что такое гис жкх и как в нем работать

Бесплатные обучающие материалы от ГИС ЖКХ

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

Недавно портал ГИС ЖКХ опубликовал бесплатные обучающие материалы для управляющих организаций по работе в системе. После, в дополнение к этому, на канале Youtube ГИС ЖКХ разместили обучающие видеоролики по этим же темам.

Давайте разберёмся, насколько полезны эти материалы.

Обучение в ГИС ЖКХ

Обучающие материалы по работе с ГИС ЖКХ доступны пользователям интернета, зашедшим на сайт dom.gosuslugi.ru во вкладке «Регламенты и инструкции».

Методические пособия для УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК находятся в соответствующей вкладке в разделе «Обучающие материалы».

Инструкции по заполнению ГИС ЖКХ

Методические учебники разработаны Минкомсвязью России вместе с ФГУП «Почта России» на основе 15 совместных приказов Минстроя России и Минкомсвязи России. Заметим, что в инструкциях показана идеальная картина, без учёта, что на портале ГИС ЖКХ часто бывают сбои, и информацию не получается разместить с первого раза.

Каждая инструкция сопровождается мини-тестом (например, в тесте по приборам учёта всего два вопроса), правда, ключей учебник не даёт, так что в конце вы останетесь в неведении, усвоили тему или нет. Все материалы подробные и со скриншотами.

Предполагается, что пользователи распечатают учебник, потому что в конце оставлен лист «Для заметок».

Прочитав учебник «Регистрация управляющей компании в ГИС ЖКХ», вы узнаете, как зарегистрировать компанию в системе, разместить информацию о ней и проверить данные о представителе компании.

Вносить текущие показания приборов учёта в систему научит пособие «Размещение сведений о приборах учёта». В начале авторы объясняют, что возможность размещения данных о ПУ появится у «Уполномоченного специалиста организации» только при наличии прав доступа «Ведение реестра ПУ обслуживаемых домов».

Разработчики портала ГИС ЖКХ напоминают, что право вносить текущие показания ПУ в систему есть и у собственников МКД.

Информация полезная, но раскрыта поверхностно и ориентирована на идеальные условия работы ГИС ЖКХ.

Учебник «Размещение информации о МКД» будет полезен пользователям, у которых возникают проблемы при размещении данных о подъездах, помещениях и комнатах МКД. В пособии отражена последовательность раскрытия сведений о многоквартирном доме, текст сопровождается скриншотами. Но и только, подробной информации и рассмотрения спорных ситуаций вы здесь не найдёте.

Зато в обучающих материалах есть несомненно полезная инструкция по размещению сведений о лицевых счетах и договорах управления и платёжных реквизитах.

Особое внимание рекомендуем обратить на установление нужной роли в системе для специалиста по раскрытию информации. Как следует из учебников, для раскрытия определённого блока требуется выбрать роль, после этого появится право размещать данные.

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

Обучение на Youtube

На Youtube-канале ГИС ЖКХ 3–4 октября опубликовали 8 обучающих видео по работе в системе. Найти их можно во вкладке «Плейлисты».

Темы видеороликов совпадают с темами учебников, но появляется один новый раздел – «Заключение договора с ФГУП «Почта России». Договор с ФГУП «Почта России» на оказание информационных услуг по обеспечению расчётов потребителей за оказываемые организацией услуги через личные кабинеты в ГИС ЖКХ может заключить руководитель организации.

Для этого необходимо открыть вкладку «Администирование» и выбрать «Договор с ФГУП “Почта России”». Вы сможете познакомиться с текстом договора (для этого нужно пройти по ссылке или заказать текст на email) и заключить его или отказаться от заключения.

Авторы инструкции поясняют, что заключённый договор можно расторгнуть. Для этого снова откройте вкладку «Договор с ФГУП “Почта России”» и нажмите кнопку «Расторгнуть договор». Если передумаете, заключить договор вновь можно на следующий день после расторжения.

Источник

Что такое ГИС ЖКХ

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года. С тех пор ажиотаж вокруг нововведения не утихает. Появление системы принесло хлопоты руководителям и сотрудникам управляющих организаций. Но не всем в полной мере ясно, что это за система, как с ней работать и чего от неё ожидать.

Разберёмся, что такое ГИС ЖКХ, с какой целью она создана, что грозит управляющим организациям, которые проигнорируют требования законодательства по размещению информации в ней.

С чего началась ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная система, которая содержит информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве 81 субъекта Российской Федерации. В ней пользователи находят сведения о жилищном фонде, стоимости и перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, о предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур.

Прошёл всего год с момента ввода ГИС ЖКХ в промышленную эксплуатацию. С этого момента управляющие компании, ТСЖ и ЖСК стали поставщиками информации в ГИС ЖКХ. Вместе с этим статусом они получили недоработанную систему, требования к размещению информации в ней и законодательные акты, которым надо неукоснительно следовать.

Кто создатель ГИС ЖКХ

Государственный заказчик ГИС ЖКХ – Минкомсвязь России. Нормативным регулированием Минкомсвязь РФ занимается совместно с Минстроем РФ. Финансирует систему ФГУП «Почта России», которое одновременно выступает и оператором системы.

Техническую часть разработки системы заказчик поручил группе компаний «ЛАНИТ». Разработка происходит под контролем заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаила Евраева. Система создана в рекордно короткие для таких проектов сроки – два с половиной года.

Результатом рекордно коротких сроков стали постоянные сбои в работе системы. Тем не менее разработчики обещают, что рано или поздно ГИС ЖКХ будет работать стабильно. Для этого служба поддержки системы работает круглосуточно, и вы можете обратиться к специалистам с описанием вашей проблемы. Раз в несколько месяцев выходят обновления системы, в которых разработчики стараются учесть недоработки прошлых версий.

Законодательство по ГИС ЖКХ

Толчком к созданию информационной системы жилищного хозяйства стал Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Стране была нужна информационная система, которая бы обеспечила «прозрачность» отношений между управляющими организациями, собственниками жилья и государственными органами. Обязанность по созданию и правовому регулированию ГИС ЖКХ была возложена президентом РФ на Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ.

Регулируется размещение информации Приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В приказе 16 разделов. Каждый из них предъявляет требования к поставщикам информации в ГИС ЖКХ. Управляющие организации руководствуются при размещении информации десятым разделом.

Помимо федеральных законов, Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ выпустили 15 совместных приказов, которые регулируют размещение информации в ГИС ЖКХ. В них указаны те сведения, которые должны разместить поставщики информации в ГИС ЖКХ, порядок работы в системе и сроки размещения отдельных видов информации.

Особое внимание управляющим компаниям ТСЖ и ЖСК советуем обратить на 10-й раздел приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В нём приведён полный перечень информации, которую должны размещать в ГИС ЖКХ управляющие организации.

Кто раскрывает информацию в ГИС ЖКХ

В приказе Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр для каждого поставщика информации в ГИС ЖКХ предусмотрен отдельный раздел, в котором прописаны пункты, которые нужно заполнить.

Какие разделы ГИС ЖКХ заполняют управляющие организации, ТСЖ и ЖСК

В ГИС ЖКХ 9 разделов. Но управляющие организации заполняют не все, так как часть разделов отведена другим поставщикам информации.

Полный перечень информации, которую должны разместить управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, приведён в разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Рассмотрим их в разрезе ГИС ЖКХ:

1. Администрирование. Здесь заполните вкладки «Информация об организации», «Платёжные реквизиты», «Платёжные агенты». Это обобщенная информация об организации и её сотрудниках: численность персонала, юридический и фактический адреса организации, реквизиты банка, через который проходят платежи собственников и другое.

2. Объекты управления. Это самый большой раздел ГИС ЖКХ. Здесь разместите информацию о домах под вашим управлением. В этом разделе есть вкладки «Договоры управления», «Объекты жилищного фонда», «Договоры на пользование общим имуществом», «Договоры оказания услуг (выполнения работ)», «Лицевые счета», «Приборы учёта», «Голосования», «Страховые продукты». Помимо этого вам предстоит заполнить перечни работ в разрезе каждого дома под вашим управлением.

3.Капитальный ремонт. Этот раздел вы заполняете только в случае, если капитальный ремонт у вас формируется на специальном счёте. Заполнить следует вкладки «Реестр счетов» и «Реестр сведений по капитальному ремонту».

4. Оплата ЖКУ. Это последний раздел, который УО, ТСЖ, ЖСК заполняют в ГИС ЖКХ. Его можно заполнить только после того, как вы разместили сведения по всем остальным разделам. Здесь вы заполняете вкладки «Квитирование и платёжные документы».

Поставщики информации переживают, что размещение информации отнимет у них немало времени и сил. Это действительно так, ведь предстоит загрузить все сведения о МКД. Но для системы действует принцип однократности размещения информации. Если вы один раз корректно загрузили сведения в ГИС ЖКХ, то они будут храниться в электронной форме, и вы сможете ими пользоваться. Если же данные загружены неверно, в том числе из-за ошибок системы, то вам придётся повторно внести информацию в ГИС ЖКХ.

Сроки размещения информации

Обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ появилась с 1 июля 2017 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ). Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя этот срок перенесён на 1 июля 2019 года.
Ответственность за неразмещение данных или размещение недостоверных данных в ГИС ЖКХ управляющие организации будут нести с 1 января 2018 года. Для городов федерального значения срок передвинут на 1 июля 2019 года. Именно с этого момента ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием и поставщики информации должны в полном объёме раскрывать информацию в системе в соответствии с перечнем, который определён приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр. Обратите внимание, что в каждом из пунктов приказа есть указание на сроки, в которые поставщик информации должен разместить данные.
Если требования к размещению информации в ГИС ЖКХ нарушены, то орган ГЖН может выдать управляющей организации предписание об устранении нарушений уже сейчас, несмотря на то, что Минстрой РФ рекомендует ГЖИ выдавать не предписания, а предостережения.
Так как административная ответственность для большинства регионов России наступает 1 января 2018 года, срок исполнения предписаний, выданных ГЖИ за подобные нарушения в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может возникнуть раньше 1 января 2018 года. Если управляющая организация не выполнит требования предписания, ей грозит административная ответственность по статье 13.19.2 КоАП РФ с 1 января 2018 года
Все перечисленные требования относятся к управляющим организациям-лицензиатам. ТСЖ и ЖСК могут оштрафовать уже сейчас, поэтому им следует быть особенно внимательными.

Кто проводит проверки по ГИС ЖКХ

Орган контроля за раскрытием информации в ГИС ЖКХ – региональные жилищные инспекции (ст. 23.55 КоАП РФ). Они могут привлекать управляющие организации к ответственности за несоблюдение требований № 209-ФЗ и выписывать штрафы.

Органы ГЖН осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Если проверяют размещение информации управляющей организацией в ГИС ЖКХ, то проверке подлежит перечень сведений разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Как правило, в результате проверки надзорные органы выписывают предписание об устранении нарушений. В предписании будет указана дата повторной проверки. К этой дате советуем вам устранить нарушения. Если нарушения не будут устранены, управляющую организацию привлекут к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. Штрафы по этой статье:

Источник

Что такое ГИС ЖКХ

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года. С тех пор ажиотаж вокруг нововведения не утихает. Появление системы принесло хлопоты руководителям и сотрудникам управляющих организаций. Но не всем в полной мере ясно, что это за система, как с ней работать и чего от неё ожидать.

Разберёмся, что такое ГИС ЖКХ, с какой целью она создана, что грозит управляющим организациям, которые проигнорируют требования законодательства по размещению информации в ней.

С чего началась ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная система, которая содержит информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве 81 субъекта Российской Федерации. В ней пользователи находят сведения о жилищном фонде, стоимости и перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, о предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур.

Прошёл всего год с момента ввода ГИС ЖКХ в промышленную эксплуатацию. С этого момента управляющие компании, ТСЖ и ЖСК стали поставщиками информации в ГИС ЖКХ. Вместе с этим статусом они получили недоработанную систему, требования к размещению информации в ней и законодательные акты, которым надо неукоснительно следовать.

Кто создатель ГИС ЖКХ

Государственный заказчик ГИС ЖКХ – Минкомсвязь России. Нормативным регулированием Минкомсвязь РФ занимается совместно с Минстроем РФ. Финансирует систему ФГУП «Почта России», которое одновременно выступает и оператором системы.

Техническую часть разработки системы заказчик поручил группе компаний «ЛАНИТ». Разработка происходит под контролем заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаила Евраева. Система создана в рекордно короткие для таких проектов сроки – два с половиной года.

Результатом рекордно коротких сроков стали постоянные сбои в работе системы. Тем не менее разработчики обещают, что рано или поздно ГИС ЖКХ будет работать стабильно. Для этого служба поддержки системы работает круглосуточно, и вы можете обратиться к специалистам с описанием вашей проблемы. Раз в несколько месяцев выходят обновления системы, в которых разработчики стараются учесть недоработки прошлых версий.

Законодательство по ГИС ЖКХ

Толчком к созданию информационной системы жилищного хозяйства стал Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Стране была нужна информационная система, которая бы обеспечила «прозрачность» отношений между управляющими организациями, собственниками жилья и государственными органами. Обязанность по созданию и правовому регулированию ГИС ЖКХ была возложена президентом РФ на Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ.

Регулируется размещение информации Приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В приказе 16 разделов. Каждый из них предъявляет требования к поставщикам информации в ГИС ЖКХ. Управляющие организации руководствуются при размещении информации десятым разделом.

Помимо федеральных законов, Минкомсвязи РФ и Минстрой РФ выпустили 15 совместных приказов, которые регулируют размещение информации в ГИС ЖКХ. В них указаны те сведения, которые должны разместить поставщики информации в ГИС ЖКХ, порядок работы в системе и сроки размещения отдельных видов информации.

Особое внимание управляющим компаниям ТСЖ и ЖСК советуем обратить на 10-й раздел приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. В нём приведён полный перечень информации, которую должны размещать в ГИС ЖКХ управляющие организации.

Кто раскрывает информацию в ГИС ЖКХ

В приказе Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр для каждого поставщика информации в ГИС ЖКХ предусмотрен отдельный раздел, в котором прописаны пункты, которые нужно заполнить.

Какие разделы ГИС ЖКХ заполняют управляющие организации, ТСЖ и ЖСК

В ГИС ЖКХ 9 разделов. Но управляющие организации заполняют не все, так как часть разделов отведена другим поставщикам информации.

Полный перечень информации, которую должны разместить управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, приведён в разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Рассмотрим их в разрезе ГИС ЖКХ:

1. Администрирование. Здесь заполните вкладки «Информация об организации», «Платёжные реквизиты», «Платёжные агенты». Это обобщенная информация об организации и её сотрудниках: численность персонала, юридический и фактический адреса организации, реквизиты банка, через который проходят платежи собственников и другое.

2. Объекты управления. Это самый большой раздел ГИС ЖКХ. Здесь разместите информацию о домах под вашим управлением. В этом разделе есть вкладки «Договоры управления», «Объекты жилищного фонда», «Договоры на пользование общим имуществом», «Договоры оказания услуг (выполнения работ)», «Лицевые счета», «Приборы учёта», «Голосования», «Страховые продукты». Помимо этого вам предстоит заполнить перечни работ в разрезе каждого дома под вашим управлением.

3.Капитальный ремонт. Этот раздел вы заполняете только в случае, если капитальный ремонт у вас формируется на специальном счёте. Заполнить следует вкладки «Реестр счетов» и «Реестр сведений по капитальному ремонту».

4. Оплата ЖКУ. Это последний раздел, который УО, ТСЖ, ЖСК заполняют в ГИС ЖКХ. Его можно заполнить только после того, как вы разместили сведения по всем остальным разделам. Здесь вы заполняете вкладки «Квитирование и платёжные документы».

Поставщики информации переживают, что размещение информации отнимет у них немало времени и сил. Это действительно так, ведь предстоит загрузить все сведения о МКД. Но для системы действует принцип однократности размещения информации. Если вы один раз корректно загрузили сведения в ГИС ЖКХ, то они будут храниться в электронной форме, и вы сможете ими пользоваться. Если же данные загружены неверно, в том числе из-за ошибок системы, то вам придётся повторно внести информацию в ГИС ЖКХ.

Сроки размещения информации

Обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ появилась с 1 июля 2017 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ). Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя этот срок перенесён на 1 июля 2019 года.
Ответственность за неразмещение данных или размещение недостоверных данных в ГИС ЖКХ управляющие организации будут нести с 1 января 2018 года. Для городов федерального значения срок передвинут на 1 июля 2019 года. Именно с этого момента ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием и поставщики информации должны в полном объёме раскрывать информацию в системе в соответствии с перечнем, который определён приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр. Обратите внимание, что в каждом из пунктов приказа есть указание на сроки, в которые поставщик информации должен разместить данные.
Если требования к размещению информации в ГИС ЖКХ нарушены, то орган ГЖН может выдать управляющей организации предписание об устранении нарушений уже сейчас, несмотря на то, что Минстрой РФ рекомендует ГЖИ выдавать не предписания, а предостережения.
Так как административная ответственность для большинства регионов России наступает 1 января 2018 года, срок исполнения предписаний, выданных ГЖИ за подобные нарушения в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может возникнуть раньше 1 января 2018 года. Если управляющая организация не выполнит требования предписания, ей грозит административная ответственность по статье 13.19.2 КоАП РФ с 1 января 2018 года
Все перечисленные требования относятся к управляющим организациям-лицензиатам. ТСЖ и ЖСК могут оштрафовать уже сейчас, поэтому им следует быть особенно внимательными.

Кто проводит проверки по ГИС ЖКХ

Орган контроля за раскрытием информации в ГИС ЖКХ – региональные жилищные инспекции (ст. 23.55 КоАП РФ). Они могут привлекать управляющие организации к ответственности за несоблюдение требований № 209-ФЗ и выписывать штрафы.

Органы ГЖН осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Если проверяют размещение информации управляющей организацией в ГИС ЖКХ, то проверке подлежит перечень сведений разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр. Как правило, в результате проверки надзорные органы выписывают предписание об устранении нарушений. В предписании будет указана дата повторной проверки. К этой дате советуем вам устранить нарушения. Если нарушения не будут устранены, управляющую организацию привлекут к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. Штрафы по этой статье:

Источник

Что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть фото что такое гис жкх и как в нем работать. Смотреть картинку что такое гис жкх и как в нем работать. Картинка про что такое гис жкх и как в нем работать. Фото что такое гис жкх и как в нем работать

ГИС ЖКХ – Государственная информационная система ЖКХ

Внешние ИС – Внешние информационные системы

АСУПР – Автоматизированная система учета потребления ресурсов

ЕИС МЖИ – Единая информационная система Мосжилинспекции

РСКР – Региональная система капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

АСУ ЕИРЦ – Автоматизированная система управления «Единый информационно-расчетный центр»

ОИВ Москвы – Органы исполнительной власти

ТСЖ – Товарищество собственников жилья

ЖСК – Жилищно-строительный кооператив

ФКР – Фонд капитального ремонта

УО – Управляющая организация

РСО – Ресурсоснабжающие организации

Источник

Как я организовал общее собрание собственников онлайн

И почему мне это не понравилось

В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.

Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.

Я решил попробовать автоматизировать процесс и провести собрание через ГИС ЖКХ. Сотрудник жилищной инспекции, куда мы обратились за консультацией, описал этот сервис меткой фразой: «Сами себе нажили проблем».

В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.

Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома

В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.

Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.

Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.

Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 Р с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.

На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.

С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.

Как победить выгорание

Что такое общее собрание собственников

Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.

Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.

Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.

Как проводятся общие собрания собственников

У ОСС есть три формы проведения:

Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.

Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.

Как в нашем доме проводили собрания изначально

Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:

За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.

Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.

Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.

На досках — распечатки с сайта ГИС ЖКХ о результатах последнего голосования

Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него проголосовало более половины или более двух третей собственников, смотря какой вопрос.

Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.

Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.

Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.

Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.

Автоматические именные бюллетени через сервис «Собиратьлегко-рф»

Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.

В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.

У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.

Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.

Позже для оповещения жителей о начале и ходе собрания мы создали группу во «Вконтакте» и чат дома в «Вотсапе». Опыт показал, что группа работает плохо, а вот чат — на ура. Чтобы привлечь в него жителей, мы разместили листовку с приглашением и QR-кодом на досках объявлений.

Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.

Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.

Оказалось, что такая система тоже есть.

Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ

С 2018 года общие собрания собственников можно проводить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Существуют и региональные системы, например «Электронный дом» в Москве. Но в Челябинской области таких нет.

ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.

В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.

В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:

Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.

Мы осознавали, что в старом доме с большим количеством пенсионеров полный переход в онлайн невозможен и для части собственников все равно придется печатать бюллетени. Но даже частичный переход помогал снизить объем бумаги и беготни. В нашем чате в «Вотсапе» было 110 участников. Мы наметили, что онлайн проголосует 100—150 человек.

Особенно меня радовала мысль, что можно будет убрать из голосования формальные вопросы. В каждом бумажном голосовании есть обязательны пункты, например: «Выбрать секретаря Иванова», «Выбрать состав счетной комиссии: Петрова, Сидорова». Иногда таких вопросов было больше, чем вопросов по существу собрания. Собственники голосовали с недоумением, не знали этих людей и не понимали, зачем вообще это нужно. Акценты терялись, а важные вопросы, ради которых все затевалось, было сложно понять. Собственники раздражались. В голосовании через ГИС ЖКХ все эти секретари и счетные комиссии уходили в прошлое, бюллетень становился короче и понятнее.

Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ

Инициатором и администратором первого собрания может быть любой собственник жилого или нежилого помещения. В нашем случае это был председатель совета дома. Для получения статуса администратора собственник должен отправить заявку в государственную жилищную инспекцию через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ.

Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.

УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.

Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.

За 10 дней до начала голосования мы опубликовали его в системе. Собственникам, чья информация о собственности привязана к ГИС и кто зарегистрирован на госуслугах, на электронную почту пришло письмо с уведомлением.

В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.

Проблемы голосования в ГИС ЖКХ

После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.

Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.

Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.

Некоторые коллеги принимали даже скриншоты из сообщений в «Вотсапе». Мы решили перестраховаться и использовать бумажные бюллетени из обычного голосования. Но возник неприятный сюрприз: чтобы внести решение собственника в систему, нужно указать его паспортные данные или СНИЛС. Что-то одно должно быть обязательно.

Причем закон не обязывает администратора размещать эти данные. Нужны только «сведения о лице, участвующем в голосовании». Но ГИС почему-то эти данные все же требует.

У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.

На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:

Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.

Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.

Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.

Если данные о собственности по номеру и дате нашлись — а так было в 70% случаев, — оставалось только выбрать «за», «против» или «воздержался» около каждого из вопросов голосования. Или закачать фотографию бумажного решения. Если собственность не нашлась, нужно было сначала дополнить номер и дату государственной регистрации собственности номером квартиры, ее площадью и долей собственности голосующего. Система такой голос примет. Но что делать с теми, у кого нет номера государственной регистрации, а есть только номер, скажем, договора приватизации, непонятно.

Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.

Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.

Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.

В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.

Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн

Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.

Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.

Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.

Что хотелось бы исправить в системе

Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.

А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *