что такое глиссирование в медицине
Глиссирование
Глисси́рование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Глиссирование является одним из примеров движения в точке сверхнеустойчивого равновесия.
При глиссировании сила поддержания обусловлена главным образом динамической реакцией воды, действующей на поверхность объекта, соприкасающуюся с ней, а роль гидростатических сил незначительна. Соотношение между гидростатическими и гидродинамическими силами поддержания зависит от скорости самого объекта. Поскольку с увеличением динамических сил изменяется посадка, скоростной режим характеризуется диаграммой зависимости погружения от числа Фруда (Fr) по водоизмещению Ргд = и/ V&VA/7 > где v — скорость объекта, g — ускорение свободного падения, Л — весовое водоизмещение, у — удельный вес воды.
Например, парусная доска полностью выходит из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Камешек, запущенный по воде и прыгающий по поверхности, также глиссирует.
Также под глиссированием подразумевают особый режим движения судна. У водоизмещающих судов с круглоскулыми обводами обтекание сопровождается замывом бортов, вызывающим увеличение полного сопротивления. Чтобы избежать этих явлений, для быстроходных судов применяют остроскулые обводы, иногда называемые обводами типа Шарпи, способствующие отрыву воды от корпуса. При Fr >> 2,5 подобные обводы снижают сопротивление судна по сравнению с круглоскулыми обводами. Повысить мореходность глиссирующих судов и снизить перегрузки на волнении можно путем придания днищу судна килеватости. Вместе с тем увеличение килеватости ведет к некоторому росту сопротивления. Сопротивление глиссирующих судов может быть изменено благодаря применению специальных уступов на днище — реданов, однако мореходность реданных судов несколько хуже. Для малых глиссирующих судов (прогулочные и спортивные катера) наряду с традиционными обводами применяют обводы сложной формы типа тримарана, морских саней с продольными реданами, выдвижных гидролыж и т. д.
Для быстроходных судов выбор в качестве линейного размера кубического корня из водоизмещения более обоснован, поскольку в процессе движения оно не меняется в отличие от смоченной длины днища, которая зависит от скорости судна. Для приближенной количественной оценки различных режимов быстроходности на диаграмме можно выделить 3 участка. В режиме плавания динамические силы незначительны, в переходном режиме соизмеримы с гидростатическими силами, при Г. играют основную роль. С ростом скорости увеличение гидродинамических давлений на днище приводит к интенсивному растеканию воды поперек днища, сопровождающемуся образованием струй и брызг, вырывающихся у борта (скулы). При этом появляется так называемое брызговое сопротивление.
См. также
Глиссер — судно, использующее принцип глиссирования.
Безопасность лазеров в медицине
1. Научный университет Аль-Карха, Багдад, 10003, Ирак
2. Кафедра биомедицинской инженерии, Университет Аль-Нахрейн, Багдад 10072, Ирак
От авторов
Это документ о безопасности наиболее важных лазерных процедур, который направлен на реализацию навыков и осведомленности о безопасности работы с лазерами в учебных лабораториях и клиническом применении для студентов и молодых специалистов, которые могут быть вовлечены в эксплуатацию и использование лазера. Это исследование имеет большое значение для человека, который будет иметь дело с лазерами, поскольку знание и последовательное применение процедур лазерной безопасности гарантирует безопасную рабочую среду лазера.
Вступление
Длина волны лазерного света чрезвычайно чиста по сравнению с другими источниками света, и все фотоны, составляющие лазерный луч, имеют фиксированное фазовое соотношение друг относительно друга. Благодаря своим свойствам лазер сделал возможным множеству применений в научных, коммерческих, промышленных и медицинских целях [1,2]. Когда лазерный луч направляется, отражается или фокусируется на объекте, лазерный свет частично поглощается, повышая температуру поверхности и / или внутренней части объекта, потенциально вызывая изменение или деформацию материала.
Эти свойства, которые применялись в лазерной хирургии и обработке материалов, также могут вызывать повреждение тканей. Повреждение может быть результатом как теплового, так и фотохимического воздействия [3,4]. Помимо прямых опасностей для глаз и кожи от самого лазерного луча, в некоторых случаях опасности, не связанные с лучевым излучением, могут быть опасными для жизни, например, поражение электрическим током, пожар и удушье [4]. Поэтому очень важно быть знакомым с возможными опасностями, связанными с различными классами лазеров, и наиболее важными процедурами безопасности для студентов и молодых людей, которые могут быть вовлечены в эксплуатацию и использование лазера, чтобы обеспечить безопасную рабочую среду.
В дополнение к прямым опасностям для глаз и кожи от самого лазерного луча, без лучевая опасность в некоторых случаях может быть опасной для жизни, например, поражение электрическим током, пожар и удушье [4]. Поэтому очень важно быть знакомым с возможными опасностями, связанными с различными классами лазеров, и наиболее важными процедурами безопасности для студентов и молодых людей, которые могут быть вовлечены в эксплуатацию и использование лазера, чтобы обеспечить безопасную рабочую среду.
Помимо прямой опасности для глаз и кожи от самого лазерного луча, в некоторых случаях опасности, не связанные с лучевым излучением, могут быть опасными для жизни, например, поражение электрическим током, пожар и удушье [4]. Поэтому очень важно быть знакомым с возможными опасностями, связанными с различными классами лазеров, и наиболее важными процедурами безопасности для студентов и молодых людей, которые могут быть вовлечены в эксплуатацию и использование лазера, чтобы обеспечить безопасную рабочую среду.
Лазер в медицине
Точно так же лазер с длиной волны около одного микрометра (неодимовый лазер YAG) может проникать в глаз, приваривая отслоившуюся сетчатку обратно на место, или разрезание внутренних мембран, которые часто мутнеют после операции по удалению катаракты. Менее интенсивные лазерные импульсы могут разрушить аномальные кровеносные сосуды, которые распространяются по сетчатке у пациентов, страдающих диабетом, отсрочивая слепоту, часто связанную с этим заболеванием. Офтальмологи хирургически исправляют дефекты зрения, удаляя ткань из роговицы, изменяя форму прозрачного внешнего слоя глаза с помощью интенсивных ультрафиолетовых импульсов от эксимерных лазеров [6,7,8]. Таким образом, получение нужного количества лазерной энергии подходящей длины волны к нужной ткани, чтобы повредить или разрушить только эту ткань, и ничего больше. Офтальмологи хирургически исправляют дефекты зрения, удаляя ткань из роговицы, изменяя форму прозрачного внешнего слоя глаза с помощью интенсивных ультрафиолетовых импульсов от эксимерных лазеров [6,7,8].
Таким образом, получение нужного количества лазерной энергии подходящей длины волны к нужной ткани, чтобы повредить или разрушить только эту ткань, и ничего больше. Офтальмологи хирургически исправляют дефекты зрения, удаляя ткань из роговицы, изменяя форму прозрачного внешнего слоя глаза с помощью интенсивных ультрафиолетовых импульсов от эксимерных лазеров [6,7,8]. Таким образом, получение нужного количества лазерной энергии подходящей длины волны к нужной ткани, чтобы повредить или разрушить только эту ткань, и ничего больше.
Опасность медицинских лазеров
Однако, если лазерный луч попадает в нецелевую ткань, это может быть опасно и может вызвать повреждение этой ткани, особенно для глаза (иногда также для кожи), в основном потому, что они могут иметь высокую оптическую интенсивность.
Рис. 1. (a) Простая схема глаза, (b) Травма сетчатки [9].
Рис. 2. Проникновение световых волн различной длинны через кожу [10].
Правильный контроль параметров лазера, упомянутых выше, приведет к успешному лечению целевой области, в противном случае приведет к повреждению кожи, если он не рассчитан. Примером может служить текущая работа нашей группы по оценке температуры кожи во время лазерной терапии с использованием длинноимпульсного лазера Nd-YAG для лечения пятен портвейна (рис. 3). Мониторинг температуры кожи во время терапии был изучен для предотвращения повышения температуры кожи во время терапии до нежелательного уровня, который может вызвать повреждение кожи, на коже была использована система охлаждения для уменьшения теплового и болевого эффекта во время терапии. Температура кожи без системы охлаждения и с системой охлаждения показана на рис. 4. (а) и (б) соответственно.
Рис. 3. Лазерная терапия поражений кожи.
Рис. 4. Температура кожи при лазерной терапии, (а) без охлаждения, (б) с воздушным охлаждением.
Помимо прямой опасности для глаз и кожи от самого лазерного луча, важно также устранить другие опасности, связанные с использованием лазеров. Эти небаловые опасности в некоторых случаях могут быть опасными для жизни, например, поражение электрическим током, пожар и удушье [4].
Классификация лазеров:
Из-за возможных широких диапазонов длин волн, энергосодержания и импульсных характеристик лазерных лучей риски, возникающие при их использовании, сильно различаются. Невозможно рассматривать лазеры как единую группу, к которой могут применяться общие пределы безопасности. Для обозначения уровня опасности лазерного луча используется система классификации лазеров, и для каждого класса лазеров определены максимально допустимые уровни излучения (AEL) [11]. Предыдущая система классификации, основанная на пяти классах (1, 2, 3A, 3B и 4), была заменена новой системой из семи классов (1, 1M, 2, 2M, 3R, 3B и 4), и эти описаны в таблице (1). И их уровень опасности, как показано на рис.5.
Таблица 1. Классификация лазеров [11,12].
Невозможность причинения травм при нормальной работе.
Невозможность причинения травм во время нормальной работы, если не использовался.
Лазеры видимого диапазона не способны нанести травму за 0,25 с.
Лазеры видимого диапазона, не способные вызвать повреждение за 0,25 с, если не используется собирающая оптика.
Небезопасно для просмотра внутри луча; до 5 раз превышает предел класса 2 для видимых лазеров или в 5 раз выше предела класса 1 для невидимых лазеров.
Опасность для глаз при просмотре внутри луча, обычно не представляет опасности для глаз при просмотре в диффузном свете.
Опасность для глаз и кожи как при прямом, так и при рассеянном воздействии.
Рис. 5. Классы лазера, степень опасности [13].
Безопасные процедуры:
Итак, исходя из того, что упоминалось ранее, важно разработать, использовать и внедрить безопасную рабочую среду с лазером, чтобы минимизировать риск несчастных случаев с лазерным лучом, особенно среды, в которой участвуют студенты, пациенты и ранние карьеры (например, учебные лаборатории и клиническое применение). Существуют два основных международных стандарта лазерной безопасности:
— Международная электротехническая комиссия (МЭК) [14].
— Американский национальный институт стандартов (ANSI) Z136 [15].
Оба стандарта используют общую систему классификации лазеров на основе их выходной мощности, длины волны и длительности импульса. Они предназначены для обеспечения безопасной рабочей среды при работе с лазером и обеспечения мер контроля, включая административный, инженерный и процедурный контроль (который особенно следует применять для лазеров класса 3B и класса 4), и их можно резюмировать следующим образом [4,16,17]:
Лазеры должны эксплуатироваться только уполномоченным лицом.
Доступ посетителей в зону работы лазера должен быть ограничен и обеспечен.
Любой потенциально опасный луч должен быть ограничен ограничителем луча из подходящего материала.
Предупреждающий знак будет вывешен у входа. Лазерная зона должна быть размещена с соответствующими знаками. Они обозначают классификацию лазера и идентифицируют апертуру (а) при испускании лазерного луча (на рис. 6 показаны различные примеры предупреждающих знаков о лазере).
Удалите ненужные отражающие предметы в непосредственной близости от пути луча. Не надевайте светоотражающие украшения, такие как кольца или часы, во время работы вблизи пути луча.
Необходимо использовать очки для защиты от лазера. ЗащитныйОчки в виде правильно фильтрующей оптики могут защитить глаза от отраженного или рассеянного лазерного света с опасной мощностью луча, а также от прямого воздействия лазерного луча. Очки должны быть выбраны для конкретного типа лазера, чтобы блокировать или ослаблять в соответствующем диапазоне длин волн (Рис. 7. показывает пример лазерных защитных очков).
Защита кожи. Когда существует вероятность воздействия лазерного излучения, превышающего ПДВ для кожи, отдельные пользователи должны использовать защитные перчатки, одежду и щитки.
По возможности, путь луча должен быть огорожен. Используйте огнестойкие материалы для ограждения пути лазерного луча класса 4.
Все окна и двери в лазерной комнате сделать непрозрачными.
Лазерная система должна быть отключена (например, для извлечения ключа) после использования, чтобы предотвратить несанкционированное использование.
Необходимо использовать экран или занавес, чтобы предотвратить попадание лазерного луча на вход в лазерную комнату.
Пользователи никогда не должны смотреть на луч на уровне горизонтальной плоскости, по которой они проходят.
Часы и украшения нельзя использовать в лаборатории.
По возможности юстировку лучей и оптических компонентов следует выполнять при уменьшенной мощности луча.
Огнетушители должны находиться в легкодоступном месте в лабораториях с использованием лазеров класса 4. Держите легковоспламеняющиеся материалы подальше от открытых балок.
Закрепите оптические компоненты на столе, чтобы предотвратить случайные отражения от смещенной оптики.
Руководитель по лазерной безопасности (LSO). LSO отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми другими работниками организации.
Литература:
[1] Orazio Svelto, “Principles of Lasers”, Springer, fifth edition, ISBN 978-1-4419-1301-2, (2010), New York, USA.
[2] “An introduction to laser technology and it applications”, Northwest Pa. Collegiate Academy 2018–2019 Science Resource Guide, USA.
Crystal”, Journal of Physics: Conference Series 183, (2009), 012018.
[3] “safety of the use of laser devices”, www.rp-photonics.com, RP Photonics Encyclopedia, March (2019).
[4] “Laser application and safety”, Laser Institute of America, March (2019) Orlando, USA.
[6] M.Cutroneo, L.Torrisi1, C.Scolaro, “Laser Applications in bio-medical field”, Laser applications, July (2012).
[7] Debabrata Goswami, “Lasers and their Applications”, Indian Institute of Technology Kanpur, Kanpur, downloaded March (2019), India.
[8] Luc G. Legres, Christophe Chamot, Mariana Varna, Anne Janin, “The Laser Technology: New Trends in Biology and Medicine”, Journal of Modern Physics, Vol. 5, March (2014).
[9] “Laser effects on the human eye”, Laser Institute of America, August (2014).
[10] “Laser Biological Hazards-Skin” Environmental Health and Safety, Oregon State University (2019), USA.
[11] G A Zabierek, “Guidance on the safe use of lasers in education and”, AURPO Guidance Note No. 7, February (2018), UK.
[12] “Laser Classification Explanation”, Lawrence Berkeley National Laboratory, July (2018), USA.
[14] “Safety of laser products”, International standard IEC 60825-1, August (2001), Swaziland.
[15] “American National Standard for Safe Use of Lasers”, Laser Institute of America, ANSI Z136.1, (2014), USA.
16] Penny J. Smalley,” laser safety: riskis, hazards, and control measures”, Laser Therapy, Vol. 20, No. 2, May (2011), 95-106.
Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь.
Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.
Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.
Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.
Режимы движения лодки
Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:
Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.
Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.
Глиссирующий режим
Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.
Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.
Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.
Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».
Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.
Что показали наши тесты?
Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.
Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.
Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.
Расчет глиссирования
Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.
Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.
При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л.с.
Глиссирование на лодке: что это и как вывести лодку на глиссер
Моторные лодки перемещаются по водоему в трех режимах – водоизмещающем, переходном и глиссирующем. Чтобы перейти в третий режим, нужны определенные параметры корпуса и силового агрегата. Рассмотрим более подробно, что нужно для вывода судна на скольжение по воде.
Что такое глиссирование по воде?
Глиссирование – это скольжение днищем по поверхности, при котором плавсредство преодолевает сопротивление воды и практически не погружается в нее. Максимальным глиссером считается стабильное передвижение при высоте волны до 50 см. Маломерные модели могут выйти на него при минимальной скорости 20 км / час, а модели с легким корпусом, без загрузки и с мощным подвесным агрегатом – при 12 – 16 км / час. Такой способ позволяет экономить топливо и быстро преодолевать значительные расстояния.
Советы по выбору мотора для глиссирования
Любое плавсредство с подвесным двигателем мощностью от 3 л. с. может перемещаться таким способом при достижении определенной скорости. При подборе силового агрегата следует учитывать такие моменты:
Выводим лодку на глиссер
На начальном этапе следует определить возможности для конкретного плавсредства и условий:
Практически все надувные ПВХ средства отвечают таким параметрам. Для достижения эффекта скольжения нужно:
Судно длиной 2,5 метра можно загрузить в носовой части, что предотвратит ее вертикальное перемещение. Если возникают проблемы, то можно сместить центр тяжести или изменить угол наклона двигателя. Это можно сделать с помощью специальной ручки. Она позволяет управлять силовым узлом, когда водитель находится в центре или даже в носовой части судна.
Что такое выход на Глиссер, глиссирование на лодке
Интерес вокруг вопроса о глиссировании надувных моторных лодок порой порождает плодотворные и интересные мнения. Но сложность для владельцев судов состоит в том, что все результаты исследования поведения лодок на воде выведены экспериментальным путем и не подтверждены теорией.
Дополнительное препятствие — ложная информация в интернете. Нередко приходится сталкиваться со статьями в специализированных журналах или обсуждениями на тематических форумах, где к вопросу глиссирования надувных лодок подходят также, как к глиссированию судов с жестким корпусом. Это приводит к ошибочным выводам и показывает некомпетентность авторов. Чтобы подойти к проблеме грамотно, для начала дадим определение термину “глиссирование”.
Что такое глиссер на лодке?
Если объяснить термин проще: глиссер — это движение по воде, когда корпус лодки становится под небольшим углом к поверхности и поддерживается в таком состоянии благодаря сопротивлению воды, другими словами — лодка скользит по поверхности. но такое объяснение больше применимо для судна с жестким корпусом. Поэтому необходимо немного подкорректировать, чтобы пояснение стало верным для надувных лодок:
Глиссирование — способ передвижения, которое подразумевает, что площадь соприкосновения днища и поверхности воды минимальна.
Существуют три стадии перехода на глиссирование:
Подробнее о глиссере
Водоизмещающая стадия — это передвижение на небольшой (до 15-16 км/ч) скорости. Она достигается при торможении, на начальном отрезке пути при разгоне и при гребле веслами.
Переходную стадию судно достигает, разогнавшись до 17-18 км/ч. Отличительные черты: низко просевшая корма, когда борт и мотор становятся вровень с поверхностью воды, нос при этом поднимается высоко вверх. Новички часто принимают переходную стадию за полноценное скольжение.
Специалисты не пришли к общему мнению, что считать глиссированием для надувного судна, поэтому определения несколько рознятся. Если с судами с жестким корпусом проблем не возникает, потому что их ход легко просчитать теоретически и подтвердить практическим путем, тот же вопрос применимо к надувным судам не так однозначен, а то, как они поведут себя на ходу, не всегда можно предвидеть заранее. По одному из существующих заявлений обычные надувные лодки с жестким полом, оснащенные аирдеком, передвигаются в режиме, названном “условное глиссирование”.
С другой стороны, надувные моторные катамараны и некоторые виды концептуальных моделей достигают режима глиссирования в классическом варианте определения. Поэтому переход и поддержание скользящего хода для каждой отдельной модели имеют свои особенности. Важно учитывать форму днища и мощность, которую способен развить двигатель. Чтобы подать информацию проще для понимания, мы решили опустить в словосочетании “условное глиссирование” “условность” обозначения.
Во время перехода к скользящему движению сопротивление воды снижается и, соответственно, возрастает скорость хода. Судно выравнивается, корпус располагается практически параллельно поверхности воды, но при этом соприкасается с ней не больше, чем ⅔ площади днища. Со стороны это выглядит как плавное скольжение без особых усилий. Для перехода на глиссирование двигателю необходимо добавить оборотов, а после преодоления переходного режима их можно сбросит на ⅓. Этот маневр не приведет к снижению скорости, и лодка продолжит скользить. Так получается, потому что для преодоления пограничного состояния необходимо сделать рывок. Чтобы поддерживать плавность хода требуется гораздо меньше усилий. По выведенной в ходе экспериментов статистике надувная лодка переходит скользящий ход при скорости 20 км/ч.
Многие озвучивают профессиональное мнение, что преодоление переходного режима происходит только на скорости более 28 км/ч. Мы берем на себя смелость оспорить это заявление: в зависимости от типа днища, мощности двигателя, загрузки судна и других решающих факторов скорость выхода из переходного режима на скольжение может достигаться на более низких скоростях. Таким образом, некоторые модели переходят на движение, имеющие все характерные черты глиссирования на скорости от 20 км/ч.
Как вывести лодку ПВХ на глиссер?
Если вы решили выйти на глиссер в лодке ПВХ, сделать это будет не трудно. Для начала нужно немного отплыть от берега и удостовериться что перед вам нет никаких помех, затем нужно плавно выжать газ на полную. Через какое то время ваша лодка выйдет на глиссер и после этого момента нужно убавить газ на половину.
Скорость глиссирования
Для глиссирования очень важна скорость, также стоит учесть что существуют минимальные и максимальные значения, которые желательно знать.
Максимальная скорость
Если вы хотите понять, какая максимальная скорость, на которой вы можете глиссировать в своей лодке, нужно использовать формулу Фруда: Fr= V/√(g*L), значение V в данном случае будет скоростью вашей лодки, g – очевидно ускорением свободного падения, а L- длинной корпуса лодки вдоль лини воды.
Минимальная скорость
Все зависит в первую очередь от веса лодки, также стоит учитывать нагрузку на мотор и гребной винт, посмотреть в какой части лодки расположен груз. Однако в среднем, вы захотите выйти на глиссер в лодке ПВХ, вам стоит развить скорость минимум 19-20 км/ч.
Причина по которой лодка не выходит на глиссер
Если ваша лодка не выходит на глиссер, у этого может быть несколько причин:
Экспериментальные сводки по глиссированию
Один из важных факторов для скольжения по водной глади — развесовка внутри кокпита. Чтобы не застрять на стадии переходного режима, необходимо максимально нагрузить нос судна. Некоторые опытные владельцы переносят бензобак на нос лодки. Другой способ — сместиться от двигателя к середине в тот момент, когда лодка максимально задирает нос, чтобы своим весом придавить днище к воде. Этот способ применяют в лодках длиной менее 4 м.
Наименьший показатель мощности двигателя для перехода на скольжение выведена экспериментально и не имеет под собой теоретической базы. Так что этот параметр является спорным и рассчитывается в каждом случае индивидуально.
В профессиональной среде бытует мнение, что мощность двигателя для перехода к скользящему ходу должна превышать 40-50 л.с. на 1 т (зависит от обводов корпуса). Исходя из этих расчетов, 1 лошадиная сила компенсирует 25 кг водоизмещения. При этом учитывается вес судна, дополнительной нагрузки, всех людей на борту и двигателя. Но практическим путем было доказано, что эта пропорция неверна для надувных судов. Для них верны совсем другие величины, уменьшенные по сравнению с данными ранее.
Опираясь на результаты проведенных экспериментов, мы можем заявлять, что надувная лодка общим весом 187 кг (вес лодки, мотора, топлива и водителя) уверенно начала скользить при скорости 25 км/ч. В ходе другого замера установлено, что плоскодонная лодка общим весом 158 кг перешла на глиссирование на скорости 26, 8 км/ч.
Опытным путем мы вывели систему выхода обычной надувной лодки с учетом длины, мощности двигателя и загрузки:
На суднах длиннее 4 м лучше всего установить двигатель мощнее 25 л.с.
Заключение
Итак, исходя из всего вышеперечисленного, представленные расчеты и величины неоспоримы, если относятся к судам с жестким корпусом. В случае надувных моторных лодок все не так однозначно: даже выполненные по одним выкройкам лодки получаются с несколько отличные характеристики. Таким образом все замеры показывают всего лишь один из вариантов поведения лодки на воде, но не эталонные величины. Но все проведенные эксперименты создают базу, которую принимают как средние значения.