинную причину упадка и гибели библиотеки. Возможно, Александрийская библиотека погибла не в одночасье, а постепенно – сначала пожар, устроенный Цезарем, затем отсутствие финансирования, христианская революция, мусульманское вторжение, и, наконец, приморский климат портового города сделали своё дело. Всё это способствовало и привело к утрате величайшей античной коллекции рукописных свитков. Навеки исчезли сотни тысяч трудов по греческой истории и географии за 500 лет, работы греческих драматургов и поэтов.
Рукописи, которые «выжили» после многочисленных природных и социальных катаклизмов в разное время оказались в библиотеках западноевропейских стран и Средиземноморья. В средние века они стали основой интеллектуального развития исламских и христианских сообществ.
Новая Александрийская библиотека, Возвращение к былой славе
Библиотека Александрина (Bibliotheca Alexandrina) – уникальное хранилище книг было открыто в Александрии в 2002 году, взамен погибшей 1600 лет назад Александрийской библиотеки. Это стало возможным благодаря совместным усилиям ЮНЕСКО, правительств Египта, ряда европейских и арабских стран и Японии.
Здание комплекса воссозданной Александрийской библиотеки выглядит необычно и напоминает гигантский перевёрнутый барабан или солнечные часы, наклонённые в сторону моря. Стеклянная крыша (диаметр 160 метров), оправленная в алюминиевый профиль по размеру сопоставима с футбольным полем. Библиотечные залы находятся на нижних уровнях и занимают 11 ярусов. Хранилище рассчитано на 8 млн. томов. Кроме основных библиотечных помещений комплекс вмещает специализированные залы для незрячих людей, детскую библиотеку, конференц-зал, планетарий, музеи, галереи искусств и мастерскую по реставрации рукописей.
Скат крыши гладкий, с крайней точки — высоты седьмого этажа постепенно спускается и уходит под землю. Наружная часть здания закруглена и выполнена из асуанского гранита. На фасаде вырезаны буквы (графемы) 120 современных и древних алфавитов.
Собрания книг в воссозданную новую Александрийскую библиотеку были пожертвованы со всех стран мира.
В открытых фондах библиотеки находится 500 тыс. томов, в хранилищах – 7,5 млн. томов.
Современные исследовательские центры – наследие, которое предоставила человечеству в своё время Александрийская библиотека.
Видео Александрийской библиотеки
Александрийская библиотека: античная сокровищница мудрости, уничтоженная по человеческой глупости
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Считается, что Александрийскую библиотеку основали в 290-е-280-е гг. до н.э. в одноименном античном городе на северном побережье Африки. Ее первым покровителем стал египетский царь Птолемей I Сотер, единокровный брат Александра Македонского. При нем был построен религиозный, исследовательский, учебный и культурный комплекс, называвшийся Мусейон («музей»). Одним из его элементов и была знаменитая библиотека. Весь комплекс был посвящен музам, девяти дочерям Зевса и Мнемосины, которых считали покровительницами искусств. При попечительстве царей династии Птолемеев Мусейон процветал.
Здесь постоянно жили ученые-исследователи астрономии, анатомии, зоологии. В Александрии работали и экспериментировали выдающиеся философы и ученые Древности: Эвклид, Архимед, Птолемей, Эдесия, Папп, Аристарх Самосский. В их распоряжении была не только обширная коллекция книг и свитков, но также тринадцать лекционных залов, классные комнаты, банкетные столовые и красивые сады. Здание было украшено греческими колоннами, которые сохранились до наших дней. Именно здесь Эвклид разработал учение о математике и геометрии, Архимед прославился работами по гидравлике и механике, Герон создал паровую машину.
Сейчас сложно определить величину собрания Александрийской библиотеки. До IV века здесь хранились в-основном свитки папируса, после этого начали приобретать популярность книги. Исследователи считают, что в годы расцвета в библиотеке хранилось до 700 000 свитков.
Коллекция пополнялась путем кропотливого копирования оригинальных рукописей, которые добывали где только возможно. При копировании неизбежно случались ошибки, но библиотечные служащие нашли интересный выход. Так, римский медик, хирург и философ Гален сообщает, что со всех кораблей, входящих в Александрию, изымали все книги и свитки. После того, как переписчики снимали с них копии, их отдавали владельцам, а оригиналы оставались в библиотеке Александрии.
Для ученых и богатых покровителей и членов королевской семьи делались точные копии книг, что приносило большой доход библиотеке. Часть этих средств тратилась на привлечение ученых из других городов. Им оплачивали проезд, проживание и даже стипендии для содержания их семей. Вокруг библиотеки «вращались» немалые деньги.
Гален писал, что царь Птолемей III однажды попросил у афинян оригинальные тексты Еврипида, Софокла и Эсхила. Те потребовали залог в 15 талантов (около 400 килограмм золота). Птолемей III сделал взнос афинянам, с полученных документов были сделаны копии и, по отработанной схеме, александрийцы их и вернули, оставив себе оригиналы.
Чтобы защитить свои свитки и улучшить условия, афинские ученые, жившие в Александрии, начали искать себе лучшее место. А в 145 г. до н.э. Птолемей VIII своим указом убрал всех иностранных ученых из Александрии.
После столетий расцвета Александрийскую библиотеку ждали трудные времена. Примерно в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь захватил город и поджег вражеские корабли в гавани. Огонь распространился и повредил здания в гавани. При этом сгорела часть библиотечной коллекции. В ходе войны египтяне попали в зависимость от Рима и с этого момента начался упадок Александрийской библиотеки, ведь римляне предпочитали использовать ее для своих нужд. Следующая беда случилась в 273 году н.э., когда во время восстания войска императора Аврелиана захватили город. Большая часть драгоценного собрания библиотеки сгорела или была разворована.
После того, как библиотека была разрушена, ученые использовали «дочернюю библиотеку» в храме Серапеум. Но в 391 году н.э. поклонение языческим богам было объявлено вне закона, а патриарх Феофил закрыл все храмы Александрии. Сократ описывает, как были уничтожены все языческие храмы в городе, включая и Серапеум. Так завершилась славная 700-летняя история Александрийской библиотеки, о которой до сих пор известно совсем немногое.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры.
Зададимся вопросом: почему?
Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.
Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.
До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.
Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений.
В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.
Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.
В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.
Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.
Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.
Первое разграбление и тайные книги
Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.
Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.
Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.
Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.
В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».
Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».
В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты. От всех этих манускриптов не осталось и следа.
Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.
До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.
Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.
В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.
Случайности или «люди в черном»?
Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.
Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.
Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи
Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.
В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.
После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.
Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».
В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».
Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.
Александрийская библиотека и ее история
Александрийская библиотека росла, пока был силен Египет Птолемеев. При ней писали филологи и поэты. Как центр знаний она дожила до конца IV века н. э.
Александрийский Мусейон: основание
Хотя Александрийская библиотека погибла, она позволила сформироваться античной культуре в таком виде, в каком мы ее знаем. При библиотеке писали поэты Эллинистической эпохи, сочинения которых сохранились до наших дней и вошли в золотой фонд мировой литературы. Среди них автор гимнов Каллимах, автор идиллий Феокрит, а также Аполлоний Родосский, создатель эпической поэмы «Аргонавтика». Усилиями александрийских филологов были окончательно кодифицированы и разделены на песни поэмы Гомера. Наконец, в Александрии была проведена работа по переводу на греческий книг Торы и других произведений, вошедших в итоге в Ветхий Завет.
Основателями библиотеки считают двух людей начавшейся Эллинистической эпохи – Птолемея I и философа Деметрия Фалерского. Деметрий оказался в Египте в 297 году до н. э. после смерти его греческого покровителя Кассандра. Там он занял место доверенного советника царя и предложил ему идею создания библиотеки. Некоторые поздние авторы приписывают основание библиотеки Деметрию и Птолемею II Филадельфу. В любом случае, Птолемей II много сделал для расширения библиотеки, поэтому наряду с отцом может считаться ее основателем.
Учреждение получило название – Мусейон, то есть сообщество философов, где почитают Муз. Он был составной частью дворцового комплекса в Брухейоне. Комплекс включал место для прогулок, экседру и здание, где помещалась столовая. Экседра была аудиторией, где проходили диспуты и учебные занятия. В перипатосе (аллее с деревьями) проходили ученые беседы. Второй корпус библиотеки, Серапейон, находился в египетской части города при храме Сераписа. Там хранились копии книг основной библиотеки.
Основой библиотеки стало личное собрание книг Аристотеля, которое купил Птолемей II. Цари Египта вели работу по сбору книг, которые привозили не только из Греции, но из отдаленных регионов вроде Сицилии. За привезенные книги предоставлялось вознаграждение. Естественно, попадались подделки, и задачей ученых Александрии было выяснить подлинное ли перед ними сочинение.
Если на судах, останавливавшихся в гавани города, оказывались книги, они изымались в пользу библиотеки. Владельцам могли выдать сделанные на месте копии. Птолемей III взял в Афинах под залог государственные экземпляры трагедий их величайших драматургов и вернул только копии.
По данным авторов схолий к римских комедиям, в библиотеке Серапейона хранилось 42 тысячи свитков, а в дворцовой – 400 тысяч «смешанных» и 40 тысяч «простых» свитков. О загадочных значениях характеристик «смешанные» и «простые» спорят. Возможно, смешанными были свитки, где помещались несколько произведений одного или разных авторов.
Формально Мусейон был фиасом (религиозным сообществом), которым руководил жрец (иерей). В других источниках главу Мусейона называли также архиереем или эпистатом. Иерея назначал царь из династии Птолемеев, а позже – римский император. Также правитель Египта принимал решение о включение того или иного ученого в состав фиаса. Члены Мусейона получали государственное содержание и жалование. Также их освобождали от налогов и общественных повинностей.
Не сохранилось статистических данных о жалованье работников библиотеки. Известно только, что живший в III веке до н. э. Панарет получал в год 12 талантов. Число постоянных членов фиаса неизвестно. В годы расцвета сообщества оно могло достигать сотни ученых.
Основной досуг членов Мусейона составляли ученые занятия. Кроме этого они выступали с лекциями, а также дискутировали. Участниками дискуссий становились цари из династии Птолемеев. Позднее в имперскую эпоху участие в дискуссиях принимал император Адриан, путешествовавший по империи.
Временем расцвета Мусейона стал III век до н. э. Именно тогда жили и трудились грамматики, поэты, астрономы и философы, составившие славу Александрии.
Ученые, работавшие в библиотеке, становились наставниками царей Египта. Поэт Филит Косский был наставником царевича Птолемея, ставшего позже царем Птолемеем II. Царевич продолжил филологическое образование под руководством грамматика Зенодота Эфесского. Для обучения Птолемея естественным наукам в Александрию из афинского Ликея был приглашен Стратон по прозвищу Физик.
Поэт Аполлоний Родосский был главой библиотеки и наставником будущего Птолемея III. В свою очередь, Птолемей III пригласил в Александрию астронома Эратосфена Киренского, а Аполлоний уехал обратно на Родос. Эратосфен стал главой библиотеки и, предположительно, наставником детей царя – Птолемея (будущего Птолемея IV) и Арсинои (будущей Арсинои III).
Зависимость александрийских ученых от правителей подчеркивалась и высмеивалась современниками. Поэт Тимон Флиунтский называл Мусейон «корзинкой Муз», намекая, что его обитатели похожи на птиц в клетках.
Гомеровский эпос: кодификация текста
Впервые поэмы Гомера были записаны в Афинах VI века до н. э. Но афинский вариант, похоже, не имел статус общепринятого за пределами Аттики. Работа по приведению текста к тому виду, в каком он дошел до ученых Нового времени, продолжилась в Александрии. Она была связана с деятельность Зенодота Эфесского, назначенного Птолемеем II главным библиотекарем Александрийской библиотеки.
В Александрию поступали разные варианты поэм Гомера, и на основе их сличения Зенодот подготовил свою критическую редакцию «Илиады» и «Одиссеи». Он помещал особый знак «обелос» около строк, которые считал сомнительными.
Зенодоту также приписывают разделение каждой поэмы на 24 песни (книги), по количеству букв ионийского алфавита. Попытки выделить из поэм отдельные смысловые блоки предпринимались и раньше. Например, Геродот называет эпизод из 5-й песни «Аристейя Диомеда» («Подвиги Диомеда»). Автором деления поэм на 24 песни мог быть Зенодот или другие ученые III века до н. э. – Аристофан Византийский и Аристарх. Зенодот написал трактат о количестве дней, которое занимает действие Илиады, а также жизнеописание Гомера.
Карта Александрии с районом Брухейон
Вслед за Аристотелем Зенодот одним из первых отделил «Илиаду» и «Одиссею» от остальных поэм Троянского и Фиванского циклов. Он признавал авторство Гомера только за эти двумя поэмами, а остальные поэмы считал принадлежащими другим авторам. Вслед за поэмами Гомера Зенодот подготовил текст «Теогонии» Гесиода, которого считали вторым по значимости поэтом в греческой литературе. Другие члены Мусейона работали над критическими изданиями афинских трагиков.
Правки Зенодота устраивали не всех. Его преемник в качестве главы библиотеки Аполлоний Родосский написал трактат «Против Зенодота», в котором критиковал его редакцию гомеровских поэм.
Другой филолог библиотеки Аристарх также дискутировал с критическим изданием Зенодота. Аристарх разработал свой способ критики поэм – объяснять Гомера, основываясь только на Гомере. Встречая неясное по значению слово, он находил его в другом месте поэмы, где его понимание не подвергалось сомнению.