Что было ядром крупного государственного сектора экономики
Государственный сектор экономики
Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.
Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.
То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как регулирующий субъект, но и собственник.
Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.
Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:
В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:
Модели государственного сектора экономики
Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.
Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:
В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.
В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.
Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.
Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.
Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.
Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.
Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ
Том 7. Москва, 2007, стр. 538
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́ КТОР ЭКОН О́ МИКИ, элемент экономики, обеспечивающий выполнение государством его функций в процессе обществ. воспроизводства. Г. с. э. служит материальной основой для выполнения государством своих целей: гос. управления, нац. обороны и нац. безопасности, охраны обществ. порядка, экологич. безопасности, развития науки, отраслей инфраструктуры, социального и мед. обеспечения населения, культуры и образования. В состав Г. с. э. входят: 1) гос. имущество (земля, леса, недра, здания и сооружения, интеллектуальная собственность); 2) гос. предприятия [как правило, в отраслях инфраструктуры, ТЭК (топливно-энергетич. комплекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюджетные учреждения (госаппарат, армия, кредитно-финансовые структуры, правоохранит. органы, таможня, организации здравоохранения, культуры, образования). Г. с. э. возник вместе с появлением государства и на протяжении историч. эпох параллельно с ним видоизменялся. Наиболее динамично Г. с. э. развивался в 20 в. под влиянием 1-й и 2-й мировых войн; вследствие появления социалистич. стран, в которых экономика была почти полностью огосударствлена; крушения колониализма и активизации процессов национализации в Азии и Африке. Размеры и состав Г. с. э. различаются в отд. странах в зависимости от уровня и этапа политич. и экономич. развития, нац. традиций. Так, в США очень мало гос. предприятий, а в странах ЕС в сер. 1980-х гг. их удельный вес составлял 70% в энергетике, связи, на транспорте, 30% в пром-сти. В России в нач. 21 в. сложился мощный Г. с. э. В таких крупнейших предприятиях, как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», занимающих доминирующее положение в ТЭК страны, государство является гл. акционером, 75% минус 1 акция принадлежит государству в ОАО «Связьинвест», в РАО «ЕЭС России» гос. пакет акций составляет 52,7%; в сфере ж.-д. транспорта учреждено ОАО «Российские железные дороги», где единственный акционер – государство. В оборонном комплексе насчитывается 35 гос. вертикально интегрированных структур, практически полностью определяющих состояние отрасли. Участие государства в процессе обществ. произ-ва и функционирование Г. с. э. – объективная необходимость, поскольку частный сектор, несмотря на его огромный потенциал, доминирующее значение для обеспечения экономич. роста, не в состоянии решить все проблемы социально-экономич. развития. В частности, вне поля зрения частного сектора остаются факторы экономич. роста, формирующие социальный эффект, такие как обеспечение доступности для всех членов общества высококачественных услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, поддержка малого предпринимательства. Не представляет особого интереса для частного капитала использование таких значимых факторов экономич. роста, как охрана окружающей среды, проведение фундам. науч. исследований, реализация крупных долгосрочных проектов стратегич. характера. Отсутствие интереса частного сектора к использованию названных факторов объясняется в одних случаях тем, что они не обеспечивают субъектам частной собственности максимизации прибыли. С др. стороны, некоторые факторы экономич. роста частный сектор не в состоянии использовать по причине недостаточного уровня концентрации капитала, в связи с высокой степенью риска в процессе их использования, из-за длительных сроков окупаемости вложенного капитала и т. д. Границы, масштабы и структура Г. с. э. и гос. собственности, обеспечивающей его функционирование, подвижны и подвержены изменениям в соответствии с изменениями тенденций совр. экономич. роста, изменениями степени востребованности услуг гос. сектора обществ. воспроизводством, а также в соответствии с экономич. ситуацией и нац. традициями.
Экономика и экономическая теория : Государственный сектор экономики
Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.
Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.
Среди зарубежных авторов рассматривающих данную проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие
Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора
2. определить экономические функции государства
3. определить специфику государственного сектора в РФ
4. определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Поставленные цель и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора, а также определяются экономические функции государства. Во второй главе определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.
Глава 1. Понятие и сущность государственного сектора экономики
1.1 Подходы к определению госсектора и его структура
Современная действительность дает немало поводов для анализа места и роли государства в экономике. Рыночная экономика и экономические функции государства неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно, т.е. как полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной организации. Данный принцип говорит не о полной деэтатизации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос [12, C.23].
Поэтому основной функцией государства в современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими процессами; управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.
При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.
В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.
Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.
Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.
Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.
В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны [21, C.120].
Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.
Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.
1.2 Экономические функции государства
Экономические функции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великие экономисты признавали необходимость государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.
Адам Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.
Однако в наибольшей степени предшественниками современной экономики государственного сектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления, как частных, так и общественных благ, а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. Этот подход был впоследствии существенно развит учеником Викселя Эриком Лиидалем.
В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла экономика государственного сектора в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства [20, C.81].
В результате теория в целом существенно преобразилась. Становлению экономики государственного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсона и многим другим достижениям.
Изучая экономику государственного сектора, её границы, необходимо сконцентрировать внимание на экономических функциях государства, которые реализуются с помощью ресурсов, сосредоточенных в этом секторе.
Использование принуждения оправданно, только когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния. Если принуждение необходимо, то его следует минимизировать, во-первых, обеспечивая его недоступность для всех, кроме законных носителей государственной власти, и, во-вторых, отсекая лишь те возможности, которые непосредственно признаются неприемлемыми.
Переходя к функциям государства, стоит начать с нейтрализацией провалов рынка.
Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). Рассмотрим подробней их особенности.
При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия, что в свою очередь также может вызывать потери.
Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации. В результате такого запрета государство может само принимать участие в производстве.
Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Ассиметрия информации возникает тогда, когда потребитель вынужден доверять производителю, не имея полной информации о продукте или услуге.
Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей [27, C.15].
При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналий, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем.
Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие транзакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку в действительности транзакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка.
Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения, а также стимулирующие и финансовые меры.
Формирование государственных финансов также относится к экономическим функциям государства.
Государственное вмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. Государство должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения товаров и услуг которые на него возложены, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов.
Проблема налогообложения состоит в том, что нужно одновременно обеспечить необходимый уровень государственных расходов, и с другой стороны стимулировать правдивость налоговых и отчетных документов.
Следующей функцией государства является производство общественных благ.
Общественное благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью. Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.
Создание общественных благ предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участии в производстве, либо в совместном финансировании.
В связи с производством общественных благ возникает проблема безбилетника. Её существование обусловлено характерной для общественных благ неисключаемостью. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.
Еще одну проблему коллективного действия принято характеризовать с помощью теоретико-игровой модели А. Таккера, которая называется дилемма заключенного. Смысл её состоит в том, что поведение, отвечающие критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Поведение, направленное на сотрудничество с партнерами, может быть непосредственно невыгодным, с точки зрения индивида, если отсутствуют гарантии сотрудничества с другой стороны [26, C.30].
Для смешанных общественных благ существует теория клубов. Суть её в том, что для данных благ характерно потенциальное переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей этого блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают друг другу мешать. Иными словами, исчезает несоперничество в потреблении, издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю не равны нулю [26, C.33].
Итак, государственный сектор экономики представляет собой совокупность ресурсов, с помощью которых государство осуществляет своё функционирование. Эти ресурсы распределены в обществе в соответствии с потребностями государственного регулирования. Основные функции государства представлены именно в тех сферах, в которых рыночного регулирования оказывается недостаточно и оно не может обеспечить необходимые потребности общества. Эти сферы и представляют собой провалы рынка и производство общественных благ. Но для функционирования государства необходимо также материальное обеспечения, т. е формирование финансов.
1.3 Методы государственного регулирования госсектора
Методы государственного регулирования госсектора являются составной частью методов государственного вмешательства в экономику. Границы госсектора позволяют разбить совокупность методов регулирования госсектора на два блока: прямые методы государственного регулирования госсектора и косвенные.
Под прямыми методами стоит понимать, такие методы, которые непосредственно влияют на объем и структуру госсектора, и обеспечены принуждающей силой государства. К ним относятся:
Законодательные методы. Нормативно-правовые акты определяющие возможность или невозможность тем или иным субъектам осуществлять хозяйственную и иные виды деятельности. Государство также организует барьеры для входа в отрасль, чтобы обеспечит возможность вести деятельность только для надежных и ответственных организаций, регламентирует порядок регистрации, ликвидации и банкротства. Антимонопольное законодательство следит за состоянием конкуренции в экономике, при её отклонении от заданных нормативов может регулировать положение монополиста на рынке, применять методы разукрупнения компании, а также влиять на ценовую политику и контролировать качество продукции монополии.
Приватизация госимущества означает его передачу в частные руки. В результате приватизации часть госимущества переходит в собственность отдельных немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат, доходы от приватизации направляются в бюджет.
Инвестирование. Государство способно осуществлять инвестирование в те или иные сферы, тем самым стимулируя производителей на создание доступной и востребованной продукции. Тем самым удовлетворяя потребности потребителей. Благодаря госинвестициям происходит обновление материально-технической базы, реструктуризация задолженностей, изменяется объем и структура производства, сохранение ведущих специалистов. Нередко инвестирование принимает формы государственной поддержки предприятий, целью которой является реструктуризация компании, недопущение остановки предприятия, роспуска персонала.
Предоставление государством кредитов, поручительств, гарантий.
К косвенным методам регулирования госсектора относится:
Налоговое регулирование. Способствует регулированию отчислений в бюджет. Стимулирует перелив капитала в сферы с более низким налогообложением.
Стимулирование спроса. Способствует увеличению спроса при его спаде. Например, увеличение доходов физических лиц увеличивает спрос на те или иные товары и услуги, стимулирование производство которых необходимо в конкретный момент. Также как элемент стимулирование спроса выступает государственное кредитование. Государство, изменяя учетную процентную ставку и норму обязательных резервов, определяет доступность кредитов, как для предприятий, так и для населения.
В первой главе мы исследовали основные теоретические положения возникновения и функционирования государственного сектора экономики. Обозначены основные подходы к определению понятия госсектора российскими и зарубежными учеными. Проведены параллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора и госсобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора через функции выполняемые государством. Но на данном этапе развития российского общества существует ряд проблем и ограничений, которые накладывают свой отпечаток на возможности реализации первостепенных и жизнеобеспечивающих функций государства, тем самым искажая структуру и границы вмешательства государства в экономику. В конце главы определены основные методы государственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства. Реализация ГЧП подробней будет рассмотрено во второй главе.
Глава 2. Состояние государственного сектора в РФ
2.1 Специфика государственного сектора в РФ
Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотрим общие параметры государственного сектора:
объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
«Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП [30, C.4].
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
Огромные финансовые ресурсы выделяются не только в сфере ОПК и промышленности. В рамках различных целевых программ в области высоких технологий на 2008?2010 годы правительство выделит 600 млрд. рублей. Такие деньги на эти цели не выделялись никогда. Столь масштабные вложения обусловлены разработкой и внедрением новой концепции развития России до 2020. Один из важнейших пунктов концепции-2020 предусматривает переход от сырьевой экономики к инновационной. Для этого будут образованы пять-семь национальных исследовательских центров, а также будет поддержано формирование 10?15 исследовательских университетов [22, C.36].
Анализирую такое расширение объемов госсектора, при имеющихся рычагах управления, можно сказать о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. Также можно использовать термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Ряд экспертов объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти [31, C.17].
Наличие в госсекторе крупных государственных компаний повышает управляемость национальной экономики. Государство по отношению к субъектам госсектора может применять меры прямого административного регулирования в отличие от общих мер макроэкономического регулирования, относящихся преимущественно к косвенным методам.
Таким образом, за последние годы параллельно с созданием «так называемой» суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, неприкосновенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии.
На сегодняшний день наблюдается тенденция как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны. Это проявляется в усилении косвенного воздействия на экономику, развитии государственно-частного партнерство. Подробней данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
2.2 Государственно-частное партнерство
В России основными инструментами ГЧП на текущий момент являются: инвестиционный фонд; особые экономические зоны; венчурные фонды; технопарки; концессионные соглашения; доверительное управление государственной собственностью; аренда госсобственности.
С конца 80?х годов институт государственно-частного партнерства в мире уверенно развивается. Так, в Великобритании за последнее десятилетие с помощью специальной программы Private Finance Initiative (PFI) были реализованы программы государственно-частного партнерства на сумму свыше 40 млрд. фунтов стерлингов. С использованием этого механизма были завершены такие серьезные проекты, как строительство Евротоннеля под проливом Ла-Манш, Сиднейского портового тоннеля, моста Конфедерации в Канаде, национальных аэропортов в Гамбурге и Варшаве, Центрального парка в Нью-Йорке, отдельных веток лондонского метро [33].
Это не будет просто помощью частным фирмам. Вся инфраструктура отойдет или самому государству, или госкомпаниям.
Проблемы связанные с реализацией проектов обусловлены тем, что механизм работы самого Инвестфонда и его основных инструментов конфликтует с Бюджетным, Градостроительным, Налоговым кодексами, с земельным законодательством [29, С.11].
В настоящее время перед Россией стоят экономические проблемы, которые связаны с отсутствием в стране налаженной системы финансирования инновационной деятельности. В этой связи выделяют следующие: венчурный капитал, создание технопарков. Главной проблемой для развития венчурного фонда является: создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, так как до сих пор не принято нормативных актов, регламентирующих их; оценка возможности реализации проекта, его ликвидность. Необходимо развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями [36].
Доверительное управление госсобственностью широко известно в применении за рубежом. Например, в Германии малым компаниям доверяется управление госпиталями, детскими садами, музеями и даже театрами. Управление социальными объектами частными структурами обуславливается тем, что мелкому бизнесу для того чтобы выжить приходится становиться профессионалами, либо погибать, именно поэтому малый бизнес способен управлять собственностью намного эффективней, чем государство.
В России чтобы стать доверительным управляющим, которыми могут быть как юридические лица, так и предприниматели, должен быть уставный капитал определенного уровня, необходимо наличие опыта по управлению активами, в том числе объектами недвижимости, деятельность управляющего, его гражданская ответственность должна быть застрахована. Барьером развития является неактивность государства в предложении интересных для частных лиц проекты, и низкий уровень доверия к власти [37].
На сегодняшний день, наиболее проработанным и эффективным инструментом ГЧП является создание особых экономических зон для привлечения отечественного и иностранного капитала в реализации инновационных проектов на льготных условиях. Опыт создания и функционирования особых экономических зон, известен мировой практике еще с 1970. Тогда в развивающихся странах, широкое распространение получили экспортно-производственные зоны. Быстрый рост этих зон способствовал резкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъему экономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.
Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции; развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Таким образом в России на сегодняшний момент существуют следующие экономические зоны: ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ «Дубна» Московская область, ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге, ОЭЗ в г. Томске, ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ «Липецк» (Липецкая область), ОЭЗ в г. Москве (Зеленоград), ОЭЗ на Кавказких Минеральных Водах, ОЭЗ в Республике Алтай, ОЭЗ в Алтайском Крае, ОЭЗ в Ульяновской области (портового типа), ОЭЗ в Хабаровском Крае (портового типа), ОЭЗ в Красноярском Крае (портового типа) [36].
Главными чертами особых экономических зон является:
фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;
административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны.
Приоритетное направление деятельности ОЭЗ носит инновационный характер, при этом акцентируется внимание на отрасли с высокой добавленной стоимостью, экспортной направленностью и мультипликативностью. Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.
На сегодняшний день уже можно подвести некоторые итоги рентабельности ОЭЗ. К 2012 году налоговые поступления сегодняшних резидентов двух промышленно-производственных ОЭЗ (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк») полностью окупят затраты государства на создание инфраструктуры и должны превысить 12 млрд. рублей. Таким образом, особые экономические зоны представляют собой эффективный механизм, который может стимулировать как промышленное производство, так и инновационную экономику [38].
Строительство ОЭЗ столкнулось с проблемой отношений между строителями и профильными чиновниками. Выделение земли под застройку, оформление документов на участок, процедура сноса ветхого жилья и подведения коммуникаций, согласование проектов и ввод объектов в эксплуатацию коррумпированы и взяткоемки. Стоимость согласований и подготовки документов, по разным оценкам, составляет примерно от 15 до 30% от строительных смет. И, что самое удивительное в период кризиса эти ставки еще увеличились.
В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры и забюрократизорованность многих сфер деятельности) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регулятивной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.
Чтобы обозначит оптимальные границы госсектора, необходимо определить функции, которые должно выполнять государство для эффективного управления страной. Так госсектор действует в сфере ОПК, производства общественных благ, страховании банковских вкладов и др. Но ввиду того, что в России происходит явная централизация власти, более того, страна на данный момент все еще развивается по сырьевой концепции, есть еще много других проблем (коррупция, бюрократия, отсутствие опыта) из-за которых в России произошло отклонение границ госсектора от оптимальных размеров в сторону увеличения.
Тенденция к укрупнению госсектора привела к тому, что сейчас государство сосредоточило в своих руках огромный объем управляемой собственности. Данная проблема вызывает еще ряд сопутствующих: низкая квалификация управленческих кадров, неэффективность использования целевых денежных фондов, низкая конкуренция вследствие монополизации рынков, и др. Однако, для решения этих и не только проблем, государство ищет пути привлечения частного капитала, способного к реализации инновационных долгосрочных проектов, с помощью инструментов государственно-частного партнерства.
Россия еще находится только на первых ступеньках развития и внедрения ГЧП, поэтому существуют определенные трудности. Эти трудности прежде всего связаны с взаимодействием чиновников и инвесторов, чиновники привыкли работать по схеме долгих процедур и 20% «откатах». Также существуют заметные пробелы в законодательстве, противоречие программ проектов застройки и земельного, налогового законодательства.
Устранение данных проблем следует проводить комплексно. Законодательство и чиновники должны обеспечивать нормальные условия для реализации взаимовыгодных проектов. Также в ходе реализации проекта требуется утвердить независимую комиссию для контроля за ходом работ, и предоставление отчетов, как государству, так и инвесторам. Необходимо увеличить санкции за нецелевое расходование средств, за несоблюдении сроков сдачи объектов.
Таким образом, эффективное управление государственным сектором, его оптимальные размеры, имеет ключевое значения для направления развития экономических отношений и страны в целом.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
2. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации» » // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
3. Постановлением №468 от 23 июня 2008 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
4. Федеральный Закон от 17.08. 1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05. 2006)»О естественных монополиях» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
Учебники, учебные пособия
21. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2