Что было в девяностых
Не только трэш. Чем «лихие» 90-е были лучше «стабильных» 2010-х
Для России почти весь XX век был катастрофой. Кроваво начался, мрачно закончился. Даже кажущееся благополучие 70-х и начала 80-х было лишь медленным сползанием к краю, которого достигли как раз в 90-е. По понятным причинам, большинству людей старшего поколения страшно вспоминать то «лихолетье». Но у тех, кому сегодня 35-45 лет, восприятие другое, ведь это были годы беззаботного детства и отчаянной юности.
Anews решил взглянуть на 90-е глазами тех, у кого сохранилась по ним легкая ностальгия.
1. «Запад с нами дружил»
Но запоздалые трезвые оценки закулисной политики не отменяют того факта, что в 90-е простые россияне, американцы и европейцы были искренне расположены друг к другу.
Это отчасти напоминало атмосферу ЧМ по футболу в России: к нам хлынули иностранцы, открывались веселые шумные пабы с барменами-европейцами, у молодых россиян появилось множество коллег и друзей-иностранцев. После советской изоляции казалось, что границы стерлись и наша страна стала частью свободного мира.
В 1999-м россиян резко отрезвили натовские бомбардировки Югославии, а вышедший годом позже фильм «Брат 2» отразил общее разочарование в «американских ценностях». Кнногерой Данила Багров стал культовым, а его реплики предвосхитили нынешнюю телепропаганду: «Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней».
Кстати, давайте посмотрим на лидеров нынешних враждебных держав в 90-е.
Параллельно с этим Трамп отстроил ряд небоскребов своего имени на Манхэттене и впервые серьезно нацелился на пост президента США – попробовал стать кандидатом на выборах 2000 года от Реформистской партии. Но затем снялся с внутрипартийной гонки.
2. «Можно было спокойно прожить на 100 долларов в месяц»
«В лихие 90-е средняя зарплата по стране была 100-150 баксов, и ниче жили».
Люди, правда, не уточняют конкретные годы, поэтому трудно оценить тогдашний уровень жизни, ведь нужно учитывать деноминации, дефолты и прочие факторы, которые в одночасье радикально меняли картину.
Крайне тяжело было в начале 90-х. Но потом для многих ситуация выправилась, тем более что привычным делом было получать зарплату именно в долларах. Твердая валюта в конверте давала уверенность в условиях российских экономических пертурбаций.
3. «Тогда были возможности и оптимизм, а теперь возможности и тоска»
Многие вспоминают 90-е как эпоху оптимизма и открытости.
«Было какое-то радостное предвкушение. Даже не помню, чего конкретно я ждал в будущем, но помню, что все цели казались выполнимыми».
4. «Это было золотое время отечественного телевидения»
Свидетели эпохи 90-х могут яростно спорить о чем угодно, но свобода и качество тогдашнего ТВ – неоспоримы. Это практически у всех вызывает острую ностальгию, особенно если сравнивать с диким позорищем, в которое превратилось телевидение 2010-х.
«Можно назвать пару десятков передач 90-х, которые хочется пересматривать даже сейчас».
Многие готовы пересматривать даже рекламные ролики, из которых часто получались шедевры (причем назойливая тетя Ася с отбеливателем и дебиловатый Леня Голубков с акциями МММ – это как раз худшие примеры).
Вот один из по-настоящему классных роликов, в котором иронично обыграли самую популярную рекламу того времени.
5. «В музыке еще была контркультура, а теперь все стало попсой»
«Блин, почему кругом пишут, что в 90-е молодежь фанатела по «На-На»? Да все Nirvana слушали, Цоя, потом «Мумий Тролль» там и другие молодые рок-группы, рэп, транс в конце концов! Городская молодежь уж точно».
6. «Люди еще находили удовольствие в общении и не сражались за лайки»
«В 90-е никто не залипал на смартфоны и прочие гаджеты. Люди больше участвовали в том, что вокруг них, даже просто находясь дома. Уделяли друг другу больше времени. Я не против технологий, понятно, что без них никуда, но я скучаю по тому, как раньше люди смотрели друг на друга и общались живьем, а теперь только пялятся в экраны и переписываются онлайн».
Ну а раз уж мы теперь живем в сети, то воспользуйтесь виртуальной «машиной времени», чтобы побывать в метро времен СССР и лихих 90-х (ФОТО).
Что мы ценили в 90-х, а сейчас нет
В начале 90-х произошло событие, которое перевернуло жизнь миллионов людей с ног на голову. В 1991 году распался СССР и республики, входившие в союз, начали жить независимой жизнью. Это были сложные годы и каждый, кто проживал эти нелегкие времена, рассматривал жизнь под разным углом. Для одних они запомнились как время разгула бандитизма и анархии, для других это были времена для свободных проявлений и новых возможностей. Этот период оставил после себя много впечатлений и воспоминаний. Много ценных уроков вынесено с того времени.
Время возможностей
С распадом Советского Союза у людей появились возможности самореализоваться, открывать для себя новые возможности для проявления себя и выбирать ту жизнь и сферу деятельности, которую им хочется. Не все смогли адаптироваться под условия того времени, но те кто воспользовался ими, становились на предпринимательский путь. Постоянные задержки с зарплатой, массовые сокращения и снижения доходов многим не оставили выбора.
Предпринимательство в те годы существенно отличалось от сегодняшнего ведения бизнеса — основной акцент делался на получении прибыли спекулятивным путем. Многие из тех, кто начал заниматься бизнесом в те времена смогли впоследствии хорошо заработать и обеспечить семью жильем, приличным образованием и собственным делом. Это стоило им больших трудов и усилий, так как в те времена процветал рэкет и бандитизм. В 90-х годах безработица и отсутствие средств к существованию заставила бороться людей за лучшую жизнь.
Сегодня у нас нет такой потребности, соответственно ценности предоставленным возможностям нет. Те времена научили людей преодолевать трудности и идти за своей мечтой, и ценить труд, и достигать целей благодаря упорному труду.
Сегодняшнее поколение эти ценности не использует и не ценит старание родителей. У них другие убеждения – эпоха всевозможного доступа к любой информации и инструментам для достижения целей сделала их ленивыми потребителями благ, предоставляемых родителями, а упорный труд и целеустремленность для них не является вариантом достижения успеха.
Товары
90-е годы хорошо запомнились отсутствием товаров первой необходимости. Большие очереди, дефицит продуктов, количество которых строго рассчитано на каждого члена семьи еще долго будут вспоминать люди поколения Y. Именно эти события оставили след в сердцах людей и научили их ценить простые вещи, какие на тот момент считались роскошью. Даже при наличии товаров денег катастрофически не хватало и люди радовались простым вещам.
Сейчас, чтобы съесть шоколадку, достаточно пойти в магазин и купить ее. В 90-е очень часто зарплату платили товаром, поэтому такой возможности не было. Если она появлялась это был настоящий праздник в семье.
Сегодня есть масса возможностей купить любые продукты, покушать в любимом ресторане, приобрести одежду полюбившейся торговой марки без лишних очередей и ограничений, даже не выходя из дома. Но мы не придаем этому значения и не замечаем, воспринимая как само собою разумеющееся, забывая отблагодарить за такие возможности, не предавая ценности этой данности нашего века.
Взаимоотношения между людьми
Время 90-х — время детей улиц. Тогда отсутствовали такие казалось бы незаменимые вещи, без которых сегодняшнее поколение не представляет свою жизнь — компьютеры, мобильные телефоны, музыкальные центры и т.п. Эти предметы считались признаком роскоши в те времена. Дети проводили все свое свободное время на улице — играли в прятки, скакали на резинке, играли в куклы. Единственным средством связи был стационарный телефон, но не всегда и не у всех в доме. Те времена научили детей искренне дружить, общаясь между собой, взаимовыручке и взаимопомощи.
Сегодняшнее поколение основной свой досуг проводит у экрана монитора компьютера либо мобильного гаджета. Общение между людьми заменила техника, что создало много коммуникационных барьеров между людьми, ведь они перестали общаться. Люди перестали замечать, насколько важно общаться друг с другом без наличия техники да и разучились вовсе это делать. Каждую минуту, проведенную в обществе друг друга, они не ценят. Все чаще можно заметить как сидя в кафе или в парке на лавочке им не о чем поговорить, ведь каждый из них поглощен своим виртуальным миром, где все намного проще.
Чувство ответственности
В 90-х годах у родителей не было возможности постоянно контролировать место нахождение своего ребенка из-за отсутствия средств связи. За счет этого у детей и подростков возникало чувство ответственности за себя и свою жизнь в случае возникновения неприятной ситуации. Дети были осведомлены об опасных моментах и понимали что в случае их возникновения они должны сами позаботится о себе. Эта ситуация привела к целому поколению самостоятельных людей, которые привыкли отвечать за свои решения и свою жизнь.
Современное поколение более безответственное. И даже при наличии всевозможных способов связи они так и не научились быть самостоятельными и брать на себя ответственность за свои поступки решения, перекладывая их на плечи родителей, которые всегда придут на помощь.
Свобода
После распада Советского Союза, в начале 90-х у людей появилась возможность свободно выражать свои мысли, исповедовать ту веру, которая им ближе, иметь политические предпочтения, возможность путешествовать за пределы страны. У людей появилась свобода, что послужило развитию чувства независимости и больших возможностей. Появилось желание жить по своим правилам, учится, развиваться и добиваться своих целей. Долгие годы запретов и наконец-то желаемая свобода заставили людей задуматься на сколько важно быть свободным в своих желаниях и возможностях.
Сегодня таких ограничений нет, но даже при наличии свободы не всегда она грамотно используется для проявления инициативы в собственных рассуждениях или действиях. Ведь свобода уже дана по факту и ценности ей как таковой нет.
Культура 90-х
Конец ХХ столетия принес целую эпоху молодых людей — поколение неисправных оптимистов. Молодые люди очень быстро приспосабливаются к новым условиям и используют их для собственных интересов. Именно этот период привнес массу новшеств в жизнь обычных граждан. Это касалось музыкальной сферы, моды, отношения к жизни. Появились новые направления в музыке и она зазвучала по-новому. Развлекательные каналы на телевидении пополнились интересными программами такими как «Любовь с первого взгляда«, «Зов джунглей», и других интеллектуальных программ. Впервые на экране появилась реклама.
Особую и большую часть досуга занимал семейный ежевечерний просмотр бразильских, мексиканских сериалов. Кино индустрия пополнилась новыми фильмами российских кинорежиссеров. Так как этот период характеризовался стремительным развитие рекета, то и сюжеты российских фильмов тоже были из этой серии.
В индустрии моды появились модные фасоны одежды с яркими вызывающими нотками, очень часто привезенными из заграницы. На рынке преобладали дешевые, некачественные вещи. Все новое и яркое привлекало граждан, ведь до этого периода в стране процветал тотальный контроль и сплошные запреты.
Сейчас все эти вещи нам кажутся обыденными и обычными и особого интереса и ценности не вызывают и воспринимаются как данность, но на тот момент они позволили людям почувствовать себя свободными и уверенными в своих возможностях.
Отношение детей и родителей
Воспитание детей 90-х существенно отличалось. Если в эпоху коммунизма основной акцент ставился на равенстве между всеми людьми в доходах и возможностях, то после развала Советского Союза все кардинально поменялось. Родители начали культивировать в своих детях уникальность и неповторимость. Некоторые вследствие появления возможности посещать европейские страны, начали культивировать в своих чадах чувство вседозволенности. Родители пытались обеспечить своим детям все самое лучшее, чего не могли себе позволить в период существования ССР. Они прививали детям чувство глубокого уважения к старшему поколению.
Сегодня отношение между родителями и детьми имеет скорее рыночный характер, а все возможности и вклад родителей в развитие своих детей ими же не ценятся. Большим преимуществом 90-х было воспитание в детях уважения к своим родителям, но на сегодня эта ценность к сожалению утрачена современной молодежью.
Комфорт и быт
Большие неудобства в 90-х создавали проблемы на бытовом уровне, которые удовлетворяли базовые потребности человека — это потребность в тепле, чистоте и уюте. Этот период характеризовался постоянными перебоями света, воды и тепла, особенно в зимний период. Об этом поколение девяностых вспоминает нехотя. Это научило целое поколение людей запасливости, экономном использовании ресурсов и полагаться только на себя.
