Что бывает с детьми которых крадут незнакомые дядьки
Как в наше время воруют детей? Что делать в таких ситуациях
В последнее время появляется очень много данных о пропавших и похищенных детях. С каждым годом число пропавших детей неуклонно возрастает, и это не может не вызывать огорчений.
Похитители обычно являются отличными психологами и умеют располагать к себе доверчивых детей, используя самые разные предлоги и способы. Однако можно выделить ряд признаков и ситуаций, когда можно понять, что перед вами похищение. Рассмотрим каждую из них.
Помоги мне!
Очень частая ситуация – похищение ребенка под предлогом помощи. Взрослый человек подходит к ребенку и просит его ему помочь, обращаясь с ним, как с взрослым, что многим детям очень приятно.
Подобная ситуация выглядит очень подозрительно. Если человеку действительно нужна помощь, то, как правило, он просит помочь кого-то из взрослых, а не незнакомого ребенка, тем более малого возраста. Став свидетелем подобной ситуации, необходимо подойти к ребенку и спросить, все ли у него в порядке и кто этот человек, который просит у него помощи. Как правило, похититель поспешит удалиться, чтобы его не запомнили.
Капризуля
Очень частая ситуация на улицах – взрослый тащит за руку ребенка, который истерично плачет, кричит, топает ногами. Многие реагируют на это спокойно, не обращая особого внимания, ведь, скорее всего, это просто капризный и избалованный ребенок, который требует новую игрушку, мороженое или что-то еще, не желая при этом слушать родителя.
Но мимо проходить не надо. Необходимо присмотреться к ситуации и прислушаться. Истерика истерике – рознь. Если видно, что ребенок просто капризничает и что-то требует – все в порядке, но если ситуация явно выходит за рамки определенных пределов, нужно подойти к ребенку и спросить, все ли в него в порядке и кто этот человек, который его тащит за руку. В такой ситуации похититель сразу же ретируется, боясь дальнейшего опознания.
На детской площадке
Люди, которые постоянно крутятся на детской площадке, разглядывают детей, должны находиться под подозрением и наблюдением. Увидев такого человека, его следует сфотографировать, но сделать это следует так, чтобы он заметил. Если этот человек похититель, он сразу же уйдет и больше в этом месте уже не появится.
Держи подарок!
Дети по своей природе очень доверчивые существа. Они радуются практически любому вниманию и особенно – подаркам. Поэтому очень частая ситуация, когда ребенка заманивают в машину, обещая или показывая подарок. Это может быть котенок, щенок, игрушка, новый футбольный мяч, любой другой предмет. Нередко похитители заранее нацеливаются на определенную жертву, изучая в течение некоторого времени ее интересы и предпочтения.
Видя такую ситуацию, действовать нужно немедленно, так как практически в 99% случаев – это похищение ребенка. Заманить ребенка в машину хотят не просто так, а значит, необходимо помочь. Своим же детям следует объяснить и регулярно напоминать о том, что садиться в машину к незнакомым людям нельзя.
Я – друг
Однако далеко не всегда похититель детей действует, как чужой человек. Не редкость и такая ситуация, когда похититель представляется другом семьи, родителей, родственников. Как правило, он может назвать по именам всех членов семьи, родителей, бабушек и дедушек, рассказать об интересах и занятиях ребенка, о его достижениях и прочих моментах, чтобы малыш поверил в то, что он действительно друг.
Откуда вся эта информация? Все очень просто – из социальных сетей! Сегодня большинство людей ведут активную виртуальную жизнь, выставляя в Интернет десятки фотографий в сутки, на которых изображены они сами, родственники, дети, достижения детей, их увлечения и любые другие «предметы гордости» своим чадом. Однако попытка похвастаться перед друзьями может обернуться страшной бедой. Об этом необходимо помнить. Профили в социальных сетях, если там выставляется вся реальная жизнь, должны быть закрытыми от посторонних глаз, а в друзья следует добавлять только реальных знакомых и родственников.
Твоя мама (папа) в беде
Еще одна типичная ситуация «друга семьи». По социальным сетям похитители выбирают жертву, изучают состав семьи, имена и прочие данные, а потом вылавливают ребенка на улице и сообщают ему, что случилась беда с кем-то из родителей (называя их по именам), представляясь другом и говоря, что ему поручено отвезти ребенка к маме или к папе.
В этом случае дети обычно верят похитителям и садятся в машину, волнуясь за родителей. Видя такую ситуацию, необходимо вмешаться и предотвратить похищение. Родителям же можно порекомендовать составить определенный пароль на случай экстренной ситуации. Это может быть определенная фраза или какое-то слово, которое будут знать только родители и ребенок. При этом с папой и с мамой кодовые слова могут быть разными.
Если ребенок попадет в такую ситуацию, он должен спросить пароль. Как правило, похитители в такой ситуации теряются, и это дает возможность ребенку убежать.
Другие дети
Увы, но иногда похитители детей действуют не сами, а с помощью других детей, так как такие ситуации вызывают меньше подозрений. Не так давно я стала случайным свидетелем именно такой ситуации. В одном из отделений Сбербанка самые обычные люди ожидали своей очереди на обслуживание. Были и люди с детьми разных возрастов, но их было немного. Среди них была молодая девушка с малышом возраста около одного года, который едва научился ходить.
При этом в зал ожидания пару раз заходила девочка лет 6–7. Вроде ничего не обычного, но она ходила одна и разглядывала все вокруг. Хотя в этом ведь тоже нет ничего страшного. Зайдя в третий раз, она начала просто бродить, рассматривать стенды. В это время девушка с ребенком подошла к окошку и опустила ребенка на пол. Малыш неуверенными шагами пошел в сторону, и тут девочка подошла к нему, взяла за руку и повела к выходу. Ситуация, вроде бы, обычная. Ну зашла старшая сестренка, ну забрала братика на улицу. В общем-то никто не обратил внимания, пока девушка, рассчитавшись, не подняла крик, не найдя малыша. Выбежав на улицу, все увидели женщину средних лет и эту девочку, а также кричащего малыша, которого усаживали в коляску. Похитительницу схватили, сразу же сдали в полицию. Как выяснилось, девочка не ее дочь, а просто ребенок ее знакомой, которому она обещала дать денег на мороженое.
Бывает и другая ситуация, когда ребенка лет 4–7 заманивают под предлогом познакомиться с другим ребенком или просят покачать малыша (присмотреть за малышом) и уводят в сторону от людей.
В подобных ситуациях необходимо подойти к ребенку и спросить, кто эти люди (ребенок, взрослый), давно ли он их знает, и куда они идут.
Другие ситуации
Самые «наглые» ситуации – это когда ребенка похищает проезжающая мимо машина или мотоцикл. В машине открывается дверь практически на ходу, оттуда выскакивают 1–2 взрослых мужика, быстро хватают ребенка, запихивают в машину и уезжают. Также и с проезжающим мимо мотоциклом – ребенка просто хватает человек, сидящий сзади, и укладывает посередине. Нередко такие похитители снабжены эфирными масками, моментально усыпляющими ребенка, чтобы он не кричал и не сопротивлялся. В такой ситуации редко удается вовремя среагировать и помочь ребенку. Разве что успеть сфотографировать транспорт.
Также похитители могут предложить ребенку покататься на машине или мотоцикле. В такой ситуации беду можно предотвратить, если вовремя заметить неладное.
Ты – звезда!
В последнее время все чаще предлогом похищения стали-фото и видеосъемки якобы для новых проектов, фильмов, рекламных роликов, фотосессий. Обычно похититель представляется продюсером или профессиональным фотографом, работающим в модном журнале и ищущим новые лица, детей-моделей. Детям обещают большие деньги, красивую жизнь, славу, обещают сделать их известными звездами, показывая при этом реальных знаменитых детей. Как правило, на такую уловку попадают дети лет 7–8 и более.
Я из полиции
Еще один новый способ кражи детей – похитители представляются полицейскими в штатской одежде и как бы арестовывают ребенка по причине какого-либо нарушения или проступка. Они говорят ребенку, что он что-то совершил, и требуют проехать с ними в участок.
Настоящие сотрудники полиции так никогда не делают, у них просто нет на это права. Полицейский должен найти родителей ребенка и вместе с ними проехать в участок, если в этом есть необходимость. Поэтому, видя подобную ситуацию, необходимо подойти и попросить «сотрудников полиции» предъявить удостоверение, собирая при этом окружающих людей в свидетели и поднимая панику, если удостоверения вам не покажут.
К сожалению, это суровая реальность современной жизни. Поэтому берегите своих детей и не проходите мимо ситуаций, грозящих бедой чужому ребенку. Помните, что на месте чужого ребенка может оказаться и ваш.
Куда исчезают дети? Страшная правда о похищении малышей и преступниках, зарабатывающих на этом
Пропажа ребенка – самый жуткий кошмар для родителей. Похищение детей продолжает оставаться одной из острейших проблем в мире. Малыши и подростки становятся живым товаром, попадая в лапы извращенцев, охотников за органами и мошенников. Многие случаи пропажи несовершеннолетних не раскрыты до сих пор, но родные не теряют надежды узнать правду. Существуют преступные группировки, которые похищают детей по заказу прямо на улицах, а затем продают их.
Около тысячи детей из общего числа становятся жертвами криминальных похищений. То, что происходит с некоторыми из них приводит в ужас. Многие попадают в лапы сутенеров. В 2019 году в Европе 27% похищенных детей так и не были найдены. Самые важные — первые четыре часа после похищения: за это время есть большие шансы найти ребенка живым.
9‑летняя Пегги Кноблох пропала по дороге из школы в 2001 году в Баварии. Останки девочки были найдены спустя 15 лет в лесу, неподалеку от дома. Возможно, ее похитила преступная группировка.
Преступная сеть, возможно, виновата в исчезновении трехлетнего Уильяма Тирелла, который пропал из сада дедушки и бабушки в 2014 году.
В прошлом году на Филиппинах была поймана похитительница детей — Лилибет Бустамант (Lilibeth Bustamante). Женщина пыталась скрыться с 10-летней девочкой в Параньяке. Когда преступницу задержала полиция, она призналась, что ей заплатили 15 фунтов (около 1300 рублей) за кражу ребенка. Детей продавали по 1455 фунтов за каждого (около 127 500 рублей) филиппинским криминальным группировкам.
Трехлетняя Мэдлин Макканн пропала из Лестершира в Португалии в 2007 году. Девочка была там на отдыхе вместе с семьей. Подозревают, что она стала жертвой педофила Кристиана Би.
Лилибет рассказала мерзкие подробности о том, как группировки на Филиппинах похищают детей и продают их иностранцам-педофилам. Красивых малышей удавалось продать значительно дороже. Каждый из похитителей в банде Лилибет должен был поставлять двух детей в неделю. Основной их целью становились подростки старше десяти лет.
Многих похищенных малышей продают бездетным парам, часто из США. Супруги платят около 25 000 фунтов (около 2,2 миллиона рублей) за ребенка, и есть много желающих на этом заработать. В разных странах мира, включая Китай, Африку и Индию, новорожденных продают из больниц коррумпированные врачи и медработники. Некоторые преступники вырывают младенцев из рук родителей прямо на улице и впоследствии продают их дешевле 25-ти фунтов (около 2200 рублей).
Недавно стало известно об украинской «фабрике малышей», которая продавала новорожденных семьям из США, Великобритании, Италии, Германии и других стран. На видео, которое попало в интернет, запечатлены около полусотни младенцев, рожденных от суррогатных матерей. Говорят, что пары платили от 5750 до 57 500 фунтов (от 503 000 до 5 миллионов рублей) за услуги организации.
Детей похищают и группировки, которые охотятся за донорскими органами. Легкие, почки, печень, сердце и роговицы глаз — самый востребованный товар на черном рынке. Торговля детскими органами зафиксирована в Северной Африке и в южной Европе.
Но среди мрачной череды трагедии иногда появляются проблески света. Некоторых детей находят спустя много лет после пропажи. Джейси Дугард была похищена в Калифорнии в девятилетнем возрасте. Через 18 лет девушку нашли.
14-летнюю Элизабет Смарт похитили из квартиры в Юте супруги Митчелл. Девушку нашли через 9 месяцев в 30-ти километрах от ее родного дома.
Дети становятся легкой мишенью для извращенцев, которые охотятся на них онлайн. Сейчас, когда подростки проводят в интернете большую часть свободного времени, всемирная сеть может стать для них настоящей ловушкой, из которой непросто выбраться.
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Ребенок ворует: что делать?
Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.
Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.
Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.
Свидетельство аморальности?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
Три причины
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Я условно выделяю три основные причины детского воровства:
— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
— Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
— Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Хочется – перехочется
В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В‑третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.
Реакция на травму
Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.
Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
Способ самоутверждения
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.
Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.
Тяжелый случай
Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.
Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.
В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.
Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.
Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».
Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.
Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.
Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.
Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…
О другом случае мне рассказала учительница.
Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.
Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.
Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.
Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.
Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.
О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.
Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.
Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.
Пробелы в воспитании
Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.
Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».
Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.
Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.
Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.
Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.
На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
«Не пойман — не вор»
Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.
Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.
Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.
На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).
Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.
Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.
Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.
На пути осуждения и наказания
И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.
Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.
Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.
Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»
Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.
Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.
Советы психолога
Как удержаться от кражи?
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В‑третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).
На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.
Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% — что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).
Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8‑летних детей.
В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).
Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.
Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.
От этого не скрыться
Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.
Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»
Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).
Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).
Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.
Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Советы родителям
Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?
Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.
Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…
Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».
Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.
В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.
Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.
Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Несколько слов о профилактике
Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.
Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.
Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.