что такое городское фэнтези
Что такое городское фэнтези
Что такое городское фэнтези
Как правило, действие романов фэнтези разворачивается во вторичных мирах, развитие которых застряло на уровне земного средневековья. Однако в последнее время встречается всё больше книг, в которых магические и сверхъестественные элементы переплетаются с современным городским сеттингом.
В последнее время требования к жанру несколько ослабли. Сегодня городское фэнтези стало синонимом фэнтези современного, а для зачисления в его ряды достаточно, чтобы действие разворачивалось в нашем мире в наше время.
Городское фэнтези часто сравнивают с паранормальным романсом. Между этими жанрами много общего, а отличие ровно одно: паранормальный романс делает акцент на отношениях двух главных героев, а в городском фэнтези романтическая линия не играет ключевой роли в сюжете.
Городское фэнтези часто использует фэнтезийные элементы как метафору для обсуждения проблем уже нашего мира: полицейского произвола, цен на жильё, засилья мафии, коррупции, наркоторговли, расизма и загрязнения окружающей среды.
Городское фэнтези как жанр зародилось в сороковых годах прошлого века, когда на страницах журнала Astounding появились рассказы Фрица Лейбера, Джека Уильямсона и Л. Спрэг де Кампа, в которых фэнтезийные элементы переносились в современность.
Популярность жанр обрёл в восьмидесятые годы, когда на экранах кинотеатров вышли «Охотники за привидениями», «Гремлины» и «Горец», а на книжных прилавках появились сборники рассказов под редакцией Терри Виндлинг «Пограничье», роман «Война дубов» Эммы Булл и цикл «Приключения Гаррета» Глена Кука.
Ну, а настоящий всплеск популярности пришёлся на рубеж тысячелетий, когда появились « Досье Дрездена » Джима Батчера и «Сьюки Стэкхаус» Шарлин Харрис, книги Лорел Гамильтон и Ким Харрисон.
К числу ярких представителей цикла относятся « Дозоры » Сергея Лукьяненко, « Тайный город » Вадима Панова, « Киндрэт » Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой, «Досье Дрездена» Джима Батчера, « Хроники железного друида » Кевина Хирна, «Реки Лондона» Бена Аароновича, « Алекса Веруса » Бенедикта Джеки, « Кейт Дэниелс » Илоны Эндрюс и « Американских богов » Нила Геймана.
Городское фэнтези, которое стоит прочитать
От редакции: В новом выпуске «блогов» — небольшая подборка издательства fanzon об известных переводных романах в жанре городского фэнтези. Оккультисты, маги, современные боги и путешествия в Ад!
На Западе одним из самых популярных направлений фэнтези вот уже много лет остаётся городское. В его рамках выходит множество циклов, многие из которых насчитывают по несколько томов. В России ситуация с жанром не столь однозначная. Нешуточную популярность снискали отечественные циклы — «Дозоры», «Тайный город» или «Киндрэт». А вот зарубежные циклы добираются до наших краев не так часто, как хотелось бы поклонникам жанра… Зато, если уж цикл переводится, можно не сомневаться, что он прогремел на Западе и интересен. Рассказываем про несколько таких циклов.
Джим Батчер — «Досье Дрездена»
Джим Батчер прославился как создатель нуарного фэнтези о маге-детективе из Чикаго Гарри Дрездене. Цикл начал выходить в начале двухтысячных годов и продолжается до сих пор — роман Peace Talks на английском выходит этим летом. Главным героем выступает единственный официальный маг Чикаго, который помогает полиции разбираться со странными делами и регулярно влипает в различные неприятности.
Обратная сторона Чикаго — это мир магии и потусторонних существ и чудовищ, о которых обычные жители и не подозревает. Мать Гарри была волшебницей, которая умерла когда тот был еще маленьким. Задатки мага начали проявляться у мальчика уже в 11 лет. Со временем и опытом они сильно развились, но в чародейском сообществе Дрезден долгое время считался изгоем и бунтарем. И в отличие от большинства своих коллег он открыто заявил о своей профессии — обычные люди в большинстве своем, конечно, считают его мошенником. Но это не мешает Гарри помогать полиции расследовать преступления, в которых замешано сверхъестественное.
Цикл Джима Батчера быстро обрел статус культового и стал эталоном современного городского фэнтези, его в своё время даже экранизировали, пусть и не очень удачно. Книги подкупают напряженными сюжетами, обилием экшена, остроумными диалогами и интересной магией. Примечательно и то, что Гарри Дрезден умеет притягивать к себе неприятности, идет в шаге от смерти и выбирает пусть и сложный, но правильный путь, вставая на защиту справедливости.
Кевин Хирн — «Хроники железного друида»
Кевин Хирн — американский автор, известность которому принес цикл «Хроники железного друида», рассказывающий о последнем друиде Аттикусе О’Салливане. Несмотря на почтенный возраст, превышающий пару тысячелетий, герой притворяется эксцентричным юнцом: держит магазинчик оккультных товаров в Аризоне, играет со своим псом Обероном и старается не лезть в неприятности.
В былые времена Аттикус путешествовал по миру и участвовал во многих важных исторических событиях. Однако уже долгие века он скрывается от злобного кельтского бога любви, чьим магическим мечом друид некогда завладел. А теперь божество вышло на след Аттикуса, а это значит, у него большие проблемы.
«Хроники железного друида» — один из самых ярких циклов городского фэнтези последних лет. Он может похвастать остроумными диалогами, обаятельным главным героем и его харизматичным другом — разумным волкодавом Обероном. А ещё — обилием приключений, эпическим размахом и мастерски выписанными боевыми сценами.
Ричард Кадри — «Сэндмен Слим»
Ричард Кадри начал писательскую карьеру с киберпанка и прославился как самобытный и оригинальный автор, пишущий в нон-конформистской манере. В последние годы он работает преимущественно над циклом о Сэндмене Слиме, по мотивам которого планирует снять фильм создатель «Джона Уика» Чад Стахелски.
Главный герой — молодой маг Джон Старк, которого товарищи-оккультисты некогда предали ради магической силы. Сам Джон отправился в Ад, где провел больше десяти лет. Там, где другие обречены на вечные страдания, он сумел добиться определенного успеха и стал первоклассным убийцей. Но после убийства любимой им девушки он сбегает из Преисподней, чтобы отомстить всем, кто виновен в его несчастьях. Теперь он прожженный мизантроп и беспринципный парень, который не прочь воровать дорогие тачки, распивать спиртное и высказывать каждому в лицо то, что думает.
«Сэндмен Слим» — это одновременно и очень провокационное городское фэнтези, высмеивающее жанровые клише, и нуарный триллер, полный черного юмора, убийств и магического экшена.
Бенедикт Джэка — «Алекс Верус»
Бенедикт Джэка — еще один представитель новой волны авторов, которые нашли успех на ниве городского фэнтези. Алекс Верус — лондонский маг-недоучка, которого не любит все магическое сообщество, и он в ответ старается держаться подальше от него. На жизнь он зарабатывает тем, что торгует редкими артефактами и магическими предметами.
Талант Алекса заключается в возможности предвидеть множество вариантов ближайшего будущего. Подобно тому, как это делал Доктор Стрэндж в «Войне бесконечности», герой может проживать сценарии развития грядущих событий и выбирать наиболее благоприятный. Несмотря на стремление Алекса держаться подальше от проблем, он оказывается в эпицентре интриг и конфликтов белых и темных магов Англии — причём и те и другие используют в борьбе весьма грязные методы.
Илона Эндрюс — «Магия ранит»
Илона Эндрюс родилась в России, но еще в подростковом возрасте переехала в США, где и проживает до сих пор. Начав писать цикл под названием «Кейт Дэниелс», она добилась признания читателей в Сети, и только после этого её книгами заинтересовались издательства. Тогда вместе с мужем Илона переработала первые романы цикла, и они вышли на бумаге.
Приключения Кейт Дэниелс стали одной из самых успешных серий городского фэнтези XXI века. Цикл начинается с романа «Магия ранит». В центре сюжета — смекалистая и харизматичная наемница Кейт Дэниелс, которая живет в мире, очень похожем на наш, только с большим количеством мифических существ и магии. Причем о них знают все, что редкость для жанра.
Городское фэнтези
Городское фэнтези — это поджанр фэнтези, действие которого происходит преимущественно в декорациях типичного современного мегаполиса, «рядом с нами». Возможны два варианта:
Жанр появился в конце 1980-х — начале 1990-х и развивался в основном женщинами-писателями. Характерной чертой этой прозы является повествование от первого лица о проблемах главной героини с темным прошлым и заниженной самооценкой. В результате сложились крупные книжные серии, пользующиеся популярностью у женской и подростковой аудитории. Заговоры, вампиры, тайные общества — все это там. И, разумеется, магия.
В аниме и манге городское фэнтези достаточно распространено, учитывая любовь авторов к главным героям — обычным японским школьникам, которые, естественно, учатся в школе, а в свободное от занятий время сражаются с адскими силами тьмы. Одной из таких популярных серий является Bleach.
Главной привлекательной чертой городского фэнтези можно назвать близость героя среднему читателю, что роднит этот жанр с литературой о попаданцах. Внезапно оказавшийся магом менеджер среднего звена Василий попадает в незнакомый мир магии, скрытый тайными орденами среди суеты большого города. Главное, чтобы Василий за три книги не сделал карьеру от младшего унтер-домового до главного светлого мага Москвы — иначе неудобно получится. Впрочем, Антон Городецкий как раз за три книги до Высшего и прокачался.
Связанный троп — маскарад. Также близкое понятие — низкое фэнтези (когда действие происходит в условно реальном мире, но не обязательно в городе, и магии/чудес — самый минимум).
Городское фэнтези и мистика: есть ли разница?
В местных блогах мелькнуло замечание, что авторы неправильно тэгируют «городское фэнтези» как «мистику».
Городское фэнтези отличается от классического тем, что его события происходят не в волшебной стране, не в другом измерении и не в Хайборийскую эру, когда наш пёс Кербер был щенком, а во время, примерно соответствующее написанию произведения, и в ландшафтах, обыденных для автора и его целевой аудитории.
Но ткань привычных будней прорывают сущности. небудничные, скажем так.
Типичные ситуации городского фэнтези.
Если сделать поправку на особенности повевствовательного стиля, почтенная мистика и готика старых времён мало чем отличается от современного городского фэнтези.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Ну, в книжных магазинах еще и не такое увидишь. Там под грифом «фантастика» вообще лежат Гарри Поттер и Стивен Кинг.
Что ж, «Гарри Поттера» трудно отнести к реалистической литературе)
Просто Гоголь и Пушкин не знали про жанр фэнтези.)))
. и не ведали, что творили)))
Так что в наши дни, Владимир, наверное, просто придумали жанр к тому направлению в литературе, которое существует уже много-много веков. Ничего нет нового под этой Луной.
Пушкинские «Гробовщик» и «Пиковая дама»
Это «фантастика по Цветану Тодорову»: было ли там что-то фантастическое или нет — каждый решает для себя. Во всяком случае всё что происходит с Германом, не говоря уж про гробовщика, легко истолковать без привлечения фантастического. И да, это скорее признак мистики, «туманности».
«Шинель» Гоголя долго только так и толковали — начиная с Белинского её было принято подавать как произведение критического реализма о затравленном маленьком человеке. А финал с призраком — так его и сам Николай Васильевич щедро присыпал скепсисом, мало ли что досужие сплетники придумают.
«Портрет» Гоголя так сложнее прочитать. Уж очень Гоголь был фантастом, даже его реалистичные «Ревизор» и «Мёртвые души» — та ещё фантасмогория. Но эффект следящих глаз — известная оптическая иллюзия (о которой я в детстве прочитал у Якова Перельмана, почти одновременно с повестью Гоголя), а всё прочее — при желании можно понять как видения экзальтированного художника.
PS. Из современного окологородского околофэнтези примерно так же написана первая половина нашумевшего несколько лет назад «Дома странных детей». Примерно та часть книги, которую я прочёл с удовольствием. Но когда всё вылилось в не самый лучший образчик супергеройского комикса я был сильно разочарован.
Городское фэнтези — это поджанр фэнтези, действие которого происходит преимущественно в декорациях типичного современного мегаполиса, «рядом с нами» — тогда книга посвящена тайному, мистическому аспекту жизни города (допустим, вампирам), который носители мистического знания предпочитают скрывать от непосвященных.
Примеры «Гарри Поттер» Джоан Роулинг,«Досье Дрездена» Джима Бутчера.
Связанный троп — маскарад
маскарад — это сеттинг конспирологический фантастики, в котором на фоне привычной реальности действуют некие тайные, законспирированные сущности. В их роли иногда выступают инопланетяне, иногда готические существа вроде вампиров и оборотней, иногда маги, иногда жидомасоны. Маскарад обычно охраняется во избежание рассекречивания; в некоторых случаях действуют некие люди или нелюди в чёрном, затыкающие или вербующие свидетелей, в некоторых — некие законы мира, изменяющие или стирающие свидетелям память.
примеры Нил Гейман — «Американские боги», «Задверье» (оно же «Никогде»).Клайв Баркер, рассказ «Полночный поезд с мясом» из первых Книг Крови
Что происходит с жанром «Городское фэнтези»?
Ладно, думаю, скорее всего сайт такой, на домохозяек ориентирован.
Иду дальше. Литрес. Но и там жуть жуткая. 90% произведений написаны опять же женщинами для женщин. Всё в том же сопливом стиле.
Неужели всем так интересно читать про розовые сопли и клоны «50 оттенков серого + Сумерки»?
Книжная лига
12.6K поста 58.6K подписчик
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Женщины пишут женское фэнтези для женщин. В чём проблема? На фантлабе рецензии к тоннам городского фэнтези. Поищите получше.
Попробуйте Метельского серия «Унесенный ветром»
Ночной Смотрящий Дивова.
Спрос рождает предложение. Сейчас среди девочек 14-20 лет стало модно читать, вот они и ударились в чтение, а что может быть интересно подросткам с бьющими гормонам? Немного реальной жизни, немного мистики, много любви и романтики и чутка приключений.
ИМХО, проблема в том, что фэнтези с обеих сторон имеет самый низкий из всех жанров порог вхождения и самые явные клише. Добавляем в любой рассказ, в любую книгу орков, эльфов и прочее- и вот уже готово фентези. Проблема два в том, что даже бабам стыдно сказать, что они читают «любовные сопли»- ну не модно это. И типа палит глупость и недалекость. А вот «читаю фэнтези», а то и «пишу фэнтези»- это уже по их мнению совсем другой уровень. По факту, как и с Сумерками, от уничтожения всего фэнтезийного в этих книгах они ничего бы не потеряли вообще, ибо изначально оным и не являются.
П.С. Нормальное женское фэнтези есть, вот только издатели не берут такое, ибо зачастую имеются чересчур смелые решения, а им этого не надо, им нужно шаблонную кашицу.
Я наверно буду в этом тренде неуместен, и вообще это эффект утенка говорит во мне, но разве изначально этот жанр не был обречен на провал? Он ведь просто не состоятелен если не будет нишевым (т.е. исключительно подростковый или дамский)
Нила Геймена почитай.
Есть еще Владимир Васильев, с его циклом «Ведьмак большого Киева» и «Волчья натура»)
А цикл про Гаррета у Пехова, и Ведьмак Сапковского это совсем-совсем не городское фэнтези.
На литнете как-то больше всего именно этих женских романов. Попробуйте на других самиздатах посмотреть.
Сама читаю любовное фентези, но его теперь во все ниши пихают. Хочется и нормального фентези (хотя бы собрали отряд и пошли темного властелина воевать) и про вампиров только «сумеречного» типа попадаются.
А из городского могу порекомендовать: Саймон Грин про Найтсайд (Темное сердце Лондона) серия, Оборотень в погонах Серебрякова/Уланова, «Некромант. Такая работа» Сергей Демьянов
Увы, спрос рождает предложение.
Для того и существуют критики, чтобы отсеивать всю эту шелупонь.
Пипл хавает, так сказать:)
Если есть городское фэнтези, то должно быть и деревенское. Вот это бы я почитал с удовольствием. Его начало ещё Шукшин заложил )
Почитайте Андрея Круза, должен зайти, много годноты.
пытался я в эти порталы, но довольно быстро осознал, 90% выкладывающих скучающие женщины без капли понимания о ремесле.
Ужас, тьма и чуток юмора: что почитать из фэнтези Глена Кука
Имя Глена Кука знакомо всем любителям темной фэнтези: он вписал себя в историю этого жанра знаменитым книжным циклом «Хроники Черного Отряда». Несмотря на то, что этой истории уже совсем скоро исполнится сорок лет, приключения Черного Отряда по-прежнему находят все новых и новых читателей – но нужно понимать, что это далеко не единственная строка, на которую стоит обратить внимание в обширной библиографии Кука. В доказательство к этому ловите подборку книг знаменитого американца: тут и тьма, и свет, и даже немного космоса.
Глен Кук – один из редких писателей, которые не особо стремятся сделать творчество своим основным источником дохода, в том числе потому что содержать семью из пяти человек на деньги от книг может разве что Дж.К. Роулинг. Все время, что он писал книги, Кук продолжал работать в ритме стандартной пятидневки и целых тридцать лет и три года без устали трудился в автомобильном гиганте General Motors.
Но основное влияние на его прозу, как считается, оказала другая часть жизни – время, проведенное в армии. Кук служил в морской пехоте и демобилизовался всего за месяц до того, как его сослуживцы были отправлены во Вьетнам. Этот жизненный опыт и позволяет ему уверенно и достоверно описывать будни Черного Отряда наемников – и достоверность подтверждается популярностью книг Кука среди военных, о которой говорил сам писатель. В целом же он редко появляется на публике и не очень-то любит давать интервью – не затворник-Сэлинджер, конечно, но и далеко не экстраверт. Читателям, впрочем, гораздо важнее книги, а их Глен Кук выдавал исправно на протяжении всей литературной жизни.
ХРОНИКИ ЧЕРНОГО ОТРЯДА
Как и многие длинные книжные циклы, «Хроники Черного Отряда» когда-то начинались со скромного плана написать три романа и на этом завершить историю. Но, как это часто бывает, сюжет вышел из-под контроля его создателя и стал развиваться своим чередом – и вот романов уже не три, а больше десятка. Все они рассказывают о злоключениях отряда наемников, состоящего из опытных, закаленных в многочисленных боях воинов, при случае легко меняющих «хозяев». И, конечно, все эти воины – очень яркие и самобытные персонажи.
«Хроники Черного Отряда» – это настоящая темная фэнтези, временами суховатая и не особо сентиментальная история, способная вызвать у читателя и тревогу, и душевную тяжесть, и даже отторжение. О судьбе отряда рассказывают сменяющие друг друга летописцы, каждый из которых наблюдал за определенным периодом жизни наемников. Атмосфера «Хроник» понравится не всем читателям, но уж если затянет, то даже объемные тома будут прочитаны влет.
ХРОНИКИ ИМПЕРИИ УЖАСА
Цикл об Империи Ужаса принадлежит к направлению эпической фэнтези и сполна оправдывает это определение. События, описываемые в сюжете, нельзя назвать иначе как масштабными.. «Империя Ужаса», хоть и немного уступает в известности «Черному Отряду», появилась на свет несколькими годами раньше него и начала публиковаться в конце 70-х. Цикл долгое время не был закончен, так как рукопись последнего романа «Путь к холодному сердцу» была давным-давно утеряна, и Куку пришлось писать книгу фактически заново.
Бонусом добавим факт о, возможно, не самой ожидаемой связи «Империи Ужаса» с другими произведениями: на нее оказал влияние фэнтези-цикл «Фафхрд и Серый Мышелов» Фрица Лейбера, с которым Кук был в настолько хороших отношениях, что некоторое время даже жил в его доме.
«Приключения Гаррета» или «Частный детектив Гаррет» – еще один известный книжный цикл Глена Кука, на этот раз написанный в жанре городской фэнтези. Главный герой Гаррет чем-то напоминает самого писателя: бывший военный, он пытается применять свои навыки в более-менее мирном русле – в расследованиях. В этом ему помогают немногочисленные товарищи разных родов и видов: среди них и темный эльф Морли Дотс, и представитель совсем уж нестандартной расы Покойник.
Мир, в котором живут герои, не так уж безоблачен, несмотря на относительную легкость общего настроения цикла: здесь есть своя война за ресурсы и свои проблемные регионы. В целом же атмосфера «Приключений Гаррета» разительно отличается от тех же «Хроник Черного Отряда»: в отличие от последних, это в первую очередь развлекательное чтение, оставляющее после себя приятное послевкусие забавной и бодрой истории.
ДРАКОН НЕ СПИТ НИКОГДА
Еще один роман, выбивающийся из ряда произведений Глена Кука – это внецикловый «Дракон не спит никогда», созданный в непривычном для автора жанре космической оперы. Формально выйдя за пределы фэнтези, в остальном Кук не отказывается от своего авторского стиля: его повествование легко узнать бывалому читателю. Интриги плетутся не только в фэнтези-мирах, но и в обитаемом космосе, объединенном некой Паутиной, с помощью которой можно путешествовать со сверхсветовой скоростью. Все это охраняется мощными сторожевыми кораблями, на один из которых и позарился могущественный глава межзвездного дома Саймон Трегессер.
А какая серия Глена Кука больше всего понравилась вам?
Путь к своей книге. Комедия в трех актах
В те далекие времена, когда компьютеры стояли только на работах, мультики показывали по расписанию, а телефон не имел ни экрана, ни кнопок, развлечений для интроверта было немного. Для себя я выбрал книги и… фантазирование.
Как сейчас помню: мне 5 лет, я прыгаю на кровати, разговариваю сам с собой, а мой воображаемый супер-герой Орел бьется с мега-злодеем Скорпионом, отрубает ему голову ультра-мечом и через молнии забирает его силы и знания. Да-да, я уже тогда понял смысл работы писателя: берешь Бэтмена, Горца, любимых животных, объединяешь их воедино и получаешь уникальный сюжет.
А потом я приехал в гости к своему дяде и он застал меня за тем, как я прыгаю по его кровати с криками «Умри, Скорп!». Он на меня странно посмотрел и произнес нечто такое:
– Почему? – расстроился я.
– Потому что только психи разговаривают сами с собой.
Это через 20 лет я узнал, что разговаривать самим с собой нормально. Ну, если верить английским ученым. Только из-за общественного давления человек перестает разговаривать сам с собой вслух и начинает делать это в голове.
Я поступил по-другому: стал запираться в комнате, включать погромче музыку и выдумывать свои миры, танцуя на полу. Со временем я научился фантазировать и без танцев на паркете, но больше всего мне нравилось фантазировать, прыгая по комнате.
А еще я учился усложнять свои сюжеты. Что будет если объединить летнюю математическую школу с японскими сказками, играми «Готика» и «Невервинтернайт», фильмом «Ночной дозор» и книгой «Ведьмак»? Правильно! Потрясающий сюжет с тобой в главной роли.
Вроде все здорово, но со временем фантазерство начинает немного давить.
– Сынок, ты чем занимаешься?
– Все нормально мам, я убегаю от огромной огненной саламандры в сумрачном мире, потому что я маг огня, а на эту тварь магия огня не действует.
Разумеется, первая идея, что с этим делать – начать писать книги! Еще в пять лет я начал рисовать комиксы фломастерами. Но художник из меня так себе, поэтому где-то лет в семь я решил написать свой роман: смесь между своим сном, Таинственным островом и Героями 2. Оказалось, что писать книги не так весело, как фантазировать – рука не поспевает за воображением. В голове сюжет убежал глав на 10 вперед, а ты только дописываешь предисловие. К тому моменту, когда доходишь к пятой главе, становится скучно.
Где-то в 20 лет я смекнул, что если не получается закончить роман, напиши рассказ.
План сработал – я написал несколько рассказов. Первые законченные произведения. Но мечта о романе осталась. Страх «не закончить» не давал подступиться к большому объему. А еще я боялся, что если напишу роман, и он будет никому не нужен, то напрасно потрачу огромное количество времени.
Мое отношение к крупной прозе изменилось, когда я оказался в Праге.
Я поехал в Чехию на пару недель. Один. С английским на уровне Elementary. Блуждая по древнему городу, не понимая языка прохожих, менялся я и мое сознание. Я чувствовал себя попаданцем в средневековом городе. Чувствовал, как клетка, в которой крутилась моя жизнь, сломалась. В тот момент я решил: «Не важно, стану я писателем или нет, но я должен написать книгу и издать ее. Может, у меня ничего не получится, но если не попробую – буду жалеть об этом всю жизнь».
Акт 2. Первый черновик
В этот раз я начал с теории. Я стал начитывать книги по писательскому ремеслу и понимать, как мало всего я знаю. Правила построения сцен. Обязательность конфликта в каждой сцене. Речевой портрет героя. Даже необходимость чередования длинных и коротких предложений во избежание монотонности я осознал только в процессе работы. Больше всего мне помог Стивен Кинг:
Я понял, что можно не придумывать весь сюжет до конца, а как можно дольше находиться в отдельной сцене и наблюдать за тем, как герои создают ситуации и выбираются из них. Благодаря этому мне не становилось скучно. Я примерно знал, куда должен прийти, но как герои приведут меня туда, и приведут ли вообще, я не был уверен.
Как бы то ни было, примерно через год я закончил первый черновик. Отложил его на пару месяцев в сторону, а затем перечитал с красной ручкой. Учительница по русскому языку меньше чиркала сочинения двоечникам, чем я в те дни. Прав был Хемингуэй: «Первый черновик всегда дерьмо». Кинг тоже советовал первый черновик никому не показывать. А я понял, что нужно все переписывать.
Я бодро занялся вторым черновиком. В тот момент я осознал, что писателем человек становится не когда пишет книгу, а когда ее редактирует. Это как с пельменями – они станут блюдом не после лепки, а после варки.
Когда закончил редактировать первую часть, то считал, что ничего не помешает закончить мне работу до Нового года. И тут случилось неожиданное, то чего я никак не мог предвидеть, то, что разорвало и пустило по ветру все мои планы – ВНЕЗАПНО я встретил девушку.
Свидания, переезд в новую квартиру, ремонт, свадьба, свадебное путешествие, совместный быт. В какой-то момент можно было решить, что я никогда не закончу редактуру. Но как оказалась, через год немного приотпускает, и ты понимаешь, как успевать проводить время с женой и со своим хобби. Я закончил редактуру.
Акт 3. Подготовка к изданию
Книга закончена, что еще надо, чтобы издать? Мелочи: сделать обложку, попросить родственников и друзей выступить в роли бета-ридеров, отдать книгу редактору-корректору и разместить результат на электронной площадке.
С художником мне повезло. Я нашел его в одном из литературных пабликов, пока заканчивал второй черновик. Она мне нарисовала вот такую обложку:
Бета-ридеры прочитали книгу и дали небольшие замечания. Все кроме одного – моего брата. Он учился на мехмате и в яндекс-школе, поэтому в течение учебного года у него совершенно не было времени на чтение.
– Ты уже прочел книгу?
– Нет, у меня был дедалйн по машинному обучению.
– А теперь ты прочел книгу?
– Нет, у меня была контрольная неделя.
– Мне отдохнуть надо, я с девушкой почти не встречался.
Через три недели после сессии он все же прочел книгу. Сказал: «Получилось круто» и выкатил список замечаний на трех страницах. Пришлось писать третий черновик. В этом был даже плюс. Когда книга попала редактору-корректору, список его замечаний на 95% относился к орфографии и пунктуации.
В итоге, весь путь от задумки до реализации, который я планировал пройти за год, растянулся на четыре. Пришлось очень много учиться. Как шутил Камю в книге «Чума» не так и просто, решить, что из слов использовать: «и», «но», «затем» или ничего. Но теперь знаю, что если сяду писать вторую книгу, напишу ее быстрее.
А на прошлой неделе я узнал гонорар, на который могу претендовать – 25% от каждого проданного экземпляра. 55 рублей из 250 цены книги! Я думал, что моя жизнь трагедия, а оказалась – комедия.
Не знаю, какая судьба будет ждать книгу дальше, но работа над ней научила меня главному. Если есть цель, ты обязательно к ней придешь, нужно только регулярно тратить время и силы на ее достижение. Хотя бы час в день, но этот час способен сделать мечту реальностью.