Что было во второй половине 19 века в россии
Особенности развития России во второй половине 19 века
Россия во второй половине 19 века находилась в очень тяжёлом положении. Ещё немного и страна могла провалиться в бездну. Экономика попала в критическое состояние после участия в Крымской войне. Не было никакого развития и у крестьянского хозяйства, так как крепостное право во многом ограничивало людей.
Правящие императоры
Во второй половине 19 века страна нуждалась в проведении реформ. Первым провести изменения должен был император Николай I.
Николай I
Во время правления Николая I страна переживала неблагополучный период. Проблемы были во всех сферах общественной жизни. Император был противником кардинальных перемен и отказывался даже слушать о принятии конституции. Поддержу он видел в бюрократическом аппарате и правил по принципу единства царя и народа. В результате его правления Россия заметно отстала от ведущих мировых держав. Основная масса населения оставалась безграмотной, а местные власти творили беспредел.
Императору нужно было срочно найти решение нескольких задач:
Давая характеристику личности и итогам правления Николая I, можно сделать вывод — стране срочно нужны перемены. К счастью, следующий император это понимал.
Александр II
В то время, когда Александр II стал управлять страной, на территории Польши проходили народные восстания. Император принял важное решение, вопреки мнению западных государств, и ввёл российские войска в Польшу для подавления восстаний.
Настоящего почитания он добился после того, как принял решение отменить крепостное право. Манифест, изданный 19 февраля 1861 года, уровнял права всех слоёв населения и крестьянский вопрос был частично разрешён. В 1864 году императором была проведена Земская реформа, направленная на снижение влияния чиновников на процесс управления государством. В этот же период была принята судебная реформа, провозглашающая суд независимым органом.
По всей стране Александр II начал открывать образовательные учреждения и воскресные школы. Армия также была преобразована. Снизился обязательный срок воинской службы с 25 до 15 лет. Император отменил телесные наказания за повинности.
Во время правления Александра II удалось достичь больших результатов и во внешней политике. К территории Российской империи были присоединены часть Кавказа и Северной Азии. После победы в русско-турецкой войне был восстановлен Черноморский флот и были получены 2 пролива — Босфор и Дарданеллы.
Начался активный рост промышленности. Банки с радостью вкладывали денежные средства в строительство железных дорог и развитие металлургии.
Небольшие упадки были замечены в сельском хозяйстве, так как ставшие свободными крестьяне часто разорялись и перебирались в города, чтобы там устроиться на работу.
Общественные движения 19 века
Перемены в жизни людей, произошедшие при Александре II, пробудили в людях революционные настроения. В общественных движениях возникло 3 главных направления.
Консервативные и либеральные идеологии
Основоположником консервативных идей стал Катков, впоследствии его союзниками были Победоносцев и Толстой. По их мнению, дальнейшее развитие России должно происходить по трём основным направлениям:
Основоположником либерального течения стал Чичерин, далее к нему присоединились Муромцев и Кавелин.
Либералы выступали за введение Конституции и провозглашение независимости церкви от государства.
Революционное течение
Первыми представителями течения были Чернышевский, Белинский и Герцен. Спустя некоторое время в их ряды вступил Добролюбов. Они отвергали самодержавную власть и не воспринимали капитализм. Мыслители даже выпускали собственные журналы. По их мнению, порядок в стране возникнет только после установления социализма. Поддержку революционеры увидели в крестьянстве.
В конце 19 века в Российской империи было создано множество тайных кружков. На собраниях они призывали внедрять в крестьянскую среду революционеров. Крестьяне, в свою очередь, проигнорировали призывы к свержению власти. В результате революционеры разделились на 2 лагеря — теоретики и практики. Последние организовывали теракты и были опасны для общества.
Царствование Александра III
Сразу после принятия правления, новый император начал борьбу с революционными движениями и казнил их организаторов.
Вместо того чтобы дать народу Конституцию, проект которой был практически завершён Александром II, во второй половине 19 века в стране был установлен полицейский режим. Были запрещены студенческие кружки, так как именно в студентах правительство видело главного врага. Реформа местного самоуправления перетерпела изменения — крестьян лишили права голоса на выборах депутатов. Высшие должности занимали богатые купцы, а на местах — дворяне.
Император Александр III считал, что Россия должна быть только для русских и с 1891 года XIX века начал активно громить евреев. Его главной мечтой было — восстановление абсолютной власти монарха. Во время правления Александра III страна не принимала участия в войнах, поэтому это стало идеальным временем для внутреннего развития страны. Активно развивалась торговля. Росли крупные города, во многих из них начали строить промышленные предприятия.
К концу века в России было построено много новых дорог, в том числе началось строительство Сибирский магистрали, чтобы соединить центр с Тихим океаном.
Культурное развитие
Культура России во 2 половине 19 века перетерпела некоторые преобразования. Новые взгляды на положение в стране заметно отобразилось в русской литературе. Среди писателей было популярно 2 течения — западники и славянофилы. По мнению последних, у Российской империи был свой путь, и запад не сможет повлиять на её культуру. Западники придерживались противоположного мнения и кратко говорили, что Россия должна развиваться вместе с западными странами.
Вторая половина 19 века и начало 20 для русской литературы стали периодом расцвета. В это время написали свои лучшие произведения многие авторы, в том числе Толстой, Достоевский и Чехов.
В архитектуре на первый план вышло смешение нескольких стилей — эклетизм. Он стал активно использоваться архитекторами при строительстве торговых центров, домов, вокзалов и других сооружений.
Вторая половина 19 века была лучшим временем для живописи. Художники вдохновились новыми идеями и больше не хотели работать по классическим требованиям Академии. Перов, например, через свои работы рассказывал о текущих проблемах в общественной жизни, особенно критикуя последствия крепостного права. В середине 19 века в Санкт-Петербурге открылся государственный Эрмитаж, в который собрали лучшие произведения искусства со всей планеты.
Эпоха оказалась очень важной для истории развития Российского государства. Именно в этот период Александр II начал вносить долгожданные перемены в политическую систему, что не могло не повлиять на развитие культуры. Во второй половине 19 века она пережила настоящий расцвет.
Россия во второй половине XIX века
Вы будете перенаправлены на Автор24
Наследие Николая I
Время правления Николая I принято считать самым неблагополучным после Смутного времени. Противник реформ и введения конституции, император опирался на бюрократический чиновничий аппарат. Его идеология была основана на тезисе «царь и народ едины». Итогом правления императора стала отсталость России от европейских стран, общая неграмотность населения и государственный произвол во всех сферах жизни общества.
После его правления было необходимо срочно решить следующие задачи:
При решении внутренних задач царскому правительству пришлось столкнуться с интересами дворянства. Настроение сословия также приходилось учитывать.
После правления императора Николая I Россия нуждалась в реформах как в глотке свежего воздуха. Александр II это прекрасно понимал.
Россия в царствование Александра II
Начало царствования Александра II отмечено волнениями в Царстве Польском. Поляки подняли восстание в 1863 году. Несмотря на протесты западных держав, император ввёл армию на территорию Польши и усмирил мятеж.
Александр обессмертил свое имя Манифестом об отмене крепостного права, изданным 19 февраля 1861 года. Закон уравнял перед законом все сословия и все слои населения теперь несли равные государственные повинности.
«Великие реформы» — это масштабные внутренние преобразования в Российской империи, проведённые в правление императора Александра II.
После решения крестьянского вопроса в стране проводились реформы местного самоуправления. Земская реформа была проведена в 1864 году. Это преобразование снижало давление аппарата чиновников на местные органы власти и позволило решить многие хозяйственные проблемы на местах.
Готовые работы на аналогичную тему
В 1864 году началась реализация судебных реформ. Суды становились самостоятельными органами власти и назначались пожизненно Сенатом и царём.
При Александре II открывались образовательные учреждения, строились воскресные школы для рабочих, возникли среднеобразовательные школы.
Реформы коснулись военного дела: в 1874 году изменился срок службы в армии до 6 лет и на флоте до 7 лет. Отменялись телесные наказания.
В правление Александра II значительных успехов Россия достигла во внешней политике. Были присоединены Восточный и Западный Кавказ, часть территории Средней Азии. Победив в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Россия восстановила флот на Черном море.
При Александре II активизировалось развитие промышленности, банкиры стали вкладывать деньги в строительство железных дорог и в металлургию. Одновременно некоторый упадок наметился в сельском хозяйстве, так как освободившиеся крестьяне были вынуждены арендовать земли у бывших хозяев. В результате, большинство крестьян, разорившись, уходили на заработки в город вместе с семьями.
Общественные движения во второй половине XIX века
Реформы Александра II пробудили в русском обществе революционные и либеральные силы. Общественные движения второй половины XIX века делятся на три течения:
Один из основателей революционного движения, М.А. Бакунин, проповедовал социалистический анархизм. Он считал, что государства следует разрушить, и на их месте построить мировую Федерацию общин. В конце XIX века были организованы тайные революционные кружки, из которых самыми крупными были «Великоросс», «Земля и воля», «Рублёвое общество», «Народная расправа». Революционеры внедрялись в крестьянскую среду с целью агитации.
«Народная воля» вынесла Александру II приговор, который был реализован 1 марта 1881 года после ряда неудачных покушений.
Россия в царствование Александра III
Александру III досталась страна, глубоко потрясённая серией убийств политиков и чиновников. Новый император приступил к подавлению революционных кружков, а основные руководители – Ткачёв, Перовская и Александр Ульянов – были казнены.
Россия вместо конституции, подготовленной Александром II, при правлении Александра III получила государство с полицейским режимом. Император начал наступление на реформы отца, поэтому его деятельность получила название «контрреформам».
Контрреформы — это принятый в отечественной историографии термин для обозначения мероприятий правительства императора Александра III, обращенных на стабилизацию социально-политической жизни в России после проведения либеральных реформ Александра II.
С 1884 года в стране запрещались студенческие кружки, так как правительство видело главную опасность свободомыслия в студенческой среде.
Пересмотрены были права местного самоуправления. Крестьяне вновь лишались права голоса при выборе местных депутатов. В земствах заседало местное дворянство, а в городской думе – богатое купечество.
Судебная реформа также подвергалась изменениям. Суд становился более закрытым, а судьи – более зависимыми.
Александр III насаждал великорусский шовинизм. Был провозглашен любимый императорский тезис – «Россия для русских». С попустительства власти к 1891 году начались еврейские погромы. Проводилась активная русификаторская политика.
Александр III мечтал возродить абсолютную монархию. Правление императора протекало без международных осложнений и войн. Это позволяло быстро развиваться внутренней и внешней торговле, быстро расти городам, строиться заводам и фабрикам. В конце XIX века выросла протяжённость дорог. Началось строительство Сибирской магистрали, соединявшей центральные районы страны с тихоокеанским побережьем.
Россия во второй половине XIX века.
Российская империя во второй половине XIX – начале XX века.
2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.
3. Первая российская революция 1905-1907 гг.
Россия во второй половине XIX века.
Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г. Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифестоб освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы: освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте, заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников. Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества. В них вводилось самоуправление: дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г. издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов. Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882г. был учрежден Крестьянский поземельный банк, предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша. В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии, у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение. Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.
Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципыновой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки, границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд, кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушенасуществованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).
До судебной реформы, в 1863 г., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).
Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами, отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г. был принят новый воинский устав, вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись. Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса, но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище. В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.
Были проведены реформы в сфере образования и цензуры. По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназиис 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию. В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г. был введен новый Устав университетов, восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г. вводились «Временные правила о печати», отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.
На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца». Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова), но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.
На престол встал его Александр III, царь-Миротворец(1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам, направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.
Правительство ограничило земское и городское самоуправление. С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа. Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г.предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.
В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте, именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте: сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией. В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля, а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение, что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность, распространения иностранных концессий, т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию, дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом, добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г. в России была впервые проведена всеобщая перепись населения, численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России: было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.