что такое гносеологическая функция

Функции гносеологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Направления гносеологии

Функции гносеологии проистекают из знания. Теория познания, то есть непосредственно гносеология, рассматривает отношения «мир-человек» в качестве отношений объекта и субъекта познания. Противоречивое взаимодействие субъекта и объекта познания позволяет постичь истину. Вопрос того, что именно может достоверно считаться истиной и каковы критерии ее определения – вечный вопрос гносеологии.

При исследовании проблематики истины и ее критериев, ее внутренней диалектичности, философия осуществляет основную функцию гносеологии, взаимосвязанную с познавательными способностями каждого человека. К ним относят:

Рассудок – это способность оперировать отдельными известными категориями в соответствии с определенными правилами.

Разум – это способность разрабатывать новые категории и правила рассуждения.

Рассудок ограничивает дискурсия – постепенное доказательство, а разум пользуется интуицией – непосредственным усмотрение результата. Наука должна их все объединить.

В теории познания сформировано два направления: эмпирическое и рационалистическое. Сторонники эмпиризма видели единственный источник знаний в опыте, базирующемся на чувственном познании, при этом они недооценивали активную роль теоретического мышления для познания.

Сторонники же рационализма абсолютизировали роль абстрактного мышления, при этом недооценивая значимость чувственного познания, опытов, наблюдений и экспериментов. Очевидно, что оба этих направления слишком однобоки при оценки двух неразрывно связанных между собой сторон человеческой познавательной функции.

Функции гносеологии в философии

Функция гносеологии в философии должна обеспечивать уяснение трудных взаимоотношений, которые формируются между объектом и субъектом в ходе познавательной деятельности. Ее область ограничивается отношениями познаваемого с познающим, истиной как таковой и критериями истины.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблему познания в философии сформулировали еще в античные времена, но центром философских исследований они стали только при становлении классической науки. В это время начинается формирование классического типа теории познания, как одного из основных разделов философских знаний.

Так как речь затрагивает в основном сложные вопросы философской теории и познавательных процессов, эту функцию гносеологии можно определить как теоретико-познавательную.

Теоретико-познавательная функция, в первую очередь, касается вопросов о том, можно ли познать мир. Если какой-то философ или философское течение базируется на принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом, то есть отдельным индивидом, социальной группой или целостным обществом, сущности явлений объективного мира, то задача становится проще. Источник познания сущего отмечается при этом вне человеческой личности и деятельности. Слабость естественного человеческого разума компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного проведения и проникновения. Скептические и неполные толкования этого вопроса, в итоге приводят к таким же утверждениями.

Мировоззренческая установка к возможности познания человеком помимо явлений, но и их сущности, выводит гносеологию на абсолютно новый уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в ходе познания, идет установление особенностей природного и социального познания, совершается поиск путей для подтверждения достоверности знания, проводят строгое разграничение истины и заблуждений.

Одной из наиболее актуальных теоретико-познавательных проблем является достижение оптимального сочетания возможностей философии в качестве общей теории и методологии и данных частных наук, и естественных, и общественных. Использование таких данных позволяет философии синтезировать их и одновременно корректировать собственные выводы, благодаря чему богаче становятся знания о мире и более адекватно отражается его реальность.

Такая функция гносеологии философии может быть реализована двумя способами.

Рационалистами возвышался разум в познании, при этом недооценивался опыт и опытное знание. Эмпириками же, напротив, абсолютизированы опыт и эксперимент в познавательной человеческой деятельности, и при этом они игнорируют абстрагирующие возможности ума человека и его интеллекта. Рационализму совершенно открыто противопоставляется иррационализм, который в познании основной упор дает на интуицию субъекта, его инстинкты и натуру.

Познание, в диалектико-материалистической гносеологии, принято понимать в качестве сложного диалектического социокультурно обусловленного процесса активного творческого отражения действительности, который осуществляется человеком как общественным существом и в процессе общественно-исторической практики. Данное определение указывает, что познание и практика являются взаимосвязанными сторонами единого исторического процесса. Основополагающие в этом процессе – это субъектно-объектные отношения, в которых субъектом выступает источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Источник

Гносеология в философии: понятие и основные идеи

что такое гносеологическая функция. Смотреть фото что такое гносеологическая функция. Смотреть картинку что такое гносеологическая функция. Картинка про что такое гносеологическая функция. Фото что такое гносеологическая функция

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».

В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Источник

Функции гносеологии

Характеристика гносеологии

Определение 1 Гносеология — наука о познании.

Определение 2 Познание — отображение действительной реальности в сознании.

Заметка 1 Познания является источником исторического процесса. Это обусловлено накапливанием результатов познания не только в сознании одного человека, но и передаче результата последующим поколениям.

Гносеология изучает отношение субъекта и объекта в процессе познания, взаимодействие знания и реальности.

Субъект науки познания — человек, изучающий методы познания и наделенный желанием исследования.

Объект познания в общем понимании составляет окружающий мир. Отражения объекта в реальности называется истина.

Выделяют пессимистический и оптимистический подходы познания. Оптимистический (гностический) подход составляет в бесконечном познания человека и окружающего мира. Агностицизм характеризуется как пессимистическое направление в гносеологии, которое заключается в отрицании познания.

Функции

Гносеология строится на:

Ученые выделяют функции познания:

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

что такое гносеологическая функция. Смотреть фото что такое гносеологическая функция. Смотреть картинку что такое гносеологическая функция. Картинка про что такое гносеологическая функция. Фото что такое гносеологическая функция

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

что такое гносеологическая функция. Смотреть фото что такое гносеологическая функция. Смотреть картинку что такое гносеологическая функция. Картинка про что такое гносеологическая функция. Фото что такое гносеологическая функция

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

что такое гносеологическая функция. Смотреть фото что такое гносеологическая функция. Смотреть картинку что такое гносеологическая функция. Картинка про что такое гносеологическая функция. Фото что такое гносеологическая функция

Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?

Источник

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие (2 стр.)

Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.

Мировоззренческая функция — это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.

Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Структура философского знания

Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Она складывалась постепенно. Так для многих учений XVII–XIX веков было характерно разделение философии на онтологию (греч. ontos — сущее), то есть учение о бытии как таковом, бытии самом по себе, гносеологию (греч. gnosis — знание), то есть учение о познании и логику — учение о законах и формах мышления.

В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:

Социальная философия — более детальное распространение философских принципов на изучение социальных исторических явлений. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития;

История философии — изучает объективные закономерности и этапы становления и развития философии, основных ее исторических типов;

Этика — (греч. Ethos — привычка, обычай) — учение о сущности морали, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;

Эстетика — (греч. Disthetikos — чувственный) — философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т. п.;

Аксиология — (греч. Axio — ценность) — философское учение о сущности, структуре и назначении ценностей;

Философия культуры — философское осмысление сущности культуры как особой формы бытия;

Философия науки — философское осмысление сущности и специфики научного познания в тесной связи с человеческой деятельностью;

Философская антропология — философское учение о человеке;

Философия истории — философское учение, которое занимается постижением закономерностей процесса развития общества во времени.

Философия техники — это раздел философии, который занимается исследованием техники.

Философия природы (натурфилософия) — это умозрительное постижение природы.

Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),

гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления — материализм и идеализм),

мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

Философия была и остается многообразной наукойДревняя философия

Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия.

К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале.

Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.

Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний — это восьмеричный путь спасения Будды.

Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.

К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *