что играют дети на фортепиано 1 класс

Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе»

2) Теоретическая часть

3) Практическая часть

4) Дидактическая часть

5) Список литературы

Данное методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе» предназначено для детей 6-7 летнего возраста, расчитано на первые 6 месяцев обучения в музыкальной школе. Оно опирается на методические разработки педагогов А. Артоболевской, Л. Баренбойма, Е. Королевой и на собственный педагогический опыт. По моему мнению в отличие от уже существующей программы данное методическое пособие учитывает возрастные и физиологические особенности детей 6-7летнего возраста, обучение проходит в форме игры в более мягком режиме, имеет более здоровьесберегающий характер, развивает любовь и привычку к регулярным занятиям на фортепиано. Первый класс-это самый сложный период в жизни школьника. Методическое пособие «Адаптационный период в 1 классе на отделении фортепиано» поможет маленькому пианисту пройти сложный период в развитии, даст уверенность ему в своих силах. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Адаптационный период в 1 классе направлен на:

1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

3 Уверенность школьника в успех. Создание доброжелательной атмосферы, принятие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4 Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

5. Освоение музыкальных произведений.

6. Обучение пианистическим приемам и навыкам.

2. Теоретическпя часть.

Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребенка, приобщает его к великому музыкальному наследию. Музыка развивает ребенка умственно. Обогащается его словарь образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т. д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке нравственности,общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса. По утверждению психологов, восприятие детей 6-7летнего возраста отличается произвольностью, т. е. носит активный характер. То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению музыкальной грамотой и навыками игры на инструменте. Именно в 6-7летнем возрасте зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Уроки с детьми должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребенка, мышление, память, создается доброжелательная, комфортная атмосфера. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьесам, рисование музыкального образа будит воображение ребенка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей 6-7 летнего возраста должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

Я рекомендую в этот сложный для ребенка период заниматься три раза в неделю по 30 минут.

После прохождения данного адаптационного периодапрограммы ребенок должен знать:

-Ноты скрипичного ключа

-Ритмическую организацию музыки

-Элементарные понятия музыкального языка

Ребенок должен уметь:

-свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента

-владеть навыками постановки руки

-приемами звукоизвлечения (non legato, staccato,2-3х нотное legato)

-исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.

У ребенка будут сформированы такие личностные качества как эмоциональность, восприимчивость, ответственность за свою музыкальную деятельность, умение контактировать, вести диалог с учителем.

Система контроля должна быть упрощенной в форме контрольных уроков без оценок. Первое же выступление на сцене должно состояться после адаптационного периода.

1 Донотный период. Знакомство с инструментом. 8ч.

2 Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки 8ч.

3 Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку 8ч.

4 Освоение приема игры на staccato и legato 8ч.

5 Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки 8ч.

3. Практическая часть.

Форма занятий индивидуальная.

1)Донотный период. Знакомство с инструментом. с его строением, историей возникновения.Знакомство с понятиями: музыкальный звук, мелодия, ритм (чтение простейших ритмических партитур) и т. д. Постановка рук, корпуса, головы (упражнения на развитие различных групп мышц рук. Кистей, пальцев, координации рук. Первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре.

Начинать занятия рекомендуется со знакомства с инструментом. Можно прочитать малышу стихотворение «Фортепиано».

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом.

Пой под музыку, пляши-инструменты хороши…

Все: и взрослые и дети инструменты любят эти.

Только знай,у них давно есть название одно:

Не забудь, фортепиано, произносится оно.

Форте-это значит громко, заучи, не будь лентяй,

А пиано-это тихо, ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.

Это кто там стал опять громко крышкою стучать,

Если крышка упадет, больно пальчики прибьет.

Эти правила просты, выполнять их должен ты.

Заглянув с ребенком внутрь пианино или рояля, надо показать как звучат толстые струны, как тонкие. Надо объяснить ребенку, что фортепиано-поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Главной задачей педагога на данном этапе привить культуру отношения к звуку, научить прикасаться к нему, извлекать его из инструмента. Работа над звуком не может быть в отрыве от работы над правильной посадкой, положением рук и ног. Для освобождения мышц спины,плеч и рук можно использовать следующие упражнения:

«Шалтай Болтай». Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом

одновременно с этим, увеличивать наклон, а затем, постепенно распрямляться, возвращаясь в исходное положение.

«Мельница» Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения «Колобок» и «Мельница» поможет в постановке руки.

«Колобок». Взять кисть ребенка, добившись, что бы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. «Лепить» таким образом надо по очереди правую и левую руку ребенка.

«Мячик». Расслабленную руку ребенка подбрасывать и ловить, как мячик.

Т. Смирнова в своей авторской программе «Фортепиано. Интенсивный курс» предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука.

«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд, затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз.

«Заводная кукла». Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряженной спиной взад и вперед. Затем расслабиться-кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.

«Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П. И. Чайковского «Подснежник». На первую фразу подснежник растет, т. е. правая рука плавно поднимается вверх и опускается. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

«Фонарики». Сидя на стуле положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики.

Овладение штрихом non legato. Знакомство с жанрами музыки.

Овладение штрихом non legato.Слушание музыки: развитие эмоционально-образного восприятия. воображения. Знакомство с основными жанрами музыки (Танец, песня, марш). Пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно. Коррекция рук.

Для овладения штрихом non legato предлагаются такие упражнения:

«Вешалка». Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка-рука, а пальцы- крючок).

«Ванька-Встанька».Со своими учениками я использую свое упражнение. На слово «Ванька» ребенок приготавливает руку на инструменте. На слово «Встанька» встает на ноги, опираясь 3 пальцем на клавишу, садится и бросает свободную руку на колени. Упражнение повторяется много раз на разных нотах.

С первых же уроков нужно предоставлять ребенку возможность исполнять на инструменте простые пьески. Начинать обучение рекомендуется с игры штрихом non legato только третьим пальцем каждой рукой отдельно. Non legato помогает почувствовать вес руки. В этот период предлагается использовать упражнение «Пчелка».

«Пчелка». Выполняется за инструментом. Рука-пчелка-свободно перелетает с клавиши на клавишу- с цветка на цветок-и кончиком пальца-хоботком-проникает в клавишу –в середину цветка.

После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м,4-м и только потом 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. После игры с квинт можно переходить к игре терций. Сначала 2-м и4-м пальцами, затем 3-м и 4-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трехзвучных аккордов. Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

Знакомство с нотной грамотой. Игра из руки в руку.

Знакомство с нотной грамотой. Первые навыки чтения нот. Игра простейших песенок из руки в руку. Коррекция рук. Закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков.

Нотной грамотой овладеваем посредством игры в «Ноты-картинки» по специальным карточкам с подсказкой-картинкой под каждой ноткой. Например, нотку соль подсказывает солнышко, нотку ре-репка, ми-мишка, фа- фонарик, ля-лягушка, си- синичка, до- дом. Клавиатуру осваиваем благодаря упражнению «Радуга»: рисуем «радугу» рукой от «до» до «до», от «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и т. д.

Одновременно с освоением клавиатуры рекомендуется знакомить с ритмической организацией музыки.И начинать разговор следует с понятий: пульса-шагов музыки, темпа, длинных и коротких звуков, ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков,такта (чередование сильных и слабых долей, тактовой черты и т. д. Развивать ритмические способности ребенка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения. Прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания, прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.

Для знакомства с длительностями я придумала ритмические карточки:1;И;2;И;3;И;4;И. Из них выкладываются длительности и разнообразные ритмические рисунки.

Освоение приема игры на staccato и legato.

Игра простейших песенок в скрипичном ключе двумя руками. Освоение штрихов legato и staccato. Знакомство ребенка с понятием фразы, ее развитием, динамикой, нюансами. Коррекция рук.

Для освоения игры на staccato я придумала упражнение «старт».

Рука в собранном состоянии лежит на клавиатуре,палец касается клавиши и ждет команды: «На старт, внимание, марш». Ребенок отталкивается от клавиатуры, встряхивая кистью и возвращается в исходное положение.

Начинать игру на legato следует наиболее сильными пальцами(3-2, затем подключать 4палец (2-3-4, затем 1-й и 5-й пальцы. Переход к пятипальцевому legato происходит на белых клавишах.

«Гномы идут в поход». (Работа над legato). Надо объяснить ребенку, как гномик (пальчик) несет тяжелый рюкзак и передает его другому гномику (другому пальчику).

В связи с legato даем понятие музыкальной фразы. На разном музыкальном материале показываем короткие (состоящие из двух нот) и длинные музыкальные фразы, сравниваем с короткими и длинными музыкальными предложениями. Обязательно играем Ю. Абелева «Осенняя песенка», состоящая из чередования двух залигованных нот.

Знакомство с нотами басового ключа. Жанры фортепианной музыки.

Освоение пьес 2-х и 3-х частной формы. Знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы). Коррекция рук.

Для изучения нот басового ключа я придумала сказку,где живут в согласии два царства-государства: скрипичного и басового ключа. У каждого царства свои законы и правила, где пальцы правой руки служат царству скрипичного ключа, а пальцы левой руки служат царству басового ключа. Проводим сравнительную характеристику расположения нот на нотном стане и на клавиатуре, разучиваем название октав.

В данном разделе преподаватель знакомит ученика с жанрами фортепианной музыки и предлагает ученику разучить этюд, пьесу и старинный танец с небольшим содержанием нот басового ключа.

4. Дидактическая часть.

Репертуар должен быть разнообразным, отвечать педагогическим требованиям на разных этапах обучения и доступный детскому восприятию. Кроме того,при выборе репертуара следует учитывать черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, желания самого ребенка. Правильно выбранный репертуар побуждает ребенка к творческому поиску художественного образа, повышает интерес к занятиям музыкой. В течении адаптационного периода ребенок должен пройти в классе 20-25 разнохарактерных произведений.

Приблизительный репертуарный список.

Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане.Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработку игры в ансамбле, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.

1.«Азбука игры на фортепиано» составитель С А Барсукова. 2005г.

Песенки-потешки: «Село солнышко», «Дождик», «Сорока», «Солнышко», «Снежный дом», «Одуванчик и др.

2.«Маленькому пианисту» под ред. Б. Милича. 1964г.

Русские народные песни: «Ой, звоны», «Зайчик ты, зайчик», «Петушок», «Как пошли наши подружки», «Наконец настали стужи», М. Раухтвергер «Корова», А. Филиппенко «Новогодняя», Украинская народная песня «перстень», детская песенка «Ходит зайка по саду», детская песенка «Ой, ду-ду», французская детская песенка «Стрекоза», русская народная песня «У ворот, ворот», русская народная песня «Дождик», украинская народная песня «Зайчик и лисичка», Я. Медынь «Одуванчики», Ю. Щуровский «Мышонок», Б. Кабалевский «Ежик», Б. Кабалевский «Маленькая полька», Ж. Колодуб «Вальс», В. Витлин «Кошечка»(ансамбль, русская народная песня «На зеленом лугу» (ансамбль, В. Витлин «Дед Мороз».

3. Н. Соколова «Ребенок за роялем»(сборник ансамблей для фортепиано, 1983г.)

«Баю-бай», «Баба яга», «Колокольчик», «Осень», «Снеговик», «Нарисую кошкин дом», «В облачные перышки», «Серая коза», «Снежная игрушка», Земляника и лягушки».

4.«В музыку с радостью» сост. О. Геталова (2002г.)

Чешская народная песня «Белка» (ансамбль, Л. Хереско «Ледяная гора», польская народная песня «Два кота», Ею Тиличеева «Спите куклы», Т. Караганов «Гамма-вальс» (ансамбль,А. Красев «Гуси», Ф. Лещинский «Лошадки», А. Березняк «Белка», английская народная песня «Игрушечный медвежонок», В. Благ «Чудак», украинская народная песня «Лепешки», В. Красев «Цветики», Е. Тиличеева «Про елочку», О. Геталова «Рыжий кот», А. Филиппенко «Цыплята», русская народная песня «Как за синею рекой» Б. Берлин «Пони Звездочка, Е. Гнесина «Радуга», О. Геталова «Добрый гном», О. Геталова «Часы», О. Геталова «Лягушки танцуют» О. Геталова «Мяу-мяу», Г. Эрнесакс «Едет паровоз», украинская народная песня «Ой, лопнул обруч», русская народная песня «Тень-тень», Д. Томпсон «Вальс гномов», чешская народная песня «Маленькая Юлька», А. Бородин «Полька» (ансамбль, А. Филиппенко «Я на скрипочке играю» Г. Портнов «Ухти-тухти» (ансамбль, французская народная песня «Большой олень», К. Лонгшамп-Друшкевич «Краковяк», Б. Савельев «Песня кота Леопольда», русская народная песня «Козлик», украинская народная песня «Ой ты, дивчина», М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль).

Дидактический материал: ноты- картинки, ритмические карточки.

5. Список литературы.

Репертуарные сборники для учащихся:

О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

С. И. Голованова «Первые шаги» (2000г.)

С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано (2005г).

Н. Соколова «Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 4 руки (1983).

И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста».

О. Черникова «Дорога к синичке». Ансамбли для тех, кто еще не умеет играть на фортепиано. (2005г).

О. Сотникова «Играем с удовольствием» (2006г.)

Ж. Пересветова «Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.» (2008г.)

Рекомендуемая методическаялитература для преподавателя:

Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия «Мастер-класс» (2005г.)

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» (2002г.)

Е. Королева «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» (2001г.)

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (1997г.)

Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке» (1991г.)

Л. Хереско «Музыкальные картинки» (1988г.)

Т. Юдовина. Т. Гальперина «За роялем без слез, или я- детский педагог» (1996г.)

Т. Юдовина, Т. Гальперина «Музыка и вся жизнь» (2007г.)

Игры для детского сада в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.

Итоговый контрольно-проверочный тест по предмету «Музыка» в 8 классе Уважаемые педагоги! Предлагаю вам ознакомиться сИтоговым проверочным тестом по предмету «Музыка» в 8 классе. Тест составлен по темам «Традиции.

Картотека игр для детей в адаптационный период Картотека игр для детей в адаптационный период Игра № 1 «Ладушки» Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках.

Презентация «Методический материал для проведения контрольно-проверочной работы в 8 классе по предмету «Музыка» Уважаемые учителя! Как правило, в конце учебного года педагоги проводят контрольно-проверочные работы с учащимися. Мне тоже ежегодно приходилось.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 классПроект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника» Проект по предмету изобразительная деятельность (подготовительная группа 9-10 лет) Урок изобразительной деятельности. Подготовительная.

Рекомендации для родителей в адаптационный период детей ясельного возраста к условиям ДОУ Детский сад является новым, еще неизвестным, пространством, с новым окружением, новой обстановкой, новыми людьми. В период адаптации малыш.

Час общения для учеников 4 класса в формате урока-проекта учащихся 6 класса «Птичкин день» Птичкин день Разработка учителя географии Горловской ОШ І-ІІІ cт. №25 с углублённым изучением отдельных предметов Сокольниковой Л. А. Форма.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.

Источник

Что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

Азбука игры на фортепьяно.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И ПЕРВОГО КЛАССОВ ДМШ

Азбука игры на фортепиано является учебным пособием для детей 5-7 лет, начинающих обучение в подготовительных и первых классах детских музыкальных школ и студий.

Предлагаемое количество материала дает возможность педагогу импровизировать в выборе объема программы в зависимости от возможностей ученика.

Ноты басового ключа рекомендуется изучать одновременно с нотами скрипичного, используя ноту До первой октавы как переходное звено.

Представленный нотный материал большей частью основан на музыке разных народов. Он дополнен ранее не издававшимися произведениями в джазовом стиле и обработками современной эстрадной музыки, что поможет развить разносторонние вкусы у детей.

Нотный материал II и III разделов изложен в ансамблевом варианте, т. е. партия ученика плюс партия учителя. Партия учителя доступна для исполнения учениками различных классов.

Музыкальный материал сопровождается текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух.

В книге изложены основные разделы музыкальной грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.

Предлагаемые игры-упражнения будут способствовать лучшему усвоению музыкальной грамоты. В них могут участвовать и дети и взрослые. «Немую клавиатуру» рекомендуется наклеить на картон. Ее можно использовать для репетиционных упражнений на занятиях как дома, так и в классе. Иллюстрации выполнены так, что их можно раскрашивать.

Нажимая на клавиши этого инструмента, ты слышишь звуки. Но они исходят не от клавиш, а от струн, которые натянуты внутри инструмента. Если они натянуты вертикально, то это пианино, оно не очень большое и предназначено для игры в небольших помещениях. Если струны натянуты горизонтально, то это рояль. Звук у него более громкий, на этих инструментах играют в больших концертных залах.

Открыв крышку пианино или рояля и заглянув внутрь, ты увидишь много интересного. Твой преподаватель подробно расскажет тебе, как рождаются музыкальные звуки на твоем инструменте.

1. Ноги — это первая точка опоры.

Ноги слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.

2. Сиденье стула — это вторая точка опоры.

Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.

3. Пальцы — это третья точка опоры.

Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны.

Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию.

Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.

Рассмотри внимательно картинки и выбери ту, где ученик сидит правильно:

Дорогой дружочек! В музыке существует 7 основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимая на клавишу, ты слышишь один из этих звуков. Клавиша имеет такое же название, как и звук, который она издает. Клавиш на фортепиано много, сразу их запомнить непросто. Тебе в этом поможет «немая клавиатура», которую следует вырезать по пунктирным линиям и склеить (стр. 7-17).

Страницу № 17 раскрасить, разрезать по пунктирным линиям и учиться раскладывать получившиеся цветные клавиши на «немой клавиатуре».

Все правила, которые обозначены на «немой клавиатуре», тебе поможет прочитать твой учитель.

Для записи звуков используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Если известные тебе ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си расположить по порядку на нотном стане, ты увидишь, что ноты на линейках и ноты между линейками чередуются друг с другом. Точно также они чередуются на клавишах.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 классЭтот знак называется басовый ключ, или ключ «Фа», он начинается от четвертой линии, нота на этой линии будет называться фа.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

Следующее важное правило: твои пальцы помогут тебе выучить ноты на линиях и между линиями. Заодно ты выучишь цифровые обозначения пальцев, что будет очень нужно для позиционной игры на фортепиано.

В этом такте два слога.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

На этот длинный звук можно проговорить и прослушать четыре слога:

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

На этот менее длинный звук можно проговорить и прослушать два слога:

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

А если на один слог звучит два звука, они записываются восьмыми нотами: или так что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс, или так что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс. В такте таких нот восемь:

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 классcrescendo (крещендо)- постепенно усиливая звук

Знаки, которые стоят после ключа, называются ключевыми, или натуральными.

Знаки, поставленные в других местах, называются случайными.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

Если лига связывает две ноты одинаковой высоты, это значит, что вторая нота не играется, а звучит как продолжение первой.

Если музыкальная фраза, предложение начинаются с затакта (неполный такт), то заканчиваются они тоже неполным тактом, который вместе с затактом составляет полный такт.

Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую.

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть фото что играют дети на фортепиано 1 класс. Смотреть картинку что играют дети на фортепиано 1 класс. Картинка про что играют дети на фортепиано 1 класс. Фото что играют дети на фортепиано 1 класс

▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *