Что было в средневековье рисунки
Живопись Средневековья: тенденции и веяния, картины, художники
Искусство Средневековья: особенности и тенденции
Эпоху принято подразделять на несколько периодов: раннее Средневековье (до одиннадцатого века), развитое (до пятнадцатого) и позднее (до семнадцатого века). Каждый из этих промежутков, опять же, имеет свои тенденции. Как пример – раннее Средневековье отличалось полным отказом от античных традиций, скульптура канула в небытие, процветало деревянное зодчество и так называемый звериный стиль. Человека, как правило, не изображали, а искусство было «варварским». Особое внимание уделялось цвету.
Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве – в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.
В эпоху п озднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.
Живопись эпохи Средневековья
Иконопись
Византийское искусство
Говоря о культуре Средневековья, нельзя не сказать хотя бы пары слов о живописи в Византии в Средние века. Это было единственное место, где оставались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура ухитрялась гармонично соединять зрелищность и спиритуализм ( » дух превыше тела » ), который пришел к ней с Востока. Под влиянием Византии впоследствии формировались и культуры многих других стран – в частности, России.
Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. На полотнах, как правило, в полный рост изображались человеческие фигуры – в центре Иисус Христос или Богоматерь, различные святые, за ними и рядом – остальное их окружение. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность вкупе со значительностью. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.
Стили
Очень популярным в то время было создание миниатюр, которое берет начало во Франции. Оно отличается появлением новых реалистичных деталей – например, различных животных, насекомых или птиц. Плавные легкие линии, мягкость в изображении черт лица – все это характерно для искусства того периода.
Приемы
В эпоху раннего Средневековья не знали, что такое перспектива. Если взглянуть на картины того периода, можно увидеть, что персонажи все будто выстроены в одну линию. Для того чтобы подчеркнуть главенство какой-то фигуры над остальными, живописцы просто-напросто делали ее большей по размеру (иногда – значительно большей). Такой прием позволял уловить, «кто в доме хозяин», однако лишал возможности уделить внимание второстепенным вещам. Именно поэтому живопись раннего Средневековья схематична.
Сюжеты
Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы.
Итальянцы
После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. Появились такие знаменитые мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и многие другие.
Фресковая живопись
Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.
Фламандцы
Выдающиеся художники
10 странных тенденций в средневековом искусстве, которые пока остаются загадкой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Кролики-убийцы
2. Кошки, вылизывающие пятую точку
Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.
3. Женщины верхом на Аристотеле
Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.
Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.
Мораль истории заключалась в том, что женщины являются злыми соблазнительницами, и все должны воздерживаться от плотских потребностей. Так средневековые художники демонстрировали миру, что они «выше похоти».
4. Рыцари, сражающиеся с улитками
Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.
5. Моисей с рогами
В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно — изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).
Есть мнение, что средневековые художники и не думали потешаться над Моисеем. Они действительно считали, что у того были рога. В большинстве переводов Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «озарено лучами света». Но оригинальное еврейское слово «keren» может означать либо «луч света», либо «рог».
Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.
6. Мария Магдалина, покрытая волосами
Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на «экспонат» из цирка Барнума. Они рисовали женщину, которая ниже шеи была полностью покрыта густым волосяным покровом. Причем, это не был какой-то странный средневековый фетиш, а именно так, по их мнению людей в то время, должна была выглядеть святая. В то время история Марии Магдалины закончилась тем, что она заросла шерстистыми волосами, что сделало ее похожей на козу.
Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.
7. Убийство беззаботных людей
Это было время, когда человек должен был предстать перед божественным судом, и то, как он реагировал на это, говорило о его характере. Если человек во время смерти плакал, кричал и ругался, это означало, что он, вероятно, попадет в ад. А если последний вздох был встречен с улыбкой, то человек попадал на небеса. Все эти скучающие мертвые люди могли просто демонстрировать свою стоическую готовность отправиться на Небеса. Либо средневековые художники просто плохо умели рисовать мимику.
8. Люди, в «космических кораблях»
По какой-то причине многие примеры средневекового искусства показывают, что люди летают на маленьких машинах, которые выглядят странно похожими на «Спутник-1». Подобное обычно встречается на всех картинах Иисуса. Средневековые картины показывают важные моменты в жизни Христа, такие, как тот момент, когда его мать Мария взяла младенца первый раз на руки, или тот момент, когда он умер на кресте.
В углу картины в небе неизменно изображен маленький человек в «кабине маленькой белой ракеты», улетающий в космос. Есть несколько теорий относительно того, что обозначают эти изображения. Наиболее академическая теория заключается в том, что изображения призваны символизировать «чуждое присутствие Бога». Это всего лишь теория, а единственное объяснение, источником которого является сам средневековый художник, звучит полностью фантастически.
На гравюре Ганса Глейзера изображено небо над городом, заполненное трубами и сферами. Глейзер подписал гравюру, заявив, что это картина того, что он видел происходящим в небе над Нюрнбергом: битву между неизвестными летающими объектами. Сохранились записи о том, что битва закончилась тем, что сферы и несколько «стержней» улетели в солнце, а несколько других объектов рухнули на землю в облаке дыма.
9. Демоны с лицами на промежности
Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.
Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.
Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.
10. Вещи, торчащие из зада
Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что было в средневековье рисунки
Делал по заказу одного клуба исторической реконструкции. За основу взят памятник Святого Георгия в Мельбурне, где дракона убивает обнажённый античный юноша, облачённый лишь в шлем и короткий плащ. Мне была поставлена задача переделать его под английского рыцаря конца 14 века и решить всё в таком контрастном графичном стиле.
Выполнен рисунок в фотошопе с помощью пера и планшета (хвала создателю сего великолепного инструмента!).
И да побольше бы таких творческих заказов!
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», TOY, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
История оживает. Средневековый юмор, жестокий и беспощадный
Совсем другое дело, когда приходишь к пониманию того, что история рассказывает нам о людях! Живущих в другие эпохи, с другими ценностями, иным мировоззрением. Возможно, современному хомо сапиенсу проще было бы найти общий язык с инопланетянами, чем в роли попаданца со своим раз так 20 «пра»- дедушкой.
И все же это люди. С вполне понятными нам потребностями и стремлениями, столь же похожие на нас, как и не похожие.
К примеру, что вы знаете о хазарах? Кочевники, терзали Русь, контролировали торговые пути, огребли знатных люля-кебабов от князя Святослава и пропали со страниц истории? Неплохо, неплохо.
Однако знали ли вы, что на стенах хазарских крепостей археологи находят кем-то нацарапанные рисунки?
Ребенок нарисовал «войнушку»? Или изнывающий от тоски и безделья купец/ воин/ ремесленник нацарапал свой шедевр на подвернувшейся стене? Неизбежно вспоминаются бесконечные «Саша+Катя», «Цой жив» и прочие произведения современной нам «урбанистической живописи». И хазары из каких-то абстрактных фигур делаются понятнее что ли. Человечнее.
И, разумеется, средневековому человеку не чуждо было чувство юмора.
Король Англии Гарольд Годвинсон
1066 год выдался для Англии непростым. Конечно, с тяготами масочного режима и необходимостью работать на дому не сравнится, но все же))) Англия подверглась вторжению сначала норвежцев, а затем нормандцев во главе с герцогом Вильгельмом (собственно, этому товарищу завоевать страну удалось).
В качестве условия мирного исхода король предложил своему мятежному братцу власть над Нортумбрией. На вопрос о том, что достанется конунгу Харальду, посол короля ответил:
— Он (король) сказал кое-что о том, что он мог бы предоставить ему в Англии кусок земли в семь стоп длиной или несколько больше, раз он выше других людей.
«Сага о Харальде Суровом»
Питер Николай Арбо «Битва при Стамфорд-Бридже»
Тости и Харальду «тонкий» английский юмор не понравился, началась битва, которая и впрямь кончилась гибелью норвежского конунга.
Языческий жрец и князь Глеб
В «Повести временных лет» тоже нашлось место для черного юмора.
В записи за 1071 года говориться о целом нашествии языческих жрецов, которые пытались посеять смуту и обратить новгородцев в язычество.
Такой волхв объявился и при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, говорил ведь: „Предвижу все» и, хуля веру христианскую, уверял, что „перейду по Волхову перед всем народом».
И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение, встал и сказал: „Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет».
И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: „Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?».
Тот ответил: „Знаю все». И сказал Глеб: „А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?» – „Чудеса великие сотворю», – сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв, и люди разошлись. Так погиб он телом, а душою предался дьяволу.
«Повесть временных лет» в переводе Лихачева
«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече». Художник: Рябушкин Андрей Петрович
Что тут сказать, чрезвычайно действенный способ борьбы с обскурантизЬмом)))
Настоятельница монастыря и кентавр по совместительству. Маастрихтский часослов, XIV век.
Словом, с чувством юмора у средневековых людей все было в порядке.
Трэш в средневековом искусстве
2. Женщины верхом на Аристотеле
Греческий философ Аристотель попадал на картины весьма часто. Но в течение короткого периода в начале эпохи Возрождения, его почему-то начали изображать в одной и той же странной и специфической позе. В течение нескольких лет художники рисовали на картинах одного из самых уважаемых философов, стоящего на четвереньках, с женщиной, сидящей на нём верхом.
Иногда у Аристотеля была уздечка во рту. В других случаях женщина била его. А иногда это была бы откровенная картина обнаженной женщины, шлепающей отца научной мысли. Источником подобных картин была популярная история о жене Александра Великого, которая обманом заставила Аристотеля прокатить ее на себе, как на пони.
Мораль истории заключалась в том, что женщины являются злыми соблазнительницами, и все должны воздерживаться от плотских потребностей. Так средневековые художники демонстрировали миру, что они «выше похоти».
3. Рыцари, сражающиеся с улитками
Одной из самых странных вещей, которую монахи любили изображать на полях книг, являются эпические битвы между рыцарями и улитками. Между XIII и XIV веками по непонятным причинам это стало весьма популярной темой.
В течение длительного времени у людей была странная привычка рисовать изображения Моисея с рогами на голове. Это весьма странно — изображать столь демонически выглядящую деталь на человеке, который вывел евреев из Египта. И все же, подобных примеров много (даже Микеланджело рисовал подобное).
Есть мнение, что средневековые художники и не думали потешаться над Моисеем. Они действительно считали, что у того были рога. В большинстве переводов Библии говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо было «озарено лучами света». Но оригинальное еврейское слово «keren» может означать либо «луч света», либо «рог».
Таким образом, в Библии на самом деле могло утверждаться, что у Моисея были рога. В средневековую эпоху была даже напечатана копия Библии, в которой говорилось, что Моисей спустился с горы с рогами на голове. Это звучит безумно, но некоторые люди и до сих пор думают, что именно это правильный перевод.
5. Кошки, вылизывающие пятую точку
Изображения котиков стали популярны намного раньше, чем появился Интернет. Средневековые художники рисовали их довольно часто. Единственным исключением было то, что они не концентрировались том, чтобы картинка вызывала положительные эмоции и приступы милоты.
6. Мария Магдалина, покрытая волосами
Когда готические художники рисовали Марию Магдалину, они делали ее похожей на «экспонат» из цирка Барнума. Они рисовали женщину, которая ниже шеи была полностью покрыта густым волосяным покровом. Причем, это не был какой-то странный средневековый фетиш, а именно так, по их мнению людей в то время, должна была выглядеть святая. В то время история Марии Магдалины закончилась тем, что она заросла шерстистыми волосами, что сделало ее похожей на козу.
Согласно легенде, Мария Магдалина полностью отказалась от всех земных благ после смерти Иисуса. Она перестала купаться и менять одежду, и, в конце концов, ее одежда полностью износилась и порвалась. Чудом, которое спасло Марию от блуждания по миру голой, стали волосы, выросшие по всему телу. После этого в течение всей оставшейся жизни Мария ходила голой и волосатой.
7. Убийство беззаботных людей
Это было время, когда человек должен был предстать перед божественным судом, и то, как он реагировал на это, говорило о его характере. Если человек во время смерти плакал, кричал и ругался, это означало, что он, вероятно, попадет в ад. А если последний вздох был встречен с улыбкой, то человек попадал на небеса. Все эти скучающие мертвые люди могли просто демонстрировать свою стоическую готовность отправиться на Небеса. Либо средневековые художники просто плохо умели рисовать мимику.
8. Люди, в «космических кораблях»
По какой-то причине многие примеры средневекового искусства показывают, что люди летают на маленьких машинах, которые выглядят странно похожими на «Спутник-1». Подобное обычно встречается на всех картинах Иисуса. Средневековые картины показывают важные моменты в жизни Христа, такие, как тот момент, когда его мать Мария взяла младенца первый раз на руки, или тот момент, когда он умер на кресте.
В углу картины в небе неизменно изображен маленький человек в «кабине маленькой белой ракеты», улетающий в космос. Есть несколько теорий относительно того, что обозначают эти изображения. Наиболее академическая теория заключается в том, что изображения призваны символизировать «чуждое присутствие Бога». Это всего лишь теория, а единственное объяснение, источником которого является сам средневековый художник, звучит полностью фантастически.
На гравюре Ганса Глейзера изображено небо над городом, заполненное трубами и сферами. Глейзер подписал гравюру, заявив, что это картина того, что он видел происходящим в небе над Нюрнбергом: битву между неизвестными летающими объектами. Сохранились записи о том, что битва закончилась тем, что сферы и несколько «стержней» улетели в солнце, а несколько других объектов рухнули на землю в облаке дыма.
9. Демоны с лицами на промежности
Средневековые художники любили рисовать демонов. Их искусство было переполнено ужасающими монстрами, которые собирались забрать души невинных. И по каким-то причинам у многих из демонов были два глаза, нос и большой рот прямо на их промежности. Эти картины были странно сексуальными.
Часто лицо промежности у демона извергало какой-то странный фаллический огонь прямо между ног. Иногда эти лица не просто прикрывали промежность, а находились на кончиках их гениталий. Это был способ показать зло беспричинного сексуального соблазна. Демоны должны были символизировать опасности похоти, и лица на промежности были способом показать, где спряталось истинное лицо зла.
Некоторые люди были так обеспокоены опасностью похоти, что демоны были самым популярным предметом искусства в эпоху средневековья. По-видимому, другие люди были менее обеспокоены, потому что второй по популярности темой были люди, занимающиеся плотскими утехами.
10. Вещи, торчащие из зада
Похоже, что когда средневековые художники не рисовали животных-убийц и демонов с лицами на промежности, они заполняли свои книги иллюстрациями, которые очень странно выглядели рядом со словом Божьим: изображениями людей с различными вещами, торчащими из их анусов.
Доспехи
Рыцарские доспехи для для боя на турнире в пешем строю. Северная Германия, 1526 год
После Рима. Переплавленный колосс
Спустя почти семьсот лет после начала христианской эры, или post Christum natum, как говорили в Средние века, неизвестных монах составил сборник пророчеств, которых позже приписали Беде Достопочтенному – возможно, величайшему автору английского Средневековья. Одно из этих предсказаний получило широкую известность и активно цитируется до сих пор: Quamdiu stabit Colyseus, stabit et Roma. Quando cadet Colyseus cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus. «Пока стоит Колизей, Рим будет существовать. Когда Колизей падет, падет и Рим. А если Рим падет, падет и мир».
Еще в конце XVIII века Эдвард Гиббон в своем знаменитом сочинении о конце Римской империи фактически приписал эти сроки англосаксонским паломникам, которые отправились в Рим до 735 года, когда умер Беда; на самом деле кажется маловероятным, что почтенный аббат когда-либо действительно пересекал Ла-Манш. Сегодня мы также знаем, что эти слова могли относиться к колоссу Нерона, который когда-то стоял недалеко от амфитеатра Флавиев, и который, по одной из версий, дал начало популярному термину «Колизей». Во времена упадка Рима, когда агонизирующая империя остро нуждалась в деньгах, огромную бронзовую статую переплавили на монеты, в то время как амфитеатр оставался свидетелем былого величия города. Таким образом, в Средние века он стал самым впечатляющим, а также самым символическим памятником римской цивилизации.
Пророчество Беды о значении Рима для мирских судеб и о его главном памятнике широко распространилось по Англии, еще не захваченной норманнами. На самом деле, в течение некоторого времени после того, как папа Григорий Великий (590-614) проводил интенсивную проповедническую кампанию на далеких английских островах, местные жители страны чувствовали сильную преданность святому Петру и охотно отправлялись в Рим, чтобы помолиться на его могиле в Ватикане, бросив вызов трудным дорогам и тысячам опасностей, неизменно сопровождающих долгое путешествие.
Черты Рима по-прежнему проступали в облике Британии. В конце концов, даже родной город Беды, Ярроу, возник на месте римского castrum I века, от которого сохранились фрагменты оригинальных каменных построек. Большой вал, построенный Адрианом, по-прежнему пересекал остров поперек, разделяя то, что прежде было римской Британией и Каледонию, страну варваров-пиктов. Но Британия была лишь одной из многих провинций Рима, причем далеко не первостепенной. Напротив, римляне считали ее краем света.
Путешествуя по дорогам Европы, торговцы или монахи могли встретить захватывающие дух римские сооружения. Величественные акведуки теперь стояли без дела, амфитеатры пустовали, полуразрушенные здания с белеющими мраморными колоннами были сродни костяным останкам того, что некогда было величайшей империей в истории человечества. Человеку Средневековья все эти сооружения казались невероятно красивыми и масштабными. Во времена Беды не только бедняки, но и многие знатные семьи Европы жили в узких башнях, сложенных из грубо обработанного камня, или в скромных замках, возведенных из дерева на земляной насыпи.
Все, что осталось от римлян, воспринималось как следы гигантов – грандиозные, величественные и неповторимые. В сознании средневекового человека все лучшее неизменно ассоциировалось с Римом. Начиная с тех самых дорог, по которым передвигались путешественники в Темные века, и заканчивая уцелевшими предметами искусства.
Естественно, что каждая средневековая империя считала себя ничем иным, кроме как естественной (а также единственной законной) наследницей римского мира. Когда Константин выбрал греческий город Византий на берегу Босфора в качестве свой столицы в Восточной империи, город превратился во «второй Рим», а титул людей, которых мы ошибочно называем византийскими императорами, звучал как «государь римлян» (basilèus tòn Romàion).
Традиционно Средневековье принято отсчитывать с падения Западной Римской империи, то есть с момента свержения последнего императора Ромула Августа (его официальная интитуляция, а искаженное прозвище «Августул», то есть «Августенок» ему дали недоброжелатели) варварским военачальником (предположительно – из племени скиров) Одоакром, который провозгласил себя королем Италии. Но «Одоакр» было лишь прозвищем узурпатора, командовавшего имперскими войсками, сформированными из представителей варварских народов. На самом деле он носил латинский преномен (личное имя) Флавий, и когда, несмотря на переворот, решил чеканить собственные золотые монеты, то поместил на них свой профиль, но – с именем императора Зенона. Это было сделано по той причине, что Одоакр формально получил от восточного императора полномочия управлять Западом (императора которого он и сверг) в качестве носителя титула magister militum (верховный военачальник).
То есть, фактически, сам Зенон постфактум узаконил совершенный переворот. Но с точки зрения самого Зенона он лишь восстанавливал историческую справедливость. Дело в том, что и сам Ромул Августул был узурпатором. Вернее, узурпатором был его отец Флавий Орест, прежде бывший magister militum на Западе. Орест сверг и изгнал западного императора Юлия Непота и возвел на престол своего юного сына Ромула. Правивший на Востоке Зенон эту политическую рокировку (как и императорские полномочия Августула) не признал и отправил того самого Одоакра подавить мятеж. Таким образом, события, которые учебники истории привычно преподносят нам как захват власти в Западной империи и изгнание последнего законного императора, фактически представляют собой карательную экспедицию, инициированную константинопольским двором. То, что в итоге все пошло не так, как было запланировано – уже другой вопрос.
Однако обозначать конец Римской империи 476 годом, когда Одоакр изгнал Августула – очень большая условность, это просто удобная граница для ученых, в то время как объективная реальность, в которой жили люди, была намного сложнее. Римское право, как и деньги, продолжало функционировать в обществе. Люди продолжали использовать в обиходе атрибуты римской культуры, одеваться по римской моде. Постепенно под воздействием нараставшего присутствия варварских племен в Европе римские обычаи начали смешиваться с традициями германских племен, создавая гибридные формы права и искусства, в которых мы можем различить оба культурных компонента. VI век, первый настоящий век Средневековья, одновременно с этим был временем, когда император Юстиниан составил свой знаменитый кодекс, в котором была аккумулирована вся римская юридическая традиция. А Кассиодор, один из величайших интеллектуалов Средневековья, основал аббатство Виварий, чтобы сохранить самые ценные произведения греческой и латинской цивилизации.
Несмотря на все изменения в культуре и экономике, римские корни по-прежнему сохраняли свое присутствие в европейской повседневности, а сама империя продолжала оставаться мифическим горизонтом, на который равнялись все политики, мечтавшие о величии и славе. Так, германский император из швабской династии Гогенштауфенов, Фридрих II, в 1234 году приказал построить архитектурный комплекс Porta di Capua, который был бы последним форпостом его владений недалеко от границ папского государства. За образец архитектурного стиля он взял триумфальные арки античности, а в центре комплекса возвышалась статуя самого императора, облаченного в тогу античных Цезарей. Рядом с монументом Фридриха стояли еще две статуи – античные боги Аполлон и Диана, олицетворявшие главные виды деятельности императорского двора – охоту и интеллектуальные занятия.
Даже римские папы с определенного времени начали требовать для себя имперские символы власти и знаки отличия, а их личные войска должны были приветствовать их криками и эпитетами, заимствованными из времен Римской империи. Они называли это imitatio imperii, и не видели в подобном заигрывании с языческими корнями ничего кощунственного. Например, папа Бонифаций VIII, самый теократический папа Средневековья, принимая в 1298 году имперских делегатов, присланных Альбертом Габсбургским, назвал свою тиару «диадемой Константина» и провозгласил «Я Цезарь, я император». А несколькими месяцами ранее, согласно словам летописцев, он появлялся на публике, облаченный в пурпур и опоясанный мечом, явно подражая римским государям. Даже церковь не собиралась отказываться от своих исторических корней, тянущихся в самое сердце имперского Рима, и в официальных документах времен раннего Средневековья именовала себя не иначе как Respublica christianorum, то есть «Христианская республика».
В своем великом труде «Божественная комедия», в той ее части, что была посвящена раю, Данте Алигьери немало внимание уделял образу империи. У него она сначала перешла с Запада на Восток (то есть – в Византию), а затем вернулась в Европу как Священная Римская империя германцев. И уже в этом статусе она должна была исполнить свое предназначение и направлять народы к земному счастью. Проще говоря, отчасти «Божественная комедия» была политическим сочинением.
Более того, сам Бог на миниатюрах раннего Средневековья изображен в виде императора, сидящего на троне и держащего в правой руке земной шар, увенчанный крестом как символ мира. А император, в свою очередь, был представлен как подобие Бога с нимбом над головой, подчеркивающим его отличие от простых смертных. Император был земным наместником Бога и его воплощением среди людей: Константин, первый христианский император, носил титул isapòstolos, то есть буквально «равный апостолам».
Император Людовик Благочестивый с нимбом
Что касается еще одного имперского символа, орла, то он еще в эллинистическую эпоху олицетворял Зевса и, следовательно, высшую божественную силу, потому что, расправив крылья, орел мог достигать высот, недоступных для любой другой птицы. И совершенно неспроста Данте назвал орла «птицей Бога».
Кстати, слово diòs («бог») является формой родительного падежа имени Zeus (Зевс). Пример: Παῦε λέγων, μὰ τὸν Δία/Paûe légōn, mà tòn Día/Stop talking, by Zeus/Замолчи, Бога (Зевса) ради. И diòs и Zeus происходят от прото-греческого dzéus, а оно, в свою очередь, от прото-индоевропейского dyḗws. От которого также происходит и латинское Iovis. Теперь поняли, почему римского Зевса зовут Юпитером?
При этом Данте хотел выразить основную концепцию, согласно которой, в отличие от других возможных форм правления (демократии, олигархии, монархии) империя обладает особым достоинством, потому что она имеет божественное происхождение и является вечной. Более того, средневековый человек подчас был жестоким и безжалостным (гуманизм еще не придумали), он мог не избегать всех смертных грехов, однако это не мешало ему чувствовать себя глубоко верующим. Он видел себя органичной, естественной частью этой огромной системы, а значит, и в нем было Божье начало.
Так, например, король Франции Филипп IV Красивый (1268-1314), который упорно боролся то с англичанами, то с папой, то с собственными феодалами за автономию своей монархической власти и за превращение Франции в национальное государство, независимое от любой другой власти, также апеллировал к имперскому прошлому. Он пытался (правда, без особого успеха) продемонстрировать, что по отцовской линии является прямым потомком Карла Великого. Давно погибшая империя продолжала жить в сознании людей Средневековья. Это было почти через тысячу лет после Рима.