Современному человеку доступны все блага для нормального существования, но почему то многие жители все же неразумно растрачивают все природные ресурсы и блага, не придавая им особого значения, полагая что они неисчерпаемы.
Спорт
Эта сфера занимала большое место в жизни каждого человека. Ведь в эпоху процветания бандитизма, очень часто приходилось себя защищать. Также родители были убеждены, что ребенку необходимо развиваться физически, чтобы вырасти крепким и здоровым. Всевозможные спортивные кружки породили много спортсменов, которые стали известными на весь мир своими достижениями.
Сегодня возможностей куда больше, но из-за тотального присутствия в жизни каждого человека компьютерной техники и переносных мобильных устройств, времяпровождение за которыми занимает большую часть дня, спорту уделяется значительно меньше внимания, что сказалось на ухудшении состояния здоровья современного жителя. Ценность спортивного развития утеряна, все больше предпочтений к ленивому времяпровождению у компьютера, от чего состояние здоровья и средний возраст жизни современного человека значительно уступает по сравнению с такими же показателями прошлого века.
Музыкальные вкусы
90-е годы – годы стремительных перемен. Особенно это отразилось на музыкальной культуре и вкусах. Молодежь увлекается рок-музыкой. В этот период появляется много интересных и талантливых певцов и групп, которые стали кумирами целого поколения. На их песнях росла молодежь, тексты их песен были написаны с глубоким смыслом. Граждане массово посещали концерты по всей стране, у них также появилась возможность слышать и слушать зарубежных артистов. Это значительно расширяло кругозор молодежи.
Тогда это было в новинку и каждый концерт это было целое событие. Сейчас доступ к концертам музыкантов даже возможен онлайн, но вся магия и атмосфера, присутствующая на концертах звезд эстрады того времени улетучилась. Неограниченный доступ обесценил эти события, которые стали обычной жизнью современных жителей страны.
Поездки заграницу
В начале 90-х появилась возможность посещать другие страны. Эту возможность постсоветские граждане использовали для отдыха, изучения культуры, исторических фактов, менталитета и особенностей других стран. Это значительно расширило кругозор людей и заставило ценить возможность свободного перемещения по миру.
Сейчас поездки за границу для многих стали обычным делом, и люди больше не воспринимают это как что-то уникальное и невероятное.
Заключение
90-е годы — это сложный период в жизни страны. Период перестройки, тотальной внезапной свободы и жизни без ограничений многие люди не смогли правильно использовать для себя. Он научил многих ценить простые вещи, о которых люди только мечтали, живя под пристальным прицелом власти — свободу, человечность и возможность жить своей жизнью и развиваться. Поколение этого периода получило самое главное — способность выживать в любых условиях, умение бороться с трудностями и находить выход из любой ситуации, ценить жизнь и отношения между людьми. Возможно пример девяностых и есть поводом задуматься о настоящих ценностях человеческой жизни?
Что было в девяностых
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Лихие 90-е годы. Как это было.
Время, когда «забивали стрелку» и «рубили капусту». Время, когда судьба двух вагонов мороженой рыбы в порту Владика (Владивосток) по обыкновению решалась через игру в наперстки.
Время, когда американцы платили из своего кармана вневедомственным охранным службам — только бы местные дураки и дороги не добрались до все еще пугающей «ядерной кнопки».
Время, когда за блок Мальборо и партию Ливайс расплачивались тем, что удалось украсть с ближайшего гарнизона. Время финансовых авантюр, обмана, подстав, разборок.
Время сильнейшего демографического спада, расслоения общества и гибели всего хорошего, что удалось создать за советское время. Время, которое очень не хочется, но необходимо вспоминать, во избежании его повторения.
Что сказать? Тема не простая. И вступление написать к ней тоже не просто. Смута 90х, иначе не назовешь. По человеческим и финансовым потерям сравнимая с настоящей гражданской войной. Десять лет смятения, поиска, потерь, взлетов и падений…
Беспризорники
Братва
Бандиты и косящие под бандитов. Это было модно. Первых редко можно увидеть открыто— они в машинах, в барах, в клубах, на хазах. Вторые были везде — обычные, молодые, уличные ребята из любых слоёв общества, купившие или раздобывшие короткую чёрную кожанку, часто изрядно поношенную и замызганную, занимающиеся гоп-стопом, разводом на деньги и вымогательством, иногда шестерили у настоящих. Частный случай — бандитствующие студенты, обчищающие своих более вменяемых, но менее организованных и более трусливых соседей по общаге.
Блатняк
«Музыкант играет шлягер,
Вспоминаю нары, лагерь,
А у меня душа болит»
Ляпис Трубецкой, Метелица, 1996-1998
Блаттняк, он же шансон — детище бандитской антикультуры. Время невероятной популярности Миши Круга и прочих исполнителей тюремных песен. Уличные и ресторанные музыканты быстренько разучивают «мурку», потому что музыку заказывает тот, кто платит, а «бабки» тогда были именно у братвы. Чуть позже, не имеющий никакого отношения к бандитам, однако отбарабанивший 8 лет на зоне за антисоветскую агитацию и пропаганду бывшесоветский композитор-песенник Михаил Танич, собирает обыкновенных, кое-как исполняющих музыку музыкантов и делает из них группу «Лесоповал», играющую на струнах тонких душ богатеньких буратино. Поскольку через тюрьму в девяностые прошли миллионы и миллионы, экономический смысл в этом был.
Бомжи
Сей период истории рождает бомжей, полностью отсутствовавших до него в совке. Бомжи — вчерашние соседи, знакомые и одноклассники, ходят по домам и просят подаяние, спят в подъездах, пьют и ходят в туалет под себя там же. Бомж был чем-то настолько диким для гомосоветикуса, что даже тогдашний быдлан Юра Хой написал об этом песню:
«Я бычок подниму, горький дым затяну,
Люк открою, полезу домой.
Не жалейте меня, я прекрасно живу.
Только кушать охота порой»
Сектор Газа, Бомж, 1992
Видеосалоны
Вообще-то явление возникло и стало культовым в восьмидесятые, иначе где бы мы посмотрели Тома и Джери, Брюса Ли, первого Терминатора, Фредди Крюггера и прочих оживших мертвецов. А заодно и эротику.
В начале девяностых видеосалоны достигли количественного пика, но быстро стали угасать — у новых русских появились свои видеомагнитофоны, а всем остальным стало не до того.
Для сегодняшней молодежи следует отметить, что большинство видеосалонов отличались подвально-подсобным расположением (превращаясь в летнее время в настоящие печи), качеством видео, вызывающим хроническое поражение зрения и переводами, непревзойденными по сей день в своей художественности и соответствии оригинальному тексту (например, два основных переводных ругательства — «большой белый кусок дерьма» и «поц» заменяли почти все грубые иностранные выражения). В результате чего, в головах посетителей целый ряд фильмов и персонажей конкретно перепутывался и скрещивался. Практически все фильмы типа «боевик про космос» назывались Звёздными Войнами.
Дедовщина
«И день, и ночь заклёпываем дыры
Пробоин, скважин и голодных ртов
От армий нам остались командиры,
А также адмиралы от флотов»
Чёрный Обелиск, «Кто мы теперь?», 1994
На тогда ещё советскую армию просто наплевали и оставили гнить. Большая ее часть превратилась в Российскую армию и продолжила люто бешено разлагаться, что естественно, кроме утраты боеспособности, привело к такому интересному явлению как «Дедовщина».
Киллер
Киллер (от англицкого «killer» — убийца) — название убивцев за деньги, появившихся в 90-е. С пришествием в нашу страну «дикого» капитализма появились такие дикие способы улаживания конфликтов как заказные убийства. Любого с кем нельзя было договориться можно было просто заказать. Заказать можно было кого угодно — журналиста, депутата, вора в законе, даже небо, даже Аллаха. Благо киллеров было полно. Доходило до того, что они без палева размещали объявы в газетах типа «Ищу работу с риском».
Клубы боевых искусств
Поскольку народ испытывал изрядное давление со стороны маргинальных стай гопоты, а сама гопота весьма нуждалась в более весомых способах отъема чужого имущества, то предприимчивые товарищи стали в бешеных количествах плодить места прокачки персонажа — Клубы Боевых Искусств. В первую очередь это было, конечно, каратэ, непонятно зачем загнанное в подполье еще в 80-е.
Но тогда же стали робко поднимать голову и такие новомодные направления, как кунг-фу, тайский бокс, тэквондо и прочие кикбоксинги. Пипл с радостью хавал, ибо выглядело солидно, а звучало — внушающе. Было трудно найти подвал, не занятый каким-нибудь «учителем», «сенсеем», проштудировавшим пару самиздатовских книжек туалетного качества и посмотревшим десяток кассет с Чаком Норрисом и Брюсом Ли, и теперь гонявшим радостных хомячков до седьмого пота.
Справедливости ради стоит отметить, что попадались и настоящие гуру и сенсеи, действительно отпахавших энное количество лет под присмотром соответствующих заморских мастеров. Те, кто вовремя стали пользоваться головой (не только для разбивания предметов), впоследствии стали из себя что-то представлять и в плане сворачивания чужих челюстей и в плане получения денежно-материального профита… Большинство же хомячков не получило ничего, а отдельные индивиды даже ушли по «скользкой дорожке» и знакомились с творчеством Миши Круга в первоисточниках. Но это уже совсем другая история.
Комок
Производное от «комиссионный магазин» в восьмидесятые.
Народное сокращение от «коммерческий магазин» в самом начале девяностых, так и значилось на вывеске большими буквами. Это были редкие и очень диковинные по тем временам небольшие магазинчики, куда ходили как в эрмитаж, посмотреть на вещи и продукты из другого мира.
Работа в коммерческом магазине считалась престижной. Потом с исчезновением и перепрофилированием совковых магазинов и вообще ростом числа торговых точек от такого «названия» стали отказываться, какой же ещё может быть магазин, кроме как коммерческий. У торговых точек появились собственные имена. Ближе к середине девяностых отпочковался отдельный тип — «ночники» или ночные магазины, магазины «24 часа».
Ну и наконец, ларьки, которым такое название перешло по родству с коммерческими магазинами. Зародились в начале девяностых, в виде дешёвых раскладок и палаток, торгующих водкой, сигаретами, презервативами, жвачками, марсами, сникерсами и импортной кака калой.
Новый Арбат. В конце ХХ века столицу и ее центр чудовищным лишаем опутали многие тысячи хаотичных и незаконных торговых точек
Фото: Валерий Христофоров/ТАСС
Потом комки стали стационарными. Первое время имели обилие стёкол, потом всё больше стали походить на бронированные доты с бойницами. Просто в них часто били стёкла, поджигали их и даже расстреливали. Впрочем, такой вид развлечения жив до сих пор.
В комках продавали забугорный ширпотреб, начиная от жвачек и заканчивая дорогой водярой и сигаретами. В комке можно было купить игральные порнокарты, чем школота и злоупотребляла ради фапа. Комки изобиловали всем тем, о чём ораторствовала реклама. Сникерсы, марсы, баунти, хуяунти — всё это было в избытке. И что важно, на товаре не было никаких тебе акцизных марок и наклеек о соответствии Росстандарту; обязательное ныне наличие надписей на русском языке тоже было лишь опцией.
Менты
Для широких слоёв милиционер a la Дядя Стёпа именно в девяностые становится ментом, связываться с которым простому гражданину опасно для жизни, здоровья и денег в кармане. Как говорили люди, знакомые с системой не понаслышке: «Бандиты просто ограбят и изобьют, а менты ещё и посадят.»
Наркоманы
Тем временем в каждый даже самый далекий уголок страны добрались наркотики. Сколько их было видов, разновидностей, названий. Как же было разобраться и начать принимать, куда колоть и что курить? Тут на помощь пришло ТВ. С его пропагандой. Да-да. В конце 80-ых и начале 90-ых ТВ пропагандировало все. Утренние передачи по ЦТ шли с модной песней Агаты Кристи про наркоту «Давай вечером… Будем та-та-та курить».
Причем общество это практически не осуждало. Пропаганда сделала эту проблему безобидной особенностью, национальной чертой. Да, мол, мы такие, любим выпить, разломать, украсть. Все 90ые нам рассказывали, что мы неудачники, это наша лучшая особенность и из-за этого мы уникальны.
Невидимая рука рынка
Наконец-то в России появился «долгожданный» рынок. Однако, введен он был через одно место, что и привело к плачевным последствиям:
• Исчезновение целых отраслей экономики.
Предположительно только в РСФСР, не считая остальные республики, потеряли 50% ВВП за два года. Для сравнения, Великая депрессия обошлась США в 27% ВВП за три года. Снижение реальных доходов населения и высокая безработица в довесок, как ни странно. Точные цифры (учитывающие долю чёрного рынка и приписки до и после развала) время перемололо в труху, этим так никто научно и не занимался.
• Лютая, бешеная безработица.
Фактически безработных куда больше, чем номинальных: предприятия стоят и многие работают неполный рабочий день в неполной рабочей неделе, оплачиваемый неполный год.
• Оригинальное «ноу-хау» — выдача на предприятиях заработной платы производимым товаром.
Например, мебелью, консервами, бельем, да чем угодно! А по сути по коммерческим ценам впаривали товар своим же работникам под предлогом «нету денег». Вот доставляющий с доведением ситуации до абсурда. Ещё более кошерная схема работала так: завод покупал холодильники, пылесосы, телики и продавал их с НДС своим работникам за условную зарплату. А прибыль, полученная от продажи продукции завода, не только целиком и полностью оставалась в карманах директора, а ещё и увеличивалась! То-то же!
«— Что такое русский бизнес? — Украсть ящик водки, водку продать, деньги пропить.»
Нетрадиционные способы лечения: Чумак и Кашпировский
Махровым цветом цвели целители, отбирающие последнее у инвалидов, любители гороскопов и астрологи, НЛО, снежных и вселенных людей и прочей фантастики. Также в это время рубили «капусту» всяческие псевдоученые.
Рассказывают, что однажды, когда к Кашпировскому только-только пришла популярность, его пригласили прочесть «закрытую лекцию» для сотрудников МГИМО. Никаких исцелений не было. Кашпировский просто рассказал о своём методе и как-то между делом обмолвился, что лечит в том числе и от ожирения. Услышав это, посольские жёны и дамы из преподавательского состава после лекции струйкой просочились за сцену. Кашпировский внимательно посмотрел на столпившихся вокруг него страждущих женщин и сказал: «Даю установку — жрать меньше надо».
Надо сказать, что и Чумак был весьма влиятельной персоной, поскольку его передача была частью программы «120 минут» (первоначально — «90 минут») на телевидении, которую показывали в 7 утра. Благодаря этому факту, человеческий мозг подвергался активному воздействию ежедневных фимозных осадков телевизионного чудотворца прямо с утречка.
Алан Чумак Сеансы 1990 Г
С помощью телевизора он не только лечил болезни, но и «заряжал» воду и «крэмы»: миллионы «хомячков» ставили возле экранов стаканы с водой. Также можно было зарядить воду по радио. Жаль не было тогда в стране сотовых, поскольку аккумуляторы заряжать Чумак тоже умел.
Также, Чумак продавал свои фотки и плакаты, которые необходимо было прикладывать к больным местам для излечения. Естественно, чем больше было приложено фоток, тем целительнее был эффект. Издания ЗОЖ продавали «заряженные» портреты для поднятия продаж тиража.
Новые русские
В отличие от социалистического примерно равномерного распределения доходов, В часть населения стала получать намного (в несколько миллионов раз) больший доход, чем остальное большинство. Причины этого в так называемом «периоде начального накопления капитала» были достаточно искусственны, часто не вполне порядочны и явно незаконны.
Фактически из ничего за 10 лет (1986—1996) был создан класс элиты. Особенно резво этот процесс пошёл с приватизацией государственной собственности после ельцинского переворота 1993 года, когда прежние бандиты, мошенники и их ставленники распилили собственность народа за те копейки, которые чуть ранее у него же наворовали.
Жмурки
Как итог, к 1996 году 10% населения имели в законной (или полузаконной) собственности 90% национального дохода, ещё 10-15% сформировали позднее их обслуживающий персонал, имеющий возможность жить комфортно с доходом от 500$ на человека семьи (продажные СМИ, менеджеры среднего звена, торгаши, продажные чиновники и т. п.), а остальные 75% были обречены жить на минималку в состоянии полурабов и в условиях тотальной коррупции с малыми шансами на серьёзный подъём. Учитывая полный развал экономики, надежды на улучшение ситуации не было.
Отморозки
«Быстрая походка и взгляд безумный» — это про них. Общая черта настоящих отморозков — взгляд, полный злой радостной энергии в хорошем настроении.
Проститутки
«Видите, ребята, это все не шутка.
Девушка богата и живёт на славу.
Кто найдет ребята на неё управу»
Группа «Анонс», «Оля и Спид»
Реклама
Реклама на ТВ четко делилась по качеству картинки и сюжетам на импортную и отечественную. Импортная реклама была яркой и образной. Ее тогда смотрели как короткометражки, не заморачиваясь над тем, что рекламируют. Особо выделялась реклама сигарет: мальборо, лаки страйк. Отечественная заметно уступала в импровизации. Одни ролики МММ чего стоят: «Я не халявщик, я — партнер». Или тупая реклама каких-то пирамид с 900% доходностью, «чего-то там… инвестов», фондов — активно собирающих ваучеры.
Мем начала 90-х — Лёня Голубков
Большой частью просто бубнеж на фоне статичной картинки. Целевой аудитории активно мыли мозг (ну или что его заменяло): пришло то золотое время, когда можно не работать — только отнеси свои деньги под процент. Причем в рекламе никто не изгалялся с сюжетом, картинкой, саундом. Среднестатистический ролик тех времен: на экране сыпящиеся монеты, падающие купюры, гигантские моргающие надписи в «%» и адрес с телефоном очередной пирамиды. Для глухих видимо адрес еще и зачитывался голосом диктора советского радио. И все! Реклама работала да еще и как. В очередях стояли, чтобы отдать свои дензнаки. Самыми первыми роликами массово пошедшие в ящик были марсы-сникерсы-баунти.
Худой еще Семчев (тот что потом пиво толстяк рекламировал) появился на экране в рекламе Твикса. Реклама алкоголя: Распутин подмигивает, «Я — белый орел», бутылка Абсолюта с глюками. Порошковая радуга с радостной школотой: Инвайт, Юппи, Зуко. Кока-кола против Пепси. Реклама банка Империал «До первой звезды…». Реклама Денди: «Денди, Денди, мы все любим Денди, в Денди играют все». Из рекламы нельзя было понять, что это за денди, причем тут слоненок мультяшный и почему его любят, но постепенно все привыкли, что искать тут смысла не надо, а следом решили, что лучше не искать смысла вообще.
В 90 появилась неубиваемая до сих пор реклама жвачки. Кстати, первая, — Стиморол — весьма доставляла образами герл-копов. И тогда никто не вспоминал о кариесе!
Или вот сюжет одного из роликов журнала «ТВ-Парк»: «Поместим обычную газету в серную кислоту, а журнал ТВ-Парк в дистиллированную воду. Видите — с журналом ТВ-Парк ничего не произошло!». Помните?
Секты
Унылое брожение по улице и раздача всем своей печатной продукции.
Атака начинается с вопроса типа: «А вы знаете, что нас ждёт?» или «А вы верите в бога?» В ходе беседы рассказывают о том, что после глобального катаклизма, когда будет выпилено чуть более чем всё человечество, те кто в теме, получат другой глобус. До наступления этого момента, граждане, согласившиеся присоединиться, так же должны ходить по улицам города и спамить прохожих.
Организация является типичной финансовой пирамидой, где профит получают верха, а дивиденды участникам выплачиваются духовной пищей. Поскольку течение разбито на многие подтечения, интересным способом «троллинга» является пересказ догм одного течения представителям другого.
Финансовые пирамиды
Чернуха
Чернуха-style, зародившийся в самом конце восьмидесятых и достигший расцвета к середине девяностых. Продолжает существовать и сейчас.
Я хорошо помню, как в те времена на Западе нами восхищались и хвалили за то что мы громили свою армию и внедряли «демократические ценности». И они так старательно нам в этом « помогали обнимали», что мы пошевелиться не могли.