что такое государственные институты
Тема 7. Институты государственной власти.
Институты государственной власти.
Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.
Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.
В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.
Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.
Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.
Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.
Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.
Законодательная власть.
Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.
Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.
Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.
· законодательная – деятельность по принятию законов.
· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.
· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.
· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.
· Определение внешнеполитического курса государства.
Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.
Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.
Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).
Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).
Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).
Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).
Парламент состоит из трех основных структурных элементов:
1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.
2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.
3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.
Выделяют четыре стадии законодательного процесса.
1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.
2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:
· Флибустьерство – затягивание прений.
· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.
· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.
· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.
· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.
3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.
4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.
Основные отличия государственных вузов от негосударственных
Абитуриенты и без того озадачены выбором будущего места обучения. А тут задача усложняется еще и выбором типа вуза – государственный или частный. И на нашем телеграм-канале вы можете почитать обзоры некоторых заведений.
Одни считают, что государственные вузы давно устарели, и будущее – за частными, которым проще подхватить мировые тенденции. Другие выступают против частных, считая их нестабильными и непрестижными в отличие от государственных. Третьи убеждены в превосходстве федеральных вузов над всеми остальными.
За кем правда? Сегодня наша задача – узнать, чем отличается государственный вуз (университет) от негосударственного (частного), что же такое, в конце концов, федеральный вуз и чем он отличается от государственного и частного. А еще развеем с вами несколько мифов и стереотипов о частных вузах.
Государственный, частный и федеральный вузы: определения
Негосударственный вуз – вуз, который финансируется частными организациями без участия государства или с частичным участием (с аккредитацией или без). Частный (негосударственный) вуз создает физическое/юридическое лицо или их объединение в соответствии с законами РФ.
Государственный вуз – это университет с госфинансированием. Его учредителем всегда будет РФ или субъект Федерации.
Федеральный вуз – это вуз-гигант федерального округа, нередко состоящий из нескольких менее крупных государственных университетов.
Самое главное, чем федеральный университет отличается от государственного – все федеральные являются государственными, но не все государственные – федеральные.
Теперь давайте рассмотрим, так ли на самом деле существенна разница между государственным и негосударственным вузом.
Государственный и негосударственный вуз: разница и особенности
Специальность
У государственного и частного вуза чаще всего подготовка ведется по разным специальностям.
«Частники» уделяют больше внимания следующим специальностям:
Государственные университеты готовят специалистов более широкого профиля: инженеров, педагогов, творческих и т.д.
Поступление
Поступить в государственный вуз сложнее не только благодаря наличию бюджетных мест, стипендии и мест в общежитии, но и благодаря богатому выбору специальностей. В частных вузах нет стипендии, бюджетных мест (редко) и мест в общежитии, поэтому студенты не так рьяно рвутся поступить в частный. Следовательно и конкурс ниже.
Поступить в государственный вуз сложно еще и потому, что только тут существуют определенные льготы для некоторых категорий абитуриентов. Частные вузы не смогут предложить места в общежитиях, места для «целевиков» и т.д.
Стипендии
Бюджетники из государственных вузов могут претендовать на стипендию – денежные выплаты за хорошую успеваемость (с оценками 4 и 5 в зачетной книжке). Такая помощь незаменима для студентов из малообеспеченных семей и тех, кто вынужден жить на свои деньги без дополнительной поддержки и помощи.
Частные вузы не получают государственного финансирования. Учеба в частном вузе платная – и это одна из основных особенностей, которая отличает частный университет от государственного.
По «Правилам формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года N 1390), стипендиальный фонд частных организаций формируется Министерством образования и науки РФ при установлении таким организациям контрольных цифр приёма. То есть если в вузе есть бюджетные места, то и стипендии будут.
Качество образования
Раньше у преподавателей считалось более престижным работать в государственных университетах. Сегодня эта тенденция быстро меняется, так как в частных вузах значительно улучшились условия.
Работники обоих типов институтов проходят обязательную проверку и переквалификацию, получают сертификаты. Получается, что уровень предподавателей в частных и государственных вузах приблизительно одинаковый. Следовательно и студенты получают приблизительно одинаковый уровень образования.
Стоимость обучения
Всё зависит от престижа учебного заведения. В среднем же стоимость обучения в коммерческом вузе будет примерно такой же, как и при обучении на коммерческой основе на той же специальности в государственном вузе.
Особо одаренным студентам и в платном, и в государственном вузах могут сделать значительную скидку. Для этого студент должен иметь хорошую успеваемость и принимать активное участие в жизни вуза, представлять его на конференциях, участвовать в инновационных разработках и т.д.
Впрочем, в частных вузах встречаются и бесплатные места. В каких и сколько – будет зависеть от результатов открытого конкурса Министерства образования и науки РФ. Принимать участие в таком мероприятии могут только те вузы, которые получили лицензию на ведение образовательной деятельности.
Распределение
Еще одно ключевое отличие частного вуза от государственного состоит в том, что тут студентам не придется проходить обязательную стажировку на государственном предприятии.
В государственных институтах предусмотрена система обязательной отработки (для студентов бесплатных дневных отделений). И распределение очень редко бывает удачным. Впрочем, в некоторых случаях студентам разрешают находить места для отработки самостоятельно.
Техническое оснащение
Во многих государственных вузах с современными технологиями не всё радужно.
Более того, из-за государственного финансирования вузам вовсе не так просто выбить разрешение на приобретение той или иной технической новинки.
Частным вузам с этим намного проще: у них и средства на это есть, и мотивы. Чем лучше вуз оснащен технически, тем больше студентов он будет привлекать. Так что это в интересах учреждения образования.
Формы обучения
В государственном вузе преобладают классические формы обучения:
В коммерческих вузах можно отступить от стандартных форм и поэкспериментировать, применить инновационные методы и тем самым повысить мотивацию учащихся, их вовлеченность в общий образовательный процесс.
Электронные тесты, мультимедийные презентации, голограммы, 3D-технологии, круглосуточная связь с преподавателями в мессенджерах – можно использовать совершенно любые современные средства, которые вуз в состоянии себе позволить.
Сюда же можно отнести вопрос материально-технической базы. Если у бюджетного вуза есть в распоряжении только собственные ресурсы, частный вуз может позволить себе аренду высокотехнологичной лаборатории.
Сотрудничество
Хорошо, когда у университета есть связи с иностранными вузами. В этом случае студенты могут участвовать в разных программах обмена и конкурсах, стажировках, ездить на конференции.
Чаще всего такое сотрудничество ведут государственные вузы. Но и среди «частников» встречаются те, кто активно пробивает для своих студентов дорожку в других странах.
Признание диплома в других странах
Не все дипломы будут признаны за границей как действующие на территории страны, где находится студент. Каждый вуз нужно «пробивать» отдельно.
Однако с уверенностью можно сказать, что за рубежом котируются документы об образовании только государственного образца. Выбирайте вуз в аккредитацией – будет меньше проблем за границей.
Впрочем, не лишним будет изучить и требования страны к документам об образовании. Например, в некоторых странах принимают только легализованные документы (например, бумаги с апостилем или нострификацией).
Общежитие
Многие государственные вузы предоставляют своим учащимся общежития. Это удобно и выгодно для иногородних студентов, даже если обеспечить местами для проживания удается далеко не всех желающих.
Что касается частных вузов, то тут крайне редко встречаются те, у которых есть специальные жилые комплексы для учащихся.
Если такие и есть, то стоимость проживания будет выше. Правда, тут можно рассчитывать на условия получше, чем в бюджетной общаге.
Разрушаем стереотипы про частные вузы
Коммерческие высшие учебные заведения уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но у некоторых все еще остались предрассудки, которые давно пора разрушить.
Миф 1: в частном вузе учатся те, кто не смог поступить в государственный
Есть те, кто свято верит, что поступить в частный вуз проще. Следовательно, туда идут более глупые студенты.
Абсурд! Единственная правда в том, что конкурс здесь меньше за счет меньшего числа «плюшек» для студентов (стипендии, общежития и т.д.). Сложность экзамена, профессионализм преподавателей и уровень программ обучения ничуть не хуже (а в некоторых случаях – намного лучше), чем в государственных вузах.
Да, есть среди частных УО такие, куда могут поступить абитуриенты со слабой успеваемостью. Но такие же есть и среди государственных заведений, поэтому не стоит обобщать.
Миф 2: в коммерческом вузе дают знания низкого качества
Этот стереотип вытекает из предыдущего и довольно опасен. Дело в том, что такого мнения могут придерживаться будущие работодатели. Так, изучив диплом потенциального кандидата, они могут не принять его только из-за неверно сложившегося стереотипа.
На самом деле все индивидуально. Есть УО (не только коммерческие, но и государственные), дающие слабый уровень знаний. А есть те, кто быстро реагирует на изменение рынка, адаптируется под мировые и технологические нужды, использует новейшее оборудование и учит на нем своих студентов.
Более того, некоторые частные вузы выдают своим выпускникам двойные дипломы – отечественного и зарубежного образца, с которыми можно сразу выходить на работу без дополнительных легализаций и подтверждений.
Миф 3: в коммерческом вузе не бывает бесплатных мест
Хоть основную поддержку частные вузы получают от частных организаций-спонсоров, государство тоже может принимать в этом участие, выделяя бесплатные места для обучения особо одаренным или нуждающимся. В этом случае место для студента все равно является платным, только оплачивает его не сам учащийся, а его спонсор (организация, государство или частное лицо).
Например, в СПбГУП и РосНОУ есть бесплатные места, что говорит о высокой степени доверия к этим вузам со стороны Министерства высшего образования и науки.
Миф 4: работодатели не воспринимают дипломы частных вузов
На самом деле все зависит от того, какого вида диплом выдает определенный университет. Вот 2 момента, на которые стоит обращать внимание:
Если у коммерческого вуза нет аккредитации, то выпускник получает свидетельство не государственного образца, а собственного образца вуза.
Что это значит: это не обязательно свидетельствует о плохом уровне образования. Просто государство считает, что образование в этом УО не соответствует государственным стандартам.
Если же у частного вуза есть аккредитация, его диплом автоматически приравнивается по значимости к дипломам государственных по этой же специальности.
Аккредитация выдается не на вуз, а на программы конкретных специальностей. Аккредитации может не быть и в коммерческом, и в государственном вузе по некоторым программам специальностей. Так что перед поступлением внимательно изучите определенную специальность в выбранном вузе на наличие аккредитации. В последнее время работодатели все меньше внимания уделяют наличию диплома или его аккредитации. Для них важна способность мыслить определенным образом, наличие «софт скиллз», потому что в подавляющем большинстве случаев организация переучивает любого специалиста под себя
Миф 5: коммерческий вуз сам определяет стоимость обучения
В федеральных государственных образовательных стандартах четко сказано, что ни один вуз не имеет право устанавливать стоимость обучения ниже нормативных затрат, которые рассчитаны Министерством образования и науки РФ.
Но в пункте 5 статьи 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко сказано, что вуз может и снизить стоимость обучения. Правда, эту разницу университет должен взять на себя.
Миф 6: на обучение в коммерческих вузах не распространяется действие льгот
Согласно статьям 34, 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любые студенты имеют право на социальную поддержку при проезде на общественном транспорте, материальную помощь и прочие предусмотренные государством денежные выплаты независимо от типа вуза, в котором они обучаются.
Миф 7: студенты частного вуза не получают отсрочку от армии
По закону отсрочку от армии получают все студенты очной формы обучения по аккредитованной программе бакалавриата/специалитета/магистратуры, если это первое высшее образование.
Выходит, что главное не форма финансирования вуза, а есть ли у вашей программы аккредитация.
Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:
Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:
Государственный вуз (имеющий аккредитацию) | Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию) | |
Государственная аккредитация | ✔ | ✔ |
Государственный диплом (диплом установленного образца) | ✔ | ✔ |
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ) | ✔ | ✔ |
Отсрочка от армии | ✔ | ✔ |
Стипендии (при наличии бюджетных мест) | ✔ | ✔ |
Оплата обучения материнским капиталом | ✔ | ✔ |
Студенческие льготы | ✔ | ✔ |
Учреждён физическими и/или юридическими лицами | ✘ | ✔ |
Учреждён РФ или субъектом РФ | ✔ | ✘ |
Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции. Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д.
Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Институты государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и отличительные свойства института государства
Государство представляет собой в известном смысле абстракцию, поскольку не имеет материального, предметного воплощения. Говоря о действиях, функциях, политике государства, обычно имеют в виду конкретные его институты или совокупность таких институтов.
Под социальным институтом принято понимать форму организации совместной деятельности людей, с помощью которой реализуется какая-либо общественная функция.
В более узком значении институтом обозначают общественные учреждения либо организации. Так, социальными институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, церковь, средства массовой информации и т. п. институциональную составляющую можно выделить и применительно к феномену государства.
Институт государства (или государственный институт) – форма организации государственно-властной деятельности, посредством которой достигаются поставленные перед государством цели и задачи.
Можно назвать следующие свойства институтов государства:
Классификация институтов государства
Институты государства классифицируются в основном по сфере их деятельности (выполняемой функции государства).
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо данных традиционных институтов, нередко выделяются также армия (институт, обеспечивающий территориальную целостность и неприкосновенность государства) и церковь (в теократических и клерикальных государствах).
Роль институтов в механизме государства
Как известно, механизм государства включает в себя систему органов государства и их деятельность (в том числе принципы этой деятельности и обеспечивающие ее ресурсы).
Государственные институты, как правило, представляют собой крупные группы органов государственной власти. В отличие от последних, институты – более стабильная категория, в то время как конкретные образующие институт органы власти могут возникать и ликвидироваться.
Следовательно, институт государства соответствует значимым направлениям государственной деятельности безотносительно сферы такой деятельности. В рамках механизма государства категория института позволяет более абстрактно представить функционирование государственной власти.