что такое гностическая функция

1. Понятие «гностические функции»

Еще в середине прошлого века известный ученый Грасиоле дал очень удачную формулировку соотношения общего и локального в работе мозга: «Интеллект представляет собой нечто единое и мозг тоже является чем-то единым и прежде всего функционирует как единое целое. Однако это не означает, что различные способности не находятся в особой, хотя и не исключительной, связи с определенными областями мозга».[5]

Гностические расстройства возникающие при корковых очагах поражения носят названия агнозия (зрительная, тактильная, слуховая).[1]

Рассмотрим само понятие «гностические функции». В современной научной литературе их характеризуют как нарушение: восприятия, внимания, памяти, мышления, тактильных и зрительных ощущений, речи.[11]

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения).[7]

Гностические расстройства учёные подразделяют на три блока:

Так же учёными выделяются выделяют следующие зоны:

Рассмотрим детальнее типы расстройств:

Не значительные, элементарные сенсорные расстройства такие как нарушений различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука связаны с поражениями периферического отдела, подкорковых уровней анализаторных систем, а так же первичного коркового поля конкретного анализатора.

Более сложными гностическими расстройствами, такими как нарушение восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т.д.). Такие расстройства обусловлены поражениями вторичных корковых полей.[9]

Объективные научные исследования и поведение больных показывают у них достаточную сохранность функций органов чувств, адекватность мыслительного процесса и поведения, но при этом нарушение выступает с удивительной последовательностью во всех психических процессах.

Находясь в постоянном напряжении и единства со своей проблемой, больные испытывают переживания, доходящие до парадоксального чувства раздвоения и исчезновения своего «я». Во избежание данной негативной ситуации необходимо срочное проведение коррекционно-реабилитационной работы.

Источник

Педагогические функции и умения учителя

ПЛАН

1. Основные функции педагогической деятельности
2. Функции и действия (умения) педагога

Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий: персептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Характеристика основных функций

Обобщение результатов исследования второй группы функций, «организационно-структурных», позволяет отметить общее содержание входящих в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций. Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организационная функция реализуется через организацию: а) информации, в процессе его подготовки и сообщения учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений: а) с учащимися; б) с другими учителями, администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Очевидно, что все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, персептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, должны являться объектом осознания самого учителя. Наряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гностическая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки. Сам учитель может быть объектом исследовательской функции, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношений с коллективом, учениками. Успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе в значительной мере определяется рефлективностью человека, уровнем развития его рефлективного мышления. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых основное место занимает учащийся.

Общая характеристика педагогических умений

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, А. И. Щербаков, А. В. Мудрик считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основным: «1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации…; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3)умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации»

Однако в наиболее полной мере умения учителя представлены А.К. Марковой. Выделим девять групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.

Во вторую группу педагогических умений А.К.Маркова включает три подгруппы:

– умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения); выделять ключевые идеи учебного предмета; обновлять учебный предмет (за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области наук); интерпретировать информацию, поступающую из газет, журналов; формировать у школьников общеучебных и специальных умений и навыков; устанавливать межпредметные связи и др.;

– умений отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др. учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся; выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся; исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; умений учителя расширять поле для самоорганизации учащихся; работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, планируя для них индивидуальные программы;

– умений, отвечающих на вопрос «как учить», отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.

Третью группу составляют умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные, слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Восьмая группа объединяет умения определять характеристику знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения); определять причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход; поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).

Текстуально точно приведенные группы педагогических умений по А. К. Марковой, соотносятся с этим автором с пятью выделенными ею сторонами труда учителя: его деятельностью, общением, личностью, обученностью и воспитанностью школьников. Так, первые группы умений определяются как психолого-педагогические (в них входят и предметно-методические умения, но как производные). Они соотносятся с педагогической деятельностью, и центральным из них является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-педагогические особенности и развивая обучающихся в процессе решения ими учебных задач.

Четвертая и пятая группы педагогических умений А. К. Маркова связывает с «умением создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивает условия для самореализации его личности».

Это самые разнообразные проявления коммуникативных умений, в реализации которых большую роль играет позиция учителя как партнера в общении, его педагогический такт.

Шестая и седьмая группы педагогических умений, по А. К. Марковой, обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Вспомним, в этой связи, общепедагогическое требование постоянного роста и совершенствования учителя как центральной фигуры образовательного процесса. Восьмая и девятая группы характеризуют, по А. К. Марковой, умение оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать их обученность.

Внутренняя связь понятий «педагогическая направленность», «педагогическая центрация» и «педагогическая позиция» позволяют говорить об их общей соотнесённости с педагогическими действиями, или умениями. В силу совокупности профессионально-педагогических действий всегда выявляются позиции (центрации, направленности), и наоборот, педагогические умения репрезентируют как саму личность учителя, так и его деятельность, и взаимодействие с обучающимися.

Источник

Гностические функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции психики человека

Гностические функции – это функции, выполняющие осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром и, доставляющие информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Функции психики человека обеспечивают адаптацию к условиям окружающей среды и представляют собой определенные её свойства и качества, а, в общем – это целостная система.

Отражающийся окружающий мир лежит в основе собственной картины реальности, которую создает человек, благодаря психике, поэтому он может координировать свою деятельность и поведение.Формы отражения мира присущи только человеку и могут быть самыми разными.

Механизмы действия психики человека возникли под влиянием социокультурного развития общества, поэтому отличаются от психики животных. В основе памяти, мышления, речи, воображения, восприятия лежат функции психики.

Для каждого человека характерен свой мир психики, т.е. свой внутренний душевный мир. Чувства, эмоции, интересы, мечты, отношения с людьми и с самим собой, существующие в субъективной реальности, делают людей непохожими друг на друга, делают их уникальными.

Психика не статична, она подвижна и переменчива, её развитие идет за счет получаемого жизненного опыта.

К сожалению, единого понимания всех функций психики пока не существует, а её исследование не закончилось. Ещё в конце XIX века считали, что основная функция психики – это адаптация человека, дающая ему возможность выживать в неблагоприятных условиях природной среды.

Современная литература по психологии описывает три самые важные функции психики:

Готовые работы на аналогичную тему

Отражение окружающей среды является основной способностью психики и представляет собой активный свободный процесс непрерывного познания действительности, носящего субъективный характер. Это говорит о том, что личностные особенности человека и его психоэмоциональное состояние оказывают влияние на это отражение, поэтому относительно схожих явлений или предметов мнения людей могут сильно не совпадать.

Каждый человек имеет свою уникальную картину мира, которая создается у него благодаря отражению.

Надо сказать, что субъективность восприятия совсем не отрицает объективности реальности окружающего мира. Функция регуляции поведения позволяет реагировать и отвечать на раздражители, а поведение человека – это внешнее проявление его внутреннего мира, от которого зависят мотивы, потребности, способы движения к цели, решения и планы. Каналом обратной связи будут эмоции, показывающие, насколько человек удовлетворен тем, что делает и что его окружает. Данная функция имеет основную характеристику – произвольность. Контроль над своим поведением человек осуществляет волевым усилием, что является очень важным во взаимоотношениях с людьми.

Осознавая себя личностью и, понимая свое отличие от других, каждый человек считает себя частью общества и выстраивает межличностные отношения. Наличие этой функции обеспечивает приспособление человека к окружающей действительности и дает возможность ориентироваться в ней.

Безусловно, что в отношении к миру и к себе должна быть адекватность, поскольку некритичное отношение способно исказить картину мира, как и строить взаимоотношения. Благодаря сознанию, человек может, как пассивно реагировать на изменение условий среды, так и строить собственное осознанное поведение.

Понятие «гностические функции»

В ходе естественного контакта человека с внешним миром гностические функции психики выполняют осведомительную роль, доставляя информацию об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Под влиянием сознательной регуляции происходит трансформация гностических функций в познавательную деятельность. В результате главным мотивом психической активности человека становится задача получения знаний, которые являются продуктом гностических функций психической деятельности. Они составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума, как важнейшего компонента структуры личности.

Через гностические функции потоки психофизических воздействий внешнего мира ассимилируются во внутренние психические процессы – ощущения, восприятия, память. Данные воздействия перерабатываются в представления о физических свойствах объектов, совершаются процессы мышления и воображения.

Гностические функции относятся к имплицитным, т.е. заданным изнутри. Они координируют взаимодействия организма с внешней средой.

Имплицитные функции выполняют такие органы психической деятельности, как мозг и нервная система человека.

Кроме гностических функций к имплицитным относятся аффективные и реактивные формы психической деятельности.

В процессе нервно-психической деятельности мозг человека с помощью органов чувств принимает воздействия внешнего мира, ассимилируя их в сведениях о предметах взаимодействия и соотносит сведения об их свойствах с полезностью или бесполезностью.

Кроме того, гностические функции через отрицательные эмоции предупреждают, насколько для организма опасен тот или иной объект, вырабатывая при этом аффективное в целом отношение к предмету.

Понятно, что положительные эмоции будут притягивать к объекту, а отрицательные – отталкивать. Например, при разгоряченной и напряженной работе прикосновение к холодному предмету будет достаточно приятным моментом, а во время высокой температуры человек постарается избежать соприкосновения с этим холодным предметом.

Гностические функции контролируют непроизвольные эмоциональные реакции в процессах переживания и подвергают субъективной оценке, переносимой на объект взаимодействия – оценка производится по шкале «плохой-хороший».

Отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов может изменяться, и значимость объекта переосмысливаться.

Таким образом, напряжение между привлекательностью и непривлекательностью и практической значимостью объекта, снимается оценкой. Гностические функции вместе с аффективными функциями лежат в основе произвольных, т.е. сознательных отношений. Эти отношения в структуре личности трансформируются в конкретные черты характера.

Гностические расстройства

При корковых очагах поражения мозга возникают гностические расстройства, получившие название агнозия, которая может быть зрительной, тактильной, слуховой. Гностические расстройства приводят к затрудненному ориентированию в окружающей среде. Обычно эти расстройства сочетаются с другими нарушениями корковых функций – памяти, внимания, счета, речи, праксий, письма, чтения.

Ученые подразделяют гностические расстройства на три блока:

Кроме этих зон ученые выделяют ещё первичную зону – это проекционная зона, вторичную зону – проекционно-ассоциативную, где перерабатывается информация, и составляются программы, третичную ассоциативную зону, обеспечивающую сложные формы психической деятельности.

Проведенные научные исследования и поведение больных людей говорят о том, что функции органов чувств у них достаточно сохраняются, мыслительный процесс и поведение адекватны, но, при этом нарушение последовательно выступает во всех психических процессах.

Переживая свою проблему, больные находятся в напряжении, которое может дойти до чувства раздвоения и исчезновения своего «Я». В подобных негативных ситуациях необходимой и срочной является коррекционно-реабилитационная работа.

Источник

Понятие гнозиса, описание, разновидности

Понятие гнозиса

Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов является гнозис.

​Гнозис (от греческого gnosis — «узнавание или знание») — это умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.

Узнавание возникает на основании накопления определенного опыта и схоже по принципу образования с условными рефлексами. Далее происходит процесс закрепления в памяти.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Агнозия — расстройство, возникающее при нарушении каких-либо анализаторов, отвечающих за процесс узнавания.

Своевременное развитие гнозиса

На определенном этапе развития человечества между различными анализаторами стали проявляться ассоциативные связи, что и привело к появлению гнозиса. Ощущения, вырабатываем разными анализаторами, взаимодействуя, трансформировались в гностические навыки.

Степень важности того или иного вида гнозиса менялась в зависимости от ступени эволюционного развития общества. Для древнего человека основную роль играли вкусовой и обонятельный гнозис. С их помощью формировалось распознавание съедобной и несъедобной, ядовитой пищи.

По мере развития гнозиса, стала отпадать необходимость использования определенных ощущений, они заменились знаниями. Например: человек знает, что лимон — кислый фрукт, для подтверждения этого факта ему нет необходимости использовать вкусовые ощущения, они заменяются гностическими навыками.

Развитие различных видов гнозиса происходит на протяжении всей жизни человека. Некоторые навыки тесно связаны с процессом мышления, поэтому их своевременное формирование имеет большое значение для правильного физического и психического развития личности.

Несвоевременное развитие гнозиса может приводить к задержке речевого или психического развития, появлению различных расстройств, что влияет на качество жизни человека.

Гностическая деятельность является базовой для формирования навыков владения различного типа действиями.

​Праксис — совокупность предметных действий. Действия могут быть различными: от процесса одевания и до определённых профессиональных навыков.

Виды гнозиса

Виды гнозиса соответствуют рецепторам, которые имеются у человека. Каждый из типов узнавания имеет свои отличия и особенности:

Наиболее актуальными в современном мире выступают зрительный и слуховой гнозис.

Зрительный

Зрительный вид подразделяется на несколько типов.

1. Предметный. Играет важную роль в ориентации человека в окружающем мире. Помогает различать предметы. Он является начальным этапом формирования зрительного гнозиса.

В возрасте до двух лет у ребёнка начинается развитие узнавания предметов, посредством простых картинок и игрушек. Предлагаемые малышу изображения и игрушки должны максимально отражать оригинальный предмет. Знакомство происходит с предметным миром, далее добавляются характеризующие их признаки, которые помогают отличать их друг от друга.

У детей старше двух лет зрительное восприятие усложняется, появляется интерес к более сложным, «мультяшным» зрительным образам, которые передают определенный символизм. В дальнейшем, в процессе развития, детям оказываются доступны рисунки с различными стилистическими эффектами: тенями, штрихованием, перечеркнутыми картинками.

2. Становление цветового гнозиса происходит поэтапно. Первыми ребёнок учится определять яркие цвета: красный, синий, зеленый. Затем — коричневый, белый, черный, оранжевый. Дети еще долгое время могут изображать предметы, используя отличные от реальных цвета. Это объясняется тем, что правильное восприятие формируется не сразу. Не стоит исправлять цветовое восприятие действительности ребёнком, оно может быть проявлением его определённого психологического состояния.

К семи годам усваиваются знания об оттенках спектра. Соответствие оттенка цвету является показателем развития мышления, зрелости зрительного гнозиса.

3. Лицевое распознавание занимает обособленное место среди других зрительных видов. Оно начинает проявляться с узнавания лица матери и других близких ребёнку людей. Далее обретаются навыки распознавания и запоминания других лиц.

4. Симультанный гнозис является важным показателем развития мышления. Он отвечает за умение видеть целое и детали, разделять основное и второстепенное.

Слуховой

Слуховой вид гностической деятельности проявляется в распознавании предмета по характеризующему его звуку.

Начальные его этапы формируются в детском возрасте, когда ребёнок со временем может узнавать ту или иную игрушку по ее звучанию.

Слуховой гнозис является деятельностью, поэтому правильное его формирование невозможно без его реализации. Большое значение для его развития имеют музыкальные занятия в саду, когда дети проговаривают, пропевают звуки.

Слуховой вид подразделяется на:

Тактильный

Тактильный гнозис или стереогноз способность определять предметы посредством прикосновений.

Узнавание материала на ощупь по его структуре, выявление формы предмета, болевые или тепловые ощущения — все это тактильный вид гностической деятельности.

Вкусовой

Вкусовая гностическая деятельность — способность определить по вкусовым признакам определенный вид продукта.

Обонятельный

Обонятельный гнозис — способность определять предмет, продукт, действие или явление по запаху.

Нарушения гнозиса

что такое гностическая функция. Смотреть фото что такое гностическая функция. Смотреть картинку что такое гностическая функция. Картинка про что такое гностическая функция. Фото что такое гностическая функция

Нарушения гностических функций приводят к различным видам агнозий. Они подразделяются на агнозии внешнего пространства и агнозии внутреннего пространства.

К расстройствам внешнего пространства относятся:

1. Зрительная агнозия. При данном виде расстройства сохраняется острота зрения и цветоощущения.

2. При слуховой агнозии теряется возможность отличать предметы или действия по звуку. Примерами такого расстройства может быть неспособность опознать по лаю собаку, по звону — упавшую монету, по шуму — льющуюся из крана воду. Может нарушаться способность узнать мелодию или отличить мелодии друг от друга.

3. При тактильных нарушениях (сенситивная агнозия) человек теряет способность отличать признаки вещей посредством прикосновений: текстуру предмета, мягкость, шероховатость.

​Астереогноз — расстройство, подразумевающее потерю умения обозначать предмет на ощупь, без зрительного контакта. Иногда сопровождается невозможностью верно определить размеры предмета.

4. Обонятельная, вкусовая агнозии трактуются, как потеря вкусовых и обонятельных ощущений.

5. Соматоагнозия — расстройство восприятия внутреннего пространства.

Данное нарушение делится на 3 типа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *