что такое государственная идеология
Необходимость государственной идеологии в России
Идеология, как социальная идея в обществе, есть совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных слоёв общества, на основе которых осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу, либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
Идеология может включать научные знания, выражать частные интересы в форме всеобщности, представлять собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.
Сравнивая Россию с Японией и увидев там чистоту и порядок, вежливых и любезных людей, отсутствие чаевых, минимальное количество взяток, уважение к истории страны и патриотизм не только простых людей, но и богачей, и чиновников, можно задуматься о значении государственной идеологии для современного государства.
В России народники когда-то пытались построить некий христианский социализм, но это большая стратегическая цель, которая может помочь двигаться к цели и позволит выстроить социально справедливое государство. Но многие трезвые богословы, зная Новый Завет, утверждали, что невозможно построить такое государство, потому что Заветы Христа отрицают его существование. Вспомните: «Царствие Моё, не от мира сего!»
И где же выход?! От христианской этики православному народу отказаться невозможно, да и не нужно. Но вот избавить себя от догматизма и исторических извращений этой этики, не только можно, но и нужно.
Лев Николаевич Толстой, в своих богословских трудах советовал не обращать вниманий на «предания старцев», которые изувечили христианское учение до неузнаваемости, пытаясь вначале приспособить его и к рабовладению, потом к феодализму, а теперь приспосабливают к капитализму.
Похоже, что большевики так же извратили учение Маркса для сохранения своих буржуазных привилегии. А иначе, что бы им помешало, имея ничем неограниченную власть, сделать так, чтобы с правом на необходимый труд на благо общества люди получили право иметь от общества все необходимые блага по достойным человека нормам от их общего количества по количества и квалификации труда каждого. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.
Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Старики должны иметь самое необходимое для жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие достойную старость!
Ведь христианство, как и учение Маркса, создавалось для того, чтобы помочь простым людям выбраться из экономического угнетения, но власть имущие стали это приспосабливать для угнетения трудящихся по производству необходимого для удовлетворения потребностей общества и часто им это удавалось.
Что же может сегодня объединить единой целью жизнь самоотверженного христианского аскета и простого обывателя, предпринимателей и работников творческого труда, часто ни во что не верующих и живущих «как бог на душу положит», то есть беспорядочно и беспринципно, возводя такую жизнь в норму.
Христианство, возведённое в ранг государственной религии, со времен императора Константина существовало в статусе идеологии в Византии. Но с самого начала, интересы государства стали входить в противоречие с заветами Христа. Когда эти противоречия достигли своих пороговых величин, Византия пала под ударами завоевателей – мусульман.
В наше время во многих странах религии не претендуют на роль государственной идеологии, а оставляет это для социальных учений. Для современного общества, с его разнообразным социальным, классовым и конфессиональным составом, какая-то одна религия уже не может быть объединяющим началом. Но общечеловеческие морально-нравственные качества людей, которые создавались на религиозной основе, могут стать общим направлением в социально-экономическом развитии человечества.
В целепологании социума существуют и существовали «светские идеологии», одной из которых является конфуцианство, служащее теоретической базой для построения сбалансированного человеческого общества. Этой идеологией сегодня пользуются как Китай с правящей коммунистической партией, так и Япония с правящей буржуазной партией.
В большинстве стран Западной Европы и отчасти в США, существует своя идеология, выросшая из догматов протестантизма, и эта идеология, называется протестантской этикой.
А у современной России принципиально отсутствует внятно изложенная идеология, реформаторы решили, что идеология – это плохо, что это признак тоталитарного государства!
После свержения монархии в России большевики во главе с Лениным, а затем Сталиным, создали Союз Советских Социалистических Республик, которые на самом деле социалистическими не были. Упразднив частную собственность на средства производства и превратив их в государственную собственность, большевики сохранили товарное производство ради прибыли с рыночным распределением производимых средств для жизни вместо социальных гарантий по труду, как предлагал Маркс.
Они провозгласили такой государственный капитализм социалистическим строем, но буржуазные привилегии партхозноменклатуры всё более возмущали как трудящееся население, так и обуржуазившееся чиновничество и теневых предпринимателей, которых такой порядок не позволял далее обогащаться и обирать трудящееся население.
После контрреволюционного мятежа в девяностые годы Россия осталась без идеологии и даже в конституцию страны новое правительство включило утверждение, что никакая идеология народу не нужна, потому что…
Но внятно это никто не объяснил, почему не нужна идеология, а на практике Россия заимствовала идеологию США по построению «народного капиталистического общества».
Последствия этого решения, обернулись построением олигархически-бандитского, чиновничье-сословного государства и по сию пору страна живёт по законам капиталистического общества с монополией денег, рынка и больших капиталов…
Можно напомнить, что забвение или незнание партхозноменклатурой социально-экономических целей социалистической идеологии, стало причиной развала Советского Союза, но ведь нечто подобное может случиться и с Россией! Ведь случись война или серьёзных социально-экономический кризис и люди не будут знать и понимать, за что они воюют или терпят невзгоды! А это чревато разрушением государственности и страны, как таковой.
Сегодня представители российской буржуазии и их обслуживающий персонал из рядов «креативного класса», в случае войны могут сразу переметнуться на сторону врага, ибо для них не существует понятия Родина, а слово патриот они считают ругательным. Они, не стесняясь, называют себя космополитами и у многих из них, уже не только деньги переведены на Запад, но и дети и родственники увезены туда же. А ещё в Библии написано: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше!»
Именно они сегодня стали главными врагами социалистической и коммунистической идеологии для развития социальной справедливости в России, ибо нынешнее положение их вполне устраивает.
Но идеология, как отражение взглядов большинства, нужна прежде всего простым людям, народу, который именно с Россией связывает своё настоящее и будущее своих детей!
Остаётся сделать вывод, что России необходима своя идеология, возможно своеобразный синтез из разных прогрессивных идеологий. Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества уже наложили свой отпечаток на внутреннюю политику нашего общества. Россия, пытаясь войти в мировое сообщество как открытое социальное и демократическое государство, одним из приоритетных направлений государственной политики декларирует обеспечение равенства возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности. Если учитывать, что культура это совокупность достижение человека или общества в определённый период своего развития!
Сегодня реформаторская деятельность в социально-экономической и в правовой сфере пока не принесли положительных результатов для народа и общая система для социального государства в России пока еще не готова. Поэтому сегодня вопрос о идеологии, которая стала бы одним из важных элементов этой систем, для России приобретает особую актуальность и требует тщательной концептуальной проработки.
Вот тут нам на помощь могут прийти изыскания философов и социологов, с разного рода теориями построения социального государства на примерах самых прогрессивных социально развитых государств.
Когда же, наконец, россияне поймут, что без идеи объединяющей большинство населения страны, государство долго существовать не может! Тогда может быть провозгласить о необходимость выработки российской государственной идеологии на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости? Или большинство россиян уже против этого?
Что может представлять из себя идеология для российского общества, сегодня?!
Вот как это решал государственник, мыслитель и чиновник из древнего Китая – Конфуций:
«Основой жизни общества являются мудрость, добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга». Именно на этом основано стремление к общественному порядку и к совершенству! Учитывая, что мудрость это ум с добродетелью, а ум без добродетели это подлая хитрость, то развитие человека достигается путем внедрения в общество эталонов морально-нравственных качеств и этики во всех социально-экономических взаимоотношения членов общества!
В качестве примера для воспитания гражданина Конфуций ввел понятие о благородстве. Конфуций говорил, что «благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.» Конфуций утверждал: «Только когда правитель справедливо управляет, народ может радоваться». Конфуций провозглашал: «Не беспокойтесь о малой доле, а беспокойтесь о равномерном, но справедливом разделе! Не беспокойтесь о бедности народа, а пусть вас беспокоит нестабильность и несправедливость в обществе».
Также он придавал особое значение знаниям в развитии человека и общества. Он говорил, что обучением необходимо:
«1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.
2. Благодаря вопросам шёл вглубь себя.
3. Познавая себя — познал Природу и её Законы.
4. Познавая Природу и её Законы — познал других людей и законы развития общества.
5. Познавая других людей и законы развития общества — найди единомышленников и попробуй создать справедливое общество на основе развития Материально-Духовных благ и благородства людей! А когда вас будет большинство, то наступит царство справедливости!»
Ну, не мудрым ли был Конфуций? И не так ли развиваются самые прогрессивные социальные государства?
Для России в качестве идеологии, вполне приемлемо и учение Льва Толстого, у которого на первом месте в жизни человека социального должен быть труд! То есть искреннее и добросовестное служение на благо общества и окружающей природе, чтобы постоянно иметь от природы и общества необходимые блага достойно своего труда для своей счастливой жизни! Только такой ТРУД облагораживает человека и он должен восприниматься человеком как молитва обращённая к «Всевышнему», подразумевая всесилие природы Земли, которая уравнивает всех нас перед своим могуществом.
Не важно кто вы, уборщик или министр. Важно ваше отношение к своему общественно необходимому труду, который должен дать человеку и воздаяние по усердию к этому труду! Если вы исполняете свою работу как молитву, то перед Всевышним вы равны с теми, кто разделяет любовь и почитание труда и всех трудящихся на благо людей! В этом случае, каждый на своём месте работает как для общества, частью которого он является, так и для себя!
Только через труд человек выполняет своё предназначение данное Всевышним и потому сознательный, добросовестный труд на благо общества должен дать ему всё необходимое для жизни после окончания честно и справедливо нормированного труда, чтобы быть таким же свободным, как и каждый гражданин общества!
Нет сомнения, что нравственное совершенствование личности возможно лишь в справедливом обществе, ибо сознание определяется действительностью, но мечтать о справедливости может любой, только мечта у каждого своя! Именно поэтому в обществе и должна быть общая для всех социально-экономическая идеология, которая прививается с детства общим для всех социально-политическим воспитанием и образованием!
В реальности, идеология на основе честного труда и патриотизма, равноправия и социальной справедливости существует и существовала в таких разных по социальному строю странах как Китай и Япония, США и Германия, Индия и Австралия, Куба и Бразилия!
А в России сегодня нет чёткой идеологии, которая бы устраивала абсолютное большинство населения, ибо захватившие власть в стране уверены, что государственная идеология, это пережиток времён построения коммунизма! Они выбрали идеологию потребительства, которая в конце концов может привести и к формам феодального крепостничества, что уже имеет свои, пока неформальные элементы в России…
Что такое идеология?
К дискуссии о государственной идеологии
24 ноября в Москве состоялась обсуждение интегрального доклада Изборского клуба « Идеология Победы как национальный проект ». Обсуждение прошло в форме заседания экспертных клубов и сообществ. В дискуссии приняли участие не только члены Изборского клуба, но и представители клуба «Сретение», Зиновьевского клуба, представители ВРНС, Союза писателей России. Я участвовал в этом заседании и выступил в репликой на тему «Образ Победы, Филадельфийская церковь и Валдайская речь Путина». Меня удивило, что некоторые участники дискуссии не совсем верно понимали, что такое идеология как таковая, и в своих выступлениях говорили скорее о проблемах стратегии, государственной политики. В связи с этим считаю полезным отдельно представить ту часть своей большой работы «Реабилитация идеологии», которая касается как раз вопросов определения понятия идеологии и ее типологии.
У этих людей, которые не чурались политики, вскоре возник конфликт с самим Наполеоном Бонапартом, который обозвал их «ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов». В декабре 1812 года потерпевший поражение в России Наполеон писал Государственному Совету: «Все несчастья, которые выпали на долю нашей прекрасной Франции, должны быть приписаны «идеологии» – этой туманной метафизике, которая с неподражаемой изобретательностью ищет во всём первопричины и готова обосновывать этими первопричинами законы человеческого общества, вместо того чтобы приспосабливать эти законы к тому, что нам известно из человеческого сердца и из уроков истории».
Именно в таком – наполеоновском – смысле понимали идеологию Карл Маркс и Фридрих Энгельс в знакомой всем учившимся в советское время в вузах работе «Немецкая идеология» (1846). Для них идеология – это ложное сознание, идеалистическая концепция, которая конструирует мнимую реальность, а идеологи – мыслители, которые не сознают связи своих построений с материальными интересами определённых классов. В противовес идеологии Маркс и Энгельс рассматривали свои идеи как научную материалистическую концепцию общественной жизни. Они противопоставляли идеологию и научный взгляд на общество.
Однако Марксу же принадлежит знаменитая фраза «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой», которую очень любил его ученик и последователь Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Собственно Ленин и реабилитировал термин идеология в канун «золотого века идеологий», которым стало ХХ столетие. Именно Ленин придумал термин «научная идеология». И советское обществоведение исходило из того, что 1) марксизм-ленинизм является истинной научной идеологий; 2) любая идеология носит классовый характер, отражает интересы того или иного класса, поэтому в конечном счётё есть две идеологии: коммунистическая и буржуазная. Так «Большая советская энциклопедия определяла идеологию так: «Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы».
Выхолощенное и вульгарное советское обществоведение оказалось бессильным перед атакой на идеологию, которая началась на Западе после Второй мировой войны. Уже в 1946 году французский философ и писатель Альбер Камю ввёл в оборот выражение «конец идеологии». Но обоснование «конца идеологии» дали американские социологи, теоретик постиндустриального общества Дэниэл Белл, Филипп Конверс и другие. В 1960 году Белл выпустил книгу именно с таким названием «Конец идеологии», в которой детально обосновал идею неизбежности угасания идеологий в современных условиях развития общества.
Теория деидеологизации, ставшая очень популярной на Западе, однако вскоре там же начала и пересматриваться, особенно после молодежных бунтов, которые сотрясали западные страны в конце 60-х. В 70-80-х годах на политическую сцену выходят американские неоконсерваторы (Ирвинг Кристол, Норман Подгорец и другие), которые выдвигают тезис о реидеологизации, выступают, прежде всего, за идеологическое перевооружение внешнеполитической стратегии Америки. Кристол писал, что «неидеологическая политика» – это безоружная политика.
Любая западная мода, как известно, приходила в наше Отечество в некоторым запозданием. Так случилось и с борьбой против идеологии. Перестройка и демократизация проходили у нас под лозунгом в том числе отказа от идеологии, хотя американцы уже объявили необходимость реидеологизации. Конечно, была и отечественная специфика. К власти в начале 90-х пришли те, кому набили оскомину партсобрания и пустопорожние лозунги позднесоветского времени.
И идеология в России была загнана в подполье.
Часто звучат суждения, что идеология является атрибутом государственности и возникает вместе с рождением государства, т.е. в седой древности. Идеология в таком случае трактуется как сумма идей, которые легитимируют государство. Связь между государством и идеологией несомненно существует. Однако, если следовать такому пониманию, то вполне конкретное историческое явление идеологии размывается, она смешивается с религией и мифологией, которые также выполняли функцию легитимации власти, хотя и не сводились к ней.
По Матцу, идеология возникает в европейское Новое время, которое является «исключительной средой идеологии». Духовный кризис европейского общества привёл к расколу Католической церкви, появлению всевозможных сект и серьёзному социальному брожению. Христианство в преддверие наступления эпохи Модерна перестало быть условием единства общества, а также, что особенно важно, перестало служить механизмом легитимации власти. Европе грозила война всех против всех, что отчасти и произошло. Всё это породило процесс секуляризации общества, и, как пишет Матц, «высвобождения государственно-политической и культурной системы из зависимости от религиозно-теологических определений». Религия была «вытеснена со своей позиции фундамента сообщества, обмирщена». Государство эпохи Модерна начало искать новые источники легитимации и нашло их именно в идеологии. Причём, христианская религия поначалу не изгоняется из общественной жизни, обмирщённое западное христианство само «становится политической программой, религиозное призвание само выступает элементом развертывающегося процесса секуляризации».
Постепенно этот набор идей систематизировался и превратился в идеологию либерализма, которая получила своё окончательное оформление уже в эпоху Великой Французской революции, когда и родился базовый лозунг либерализма: «Свобода. Равенство. Братство». В этом лозунге еще слышны христианские мотивы, но они наполнены уже иными смыслами.
Таким образом, первая идеология – либерализм – в завершённом виде возникла во время Французской революции. Примечательно, что понятие и явление идеологии возникли одновременно – на рубеже XVIII-XIX веков. Что является косвенным свидетельством того, что именно так нужно понимать идеологию, как «религию общества эпохи Модерна».
Помочь нам может методология, предложенная всё тем же Ульрихом Матцом. Если идеология суть эрзац-религия, религия общества эпохи Модерна, т.е. идеология стремится заместить собою религию европейского общества – Христианство, то нужно вычленить базовую идеологему идеологии. Это и позволит нам типологизировать идеологии.
Христианство, как известно, даёт ясный ответ на этот вопрос: истинное бытие – это Христос, это бытие в Боге и с Богом, – «Аз есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). «Гряди по Мне» (Ин. 21: 22), говорит Спаситель апостолу Петру, указывая и всем христианам путь, по которому нужно идти, цель человеческой жизни.
Пытаясь заместить роль Христианской религии в обществе, идеологии закономерно уподоблялись ей.
Государственная идеология и нужна ли она в России
Сегодня вопрос формулирования хорошей социальной идеологии встаёт на повестку дня по той простой причине, что идеология в обществе необходима для сплочения нации против её внешних и внутренних врагов, которые стремятся ещё больше разобщить народ России, чтобы потом легче было захватывать её территорию и властвовать над её людьми и природными богатствами.
Золотое правило нравственности известно уже более трёх тысячелетий и оно гласит: «Не делайте другим того, чего не желаете себе, живите справедливо сами и требуйте этого от других!». А поскольку требовать от других можно только на основании справедливых законов и при хорошо работающих службах государства по обеспечению законности, то необходимо, чтобы эти законы поддерживало абсолютное большинство населения!
Наблюдения за экономическими и социальными успехами Японии и Китая, Сингапура и Швейцарии, Дании и Норвегии, Швеции и Финляндии на пути их развития, то приходишь к пониманию значения идеологии, как некого Завета для всех жителей страны.
Конфуцианство, это идеология которая воспитывает социального человека и помогает строительству общества с равными возможностями для всех! Но так ли это на самом деле и действительно ли в Китае и Японии справедливые законы, которые определяют для всех равные возможности и все имеют равное право с детства получить хорошее образование по равным для всех нормам поведения, успеваемости и дисциплине независимо от дохода семьи? Потом иметь право на труд с правом на необходимые всем средства по достойным человека нормам обеспечения всем необходимым для своей счастливой жизни по количеству и результатам квалификации своего труда на рабочем месте в экономике своей страны и по равным для всех законам определяющим нормы поведения в обществе?
Действительно ли службы обеспечения законности в Китае и Японии соблюдают все законные нормы при несении своей службы и честно ли исполняют свои обязанности, как, например, это происходит в Сингапуре и нарушители закона с любой стороны отвечают по всей строгости закона принятого правящей партией избранной абсолютным большинством народа страны? Или там до сих пор подобие тоталитарного режима, который более семидесяти лет держался в СССР? И по уровню жизни богатых и бедных эти страны уже близки, трудолюбие и отношение к старикам тоже почти одинаковое… В чём же отличие жизни народов этих стран, если не обращать внимание на название правящих партий в этих странах и на уровень механизации труда, который тоже сближается?
Прежде чем отвечать на этот вопрос надо ответить на вопрос — что лежит в основе социалистической и коммунистической идеологии?
Идеология часто рассматривается как представление отдельных людей или их определённых социальных групп о своих социальных убеждениях или убеждениях какого-либо сообщества. По этой причине идеология наукой не является, она только даёт некоторые представления людей об обществе, то есть субъективное его видение глазами разных людей и сообществ.
Что касается рассуждений о каком-либо будущем обществе, то часто оно определяется обсуждением каких-либо мыслей о порядке жизни в нем, о том, в чем будет она заключаться и как может развиваться.
И хотя К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали коммунизм как общество, в котором каждый человек должен получить возможность для свободного, отвечающего его природным задаткам развития и претворения свойств своей человеческой природы иметь необходимое для своей жизни по участию в общественно необходимом труде, однако в программах многих коммунистической партий об этом мало что говорится.
Такого понимания коммунизма нынче крайне не хватает в нашей стране в связи с нарастанием экологических, экономических кризисов и других судьбоносных для нашей страны проблем, поскольку предпринимаемые сейчас для их решения меры не эффективны. Единственным путём их устранения является предоставление всем условий и возможности для развития своих способностей, особенно в естественных и технических науках, многократное увеличение числа учёных и инженеров, которые способны заниматься решением всех этих проблем.
Основным условием развития коммунистической идеологии, согласно марксистскому учению, может быть только ликвидация частной собственности на производимые обществом средства для жизни, что обусловлено капиталистическими закономерностями развития общественного производства на основе получения денежной прибыли, а не удовлетворения всё возрастающих потребностей населения в материальных благах по количеству и квалификации труда каждого. А сделать это можно только посредством внедрения соответствующих законов, которые Маркс вывел ещё более полутора веков назад, а Энгельс отредактировал его главный труд в виде трёхтомника под названием Капитал и лучше до сих пор никто не придумал. Сущность этого закона изложена и в первом томе советского издания на странице 88-89. Внедрение подобных законов в некоторых социально развитых странах сегодня уже изменили жизнь их народов к лучшему, а их совершенствование на основе развитого парламентаризма способствует дальнейшему социальному развитию этих стран.
В этой статье представлена некоторая версия появления социального благополучия у некоторых народов в результате борьбы трудящегося народа на основе партийного парламентаризма против капиталистической эксплуатации собственниками средств производства при помощи изменения социально-экономических законов по предложениям Маркса. А сокращение рынка наёмной рабочей силы и стремлении к полной занятости населения в экономике общества позволяет сделать так, что каждый трудится для всех и все для каждого, а право на труд законодательно гарантирует каждому право иметь все необходимые социальные блага для жизни достойно количества и результатов квалификации своего труда.
Рассуждая о праве на труд необходимо понимать, что должно давать человеку это право и что представляет собой это право. Часто люди узнают сущность права на труд в буржуазном обществе только после того, как они подпишут договор и получат право что-то иметь за свой труд, когда это право зафиксирует условие приобретения какой-то индивидуальной собственности для продолжения жизни. А чтобы подобная процедура стала возможной, все распределяемые блага должны оказаться в распоряжении тех, кто это распределение должен осуществлять — у соответствующих представителей служб государства, которые обязательно должны быть каким-то образом подконтрольны обществу!
Следовательно, логично предположить, что такой процедуре должен предшествовать некий процесс с условием производства, сохранения и распределения всех производимых средств для нормального и благополучного развития общества!
Для этого в обществе и принимается абсолютным большинством населения такой закон, согласно которому необходимые каждому производимые средства для жизни больше не будут находится в частной собственности у владельца средств производства, поскольку они должны принадлежать всем членам общества, в том числе и владельцу средств производства, по количеству и результатам квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, даже если такой закон кому-то не нравится. А зарплата будет выплачиваться государственным банком согласно выполненному плану по выпуску продукции для удовлетворения нужд населения!
Рыночные отношения могут сохраняться на производимое сверх необходимых норм благополучия каждого члена общества, дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие право своим трудом иметь всё необходимое и достойную пенсию в старости!
Забота о людях – главная задача социально устроенного общества и государства, а его законы должны быть устроены так, чтобы каждый трудился на благо всех и все трудились на благо каждого! Чтобы ЗАКОН определял каждому не столько право на труд, сколько право на жизнь достойно количества и квалификации труда на благо общества! Чтобы каждый имел от общества всё необходимое количеством относительно равномерно от общей массы производимых средств для жизни по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды можно и по зарплате, но это должно зависеть от уровня результатов квалификации своего труда на своём рабочем месте в экономике общества! Рынок может развиваться вне необходимых каждому социальных норм потребления и на производимое сверх этих норм для социального благополучия общества!
Общество с такими социально экономическими законами должно иметь соответствующие службы обеспечения законности и все должны нести ответственность за несоблюдение норм такого закона. Законы такого общества должны определять эти нормы для всех граждан страны, а правительство со своими службами обеспечения законности должно быть обязано проявлять заботу об исполнении таких законов о социальных гарантиях для всех членов общества! Кроме этого, при развитии такого социально справедливого общества, закон должен КАЖДОМУ определять нормы права на отдых, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение по состоянию здоровья, по выслуге и по возрасту! Определяя нормы права и на свободу слова, печати, собраний, митингов, объединений, демонстраций и прочее!
При общей занятости каждый гражданин должен иметь законное право на социальный минимум необходимых каждому средств для жизни по нормам от их общего производимого количества и нормы этих гарантий должны быть приняты на референдуме.
То есть социальная справедливость в развитом социальном государстве предполагает обеспечение достойной жизни даже тех, кто не способен сделать этого сам (дети, старики, инвалиды) и все, кто способен к труду своим добросовестным трудом должен оказать помощь всем, кто по какой-либо причине не может жить полноценной здоровой жизнью. Именно в таком обществе вырабатываются законы и правила, которые способствуют каждому стремиться к полноценному труду и наделяются моралью и правом большой социальной ответственности как перед окружающими людьми, так и перед всем обществом.
Голодные старики и дети, бесправные инвалиды и все, кто сам не способен защитить себя – это тот позор для любого народа, одни из которого способны прятаться за своим буржуазным благополучием, другие за бравурной риторикой, третьи своим молчаливым согласием их поддерживают, надеясь разбогатеть, а четвёртые просто потеряли всякую надежду выбиться из нищеты и не верят ни в какую справедливость.
Но достижение справедливости – это не только разработка и внедрение новых, более гибких и эффективных форм распределения необходимых материальных благ, достижение политических прав и свобод.
Социальная справедливость приобретает как общественный характер, так и общественную значимость, если она правильно регулирует отношения как между социальными группами, так и отношения личности к обществу. Социальная справедливость, как оценочное понятие, взаимодействует с экономикой, правом, политикой и моралью через законы общества и право каждого на жизнь достойную труда!
Основываясь на социальной ответственности, социальная справедливость всегда была фундаментальным основанием в развитии человечества и всегда её темы волновали его передовые умы.
Именно при такой организации общества все производимые базовые средства для жизни должны распределяться по насущным потребностям граждан для удовлетворения их нужд согласно с их способностями в труде! То есть если распределение будет по нормам от общей массы производимого и это оговорено в законе, который должен быть принят абсолютным большинством населения, что является необходимым условием соблюдения социальной справедливости в обществе и определяет общество социальной справедливости, где каждый трудится для всех и все для каждого, то с правом на труд этот закон каждому будет гарантировать право на жизнь достойную труда!
Ведь и дуракам понятно, что превращение частной собственности на средства производства в государственную собственность, как это было в СССР и других, якобы, социалистических странах, не делает производимые средства потребления доступными каждому по количеству и квалификации труда, если они распределяются как товар, через рынок, то есть по капиталу, даже если этот капитал заработан честным трудом. А говорить о равноправии и социальной справедливости для всех при свободном рынке средств для жизни всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве.
Тем более, что давно известно, что деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР присвоения необходимых каждому средств для жизни теми, у кого денег достаточно для такого присвоения в ущерб тем, у кого их мало. Поэтому МОНОПОЛИЯ ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА при достижении пороговых величин в экономике должна смениться на монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДА!
А несоответствие между товарной и денежной массами, что формируется как ценой на эти товары, так и покупательной способностью населения страны, есть одна из излюбленных экономистами причин по которым развиваются социально-экономические кризисы. А то, что такое несоответствие может и должно развиваться даже при идеальном товарном производстве это для них является большой новостью.
Достаточно только представить, что у народа денег много, а нужных товаров нет. Или товаров всяких много, а денег у населения мало. А везде камеры не повесишь, к каждому налогового инспектора или полицейского не приставишь и каждого не проконтролируешь, тем более, что контролёры тоже люди, а поскольку честному человеку учёта и контроля бояться нечего, то можно только догадываться, какие сегодня люди в большинстве своём населяют Россию, если никто даже не пытается объединяться против несправедливости, а вот чтобы обобрать кого-нибудь — это всегда пожалуйста…
И диктатура пролетариату необходима только для того, чтобы победившая партия рабочего класса основанная на марксистской идеологии, имела власть для внедрения справедливых законов, а не для того, чтобы экспроприировать экспроприаторов. При демократии власть у народа может быть только законодательной, ибо исполнительная и правозащитная власть могут быть только государственными структурами!
Таким образом, между жизнью, где каждый считал своим всё, что он мог добыть или произвести, и жизнью общества справедливости, где право присвоения производимого обществом должно быть ограничено рамками нового закона, должно существовать некое переходное состояние для формирования всей системы производства и распределения для справедливого коллективного ведения и распоряжения экономикой! То есть в любом случае всё должно соответствовать социально-экономическому закону принятому абсолютным большинством членов этого общества и все должны действовать согласно этому закону, иначе зачем он нужен?!
Таким образом положение производимых средств для жизни, находящихся в коллективном владении таково, что никто из желающих не может иметь какого-либо преимущественного права доступа к ним, кроме как по результатам количества и квалификации своего общественно необходимого труда на благо общества!
Однако исключительной важности момент заключается в том, что, несмотря на то, что желаемое «нечто» находится в ведении всех входящих в ассоциацию субъектов, последующее оформление благ в собственность, их индивидуальное присвоение, становится возможным только на основании закона, который распространяется на всех без исключения членов сообщества. В условиях совместной деятельности индивид вынужден считаться с интересами других, то есть принять для себя в качестве обязательного способ получения желаемого, который принят в ассоциации в качестве общего для всех закона!
В этих условиях, считаясь с интересами других, никто не может претендовать на получение большего, чем это предусмотрено законом и установлено принятыми нормами, если нет подзаконного акта, на основании которого рынок сохраняется только на то, что производится сверх необходимых норм для социального благополучия населения страны от их общего производимого в стране количества!
Соответственно, в таких условиях ни у кого не должно быть права уклониться от соблюдения этого закона, рассчитывая на особые привилегии, ущемляющие положение одних и обеспечивающие преимущества другим, что может считаться нарушением закона с неотвратимостью строгого наказания за его нарушение. Поэтому основанием для такого порядка в жизни общества должен быть не только закон и действенные службы обеспечения законности, но и воспитанные этим таких человеческих качеств, как взаимоуважение и взаимопонимание, солидарность и общественная нравственность. Но справедливость возможна только при условии равного влияния каждого на принимаемые решения, исключающие возможность преимущественного отстаивания личных интересов в ущерб интересам других лиц и это есть требование справедливых социально-экономических взаимоотношений!
Некоторые считают, что основой коммунистической идеологии в Китае является воспитание патриотизма, причём не столько в народе, сколько прежде всего в среде государственных служащих, то есть иначе говоря среди элиты Китая. Но полагаю, что сегодняшние успехи в Китае во многом обусловлены не столько энтузиазмом патриотов, сколько стремлением к благополучной жизни, которое стоит в основе идеологии тех трудящихся, которые уверены, что чем лучше они будут трудиться, тем лучше будут жить.
И сегодняшнее процветание Японии, несмотря на тяжёлое поражение в мировой войне, обусловлено национальным характером японцев, которое можно объяснить как следствие воздействия кодекса поведения самураев. Безоглядная верность соверену, будь то властитель или государство, ответственность за проявления слабости и трусости, самопожертвование ради защиты и процветания Родины являются этическими нормами не только для японцев и китайцев, это можно наблюдать в разных пропорциях в любых странах мира.
После катастрофы военного поражения во Второй мировой войне все патриотические силы Японии сплотились для восстановления разрушенной страны. Даже богачи всю прибыль от своих производств пускали на развитие экономики своей страны только в надежде на благодарность от своего народа. Это было ещё и потому, что приверженность конфуцианству требовало от людей вести себя патриотично – то есть «больше думать о Родине, а потом о себе».
Благодаря энтузиазму и патриотическому подъёму Япония очень быстро оправилась от материальных потерь в войне и с шестидесятых годов, в течении сорока лет, ежегодно наращивала ВВП страны почти на десять процентов. Благодаря этому прорыву, Япония вошла в число мировых лидеров в автомобилестроении, электронике, машиностроении и ещё во многих отраслях промышленности.
Общий подъём экономики в Японии более чем в два раза превосходит экономику России, а доходы на душу населения почти в три раза!
Что касается России, то во времена развала Союза его номенклатурой возобладал личный эгоизм элит, а общенациональная идеология и патриотизм были отвергнуты как ненужные. В итоге, воспитано несколько поколений тунеядцев и эгоистов с иждивенческими и преступными наклонностями. Именно из их среды вышли послеперестроечные бандиты, взяточники, и олигархи.
Нравственный уровень нынешних российских выпускников ВУЗов, вместо верности Родине взявшие принципы обывательско-потребительского космополитизма, вне всякого сомнения убеждены, что их личные интересы и откровенный эгоизм гораздо выше интересов народа их страны и интересов российского государства. Они с таким же успехом могут служить интересам любого, кто больше заплатит.
Ведь уже все видят, как представители нынешней российской элиты разворовывают страну, мошенничают, берут взятки и заботятся прежде всего о своём обогащении, переводя награбленное в более безопасные банки мира.
Причины успеха в экономике и социальной жизни – что в Японии, что в Китае, что в Германии очень похожи. Это прежде всего уважение своих предков, своего трудового народа, своей истории и любовь к своей Родине. Именно поэтому, редко кто бежит из этих стран, а если и уезжают, то часто работают не только на себя, но и на свою Родину!
В России, к сожалению, предательство стало социальной модой и продаваться готовы многие и подтверждением этому является существование «пятой колонны», и постоянное русофобство «креативного класса».
В Японии, богатые люди вкладывают свои капиталы в развитие страны. В России всё наоборот – заработанные в России капиталы вывозят не только российские бизнесмены, но и госкомпании и даже государственные служащие.
Отсутствие внятной, положительной идеологии, основанной на христианских или вообще религиозных принципах, привело к возрождению бандитизма, взяточничества и воровства в небывалых размерах. Моральный уровень нынешнего россиянина воспитанного на принципах инстинктивной жизни очень низок и воровать могут всё что плохо лежит, а взятки берут почти все, у кого есть для этого возможности. А те у кого нет такой возможности завидуют тем, кто их имеет.
Состояние боязни быть обворованным или ограбленным где угодно стало уже привычкой у многих россиян, даже в церкви. А чего можно ожидать от людей, которые перед преступным деянием ходят в церковь, а после преступления замаливают грехи?
А о том, что жилые квартиры и дома превратились в крепости с металлическими дверями и решётками на окнах уже и говорить не приходится! А ведь всё это явилось следствием отсутствие какой-либо общегражданской идеологии, на место которой предлагать какие-либо религиозные принципы уже просто глупо. Особенно если известны примеры таких идеологий из ближнего и дальнего зарубежья, многие из которых запрещаются государством в силу своего вреда для общества…
Но в настоящее время религии уже не могут претендова-ть на роль государственных идеологий, но могут составлять интерес для разных социальных учений. Для современного капиталистическое общество с его разнообразным социальным составом какая-то религия уже не может быть объединяющим началом, но общечеловеческая этика, выстроенная на религиозном единения населения может стать общим направлением к развитию общности людей разных человеческих характеров. Ведь в основе любой идеологии должно быть единство цели, которая должна объединять людей!
После октябрьского переворота руководители Россия мало руководствовалась какой-либо социальной теорией, а среди честных политэкономистов России широко бытует мнение, что в советский период марксистская политэкономия как наука не развивалась, а только подпевала представителям власти, слепо следуя решениям партийных органов, съездов, пленумов и конференций, а также речам и указаниям партийных лидеров, чтобы отбить свою зарплату. Но после контрреволюции девяностых годов, Россия осталась вообще без идеологии и даже в конституцию включила утверждение что ей идеология не нужна, ибо она является условием для развития тоталитаризма.
А это чревато уже полным разрушением государства и страны, как таковой. Забвение парт номенклатурой социалистической идеологии стало причиной развала Советского Союза, нечто подобное может случиться и с сегодняшней Россией! А ведь общая для всех идеология необходима именно для того, чтобы сплотить народ страны под единой целью, ибо только в единстве народа страна может справиться со всеми невзгодами и со всеми врагами, в том числе и с внутренними, которые обирают народ.
Сегодняшние богачи и их обслуга в случае войны сразу переметнутся туда, где им пообещают больше благ, ибо для них почти не существует понятия Родины, а слово патриот они считают ругательным. Они, не стесняясь называют себя космополитами и у многих из них уже не только деньги переведены на Запад, но и дети и родственники увезены туда же. А ещё в Библии написано: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше!»
Именно они, стали главными врагами общей идеологии для российского государства потому, что нынешнее положение их вполне устраивает. Идеология, как отражение взглядов большинства, нужна прежде всего простым людям, народу, который именно с Россией связывает своё настоящее и будущее своих детей и внуков!
Остаётся сделать вывод – России необходима своя идеология, которая может не только сплотить народ, но и сделать его процветающей нацией!
Почему это необходимо? Да хотя бы потому, что любому обществу нужна общая социальная идея, общие взгляды на будущее своих детей и внуков, ради чего можно и нужно жертвовать эгоистическими интересами ради процветания общих интересов!
В сознании некоторой части российского народа по сию пору сохраняются остатки общинной идеологии по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости, в котором каждый трудится для всех и все для каждого, где с правом на любой нормированный общественно необходимый труд у каждого должно быть законодательно оформленное право на достойные человека нормы производимых в обществе и ежедневно необходимых каждому базовых средств для жизни по количеству и результатам квалификации своего труда, а не только на зарплату пропорционально труду, когда пропорции с потолка часто выдумывает капиталист или чиновник.
Но каким чиновникам и какому правительству будет выгодна такая идеология? Да и осознают ли они сейчас, что без объединяющей идеологии государство долго существовать не может, а когда они это осознают, то тогда будет уже поздно и страна опять развалится…