Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления

Шишкарева Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры истории государства и права Юго-Западного государственного университета, Курск, кандидат исторических наук.

В статье характеризуются политические и правовые основы формирования крестьянского самоуправления в период с 1861 г. до конца 19 века. Автором даны оценки изменений в процессе развития крестьянского самоуправления в исследуемый период, позволившие сформулировать выводы о целях и задачах реформы крестьянского самоуправления.

Ключевые слова: крестьянское самоуправление, крестьянский волостной суд, сельские и волостные общества, должностные лица крестьянского общественного управления.

Shishkareva Tatyana Nikolaevna, art. lecturer of the Chair of State and Law History of Southwest State University, Kursk, candidate of historical sciences.

The article characterizes the political and legal basis for the formation of peasant’s self-government in the period from 1861 until the late 19th century. Author estimates changes in the development of peasant’s self-government in the analyzed period, which allowed to draw conclusions about the goals and objectives of peasant’s self-government reform.

Key words: peasant’s self-government, peasant’s parish court, rural society and township officials, peasant’s public administration.

Таким образом, сельское общество состояло из крестьян, принадлежавших ранее одному помещику. Такой подход к созданию сельского общества был удобным, так как община как хозяйственная организация крестьян существовала и до реформы 1861 года, а теперь получила законодательное закрепление. Кроме того, объединить крестьян, принадлежавших ранее одному помещику, в одно сельское общество было значительно проще, т.к. они уже имели традиции своего мирского самоуправления.

Корнилов А.А. Крестьянское самоуправление по Положению 19 февраля // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 6. 1911. С. 139.
Нольдэ Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1978. С. 104.
Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 196.
Корнилов А.А. Крестьянское самоуправление по Положению 19 февраля // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 6. 1911. С. 144.
Обозрение Высочайше утвержденных 19 февраля 1861 года Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. IV. СПб., 1861. С. 45
Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Материалы для истории освобождения крестьян: губернские комитеты, их депутаты и редакционные комиссии в крестьянском деле. 1862. С. 352

Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу Н.П. Семенова. II. СПб., 1893. С. 201.
Там же. С. 202.

Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу Н.П. Семенова. II. СПб., 1893. С. 282.

Все предложения редакционных комиссий были без существенных изменений внесены в «Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года.

Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу Н.П. Семенова. II. СПб. С. 487.
Новый волостной суд: Собр. законов, распоряжений правительства, циркуляров и решений Сената для крестьян всей Рос. империи (их суд, права и обязанности). М., 1886. С. 16.
Крестьянская реформа в России. 1861 год. Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 62.

Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях // Суд и расправа: Полн. свод законов и распоряжений правительства для крестьян, сословия. сост. по Выс. утв. Положению 19 февраля 1861 г. и по Продолжениям 1864, 1865, 1866, 1868, 1869 гг. и по др. последовавшим позднейшим распоряжениям правительства. XV. М., 1870. С. 895

Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 496.

Крестьянская реформа в России. 1861 год. Сборник законодательных актов. М., 1954. С. 50.

Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государственных, дворцовых и удельных 26 июля 1863 г. Полное собрание законов. II. Т. 38. Отд. 1. СПб., 1866. N 39722; Закон о поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях 24 ноября 1866 г. Полное собрание законов. II. Т. 41. Отд. 1. СПб., 1869. N 43888.

Следующим важным шагом, предпринятым правительством по отношению к крестьянскому самоуправлению, стало принятие «Положения об изменениях в устройстве местных учреждений по крестьянским делам» от 27 июня 1874 г. Административная независимость мировых посредников вызывала у власти определенное беспокойство, и в 1874 г. институт мировых посредников был упразднен. В соответствии с Положением от 27 июня 1874 года образовывались уездные по крестьянским делам присутствия под председательством уездного предводителя дворянства в составе председателя земской уездной управы, одного почетного мирового судьи, уездного исправника и непременного члена, который избирался уездным земским собранием на три года из числа лиц, имевших право занимать должность мировых посредников и утверждаемого министром внутренних дел. Между ними распределялись обязанности мировых посредников и их съездов.

Положение об изменениях в устройстве местных учреждений по крестьянским делам // Полное собрание законов. II. Т. 49. Отд. 1. СПб., 1974. N 53678.

Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 205.

Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 216.
Корнилов А.А. Крестьянское самоуправление по Положению 19 февраля // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т. 6. 1911. С. 139.

Этот вопрос стал предметом широкого обсуждения в земствах и в печати. Однако предложенные меры после 1 марта 1881 г. практически не были воплощены в жизнь. И если изменения экономического характера были частично реализованы, то выдвинутые предложения по изменению крестьянского общественного управления остались без внимания.

Вопрос о преобразовании крестьянского общественного управления по-прежнему был актуальным, что нашло отражение в работе комиссии под председательством статс-секретаря Каханова («Кахановская»), которая начала свою работу в 1881 году. Важной новеллой, выработанной в ходе работы комиссии, являлось уничтожение сословной обособленности крестьянства. Предлагалось отменить двухуровневую систему управления. Сельские общества, включая в себя всех жителей, независимо от сословной принадлежности, должны были стать единой местной ячейкой всесословного управления. Специальное крестьянское самоуправление должно было сохраниться только на уровне поземельной общины. Волость же теряла не только свой сословный характер, но и все черты самоуправления, становясь территориальной единицей. Волостной суд не упразднялся, но должен был претерпеть изменения, заключающиеся в том, что он собирался под председательством мирового судьи. Кроме того, решения волостного суда могли быть обжалованы в апелляционной инстанции, которой должен был стать съезд мировых судей.

Положение о земских участковых начальниках. Полное собрание законов. III. Т. 9. Отд. 1. СПб., 1891. N 6196.

Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 239.

Таким образом, введение института земского начальника усилило административную опеку над общиной. С этой же целью в 1886 г. был принят закон о семейных разделах, который был направлен на консервацию общины. Причем крестьянские учреждения, а с 1889 г. земские начальники также контролировали этот процесс, входя в рассмотрение каждого отдельного случая. В 1893 г. был принят еще один закон, расширявший компетенцию земского начальника, в соответствии с которым ему предоставлялось право вмешательства в вопросы о переделе земли.

Таким образом, формирование институтов крестьянского самоуправления основывалось на принципах, введенных в действие Общим положением и иными нормативно-правовыми актами, определявшими его основы. Сельские общества создавались в рамках поземельных крестьянских общин, которые имели свои традиции самоуправления и представляли собой устойчивую организацию, основанную на общих хозяйственных интересах. Волость, объединявшая несколько крестьянских обществ, не имевших, как правило, общих интересов, создавалась как административное образование. Волостное управление способствовало решению социальных задач, которые были непосильны одному сельскому обществу при отсутствии помощи со стороны помещика. Кроме того, оно обеспечивало включение крестьянства в административную систему государства, осуществляя фискальные и полицейские функции. Однако волость не являлась административно-территориальной единицей государства в полном смысле, так как в ее состав включалось преимущественно крестьянское сословие. Учреждение волостного крестьянского суда как особой сословной судебной инстанции, действовавшей на основе норм обычного права, усиливало обособленность крестьян.

Таким образом, предоставление крестьянам самоуправления решало целый ряд задач, поставленных реформаторами.

Во-первых, осуществлялось правовое закрепление самоуправления крестьян, существовавшего в поземельной общине, которое позволило крестьянам в рамках создаваемых сельских обществ и волостей решать социально-экономические задачи. Данная мера была направлена на сохранение крестьянской общины как особого социального и хозяйственного образования, имевшего длительную историю существования, свои традиции, обычаи, ментальность, способы хозяйствования. Во-вторых, создание двухуровневого управления упрощало процесс взаимодействия государства с крестьянством и обеспечивало контроль над выполнением крестьянскими обществами фискальных и полицейских обязанностей. В-третьих, крестьяне, получившие личную свободу, должны были освободиться от опеки помещика, приобретая при этом опеку со стороны государства в лице создаваемых крестьянских учреждений, мировых посредников, а впоследствии земских начальников.

Источник

Предпосылки, причины реформ 1860-1870-хх гг. и их значение

Содержание:

Введение

К середине XIX века Россия отставала от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической сфере. Поэтому главной задачей правительства стало приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. При этом не менее важной была задача сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Развитие капиталистических отношений в пореформенной России вступало в еще большее противоречие с феодально-крепостнической системой. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли приводили к деградации феодальной экономической системы. Обострение противоречия между новыми, капиталистическими отношениями и отжившей крепостнической системой лежало в основе кризиса феодализма. Ярким выражением этого кризиса стало обострение классовой борьбы в крепостной деревне.

Этот путь был начат с важнейшей реформы отмены крепостного права, а также ряда других важных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования, печати и т.д., которые были необходимы России в 60-70-е годы XIX века.

Определив тему реферата, я задалась целью подобрать соответствующую литературу и на ее основе узнать больше о реформах 60-70-х годов XIX века. XIX века, их предпосылках и последствиях.

На эту тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. Соответственно, я выбрала наиболее подходящий материал для своей темы.

Выбранная мной тема и актуальна в настоящее время, так как сейчас тоже проводятся реформы, а анализ реформ 60-70-х годов XIX века позволяет сравнить их с реформами нашего времени, выявить недостатки и, соответственно, последствия этих недостатков, определить влияние этих реформ на дальнейшее развитие нашей страны.

Цели и задачи моего исследования: изучить основные моменты реформ 60-70-х годов 19 века, их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России.

Предпосылки реформ

Аграрно-крестьянский вопрос стал наиболее острой социально-политической проблемой в России к середине 19 века. Среди европейских государств крепостное право сохранялось только в России, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Российского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому вынуждено было учитывать его интересы.

В конце XVIII и в середине XIX века даже правительство и консервативные круги не оставались равнодушными к решению крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами и урегулировать их отношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостных. К середине XIX века окончательно созрели причины краха крепостной системы. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичья экономика, основанная на труде крепостных, приходила в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Объективно крепостное право препятствовало и индустриальной модернизации страны, так как мешало возникновению свободного рынка труда, накоплению капитала, вложенного в производство, росту покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость отмены крепостного права была вызвана и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не повлиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло особенно важную политическую предпосылку для отмены крепостного права, так как продемонстрировало отсталость и разложение социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Возникшая после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала о потере международного престижа России и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и моральными предпосылками. Эти предпосылки обусловили и другие важные буржуазные реформы: местного управления, суда, образования, финансов, армии.

Подготовка реформы

Впервые необходимость отмены крепостного права была официально заявлена Александром II в его речи 30 марта 1856 года перед московским дворянством. В этой речи Александр II, говоря о своем нежелании «дать свободу крестьянам», был вынужден заявить о необходимости приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права, указав, что «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока оно само отменится снизу». 3 января 1856 года под председательством Александра II был образован Секретный комитет «для обсуждения мер к устройству быта помещичьих крестьян». Комитет состоял из ярых крепостников и действовал нерешительно. Однако дальнейший рост крестьянского движения заставил правительство в конце 1857 года приступить к подготовке реформ.

Вначале правительство пыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. 20 ноября 1857 года был дан рескрипт: Генерал-губернатору Литовских губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) В.И. Назимову было выдано предписание о создании трех губернских комитетов среди местных помещиков и одной общей комиссии в Вильно для подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». Правительственная программа, которая легла в основу этого рескрипта, была разработана в Министерстве внутренних дел летом 1856 года. Она предоставляла крепостным гражданские права, но сохраняла вотчинную власть помещика. Помещик сохранял право собственности на всю землю в своем имении; крестьяне получали надел земли, за пользование которым они были обязаны выполнять регламентированные законом феодальные повинности в пользу помещика. Другими словами, крестьяне получили личную свободу, но феодальные производственные отношения были сохранены.

В 1857-1858 гг. подобные рескрипты были даны и другим губернаторам, и в том же году в губерниях с помещичьими крестьянами начали действовать «губернаторские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян». С публикацией рескриптов 24 декабря 1858 года и началом работы комитетов подготовка реформы стала публичной. 16 февраля 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Наряду с Главным комитетом в начале марта 1858 года была создана Земская часть Министерства внутренних дел под председательством сначала А. И. Левшина, затем Н. А. Милютина, сыгравшая важную роль в подготовке реформы. Вопрос о ее подготовке стал широко обсуждаться в прессе.

Хотя судьбы крестьянства решались помещиками в губернских комитетах и центральных правительственных учреждениях, готовивших реформу, а крестьяне были отстранены от участия в деле, затрагивавшем их жизненные интересы, все же ни помещики, ни правительство не могли игнорировать настроения крестьянства, оказавшие существенное влияние на подготовку реформы. Под давлением крестьянских волнений Главный комитет 4 декабря 1858 года принял новую программу. Она предусматривала предоставление крестьянам права собственности на землю путем выкупа и полное освобождение помещиков от феодальных повинностей.

К концу августа 1859 года проект «Положения о крестьянах» был в основном готов.

Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки требованиям помещиков: в ряде уездов земледельческих губерний нормы крестьянских наделов были снижены, в нечерноземных губерниях, в основном промышленных, размер дани был увеличен, а так называемая «переобложение» (т.е. дальнейшее увеличение дани) была введена через двадцать лет после издания закона об освобождении крестьян.

Промульгация манифеста «Положения 19 февраля 1861 года»

19 февраля 1961 года Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.

Правительство прекрасно понимало, что изданный закон не удовлетворит крестьян и вызовет массовый протест против его хищнических условий. Поэтому с конца 1860 года оно начало мобилизовывать силы для подавления крестьянских волнений. Положения 19 февраля 1861 года» применялись в 45 губерниях Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тысячи душ крепостных обоего пола, в том числе 1467 тысяч домохозяев и 543 тысячи человек, прикрепленных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений в деревне была не единовременным актом 1861 года, а длительным процессом, растянувшимся на несколько десятилетий. Крестьяне не были полностью освобождены с момента провозглашения Манифеста и Положения от 19 февраля 1861 года. Манифест объявил, что в течение двух лет (до 19 февраля 1863 года) крестьяне обязаны выполнять те же повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые дополнительные повинности (с яиц, масла, льна, льна, шерсти и т.д.), корвет ограничивался 2 днями в неделю для женщин и 3 днями в неделю для мужчин, несколько уменьшалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с дани на корвет и в крепостное состояние. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений была передача крестьян на выкуп.

Правовой статус крестьян и крестьянских учреждений

Согласно Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, которого прежде помещик мог лишить всего имущества, продать, подарить или заложить, теперь имел не только возможность распоряжаться своей личностью, но и гражданские права: заключать от своего имени различные гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия. Все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода к труду и, соответственно, формированию рынка труда. Однако вопрос о личном раскрепощении крестьян еще не получил полного, последовательного разрешения. Сохранялись черты внеэкономического принуждения. Сохранялась и сословная неполноценность крестьян, их привязанность к месту жительства, к общине. Крестьянство оставалось низшим социальным слоем, который должен был платить рекрутские сборы, поденную плату и различные другие денежные и натуральные повинности, подвергался телесным наказаниям. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены от него.

Крестьянское «Общественное управление» отвечало за поведение крестьян и обеспечение их регулярной службы на благо помещика и государства. Закон 1861 года сохранил общину, которая использовалась правительством и помещиками как фискально-полицейская ячейка в пореформенной деревне.

В июне 1861 года был создан институт мировых посредников, на которых правительство возложило выполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы: утверждение и введение в действие уставов (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разрешение споров между крестьянами и помещиками, надзор за разделом крестьянской и помещичьей собственности, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники в первую очередь защищали интересы помещиков, иногда даже нарушая закон. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства. Они критиковали тяжелые для крестьян условия реформы 1861 года и требовали проведения ряда буржуазных преобразований в стране. Однако их удельный вес был довольно мал, поэтому они были быстро сняты со своих постов.Заключение

После отмены крепостного права в 1861 году капитализм утвердился в качестве господствующей формации в России. Из аграрной страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, появлялись новые виды промышленности, возникали новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвленная сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, в стране происходили важные и социальные сдвиги. Ленин назвал крестьянскую реформу 1861 года «государственным переворотом», подобным западноевропейским революциям, проложившим путь новой, капиталистической формации. Но поскольку этот переворот в России был не революцией, а реформой сверху, он привел к сохранению многочисленных пережитков крепостничества в экономической, социальной и политической системе страны в пореформенный период.

Заключение

Период реформ 60-70-х годов 19 века имел огромное значение для нашей страны, так как определил ее дальнейшее развитие и переход от феодальных отношений к капиталистическим, превращение России в буржуазную монархию. Все реформы носили буржуазный характер, открывая возможности для развития капиталистических отношений в экономической и социально-политической сферах.

Хотя реформы были значительным шагом вперед для России, но все же они, буржуазные по своему содержанию, несли в себе крепостнические черты. Проводимые сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, правосудии, народном образовании и т.д., реформы защищали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправное положение помещичьих классов. Уступки, сделанные в первую очередь крупной буржуазии, нисколько не нарушали привилегий дворянства.

Таким образом, следует отметить, что основные цели, которые ставило перед собой правительство, были достигнуты, хотя и не в полной мере. Да и последствия этих реформ не всегда были положительными, например, в результате крестьянской реформы во время восстаний погибло много людей. Кроме того, помещики, пытаясь выйти из своего невыгодного положения, старались получить как можно больше прибыли с крестьян, что привело к значительному сокращению крестьянского хозяйства.

Но самое главное, на мой взгляд, это то, что крестьяне стали делиться на классы и меньше зависеть от помещиков. Также важно подчеркнуть, что принципы, заложенные в реформах суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли на положение страны в будущем, и позволили России считаться одной из мировых держав.

Список литературы

Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть картинку Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Картинка про Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть картинку Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Картинка про Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть картинку Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Картинка про Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управленияЧто было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Смотреть картинку Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Картинка про Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления. Фото Что было взято за образец при создании системы крестьянского общественного управления

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *