Что было в здании цума раньше
Что было в здании цума раньше
Технические новинки в этом здании в начале XX века пугали москвичей, а ассортимент поражал богатством.
Торговая история этого места началась, когда Михаил Голицын построил на углу Кузнецкого моста и Петровки торговые ряды. После его смерти пассаж купил Голофтеев. А в 1892 здесь открылся магазин шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза.
«Мюр и Мерилиз» стал первым магазином для среднего класса, где можно было купить все, кроме продуктов питания. Товары были высокого качества, а продавцы безукоризненно вежливы. Московский магазин «Мюр и Мерилиз» стал известен по всей России: он бесплатно рассылал каталоги, и любой житель страны мог заказать товар по почте с бесплатной доставкой.
Также здесь была специальная комната без окон. Освещали ее газовые фонари, и московские модницы могли представить, как выбранные наряды будут смотреться вечером в Александровском саду или на Тверском бульваре.
24 ноября 1900 года магазин «Мюр и Мерилиз» сгорел. От здания остались только стены. Владельцы заказали проект нового здания Роману Клейну.
Решили строить в стиле английской готики. При этом впервые использовали железобетон. И уже в 1908 году магазин открылся вновь. Он был новаторским по оснащению: для покупателей работали справочная, комната ожидания и ресторан. Сенсацией стали электрические лифты. Правда, поначалу эта новинка пугала покупателей.
Металлические конструкции и стальной каркас здания по проекту В.Г. Шухова обеспечили обилие света и внутренний простор. А встречала посетителей еще одна инженерная новинка — вращающиеся двери. Но покупатели иногда оказывались зажатыми конструкцией, из-за чего двери окрестили «капканами». Зазевавшиеся могли получить смачную затрещину или пинок створкой. В итоге из-за большого количества жалоб вращающиеся двери убрали.
«Мюр и Мерилиз» оставался роскошным магазином. Говорили, что в него можно войти голым, а выйти полностью одетым. И не просто выйти, а выехать на велосипеде. Не удивительно, что продавщиц отбирали очень тщательно. В народе их называли мюрмерилизочками.
После революции «Мюр и Мерилиз» национализировали. В 1920-е годы он открылся под названием «Мосторг». Вскоре это имя сменили на привычное «ЦУМ» — Центральный Универсальный Магазин.
Там можно было купить все что угодно — от канцелярских скрепок до роскошных норковых манто. Также в ЦУМе впервые в России опробовали систему самообслуживания.
В 1970-е годы к магазину пристроили новое здание. А несколько лет назад появилась еще одна часть. Теперь ЦУМ занимает целый квартал.
Нынешняя реклама считает слово «магазин» неблагозвучным и утверждает, что ЦУМ расшифровывается как «Центральный. Универсальный. Модный». Сейчас на пяти из семи этажей ЦУМа представлено более 1 500 брендов одежды, обуви, парфюмерии, косметики и аксессуаров. А на крыше планируют устроить летние террасы с кафе и ресторанами.
История ЦУМа
История нынешнего ЦУМа началась в 19 веке, когда два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Санкт-Петербурге торговую компанию, названную их именами: «Мюр и Мерилиз». Товарный знак «Мюръ и Мерилизъ» был зарегистрирован в 1857 году.
Фото 1908 г. Универсальный магазин «Мюръ и Мерилизъ».
В конце XIX — начале XX века дела компании вел третий совладелец — Уолтер Филип. В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву, где арендовала только что перестроенный арх.Коссовым из старой усадьбы князя Гагарина магазин на Кузнецком Мосту, 19, а через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи на углу Кузнецкого моста и Петровки (в «доме Хомякова»).
Фото кон.1960-х — нач.1970-х гг. Бывший торговый дом Хомякова. Построен в 1900-х гг. Надстроен в советское время.
Вскоре торговый дом купил здание для большого магазина на Театральной площади, на месте сегодняшнего ЦУМ. Было решено создать здесь крупный универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» или парижского «Бон Марше». Лучшего места было не найти: рядом проходила улица дорогих магазинов — Кузнецкий мост. Располагались шикарные пассажи.
Через несколько лет «Мюр и Мерилиз» перешел на торговлю в розницу, увеличил ассортимент и стал первым в России универсальным магазином.
Каталог универсального магазина «Мюр и Мерилиз» за 1912-1913 гг.
Успех розничного магазина подтверждался скоростью, с какой универмаг открывал новые отделы. В розничной торговле кроме шляпок и тканей появилась дамская модная одежда и обувь, мебель, посуда, спортивные товары, ковры и т.п. «Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом — магазином для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.
Слава московского магазина гремела по всей России: «Мюр и Мерилиз» бесплатно рассылал каталоги своих товаров, и любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте.
Из каталога магазина «Мюр и Мерилиз» за 1912-1913 гг.
Покупки стоимостью свыше 75, а затем и 25 рублей высылались заказчику в любую точку России, причем расходы по доставке в пределах европейской части магазин принимал на себя. Четыре раза в год, к началу каждого сезона, издавались каталоги товаров, которые бесплатно рассылались всем желающим так же, как и образцы тканей.
Товары здесь были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы: когда покупатель был недоволен, товар немедленно заменяли новым. Для детей поход в «Мюр и Мерилиз» был настоящим праздником, ведь здесь их ждали восхитительные игрушки. К каждой были прикреплены ярлычки с названиями. «Лошади деревянные с шерстью», «Медведь в меху заводной кувыркающийся», «Тюлень жестяной заводной, ходит зигзагом».
Из каталога магазина «Мюр и Мерилиз» за 1912-1913 гг.
Нанимая заведующих отделами, владельцы магазина не полагались на их умение торговаться, поэтому вводили твердые цены. Это вызывало негодование тех пожилых дам, которые гордились своим умением покупать товары по минимальным ценам. Кроме твердых цен, новшествами универмага были: обязательство брать назад либо менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города, а также снижение цен за счет увеличения количества продаж.
До 1891 года на верхнем этаже универмага еще велась оптовая торговля. К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче. Это был первый в России большой универмаг.
В феврале 1892 года в магазине произошел сильный пожар, последствия которого, однако, были быстро ликвидированы. «Помещение было полностью обеспечено автоматически действующими огнетушителями, — писал владелец магазина Эндрю Мюр, — и ущерб товарам, думается, проистекал скорее от них и от воды, подаваемой пожарными машинами, чем от огня». Потери были возмещены страховкой, но двое пожарных погибли в огне. Это несчастье еще более усилило уныние владельцев, вызванное упадком торговли.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине начался второй пожар. Москва была залита ярко-красным светом на многие версты в округе, а толпы народа стекались из предместий посмотреть на такое событие.
«Пожар
Мы еще жили в Салтыковском переулке. Однажды вечером мама раздевала меня, чтобы уложить спать. Это была всегда трудная процедура – я протестовала, ибо мне казалось, что, как только засну, тут-то и произойдет что-то самое интересное, удивительное и «главное» (это беспокойство осталось на всю жизнь).
На этот раз мне повезло – мама еще не успела меня раздеть, как раздался стук в дверь, топот ног по лестнице и крики: «Пожар! Пожар! Бегите на улицу!» Отца дома не было, мама взяла меня на руки, схватила мое одеяло и бросилась на лестницу, где уже было тесно от людей, узлов, вещей. Все это лавиной неслось вниз. Папа встретился нам на лестнице – он пробирался «против течения» к нашей квартире. И мама, и я, увидев его, немного успокоились. На улице я опять было струхнула от невиданного зрелища, но папа строго сказал: «Не бойся! Не важно, что страшно, а ты присмотрись, как красиво, и запомни: если красиво – то не страшно!» И я с интересом стала все разглядывать. В то время я подчинялась и верила отцу. Мои капризы выливались в основном на мою нежную мать.
Выяснилось, что горел магазин «Мюр и Мерилиз» – теперешний ЦУМ. Черное небо как бы вздыхало огнем, стены домов, лица людей то вспыхивали, то угасали. Переулок заполнился «беженцами» и их разнообразным имуществом. Некоторые уже успели вытащить кое-какую мебель в переулок и сидели на стульях. Пожар разгорался, начался ветер, и со стороны «Мюр и Мерилиза» несло теплом, дымом и гарью. Когда ветер усилился, то в небо взлетели какие-то ярко горящие полотнища, как алые знамена, – это горели целые кипы материи, разворачиваясь от порывов ветра. Некоторые куски падали на землю поблизости от нас, и люди шарахались от них, а какие-то смельчаки бежали навстречу, надеясь, что авось не весь материал обгорел. Отец строго наказал нам, чтобы мы стояли на месте, а сам пошел по Петровке – на разведку. Вернувшись, сказал, что приехали пожарные части, пожар заливают, опасности уже нет и можно идти домой. Долго я не могла уснуть – от «красоты», вероятно, но, конечно, и от страха». В.Ходасевич
.
Здание магазина сгорело и было принято решение построить новое здание на месте сгоревшего. Проект нового семиэтажного здания разработал известный архитектор Роман Иванович Клейн в стиле английской готики с элементами модерна. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Были применены металлические конструкции и стальной каркас здания, выполненный по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова. Хотя магазин не был небоскребом, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади.
15 (02) сентября 1907 года. «Русское слово».
«АКЦИОНЕРНЫЙ И ТОРГОВЫЙ ОТДЕЛ
Преобразование торгового дома «Мюр и Мерилиз». Нам сообщают, что министром торговли и промышленности утвержден устав торгово-промышленного товарищества «Мюр и Мерилиз». Учредители торгового дома принимают — В.В.Филипп и А.А.Мерилиз – принимают на себя права и обязанности учредителей товарищества, передавая в его собственность актив и пассив своего предприятия, а равно и недвижимое имущество. Основной капитал определен в 3 000 000 руб., разделенный на именные паи, по 3 000 руб. каждый.
Новое здание привлекло всеобщее внимание и было признано архитектурным шедевром. Руководство торгового дома осознавало его значение для центра Москвы и решило не ставить на фасаде фирменный знак «ММ». Новый магазин был открыт на Рождество в 1908 году и вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Помимо магазина на Театральной площади, для него, по проекту все того же Романа Клейна, была построена «Фабрика мебели и бронзы» на Малой Грузинской (теперь фабрика «Рассвет»). В 1908-1917 годах оборот нового магазина и размах деятельности фирмы в целом быстро росли.
К 1913 году в магазине было 80 отделов. По уровню товарооборота и оснащению торговых залов «Мюр и Мерилиз» не уступал такому лондонскому универмагу, как «Харродс».
Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей.
После революции универмаг закрылся, но не долго.
10 марта 1922 года. Гремит оркестр. Вестибюль заполняют приглашенные — многочисленные гости, приехавшие на открытие крупнейшего универмага столицы — Мосторга. Председатель правления магазина, звякнув ножницами, перерезал алую ленту. В толпе раздались аплодисменты. Оркестр заиграл туш.
Фото 1926 г. А.Родченко. Вид от угла Петровки и Кузнецкого моста. На снимке хорошо видна не сохранившаяся застройка, на месте которой сейчас расположены новые очереди ЦУМа.
Москвичи еще долго помнили старое название универмага — «Мюр и Мерилиз» — и часто употребляли его в разговоре: «…Вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи хороший ошейник с цепью», — писал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце».
Фото кон.1940-х — нач.1950-х гг.
С началом войны перестали светиться окна домов, погасли витрины, изменился и внешний вид магазина — место нарядных манекенов в витринах заняли мешки с песком, зеркальные окна скрылись за фанерными щитами. Помещения на верхних этажах универмага превратились в казармы. В период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
После войны к универмагу были прикреплены отдельные фабрики, которые выпускали товары в широком ассортименте только для ЦУМа по его заказам.
Среди товаров ежедневного спроса в ЦУМе продавались: фитили для керосинок и керогазов, слюда, хозяйственные сумки «авоськи» с деревянными ручками, детские половые щетки. Всего в магазине ежедневно имелось в продаже до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за 2 копейки и кончая дамскими меховыми манто.
Коллектив ЦУМа был инициатором внедрения в практику торговли самообслуживания, продажи по образцам, с открытым доступом покупателей к товарам. В дальнейшем был сделан новый шаг в развитии прогрессивных методов торговли — организована продажа товаров с открытой выкладкой их на прилавках и уплатой денег продавцу через кассу, установленную здесь же, на прилавке. Так, из года в год, благодаря инициативе и творчеству работников универмага, использованию отечественного и зарубежного опыта, методы торговли расширялись, совершенствовались, создавались качественно новые, более эффективные.
В 1970-е годы к ЦУМу было пристроено новое здание. Площади универмага были расширены.
В 1992 году ЦУМ поменял организационно-правовую форму и был преобразован в открытое акционерное общество. В 1995 году было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей и оптимизации ассортиментной структуры магазина.
Цель проводимой реконструкции — расширить торговые площади за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства.
В конце 1995 — начале 1996 года ЦУМ провел открытый международный тендер на создание проекта модернизации универмага и его осуществление. В тендере победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) — одна из известных проектно-строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
Модернизация проводилась без остановки торговли. После чего площадь ЦУМа увеличилась до 33 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина (удобный доступ покупателей к товарам, современные лифты и эскалаторы, автоматизация обработки товаров, места отдыха покупателей и др.).
Стоимость модернизации составила около 22 миллионов долларов. Требуемые капиталовложения были покрыты на 50% за счет третьего выпуска акций и на 50% — за счет прибыли, амортизационных отчислений, инвестиций торговых партнеров и кредитных средств.
Реконструкция и капитальный ремонт центрального здания ЦУМа были завершены в 1997 году, после чего магазин приобрел новый, современный, не уступающий международным аналогам облик.
Образцово-показательный универмаг. Как в Москве открывали ЦУМ
Центральный универсальный магазин получил свое название в 1933 году. О том, как он был построен и с какими трудностями пришлось столкнуться перед его открытием, рассказывает Главархив Москвы.
В 1922 году Центральный универмаг Гормосторга, с которого началась история современного ЦУМа, располагался в бывшем торговом доме «Мюр и Мерилиз» по адресу: улица Петровка, дом 2. Рядом находились Солодовниковский, Голофтеевский и Александровский торговые пассажи. 29 июля 1933 года президиум Моссовета принял постановление «Об упорядочении и постановке торговли и реорганизации Центрального универмага в образцово-показательный универмаг в системе Гормосторга». Это означало, что универмаг и пассажи должны объединить, чтобы создать единый торговый комплекс — образцово-показательный универмаг Москвы.
В то время столица уже выполнила первый пятилетний план и одновременно переживала массовый голод. Нужно было показать, что перемены к лучшему есть. Таким символом, демонстрирующим успехи советской экономики, и должен был стать новый магазин.
Ремонтные и строительные работы должны были закончить до 1 ноября 1933 года. Рабочие трудились круглосуточно. Так, всего за три дня создали ремонтную контору, которая получила 1,6 миллиона рублей на все необходимое. Строителям давали горячую еду, их зарплаты увеличили вдвое. Для работ использовали также 10 грузовиков и три легковых автомобиля.
Магазин получил собственную трансформаторную подстанцию на 700 киловатт, радиоузел и систему репродукторов в торговых залах и на улице. Фасад хотели оформить световой рекламой и светящимися вывесками из аргоновых и неоновых трубок. Кроме того, еще до начала холодов весь комплекс должны были подключить к центральному отоплению. Монтаж собственной автоматической телефонной станции на 500 номеров решили перенести на январь 1934 года.
Постановление «О ходе подготовки к открытию Центрального образцово-показательного универмага в Москве» появилось 21 сентября 1933-го. В текст внесли правку от руки: первую букву в слове «центральный» везде исправили со строчной на прописную. Таким образом, постановление стало первым документом Моссовета, где появилось новое название — Центральный универмаг Москвы, или Центральный универсальный магазин. Из текста документа становится понятно, что основная часть строительных, ремонтных и отделочных работ в зданиях к этому моменту уже была закончена. Также в нем содержалось заявление заместителя начальника Гормосторга о том, что магазин может открыться 15 октября 1933 года. Основным торговым и снабженческим организациям предлагалось в пятидневный срок начать заключение договоров на поставку товаров.
Но были и те организации, которые, согласно документу, не укладывались в сроки. Так, например, специалисты Мосэнерго не смогли к 15 сентября завершить монтаж трансформаторной подстанции, рабочие Мосгорсвета не закончили к 1 сентября монтаж световой рекламы на фасаде. Радиовещательная станция не успела смонтировать радиовещательную сеть.
Неожиданно появилась еще одна проблема. Дело в том, что в самом здании бывшего магазина «Мюр и Мерелиз» и в примыкающих к нему пассажах все это время, в том числе и во время ремонта, продолжали работать конторы и представительства разных организаций и учреждений. Самым проблемным оказался Мосснабсбыт, который занимал изрядную часть Солодовниковского пассажа. Ради его переселения было решено пойти на своеобразный обмен. Мосснабсбыту предложили здание, располагавшееся по адресу: улица Балчуг, дом 22/24. Помещения, которые освободились, сразу же заняли отделы и мастерские ЦУМа.
Магазин открылся и стал очень популярным. 9 декабря 1933 года Моссовет выпустил еще одно постановление, согласно которому для ЦУМа устанавливалась так называемая прерывная рабочая неделя с выходными днями 1, 7, 13, 19, 25 или 31-го числа каждого месяца. В день, следующий после выходного, ЦУМ начинал работу в 12:00. В остальные дни торговля проходила с 10:00 до 19:00.
История торгового дома «Мюр и Мерилиз», будущего «ЦУМа»
Как магазин дамских шляп стал новатором розничной торговли в России, а впоследствии центром дорогих брендов.
Расположение нового здания было крайне удачным. Вскоре «Мюр и Мерилиз» расширили свой ассортимент и начали торговать буквально всем чем угодно, кроме продуктов питания. Их универсальный магазин стал первым в России доступным для среднего класса.
1900 г. Николай II на параде объезжает войска.
Шотландские предприниматели внесли огромный вклад в развитие торговли внутри страны. «Мюр и Мерилиз» стали настоящими новаторами в своей сфере. Именно они первые начали распространять бесплатные каталоги своих товаров. Каталоги стали отличной рекламой. Они издавались четыре раза в год к началу каждого сезона и направлялись по почте всем желающим. Иногда в каталогах были образцы различных тканей.
Они же первыми начали торговлю по почте, при этом доставка была полностью бесплатная при сумме заказа от 75 рублей, а потом и от 25 рублей. Доставляли товары по всей территории страны, однако, бесплатно только по европейской части. «Мюр и Мерилиз» одними из первых установили фиксированный ценник на все товары, ни о каких «поторговаться» не могло идти и речи.
К 1891 г. в торговом доме «Мюр и Мерилиз» работало около 1000 человек, а количество различных магазинов достигало 44 павильонов. Предприятие продолжало активно развиваться, но в ноябре 1900 г. произошёл пожар. Здание было полностью уничтожено, уцелели только малые фрагменты фасада, но уже было ясно, что «Мюр и Мерилиз» уничтожено.
Пожар разгорался, начался ветер, и со стороны «Мюр и Мерилиза» несло теплом, дымом и гарью. Когда ветер усилился, то в небо взлетели какие-то ярко горящие полотнища, как алые знамена, – это горели целые кипы материи, разворачиваясь от порывов ветра. Некоторые куски падали на землю поблизости от нас, и люди шарахались от них, а какие-то смельчаки бежали навстречу, надеясь, что авось не весь материал обгорел.
Не смотря на то, что многие уже похоронили предприятие шотландских коммерсантов, они вернулись в торговлю с новой силой. После шестилетнего скитания по арендованным помещениям было решено построить новый универмаг, который будет выделяться на фоне остальных.
В 1906 г. за проект нового универмага «Мюр и Мерилиз» взялся известный архитектор Роман Иванович Клейн (арх. зданий Пушкинского музея, доходного дома на манежной площади и средних торговых рядов). Было решено построить новое здание в стиле английской готики с элементами модерна. Впервые при строительстве здания был использован, входящий на тот момент в моду, железобетон. Именно из железобетона в Соединённых Штатах возводились небоскрёбы.
В канун Рождества 1908 г. новое здание Универсального магазина «Мюр и Мерилиз» открыл свои двери для покупателей. Фасад здания был уникальным для Москвы. Семиэтажное строение конечно не было небоскрёбом даже по тем временам, но явно выделялось на фоне остальных трёх и четырёхэтажных строений. Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр понимали, какое важное место их здание теперь занимает в облике столицы, и приняли решение, что на фасаде здания не будет никаких вывесок, даже с фирменным названием.
Вместе с новым зданием «Мюр и Мерилиз» привнесли ещё несколько новшеств. Отныне клиент всегда был прав. Если покупателю что-то не понравилось в товаре, ему незамедлительно заменяли его на новый. Потребитель имел право на обмен или возврат товара.
В новом здании появились ранее не виданные комнаты и элементы декора. Например, впервые появилась комната ожидания для посетителей, и справочная, где покупателю помогали сориентироваться. В женских примерочных была специальная «тёмная комната», которая освещалась только газовыми фонарями, где дамы могли посмотреть, как на них будет выглядеть платье при вечернем освещении.
Другим же новшеством стали два электрических лифта. Они вызывали у покупателей смешанные чувства. С одной стороны восторг от технологий, а с другой страх перед неизвестным. Изначально, входная группа представляла собой вращающиеся двери, но со временем от них было решено отказаться, так как люди в них часто застревали, получали травмы, а в народе двери прозвали «капканом».
1920 г. Бывший «Мюр и Мерилиз»
После революции универмаг «Мюр и Мерилиз» национализировали. В декабре 1918 г., некогда богатейший на товары торговый дом, закрыл свои двери. К счастью, это было ненадолго. Уже в 1922 г. «Мюр и Мерилиз» опять открывают свои двери, но теперь здание называется «Мосторг», а уже через несколько лет его переименуют в привычный «ЦУМ».
Даже в самые тяжелые времена, здесь всё ещё можно было приобрести дефицитный товар. В 1933 г. впервые в стране организовали опытно-показательную универсальную торговлю промышленными товарами высокого качества по повышенным ценам.
1970 г. Вид сзади от центрального входа
Если вы будете искать эту пристройку сегодня, то её часть можно будет увидеть в середине здания с внешней стороны. Нынешнее же здание «ЦУМа» состоит аж из трёх частей. В 2007 г. к универмагу пристроили ещё одно строение и расширили торговый дом до огромных размеров.
2007 г. Здесь видны все пристройки и главное здание слева 2007 г., середина 1970 г., справа 1908 г.
На сегодняшний день «ЦУМ» ассоциируется у нас только с дорогими вещами от различных модных брендов. Но как мы теперь знаем, этот универмаг не всегда себя позиционировал, как место только для людей с хорошим достатком. К сожалению, нынешний «ЦУМ» больше похож на Франкенштейна, нежели на историческое здание.