Что было в первобытности
Первобытный человек и первобытное общество
Содержание:
Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили). Какая была история первобытного общества, какая культура и быт первобытных людей, обо всем этом читайте в нашей статье.
Историяй
Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.
Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.
Примерно так могли выглядеть австралопитеки.
Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.
Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.
Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.
Похороны первобытного человека.
Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.
И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.
Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.
Кроманьонцы против неандертальцев.
Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.
Изобретения
Умные кроманьонцы сделали множество важных изобретений, например, они, познали тайны металлов, и на смену каменным орудиям труда пришли металлические (сначала бронзовые, потом железные), изобрели колесо (важность его появления трудно переоценить), научились обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рис, кукурузу), изобрели деньги, как основу экономических отношений между племенами, а со временем и членами общины. Наконец они изобрели письменность и многие другие полезные вещи, с появления которых и выросла человеческая цивилизация.
Культура
Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.
Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.
О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная статья.
Быт и образ жизни
Какой был быт первобытных людей, где они жили, чем питались, какую одежду носили? Давайте ответим на эти вопросы.
Где жили?
Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).
Пещера первобытного человека.
Чем питались?
Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).
Охота первобытных людей.
Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.
Одежда
В теплых местах первобытные люди зачастую ходили в «костюме Адама и Евы», то бишь нагишом. Впрочем, и в наше время некоторые племена экваториальной Африки и Южной Америки, которые, по сути, остались на первобытном уровне, ходят без одежды.
А жителям Евразии или Северной Америки в холодное время года нагишом не очень походишь, поэтому одежда первобытных людей имела в основном сугубо практический смысл – она должна была согревать человека и защищать его «причинные места». Для этого древние люди шили себе одежды из шкур убитых животных.
Орудия труда
И для охоты и для строительства жилья первобытным людям, впрочем, и людям современным необходимы были определенные инструменты. Первобытные люди делали их из подручных материалов, обычно из камней, костей животных, деревянных палок. От первобытного человека в наш мир пришли такие популярные и ныне инструменты как молоток, топор, зубило. Одним словом, когда вы берете в руки молоток, чтобы прибить гвоздь, помните, что вы держите в руках древнейшее орудие труда, которым пользовались еще неандертальцы.
Продолжительность жизни
Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…
Возникновение и периодизация общества
Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.
Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:
Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:
Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.
Характеристика доисторической эпохи
Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.
Быт древних людей
К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.
На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.
Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:
На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.
Социальные и правовые нормы
Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.
Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:
Название социальной нормы | Суть |
---|---|
Обычай | Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения. |
Нормы морали | Первобытные представления о добре и зле. |
Мифология | Фантастические представления человека о мире, природе и жизни. |
Табу | Строгий запрет на совершение какого-либо действия. |
Основные черты первобытной правовой системы:
Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.
Культура и религия
Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.
Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.
Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.
В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.
В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.
Этапы развития первобытного общества
Этапы развития первобытного общества
Содержание
Введение
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.
Первобытное общество – (доисторическое общество, праистория, протоистория) период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на письменных источниках (с 4 тыс. до н. э.).
Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.
Периодизация первобытного общества
Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:
Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.
В свою очередь каменный век подразделяется на:
Периодизация первобытной эры
Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.
I. Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.
II. Второй этап — примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад — XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века — ранний и средний палеолит.
III. Третий этап — развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) — продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях — и весь неолит.
IV. Четвертый этап — зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли — IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит — ранний неолит).
V. Пятый этап — эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков — VIII-V тыс. до н.э.
Источники первобытного общества
Основными вещественными источниками первобытной истории являются:
Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.
Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели — из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.
На территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово-на-Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.
Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.
Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
Теории происхождения человека (Антропогенез)
Выделяю три основные теории происхождения человека:
Общая схема эволюции человека следующая:
Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.
Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества — вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.
Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.
Развитие производительных сил первобытного общества
Палеолит
Эпоха палеолита подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю стадии. Ранний палеолит характеризуется крайне примитивными каменными орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство.
Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. Появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.
В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад.
Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах — чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений. Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества.
Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа попрежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.
По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно, были приспособлены для парной семьи.
Мезолит
Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, — промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.
Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.
В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.
Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.
Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
Неолит
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление прибавочного продукта
К неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.
Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.
С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности — переход к производящему хозяйству (неолитическая революция).
Переход первобытного общества к производящему хозяйству и связанное с ним развитие производительных сил вызвали качественные изменения в жизни тех обществ, которые этот переход совершили. Неизмеримо увеличилась устойчивость хозяйства, значительно повысился жизненный уровень, резко возросла численность населения, значительно усложнились социальные структуры, произошел определенный психологический сдвиг.
Правда, в отдельных, достаточно редких случаях возможно получение прибавочного продукта и на основе высокоспециализированного присваивающего хозяйства (как, например, у индейцев северо-западного побережья Северной Америки или у алеутов). Однако оно носит исключительный и ограниченный характер и не приводит к полному разложению первобытнообщинных отношений. В подобных случаях сохранялись полная зависимость от природно-географических условий и как следствие этого низкая плотность населения, уже сама по себе ограничивающая возможности специализации, слабое развитие общественного разделения труда и относительная неразвитость частнособственнических отношений.
Хотя отдельные общества, основанные на экономике присваивающего типа, могли достигать сравнительно высокого уровня развития, в целом это направление хозяйственной деятельности представляется тупиковым, ограничивающим возможности общественного прогресса. Народы, которые занимаются только рыболовством и охотой, пребывают вне той точки, от которой начинает отсчет действительное развитие. Видимо, не случайно ни в одном обществе охотников и рыболовов государство не возникло.
Второй важной предпосылкой появления прибавочного продукта было освоение металлов. Однако, хотя металлические орудия значительно увеличили производительность труда, между их появлением и появлением регулярного прибавочного продукта отсутствует прямая зависимость. В обществах, находившихся в различных природно-хозяйственных условиях, значение каждого из последовательно появляющихся металлов и появления металлов вообще было неодинаковым.
Таким образом, освоение металла, не будучи универсальной предпосылкой появления прибавочного продукта, явилось, по крайней мере в производящих обществах Старого Света, важнейшим условием дальнейшего развития производительных сил, а следовательно, и роста производимого прибавочного продукта. Не случайно в тех обществах, которые раньше других перешли к скотоводству и земледелию и освоили металлы, экономическое и общественное развитие шло наиболее быстрым темпом.
Однако прибавочный продукт был способен начать оказывать разлагающее влияние на тогдашнее первобытное общество лишь в тех случаях, когда были реальные возможности реализовывать его и перераспределять. Это происходило через обмен и общественное разделение труда.
Общественное разделение труда и развитие отношений обмена. Историческая эволюция общины
В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда — выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.
Как установлено археологией, спорадический обмен возник уже в верхнем палеолите, в первую очередь за счет различий в природно-географических условиях. Но только появление прибавочного продукта создало для обмена прочную основу в виде пищевых излишков и продуктов межобщинной специализации. Наличие у общины определенного избытка пищи позволило некоторым ее членам уделять больше времени для специализации в том или ином виде ремесел.
Прибавочный продукт не просто расширял сферу обмена, он делал его необходимым, так как в условиях еще неразвитой внутриобщинной специализации большая часть излишков могла реализоваться только через обмен. Постоянное повторение процесса обмена делает его общественным процессом регулярным и привычным. И с течением времени некоторая часть продуктов общественного труда начинает изготавливаться преднамеренно — с целью обмена.
С появлением регулярного прибавочного продукта впервые стало возможным товарное производство, сперва в крайне примитивных, неразвитых и зачаточных формах. Излишки продуктов питания, а также произведенные благодаря им орудия труда, украшения стали первыми товарами. Соответственно появляются первые мерила стоимости и средства обмена — примитивные деньги.
Первоначально сфера товарного производства была чрезвычайно узкой, охватывая лишь прибавочный продукт, а хозяйство каждой общины было узконаправленным. Поэтому продукты обмена, открывая возможность накопления имущества, зачастую не использовались по прямому назначению, а образовывали сокровища, каковыми нередко служили примитивные деньги. Наряду с ними появляются своеобразные единицы накопленных богатств, не предназначавшиеся для обмена.
Будучи порождением общественного разделения труда, обмен с появлением регулярного прибавочного продукта стимулировал межобщинную специализацию и одновременно открыл дорогу специализации внутриобщинной. Все это вело к дальнейшему росту производительных сил. Обмен, через который происходила реализация произведенных излишков, способствовал накоплению ценностей, возникновению и закреплению имущественного неравенства.
Предпосылки разложения первобытного строя. Возникновение частной собственности и социального неравенства
Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые — в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.
Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.
Итак, признаками распада родового строя явились:
Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории бывшего СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки к:
С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.