что и чему противопоставлено в деревне

Что и чему противопоставлено в стихотворении А.С Пушкина «Деревня»?

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

Баба-Яга: — Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.

Волк и козлята: — Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытца водицы!

Волшебное кольцо: Мартынка выпросил телегу с лошадью и поехал в город. Едет он мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу. Что такое? А то мясники изловили охотничью собаку, привязали к столбу и бьют ее палками — собака рвется, визжит, огрызается. Мартынка подбежал к тем мясникам и спрашивает:

Гуси-лебеди: Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Дурак и береза: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой!

Источник

ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 172-199

1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?

Крестьяне гнут спину на помещиков, даже не питая надежд на то, что что-то может измениться. Привыкнув жить и умирать в рабстве, они просто не знают другой жизни.

2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?

Стихотворение Пушкина «Деревня» делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение». Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.Так начинается вторая часть стихотворения.

Вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон.

3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.

В стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин в первой строке называет деревню «пустынный уголок», что говорит о симпатии поэта, о его трепетном отношении. На лирического героя деревня так же производит благоприятное впечатление: он считает, что жизнь в деревне проходит очень спокойно, безмятежно, он находится в гармонии с самим собой «на лоне счастья и забвенья». У него создаётся впечатление, что это место, где можно с лёгкостью творить, постигать Истину и законы бытия, предаваться размышлениям: «учуся в истине блаженство находить». Деревня представляется поистине райским уголком, где нет места порокам, все живут в мире и согласии: «мирный шум дубрав», «тишина полей», «тёмный сад с прохладой и цветами», «озёр лазурные равнины», «везде следы довольства и труда», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья».

4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части — это почти идиллическое место, где…» (продолжите).

Где все заботы земные забываются, здесь хочется полностью погрузиться в себя и наслаждаться тишиной и спокойствием.

5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?

Пушкин противопоставляет Пиры, забавы и забвенья, надоевшие ему на уют и тишину «пустынного уголка».

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

6. Что «омрачает душу» автора?

Пушкина омрачает барское беззаконие, омрачает бесправное положение крестьян в деревне. Он показывает своим стихотворением, что не приемлет классового неравенства.

7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они — эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?

8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

Лирический герой считает деревню райским уголком, где жизнь течёт спокойно и размеренно, где человек может «трудиться на лоне счастья и забвенья», жить в гармонии с природой. Но его спокойствие и счастье омрачает «барство дикое без чести, без закона», которое царит в деревне. Его возмущает крепостное право, что простой крестьянин живёт впроголодь и не имеет никаких прав, он вынужден работать на помещиков. Поэт мечтает о том времени, в котором не будет крепостного права, о будущем, в котором он увидит «народ неугнетённый». Он мечтает о свободном и просвещённом отечестве.

1. Стихотворение «Во глубине сибирских руд. » посвящено ссыльным декабристам. Каким чувством оно проникнуто?

Любовь, забота, внимательность и грусть

2. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?

1. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении анчар?

В стихотворении «Анчар» используются следующие художественные средства:

1) эпитеты («пустыня чахлая и скупая», «зной раскалённый», «жаждущая степь», «мёртвая зелень», «песок горючий», «вихрь чёрный, тлетворный», «лист горючий», «хладные ручьи», «властный взгляд», «бедный раб», «непобедимый владыка»);

2) сравнение («как грозный часовой»);

3) метафоры («застывает густой прозрачною смолою», «древо смерти»);

4) олицетворения («природа породила, напоила», «послушливые стрелы»).

2. Письменно сформулируйте идею стихотворения «Анчар».

В основе стихотворения лежит легенда и ядовитом дереве анчар, которое отравляет всё своим ядом. Она приобретает в произведении Пушкина аллегоричный смысл: «непобедимый владыка» — собирательный образ монарха. Основная идея этого стихотворения — обличение самодержавия, как жестокой формы правления.

3. Как вы думаете, можно ли считать «бедного раба» ответственным за все смерти, которые несут в себе «губительные стрелы»? Организуйте в классе дискуссию по этому вопросу.

1. Внимательно, медленно прочитайте стихотворение. С помощью каких изобразительных средств создан образ тучи?

В стихотворении «Туча» А.С. Пушкин для создания яркого образа тучи использует следующие средства художественной выразительности:

1. эпитеты «последняя туча», «рассеянная буря», «таинственный гром», «алчная земля», «успокоенные небеса»;

2. олицетворение тучи («несёшься», «наводишь», «печалишь», «издаёт», «промчалась», «поила»), «молния грозно обвивала», «алчная земля», «ветер ласкает, гонит», «успокоенные небеса»;

3. лексическая анафора (повтор): «одна ты несёшься, одна ты наводишь, одна ты печалишь».

2. Определите микротемы каждого четверостишия.

3. Сформулируйте художественную идею стихотворения.

Это стихотворение характеризует жизнь поэта в ту эпоху. Он как: «Последняя туча» несется и пишет свои замечательные произведения. Это стихотворение Пушкин написал, будучи в одиночестве, и говоря о туче, он говорил о себе!

«Песнь о вещем Олеге»

1. Сопоставьте текст о смерти Олега из «Повести временных лет» и балладу А.С. Пушкина. Отметьте совпадения, объясните различия.

2. Какова основная тема баллады А.С. Пушкина? Сформулируйте главную идею произведения.

Основная тема баллады А.С. Пушкина в том, что князь очень переживает разлуку со своим конём, который был ему верным другом на поле брани, боевым товарищем. Он приказывает заботиться о нём, прощаясь, ласкает и треплет его по шее, а узнав о его смерти, злится на кудесника и едет увидеть его кости.

3. Какие мысли выражает поэт в этих строках?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Поэт хочет передать этими строками то, что волхвы знают будущее. Они не бояться будущего, потому что знают все наперед, что и как произойдет.

Известно, что князь Олег обладал способностью предвидеть, за это его и прозвали «вещим». Он был бесстрашным князем, решительным и храбрым и, благодаря предвидению, побеждал много раз. Но он не смог предвидеть своей смерти и погиб от укуса ядовитой змеи.

4. Выпишите из текста баллады устаревшие слова и словосочетания. Запишите соответствующие им синонимы из современного литературного языка. Образец: чело — лоб.

5*. Какой исторический факт имеет в виду Пушкин в стихах: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда. »? Найдите в тексте другие указания на исторические факты и события.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда. «

Автор имел в виду покорение князем Олегом Константинополя (Цареграда). Главным результатом этого похода стал договор о беспошлинной торговле с Византией.

6. Послушайте выразительное чтение баллады. Расскажите о своих впечатлениях.

Какими предстают перед читателями кудесник и Олег? Опишите их.

Олег предстаёт перед читателями гордым, сильным и мужественным. Он всем своим видом доказывает что ему можно доверять и положится на него. кудесник кажется загадочным, мудрым и может дать дельный совет.

1*. Вспомните определение баллады и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Чем баллада отличается от поэмы?

2. Найдите в поэме сравнения. Определите, к каким персонажам они относятся и какие черты характеров оттеняют.

3. Приведите примеры антитезы в поэме. Какова её художественная роль?

Противопоставление Петру 1 Карла 12, про Перта он говорит «весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками», а про Карла, что он «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Т.е. Петр представляется ему как смелый, сильный, ответственный человек, а Карл как вялый и неспособный на подвиги или какие-то действия.

4. Найдите риторические восклицания в поэме. Какова их художественно-выразительная функция?

«Она забыла стыд и честь, она в объятиях злодея! Какой позор!». «Бесстыдный! старец нечестивый!». «И ныне злобный недруг смел его седины опозорить!». «Но как он вздрогнул, как воспрянул, когда пред ним внезапно грянул упадший гром!». «Мария, бедная Мария, краса черкасских дочерей!». «Как сладок юности покой! Как сон её лелеет нежно!». «О милый мой, ты будешь царь земли родной! Твоим сединам так пристанет корона царская!». Риторические восклицания служат для передачи сильных эмоций и глубоких мыслей автора.

5. Проследите в поэме роль союза но. Запишите свои выводы.

Поэма А. С. Пушкина построена на основе противопоставления образов, чувств. Автор пытается доказать, что союз «но» помогает изобразить сложность, противоречивость характеров отдельных героев.

6*. Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях, в ней показаны реальные исторические лица. Как вы думаете, что в поэме является художественным вымыслом автора?

Александр Сергеевич Пушкин старался написать своё произведение как можно ближе к историческому событию. (Полтавской битве) Единственным художественным вымыслом автора является замена имени героини, которую на самом деле звали Матрёной.

7*. Не в первый раз вы встречаетесь с произведениями Пушкина на исторические сюжеты. Что в истории интересовало поэта? Чем «Полтава», как произведение на историческую тему, отличается от «Дубровского»?

А.С. Пушкина заинтересовало такое грандиозное сражение Северной войны, как Полтавская битва в 1709-м году. Это сражение он изобразил в своей поэме «Полтава». Так же Пушкин нарисовал яркие образы Петра I и Карла XII, которые являются в произведении полной противоположностью друг другу.

Поэма «Полтава» как произведение на историческую тему отличается от романа «Дубровский» тем, что в поэме А.С. Пушкин изобразил генеральное сражение Северной войны и выразил своё отношение к двум великим личностям: Петру I и Карлу XII, а в романе он изобразил такое историческое явление, как расслоение и обнищание дворянства.

8. Определите, каким стихотворным размером (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) написаны следующие произведения А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам. », «Во глубине сибирских руд. », «Деревня».

1. Как ныне сбирается вещий Олег (—/— —/— —/— —/)

Отмстить неразумным хозарам (—/— —/— —/—)

Их сёла и нивы за буйный набег (—/— —/— —/— —/)

Обрёк он мечам и пожарам (—/— —/— —/—)

Размер «Песни» — четырёхстопный и трёхстопный амфибрахий.

2. Богат и славен Кочубей (—/ —/ —/ —/)

Его луга необозримы (—/ —/ —/ —/ —)

Там табуны его коней (—/ —/ —/ —/)

Пасутся вольны, нехранимы (—/ —/ —/ —/—)

Размер поэмы «Полтава» — четырёхстопный ямб.

3. Любви, надежды, тихой славы (—/ —/ —/ —/ —)

Недолго нежил нас обман (—/ —/ —/ —/)

Размер стихотворения «К Чаадаеву» — четырёхстопный ямб.

4. Во глубине сибирских руд (—/ —/ —/ —/)

Храните гордое терпенье (—/ —/ —/ —/ —)

Размер стихотворения «Во глубине сибирских руд» — четырёхстопный ямб.

9. Выучите наизусть два стихотворения Пушкина (по выбору).

10. Перечислите знакомые вам произведения А.С. Пушкина, написанные в жанре лирического стихотворения, сказки, поэмы, баллады, романа.

Во время южной ссылки Пушкин создает поэмы «Цыганы», «Анджело», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». В 20-х годах Пушкин пишет баллады «Жених», «Утопленник», «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава», «Руслан и Людмила», «Граф Нулин», трагедию «Борис Годунов», задумывает и сочиняет роман в стихах «Евгений Онегин». Во время Болдинской осени Пушкин пишет трагедии «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», поэмы «Медный всадник», «Сказку о попе и работнике его Балде».

В лаборатории писателя

1. Найдите информацию об истории Полтавского сражения, подготовьте сообщение на эту тему.

Полтавская битва, или Полтавское сражение, кратко говоря, стало одним из ключевых событий в истории Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы. Сама битва произошла 8 июля 1709 года. В апреле Карл ХII вторгся в Российскую империю со стороны Украины, и в апреле начал осаду Полтавы. На тот момент его защитой управлял Алексей Келин, под руководством которого было 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. ополченцев. Осада продлилась недолго, так как уже в июне Петр I привел под Полтаву свою армию. В ее состав входило 42 тыс. солдат и 72 орудия. Карл ХII, надеясь победить в этом сражении, ожидал, что Османская империя также выступит против Москвы.

2. Напишите сочинение на тему «Пётр I и Карл ХII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”». В своих рассуждениях вы можете ориентироваться на образы, представленные на иллюстрациях к поэме.

В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы (они оказываются даже на поле боя в Полтавской битве во главе двух противоборствующих армий). А ещё эти государи просто очень по-человечески отличаются.

Пётр больше похож, по-моему, на стихию. Он высокий, быстрый, энергичный – в нём столько сил природы, что их хватит, как мы знаем, на переделку мира в отдельно взятой нашей стране. Его не останавливает ничего. В поэме он показан также очень живо. Он и переживает за события своей эпохи, гневается, радуется. Важно, что Пётр ещё совсем молод при этих событиях, а Россия как государство также молода (пишет Пушкин). Пётр отважен, его называют гением – практически во всём. В бою он сам садится на коня, «пожирая глазами» поле боя. Но всё-таки он не просто «вояка», а государь – очень талантливый.

Карл же показан в преклонном уже возрасте. За ним, к слову, двенадцать его предков Карлов. (А Пётр наш Первый!) Он впитал в себя все дворцовые интриги. Карл готов обманывать, предавать… Сначала он показан почти немощным, больным. Вот он слабый лежит на кровати, практически готов завещание писать, но как только он добился своего такой уловкой, как тут же он бодро и весело вскакивает с кровати, хитрец. В поэме сказано, что Карл был увенчан «бесполезной» славой, что он был тщеславен и жесток. Он «бродяга», который очень мало проводит в собственной стране, предпочитая жадно завоевывать новые земли.

Думаю, что симпатии Пушкина были на стороне своего – нашего Петра. Со всеми своими хитростями дворцовыми Карл проиграл. Пётр был очень деятельным, умным, целеустремленным, он был всегда выше, как я понимаю, всех этих дворцовых сплетен, интриг мировой политики.

Мне тоже больше понравился образ нашего государя. Он такой даже немного пугающий… Пётр, как ураган, сметает всё на своём пути. И всё-таки это лучше, чем быть интриганом Карлом, способным на любую подлость.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

Васян Коваль

Основным художественным приемом в стихотворении (Деревня.А.С Пушкин) является прием антитезы.Что и чему противопоставлено в «Деревне»?

Лучший ответ:

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

Пармезан Черница

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране и т. д. Но главной здесь является, на мой взгляд, тема гуманизма, гуманного отношения к человеку вне зависимости от его социального положения.

Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть все эти темы, в данном стихотворении является антитеза. Она также является здесь и основным композиционным приемом.

Стихотворение делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений:

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Именно на лоне природы герой может размышлять о действительно важных вещах, может понять, кто он, чего он хочет. Только здесь он может быть свободным, независимым от мнения светского общества или непросвещенной толпы. Только здесь лирический герой может не завидовать более выгодной, по мнению света, участи «злодея или глупца».

Кроме того, поэт замечает, что в уединении, на природе, ничто не мешает рождаться его творческим замыслам. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.

Но и здесь, в мире покоя и отдохновения, героя не покидает мрачная мысль:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Так начинается вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон. Они связаны, прежде всего, с положением народа, которое, по мнению поэта, просто ужасное. Герой говорит о том, что видит вокруг себя «барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе И труд, и собственность, и время земледельца».

Помещики не замечают, вернее, не хотят замечать тяжелейшего положения крестьянства. Они не видят слез и не внемлют стонам простых людей. Это герой объясняет невежеством самих помещиков, в первую очередь, их непросвещенностью.

Каков же результат этого грубого невежества? Деревню захватило «рабство тощее». Жизнь крестьянина тягостна, безрадостна, безнадежна. С рождения до смерти он влачит «тягостный ярем», «склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам». Простой человек не имеет право на собственные мысли, чувства, надежды.

Крестьянские девушки подобны рабыням, чья судьба зависит от прихоти их господина-помещика. Юноши же, которые должны быть отрадой своих родителей, вынуждены идти на поклон к хозяевам и пополнять собой ряды «измученных рабов».

Эти тягостные картины не могут отставить равнодушным лирического героя. Душа его кипит возмущеньем, герой мечтает о том, чтобы его голос как поэта «умел сердца тревожить». Но пока он не видит такой возможности, не чувствует действенности своего слова:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Стихотворение завершается горячей надеждой поэта на то, что родина его наконец-то станет просвещенной страной, где иметь рабов, лишать человека его естественных прав на свободу, будет считаться просто недопустимым:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Вторая часть стихотворения и его финал также являются противопоставленными друг другу.

Таким образом, антитеза является композиционной основой стихотворения А. С. Пушкина«Деревня». С помощью этого приема автор раскрывает основные темы произведения, выражает свое отношение к поднятым проблемам, доносит их до читателя.

Источник

«Деревня» (Пушкин): анализ стихотворения (подробный)

Небольшой анализ для 9 класса

Стихотворение «Деревня» относится к произведениям, которые были написаны Пушкиным в Петербурге. Создать это стихотворение подвигло автора общение с революционерами. Особенно повлияли на это разговоры с Рылеевым и Чаадаевым.
Крепостное право — главная тема «Деревни». Пушкин показывает, как губительно действует крепостничество на людей. Помещики жестоки и несправедливы к крестьянам. Чтобы показать это наиболее ярко, поэт прибегает к противопоставлению.

Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.

Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.

Лирический герой выступает здесь, как ценитель этой гармонии и красоты. Но вторая часть доказывает, что он не простой романтик, он активный борец, который прекрасно понимает суть монархии. К сожалению, его одиночный голос не может изменить существующее положение. Поэтому все, о чем он говорит, остается только мечтой. Его голос взволнован и тревожен, об этом говорят такие эпитеты, как «барство дикое», «тягостный ярем».

Призыв на борьбу с крепостным правом только еще начинает зарождаться в творчестве А.С. Пушкина. Но вскоре в его произведениях эта тема станет ведущей.

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и художественные средства разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня»

Стихотворение «Деревня » было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петер­бургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в обществен­но-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостно­го права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «. но мысль ужасная. ») пред­ставляет собой идиллию, а вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тиши­на и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духов­ную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне откры­вается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, про­извол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» — основ­ные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопостав­ленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произве­дения — несправедливость и жестокость крепостного права.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подби­рает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротво­ренную а, «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

История создания

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.

Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое путём насилия «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства. Всё это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Его пламенное желание — увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».

По своей композиции и языку стихотворение «Деревня», представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: «Я твой: я променял. Я твой: люблю сей тёмный сад. » Во второй части стихотворения тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое. Здесь рабство тощее. Здесь тягостный ярем. Здесь девы юные. » Ораторским приёмом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.

Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта —«приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет точен. Он или красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), или эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»).

Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца». Крестьянство — это «рабство тощее», обречённое влачить «тягостный ярем до гроба», это «дворовые толпы измученных рабов».

Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении «Деревня», оно проявляется в тоне речи — приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»). Стихотворением «Деревня» пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

«Деревня» А.Пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин о.

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

«Деревня», анализ стихотворения Александра Пушкина

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей — Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева — приговор был заменен ссылкой на юг России.

В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой». Свое первое произведение, оду, он так и назвал — «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня». написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.

Стихотворение имеет двухчастную композицию. В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.

В первых четырёх строфах писатель повествует о красоте деревенских пейзажей, при помощи которых поэт выражает собственное «Я». Пушкин признаётся, что ради этого умиротворённого уголка он покинул шумный город с пирами и празднованиями. Здесь он может спокойно творить, так как только в этом месте идеи для творчества сами возникают в голове поэта.

что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть фото что и чему противопоставлено в деревне. Смотреть картинку что и чему противопоставлено в деревне. Картинка про что и чему противопоставлено в деревне. Фото что и чему противопоставлено в деревне

Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня»: анализ. «Деревня» Пушкина — пример вольнолюбивой лирики поэта

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) – произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о крепостном праве и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная общественно-политическая жизнь, тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым – все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения – проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой – человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части — с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) – произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует ораторской речи. Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение — призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и художественные средства разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Выступление против крепостного права – такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Жанр, направление и размер

Произведение нельзя отнести к какому-то определённому жанру. Оно является и посланием, так как идёт обращение к деревне, и элегией, потому что автор пытается указать на проблему неравноправия в обществе, где угнетают крестьян.

Нельзя выделить только одно направление стихотворение. В нём присутствует романтизм, в котором поэт любуется природой и описывает её во всех красках. Он наслаждается времяпрепровождением в родном крае, где нет суеты и шума. Однако повествование о жизни крестьян относится к социальной проблематике, которая никак не свойственна романтизму. Автор без прикрас описывает общественный строй, сложившийся в стране. Стихотворение относится и к пейзажной лирике, и к философской. Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворный размер — шестистопный ямб. В стихотворении можно чётко проследить все виды рифмовок, которые использует поэт: перекрёстная, кольцевая и параллельная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *