что такое гостевая автостоянка
Гостевые парковки на придомовой территории
Получите консультацию автоюриста:
Это быстро и бесплатно!
Большинство граждан России проживают в многоквартирных домах. Поэтому очень важным моментом является соблюдение чистоты и порядка на территории вблизи таких зданий.
Одним из насущных вопросов является парковка для автомобилей около многоэтажных домов. Эта тема вызывает множество споров и конфликтов. Особенно, если автомобилист не является жителем одного из близлежащих зданий, жильцы могут возмутиться его длительной стоянкой на территории около многоквартирного дома(МКД).
Не так давно в Москве произошла ситуация, которая имела широкую огласку, а решение по ней было принято Верховным судом. Она касается организации гостевой парковки на придомовой территории и ее использовании.
Кто отвечает за обустройство придомовой территории
В соответствии с действующим законодательством территория возле МКД находится в собственности жильцов. Жилищный кодекс РФ накладывает на каждого собственника обязанность по содержанию данной зоны в надлежащем состоянии.
Это значит, что владельцы квартир вправе распоряжаться данной территорией с собственной выгодой. То есть, товарищество жильцов может сдать часть земли в аренду с извлечением прибыли для последующего обустройства мест общего пользования. Только собственники могут решить, какой инфраструктурный объект будет расположен на придомовой площади. Но для того, чтобы управлять этой зоной, потребуется заключить контракт с управляющей организацией или создать товарищество.
Что такое гостевая стоянка
Что такое гостевая парковка определено нормами законодательства. Паркингом для гостей называется открытая площадка, которая предназначена для автомашин посетителей жилого дома. Их организация допускается п.п. 2.3 и 2.10 СанПин 2.1.2.2645-10:
Факт: Зачастую территория, предназначенная для парковки авто гостей, используется самими жильцами для постоянной стоянки – это незаконно, т.к. нарушает требования к качеству воздуха и уровню шума вблизи жилой застройки.
То есть, обустроенный гостевой паркинг по дворе при нарушении его использования может привести к несоблюдению прав граждан на благоприятные жизненные условия и защиту от негативного воздействия окружающей среды (согласно Федеральным законам № 52 и № 7). Кроме того, если машину оставить в непосредственной близости к зданию, то будут нарушены требования к антитеррористической безопасности жилого фонда и его жильцов (ФЗ № 35).
Решение Верховного суда по делу о гостевых парковках
Рассмотрев заявление одного из москвичей по поводу неправильного использования парковки возле дома, Верховный суд принял решение в соответствии с определением гостевой парковки во дворе жилого дома и положениями действующих нормативно-правовых актов. А именно:
Обустройство придомовой стоянки
Если собственники желают организовать возле дома постоянную парковку для своих транспортных средств, то с согласования управляющей компании, они должны провести общее собрание жильцов и утвердить план создания нового инфраструктурного объекта, а также источники финансирования работ.
Важно знать: На придомовой зоне можно проводить какие-либо работы только тогда, когда участок состоит на кадастровом учете и включен в общее имущество МКД.
При этом размещение постоянной стоянки должно быть одобрено администрацией населенного пункта и ГИБДД, а также отвечать требованиям СанПин. Это неотъемлемые условия обустройства объекта.
Также есть ряд ограничений, которые должны соблюдаться автомобилистами при паркинге во дворах. В таких местах запрещается:
Наложение ответственности
Если водитель регулярно нарушает правила парковки на придомовой территории, то на него вправе подать жалобу собственники МКД. Для этого им необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для фиксирования нарушения. Также можно снять фото и видео правонарушения и представить эти доказательства в правоохранительные органы.
Внимание: Если же автомобиль припаркован в неположенном месте и мешает проезду автомобилей коммунальных служб, то сотрудники управляющих организаций имеют право вызвать эвакуационную службу (когда водитель отсутствует или не реагирует на требования переместить авто).
Таким образом, рассмотрены основные нюансы использования территории возле многоэтажных жилых домов, в том числе приведен ответ на тему — что такое гостевая парковка во дворе. Эти вопросы строго регламентируется законодательством. При совершении любых действий с данным участком жильцы должны согласовать их с властями. А использовать придомовую зону под стоянку личных авто собственники вправе только тогда, когда она оборудована по всем правилам.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Что такое гостевая автостоянка
Поскольку на сегодняшний день не существует отдельного закона, регулирующего создание и функционирование парковки на придомовой территории, при ее организации необходимо соблюдать требования целого перечня нормативно-правовых актов.
Во-первых, требования статьи 36 ЖК РФ во взаимосвязи со статьей 44 ЖК, согласно которым земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты относятся к общему имуществу собственников помещений МКД, принятие решений о пределах использования которого относится к компетенции общего собрания собственников.
Во-вторых, Правила дорожного движения РФ , которые устанавливают запреты и правила движения, стоянки и парковки в жилой зоне.
В-третьих, учесть расстояние до фасада дома согласно таблице 7.1.1.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Ну, и, в-четвертых, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», без соблюдения которых невозможно организовать ни одну парковку.
Согласно п.2.10 : СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Т. было отказано. Не согласившись с таким решением, Т. подал апелляционную жалобу.
1 ноября 2018г. ВС РФ вынес апелляционное определение по делу № АПЛ18-470 в котором согласился с позицией суда первой инстанции, и указал: как следует из содержания Санитарных правил, они устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания (пункт 1.2), предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.4).
Проанализировав пункты 2.3 и 2.10 Санитарных правил на соответствие положениям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закона об охране окружающей среды, Закона о противодействии терроризму, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые положения не вступают в противоречие с нормами указанных законов, которые не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий. Кроме того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта прямо предусмотрено частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса. Иные нормативные правовые акты, обладающие в отношении оспариваемых норм Санитарных правил большей юридической силой, которые бы устанавливали такой запрет, отсутствуют. При таких обстоятельствах решение об отказе Т. в удовлетворении административного искового заявления является законным.
Вопреки доводу апелляционной жалобы запрет размещения на территории дворов жилых зданий автостоянок кроме гостевых, содержащийся в оспариваемых пунктах нормативного правового акта, направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, является нарушением положений Санитарных правил и не свидетельствует об их незаконности.
Таким образом, наш самый гуманный и справедливый ВС РФ подтвердил: на придомовой территории парковки могут быть только гостевыми.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Ознакомиться с сервисом можно по ссылке.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже (доступно для авторизированных пользователей).
Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома
Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.
Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.
Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.
При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.
Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.
УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.
Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.
Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
«Стоянка запрещена?»: правила парковки во дворах в 2021-2022
В 2019-м вопрос парковки во дворах жилых домов стал как никогда остро. Сначала СМИ начали массово сообщать, что ВС РФ своим определением запретил жильцам парковку во дворах многоквартирных домов. Что естественно, оказалось правдой лишь отчасти. Но массовую истерию поддержали управляющие компании, которые, ссылаясь на решение Верховного суда, начали запрещать жильцам парковаться во дворах и навязывать платные паркинги. Что, естественно, незаконно. А тут еще и вступили в силу новые правила организации парковки для коммерческого транспорта, который тоже запретили оставлять во дворах.
Получился такой себе «винегрет» из фактов, сообщений СМИ и нормативных правил. Но мы в редакции Правовед.RU не привыкли верить слухам. Мы разобрались во всей этой «законодательной солянке», изучили правила парковки во дворах жилых домов и раскладываем все по полочкам для читателей журнала.
История с парковками
Многим не нравится автомобильный муравейник во дворе жилого дома. Он мешает детям, мамам с колясками, пенсионерам, в конце концов. Но не все в борьбе с ним доходят до Верховного суда. А вот одному жителю Череповца, посчитавшему этот вопрос принципиальным, удалось. Он изучил законодательство, и оказалось, что СанПиН 2.1.2.2645-10 разрешает размещать гостевые стоянки автотранспорта во дворах без соблюдения вообще каких-либо требований и норм. Где угодно, хоть впритык к вашим окнам.
Неравнодушного гражданина такой расклад не устроил, и он решил оспорить нормативы СанПиНа в ВС. Мол, столь близкое соседство с парковкой посягает на безопасность жизни и здоровья жильцов, и нарушает их право на безопасную среду обитания.
Особенности организации дворовых стоянок
Можно ли на такой стоянке ставить автомобиль?
А если они хотят размещать свои автомобили во дворе все время?
При организации постоянной стоянки во дворах жилых домов, правила их размещения (таблица 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.) обязывают организовывать их на определенном удалении от жилых зданий. Например, стоянка на 50 машин должна размещаться не ближе, чем за 15 метров от фасада с окнами. Если окон нет, хватит и 10 метров. Чем больше стоянка, тем больше удаление. Подробнее о требованиях в таблице.
Фасады жилых домов и торцы с окнами
Что будет, если организовать во дворе постоянную парковку?
Во-первых, это скандал с пенсионерами, матерями с колясками и поборниками идеи «двор без машин». Их много и они уверены в своей правоте. Остальные последствия зависят от того, нарушен ли закон о парковке во дворах 2020 года.
Во-вторых, кто эти правила парковки нарушает. Например, автовладельцев, разместивших машину на детской площадке или регулярно паркующих авто на гостевой стоянке. Для них максимальный штраф 500-1000 рублей. Но вот как понять, кто и насколько оставил машину, закон не уточняет. А потому с привлечением нарушителей большие сложности.
А что с коммерческим транспортом?
Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п. 4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199).
Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт! Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.
А вы поддерживаете такие нововведения? Вам газели во дворе не мешают?
Можно ли парковать машину во дворе дома?
Кто может парковать машину у дома: жители или гости?
Можно ли парковать машину во дворе дома?
Осенью прошлого года весь Интернет облетела новость о том, что якобы Верховный суд запретил жильцам парковать свои машины возле МКД, разрешалась только гостевая стоянка. Кто-то обрадовался этому, а кто-то посчитал это бредом. Виной всему были нечеткие формулировки действующих правовых актов и самого судебного акта (Определение ВС РФ от 01.11. 2018 г. № АПЛ18-470).
Напомним, что все жители многоквартирных домов в отношении проблемы парковки машин во дворе дома разделись на два конфликтующих лагеря: «с машиной» и «без машины». Автомобилисты в свою очередь разделились на две противоборствующие группировки: «паркующиеся только во дворе дома» и «оставляющие машины на платной парковке или в собственном гараже». Ну, и отдельно выделим немногочисленную, но очень заметную группировку «хамов», паркующихся на газонах и тротуарах. А теперь вспомним вкратце, как восприняли вышеуказанный судебный акт каждая из противоборствующих сторон.
Позиция «неавтомобилистов» (безмашинных)
и автомобилистов, паркующихся на платной стоянке или в гараже
1) О простых смертных суд подумал — хватит терроризировать жителей многоквартирных домов автопомойками и колеями на газонах вместо цветочных клумб и детских игровых площадок.
2) Купил машину будь добр купить и гараж. А иначе твоя машина — это бомж.
3) Как правило, безмашинных больше. И почему они должны созерцать чужие машины во дворе, содержать дворника, который убирает двор за этими машинами. Для автомобилистов это – халява.
4) Купив квартиру за 5 млн., я ни хрена не хочу протискиваться к подъезду по заставленному машинами тротуару из-за того, что тебе прогуляться лень до гаража.
5) У меня нет автомобиля; но доля в моей придомовой территории как собственника у меня есть. Отдайте мне мою долю, а я сдам ее в аренду любому соседу…
6) Машину купить деньги есть, бензином дорогим заправить тоже, а вот на платную стоянку – денег нет, мы – нищие! Уже до того обнаглели прямо под окнами ставят в 2 метрах от окна…
7) В кагорте автомобилистов есть юродивые юзилы, которым элементарное уважение друг другу до одного места. Паркует свой авто у входа в многоквартирный дом, чуть ли не заезжая на ступени крыльца. Они просто не уважают жильцов дома!
8) Скорее бы уж начинали штрафовать их или забирать машины эвакуаторами. Газонов вообще не осталось. По ночам гудят двигатели — прогреваются. А сопляки в своих жестянках так врубают динамики, что уснуть невозможно даже на пятом этаже.
9) Остановка и стоянка для высадки пассажиров, выгрузки грузов и тому подобное в дневное время никому не запрещены (ни гостям, ни собственникам квартир), а вот использование территории как гаража не допускается. Ответ на вопрос: «Где мне ставить машину?» — прост. В гараж или на платную стоянку!
Позиция автомобилистов, паркующихся во дворе
1) Я у себя дома — самый лучший гость. И я плевал на этот вердикт суда! Скоро и жильцам постоянно жить запретят в своих квартирах, только в гости к себе ходить. Что за бред!
2) Сейчас мейнстрим — искать всевозможное зло в других людях — это от них мусор, экология, не хотят быть как «все», не хотят платить и т.д. Выходом называют различные варианты кнута- штрафы, поборы и т.д. Мотивации не предусматривается или предусматривается в далеком светлом будущем.
3) С таким подходом, автовладельцы просто избавятся от машин. Новых приобретать никто не будет. Остановятся автозаводы, закроются автосервисы, автомойки. И тогда «неавтомобилист», возвращаясь домой с поисков работы, получит оглоблей по умной голове и будет ограблен высвободившейся рабочей силой.
4) Буду ставить машину у дома на против, там я — гость. Я не могу ставить в своем дворе, закон не велит, и Верховный Суд это подтвердил. А вот гости имеют право ставить свои машины в моем дворе, в котором они не живут. Такая же ситуация в соседнем дворе. Далее: сосед, живущий в соседнем доме, который стоит напротив моего дома, судя по закону может ставить свою машину во дворе моего дома, как гость. И я могу ставить свою машину в соседнем дворе напротив дома моего, как гость. И так моя машина стоит в соседнем дворе законно, и машина соседа стоит в моем дворе тоже законно. Вопрос нашему справедливому Верховному суду: А какая хрен разница если моя машина и соседа стоят во дворах по желанию ВС, если бы они стояли в каждом своем дворе? Ответ: НИКАКОЙ!
5) Тогда не надо продавать автомобили жильцам многоквартирных домов, у которых нет собственного гаража, а вблизи от дома в радиусе 1 км нет свободных мест на автостоянках. А то, как наживаться на гражданах автодилерам и ипотечным банкам, налоги государству заплати, а ставить авто нельзя?! Надо как раз наоборот сделать и закон принять, чтобы жильцы многоквартирного дома могли ставить рядом с домом автомобили до 150 л.с., а вот «незваные гости», которые оставляют рядом с чужими домами свои авто на срок более 12 часов, были бы эвакуированы с придомовой территории и оштрафованы. Ну и штраф за парковку на газонах повысить. А еще некоторые паркуют автобусы и грузовички, на которых работают. Таких штрафовать крупно!
6) В нашем районе две платные парковки, забитые под завязку. При этом дворы и обочины тоже заставлены машинами. Отсюда вывод, что в дворе паркуют машины те, кому не хватило места на платной парковке. Если бы места на парковке были, то люди не ставили свои машины во дворе. Так что финансы тут вовсе не при чем.
7) Желание получить удобство и сэкономить время – это нормально. Это здоровье, это деньги. Вот, например, сейчас скользко, в моем городе последние двое суток травмпункты переполнены. Опасно ходить вечером из-за криминала. Еще время — это деньги. А ведь можно это время можно потратить на семью, отдых, здоровье, а можно на работу, что бы поднять уровень своей жизни и т.д.
8) Конечно же мешает, мешает равнодушно смотреть на машину во дворе в окно, сидя за стаканом барматухи. А на душе висит «жаба» и так давит, аж глаза на лоб вылазят. Нынче за сданные бутылки на машину не насобираешь. Чаще всего эти противники машин во дворах — никогда их не имели. Вот и пишут во все инстанции, что дышать им нечем, пишут чисто из зависти, из злости.
А теперь разберемся с самим судебным актом без эмоций. Начнем с разбора понятий: что такое стоянка, автостоянка, гостевая стоянка, парковка?
Определения автостоянки в различных документах
Автостоянка – это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. (Постановление Правительства от 17.11.2001 № 795). Обратим внимание, стоянка – это объект, на котором оказываются услуги хранения машин.
Автостоянка – это здания, сооружения, площадки и помещения, предназначенные для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств (СП 113.13330.2016). Но в этом определении автостоянка – это уже не объект оказания услуг хранения машин, а просто территория, на которой хранятся машины.
Стоянка автомобилей — открытая площадка, предназначенная для хранения и (или) паркования автомобилей (СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89*, п.3.32).
Гостевая стоянка – это открытые площадки, предназначенные для паркирования легковых автомобилей посетителей жилой застройки (Постановлении Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49).
Гостевая стоянка автомобилей — открытая площадка, предназначенная для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон (СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89*, п.3.7).
Следовательно, автостоянка – это либо коммерческая организация, либо просто территория. А гостевая стоянка – это только территория, предназначенная для парковки автомобилей в жилой зоне. Причем законодатель никак не регламентирует порядок пользования гостевой стоянкой, тем более по различным ограничениям (свой, чужой, владелец, водитель, «гость», продолжительность, периодичность стоянки и пр.). Это дело владельца (владельцев) земельного участка, на котором находится гостевая стоянка.
В противовес гостевой стоянке существует понятие «коммерческой автостоянки», где оказывают услуги по хранению автомобилей.
Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Что-то запретил Верховный суд во дворах МКД?
Теперь вернемся к Определению ВС РФ от 01.11. 2018 г. № АПЛ18-470. Утверждение, что суд запретил жильцам парковать свои машины возле многоквартирных домов — выдумка. В определениях судов этого нет. Суд рассматривал дело по административному исковому заявлению Тепленичева Р.С. о признании частично недействующими пунктов 2.3, 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. Читаем эти нормы права:
2.3. Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
2.10. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
Чуть выше мы разобрали, что под «автостоянками» понимают либо коммерческую организацию, либо просто территорию. Причем, если используется термин «гостевая стоянка», то это только территория для парковки в жилой зоне.
А теперь читаем фрагмент судебного акта:
«Проанализировав пункты 2.3 и 2.10 Санитарных правил на соответствие положениям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закона об охране окружающей среды, Закона о противодействии терроризму, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые положения не вступают в противоречие с нормами указанных законов, которые не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий. Кроме того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта прямо предусмотрено частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса. Иные нормативные правовые акты, обладающие в отношении оспариваемых норм Санитарных правил большей юридической силой, которые бы устанавливали такой запрет, отсутствуют. При таких обстоятельствах решение об отказе Тепленичеву Р.С. в удовлетворении административного искового заявления является законным.»
Далее, чтобы понять самую сложную (неоднозначную) формулировку суда, которую некоторые «авторы» вырывают из контекста судебного решения, прочитаем требования истца:
«В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемые пункты Санитарных правил позволяют размещать на придомовых территориях стоянки автомобилей без соблюдения установленных санитарных разрывов от них до объектов застройки, в том числе фасадов жилых зданий, детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта, путем присвоения им статуса гостевых стоянок автотранспорта, что не обеспечивает соблюдение гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне. Считает, что возможность расположения парковки транспортных средств на придомовых территориях в условиях плотной городской застройки снижает антитеррористическую защищенность жилых многоквартирных домов и граждан, проживающих в них. Полагает, что Санитарные правила в оспариваемой части нарушают и не обеспечивают его права на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и среду обитания.»
То есть административный истец был из числа «безмашинных» или автомобилистов, хранящих свой автомобиль на платной стоянке или в гараже. Заявитель фактически просил суд вообще запретить парковки во дворе дома; все стоянки, по его мнению, должны быть за пределами придомовой территории. Суд отказал истцу в его требованиях! То есть встал на позицию автолюбителей, потому что «третьего не дано»: или есть гостевая стоянка, или нет. Ну, а теперь самая сложная для восприятия фраза из судебного решения:
«Вопреки доводу апелляционной жалобы запрет размещения на территории дворов жилых зданий автостоянок кроме гостевых, содержащийся в оспариваемых пунктах нормативного правового акта, направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, на что указывает административный истец в апелляционной жалобе, является нарушением положений Санитарных правил и не свидетельствует об их незаконности».
Вот в этой фразе усмотрели некий запрет на парковку жителям у своих домов. Однако Верховный суд не принимал никаких новых правил, никому ничего не запрещал, а лишь подчеркнул то, что существующие санитарные нормы направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Автомобили портят окружающую среду? Да. Автомобили жителей дома портят окружающую среду? Да, конечно. Но без автомобилей невозможно представить современную жизнь. Почему гостевые автомобили не отмечены как портящие среду? Ну, наверное, потому что они приезжают днем на несколько часов, а машины жителей, паркующихся постоянно, портят окружающую среду круглосуточно. Точней знают разработчики санитарных норм.
Поэтому ничего особенного после судебного акта не изменилось. Как портили машину окружающую среду, так и продолжают портить. И это нехорошо. Но про запрет парковать машину под угрозой каких-то санкций в Определении суда ничего не говорится. Паркуйтесь, но помните, что это загрязняет наш мир.
Что же касается собственно вопроса о парковках на территории общего имущества, то раздражает людей больше всего хамское отношение одних людей по отношению к другим. В этом случае необходимо учить «автохамов», а не воевать со всеми автолюбителями. К сожалению, при проектировании городов в России мало уделяют внимания парковочным местам и платным автостоянкам. Лет десять назад чиновники на перебой сообщали об открытии перехватывающих парковок, народных гаражей… Но куда всё это подевалось? Бесплатные перехватывающие парковки постепенно стали платными парковками, затем их закрыли, а на их месте возвели новые многоквартирные дома.