Что бывает за участие в митинге
От суммы до тюрьмы: что грозит участникам незаконных митингов
Большинству задержанных по итогам несанкционированных митингов в Москве в минувшие выходные придется выплатить штраф в размере до 20 тыс. рублей, считают собеседники «Известий» в правоохранительных органах. При этом ряду участников акции — задержанных, например, после нападения на полицейских — грозит не денежное наказание или административный арест, а реальное тюремное заключение. Одно из шести возбужденных в столице уголовных дел связано с нарушением правил санитарно-эпидемиологической безопасности — эта статья вменяется участнику незаконной акции впервые. В том, что грозит за поход на митинг с коронавирусом, какие наказания ждут задержанных и будет ли ужесточаться законодательство в отношении массовых мероприятий, разбирались «Известия».
«Достаточно гуманно»
За нарушения действующего законодательства о проведении публичных мероприятий было задержано более тысячи человек, сообщала 24 января уполномоченный по правам человека в столице Татьяна Потяева. К вечеру понедельника в судебные инстанции поступило 448 протоколов, заявили в Мосгорсуде. Аресты были назначены трем десяткам, а штрафы — 64 участникам несогласованной акции.
— В ряде стран меры ответственности за участие в несанкционированных митингах и за содействие беспорядкам существенно суровее и предусматривают тюремное заключение, — подчеркнула управляющий партнер юридического «Легес Бюро» Мария Спиридонова.
В России за это, считает она, предусмотрено достаточно гуманное наказание. Однако в будущем оно может стать жестче, отметили в Госдуме.
— Законодательство об участии в незаконных митингах сформировано недавно и не имеет большой правоприменительной практики. Не исключено, что в последующем оно будет ужесточаться, — заявил член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный.
Большинству попавших в поле зрения правоохранительных органов инкриминировали часть 5 статьи 20.2 Кодекса об административных нарушениях (КоАП) — «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», уточнил источник «Известий» в правоохранительных органах. Таким образом, их ждут штрафы от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или обязательные работы сроком до 40 часов.
Тех же, кто нарушил часть 6.1 20.2 статьи КоАП, помешав транспортному движению в городе и создав препятствия для доступа к объектам инфраструктуры, ожидает более серьезное наказание. Им грозят штрафы в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, обязательные работы до 100 часов или административный арест сроком до 15 суток.
По данным источника «Известий», среди задержанных оказались и те, кто повторно нарушил КоАП по этой статье. По словам юриста Марии Спиридоновой, это может обернуться штрафом в 150–300 тыс. рублей, обязательными работами до 200 часов либо административным арестом до 30 суток.
На организаторов несанкционированного митинга предварительно наложат административный штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 40 часов. Кроме того, отметил собеседник в правоохранительных органах, несколько человек, вышедших на акцию, отказались повиноваться требованиям правоохранительных органов, нарушив тем самым статью 19.3 КоАП. Наказанием для них станет штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест до 15 суток.
Серьезные последствия
Управление Следственного комитета по Москве возбудило шесть уголовных дел по статьям «Применение насилия в отношении представителя власти», «Хулиганство», «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» и «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.
«Вблизи Сретенского бульвара агрессивно настроенные граждане в ответ на законные требования сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших охрану общественного порядка, нанесли удары сотруднику Росгвардии, повалили его на землю и продолжили избивать», — сообщал об одном из таких правонарушений СК по Москве еще 23 января.
Нападение на омоновца также было совершено на Пушкинской площади, а на Цветном бульваре участники акции блокировали автомобиль с мигалкой и номерами АМР, повредили его, а также распылили в лицо водителю слезоточивый газ.
Активистку Pussy Riot Марию Алехину и муниципального депутата Люсю Штейн задержали 23 января за организацию несогласованного митинга. При этом автомобиль, в котором они находились, наехал на полицейского. Позже суд предписал Алехиной выплатить штраф, а Штейн получила 10 суток административного ареста.
Возбуждены уголовные дела и по фактам перекрытия дорог в столице. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Москве, участники акции перекрыли дороги и тротуары для пешеходов и транспортных средств, из-за этого в городе было нарушено дорожное движение.
Подобные дела рассматриваются также в Санкт-Петербурге и Владивостоке, где из-за перекрытых дорог к больным не смогла попасть скорая помощь.
— С 14 часов скорая не могла проехать на четыре срочных вызова, один из которых был к девятимесячному ребенку, а также к тяжелым больным с пневмонией, — сообщила пресс-служба УМВД России по Приморскому краю.
Статьи 213 («Хулиганство») и 167 («Умышленное уничтожение и повреждение имущества») УК предусматривают минимальное наказание в виде штрафа, пояснила «Известиям» адвокат Татьяна Сустина. При этом по вторым частям статей 167 и 318 («Насилие в отношении представителя власти») возможно и реальное лишение свободы, добавила она.
— Так, часть 2 статьи 167 УК РФ предусматривает принудительные работы до пяти лет и максимальное наказание в виде лишения свободы на тот же срок. А часть 2 статьи 318 предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. Но обычно назначают от 1/3 до 2/3 максимального срока, — добавила Татьяна Сустина.
В понедельник Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга до 23 марта заключил под стражу IT-специалиста Николая Девятого, который во время субботней акции избил двух сотрудников ДПС. Из материалов дела следует, что на замечание сотрудника ГИБДД соблюдать порядок Девятый ответил ударом в лицо, от которого тот упал на асфальт. Убегая с места происшествия, Николай ударил еще одного сотрудника правоохранительных органов.
Коронный выход
В минувшую субботу к несанкционированному митингу присоединились и инфицированные коронавирусом горожане. По данным столичного департамента здравоохранения, режим самоизоляции нарушили 19 человек.
25 января Следственный комитет по Москве возбудил уголовное дело по статье о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, не раскрывая его подробностей. Об этом со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщили в понедельник «РИА Новости» и ТАСС.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом в размере до 700 тыс. рублей. Также по этой статье возможно и лишение свободы, предостерегает генеральный директор компании «Юристъ» Асия Мухамедшина.
— Если в ходе проверки будет выявлено, что больной ковидом был на митинге и заразил людей, то он попадает под эти санкции, — рассказала она «Известиям».
Об ответственности за участие в несанкционированном митинге
Действующим законодательством определен порядок организации и проведения публичных мероприятий, к которым относится открытая, мирная, доступная каждому акция.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.
Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, такое мероприятие является несанкционированным.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Время проведения публичного мероприятия – не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением.
Ответственность за такие деяния наступают по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание в виде штрафа до 20 тыс. рублей, обязательных работ или административного ареста сроком на 15 суток.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации. Лицу, совершившему данное правонарушение, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере до 20 тыс. рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.
Что бывает за участие в митинге
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Порядок проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение
Что понимать под термином «публичное мероприятие», какие мероприятия относятся к таковым
Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
О порядке организации публичного мероприятия
Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.
Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.
Статьей 5 Закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.
Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
В случае несогласия с решением уполномоченого органа оно может быть обжаловано в суд.
О порядке проведения публичного мероприятия.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников полиции; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортнт ых средств.
В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов.
Участники публичных мероприятий не вправе:
— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Уполномоченные представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов полиции вправе потребовать прекращения публичного мероприятия в случае умышленного нарушения организатором требований законодательства, касающихся порядка проведения публичного мероприятия и (или) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных законом. Неисполнение данного требования или неповиновение (сопротивление) такому требованию отдельными участниками публичного мероприятии влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Об ответственности организаторов и участников публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий
За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков, оказаний вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212) УК РФ предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.
Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций. Права и ответственность организатора и должностных лиц»
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
ОРГАНИЗАТОРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТВЕЧАЮТ ЗА:
1. Оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;
2. Подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
3. Проведение предварительной агитации;
4. Изготовление и распространение средств наглядной агитации;
5. Другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ВПРАВЕ:
— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия. Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия.
Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.
Статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП.
Административный штраф без составления протокола – 28.6 КоАП. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей). Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки давности привлечения к административной ответственности составляют один год со дня совершения административного правонарушения. Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).
Чаще всего правонарушения совершаются путем:
1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;
2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;
4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 27.2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.
Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»).
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть 3 статьи 27.2 КоАП). С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП), соответственно, лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с КоАП. Доставление лиц в служебное помещение органа внутренних дел должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП).
В исключительных случаях, при неустранении обстоятельств, обусловивших невозможность составления протокола об административном правонарушении, к доставленным лицам может применяться административное задержание – кратковременное ограничение свободы (часть 1 статьи 27.3 КоАП). Срок административного задержания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП не может превышать трех часов (часть 1 статьи 27.5 КоАП).
Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
В соответствии с пунктами 6 и 9 части 4 статьи 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:
— приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
— довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ в случае невыполнения данного требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается (часть 3 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ).
Порядок прекращения публичного мероприятия регламентирован статьей 17 Федерального закона 54-ФЗ, в соответствии с которой в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления производит следующие действия:
1. Дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.
2. Устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
3. В случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона в случае невыполнения указания уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона). В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» в этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка (перечень категорий лиц, подлежащих задержанию, в статье 14 Федерального Закона «О полиции»), проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (статья 16); для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства, порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции».
Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять следующие специальные средства: палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию, в частности, сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.