что такое глушитель в автомобиле и резонатор
Резонатор и глушитель: в чем разница?
Одна из радостей владения автомобилем – это возможность тюнинговать его и сделать уникальным. Это происходит благодаря доступности и невероятному количеству качественных запчастей. Что может быть лучше, чем начать с замены выхлопной системы?
Поиск идеальной выхлопной системы – это навязчивая идея большинства владельцев авто, но почему бы ей не быть, если каждому нравится своя определённая частота выхлопа. Некоторые не любят объявлять о своем подъезде, а другим нравится, чтобы все слышали когда они проезжают мимо. Независимо от того, нравится ли вам могучий рёв или более спокойное рычание – индустрия выхлопных газов придумала все мыслимые компоненты выхлопа, чтобы ваш автомобиль звучал именно так, как вы хотите. С ассортиментом выхлопных систем можно ознакомиться в каталоге https://virooka.com.ua/. Наличие такого огромного разнообразия качественных глушителей, резонаторов, искрогасителей, и всевозможных труб, позволяет сделать с автомобилем всё что угодно.
В мире рынка выхлопных газов часто используются термины «резонатор» и «глушитель». Вы даже можете иногда наткнуться на гибридный вариант – «резонирующий глушитель».
Фото Мустанга GT 2017 года с выхлопом задней оси.
Что такое глушитель и что он делает?
Глушитель уменьшает звуки двигателя до соответствующего и акустически приятного уровня. Как это работает? Технически глушитель глушит двигатель, уменьшая излучаемое звуковое давление. Заводские глушители сделаны так, чтобы звучать хорошо, но с ограничениями по соображениям эффективности, простоты, стоимости производства и, конечно же, законами уровня звука. Для многих энтузиастов стоковые глушители слишком консервативны.
Глушители проектируются с несколькими камерами, которые направляют газы и снижают давление выхлопных газов. Эти камеры имеют перфорированные трубы или перегородки, или и то и другое. Выхлопные газы проходят через эти перфорированные отверстия и перегородки, что приводит к расширению. Когда газ расширяется, его давление уменьшается, а следовательно, и уровень звука. Также, существуют глушители, которые облицованы специальными материалами (такими как стекловолокно) в качестве меры звукоизоляции, чтобы дополнительно поглощать звук внутри глушителя и излучать меньше шума.
Что такое резонатор и что он делает?
Резонатор гасит определенный диапазон звуковых частот. Не вдаваясь в научные подробности, можно сказать, что звук – это просто волна давления, излучаемая с определенной частотой. Как и волны в океане, звуковые волны имеют определенные амплитуды (сравнимые с общим размером), гребень и впадину. На пляже, когда гребень волны встречается с впадиной волны одинакового размера, две волны фактически уравновешивают друг друга, и волна умирает. Точно такой же принцип применим и к звуковым волнам. Если у вас есть две звуковые волны одинакового размера и частоты, встречающиеся гребень к впадине, они тоже будут отменены.
Отсюда напрашивается вопрос, какой диапазон будет отменен? Ну, это на усмотрение инженеров. Обычно автомобильный звукорежиссер выбирает неприятный диапазон, чтобы устранить эту частоту или набор частот. Устраненные шумы включают резкие тона или диапазоны, где выхлопные газы производят громкий гул или раздражающее жужжание.
Одно из лучших применений резонатора – дополнять существующую установку. Например, если вы уже добились нужного звучания выхлопной системы, но все еще имеете постоянный гул, то добавление резонатора может устранить этот гул, сохраняя при этом желаемый звук.
Так что же делает резонатор? Он делает общее выхлопное звучание громче и агрессивнее. Это не совсем прямая труба, но она не слишком далеко. Резонаторы также имеют меньшую запутанность и не перенаправляют выхлопные газы так сильно, как глушитель. Это уменьшает обратное давление, потенциально высвобождая несколько лошадиных сил.
Фото установленного резонаторного комплекта.
Примечание: нигде не сказано, что резонатор уменьшает звук – он устраняет только определенные частоты.
Резонатор против глушителя: подводим итог отличий
Как узнать выходит ли из строя резонатор?
Резонатор может испортиться по множеству причин. Резонатор по сути подобен глушителю и может выйти из строя аналогичными способами. Один из способов проверить его – протестировать на наличие трещин вдоль сварных швов. Кроме того, вы можете проверить дребезжание, когда автомобиль не работает (т.к. он не горячий и тихий), и потенциально сузить его до резонатора. В-третьих, резонаторы могут проржаветь. Если чешуйки ржавчины идут из выхлопной трубы, то это может быть от неисправного резонатора.
Читайте также новые статьи из раздела: «Запчасти и ремонт»:
Резонатор глушителя в выхлопной
Резонатор глушителя — часть выхлопной системы, к задачам которого относится гашение звуков низкой частоты, возникающие вследствие работы двигателя. Каждому автолюбителю будет полезно знать, где находится резонатор, и с какими возможными проблемами ему придется столкнуться за время его службы. Поломка резонатора выхлопной трубы не является критичной, однако может доставить массу неудобств не только водителю, но и окружающим людям. О том, как устранить возникшие проблемы, как демонтировать и установить агрегат, а также как сделать резонатор своими руками — обо всем этом мы поговорим в данном материале.
Назначение резонатора
Для начала разберемся, для чего нужен резонатор. Как упоминалось выше, он является частью выхлопной системы двигателя автомобиля. Его основная функция — гашение звуков низкой частоты, которые возникают в процессе отработки газов и попадания их в газоотводную систему. Существует две причины, по которым в ней возникают шумы:
Вместе с глушителем к задачам автомобильного резонатора относится снижение скорости передвижения отработанных выхлопных газов. Это становится возможным благодаря физическому закону, в соответствии с которым газы, которые быстро передвигаются в узкой трубе при попадании в большой объем теряют свою скорость, и соответственно, энергию. В системе отвода газов, резонатор стоит перед основным глушителем, являясь, по сути, первым звеном в цепи глушения звуков у выхлопной системе. То есть, его основные задачи — предварительное снижение шума и уравновешивание пульсаций потока отработанных газов.
Некоторые автовладельцы называют его “средним глушителем” (из-за его физического расположения приблизительно посередине днища машины) или “вторым глушителем”. Однако это неверно, поскольку резонатор выхлопной системы и глушитель имеют разные принципы работы.
Резонатор выхлопной системы автомобиля также выполняет функцию по освобождению выхлопа двигателя от отработанных газов и создания равномерного давления в ней. Благодаря этому обеспечивается минимальное сопротивление передвижению выхлопных газов, и возникает возможность использовать почти всю полезную мощность двигателя.
Устройство резонатора
Конструктивно резонатор состоит из перфорированной (просверленной по всей длине в пределах устройства) трубы, помещенной в металлический корпус. Также в конструкции есть дроссельное отверстие, предназначенное для повышения эффективности гашения волновых колебаний в трубе. Внутренняя полость резонатора разделена на две или более неравные части перегородками, расположенными в поперечной плоскости к трубе. Также в конструкцию более современных выхлопных резонаторов входит теплоизоляция и/или звукоизоляция (зачастую это один и тот же материал), расположенная под корпусом и предназначенная для снижения его температуры и/или звуков, исходящих из устройства.
Внутреннее устройство резонатора
Внутренние полости имеют неодинаковый объем с тем, чтобы обеспечивать периодическое сужение и расширение потока отработанных газов, что в свою очередь дает выравнивание их неравномерной пульсации. То есть, каждая камера имеет свою резонансную частоту. Кроме этого они имеют небольшое смещение относительно оси корпуса. Это необходимо для достижения смены направления потока выхлопов. А внутренняя перфорация на трубе нужна для гашения большой амплитуды звуковых волн, которые вырабатывают газы.
На эффективность работы резонатора влияют следующие факторы:
Неполадки в работе резонатора
Как и всякая деталь, автомобильный резонатор периодически выходит из строя. Ведь он пропускает через себя выхлопные газы, имеющие температуру в несколько сот градусов по Цельсию. А в совокупности с агрессивными химическими элементами, содержащимися в выходящей газовой смеси это приводит к постепенному прогоранию металлических деталей системы.
Основными признаками поломки резонатора являются:
Если вы столкнулись с одним или несколькими из вышеперечисленных признаков неполадки резонатора, необходимо как можно быстрее провести ревизию его работы.
Как проверить катализатор?
От состояния катализатора зависит мощность двигателя. При характерных симптомах поломки обязательно нужно его проверить. Сделать это можно на свет (демонтировав) и на противодавление или содержания CO без снятия
Подробнее
Стреляет в глушитель
Замена резонатора ВАЗ 2110
Ремонт выхлопной системы или замена глушителя на ВАЗ 2110 чаще всего заключается в замене резонатора, поскольку решить проблему прогорания сваркой получается не надолго. Основная задача быстро снять резонатор
Подробнее
Проверка резонатора
При выявлении перечисленных выше неполадок, каждый автомобилист должен знать, как проверить резонатор. Это позволит не только нормализовать работу двигателя и системы выпуска выхлопных газов, но и повысить комфорт использования машины, в том числе для окружающих людей.
Для проверки вам понадобится смотровая яма (если ее нет, можно поднять машину домкратом). Диагностика выполняется при помощи визуального осмотра. В процессе необходимо внимательно осмотреть целостность как самого устройства, так и присоединенных к нему труб (особенно на их стыках).
Явным признаком неполадки является образование конденсата в остывающем резонаторе, после чего он начинает капать на землю. Это означает, что его корпус потерял герметичность и подлежит ремонту, а лучше замене. Проверить наличие конденсата можно через некоторое время, когда заглушили мотор (чтобы дать корпусу резонатора остыть). Обратите внимание! Некоторые автолюбители при самостоятельном изготовлении резонаторов специально просверливают в его корпусе отверстие для отвода влаги. Поэтому, если вы купили автомобиль с подобным резонатором, то такой метод проверки для вас не подойдет.
Также целостность корпуса резонатора можно определить по наличию выхлопных газов, выходящих из него. Это также говорит о разгерметизации и необходимости его замены. Данный факт можно проверить при работающем двигателе автомобиля, заглянув под днище. Для уверенности можно попросить помощника одновременно “погазовать”, чтобы через систему прошло большее количество выхлопных газов. Также подозрение на разгерметизацию вызывает появление дыма из-под днища машины во время езды или при стоянке с включенным двигателем.
Виды автомобильных резонаторов
При выборе резонатора выхлопной системы необходимо знать, какие они бывают, и из каких материалов производятся. В настоящее время популярны автомобильные резонаторы, выполненные из алюминированной стали и нержавейки. Первые отличаются невысокой ценой, однако непродолжительным сроком службы. Их корпус выполнен из нетолстой стали, сверху покрытой алюминием для предотвращения коррозии. Однако такой антикоррозионный состав не отличается долговечностью. Поэтому не рекомендуем вам покупать выхлопной резонатор из алюминированной стали. Лучше купить автомобильный резонатор, выполненный из нержавейки. Этот материал обладает более гладкой поверхностью (то есть, создает минимум завихрений в системе), а также более устойчив при работе в условиях экстремальных температур.
Резонатор своими руками
Перед тем как проектировать и собирать резонатор собственной конструкции необходимо понимать одну простую вещь. Чем толще материал, из которого изготовлена выхлопная система (в том числе резонатор), тем более эффективной будет борьба с вибрациями и возникающими шумами. Именно по этой причине выпускной коллектор, который первый принимает на себя газы из ГБЦ, имеет такой внушительный вес.
Однако при выборе материала не стоит переусердствовать и выбирать слишком массивные заготовки. В противном случае масса резонатора будет значительной, а это скажется на динамических характеристиках автомобиля, и нагрузке на его ходовую часть.
Существует ряд причин, по которым автовладельцы самостоятельно изготавливают резонаторы выхлопа. Одной из них является уменьшение шума, который производит стандартный заводской глушитель. Обычно для этого в систему выхлопа газов устанавливают дополнительный резонатор. Вторая причина — изготовление и установка прямоточного резонатора автомобиля. Его особенности заключаются в следующем:
Для изготовления прямоточного резонатора вам понадобятся:
Конструкция резонатора будет отличаться в зависимости от используемые материалов и фантазии автовладельца. Предлагаем для вас один из вариантов самостоятельного изготовления прямоточного автомобильного резонатора:
Резонатор своими руками
Приведенный алгоритм является приблизительным. Существует большое разнообразие вариантов самодельных резонаторов. В отдельных случаях их попросту выбрасывают из системы, устанавливая вместо них кусок трубы. Однако не советуем вам так делать, поскольку существенного дополнения к мощности автомобиля вы не получите, а вот дополнительный рев выхлопной трубы гарантирован!
Дополнительные проблемы
После установки самостоятельно изготовленного резонатора автовладелец наверняка столкнется с рядом проблем, которые необходимо обязательно решить. В первую очередь речь идет об увеличении массы системы отвода газов, и соответственно, автомобиля в целом. Это актуально в том случае, если вы использовали тяжелые металлические элементы для изготовления резонатора. Поэтому может возникнуть ситуация, когда нужно заменить кронштейны и/или амортизаторы. То есть, усилить их. В противном случае корпус машины “просядет”, а ходовая часть будет испытывать дополнительную нагрузку.
Кроме этого, замена резонатора влечет за собой изменение соотношения поступающего в двигатель воздуха и количества выхлопных газов. Поэтому опытным путем необходимо выявить, какие оптимальные настройки выбрать, и провести соответствующие регулировки в подаче топлива и фильтрации воздуха.
Снятие и установка резонатора
Многих автомобилистов интересует естественный вопрос — как снять резонатор? Ответ на этот вопрос будет отличаться в зависимости от марки машины. Однако в целом же алгоритм несложный и будет приблизительно следующим:
Как заменить резонатор Рено Логан
Установка нового устройства проходит в обратном порядке. При снятии резонатора важно не повредить уплотняющие кольца, которые соединяют его патрубки с остальной частью системы отвода выхлопных газов.
В качестве примера представляем вашему вниманию две видеоинструкции, демонстрирующие замену резонатора на популярных автомобилях “Рено Логан” и переднеприводных ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, “Калине”, “Приоре”, “Гранте”.
Напоследок
Частичный или полный выход из строя резонатора выхлопной системы автомобиля не является критичной поломкой. Диагностировать поломку резонатора несложно даже для неопытного автовладельца. На это указывает потеря мощности, распространение выхлопных газов под днищем и/или в салон, повышение звукового фона при работе двигателя. Учтите, что при этом машину можно использовать, однако, все же рекомендуем вам не затягивать с ремонтом, поскольку езда с прогоревшим резонатором может привести к выходу из строя других элементов системы выпуска выхлопных газов автомобиля.
Резонатор глушителя: зачем нужен, устройство, отличие от глушителя
Назначение резонатора
На современных авто стоят катализаторы (нейтрализаторы). Они могут быть установлены как перед резонатором, так иногда и внутри резонатора.
Чем отличается глушитель от резонатора
Устройство резонатора
У каждой модели ТС, будь то авто, трактор, мопед или какое угодно другое, своя уникальная конструкция выхлопной системы. Общее в устройствах всех резонаторов:
Передовые и хорошо продуманные конструкции современных резонаторов имеют важное свойство. За счет особенностей циркуляции отработанных газов внутри полости резонатора в определенный момент между выхлопами создается разрежение. Оно крайне мало по времени, но помогает вытягивать газы из части системы, стоящей ближе к ДВС. Это помогает избежать загрязнения от нагара и в некоторой степени повышает мощность ДВС.
Неполадки в работе резонатора
Вся система отвода выхлопных газов работает в крайне агрессивных условиях:
Самые обычные неполадки резонатора:
Проверка резонатора
Нарушения в работе резонатора всегда заметны. Разрушение внешней оболочки приводит к явному усилению шума при работе двигателя. Место разрушения диагностируется простым визуальным осмотром. Авто ставят на смотровую яму и внимательно осматривают. Причем разрушение может быть, конечно, не только в резонаторе.
Также проверяется расстыковка патрубков. В основном она происходит из-за механического удара или полного выгорания внутренних диаметров патрубков, там, где резонатор соединен с другими деталями.
Разрушение внутренних деталей также приводит к изменению звука работающего двигателя, причем всегда в сторону увеличения шума.
Заполнение внутренних деталей нагаром проявляется противоположными признаками:
Последний момент особо важен. Здесь сказываются принципиальные особенности работы всех без исключения выхлопных систем. На то, чтобы преодолеть сопротивление проходу выхлопных газов от выхлопных окон цилиндров через выхлопную систему, требуется давление. На создание этого давления тратится часть мощности любого ДВС. Чем труднее проход газов через выхлопную систему, тем больше мощности уходит на преодоление этого сопротивления. Когда проходы и отверстия трубок резонатора забиты нагаром, двигатель душится и не может работать в полную мощь. При этом. если резонатор забит сильно, облачка дыма могут появляться перед ним, например, на месте стыка его с коллектором.
Резонатор может забиваться нагаром чаще и больше, чем другие детали системы по следующим причинам:
В любом случае диагностика неполадок резонатора всегда достаточно проста.
Виды автомобильных резонаторов
Резонаторы на разных транспортных средствах отличаются по:
Самые большие отличия между резонаторами для двухтактных и четырехтактных ДВС. Первые просты и даже примитивны, вторые на порядок сложнее. Причем чем дальше идет прогресс авто, тем сложнее, но эффективнее становятся выхлопные системы, включая резонаторы.
Резонатор своими руками
К тому же нельзя сделать резонатор из обычной жести. Он быстро выйдет из строя.
Чаще всего резонаторы не делают полностью своими силами, а подгоняют от других моделей по размерам и креплениям. Иногда это оправданно. Например, если резонатор вышел из строя у почти раритетного импортного микроавтобуса. Запчастей нет. Такая машина без лишних претензий. На неё можно подогнать доступный передний глушитель, например, от «Газели».
Но чаще всего такие заплатки ставят при помощи сварки.
Использование обеих способов возможно, только когда повреждение локально, а весь корпус остается крепким.
То есть тогда, когда есть к чему крепить заплату. Поэтому, прежде чем принять решение о таком ремонте, надо прощупать прочность всего корпуса острым металлическим предметом. Полностью пришедший в негодность резонатор проткнется во многих местах.
Снятие и установка резонатора
Демонтаж
Все элементы выхлопной системы крепятся на хомутах с помощью обычных болтов с головками под ключ на 13,14, или 17. Но если на новой машине резьбы не были предусмотрительно обработаны термостойкой смазкой (например, медной), то на машине возрастом от 3 лет и более для демонтажа резонатора потребуются инструменты для спиливания или срыва гаек и болтов. Из-за агрессивной среды, о которой говорилось выше, резьбы разрушаются очень быстро. Вначале можно обработать резьбы средствами типа WD и попытаться открутить обычным способом. Но при демонтаже нужно быть готовым к тому, что это грязная работа, требующая больших усилий. К тому же травмоопасная:
Монтаж
В процессе эксплуатации резонатор не требует технического обслуживания. При возникновении проблем он как бы сам сообщает о них владельцу повышенным ревом или, наоборот, снижением мощности ДВС и шума. Это не такая труднодоступная часть, как коленвал. И замена не требует много времени. Поэтому проблемы с резонатором вполне устранимы.
Чем отличается резонатор от глушителя?
Чем отличается резонатор от глушителя?
Вопросы, связанные с работой выхлопной системы автомобиля являются довольно частыми, особенно если сталкиваешься с ее поломкой или хочешь понять принцип ее работы. Чтобы ответить на вопрос, чем резонатор отличается от глушителя, стоит сначала обмолвиться об их главной функции.
Резонатор и глушитель входят в состав настроенной выхлопной системы, и здесь слово «настроенной» следует подчеркнуть. Так как и форма, размер, внутреннее строение и резонатора, и глушителя, а также соединяющие их трубы, их форма, длина и диаметр, все это рассчитывается на специальных стендах при разработке автомобиля и подчиняется строгим зависимостям.
Что значит «настроенный выхлоп»? Это выхлопная система вся целиком, разработанная специально под конкретный двигатель и под конкретную топливную систему авто таким образом, чтобы полезная мощность, расход топлива и уровень шума от работы двигателя находились в лучшем балансе. Именно поэтому любые «самодельные» элементы выхлопа могут изменить картину и отрицательно сказаться на работе автомобиля. К примеру, увеличится расход топлива, упадут обороты двигателя, уменьшится срок работы мотора до капремонта, и т.д. Нельзя просто взять и вырезать резонатор, вставив вместо него трубу, и думать, что поменяется только звук.
И так, основная функция резонатора и глушителя – это уменьшение шума и компенсация импульса, возникающих при работе двигателя, а точнее от детонации топливной смеси в камере сгорания, которая фактически сопровождается взрывом, и очень громким. Чтобы в этом убедиться, демонтируйте выхлопную систему и включите двигатель.
Вот перечень функций связки резонатор+глушитель:
Основное назначение глушителя и резонатора
На вопрос, где глушитель, а где резонатор в выхлопной системе, ответить легко. Резонатор всегда будет ближе к двигателю, а глушитель соответственно дальше, если двигаться от мотора по выхлопному тракту. Глушитель и резонатор чем отличаются, если и тот и другой выполняют роль гашения звуковой волны? Резонатор гасит низкочастотные звуки, особенно носящие пиковый (резонансный) характер, а также сглаживает пульсации. Глушитель выполняет роль окончательного гашения звука, вплоть до приемлемого человеческому слуху, по всем частотам. Если убрать резонатор и оставить только глушитель, то появятся басовые нотки при работе двигателя, иногда на уровне не допустимом по существующим нормам, это стоит учитывать, чтобы не получить штраф. Также уменьшится ресурс работы глушителя, и может потеряться полезная мощность двигателя.
Для некоторых малолитражных двигателей небольшой мощности функцию резонатора и глушителя объединяют, но это рассматривается как исключение. Обычное строение выхлопа подразумевает все же наличие и резонатора, и глушителя.