что играть на улице на гитаре
Как стать уличным музыкантом. Сколько зарабатывают музыканты и какое необходимо оборудование
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Найти место для выступления довольно легко, хоть в последнее время законы становятся всё жестче во многих странах. Не нужно заранее договариваться с площадками. Любой свободный день можно использовать для оттачивания навыка публичного выступления. На Западе и в Европе даже звезды эстрады нередко выходят и выступают на улице. В России это большая редкость.
В каждой стране свои законы относительно уличных выступлений. Например, в Норвегии нельзя играть в закрытых помещениях типа переходов и станций метро, но можно играть в любом месте на улице с усилением звука. В Нидерландах можно играть почти везде (за исключением нескольких улиц), но без усиления. В некоторых городах, таких как Роттердам, требуется получить разрешение в администрации. В Финляндии можно играть почти без каких-либо ограничений, а в Дании, например, нельзя играть группой более 2-х человек. Важно понять, что законы эти вводятся не для притеснения музыкантов, а для спокойствия граждан. Поэтому, даже если вы нарушаете, но при этом ваше выступление мелодично и гармонично с окружающей обстановкой, то велика вероятность, что на это закроют глаза.
Сколько зарабатывают уличные музыканты
Ответ категорически утвердительный. Даже в этом, относительно небольшом опыте, было пройдено несколько стадий трансформации: от стыда, стеснения и чувства, что ко мне отнесутся как к “попрошайке”, до ощущения себя светлой искрой в жизнях случайных прохожих, которые искренне рады испытать настоящую эмоцию, вызванную исполнением песен и принятию от них благодарности в виде улыбок, танцев, денег, знакомств и дружбы. Опыт такой интенсивности можно получить только гастролируя, при этом затраты сил на организацию несравнимо меньше.
Оборудование для уличных выступлений
Что касается оборудования: не раз видел просто поющих а капелла, то есть оборудования никакого. Второй вариант – под гитару. Ну, а если уж говорить о минимальном усилении, тогда комплект такой: гитара, микрофон, стойка для микрофона, провод jack, провод xlr и, собственно, мобильная колонка. Рекомендую Roland, модель street или cube. Работают от 6 и 8 пальчиковых батареек, их хватает до 10 часов игры.
Лайфхаки для уличного музыканта
Сколько может заработать уличный музыкант
Личный опыт
Чтобы подзаработать в годы аспирантуры, я играл на улицах на саксофоне.
С тех пор прошло 5 лет, денег мне хватает, но я всё равно иногда это делаю. Я играл в 9 городах, при температуре от −20 до +50 °C. Сейчас наигрываю неплохой для провинции доход.
Если вы умеете играть на каком-нибудь инструменте и хотите подработать в свободное время, расскажу, как это сделать.
Кто такой аскер
В неформальной среде аскером называют уличного музыканта или его помощника со шляпой. Слово происходит от английского ask — «спрашивать». Отсюда сленговый глагол «аскать» — играть на улице, в переходе или метро ради денег. Сам процесс в тусовке называют аском. Помимо музыкантов к аскерам относятся жонглеры, фаерщики, живые статуи, фокусники — любые ребята, которые показывают свое искусство на улице с целью заработка. Еще говорят «стрит», «стритовать».
Какие бывают уличные музыканты
В уличные музыканты идут разные люди: студенты, менеджеры, продавцы, рабочие, преподаватели и даже профессиональные музыканты. Для большинства из них аск — подработка или хобби, но есть и те, кто занимается этим на постоянной основе и живет только за счет игры на улице.
У нас в городе есть группа «Дождя не будет». У них есть раскрученное сообщество во Вконтакте, где они пишут расписание своих уличных выступлений, и люди идут на них целенаправленно.
Мой знакомый скрипач Саша играл по всей России и в других странах СНГ. Стоило ему написать: «Ребят, сегодня в Саратове играю там-то и тогда-то…» — и местная публика подтягивалась.
К уличным музыкантам я не отношу неформалов и бродяг — пьяных, с расстроенными инструментами и песнями русского рока. Поддержать таких людей можно, только если вы сочувствуете их похмелью.
Это стыдно?
У многих музыкантов и далеких от музыки людей есть предубеждение насчет игры на улице: мол, это всё равно что побираться. Я так не думаю. Хороший музыкант поднимает людям настроение, подбадривает их, создает неповторимую атмосферу.
Мой опыт показывает, что большинство людей относятся к музыкантам либо нейтрально, либо положительно. Люди раздражаются, только когда музыкант плохо играет, его аскер со шляпой слишком настойчив или когда вы играете на одном и том же месте одно и то же каждый день.
Мне не стыдно играть на улицах, но, так как я играю недостаточно хорошо, мне порой стыдно за исполнение. Этого никто не замечает, но сам-то я всё понимаю.
Как и что играть
Прозвучит цинично, но ваше мастерство мало кому нужно: подлинных ценителей техники исполнения немного. Люди хотят услышать то, что знают, что вызывает у них эмоции, или то, что красиво звучит. Если играете импровизацию или малознакомые мелодии, то играйте их максимально амплитудно и эффектно.
Чтобы выступать на улице, не обязательно играть очень хорошо — достаточно среднего уровня. Если вы не фальшивите и попадаете в ритм, аск у вас может получиться неплохим. Но чем более крутой вы музыкант, тем больше шансов у вас зажечь прохожих и уйти с полным чехлом.
По моим наблюдениям, прохожие бросают деньги в чехол, когда вы их растрогали. Поэтому если хотите много зарабатывать, играйте популярные задушевные мелодии. В идеале — те, которые пришлись на нежную юность большей части ваших прохожих: музыкальные вкусы у обычных людей формируются именно тогда. Если сейчас вашим прохожим по 40—50 лет, значит, они росли под музыку восьмидесятых.
Прохожие бросают деньги в чехол, если вы их растрогали
Если вы играете для себя и в свое удовольствие, мелодии можно подбирать какие угодно. Но и не ожидайте коммерческого успеха: люди в массе не такие ценители хорошей музыки, как они о себе думают.
Русский рок, конечно, хорошо, но играть только его просто моветон. Выучите основные советские хиты, популярные зарубежные мелодии. По моему опыту, на иноязычные песни народ откликается слабо. В моем случае хорошо заходили мелодии Кенни Джи, да и то потому, что он единственный известный поп-саксофонист.
Чтобы не надоесть людям и не устать самому, ваш репертуар должен быть хотя бы на час. В идеале на много часов. Повторяться можно: вас же не будут слушать всё время. Человек либо просто пройдет мимо, либо послушает пару песен и всё равно пройдет.
Какой инструмент лучше
Особо ценятся на улице классические и джазовые инструменты: скрипка, саксофон, труба, кларнет. По моим наблюдениям, самый удобный и выгодный для аска инструмент — это скрипка. Она маленькая и легкая, ее легко носить с собой. Она не замерзает в небольшой мороз — играть можно до минус 5-7, потом мерзнут пальцы. Она не слишком громкая (не то что саксофон!), но и не слишком тихая. На скрипке можно играть везде и всё. Она безумно красиво звучит, если вы умеете на ней играть, а если играть под минусовку, то вы будете звездой квартала.
Саксофон тоже нравится людям. Я далек от профессионального уровня игры, но могу сыграть Yesterday, мелодию из «Титаника», «Крестного отца» — людям нравится. По моим наблюдениям, отклик даже лучше, чем у профессиональных музыкантов, которые играют на других инструментах.
Самый удобный и выгодный инструмент — скрипка
Мы играем в одном месте с неплохим флейтистом, и народу определенно саксофон нравится больше, чем флейта. То же и с трубой. А вот скрипке я проигрываю — скрипка вне конкуренции.
Саксофон не уличный инструмент. На морозе на нем намерзает конденсат от дыхания, а сам инструмент не строит — попасть в ноты на нем становится сложно. Мне приходилось шить на саксофон чехлы, чтобы играть хотя бы при минимальном морозе. На жаре пересыхают трость (она крепится к мундштуку, из нее извлекается звук) и клапаны, поэтому летом более-менее сносно играть получается только утром или вечером.
Играть на улице можно на обычных акустических инструментах без аппаратуры. Но тогда вы сможете играть только в переходах или на очень тихих улицах, иначе вас просто не услышат. Если хотите наигрывать в разы больше и играть где угодно, потребуется звукоусиливающая аппаратура и колонка для аккомпанемента. Аппарат покажет, что вы серьезный музыкант, а не попрошайка, создаст ощущение представления, а не междусобойчика. По моим наблюдениям, игра под минусовку приносит примерно в два раза больше денег, чем без нее.
Если у вас несколько инструментов, не берите на улицу лучший вариант. Даже при самом бережном отношении на улице вы будете подвергать инструмент экстремальному воздействию. Жара, влажность, холод, пыль, гопники, в конце концов. Концертные инструменты лучше поберечь.
Помимо инструмента возьмите с собой тюнер. Полагаться на слух на улице не стоит. Если нужен, возьмите пюпитр. Еще отлично поможет плеер с минусом: даже если нет колонки, вы сможете слышать ритм в наушнике. Микрофон в идеале головной: так мобильнее. Если у вас нет автомобиля, то для аска выбирайте всё компактное: усилитель (он же комбик) должен помещаться в рюкзак и быть легким.
Если вы играете с группой, не надейтесь довезти всю аппаратуру на общественном транспорте — только на автомобиле!
Звать ли шляпника
Я не люблю аскеров со шляпами и считаю, что это дурной тон. Но это мое мнение, к деньгам оно не имеет отношения.
Со шляпником у вас всегда получится собрать больше, чем самому. Особенно если вокруг вас собирается толпа, чтобы послушать. Так часто бывает: люди стоят кружком, но никто не кидает деньги — все то ли стесняются, то ли ждут, чтобы сначала кинул кто-то другой. Так и стоят. Шляпник в этом случае спасает: он подходит к каждому, заглядывает в глаза и отказать ему уже как-то неудобно.
Со шляпником всегда получится собрать больше денег, чем одному
С другой стороны, со шляпником придется и делиться. Обычно договариваются на равные доли.
Шляпник должен быть веселым и интеллигентным. Навязчивые, грубые, наглые шляпники скорее отбивают желание давать деньги хорошему музыканту. По моему опыту, девушке со шляпой давали чаще, чем юноше, но предполагаю, что дело не в поле, а в харизме и улыбке.
Где и когда играть
Играть надо в местах, где много людей и где вы никому не мешаете: в переходах, на перекрестках, возле торговых центров, на оживленных улицах. Отдача в месте, где люди спешат на работу, обычно выше, чем в прогулочных местах.
Парки, центральные улицы — это для вечерней игры летом или в выходные. В будни аскер играет для тех, кто спешит на работу или с нее. Часто на периферии города аск лучше, чем в центре: для жителей отдаленных районов уличный музыкант может быть в новинку и приятной неожиданностью, в то время как мажоры из центра избалованы уличным искусством.
Вы можете играть в любое время дня. Ночью шуметь запрещено законом. Я люблю играть ранним утром — с 6 до 11 часов утра — или вечером, то есть до и после работы. Летом лучше играть на улице, а переходы поберечь на холода и непогоды.
Лучше выбрать место для аска заранее и сходить туда, чтобы всё проверить. Если там уже играет музыкант, следует поговорить с ним: во многих местах есть свой жесткий график, без договоренности случайному человеку не поиграть. При этом моральный приоритет на игру у ребят, которые играют на этом месте постоянно.
Проверяйте места для игры заранее — они могут быть заняты
Если вы не робот, скорее всего, вы сможете играть не более 2—4 часов подряд. Больше можно, но тяжело. Максимум я играл 8 часов подряд и после этого с трудом говорил: связки и губы почти не слушались. Если нужно поиграть много, лучше разделите на два, а то и три раза: например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Со свежими силами играется легче и отдача от игры больше.
Старайтесь играть на одном месте как можно реже. Не чаще раза в неделю. Эффект неожиданности и новизны приносит хорошее вознаграждение музыканту, но быстро пропадет, если «заиграть» место. По вам должны соскучиться, встреча с вами должна стать приятной неожиданностью.
Часто рядом с аскером сидят какие-нибудь попрошайки. Они ему не конкуренты, но лучше без них. А еще тут этический момент: если это старенькая бабушка, которая просит на еду, играть здоровому зажравшемуся парню рядом с ней становится неловко.
Игра в столицах
Я играл преимущественно в провинциальных городах Черноземья. В Москве и Петербурге тоже играл, но мало знаю о тамошних особенностях.
В Москве я играл на периферии в надземных переходах — никаких проблем у меня не было. В Петербурге играл на центральных улицах и на выходах у метро, во время разведения мостов. Проблем у меня тоже не возникло, но пришлось конкурировать с местными реально крутыми ребятами.
Полиция недружелюбно отнеслась ко мне на Невском, но мы договорились. Многие музыканты на улицах Петербурга — гости из других городов, полиции не привыкать. Для уличных музыкантов это своеобразная Мекка: считается, что каждый должен поиграть в Петербурге.
Во многих городах Европы уличные музыканты получают специальное разрешение на игру. В прошлом году нечто подобное появилось и в Москве: проект «Музыка в метро» — предварительно и строго отобранные музыканты выступают в специально отведенных местах.
Проблемы с полицией и возможные сложности
Игра на улице сама по себе не запрещена законом, поэтому в провинциальных городах никаких проблем с полицией у меня не было. Нельзя играть только в метро.
В реальности полиция время от времени прогоняет музыкантов, в редких случаях забирает их в отделение, в единичных — накладывает штраф. В основном я слышал такое про столицы. Ссылаются они при этом на административный кодекс — статьи 20.1 и 14.1. Первая — об «оскорбительном приставании к гражданам», вторая — о незаконной предпринимательской деятельности. И то и другое не имеет отношения к игре музыканта на улице, но в России закон могут толковать произвольно.
Игра на улицах никакой предпринимательской деятельностью не является. У музыкантов это не «систематическое получение прибыли», у них нет тарифов на музыку, никто не просит людей платить. По сути, это акт дарения, как подарки на день рождения. Если один человек дарит другому деньги, эти суммы не облагаются налогом и за них не нужно отчитываться.
Пункт 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ
п. 1 ст. 572 ГК РФ — тут описана суть договора дарения
Если музыкант не нарушает общественный порядок, не попрошайничает, не пьет алкоголь, не выглядит как бродяга, не играет слишком громко или ночью и ведет себя как адекватный человек, никакой законодательной причины, чтобы его прогнать и уж тем более задержать, нет.
Но это в теории. На практике к вам могут придраться.
Проблем с полицией у меня никогда не было. Но у полиции вашего города может быть другой настрой.
Гораздо больше мешают охранники торговых центров и переходов с торговыми точками. Вот эти ребята часто просят перейти в другое место, даже если ваша игра нравится продавцам и прохожим. Охранники любят чувствовать свою власть и выпроваживают музыкантов. У многих просто инструкции такие: начальство не любит музыкантов.
Играя на улице, вы начнете сталкиваться с нищими и пьяными людьми. Несмотря на внешний вид, как правило, эти ребята не агрессивны и не опасны. Просто не давайте им деньги: если поддержать их раз, они от вас уже не отстанут.
Если вы сталкиваетесь с откровенной агрессией, которая может перерасти в столкновение, проще перестраховаться и дать гопнику его полтинник: если пострадает инструмент, это обойдется вам дороже. Если гопник требует еще и еще, откажитесь и просто играйте в другом месте: дашь слабину раз — и они уже не отстанут. Никакой «крыши» нигде нет. Если вам предлагают платить за место — игнорируйте или уйдите.
Сколько на этом можно заработать
Уличные музыканты не любят говорить о своих заработках. Знакомые коллеги даже злились на меня, узнав, что я пишу об этом статью. Пару лет назад в воронежской газете напечатали текст с заголовком «Уличные музыканты зарабатывают от 1000 рублей за вечер», и это наделало много шума. К ребятам на улицах подходили гопники, были конфликты. Когда человек работает за 16 тысяч в месяц, а тут кто-то зарабатывает больше, еще и на любимом деле, — это звучит как оскорбление.
Заработок уличного музыканта зависит от следующих условий: уровня игры и репертуара, проходимости места и его заигранности, удачи. В одном и том же месте при равных условиях один и тот же музыкант может наиграть как несколько сотен, так и пару тысяч. Предсказать сумму заранее нельзя.
Носите с собой визитки
Если вы профессиональный музыкант и играете на праздниках, в ресторанах и где позовут, то игра на улице — отличный способ найти клиентов. Запаситесь визитками: к вам будут часто подходить и предлагать где-нибудь сыграть. Заодно сделайте видео какого-нибудь своего выступления на празднике и выложите его на «Ютубе». Благодаря этому играть на улице можно будет гораздо меньше: вы будете загружены работой на свадьбах, днях рождения, свиданиях.
Если у вас есть свои диски, они могут принести неплохой доход. Если нет — запишите. Для этого не обязательна дорогая студия, сделайте запись дома под минус. Народ вас поддержит.
Умиляет то, что отзывчивые и сердобольные прохожие оставляют в чехлах и шляпах музыкантов не только деньги. Чтобы поддержать музыканта или просто поднять ему настроение, люди делятся с ним тем, что у них есть: фруктами, пирожками, сладостями. Часто предлагают алкоголь.
В основном бросают пятерки и десятки. Пару лет назад за месяц я набирал внушительный мешок копеек, но сейчас на такой же объем у меня уходит пара месяцев, потому что эти монеты выходят из оборота. Примерно треть всего заработка состоит из купюр — полтинники и сотни, изредка купюры по 500 и 1000 рублей. Самая крупная купюра, брошенная мне в чехол, — 50 долларов. Это было в 2014 году.
Средний заработок нормального музыканта в провинциальном городе в будни — 300—700 рублей в час. Крутой парень с аппаратурой и минусом может наиграть за час 1000—2000 рублей. В праздничные дни, особенно в дни массовых гуляний, отдача от аска увеличивается в разы — до 5 тысяч в час. В День города можно заработать 10—30 тысяч.
Если играть постоянно, то выходит от 40 до 80 тысяч рублей в месяц. При особом напряге в летние дни можно сделать и больше. Рекорд моего знакомого музыканта — 120 тысяч рублей в месяц, но после этого он взял длительный отпуск. В Петербурге наиграть можно еще больше, но конкретные цифры сильно зависят от места, музыканта и его умения работать с аудиторией.
Если играть постоянно, то можно заработать 80 000 Р в месяц
Где менять мелочь
Как уличному музыканту избежать проблем с законом
Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.
Фото: Анастасия Голикова
Несанкционированный почти митинг
20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.
Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».
Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.
Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.
Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.
Плати налоги
Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.
Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов. Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта. Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».
Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.
В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:
За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.
Фото: Анастасия Голикова
Плата за песни
Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.
Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.
Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.
В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.
Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.
Закрепим пройденное
Никита Ефимов
18+
Город как сцена: вся правда об уличных музыкантах
В одном конце улицы компания рокеров распевает песни Цоя, через несколько метров пожилой мужчина играет на весьма экзотическом инструменте, а еще чуть дальше скрипачка исполняет классику так, что ничуть не уступает выпускникам престижных консерваторий (вполне вероятно, что она принадлежит к их числу). Центральные улицы Москвы и других мегаполисов немыслимы без уличных музыкантов, и, к счастью, «бродячие артисты» не остались в прошлом. Более того, круг талантливых исполнителей продолжает расширяться, и многие из них в последние годы даже приобрели вполне официальный статус.
О том, как живется уличным музыкантам в Москве, почему многие предпочитают выступления на Арбате концертам в клубах и где можно играть легально, не рискуя быть остановленным полицией – узнавала корреспондент «МИР 24».
«В меня бутылками кидали, говорили: «Уйди!»
Старый Арбат – настоящая Мекка для артистов самых разных жанров. Здесь музыка не смолкает никогда. Иногда ты просто проходишь мимо, кому-то кидаешь пару монет в кофр, а некоторые люди играют и поют так проникновенно, что ты невольно останавливаешься и слушаешь с замиранием.
Ксюша Курилко – одна из тех певиц, которые без труда собирают вокруг себя толпу. Девушке всего 23 года, но на Арбате она поет уже почти семь лет. В 17 Ксюша ушла из дома, чтобы жить самостоятельно, и начала подрабатывать пением и игрой на гитаре. Девушка признается: когда впервые пришла на Арбат, знала всего четыре аккорда. Но страсть к музыке пересилила страх.
«Сначала, конечно, был страх, потому что тогда я, по сути, абсолютно не умела играть на гитаре и петь. Критики слышала очень много; бывало и такое, что в меня бутылками кидали, говорили: «Уйди!». До 17 лет я с музыкой не имела вообще ничего общего. Но, конечно, я ее слушала, и меня всегда очень манила жизнь музыканта. А когда я взяла гитару и поняла, что что-то у меня все-таки получается, я начала пробовать дальше», – рассказывает Ксюша Курилко.
Фото из личного архива Ксении Курилко
Семья сперва не одобряла такой образ жизни девушки, но позднее, когда Ксюша достигла заметных успехов в музыке и стала этим зарабатывать, родные изменили свое мнение и приняли ее выбор.
Услышав, как она поет, многие будут уверены: Ксюши брала профессиональные уроки вокала. Как ни странно, это не так: девушка – чистой воды самородок.
«Я никогда ни у кого не училась, – признается певица. – Просто я очень много слушала других людей. Одно время я работала официанткой и баристой в разных барах, и последним моим местом работы был очень классный джазово-блюзовый бар «Массолит», где каждый вечер бывает огромное количество музыкантов. Естественно, я слушала их советы. Со временем любую критику я стала воспринимать как уроки и начала пробовать на практике. Плюс, я пыталась дотягивать до любимых исполнителей, пыталась подражать их голосам. И со временем мой голос поднаторел, я научилась сама им «лавировать».
Ксюшу и ребят, которые играют вместе с ней, можно встретить в разных точках Арбата почти каждую неделю. Многие поддерживают ребят материально, но, безусловно, музыка не является для них полноценным источником дохода, а, скорее, помогает реализовать себя и привлечь новых слушателей.
«С одной стороны, бывают дни, когда я [благодаря пению] за день получаю больше, чем работая официантом. Но такие случаи редки. Тем более, исполнять каверы на Арбате – это, конечно, здорово и весело, но всю жизнь этим зарабатывать я не хочу. У меня есть четко поставленная жизненная цель: стать одной из самых знаменитых певиц. И я не хочу стать ей благодаря каверам. Я хочу, чтобы люди слушали мое собственное творчество», – говорит Ксюша.
Фото из личного архива Ксении Курилко
«В заявлении написала: играла, чтобы купить шаурму»
Многие музыканты не ограничиваются игрой на улицах: людей с гитарами, усилителями и прочей техникой можно часто встретить в метро и электричках. Причем многие из них, как отмечалось выше – выпускники профессиональных музыкальных училищ, консерваторий и т.д., то есть настоящие профессионалы. А некоторые даже сами преподают музыку и пение.
Встреча с Варей Ворончихиной стала, пожалуй, самой неожиданной из всех, что когда-либо случались со мной в транспорте. Красивая девушка, исполнявшая кавер на песню «Zombie» группы The Cranberries, сразу привлекла мое внимание. Мы разговорились, обменялись контактами, а вскоре я узнала, что Варя – преподаватель вокальной школы в Москве.
Музыкой она занимается с раннего детства: впервые вышла на сцену, когда ей было всего пять лет. Варя – не единственный музыкант в семье. Ее мама преподавала в музыкальной школе, где девочка проучилась девять лет.
«Впервые я выступила в электричке, когда мне было 19 лет. Повод был очень банальным – нужны деньги. Я поехала с подругой на Ярославский вокзал, оттуда и начались мои первые «гастроли». В первый раз у меня даже голова закружилась. Было страшно, я очень плохо играла на гитаре, но вытягивала все вокалом. Несмотря на все мои страхи, поездка оказалась удачной, люди меня подбодрили. Некоторые подходили и говорили, что у меня хороший голос. Потом я несколько раз пела в переходе и на улице, но уже не аккомпанировала себе сама, и мне было намного легче с поддержкой», – рассказывает Варя.
Несмотря на то, что сейчас у нее есть постоянная работа в школе, Варя не перестала петь в поездах. Эти мини-концерты помогли ей повысить уровень игры на гитаре и придали уверенности. Кроме того, каждая такая поездка приносит массу положительных эмоций.
«Большинство людей очень хорошо меня принимают и стараются поддержать. Недавно девушка подарила мне четырехлистный клевер. Это был один из самых приятных подарков, я ношу его в заграничном паспорте. Часто люди дают конфетки и всякие вкусности, если у них нет возможности поддержать другими способами. Такие знаки внимания самые приятные, ведь они – от души», – говорит девушка.
Фото из личного архива Варвары Ворончихиной
Варя не скрывает, что пение в поездах является для нее не только полезной практикой, но и серьезным финансовым подспорьем.
«Несомненно, мне было бы очень трудно без такой подработки, – признается девушка. – У меня на работе все очень зависит от сезона. Я преподаю вокал в частной школе, и летом, когда люди уезжают в отпуска, с заработком становится туговато. Недавно у меня была самая финансово удачная поездка. В день, когда я особенно нуждалась в деньгах, мне кинули пять тысяч. Это было самое крупное вознаграждение за все время. Я, честно говоря, не ожидала подобного, хоть и слышала от коллег, что такое бывает. Хочу передать огромное спасибо тому молодому человеку! Приятно, что люди иногда оценивают мои старания так высоко!».
Несмотря на все плюсы и романтику такой жизни, ни для кого не секрет, что игра на улице и в других общественных местах часто оборачивается для музыкантов рядом проблем. Первая из них – это конфликты с полицией. К сожалению, деятельность уличных артистов в России до сих пор четко не регламентирована, поэтому некоторых забирают в отделение, у кого-то даже конфискуют инструменты. К счастью, в последнее время таких случаев становится все меньше.
«Честно говоря, с самой полицией в этом отношении проблем не было, – вспоминает Варя. – Когда мы играли в переходе с приятелями, к нам подходили полицейские и просили уйти. Возможно они были вправе нас задержать, но никогда этого не делали. Однажды нас все-таки задержали. Тогда мы играли и правда в совсем неположенном месте – в переходе, который ведет в метро. Там нужно специальное разрешение. Нас снял на видео какой-то мужчина, привел полицейского. Нас отвели в отдел при метро и сперва хотели отпустить с предупреждением. Но парень, который нас заснял, не успокаивался: он настаивал, чтобы нас, правонарушителей, наказали. Ну что ж, нам оставалось ждать, несмотря на то, что нам нужно было на работу, да и у сотрудников полиции могли быть дела поважнее. Часа полтора мы там точно просидели, насмотрелись на разных чудных людей, немного даже пожалели полицейских. Им приходится заниматься явно не той благородной работой, которую мы представляем. Несколько раз перед нами оправдывались: мол, извините, мы бы вас уже отпустили, но вот тот парень вас снял, так что придется посидеть».
Закончилась эта история хорошо. Ребята хорошо пообщались с полицейскими, показали им видео со своих концертов, и некоторое даже подписались на их группу в социальных сетях.
«В итоге я получила свой первый административный штраф – сто рублей. В заявлении написала, что исполняла песню группы Bullet for My Valentine, чтобы заработать себе на шаурму. Это единственный забавный случай с органами, в остальном мне пока что везет», – смеется девушка.
Фото из личного архива Варвары Ворончихиной
«Жить стало легче, но конкуренция зашкаливает»
Так где же все-таки можно радовать прохожих своим творчеством, а где это запрещено? Об этом я расспросила лидера рок-группы «Акулы», активиста движения в защиту уличных музыкантов Олега Мокрякова.
«В 2014-2016 годах в Москве были две главные «болевые точки»: Никольская и Арбат. На Никольской в 2014 году изобрели (и продолжили в 2015-м) аресты по статье 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка – прим. ред.). На Арбате задерживали и отбирали документы по другой статье – незаконной торговле (статья 171 УК РФ – прим. ред.). Все остальные поводы, которые изобретались еще 10-15 лет назад, а-ля попрошайничество, уровень шума – это все просто фантазии. Статьи за попрошайничество на улице у нас нет, статья за нарушение тишины и покоя граждан действует только с 11 часов вечера», – объясняет музыкант.
Олег и его коллеги запустили большую кампанию в защиту уличных артистов, и она имела успех.
«Нас начали приглашать в разные высокие кабинеты, например, на круглый стол заседания Общественной палаты Москвы, – рассказывает Мокряков. – Результатом этих встреч стал проект по легализации уличных музыкантов в метро – «Музыка в метро». И спустя некоторое время появился еще один проект – «Музыка в городе», который сейчас переименовали в «Уличный артист».
«Музыка в метро» помогла многим артистам, которые теперь могут совершенно легально выступать перед тысячами людей, и ни один полицейский не сделает им замечание.
«В подземке музыканты были запрещены в связи с тем, что в метро действовал прямой запрет на получение какого-то дохода без официального разрешения. Какое-то время в правилах даже запрещалась игра на музыкальных инструментах, но потом это правило убрали. То есть сейчас уличные музыканты, которые прошли отбор, могут играть на специальных площадках на законных основаниях. Я считаю, что для музыки внутри метро достигнут очень серьезный прогресс», – утверждает лидер «Акул».
Фото из личного архива Олега Мокрякова
Конечно, здесь действует своя система отбора, и многие музыканты, которые не смогли пройти кастинг, продолжают выступать нелегально и часто подвергаются штрафам. На улице дела тоже обстоят не так просто.
«На Арбате, как и по всей Москве, есть точки, разрешенные для уличных музыкантов, – объясняет Ксюша Курилко. – Но, к сожалению, их [точек] очень мало, музыкантов много, а разрешенных площадок на каждую станцию метро, например, в центре – всего две. Там живая очередь, все на специальном сайте забивают себе место, иногда не успевают. Это очень неудобно».
Олег Мокряков отмечает, что, несмотря на трения музыкантов с полицией, которые до сих пор происходят в некоторых районах Москвы, жить уличным артистам стало гораздо легче. Но и число желающих поиграть на многолюдных площадках и завоевать внимание публики с каждым днем растет.
«Ребят, которые решили себя попробовать в уличной музыке, за последние годы появилось столько, что конкуренция просто зашкаливает. Резко у всех музыкантов снизился доход – не меньше чем в два раза. И теперь мои коллеги соревнуются друг с другом, как бы удивить публику, чтобы зрители остановились именно перед ним», – признается исполнитель.
Но, несмотря на все сложности, музыка продолжает звучать в самых разных уголках столицы, заряжая прохожих хорошим настроением на весь день.
«Вне зависимости от того, выступаешь ты на улице или где-то еще, будь ты музыкант или актер, ты в первую очередь зависишь от людей. Если ты такой музыкант, слушая которого, люди останавливаются, а в помещении на твой концерт никто не приходит, это значит, что есть, куда стремиться. Если ты действительно хороший исполнитель, которого люди знают, слушают, о котором ждут новости, тогда неважно – на улице или в зале, на тебя все равно придут и будут слушать», – уверена Ксюша Курилко.
Варя Ворончихина, которая совмещает игру в электричках с концертами в клубах, также не считает, что игра на улице – это что-то постыдное.
«Нет разницы, где выступать. Я считаю, что любой музыкальный опыт полезен. Хорошо, когда поддерживает и заряжает толпа, но два-три благодарных слушателя – это большая ценность! Люди, которые слушают, возможно и не подозревают, насколько они повышают настрой и помогают развиваться. Я настоятельно рекомендую всем, кто фыркает носом, глядя на людей, которые стараются достичь успеха нестандартными путями, вдохновляться, а не презирать. Я всегда восхищалась людьми, которые идут наперекор общественному мнению и добиваются своих высоких целей», – признается певица.