что такое глас послушания

Обо Всём

Размещение информации на любую тему.

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания

ЧТО ТАКОЕ ГЛАС В ЦЕРКОВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Глас – особый мотив (лад), который используется в практике богослужебного пения Православной Церкви. По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Существует четыре основных (главных) гласа: 1, 2, 3, 4 и четыре производных (побочных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из производных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего основного гласа. 4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и другие — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или другой.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Описание гласов:
ГЛАС 1 — древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 — «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее — гибкая мелодия, светлая интонация — присутствует во всех вариантах распевов.
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 — «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 — «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 — «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 — «рождает благочестивые чувства — преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби — минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.
Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 — «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.
Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Сегодня мы познакомим вас с очень необычной страной. Здесь самые счастливые жители в мире, это го.

deguciai https://img-fotki.yandex.ru/get/5306/129318188.86/0_6ca6a_777d36f9_orig.jpg https.

https://i.yapx.ru/Nzez8.jpg 01. Вход в церковь Воскресенья. Кострома. 1910 год Справа на за.

Сегодня день памяти гениального пианиста Владимира Софроницкого. Софрони.

Музыка

Ссылки

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА РУССКОГО ЯЗЫКА

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания
Устаревшие слова, так же как и диалектные, можно разнести на две разные группы: архаизмы и историзмы.

Архаизмы – это слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления. Но их синонимы есть в современном русском языке.

десница — правая рука, ланиты — щёки, рамена — плечи, чресла — поясница и так далее.

Но стоит отметить, что архаизмы, все же, могут отличаться от современных слов-синонимов. Эти отличия могут быть в морфемном составе (рыбарь — рыбак, дружество — дружба), в их лексическом значении (живот — жизнь, гость — купец,), в грамматическом оформлении (на бале — на ба­лу, исполнити — исполнить) и фонетическими особенностями (зерцало — зеркало, гишпанский — испанский). Многие слова полностью устаревают, но все же и они имеют современные синонимы. Например: пагуба — гибель или вред, уповать — надеяться и твёрдо верить, дабы — чтобы. И чтобы избежать возможных ошибок в толковании этих слов, при работе с художественными произведениями настоятельно рекомендуется пользоваться словарем устаревших слов и диалектных оборотов, либо толковым словарем.

Историзмы – это такие слова, которые обозначают такие явления или предметы, которые полностью исчезли или перестали существовать в результате дальнейшего развития общества.

Историзмами стали многие слова, которые обозначали различные предметы быта наших предков, явления и вещи, которые так или иначе были связаны с экономикой прошлого, старую культуру, существовавший, когда-то, общественно-политический строй. Много историзмов встречается среди слов, которые так или иначе, связаны с военной тематикой.

Редут, кольчуга, забрало, пищаль и так далее.

Большинство устаревших слов называют предметы одежды и хозяйственно-бытовые предметы: просак, светец, ендова, камзол, армяк.

Так же к историзмам можно отнести слова, которые обозначают звания, профессии, должности, сословия, которые когда-то существовали на Руси: царь, лакей, боярин, стольник, конюший, бурлак, лудильщик и так далее. Виды производственной деятельности, такие как конка и мануфактура. Явления патриархального быта: закуп, оброк, барщина и прочие. Исчезнувшие технологии, такие как медоварение и лужение.

Историзмами стали и слова, которые возникли в советскую эпоху. К ним можно отнести такие слова как: продотряд, нэп, махновец, ликбез, буденовец и многие другие.

Порой бывает очень сложно различить архаизмы и историзмы. Это связано как с возрождением культурных традиций Руси, так и с частым употреблением этих слов в пословицах и поговорках, а так же иных произведениях народного творчества. К таким словам можно отнести слова, обозначающие меры длины или измерения веса, называющие христианские и религиозные праздники и прочие и прочие.

Источник

Что такое глас послушания

Глас – особый мотив (лад), исполь­зу­е­мый в прак­тике бого­слу­жеб­ного пения Пра­во­слав­ной Церкви.

Суще­ствует четыре основ­ных (атен­ти­че­ских) гласа — 1,2,3,4 и четыре про­из­вод­ных (пла­галь­ных) — 5‑й к 1‑му, 6‑й ко 2‑му, 7‑й к 3‑му, 8‑й к 4‑му. Каждый из пла­галь­ных гласов завер­шает и углуб­ляет содер­жа­ние соот­вет­ству­ю­щего атен­тич­ного гласа.

4 глав­ных (прямых, или высо­ких) и 4 пла­галь­ных гласов (кос­вен­ных, или низких) вместе обра­зуют осмо­гла­сие – систему восьми гласов.

Прин­цип осмо­гла­сия был в свое время принят Рус­ской Цер­ко­вью от Церкви Гре­че­ской и явля­ется музы­каль­ной осно­вой бого­слу­же­ния. Однако, поня­тие осмо­гла­сия в гре­че­ской тра­ди­ции отли­ча­ется от нашего. У греков глас- это лад, тональ­ность. В рус­ской тра­ди­ции глас — это неко­то­рая мело­дия, закреп­лен­ная раз и навсе­гда. Каждый глас имеет помимо харак­тер­ной для него тональ­но­сти, лада, еще и наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ные в данном гласе мело­ди­че­ские обо­роты — попевки.

Боль­шин­ство пес­но­пе­ний (из Окто­иха) бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов.

Каждую суб­боту вече­ром, на вос­крес­ной все­нощ­ной про­ис­хо­дит пооче­рёд­ная смена одного из восьми гласов. Каждый глас гос­под­ствует в бого­слу­же­нии всю сед­мицу до суб­боты вклю­чи­тельно, сооб­щая ей бла­го­дать минув­шего дня вос­крес­ного. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл, повто­ря­ю­щийся в тече­ние года несколько раз (см. бого­слу­жеб­ные круги).

Глас Веч­но­сти. Сокра­щен­ный киев­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.

Счет гласов начи­на­ется со второй сед­мицы после Пасхи (службы первой пас­халь­ной сед­мицы — Свет­лой — совер­ша­ются по осо­бому чину без уча­стия Окто­иха). За сед­ми­цей 1‑го гласа сле­дует сед­мица 2‑го, потом 3‑го — и так до 8‑го, а затем снова 1‑го, и цикл повто­ря­ется. И на каждый день сед­мицы каж­дого гласа в Окто­ихе содер­жатся изме­ня­е­мые части бого­слу­же­ний.

Как опре­де­лить глас Недели? – Если поряд­ко­вое число (номер) Недели по Пяти­де­сят­нице больше 8, нужно от числа Недели отнять еди­ницу (потому что на Неделю всех святых назна­чен глас 8‑й, а не 1‑й, первый же глас начи­на­ется с Недели 2‑й) и оста­ток раз­де­лить на 8. Оста­ток от деле­ния укажет глас. Если остатка не будет, это озна­чает глас 8‑й. Если поряд­ко­вый номер Недели меньше 8, глас опре­де­ля­ется опять же вычи­та­нием еди­ницы из номера Недели.

Восемь цер­ков­ных гласов

соста­ви­тель В. Хорец­кая

Гласы – музы­каль­ная система из восьми ладов (гласов), лежа­щая в основе ста­рин­ных пес­но­пе­ний в Пра­во­слав­ной Церкви. В широ­ком смысле гласом можно назвать набор мело­дий, на кото­рые поются те или иные пес­но­пе­ния. В пев­че­ской прак­тике сло­жи­лось пони­ма­ние гласа как мело­дии, слу­жа­щей тра­фа­ре­том для рас­пе­ва­ния всех тек­стов, к дан­ному гласу отно­ся­щихся. Попевки одного гласа не оди­на­ковы (как в гре­че­ском, так и в рус­ском пении) для ирмо­сов, про­ким­нов, тро­па­рей. Так как в бого­слу­же­нии упо­треб­ля­ются пес­но­пе­ния разных типов: тро­парь, сти­хира, про­ки­мен, ирмос и др. – для них уста­нов­лены и раз­лич­ные напевы. Таким обра­зом, чтобы пра­вильно спеть, необ­хо­димо знать не только номер гласа, но и его тип: тро­пар­ный, сти­хир­ный или иной.

Тем не менее, музы­каль­ная основа всех мело­ди­че­ских вари­ан­тов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохра­ня­лась более или менее посто­янно в тече­ние веков.

Восемь гласов состав­ляют т.н. систему «осмо­гла­сия» (т.е. вось­ми­гла­сия), кото­рая охва­ты­вает почти весь основ­ной фонд цер­ков­ной музыки. Боль­шин­ство пес­но­пе­ний бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл.

По пре­да­нию Пра­во­слав­ной Церкви, систему гласов ввел пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. Гласов всего 8, из них 4 основ­ных и 4 кос­вен­ных. В Гре­че­ской Церкви они так и име­ну­ются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Рус­ской соот­вет­ственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже при­ве­дем неболь­шие «опи­са­ния» каж­дого гласа, а также далеко не полный пере­чень наи­бо­лее зна­ко­мых веру­ю­щим пес­но­пе­ний разных гласов.

ГЛАС 1 – древ­ние цер­ков­ные писа­тели гово­рили, что «первый глас важен, вели­че­ствен и наи­бо­лее тор­же­ствен». Его срав­ни­вали с солн­цем, говоря, что он про­го­няет леность, вялость, сон, грусть и сму­ще­ние. В первой строке и тро­пар­ного, и сти­хир­ного рас­пе­вов этого гласа есть широ­кий «шаг» мело­дии наверх, что и при­дает ему мер­ность, важ­ность и тор­же­ствен­ность.

Тро­парь Кресту «Спаси, Гос­поди, люди Твоя»;
Тро­парь Бого­яв­ле­нию «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди»;

Тро­парь Успе­нию «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси»;
Дог­ма­тик «Все­мир­ную славу»;
Ирмосы кано­нов Св. Пасхи «Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся, людие»;
Рож­де­ства Хри­стова «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Твоя побе­ди­тель­ная дес­ница».

ГЛАС 2 – «испол­нен кро­то­сти, бла­го­го­ве­ния, он уте­шает печаль­ных и отго­няет мрач­ные пере­жи­ва­ния». Поется несколько вари­ан­тов этого гласа, однако общее – гибкая мело­дия, свет­лая инто­на­ция – при­сут­ствует во всех вари­ан­тах рас­пе­вов.

Тро­парь Неру­ко­тво­рен­ному образу «Пре­чи­стому Твоему образу покла­ня­емся, Благий»;
Тро­парь Кре­сти­телю и Пред­тече Иоанну «Память пра­вед­наго с похва­лами»;

Тро­парь суб­боты, всем святым и усоп­шим
«Апо­столи, муче­ницы и про­роцы»;
Бого­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сла­венна еси, Бого­ро­дице Дево»;
Ирмосы кано­нов «Во глу­бине посла иногда», «Гря­дите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непо­годе, побуж­дает на духов­ный подвиг». Эта харак­те­ри­стика древ­них отно­сится в полной мере к пою­ще­муся у нас тро­пар­ному рас­певу гласа. Сти­хир­ный же распев более без­мя­те­жен.

Кондак Рож­де­ству Хри­стову «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает»;
Тро­парь вмч. Пан­те­ле­и­мону «Стра­сто­терпче святый»;

Вос­крес­ная сти­хира «Твоим Кре­стом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «дво­я­кий: то воз­буж­дает радость, то вну­шает печаль. Тихими и мяг­кими пере­хо­дами тонов он сооб­щает покой душе, вну­шает стрем­ле­ние к Выш­нему, наи­бо­лее выра­жая дей­ствие на нас Божией бла­го­дати». Пожа­луй, один из наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных и «попу­ляр­ных» гласов цер­ков­ного пения в срав­не­нии с дру­гими. Многие извест­ные всем тро­пари напи­саны именно на этот глас. Его логич­ное и про­стое мело­ди­че­ское стро­е­ние доступно всем.

Тро­парь Рож­де­ству Хри­стову «Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш»;
Тро­парь Божией Матери «Бого­ро­дице Дево, радуйся»;
Тро­парь свт. Нико­лаю «Пра­вило веры и образ кро­то­сти»;
Дог­ма­тик «Иже Тебе ради Бого­отец пророк Давид»;
Ирмосы канона Бого­ро­дице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Моря черм­ную пучину».

ГЛАС 5 – «успо­ка­и­вает душев­ные вол­не­ния, он под­хо­дит для плача о грехах». Мело­дия гласа рав­но­мерно «пока­чи­вает» слова пес­но­пе­ний, инто­на­ция сколь­зит то вверх, то вниз, давая ощу­ще­ние покоя и бес­ко­неч­но­сти.

Заупо­кой­ный седа­лен «Покой, Спасе наш, с пра­вед­ными рабы Твоя»;
Вос­крес­ные тро­пари «Ангель­ский собор» («Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим»);

Дог­ма­тик «В Черм­нем мори».

ГЛАС 6 – «рож­дает бла­го­че­сти­вые чув­ства – пре­дан­ность, чело­веч­ность, любовь». Так писали древ­ние. Мы же знаем этот глас и как глас сосре­до­то­чен­но­сти и скорби – минор­ная инто­на­ция, в кото­рой, как по «сту­пень­кам», под­ни­ма­ются слова текста.

Вос­крес­ная песнь по Еван­ге­лии «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше»;
Тро­парь (сти­хира) Свя­тому Духу «Царю Небес­ный»;

Сти­хира «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погре­баль­ная сти­хира «Зряще мя без­гласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пеше­ше­ство­вав Изра­иль»
(6‑я песнь «Житей­ское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, тро­га­тель­ный, уве­ща­ю­щий. Он лас­ково убеж­дает, при­зы­вает, просит об уми­ло­стив­ле­нии». Из всех гласов нашего осмо­гла­сия самым скуд­ным по коли­че­ству пес­но­пе­ний явля­ется глас седь­мой. Доста­точно редко звучит этот глас, и поэтому, веро­ятно, нелегко его узнать и обо­зна­чить в памяти.

Тро­парь Пре­об­ра­же­нию «Пре­об­ра­зился еси на горе, Христе Боже»;
Тро­парь блаж. Ксении Петер­бург­ской «Нищету Хри­стову воз­лю­бивши»;

Вос­крес­ный тро­парь «Раз­ру­шил еси Кре­стом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выра­жает веру в буду­щую жизнь, созер­цает небес­ные тайны, молится о бла­жен­стве души». Вось­мой глас можно еще назвать гласом вос­кли­ца­ния: боль­шин­ство пес­но­пе­ний под­чер­ки­вают эту вос­кли­ца­тель­ную сто­рону. Многие из них прямо начи­на­ются меж­до­ме­ти­ями: «Увы!» или «О!». Вось­мой глас можно рас­смат­ри­вать и как глас «труб­ный», глас высо­кого про­по­ве­да­ния и похвалы.

Заупо­кой­ный тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти чело­ве­ко­любно вся строяй»;
Тро­парь Пяти­де­сят­нице «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбран­ной вое­воде» часто поют на 8‑й глас;
Заупо­кой­ная сти­хира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6‑я песнь «Молитву пролию ко Гос­поду»).

Источник

Значение слова «послушание»

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания

1. Повиновение, покорность. Не ожидая выражения согласия, урядник затворил дверь, видимо мало надеясь на послушание казаков. Л. Толстой, Казаки. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за послушание, за ум. М. Горький, Детство.

2. Церк. Обязанность, которая возлагается на каждого монаха или послушника в монастыре, а также работа, обязанность, выполняемая в искупление греха, проступка. Налагал я на себя всякие послушания: вставал по ночам и поклоны бил, камни тяжелые таскал с места на место, на снег выходил босиком. Чехов, Убийство.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Послушание (добродетель) — религиозная и культурная концепция;

Послушание (монашество) — работа или вид епитимии в монастырях.

ПОСЛУША’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Повиновение, покорность (книжн.). В полном послушании. П. родителям. 2. Определенная обязанность, к-рую должен нести каждый монах (или послушник) в монастыре, или работа, обязанность, выполняемая как искупление за какую-н. вину (церк.). Тогда

я в дальний Углич на некое был услан послушанье

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

послуша́ние

1. подчинение авторитету или старшим

2. церк. работа или вид епитимии в православных монастырях.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушанияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова цимбалы (существительное):

Источник

Устаревшие слова: чем архаизм отличается от историзма?

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания

Устаревшие слова

Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы.

Устаревшие слова делятся на две группы:

Архаизмы

Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных аналогов. Мы и сегодня употребляем их, но обозначаем другим словом. Так ланиты превратились в «щёки», а чресла стали «поясницей». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Слово живот раньше обозначало «жизнь», а не часть тела. А гостем называли купца.

Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить на бале, теперь грамотно сказать «на балу». Некоторые слова полностью выходят из употребления, например слово дабы, но у нас есть сходное по значению «чтобы». Ошибок в употреблении архаизмов поможет избежать толковый словарь.

Историзмы

Историзмы — это слова, которые обозначают вещи, полностью исчезнувшие, переставшие существовать в ходе развития общества. Историзмы связаны с понятиями прошлого, с ушедшей культурой. Зачастую мы можем встретить их лишь в художественных и исторических текстах. Например, полностью исчезло из повседневной речи слово кольчуга, и такой предмет тоже не в обиходе у современного человека. Некоторые историзмы используются в пословицах и поговорках. Попасть впросак (оказаться в неприятном и невыгодном положении). Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок. При работе станок сильно скручивал веревки, и попадание в него одежды или волос могло травмировать человека. Предмета просак больше не существует, как не существует ряда историзмов — профессий. Мы не называем никого бурлаком, лакеем или лудильщиком.

Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания

Словарь

Абие – тотчас, с тех пор как, когда.

Агнец – ягненок, барашек.

Аз – местоимение «я» или наименование первой буквы алфавита.

Аз, буки, веди – названия первых букв славянского алфавита.

Аки – как, так как, подобно, словно, как бы.

Алтын – старинная серебряная монета достоинством в три копейки.

Алчешь – от слова «алкать» – жадно хотеть.

Ан, аже – если же, между тем, ведь.

Бабка – четыре снопа овса – колосьями вверх, накрытые пятым – колосьями вниз – от дождя.

Бадог – батог, палка, посох, хлыст.

Баженый – любимый, от слова «бажать» – любить, желать, иметь склонность.

Базланить – реветь, кричать.

Барбер – брадобрей, парикмахер.

Барда – гуща, остатки от перегона хлебного вина, используемые на откорм скоту.

Вадить – манить, привлекать, приучать.

Важно – тяжело, тяжко.

Вандыш – снеток, сушеная рыбка вроде ерша

Варган («на кургане, на варгане») – может быть, от «ворга» – поляна, заросшая высокой травой; покосное, открытое место в лесу.

Варюха, Варвара – христианская святая, день которой отмечался 4 декабря по ст. ст.

Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.

Гай – дубрава, роща, небольшой лиственный лес.

Галун – золотая или серебряная мишурная тесьма.

Гарнизон – войсковые части, расположенные в городе или крепости.

Гарчик – горшок, кринка.

Гатки, гать – настил из бревен или хвороста на топком месте. Нагатить – настлать гать.

Гашник – пояс, ремень, шнурок для завязки штанов.

Гвардия – отборные привилегированные войска; воинские части, служащие охраной при государях или военачальниках.

Дворница – хозяйка постоялого двора.

Девичья – комната в помещичьих домах, где жили и работали крепостные дворовые девушки.

Девятина – срок в девять дней.

Дежа – опара для теста, квашня; кадка, в которой месят тесто для хлеба.

Евдокеи – христианская св. Евдокия, день которой отмечался 1 марта по ст. ст.

Единочадый – единственный сын у родителей.

Ежеден – ежедневно, каждодневно.

Елей – оливковое масло, которое употребляли в церковной службе.

Жальник – кладбище, могилы, погост.

Железа – оковы, цепи, кандалы.

Жеманство – отсутствие простоты и естественности; манерность.

Живот – жизнь, имущество; душа; скот.

Животы – живность, достаток, богатство.

Забедовать – жаловаться, плакаться.

Забел(к)а-сметана; в широком смысле кушанье, заправленное молоком или сметаной.

Завертка – веревочная привязь оглобли к повозке.

Загнета (загнетка) – зольник русской печи.

Загнетка – площадка печи между утьем и топкой, заулок на шестке русской печи, куда сгребают жар.

Заговенье – последний день перед постом, когда можно употреблять скромную пищу.

Иванов день, Иван Купала – день летнего солнцестояния, 24 июня по ст. ст.

Иже – что, кто, который.

Избыть – погубить, извести, сбыть.

Извадиться – приучиться к дурным привычкам.

Извары, звары – специальные сосуды типа ушат для приготовления напитков

Извет – донос, сообщение о чем-нибудь властям; здесь: наговор, клевета.

Кабала – письменное кабальное обязательство.

Казак, казачиха – работник. (работница), батрак, наемный работник.

Казнь – наказание, возмездие.

Кайка – каяние, от слова «каяться», признавать, сознавать проступок, грех.

Калика – паломник, странник, нищий.

Камер-лакей – старший лакей при царском дворе.

Ладер – ток (от: плоский как ладонь).

Ладка – маленькая пышка.

Ладом – хорошо, как следует.

Ладыга – лодыжка, щиколотка.

Лазутчик – разведчик, преимущественно в тылу противника; шпион.

Лал – благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину

Лалы – болтовня, пустословие.

Ланской – летошний, прошлогодний.

Ластки – цветные четырехугольные вставки под мышками рукавах рубахи.

Мазуни – сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей.

Малариуз (в других списках – балагиус) – черный гранат.

Мамка – нянька, кормилица.

Мана – от манить, обманывать, дурачить.

Мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье.

Маркер – лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры.

Марья, Мария Египетская – христианская святая, день памяти которой отмечался церковью 1 апреля по ст. ст.

Наветки – клевета, наговор, намек.

Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха.

Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю.

Назола – тоска, грусть, досада, огорчение.

Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл)

Обабок – гриб, подберезовик.

Обаять (обаить) – оговорить, сглазить.

Обельный – крестьянин, освобожденный от податей и повинностей.

Обер-секретарь – старший секретарь в Синоде или правительствующем сенате. В речи Пугачева – о его секретаре, писаре (и о нем же, – в ироническом употреблении, в повествовании Гринева).

Обжирство – обжорство, чревоугодие.

Обильность – богатство, сокровища.

Обиход – привычный, установленный уклад жизни.

Облоухий – долгоухий, ушастый, длинноухий.

что такое глас послушания. Смотреть фото что такое глас послушания. Смотреть картинку что такое глас послушания. Картинка про что такое глас послушания. Фото что такое глас послушания

Паголенки – чулок без ступни, охватывающий только голень ноги.

Пажить – пастбище, место выгона скота.

Паленица – богатырь, наездник; женщина – воительница, богатырша.

Панагия – нагрудное украшение с изображением Богородицы.

Парапет – прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер.

Пароль – секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях.

Паска – пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Пасма – моток льняных или пеньковых ниток.

Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться – раздеваться.

Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после пасхи.

Раменье – большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса.

Рамон масло – аптечная (римская) ромашка

Раскат – гладкое место, по которому удобно катиться; помост, на котором ставились пушки на крепостных стенах.

Распятие – здесь: крест с изображением распятого Христа.

Расшиперить – растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы.

Ратай – крестьянин, пахарь.

Саадак – расшитый чехол для лука и стрел.

Садовина – все, что растет в саду: ягоды, фрукты.

Саженье – нанизанное камнями головное украшение или камешки на ожерелье «низанье»), пришитые на картон: ожерелье крепилось к платью с помощью мутовоза.

Сало – мелкие пластинки, кусочки льда на поверхности воды перед ледоставом.

Сан – облачение, соответствующее положению человека.

Сандрик – можжевеловая смола.

Сарафан – длинная нарядная мужская одежда.

Сарынь – толпа, ватага, сброд.

Тавранчуг (тавранчус) – похлебка из разных сортов рыбы.

Таган – железная с ножками подставка под кухонную посуду.

Талан – судьба, удача, счастье.

Талина – талая земля, проталина.

Убо – ибо, так как, поэтому.

Убогий – бедный, неимущий, нищий.

Уброд – рыхлый глубокий снег.

Убрус – нарядный головной убор, свадебная фата.

Убрус – тонкое полотно, полотенце.

Фамилия – здесь: род, ряд поколений, имеющий одного предка.

Фата – покров из легкой прозрачпои ткани: большой четырехугольный платок.

Фельдмаршал – точнее, генерал-фельдмаршал – высший чин (1-го класса) в сухопутных войсках.

Ферязи – верхняя одежда без пояса и воротника с длиннымн рукавами, распашная с рядом пуговиц.

Ферязь – мужское долгое платье с длинными рукавами, без воротника; женское платье, праздничный сарафан.

Хайка – осуждение, порицание – от слова «хаять», осуждать, порицать.

Хвальный – достойный похвал.

Хвилый – слабый, хилый.

Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата.

Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.

Цеп – молотило, длинная палка держала, короткая – било, соединены ремнем.

Циновка – плотная плетеная рогожа из сученых мочал, соломы, тростника и т. п.

Чало – чаялось, казалось.

Чаятельно – вероятно, по-видимому.

Шабала, шебала – баклуша, осиновый чурбан, из которого точат деревянную посуду.

Шабур – сермяжина, домотканая оджда из грубого домотканого материала; плохая, грубая одежда.

Шайка – скопище людей, ватага; деревянная посудина с ручкой для зачерпываняя и носки воды.

Шалыга (шелыга) – плетеный мяч; деревянный шар; плеть, кнут, погонялка.

Щедровитый – рябой, от слова «щедрина» (или «шадрина») – следы от оспы на лице.

Щепа – деревянная посуда.

Щи двои – вообще похлебка, всякий суп с приправами, но без мяса, дичи или рыбы.

Щи кислые – овощной напиток вроде кваса, который можно было заправлять крупой или овощами.

Элегия – род стихотворения, в котором выражается грустное или меланхолическое чувство.

Эпитафия – надпись на надгробном памятнике.

Эпитимия – духовное наказание (пост, длительные молитвы и т. д.).

Эскадрон – часть или отряд конного полка.

Эфесиянцы – жители Эфеса.

Яглы – общее название некоторых крупяных продуктов, получаемых из остролистных растений, например – просо (ягль – ячная крупа).

Ядение – еда, пища, процесс еды.

Якши (тат.) – хорошо, ладно.

Читайте также

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *