что такое горловое пение и какие виды бывают
Древнее искусство горлового пения.
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь.
Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Большинство исследователей вопроса происхождения горлового пения сходятся на том, что оно является реликтом древних эпох, когда происходило формирование человеческой речи по схеме: хрип и свист – голосо-свист – речь. Анатомическое строение гортани первобытного человека отличалось от современного.
Горловое пение представляет собой особый тип пения, при котором исполнитель извлекает два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас (бурдон) является опорным, и его высота, как правило, постоянна; свист образует мелодию, высота которой изменяется по желанию певца. Между бурдоном и обертоном выявляется промежуточный сонорный фон (третий голос). Низкий тон может колебаться в пределах от 60 до 220 Гц, а высокий – от 2000 до 4000 Гц, в зависимости от стиля горлового пения. В звукообразовании опорного голоса участвуют голосовые связки, а свист обуславливается смыканием ложных голосовых складок у входа в гортань.
В древности горловое пение было распространено повсеместно, и поэтому его нельзя рассматривать как принадлежность той или иной этнической группы. На сегодняшний день горловым пением в совершенстве обладают тувинцы и монголы, но его применение можно встретить и у других народов – алтайцев, хакасов, бурятов, башкиров, калмыков, якутов, тибетцев (Китая и Индии), чукчей, коряков, ительменов и др. Остаточные явления бытовавшего когда-то сакрального свиста сохранились у саами, финнов, славян, прибалтов, индийцев, а так же у некоторых народов Южной и Северной Африки.
Горловое пение: уникальное расщепление голоса – сокровища народной культуры
Горловое пение, или «двухголосное соло», преимущественными обладателями которого являются народы Саяно-Алтайского региона, Башкирии и Тибета пробуждает в человеке множество смешанных эмоций. Одновременно хочется грустить и радоваться, думать и медитировать.
Уникальностью данного вида искусства является специфическое гортанное пение, при котором у исполнителя четко слышно два музыкальных голоса. Один тянется бурдоном, другой (мелодия) совершает звуковые амплитуды.
Взгляд на истоки
Древних мастеров-исполнителей на творчество всегда вдохновляла природа. Ценилось умение не только подражать ей, но и проникать в сущность. Существует предание, которое гласит, что в очень давние времена горловое пение было распространено именно среди женщин, а не среди мужчин. Спустя столетия, всё перевернулось наоборот, и сегодня такое пение стало сугубо мужским.
По поводу его возникновения есть две версии. Первая настаивает, что в основе лежит далмаистская религия. Только вот монгольские, тувинские и тибетские ламы гортанным звуком пели гармоническое многоголосие по партиям, то есть не расщепляли свой голос! Вторая, наиболее правдоподобная, доказывает, что горловое пение родилось в форме текстов песен, лирических и любовных по содержанию.
Стили «двухголосного соло»
По звуковым качествам различают пять видов этого дара природы.
Исцели себя сам
О музыкотерапии и о влиянии музыки на организм человека известно многим. Занятия горловым пением благоприятно влияют на здоровье и душевное состояние человека. Впрочем, как и слушание его. Ведь не зря такая музыка была инструментом медитации, с помощью которой приобщались к языку природы. Это качество также использовали шаманы в своих обрядах. Издавая гармонизирующие звуковые вибрации, они как можно ближе придвигались к «здоровой» частоте больного органа и излечивали человека.
Популярность горлового пения сегодня
С давних времён этот вид вокального искусства сопровождал праздники, обряды, отображался в героических сказаниях и сказках, которые бережно хранились и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий.
Теперь столь необыкновенное явление, как горловое пение, достойно окутывает собой крупные и малые залы России, стран СНГ, будоражит просторы Канады и зрелищные площадки Америки, удивляет европейцев и завораживает азиатов. Мастера-исполнители достойно пропагандируют своё творчество, создавая музыкальные коллективы, и обучают молодёжь древнему ремеслу.
Послушать горловое пение:
Что такое горловое пение и какие виды бывают
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
Горловое пение тибетских монахов монастыря Дрепунг Гоман на мероприятии журнала «Дельфис» 22 июня 2011г.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, саха (якуты), казахи, киргизы) и монгольских (монголы,буряты, калмыки) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай,хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. А у Саха оно имеет название «хабарҕа ырыата», что в переводе означает «горловое пение». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа».
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.
Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев
Виды горлового пения
каргыраа (кыркыра)
хоомей (кюмей)
сыгыт (сыхыт)
борбаннадыр (бербендер)
эзенгилээр
Певцы горлового пения
Республика Тыва: Николай Ооржак, Чодураа Тумат, Саинхо Намчылак, Конгар-оол Ондар, группы Хуун-Хуур-Ту, Ятха, Радик Тюлюш, Чиргилчин, Tyva Kyzy
Республика Алтай: Чейнеш Байтушкина, Ногон Шумаров, Болот Байрышев, группа АлтайКай
Республика Хакасия: Семен Кадышев, Евгений Улугбашев, Дмитрий Сафьянов, Вячеслав Кученов
Казахстан: Едиль Хусаинов
Республика Калмыкия: Владимир Каруев
Новосибирская область: группа Буготак
Красноярский край: группа ВеданЪ КолодЪ
Московская область: Булат Гафаров
В Монголии — более ста человек
Тибет: Юнгчен Ламо
Россия: Алексей Рычков, Алексей Петров, Студия горлового пения «Хоомей»
Как самостоятельно научиться горловому пению
Горловое пение – разновидность расщепления голоса. Голос певца расщепляется на основной звук низкой частоты и обертон, т.е. высокий голос. Оно включает звукоподражание. С помощью голоса исполнитель может передать шум воды, рычание животного, свист птицы и т.д. Техника горлового пения характерна для народов Дальнего востока. Ее использование можно услышать у тибетцев, бурятов и др. Эта техника характерна для народных исполнителей, но нередко ее используют и на эстраде, например, фолк-рок музыканты. Научиться этой технике можно на уроках вокала для взрослых.
Физиология горлового пения
Исполнитель набирает в легкие большое количество воздуха и пропускает его через дыхательное горло и горловинку, получая чистый и ясный звук. Горловик образует свистковый призвук, необходимый для этой техники. Вход в гортань должен быть сужен. Он, как и горловик, участвует в образовании свиста, добавляющегося к основному низкочастотному звуку. Помимо горловика и входа в гортань, исполнитель задействует ротовые полости. Они выступают в роли резонатора. Губы и язык напряжены.
Приступая к исполнению, вокалист расслабляет нижнюю челюсть. Он начинает ровно и глубоко дышать, прислушиваясь к себе и входя таким образом в медитативное состояние. Расслабив мышцы нижней челюсти, певец выдыхает воздух, делая это с шумом – звуком, который необходимо пропеть. Это могут быть гласные и согласные звуки, требующие большего напряжения, или мычание, подразумевающееся как отдых. Исполнитель сам выбирает необходимую для него высоту и громкость звука, ориентируясь на свои ощущения и мастерство.
Упражнения для самостоятельного обучения
Техника горлового пения является одной из самых сложных техник расщепления голоса. Изучать ее лучше сразу с педагогом по вокалу для взрослых, чтобы избежать ошибок и травм. Начать можно с хоомея – базовой разновидности. Человек, решивший освоить горловое пение, начинает обучение с упражнений для голоса, цель которых – разогреть речевой аппарат и подготовить его к исполнению. Одним из лучших упражнений является протяжное пропевание гласных звуков. Певец выбирает любой гласный звук, например, «а», и поет: «ааа». Во время упражнения он концентрируется на голосе и мысленно направляет его в точку, находящуюся на значительном расстоянии.
После этого можно переходить непосредственно к исполнению. Для этого певец расслабляет нижнюю челюсть. Его рот приоткрыт, внимание сосредоточено на корне языка. Он ищет определенный угол, под которым должен быть открыт рот, и для этого поет гласные звуки, как делал это во время упражнения для разогрева речевого аппарата. Когда угол найден, певец чувствует, что его горло не передавлено и звук выходит объемный и не зажатый.
Педагоги разделяют мужское и женское горловое пение и считают, что мужчины могут использовать эту технику без ограничений, а женщины – только определенные стили (например, хоомей), т.к. из-за вибрации органов речевого аппарата могут возникнуть проблемы с гормональным фоном.
Виды горлового пения
Виды исполнения различаются в зависимости от места их появления и функционирования – Сибирь, Монголия, Канада, Африка. Особенно интересны каргыраа, хоомей, сыгыт, борбаннадыр и эзенгилээр.
Где возникло и как применяется
Эта техника расщепления голоса возникла на Дальнем востоке и в Сибири. Изначально она представляла собой искусство шаманов и тибетских монахов. Тибетское горловое пение применялось для исполнения буддистских молитв, шаманское – для связи с духами природы. Также оно использовалось различными народами, населяющими дальневосточные и сибирские земли и входило в их культурное наследие. Горловое пение тибетских монахов можно услышать и сейчас, отправившись в буддистский монастырь в Тибете. Особого внимания заслуживают алтайское горловое пение и якутское горловое пение, которые отличаются национальным колоритом. Монгольское горловое пение напоминает бурятское горловое пение, но включает в себя специфические звукоподражания, нацеленные передать природу степей Монголии.
На сегодняшний день эта техника используется не только в национальной традиции, но и в эстрадном вокале. На уроках эстрадного вокала начинающих певец может столкнуться с приемами из горлового пения. Технику можно услышать в композициях фолк-рок коллективов, у отечественной фолк-рок группы Мельница. Также она используется в хип-хопе. Наложенная на бит, она создает интересный и своеобразный эффект, который можно услышать в треках Ethnic Zorigoo. Некоторые исполнители, в том числе Тюргэн Кам, сочетают ее со звуками электрогитары. Это сочетание исполнения, пришедшего из глубины веков, и современной традиции весьма актуально и отсылает к истокам. Интересно, что к такому исполнению обращаются музыканты, имеющие якутские, тувинские и др. корни народов Дальнего востока и Сибири.
От Окинавы до Сардинии: Где в мире используют горловое пение, и почему оно стало так популярно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Горловое пение известно с древнейших времен. Эта особая техника пения, основанная на комбинации основного тона и обертонов, в результате чего создается двухголосное соло. Некоторые мастера могут издавать одновременно три, четыре и даже пять нот. Сегодня его исполняют не только народы, у которых такое пение в традиции, но и обычные музыканты по всему миру.
От Сардинии до Японии
Древнее искусство горлового пения известно многим народам, особенное распространение оно получило у тюркских и монгольских племен. Это неотъемлемый элемент культуры казахов, киргизов, башкиров, алтайцев, якутов, бурятов, калмыков; этот стиль исполнения прекрасно знаком чукчам, эвенкам, инуитам, саамам; горловое пение является частью тибетского богослужения, его можно услышать как в Африке (например, у некоторых народов банту), так и на Сардинии (где оно известно под названием cantu a tenòre). Собственный стиль горлового пения был и у живущих на Хоккайдо айнов, но в настоящее время его секрет утрачен (последний национальный исполнитель умер в 1976 году, осталось лишь несколько записей).
О том, как возникло это искусство, существует несколько легенд, и все эти предания довольно поэтичны. Где-то рассказывают, что такому способу пения научился юноша-отшельник, слушая, как свистит в скалах сильный ветер, вызывая гулкое эхо. Где-то говорят о подражании крику верблюдицы, оплакивающей своего мертвого детеныша. Как бы там ни было, в основе горлового пения лежит именно звукоподражание – крикам животных и птиц, или же звукам природы: горному эху, свисту ветра, журчанию воды. Древние охотники таким способом подманивали дичь, кочевники скотоводы с помощью голоса управляли стадами. Где-то здесь и следует искать корни этого древнего искусства.
Следует отметить, что огромное разнообразие стилей исполнения существует не только на бумаге: отличия действительно могут быть очень сильными. Например, есть традиционные сочинения с неизменяемой формой, и песни-импровизации. Есть песни со словами и чистое звукоподражание. Некоторые исполняются в сопровождении музыкального инструмента, некоторые – без. Кстати, далеко не все мелодии поддаются нотной записи. Иногда исполнение дополняется танцем: скажем, чукотский певец не просто подражает голосам животных, но и изображает их движения. Очень многое зависит от исполнителя и школы, к которой он принадлежит. Скажем, в Туве насчитывается четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей.
Не женское дело
Традиция горлового пения тесно переплетена с шаманизмом, что неудивительно – в древности (а у многих коренных народов Севера и в настоящее время) оно считалось неотъемлемой частью шаманских камланий. Монотонные звуки помогали шаману (а также его пациенту, если речь шла о лечении) войти в состояние транса; считалось, что горловое пение позволяет установить связь с духами или богами. Как следствие, его часто использовали в богослужении – в современном Тибете это практикуется и сейчас (при чтении буддийских молитв), существуют даже специальные учебные заведения, где будущих монахов обучают этому искусству.
Помимо этого, горловым пением часто пользовались народные сказители для исполнения эпоса – так сказания о богах и героях приобретали особую торжественность и значимость. Например, распространенный у хакасов и алтайцев стиль кай (или хай) предназначен как раз для исполнения эпических сказаний.
Если в настоящее время горловое пение считается высоким искусством и одним из видов профессионального исполнительства, то в древности оно рассматривалось как дар свыше и было окружено множеством суеверий. Многие народы верили, что эта способность может передаваться по наследству. То есть, профессиональным исполнителем (как и шаманом, например) мог стать далеко не каждый. Более того, считалось, что горловое пение требует большого физического напряжения, изнуряя душу и тело, и неблагоприятно сказывается на детородной способности женщин. Именно поэтому большинство исполнителей не обзаводились семьями, а для женщин существовал прямой запрет на занятие им. Впрочем, из этого правила были исключения: у некоторых африканских племен, инуитов и айнов горловое пение считалось именно женским делом.
В поисках гармонии
В современном мире горловое пение востребовано по-прежнему. Это и возможность приобщиться к богатейшему культурному наследию, и способ самопознания и оздоровления. Наряду с традиционными школами и исполнителями (которых не просто много, а очень много) этот стиль используют многие музыканты, зачастую весьма далекие от шаманских и буддийских практик. Предпринимались неоднократные попытки скрестить горловое пение с кантри, джазом, электронной музыкой. Другая область, в которой горловое пение нашло свое применение – разнообразные курсы медитации, йоги, оздоровления организма. Кто-то рассматривает его как способ тренировки дыхания, успешное дополнение к физическим упражнениям, кто-то пытается таким образом достичь просветления или открыть путь в иные миры. Как бы там ни было, горловое пение – это не просто традиция, но и неотъемлемая часть мировой культуры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: