Что было в китае до конфуцианства
Конфуцианство
История появления конфуцианства
Конфуцианство до сих пор пользуется популярностью не только в Китае, но и по всему миру. В этой части узнаем о зарождении этого течения.
Поговорим о том, почему изучение конфуцианства представляет особый интерес👇
🧭 Европейцы в значительной степени смотрят на Восток, не понимая, что это такое. Мы рефлекторно проецируем восточные ценности, социальные институты, обычаи на свои собственные. Западный ориентализм — искусственное изобретение. Европейцы изобрели образ классического, красивого и загадочного Востока. На самом деле Восток и, в частности, Китай загадочен не там, где мы считаем его загадочным.
➡️ Попытаться понять конфуцианство — значит попытаться понять настоящий Восток и настоящий Китай.
🥇 Конфуцианство — это одна из трех величайших социально-религиозных философских доктрин Дальнего Востока, наряду с буддизмом и даосизмом. Для Китая это доктрина номер один. На протяжении всей его истории несмотря на то, что в разные периоды первенство на какое-то время отходило то даосизму, то буддизму, господствовала идеология конфуцианства. Иногда она спорила с остальными двумя, иногда впитывала их в себя и производила синтез.
🌳 Конфуцианство оказалось самой укорененной философской доктриной, ведь это учение для человека о его жизни, это способ практиковать себя и свою жизнь: понимать ритуал, относиться к долгу, судьбе, предназначению определенным образом, доверять сердцу и следовать небу.
Конфуцианство возникло в Китае на рубеже 6–5 вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства — жу цзя или жу сюэ — отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
🤓 Жу цзя — это школа ученых интеллектуалов, ученых мужей. Ученые мужья — это грамотные и образованные люди, книжники, законники, которые обучались в специальных школах и умели писать иероглифы.
💪🏼 До Конфуция существовал образ интеллектуала как человека никчемного и слабого, скорее ничтожного, чем великого. Но Конфуций сумел не только сам продемонстрировать, но и убедить остальных, что интеллектуалы — это главная сила, на которую опирается государство и общество. Конфуций показал, что в ученом человеке есть огромная сила и величие.
💁🏻♂️ Ученость в конфуцианстве представлена не как теория, а как практика жизни. В Древнем Китае знание не было отвлеченным, оно было социально ориентированным. Это знание человеческой природы, своего предназначения — это не похоже на тот образ знания и, соответственно, на тот образ интеллектуала, который сложился в Европе, для которого важнее всего теоретические знания.
Посмотрим, как знание и учение представлены в конфуцианских притчах 👇
Притча о шести заблуждениях
Учитель спросил:
— Ю! Ты слышал о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений?
— Нет! — ответил Цзылу.
— Сядь! Я скажу тебе. Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведет к дерзости. Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости. Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте. Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к безрассудству.
Притча о признаках ученого мужа
Цзыгун спросил:
— Каким надо быть, чтобы могли назвать ученым мужем?
Учитель ответил:
— Ученым может называться человек, стыдливый в своем поведении, способный с честью выполнить приказ правителя во время миссии в чужом краю.
— Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?
— Названный в роду почтительным к родителям, названный в деревне чтящим старших.
— Осмелюсь узнать, каков следующий за этим?
— Им будет, несомненно, малый человек, чьи речи всегда искренни, а действия решительны. Он ограничен и упрям, но его тоже можно считать «следующим».
— А каковы те, кто в наши дни занят правлением?
— А… мелкие людишки! Они не могут идти в счет!
Конфуций, ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.
Жизнь Конфуция окутана тайной. Существует множество легенд, содержание которых трудно проверить, но в отличие от некоторых других наставников Китая, Конфуций является абсолютно реальным персонажем и многие факты о его жизни мы знаем точно, благодаря его трудам и трудам его учеников.
О себе Конфуций не любил рассказывать, а свой жизненный путь сумел описать в нескольких строках👇
🗣 «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок — сумел освободиться от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от лжи. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».
👶 Конфуций родился в 551 году до н.э. в провинции царства Лу. Он был потомком знатного обедневшего рода Кун и на самом деле его звали Кун Цзы, реже Кун Фу цзы. Конфуций — его латинизированное имя. В традиционных трактатах чаще всего Конфуций упоминается не под именем собственным, а обозначается просто иероглифом «цзы» – «Учитель».
📚 Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Конфуций с раннего детства проявлял усердие в учебе.
🐄 С детства Конфуций много работал, поскольку его семья жила в бедности, он занимался физическим трудом, пас стада.
👨🏫 Он стал учителем и прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров, а потом чиновником, отвечающим за скот.
💔 Меж строк некоторых его высказываний можно прочесть, что Конфуций был крайне несчастен с женой.
⚖️ Когда в 50 лет Конфуций «познал волю Неба» — ему открылось, как все устроено в настоящей Поднебесной, он решил начать государственную карьеру, чтобы повторить это устройство. Некоторое время Конфуций проработал чиновником нескольких княжеств.
👋 Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.
📌 Учение Конфуция очень многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Эти правила касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали способ мышления.
🤗 Конфуций не отстранен от мира чувств и эмоций как буддисты, не обладает сверхъестественными способностям, как даосские маги. Не эзотеричен, не чрезмерно поэтичен в своих историях как, например, Лао Цзы, он прост, прагматичен и прямолинеен.
🙌🏻 В его речах любой человек может найти источник как житейски советов, так и духовных откровений. Но за кажущейся простотой скрывается такая глубина традиции, аллюзий и полунамеков, что не всякий китайский знаток сможет уловить эти тонкости.
⚰️ Умер Конфуций в 72 года в 479 году до н.э. Перед смертью он впал в семидневный сон.
Культ Конфуция создавался уже после его смерти — при жизни он не был особо почитаем и ценим.
⛩ На месте рождения Конфуция сначала был воздвигнут небольшой алтарь, через много веков превратившийся в огромный храмовый комплекс. Впервые китайский император совершил на этом месте поклонение Учителю лишь в 195 г оду до н.э., то есть лишь через три века после его ухода из жизни, когда Конфуций стал уже превращаться в легенду.
🌟 Уже после своей смерти Конфуций стал продвигаться по китайской иерархической лестнице. В 37 году н.э. императорским указом Конфуция впервые жалуют посмертными титулами и чинами, по сути, награждают не его, а задабривают духа предка, старясь правильно договориться с ним и перевести в разряд духа-защитника и покровителя.
🙌🏻 В 58 году император Мин-ди, прославившийся своими предпочтениями к конфуцианским трудам, открывает особые школы, где изучались наставления Учителя, а на следующий год приказывает совершать по всей стране жертвоприношения в честь Конфуция — скромный чиновник окончательно превратился в духа предка. Вскоре он объявляется центральным духом государственного культа.
🙏🏻 В 1008 году император Чжэнь-цзун совершает пышный обряд поклонения Конфуцию, а через два года повелевает построить храмы Конфуция во всех городах и округах по всей стране.
👑 В 1106 году Конфуция стали именовать «правителем». Конфуций оказался обожествлен и как небожитель — «Старый наставник абсолютной мудрости», что поставило его в один ряд с даосскими бессмертными небожителями и народными героями.
🙄 Китайцы очень часто чтят Конфуция по традиции, но не понимают его.
📜 Давайте прочитаем притчу о мудрости Конфуция «Высокая стена».
К ученику Конфуция пришли поселяне и стали говорить:
— Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!
— Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.
Конфуцианство – национальная идеология Китая
Уже 2,5 тысячелетия конфуцианство является национальной идеологией Китая. Были эпохи, когда оно поддерживалось государством, в иные времена доминирующую роль играли другие учения. Но конфуцианство всегда оставалось основой китайской образованности и учености. Вся дальневосточная культура (китайская, вьетнамская, корейская, японская) в своей основе конфуцианская.
Статуя Конфуция в Императорской Академии, Пекин
Кто такие жу?
Если европейский термин «конфуцианство» отсылает нас к Конфуцию как основателю учения, то китайское название жу цзя 儒家, или жу цзяо 儒教 лишено какого-либо упоминания его имени. В переводе с китайского жу 儒 означает «слабый». Жу были первыми носителями учености в Китае — придворные летописцы, занимавшиеся изучением и комментированием древних трактатов.
Принадлежащие школе жу пришли из Ведомства образования… Эта школа наслаждалась изучением Шести канонов [1] и уделяла внимание гуманности и справедливости. Предками своей школы они считали Яо и Шуня [2], а примерами для подражания – Вэнь-вана и У-вана [3]. Чтобы придать авторитет своему учению, они почитали Чжун-ни (Конфуция) и превозносили его как их учителя. Их учение являет собой высшую истину. «То, чем восхищаются, необходимо подвергнуть испытанию». Слава Яо и Шуня, процветание династий Инь и Чжоу и достижения Чжун-ни – вот что подтверждает проверка их учения. — Лю Синь [4]
[1] Шесть канонов лю цзин 六经 — Шесть классических книг, «Шестиканоние». Включают в себя «Ши-цзин» (诗经 «Канон стихов», «Книга песен»), «Шу-цзин» (书经 «Канон документов»), «Ли-цзи» (礼记 «Записи о ритуале»), «Чунь-цю» (春秋 «Летопись царства Лу “Весны и Осени”»), «И-цзин» (易经 «Книга перемен») и «Юэ-цзин» (乐经 «Канон музыки»). Последний был утрачен еще в древности, некоторые его части позднее были включены в качестве отдельной главы в «Ли-цзи»». В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) оставшиеся пять канонов были кодифицированы в сборник «У-цзин» (五经 «Пятикнижие», «Пятиканоние»), который стал основой конфуцианской образованности.
[2] Яо (堯, ок. 2353-2234 до н.э.; могут встречаться и другие даты) и Шунь 舜 (ок. 2294-2184 до н.э.; могут встречаться и другие даты) – два последних из пяти совершенномудрых императоров древности. В конфуцианстве считаются образцовыми личностями. Их историчность не подтверждена.
По преданию, Яо был сыном третьего императора Ку Ди. В возрасте 20 лет он занял престол и правил 100 лет. Яо сделал немало добрых дел для Поднебесной: построил многочисленные дамбы и каналы, остановил и утихомирил мировой потоп, возникший при разливе реки Хуанхэ и грозивший уничтожить все живое на Земле. Также Яо изобрел календарь сельскохозяйственных работ. Совместно с Божественным стрелком И усмирил взбунтовавшихся духов ветра.
Свой престол он передал не своему сыну, а Юю 大禹, который прославился строительством дамб и усмирил потоп. Юй стал основателем первой, согласно китайской историографии, династии Ся (ок. 2070-1765 до н.э.).
Конфуций считал Яо, Шуня и Юя «совершенными людьми».
[4] Лю Синь (53/46 до н.э.– 23 н.э.). Каноновед, библиограф, астроном и математик.
В первую очередь, конфуцианство формировалось как социально-этическое учение. Вопросы посмертного существования, онтология, на первых порах интересовали их мало – эта проблематика станет актуальной позднее. Как должен себя вести человек? Какие чувства и эмоции он должен испытывать по отношению к членам семьи, близким, другим людям? Как должно поступать по отношению к вышестоящим и нижестоящим? Как должно быть устроено государство? Главный же вопрос, на который пытались ответить жу – как умиротворить Поднебесную.
Для того чтобы понять необходимость решения этого вопроса, нужно представить себе ту эпоху – середину I тыс. до н.э. Этот период вошел в историю под названиями Чунь-цю 春秋 (Весны и осени, 722-479 до н.э.) и Чжань-го 战国 (Сражающиеся царства, 475-221 до н.э.). Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели между собой постоянные войны, и лишь формально были объединены под властью династии Чжоу. Была еще жива память о прежних, более спокойных временах «легендарной древности», когда единой страной правили совершенномудрые императоры.
Жу пытались воссоздать древние ритуалы, правила поведения, социальные нормы. Именно поэтому они изучали, комментировали древние каноны – «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Канон перемен»), «Чунь-цю» («Весны и осени», летопись царства Лу), «Ли цзи» («Записи о ритуале»).
Старинные издания конфуцианской классики
Конфуций
Основателем конфуцианства считается Конфуций. Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы 孔夫子, или Кун-цзы 孔子 (Учитель Кун, Кун Цю, Кун Чжунни). В Китае его часто называют просто Учитель (цзы 子).
Учитель сказал:
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.
В тридцать лет я обрел самостоятельность.
В сорок лет я освободился от сомнений.
В пятьдесят лет я познал Волю Неба.
В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II.4)
Конфуций — первый профессиональный учитель в китайской истории. Также он редактировал и комментировал литературные памятники прошлого, прежде всего «Ши-цзин» («Канон песен»), «Шу-цзин» («Канон документов»), летопись царства Лу «Чунь цю» («Весны и осени») и другие.
Учитель сказал:
– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну [1]. («Лунь юй», VII, 1)
[1] Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.
Конфуций рассматривал себя в качестве носителя вэнь, продолжателя традиций совершенномудрых императоров древности и Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (1045-221 до н.э.).
Когда Учителю угрожали в Куане [1], он сказал:
— После смерти [чжоуского] Вэнь-вана я – тот, в ком вэнь-культура. Если бы Небо поистине хотело уничтожить вэнь-культуру, то оно не наделило бы ею меня. А коль само Небо не уничтожило ее, стоит ли бояться каких-то куанцев? (Лунь юй, IX,5)
[1] Куан — местность, расположенная на западе совр. уезда Чанхуань пров. Хэбэй. Здесь Конфуция продержали в плену несколько дней и едва не убили, о чем говорится в его биографии.
Взгляды Конфуция наиболее полно отражены в сборнике его высказываний и высказываний его учеников «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), который был составлен уже после его смерти.
Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь
После смерти Учителя его учение активно развивалось. Наиболее заметными мыслителями эпохи Чжань-го (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок.372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-ок.238 до н.э.), олицетворяющие собой два направления конфуцианства – морально-психологическое и социально-гносеологическое.
Мэн-цзы, прозванный «вторым совершенномудрым», отстаивал положение о доброте человеческой природы, а Сюнь-цзы, напротив, полагал, что природа человека дурна. Последующие поколения конфуцианцев развили и дополнили теорию Мэн-цзы. Сюнь-цзы за свою близость легизму был на долгие века, фактически, забыт.
В эпоху Цинь (221-206 до н.э.) официальной идеологией империи стал легизм. В 213 году до н.э. император Цинь Ши-хуанди по совету философа-легиста Ли Сы (280-208 до н.э.) приказал закопать заживо 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гадательной и имеющей практическую направленность (по сельскому хозяйству, медицине), а также книг из императорского собрания и хроники циньских правителей. Таким образом, значительная часть конфуцианского наследия оказалась утраченной.
Ханьское конфуцианство
После воцарения династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) конфуцианцы по памяти стали восстанавливать утраченные тексты. Для их записи они использовали новые, послереформенные иероглифы – «уставное письмо» (ли шу 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель удела Лу, в стене дома Конфуция обнаружил тексты, написанные дореформенным письмом. Среди них были «Лунь юй», «Шу цзин», «Ли цзи», «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»).
Это положило начало полемике двух школ конфуцианства: «новых текстов» (цзинь вэнь 今文) и «древних текстов» (гу вэнь 古文), которая в значительной степени определила дух ханьского конфуцианства. Большую роль в этот период сыграл «Конфуций эпохи Хань» — Дун Чжуншу (ок.179-104 до н.э.), соединивший в своем учении конфуцианство с легизмом и натурфилософией.
Постепенно ханьское конфуцианство превратилось в религиозно-мистическое учение, Конфуций был обожествлен. Учителю приписывался ряд сверхъестественных черт, делавших его, фактически, богочеловеком. Так, его отцом объявлялся Черный Дракон, он сам якобы был чудесным образом рожден в дупле шелковицы, на его квадратной груди имелась магическая надпись, предвещавшая победу его учения. Небо отметило его как законодателя Китая, наделило даром предвидения, предписало быть правителем на все времена.
Верили, что его миссией было создание канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Шу цзин» («Канон исторических документов»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и летописи «Чунь-цю», подготовив, тем самым, передачу Небесного мандата потомкам Красного Дракона из рода Лю, т.е. династии Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладал сверхъестественной властью и ему были подвластны силы природы, без его внимания не обходятся даже полет насекомого или передвижение червя. Он ставился в один ряд с легендарными совершенномудрыми императорами древности – Яо, Шунем, Вэнь-ваном.
Как отмечал Фэн Юлань, «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало и в последующем, он бы занял в Китае место Иисуса Христа в цивилизации Запада, и конфуцианство стало бы религией в подлинном смысле слова» (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии).
Барельеф с драконами (символом власти) перед Залом Великого Успеха (Дачэндянь) в Храме Конфуция, Пекин
В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), которая сочетала в себе функции теоретического центра и учебного заведения. Одновременно складывалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, просуществовавшая в Китае до 1905 года.
При императоре Мин-ди (明帝, правил в 57-75 годах) конфуцианство окончательно сложилось в государственную идеологию. Были унифицированы древние тексты, утвержден список канонической литературы.
Неоконфуцианство
В позднейшее время, несмотря на рост влияния других учений, в частности, даосизма и буддизма, конфуцианство по-прежнему составляло основу китайской системы образования. И, таким образом, каждый более-менее образованный человек с раннего детства знал наизусть конфуцианский канон. В VI веке появился первый храм Конфуция, а в 1017 году был построен храм Конфуция в Цюйфу, на родине Учителя.
Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе оно получило название неоконфуцианства (Neo-Confucianism), хотя большинство китайских исследователей полагает, что использование этого термина не вполне корректно. Его предтечами были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основоположниками сунского неоконфуцианства стали «пять учителей эпохи Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юн (1011-1077), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).
В это время в неоконфуцинстве оформляются два течения, которые получили названия ли сюэ 理学 (учение о принципе) и синь сюэ 心学 (учение о сознании). У истоков первого стоял Чжу Си (1130-1200), у истоков второго — Лу Сяншань (Лу Цзююань, 1139-1192).
Конфуцианство в интерпретации Чжу Си впоследствии получило статус официального. Сборник «Четверокнижие» сы шу 四书, куда вошли «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), «Мэн цзы» 孟子 («Сочинения философа Мэн Кэ»), «Да сюэ» 大学 («Великое учение») и «Чжун юн» 中庸 («Срединное и неизменное»), рассматривался как введение в конфуцианство и на экзаменах требовалось продемонстрировать его знание.
Идеи «учения о сознании» получили дальнейшее развитие в творчестве неоконфуцианца минского времени Ван Янмина (1472-1529). «Учение о сердце» в значительной степени впитало в себя идеи китайского буддизма, прежде всего, чань-буддизма.
Церемония перед Залом Великого Успеха в Императорской академии в эпоху Цин. Реконструкция
Конфуцианство в Новое и Новейшее время
XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.
Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.
Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).
В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.
Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Восточная философия (особенно китайская и особенно конфуцианство) всегда вызывали интерес западных исследователей. Конфуцианство — это философия на века и считать её отжившей могут те, кто с ней не знаком. По какому бы технократическому пути ни развивалось общество, глубинные ценности у людей не изменятся и изучающий конфуцианство в этом всегда убеждается, оно помогает ему ориентироваться в водовороте жизни.