Что было в эпоху возрождения химии

Лекция №4. Эпоха возрождения и ее влияние на развитие химии

Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии

Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии

Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии

Эпоха возрождения и ее влияние на развитие химии

Последователем Парацельса являлся Андреас Либавий (1540 – 1616) Он был врачом и преподавателем химии в Германии. В 1597 году пишет первый учебник по химии, названный «Алхимия».

Иоганн Бабтист Ван Гельмонт (1577-1664) – крупнейший представитель иатрохимического направления. Интересовался теоретическими проблемами химии. Изучал газы, процессы брожения, ферменты, их роль в организме.

Отто Тахений(1620 – 1689) разработал некоторые приемы качественного химического анализа, исследовал увеличение массы металлов при прокаливании. Впервые указал, что все соли состоят из кислоты и щелочи, считал, что из этих двух веществ состоят все тела мира.

Представители иатрохимического направления внесли определенный вклад в развитие химии. Однако, ограничение ими задач химии получением лекарств не только не содействовало, а скорее тормозило развитие различных направлений технической химии.

1. Биографии великих химиков. Перевод с нем. Г.В. Быкова. – М.: Мир, 1981 – 320 с.

2. Волков В.А. Выдающиеся химики мира./ под ред. В.И. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1991.

3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. – М.: Наука, 1980.

4. Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1975.

5. Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1983.- 336с.

6. Фигуровский Н.А. История химии. – М.: Просвещение, 1979. – 311с.

7. Шпаусус З. Путешествие в мир химии. Пер. с нем./ под редакцией Б.М. Беркенгейма.- М.: 1959.- 454 С.

8. Штрубе В. Пути развития химии. в 2-х томах. Том 1. От первобытных времен до промышленной революции. Пер. с нем. – М.: Мир,1984.- 239 с.

9. Я иду на урок химии.: Летопись важнейших открытий в химии XVII-XIX вв.: Кн. для учителя. – М.: Первое сентября, 1999. – 320 с.

Источник

Что было в эпоху возрождения химии

«Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.»

За последние десятилетия исследовательская и литературная деятельность в области истории химии значительно оживилась. Об этом свидетельствует появление множества статей и обзоров, ряда монографий по отдельным проблемам истории химии, научно-биографических очерков, избранных трудов классиков науки, библиографических указателей и т. д. Вышло в свет и несколько курсов общей истории химии, и сочинений по истории отдельных химических наук и важнейших направлений исследования.

Казалось бы, что при таком обилии новых материалов не представляет особого труда подбор достоверного фактического материала для создания очерка общей истории химии от древнейших времен до начала XIX в. В действительности же дело обстоит значительно сложнее. Огромная историко-химическая литература, накопившаяся с начала XIX в., при ближайшем знакомстве, оказывается весьма неравноценной. Большое число широко известных курсов истории химии, вышедших в прошлом и в начале текущего столетий, в значительной степени устарело. Содержащийся в них фактический материал и, особенно, историческая трактовка отдельных явлений и даже целых периодов в развитии химии требует тщательной проверки и дополнительного изучения по новейшим источникам.

В последние годы на различных языках вышло несколько новых курсов истории химии. Некоторые из них составлены с учетом результатов новейших исследований по различным вопросам истории химии. Однако большинство таких курсов сохранило основные традиционные черты старых «образцовых» сочинений по истории химии (таких, как курсы Г. Коппа и Ф. Гефера), а именно: буржуазно-националистический подход к изложению фактического материала и устаревшие трактовки исторических явлений и даже целых периодов в истории химии.

Подбор фактического материала в этих курсах, написанных историками химии капиталистических стран, не лишен известной тенденциозности. Как и в сочинениях прошлого столетия, вся история химии излагается в духе «европоцентризма». Одновременно на первый план выдвигаются заслуги ученых — представителей отдельных наций и принижаются, и даже замалчиваются, открытия и исследования ученых других наций. Такого рода отношение к деятельности ученых особенно бросается в глаза при изложении истории химии в России в XVIII в. и при рассмотрении деятельности русских ученых, прежде всего М. В. Ломоносова, вместе с тем отсталые идеи и представления некоторых ученых Западной Европы нередко выставляются в качестве передовых и прогрессивных.

С конца прошлого столетия появилось множество исследований по отдельным вопросам истории химии древности, средневековья и начала нового времени. Такие исследования пополнили наши сведения о различных сторонах развития химии в эти эпохи и в ряде случаев привели к пересмотру оценок исторического значения деятельности отдельных ученых и разнообразных явлений и процессов прошлого. К сожалению, значительная часть новых данных до сих пор еще не обобщена и рассеяна по различным, иногда труднодоступным изданиям.

Перед автором этой книги возникла задача сравнительного изучения фактического материала по изданиям, вышедшим в различных странах, и проверки отдельных, наиболее важных сведений по первоисточникам там, где это казалось необходимым. Как правило, данные, которые заимствовались из различных источников, ограничивались фактическими сведениями — об отдельных событиях, о деятельности и открытиях ученых и химиков-практиков. В случае необходимости эти данные дополнительно уточнялись по новейшим работам. Цитаты, приводимые в книге, всюду сопровождаются ссылками. Цитаты, фигурирующие в старых изданиях, сверены с подлинниками.

Общеизвестные сведения по социальной истории, истории культуры и т. д., выходящие за рамки собственно историко-химического значения, приводятся без ссылок на источники. Такие ссылки, на наш взгляд, совершенно излишни, поскольку большинство приводимых сведений обычно фигурирует в учебниках. Только в отдельных случаях, когда изложение основывается на определенной работе, ссылки приводятся.

Источниками общего характера для всей книги служили широко известные монографии и курсы истории химии. В частности, были использованы следующие книги:

Hermann Корр. Geschichte der Chemie. Bd. I–IV. Braunschweig, 1843–1847;

J. R. Partington. A History of Chemistry. Vol. II. London, 1961; vol. III. London, 1962; vol. IV. London, 1964;

Richard Meyer. Vorlesungen ueber die Geschichte der Chemie. Leipzig, 1922;

John Maxon Stillman. The Story of Alchemy and Early Chemistry. N. Y., 1960;

Maurice Delacre. Histoire de la Chimie. Paris, 1920;

H. E. Fierz-David. Die Entwicklungsgeschichte der Chemie. Basel, 1952;

Henry M. Leicester. The Historical Background of Chemistry. N. Y., 1956;

Michele Giua. Storia della Chimica. Torino, 1946; (Русский перевод: М. Джуа. История химии. М., 1966.)

Б. H. Meншуткин. Химия и пути ее развития. М.—Л., 1937;

Э. Мейер. История химии с древнейших времен до настоящих дней. Пер. со 2-го нем. издания с предисл. Д.И.Менделеева. СПб., 1899.

При изложении истории химии древности, рабовладельческого периода, а также истории алхимии были использованы, кроме того, следующие сочинения:

М. Berthelot. Collection des anciens alchimistes Grecs. T. 1–3. Paris, 1888;

M. Вerthelоt. La Chimie au moyen age. T. 1–3. Paris, 1893;

Edmund 0. v. Lippmann. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Berlin, 1919; Bd. II. Berlin, 1931; Bd. III. Weinheim, 1954;

P. Ray. History of Chemistry in ancient and Medieval India. Calcutta, 1956;

А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958,

а также другие издания, в частности статьи из журналов «Isis», «Ambix», «Janus», «Вопросы истории естествознания и техники», «Труды Института истории естествознания и техники» и др.

При написании глав, посвященных дальнейшим периодам развития химии, помимо выше перечисленных общих курсов и монографий были использованы научно-библиографические сочинения, вышедшие за последнее время. Кроме отдельных книг, посвященных жизни и деятельности виднейших ученых, таких, как Бойль, Ньютон, Ломоносов, Шееле, Ловиц, Лавуазье, Фуркруа, Гитон де Морво и другие, были использованы статьи и широко известные сборники научных биографий химиков, среди которых особо следует назвать следующие:

G. Вugge. Das Buch der grossen Chemiker. Berlin. Bd. I — 1929; Bd. II — 1930;

Great Chemists. Ed. by Ed. Farber. N. Y. — London, 1961.

Наконец, различные сведения, в том числе даты отдельных событий, приведены на основании известных сочинений по истории естествознания:

Дж. Бернал. Наука в истории общества М., 1956;

Ф. Розенбергер. История физики. Вып. 1–4. М.-Л., 1933–1937;

Ф. Даннеман. История естествознания Т. II–III. М.-Л., 1935–1938;

В. Уэвелл. История индуктивных наук Т. I–III. СПб., 1867–1869;

Histoire de la Science. Sous la Direction de Maurice Daumas. Encycl. de la Pleiade. Paris, 1957;

George Sarton. Introduction to the History of Science. Vol. I. Baltimore, 1927; vol. II, Part. 1 a. 2, 1931; vol. III, Part 1 a. 2, 1947–1948.

Были использованы также собрания сочинений и отдельные классические сочинения виднейших ученых, изданные на различных языках, в том числе сочинения Ар-Рази, Авиценны, Псевдогебера, Луллия, Парацельса, Ван-Гельмонта, Бургаве, Ломоносова, Ловица, Лавуазье, Пристлея, Рея, Бойля, Лемери, Макёра и др. Цитаты из этих сочинений даны в переводах с оригинала или в исправленных русских переводах, приводимых в соответствующей литературе (особенно с латинского языка). Здесь перечислены лишь важнейшие источники. Кроме них были использованы и другие книги и статьи, которые приведены в соответствующих подстрочных ссылках.

Источник

ГЛАВА III. ЭПОХА ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И НАТРОХИМИИ

В конце XIII в. в Европе началась так называемая эпоха Возрождения, вызвавшая глубокие перемены во всех областях общественной жизни.

Распространению новых идей Возрождения в высшей степени содействовали изобретение книгопечатания (1440), быстрое развитие ремесел и торговли, путешествия в отдаленные страны, предпринимавшиеся смелыми мореплавателями. В области естественных наук эта эпоха ознаменовалась появлением ученых- новаторов, поколебавших своими открытиями основы религиозно- схоластической и аристотелевской науки. В 1542 г. Н. Коперник ниспроверг старую геоцентрическую систему мироздания, освященную авторитетом библейских учений. Дальнейшее развитие гелиоцентрическая система Коперника получила в открытиях И. Кеплера и Г. Галилея, заложивших основы теоретической астрономии. Больших успехов в эту эпоху достигли механика, математика, физика и другие науки. Главным фактором прогресса науки были потребности производства, связанные с преобразованиями в способах и масштабах производства. На смену старинному ремесленному мастерству пришла новая форма производства — мануфактура (прообраз будущей фабрики). Мануфактура по существу представляла собой предприятие капиталистического типа, и ее появление ознаменовало зарождение буржуазного общественного строя.

Эти социально-экономические преобразования и научные открытия явились источником сдвигов в мышлении образованной части общества, что привело в дальнейшем к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергающего религиозную схоластику.

Одним из выдающихся ученых-энциклопедистов эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519). В его деятельности сочетались труды и изобретения по математике, механике, инженерному делу, анатомии и живописи. Леонардо да Винчи как художник и инженер интересовался и химией. Им даны описания различной химической аппаратуры, в особенности приборов для дистилляции, часть которых была сконструирована им самим.

Эпоха Возрождения – это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени.

1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики.

В искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль Ренессанс.

Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну.
Человек эпохи Возрождения, прошедший школу средневекового христианства, давно утратил.

Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии
Термин «Возрождение» по отношению к культуре этой эпохи не случаен.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. В конце средних и начале новых веков Италия была самой образованной и цветущей страной в Европе.

Источник

III. ПЕРИОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ИАТРОХИМИИ (ХИМИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ)

III. ПЕРИОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ИАТРОХИМИИ (ХИМИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.

В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.

Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилья пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса — видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).

В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.

В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках — Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.

На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas — «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265–1321), Петрарка (1304–1374), Боккаччо (1313–1375) и др.

В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452–1519), Микельанжело (1475–1564), Рафаэля (1483–1520), Дюрера (1471–1528), Тициана (1477–1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.

Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.

В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254–1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469–1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450–1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480–1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.

В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473–1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564–1642) и Иоганна Кеплера (1571–1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.

Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.

Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».

Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».

Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

Читайте также

Историография в период раннего Возрождения

Историография в период раннего Возрождения Исторические произведения итальянских гуманистов представляют шаг вперед по сравнению с церковно-феодальной историографией. Историки-гуманисты, no-существу, исключили из объяснения истории «божественное вмешательство»,

Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции

Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической

Музыка в Средние века и в эпоху Возрождения

Музыка в Средние века и в эпоху Возрождения Музыка и танец насчитывают столько же лет, сколько и сам род человеческий, и являются почти столь же фундаментальными средствами выражения, как речь. Удивительно поэтому, как мало внимания историки уделяли этим исконнейшим

36. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

36. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ Внутренняя политика Елизаветы Петровны (1741–1761) в целом отличалась стабильностью, продворянской направленностью, тенденцией к реформам в духе просвещенных

Пляски смерти в эпоху Возрождения

Пляски смерти в эпоху Возрождения С приходом новых времен произойдет свободное распространение новых идей — от самых уродливых гностических извращений до вполне умеренных заблуждений Реформации. Их совместное влияние на судьбу библиотек, пожалуй, превосходит

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения

3. Развитие психологии в эпоху Возрождения Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения.Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров».Эпоху Возрождения часто называют

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНОСТИ. (ПЕРИОД ПРАКТИЧЕСКОЙ И РЕМЕСЛЕННОЙ ХИМИИ)

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНОСТИ. (ПЕРИОД ПРАКТИЧЕСКОЙ И РЕМЕСЛЕННОЙ ХИМИИ) ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний

ХИМИЯ В ЕГИПТЕ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

ХИМИЯ В ЕГИПТЕ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В IV в. до н. э. Александр Македонский (356–323 гг.) предпринял военные походы и покорил Грецию, Персию и многие страны Азии и Африки. В 322 г. до н. э. он завоевал Египет и в следующем году

II. АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ХИМИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА)

II. АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ХИМИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА) ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА Период средневековья обычно определяется хронологическими границами от III–IV в. до XVII в. Этот период характеризуется господством в большинстве стран феодального

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА. ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА ЗАДАЧИ ХИМИИ. ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА. ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА ЗАДАЧИ ХИМИИ. ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Наряду с теоретическими исследованиями Ломоносов довольно много занимался и экспериментальной работой. В первый период своей деятельности, до открытия Химической

Источник

Химия эпохи возрождения

Одним из выдающихся ученых-энциклопедистов эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519). В его деятельности сочетались труды и изобретения по математике, механике, инженерному делу, анатомии и живописи. Леонардо да Винчи как художник и инженер интересовался и химией. Им даны описания различной химической аппаратуры, в особенности приборов для дистилляции, часть которых была сконструирована им самим.

Наряду с работами по химии металлических руд и пробирному анализу таких авторов, как Агрикола и Ваноччо Брингуччо. B XVI в. было основано новое направление— химия в медицине — иатрохимия, т. е. «врачебная химия».

Виднейшим представителем иатрохимии был Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (живший с 1493—1541), получивший громкую известность под именем Парацельса, которое он сам себе присвоил. Парацельсу и принадлежит заслуга реформатора медицины и химии.

Будучи врачом, хорошо знакомым с химией, Парацельс предложил объединить обе области в единую науку — иатрохимию (от греч. иатрос –врач).

Парацельс выдвинул химическую теорию лечения болезней, основанную на том, что возникновение болезней связано с нарушением равновесия в организме трех начал алхимиков: ртути, серы и соли. Исходя из этого, Парацельс стал применять для лечения различные минеральные вещества, в том числе сильнодействующие ртутные, мышьяковые и сурьмяные препараты.

Среди последователей Парацельса широкую известность получил Андреас Либавий (живший с 1540 по 1616 гг.), который был врачом и преподавателем химии в Германии. В 1597 году Либавий выпустил обширный курс химии, названный им «Алхимия». Это был первый в истории учебник химии.

В этом курсе прежде всего была описана техника лабораторных операций, химическая посуда и различные приборы.

Во второй части курса Либавий рассматривал различные вещества, способы их получения и применения. Простые вещества он делил на две большие группы — магистерии и экстракты. Большинство веществ, описанных в «Алхимии», имело большое практическое значение в медицинской практике, в частности магистерии «питьевых металлов» — золота, серебра, железа, так называемые экстракты, эссенции, водки, настойки и др.

Крупнейшим представителем иатохимического направления был голландский ученый Ян Баптиста ван Гельмонт (живший в 1577–1664 гг.).

Ван Гельмонт интересовался теоретическими проблемами и практическими вопросами иатрохимии — приготовлением лекарств.

В области теоретической химии Ван Гельмонту принадлежит постановка вопроса об истинных составных частях (началах) сложных тел. Он отвергал стихии Аристотеля и три начала алхимиков. По мнению Ван Гельмонта, только те тела могут быть признаны простыми, которые получаются в результате разложения сложных тел.

Так, при сгорании органических веществ всегда образуется вода; она и должна быть признана элементарным телом.

Для проверки этой теории Ван Гельмонт поставил опыт. Он посадил отросток ивы в горшок, наполненный предварительно прокаленной землей, и в течение пяти лет ежедневно поливал растение, следя за тем, чтобы в горшок не попадали посторонние вещества. Через пять лет он взвесил иву вместе с опавшими за этот срок листьями и установил, что масса растения увеличилась на 159 фунтов. При этом масса земли, которая была снова прокалена, практически не изменилась. Увеличение массы дерева произошло, по мнению Ван Гельмонта, только за счет воды, превратившейся в древесину.

Несмотря на неправильный вывод, выдающийся опыт Ван Гельмонта был примечателен тем, что он оказался одним из первых в истории науки примеров количественного исследования.

Ван Гельмонт выдвинул также важную идею о роли ферментов и ферментации в живых организмах. По его мнению, ферменты присутствуют во всех органах и «соках» живых организмов. Теория ферментации была в дальнейшем развита последователями Ван Гельмонта и явилась исходным пунктом учения о биокатализе.

Химик Отто Тахений (1620—1699) впервые указал, что все соли состоят из какой-то кислоты и щелочи. Он полагал, впрочем, что из этих двух веществ состоят все тела мира. Тахений разработал некоторые приемы качественного химического анализа и исследовал явление увеличения массы металлов при прокаливании их на воздухе.

В результате этого уже в XVI в. появились видные специалисты-производственники и химики-техники. Среди них следует назвать Франсуа Бернара Палисси (1510—1589). В молодости он специализировался в области производства соды и стекла, в 1539 г. заинтересовался рецептурами красителей и глазурей для фаянсовой посуды. В течение 15 лет он упорно искал способы изготовления таких красителей и глазурей, дошел до нищенства, но все же добился успеха. Его рельефные, ярко раскрашенные фаянсовые изделия пользовались огромным спросом и получили распространение во всей Европе.

Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть фото Что было в эпоху возрождения химии. Смотреть картинку Что было в эпоху возрождения химии. Картинка про Что было в эпоху возрождения химии. Фото Что было в эпоху возрождения химии

Наиболее видным представителем химико-технического направления в XVII в. был Иоганн Рудольф Глаубер (1604—1668), одним из первых стал применять в лаборатории стеклянную посуду и сконструировал ряд лабораторных нагревательных печей, а также работал над совершенствованием технологии производства различных веществ. Наибольшее значение для развития химии приобрел разработанный Глаубером метод получения чистых соляной и азотной кислот. Глауберу принадлежат также некоторые рецептуры лекарственных препаратов.

Быстрому развитию химии способствовало возникновение научных обществ и академий наук. В начале XVII в. в Риме возникла Академия зорких, просуществовавшая, однако, недолго. В Германии в 1652 г. была основана Академия естествоиспытателей, получившая название Леопольдина. Эта академия существует и теперь. В 1657 г. во Флоренции начала свою деятельность Академия опыта. В 1662 г. в Лондоне было основано Королевское общество (Royal Society), т. е. Английская академия наук. Наконец, в 1666 г. возникла Парижская академия наук. Несколько позднее академии наук и многочисленные научные общества были учреждены и в других странах Европы. Многие из них стали выпускать научные журналы.

Делались попытки научно обосновать суть вещей и явлений. Например, известный основатель аналитической геометрии, философ Рене Декарт (1596—1650) считал, что все тела состоят из многочисленных мелких частиц различной формы и размеров, между которыми содержится «весьма разреженная материя». Форма частиц характерна для различных веществ. Так, вода, по Декарту, состоит из длинных, гладких и скользких частиц, наподобие маленьких угрей. В то же время Р. Декарт полагал, что корпускулы делимы и состоят из единой материи. Корпускулы первоначал алхимиков обладают, по Декарту, различной формой: острые частицы образуют соль, мягкие — серу, тяжелые и круглые — ртуть.

Одной из проблем, возникших в XVII в. в связи с развитием мануфактур, была проблема горения. Новые производства, особенно металлургические, требовали много топлива. Леса в Европе были уже почти вырублены, и во весь рост встала задача поисков новых видов топлива и рационального использования природных ресурсов. С другой стороны, металлурги настоятельно требовали изучения и объяснения процессов восстановления металлов из руд и окисления металлов.

С давних пор считалось, что при обжигании на воздухе металлы умирают, превращаясь в землю или известь (лат. calx), поэтому процесс обжига металлов стал называться кальцинацией. Исходя из общих представлений о горении как о распаде веществ, кальцинацию объясняли как распад металла на известь и некоторые летучие продукты. Роль воздуха при этом игнорировалась, несмотря на то, что с давних пор некоторые ученые (например, Леонардо да Винчи) указывали, что без воздуха горение невозможно.

В XVII в. вопрос о механизме процесса горения стал особенно актуальным и привлек внимание многих ученых.

В 1665 г. английский физик Роберт Гук (1636—1703) в своей книге «Микрография» рассмотрел роль воздуха в процессе горения. Гук пришел к выводу, что в воздухе содержится особое вещество, подобное веществу, содержащемуся в селитре в связанном состоянии. Это вещество растворяет горючие тела при высокой температуре. При этом возникает огонь — результат быстрого движения частиц. Горение в замкнутом пространстве прекращается, как только горящее тело будет насыщено этим растворителем.

Дж. Мэйов первым поставил опыты горения и дыхания под колоколом над водой. Если под колоколом горит свеча и одновременно находится живая мышь, то горение скоро прекращается. «Я придерживаюсь такого взгляда, — писал Мэйов, — что у животных и у растений селитряный воздушный спирт есть главный источник жизни и дыхания».

Казалось бы, что эти новые взгляды должны были привести к полному перевороту в объяснениях явления горения. Однако главным образом из-за недостатка экспериментальных данных и недоверия к новым объяснениям такого переворота не произошло и традиционные представления о горении как о распаде вещества еще около 100 лет после Дж. Мэйова оставались общепринятыми.

Новые веяния в науке во второй половине XVII в. нашли отражение в научной деятельности и воззрениях английского физика и химика Роберта Бойля (1627—1691). Р. Бойлю принадлежит заслуга одного из основателей аналитической химии. Современники его не уделяли внимания химическому анализу, ограничиваясь обычно пробирным анализом металлов. Р. Бойль ввел в химию термин «анализ» (разложение). Для качественного анализа он предложил несколько реактивов. Серную кислоту он определял по белому осадку при прибавлении извести, соляную кислоту — по осадку, образующемуся при добавке ляписа (нитрата серебра), соли меди — по синему окрашиванию раствора при действии аммиака и т. д. Р. Бойль ввел в употребление некоторые индикаторы — настойки лакмуса, цветов фиалок, васильков и др. Такими настойками он пропитывал пропускную бумагу.

В связи с обзором деятельности Р. Бойля можно упомянуть об открытии во второй половине XVII в. фосфора. Это открытие произвело огромное впечатление в ученом мире. Светящиеся в темноте вещества были известны с глубокой древности. Тем не менее, появление сведений о новых светящихся веществах вызывало в те времена самый широкий интерес.

В середине и особенно во второй половине XVIII в. в химии начался процесс быстрого накопления экспериментального материала о составе сложных тел. Основным методом исследований стал метод химического анализа.

В рамках химико-аналитического периода, начиная с 60-х гг. XVIII в., химики заинтересовались изучением газов, выделяющихся при некоторых химических превращениях. С этого времени начался короткий, но исключительно важный в развитии химии этап развития «пневматической химии».

В эту эпоху впервые на историко-химической арене выступила Россия в лице М. В. Ломоносова и других химиков, внесших значительный вклад в развитие химии.

Химическая лаборатория Ломоносова, построенная после долгих и трудных хлопот в 1748 г., имела сложное, разнообразное и совершенное по тем временам оборудование. Там имелось 9 печей (или горнов): плавильная, перегонная, стекловаренная, пробирная, обжигательная и др. Огонь в печах раздувался ручными мехами. По стенам на полках стояло множество больших и малых реторт, колб, приемников, выпаривательных чашек, воронок, банок и т. д.

Лаборатория была также снабжена перегонным кубом, воздушным насосом, тиглями, пробирными камнями и иглами, различными точными весами, термометрами и т. д.

В лаборатории Ломоносов проводил вместе со своими помощниками большую научно-техническую работу, делал много химических опытов, выясняя состав и строение минералов, металлов и руд, присылаемых со всех концов России.

М. В. Ломоносов также изучал процессы горения и в 1743 г. писал Л. Эйлеру, что при обжигании металла последний соединяется с «частицами воздуха». Из своих опытов над процессами горения и обжигания металлов Ломоносов сделал поистине гениальные выводы, выдвинув (впервые в письме Л. Эйлеру от 1748 г.) в качестве «всеобщего естественного закона» идею сохранения материи и движения.

Эти же взгляды Ломоносов изложил в позднейшей работе — «Рассуждения о твердости и жидкости тел», опубликованной в 1760 г. Идеи Ломоносова получили в дальнейшем блестящее подтверждение в ходе создания научной химии Лавуазье и его учениками.

Ломоносов стремился дать подробную картину строения вещества. Каждое физическое тело, доказывал Ломоносов, состоит из мельчайших невидимых материальных частиц, обладающих способностью взаимного сцепления. Ломоносов различал два рода этих частиц — сложные и более крупные, названные им корпускулами, и простые, более мелкие, входящие в состав корпускул, — элементы.

М. В. Ломоносов высказал глубокую мысль, что законы движения этих частиц своеобразны, к ним не всегда можно применить законы движения физических тел, доступных человеческому зрению и осязанию.

По мнению Ломоносова, свойства тел изменяются от соединения, разделения или перемещения частиц. Развивая догадку Бойля, Ломоносов писал, что если «элементы», составляющие «корпускулу», соединены между собой различным образом, то могут создаваться разнородные корпускулы, в свою очередь составляющие разнородные тела.

Ломоносов заложил основы новой науки — физической химии. Сам Ломоносов определял ее задачи следующим образом: «Физическая химия — наука, объясняющая на основании положений и опытов физических причину того, что происходит через химические операции в сложных телах».

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *