Что бывает в машине
Устройство автомобиля
Основные узлы устройства автомобиля
Несмотря на огромное число моделей и брендов, при детальном рассмотрении оказывается, все легковые транспортные средства устроены одинаково.
Основные части любого автомобиля:
Все перечисленные элементы крепятся к несущей конструкции – кузову автомобиля. Последний состоит из днища, передних и задних лонжеронов (силовые детали каркаса, делающие его прочным и устойчивым), моторного отсека, крыши и навесных элементов (двери, капот, крышка багажника, бампер, крылья).
Данный перечень — лишь «верхушка айсберга», но ее вполне достаточно, чтобы начать понимать базовый принцип устройства автомобиля.
Если вы ищете учебник или пособие, в котором легко и доступно, «для чайников», расписано устройство автомобиля, рекомендуем обратить внимание на книгу Бескаравайного М.И. «Устройство автомобиля просто и понятно для всех». Пособие легко скачать в Интернете из любой онлайн-библиотеки.
Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто
Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.
Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.
Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!
Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.
Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:
Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.
Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.
Электрооборудование и системы помощи водителю
Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.
Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.
К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Тормозная система
Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.
Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.
При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.
Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:
Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:
Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.
Устройство шасси автомобиля
Шасси автомобиля состоит из множества механизмов, передающих крутящийся момент от двигателя к колесам, передвигающих автомобиль и управляющих им: трансмиссии, механизма управления автомобилем и ходовой части.
Сцепление автомобиля
Сцепление служит для того, чтобы передавать крутящий момент двигателя к коробке передач и плавно соединять или разъединять двигатель с механизмами трансмиссии. От педали сцепления идет трос, приводящий в действие механизм сцепления. Сцепление служит для предохранения деталей двигателя и трансмиссии от перегрузки и повреждения при резком включении передачи или торможении.
Все виды и описания кузовов легковых автомобилей
Легковые автомобили представлены широким модельным рядом, отличающимся по цене, назначению, классу комфорта и другим параметрам. Характеристики машины и требования к ней накладывают серьезный отпечаток на виды кузовов легкового автомобиля. Кузов машины определяет ее внешний вид и выступает основной несущей конструкцией, поэтому в зависимости от требований изменяется и вид детали.
В некоторых модельных рядах основной несущей конструкцией выступают шасси и рама.
Функции
Кузов – основная деталь, определяющая:
Деталь во многом определяет дальнейшую компоновку, а вследствие и поведение машины на дороге. Поэтому наиболее распространена классификация легковых автомобилей по типу кузова.
Существуют 3 основных типа кузовов легковых автомобилей:
Количество объемов детали – обособленные блоки.
Трехобъемные
Они характеризуются обособленным моторным отсеком и багажным отделением. Преимуществом выступает легкий доступ к деталям, что сделало конструкцию классической. Однако она предполагает небольшие возможности для видоизменения. Популярные типы трехобъемных моделей следующие:
Седан
Отличительные черты конструкции кузова легкового автомобиля седан – явно выступающее багажное и моторное отделение, 4 двери и 2 ряда сидений. Высота крыши всего салона одинакова. Сзади авто отсутствует подъемная дверь. Такая компоновка удобна для перевозок пассажиров, что сделало ее популярной. Многие производители разделяют седан на подклассы. Одним из таких является класс удлиненной машины (маркировка L). Обычно удлиненные части встречаются у седанов бизнес-класса. К ним относятся таун-кары – седаны с увеличенной высотой крыши.
Существуют также двухдверные седаны. Отличительная черта машины – наличие двух рядов сидений, например – «Запорожец».
Особенность – две удлиненные двери. Обычно кузов легковушки комплектуется двумя сиденьями, но в некоторых случаях задняя часть оснащается двумя дополнительными пассажирскими местами. В отличие от двухдверного седана, эти места неудобны и не рассчитаны на длительные поездки. Форма крыши купе всегда покатая, с уклоном назад, что улучшает аэродинамические характеристики машины.
Авто такого типа относятся к спортивному классу, поэтому представлены в основном высокой ценовой категорией. Они комплектуются двигателем большой мощности, усиленной подвеской и низким клиренсом для улучшения ходовых характеристик. Эти машины очень изящны, что также добавляет им престижа.
Авто с открытым верхом
Такие автомобили особенно популярны в странах с жарким климатом. Машина без крыши – оригинальное и престижное решение. К этим классам также относятся модели с откидной крышей. К таким типам устройств относятся:
Кузов кабриолет – классический вид машин без крыши или с откидным устройством. Проектируется на основе «Купе», реже – «Седана», обладает рамной конструкцией подобного вида. Чаще всего данный класс машин комплектуется мягкой откидной крышей.
Класс кузовов фаэтон – авто с откидной мягкой крышей. Отличие от кабриолета – полное отсутствие рамной конструкции над салоном. Благодаря этому окна боковых дверей в таких машинах являются съемными. Фаэтоны – наиболее открытые автомобили. Классические фаэтоны – правительственные авто без крыши с тремя рядами сидений, предназначенные в первую очередь для парадов. В настоящее время виды на удлиненной колесной базе без крыши не выпускаются.
Слово «фаэтон» в автостроении также акцентирует внимание на роскошь авто и увеличенное пространство внутри машины. Так, Volkswagen Phaeton, запущенный в производство в 2002 году, по типу корпуса является классическим седаном.
Кузов родстер – открытый, на укороченной базе с двумя дверями. Такие автомобили также отличаются разборными боковыми стеклами или полным их отсутствием, мягкой крышей. Родстер без крыши называется спайдером. Исторически родстеры, кроме основных комфортабельных сидений, комплектовались дополнительным откидным, получившим в народе название «тещино место». Современные родстеры часто представлены спорткарами, в числе которых находится Lada Revolution.
Разновидность родстера, укомплектованная жесткой дугой сзади сидений, называется таргой. Автомобили также обладают съемными боковыми окнами и не имеют боковых рамных конструкций, но чаще комплектуются жесткой съемной или разборной крышей.
Пикап
Автомобили пикап – трехобъемные. Основная черта моделей – открытый багажник. Они предназначены не только для езды, но и для перевозки большого объема грузов.
Первоначально пикапы были распространены в северной Америке среди фермеров и простых людей, позже получили распространение по Европе и всему миру. Современный пикап – комфортабельная машина, созданная на базе внедорожника. Существуют как двухдверные, так и четырехдверные авто с комфортабельной кабиной.
Особенностями пикапов являются:
Лимузин
Данный вид машин предназначен для представительского класса и отличается повышенным уровнем комфорта, тип кузова создан на основе концепции седана. Конструкция лимузина – легковой автомобиль на удлиненной базе с обязательной перегородкой между водителем и пассажирами. Комплектуется 2 или даже 3 рядами сидений, 4 дверьми. Именно жесткая перегородка отличает данный класс от удлиненного седана.
Классические лимузины создавались на базе седана, однако, в настоящее время имеются и авто на базе внедорожников. Встречаются лимузины довольно редко, отчего являются еще более эффектными.
Двухобъемные
Кузова этого вида отличаются отдельным обособленным моторным и пассажирским отсеком. Грузовая часть машины слита в одно пространство с пассажирской. Это позволяет увеличить грузовую часть или салон без повышения длины колесной базы. Нахождение пассажирской и грузовой части машины в одном пространстве дает конструкторам авто больше пространства для маневра. К популярным видам двухобъемных моделей относятся:
Универсал
Кузов универсал – автомобиль грузопассажирского типа. Такой вид авто получил свое название благодаря многоцелевому использованию. Автомобили «комби» обладают 3 или 5 дверьми, 2 рядами сидений с большим объемом. В большинстве моделей задние сидения складываются, увеличивая багажник до огромных размеров. В начале нового века универсалы являются лидерами рынка, обогнав по продажам седаны.
Одним из подтипов универсала являются кузова шутинг брейк. Это двухдверные авто премиум-класса с прямой крышей, разработанные на основе спорткаров.
Хэтчбек
Тип кузова хэтчбек напоминает универсал, но отличается наклонной крышей. Эти авто часто называют фастбэками. Хэтчбеки часто выполняются в качестве легкрвых автомобилей с большим багажником. Они отлично подходят для городских условий, прекрасно справляются с транспортировкой пассажиров и грузов. Выполняются в виде трех- или пятидверных машин. Примерами отечественных хэтчбеков являются ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Лифтбек
Кузов лифтбек – средний вариант между хэтчбеком и седаном. По внешнему виду корпус напоминает седан или купе, но структурно более схож с хэтчбеком. Багажник такого автомобиля открываются при помощи люка, откидывается с задним стеклом. Между багажником и задними сиденьями устанавливаются мягкие перегородки. При необходимости они снимаются, после чего машина готова к транспортировке габаритных грузов.
Внедорожник
Авто данного класса похожи на универсалы, но обладают большим размером и высоким дорожным просветом. Отличительной особенностью выступает мощная рама, делающая корпус более прочным. Эти автомобили предназначены для езды по бездорожью, поэтому обладают высокой проходимостью. Почти все они обладают мощным двигателем и полным приводом, иногда с блокировкой дифференциала. В народе внедорожники, а иногда и другие авто, похожие по внешним характеристикам, называются джипами.
Создатели автомобилей повышенной проходимости пришли к тому, что снижение веса машины способно повысить ее ходовые характеристики. Так появился внедорожник без кузова – багги.
Кроссовер
Этот вид кузова довольно сильно похож на внедорожник, но значительно легче. Автомобили этого класса – гибрид между универсалом и внедорожником: вариант городского авто, приспособленного под езду по бездорожью. Также отличается высоким клиренсом, но не обладает рамами и блокировками. Отличается от внедорожника более высоким классом комфорта, при этом проходимость на порядок ниже.
Разновидность кроссоверов – класс SUV. Это увеличенный автомобиль универсал с высокой посадкой, отличающийся высоким клиренсом и дорожным просветом. Такие виды обладают упрощенным полным приводом. SUV (как и большинство кроссоверов) – гибрид универсала и внедорожника.
Фургон
Данный кузов полностью приспособлен под перевозку грузов. Фургоны – переходной вариант между легковыми и грузовыми автомобилями. Оснащаются обширным высоким грузовым отделом с большой задней дверью, без окон. В некоторых случаях они выполняются как глубокая модернизация устройства кузова легкового автомобиля («Москвич»-412 «пирожок»), но чаще как отдельная конструкция. Часть современных фургонов – однообъемные автомобили. Некоторых из них имеют определенное назначение, например, вмещают специальные приспособления, медицинское оборудование или рефрижератор.
Однообъемные
Кузова данного типа не имеют выступающих частей и представляют цельнометаллическую конструкцию. Моторный и багажный отсеки слиты с салоном машины в один блок. К этому классу относится большинство автобусов. Среди легковых авто они представлены самыми молодыми классами:
Минивэн
Кузов минивэна представляет собой однообъмную конструкцию длиной не менее 4,5 метра. Эта машина совмещает в себе комфорт универсала и вместимость фургона. Большой объем позволяет разместить третий ряд сидений и делает их идеальными семейными автомобилями. По виду кузова минивэн напоминает микроавтобус с отличием в том, что вмещает не более 8 посадочных мест.
Компактвэн
Компактвэн – уменьшенный вариант минивэна. Часто вмещает 3 ряда сидений. При этом отличается меньшим объемом салона и багажника, но выигрывает в маневренности.
Микровэн
Эту разновидность часто причисляют к хэтчбеку. По большей части характеристик автомобили похожи на однообъемные машины этого класса. Отличительная черта – большая высота пассажирской части, обеспечивающая комфорт находящимся в салоне, что особенно приятно в дальних поездках.
Грузовики
Тип кузова грузового автомобиля бывыет двухобъемным (КАМАЗ) или трехобъемным (КРАЗ). Однако это не является определяющей особенностью. Основной градацией кузовов выступает тип грузового отдела. Они делятся на:
Грани между классами автомобилей постепенно стираются. На рынке появляется все больше моделей машин, совмещающих характеристики тех или иных классов. Это дает возможность создавать универсальные авто, отвечающие потребностям водителей и пассажиров.
Как устроен автомобиль или какие бывают авто.
Автомобили бывают большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие, быстрые и сильные достоинства любой машины легко можно определить по основным техническим показателем. Вот они: масса (вес) и габариты, мощность мотора, грузоподъемность и количество посадочных мест, скорость и расход бензина.
Вес и габариты говорят нам о том, насколько тяжела машина и каковы её размеры: длина, ширина, высота.
Мощность мотора показывает его силу и обычно измеряется в лошадиных силах (л. с.). Ещё задолго до появления автомобилей в Великобритании решили измерить, какую работу может выполнить одна лошадь, запряжённая в подъёмный механизм. Оказалось, что животное за 1 с поднимает на высоту 1 м груз весом 72 кг. С тех давних пор мощность определяется в лошадиных силах.
От мощности мотора во многом зависит, какой груз сможет перевезти машина. Иными словами — ее грузоподъёмность. Автомобилю все равно, что везти. Но если в технических данных грузовиков просто пишут вес груза в килограммах либо тоннах, то для легковой машины и автобуса часто указывают количество пассажиров или посадочных мест.
Скорость автомобиля, конечно же, очень важный показатель. Особенно если вы хотите быстрее доехать из одного города другой. Например, путешествие из Москвы в Петербург на современном автомобиле при скорости 150 км/ч займёт около 5 часов. А вот на старом «Форде-Т» начала XX в. при скорости 60 км/ч поездка растянулась бы на целых полдня. Скорость тоже в основном зависит от мощности двигателя. Но если нет причины спешить (например, владельцу машины приходится медленно ездить по городским улицам, где скорость движения ограничена), то становится более важным такой показатель, как расход топлива на 100 км пути. Ведь чем мощнее мотор, тем больше топлива ему требуется. А за бензин нужно платить…
Обычных автомобилей больше всего. Они предназначены для езды по городским улицам и автомагистралям и могут перевозить пассажиров и багаж. Эти машины иногда называют семейными, поскольку рассчитаны они на
четыре-пять человек.
#1 RWD — (Rear Wheel Drive) Заднеприводные автомобили.
Двигатель находится впереди и вращает задние колеса (ведущие — задние колеса). Таких большинство. Например: «Мерседес Бенз», ВАЗ «Жигули», ГАЗ «Волга».
#2 FWD — (Front-wheel drive). Переднеприводные автомобили.
Двигатель расположен впереди, ведущие колеса — передние. Компоновка с передним приводом дешевле в изготовлении. Кроме того, она делает автомобиль более безопасным. Сейчас таких автомобилей становится всё больше.
#3 AWD — (All Wheel Drive). Полноприводные автомобили.
AWD, FWD, 4WD — это всё из одной области. Обозначает полный привод. Каждый производитель применяет ту аббревиатуру, которую считает нужной, отчасти и чтобы выделить особенности реализации привода.
Двигатель размещен впереди, ведущими служат все четыре колеса. эта компоновка, как правило, применяется на авто повышенной проходимости: вездеходах, джипах-внедорожниках, но иногда встречается и на обычных. Среди полноприводных машин выделяются так называемые «паркетные» джипы. Элегантные, с низкой посадкой, они предназначены для эксплуатации в условиях города.
#4 Среднемоторные автомобили.
Двигатель размещен позади водителя перед задними ведущими колесами. Такая компоновка часто применяется на спортивных и гоночных автомобилях, а на обычных встречается редко.
#5 Заднемоторные автомобили.
Двигатель находится сзади, ведущие колёса — задние. Например: «Порше», «Запорожец», большинство автобусов.
Довольно распространены сейчас спортивные модели. Причём используются они не в спортивных соревнованиях, а для повседневных поездок. Не нужно путать спортивные автомобили с гоночными, которые предназначаются только для участия в соревнованиях. Современная спортивная машина может быть двухместной или даже пятиместной, открытой либо закрытой. По максимальной скорости, времени разгона с места до вам высокой скорости, тормозным качествам, точности исполнения команд водителя (т. е. по управляемости) она обязательно превосходит обычные легковые машины.
Автомобили повышенной проходимости (вездеходы, джипы-внедорожники) могут передвигаться не только по дорогам с твердым покрытием, но и по грунтовым и лесным дорогам, по снегу и грязи. Поэтому в их конструкции предусмотрен привод на все колёса, а иногда и лебёдка для самовытаскивания. Кузов и рама их обычно весьма прочные и подняты над землёй (дорожный просвет) на 18—25 см, чтобы автомобиль мог беспрепятственно преодолевать ямы, кочки и другие неровности.
Двигатель и шасси.
Автомобиль состоит из множества деталей, которые собираются в различные узлы, механизмы и системы. Среди них есть основные, или главные, без них машина не может двигаться, а есть и второстепенные, без которых иногда вполне можно обойтись. Например, если не заведётся мотор, то поездку придётся отложить, а если сломался стеклоподъемник и не открывается окно, то это не так уж и важно, особенно в холодную погоду.
Заднеприводной автомобиль с двигателем сзади.
Среди главных составных частей автомобиля можно выделить три. Это кузов, двигатель (мотор) и шасси. К кузову современного автомобиля крепятся все остальные механизмы и системы, в том числе двигатель и шасси. Шасси сложная конструкция, включающая колёса и идущие к ним валы передачи от мотора. Колёса тоже не просто соединяются с кузовом. Они как бы подвешиваются к нему при помощи сложного механизма из разных рычагов, пружин и амортизаторов. Этот механизм так и называют — подвеска.
Важнейшая часть автомобиля — двигатель. Внутри него тепловая энергия превращается в механическую. В его цилиндрах сгорает горючая смесь из бензина и воздуха. Газы, получившиеся от сгорания, давят на поршни. Поршни вращают коленчатый вал, и при помощи передачи (целой системы шестерён и валов) двигатель вращает колёса.
Заднеприводной автомобиль с двигателем впереди.
Двигатель BMW.
Без мотора автомобилю далеко не уехать, разве только с горки скатиться. Но если на шасси не установлены тормоза, даже такая недолгая поездка может окончиться плачевно. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в действие тормозную систему. Тормозные колодки так плотно прижимаются к колёсам, что те перестают вращаться, и машина останавливается. Наконец, чтобы автомобиль поворачивал вправо и влево, нужна рулевая система. Она также состоит из разных валов, тяг и шестерёнок, а кроме того, часто включает гидроусилитель, который помогает водителю.
Для чего нужен кузов автомобилю?
«Форд Т». Кузова первых автомобилей сильно напоминали кареты былых времен.
В старину существовало множество названий и типов автомобильных кузовов. Многие
из них ведут своё происхождение ещё от конных повозок. Например, названия «лимузин», «седан», «ландо», «берлина» указывают на европейские города, где находились мастерские по изготовлению конных колясок и экипажей. Другие, как «хэтчбэк», «спайдер», «комби», «мини-вэн», появились не так давно, в конце XX в. Всего можно было бы насчитать около двух десятков разных типов кузовов, но в настоящее время различают лишь несколько основных.
Какие бывают кузова у автомобилей?
Автомобили производят во многих странах. Больше всего легковых машин выпускает Япония. За ней идут США, Германия, Франция, Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия, Великобритания — на 11-м месте Россия. В прошлом многие десятилетия каждая страна имела свои заводы, где производились автомобили определённых марок: «Рено» во Франции, «Фиат» в Италии, «Мерседес» в Германии, «Ниссан» в Японии, «Форд» в США. Но сегодня машины с маркой «Форд» выпускаются и в Канаде, и в Англии, и в Бельгии, и в Австралии, и в России. Таким образом, большинство автомобилей сейчас не американские, не английские, и французские, а международные.
Хэтчбэк
Хэтчбэк (от англ. hatchback — «скошенная спина») — хэтчбеки могут быть трёх и пятидверными. Задняя дверь у них всегда наклонная и обычно открывается вверх.
Седан
Универсал
Обычно автомобили одной модели производят с разными кузовами. Например, «Шкода Октавия» имеет три разновидности кузова: седан, универсал и лифтбэк (разновидность хэтчбэка).
Skoda Octavia в кузове лифтбек.
Кабриолет
Минивэн
Лимузин
Конструкция узлов и деталей машин становится всё более сложной. Всё больше в автомобилях появляется автоматики и электроники. Например, автоматическая коробка передач, автоматическая антиблокировка тормозов и т.п. На многих автомобилях сейчас ставят бортовой компьютер, который сообщает водителю, каков в данный момент расход топлива и как найти кратчайший путь до пункта назначения, показывает давление в шинах. Тот же компьютер расскажет о пробках на дороге и укажет объезды, а также предупредит о неполадках в машине и приближении технического обслуживания.