что такое государственный механизм
Что такое государственный механизм
Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.
В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:
— это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;
— характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;
-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;
-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)
Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает:
· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.
Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.
Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.
Государственный механизм: понятие, структура
Государственный механизм – система государственных органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственные учреждения – это некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Например, организации образования, здравоохранения, библиотеки. Государственные предприятия – это коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр. монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.
Особенности структуры гос. механизма в России:
1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.
2. Принцип разделения властей проводится не в полном объеме. Президент стоит как бы над системой разделения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на «округа», назначив своих «полномочных представителей».
3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из «представителей» от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.
4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинение по уголовным делам в суде.
Механизм государства: понятие, признаки, структура
Механизм государства
Для осуществления задач и функций государства существует ряд специальных учреждений и органов, а также особый штат лиц, профессионально выполняющих работу, направленную на выполнение полномочий государственных органов.
Все эти государственные служащие, учреждения и государственные органы представляют собой механизм государства. С помощью данного механизма государство обеспечивает правопорядок и законность, гарантирует свободы и права рядовых граждан, занимается урегулированием спорных ситуациях при несовпадении интересов различных групп населения.
Способность государства удовлетворять различные виды насущных потребностей граждан и своевременно реагировать на появляющиеся проблемы в большей мере зависит от того, насколько грамотно организована работа государственных учреждений и органов. Одна из основных особенностей таких органов заключается в том, что их деятельность опирается на возможность государственного принуждения и носит властный характер.
Данная особенность реализуется с помощью законов и специальных органов: полиция, тюрьмы, армия, суд.
Естественно, в демократическом государстве политическая власть может осуществляться непосредственно самими гражданами, посредством выборов, референдумов и т. д. Это также является одной из составных частей механизма государства. Однако главное место в механизме государства все-таки занимает государственный аппарат, который представлен совокупностью связанных между собой государственных органов и работающих в них государственных служащих, которые занимаются осуществлением государственной власти.
Отсюда можно сделать вывод, что признаком каждого государства является наличие механизма государства, который представляет собой систему учреждений и органов государства, которые наделяются властными полномочиями и создаются для осуществления государственных задач и функций.
Само государство не может существовать без государственного механизма, так как его олицетворяют именно государственные органы, через которые производится руководство обществом и осуществляется государственная власть.
Структура механизма
Понятие «механизм государства» допускается использовать в узком и широком смысле.
В узком понимании «механизм государства» тождественен понятию «государственный аппарат».
В широком смысле в данное понятие включается вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства. В таком рассмотрении механизм государства состоит из государственных предприятий, государственных учреждений и государственного аппарата.
Государственные предприятия являются неотъемлемой частью структуры государственного механизма и существуют для ведения хозяйственной деятельности, например, для осуществления различных услуг населению или изготовления товаров (предметов) первой необходимости.
Деятельность государственных учреждений направлена, в первую очередь, на выполнения функций государства в сфере здравоохранения, образования (школы, институты), в сфере науки, экономики и т. д.
Государственный аппарат – это система государственных органов, которая занимается осуществлением государственной власти и наделяется для этого властными полномочиями.
Понятие, признаки и элементы механизма государства
Отличить механизм государства от прочих политических институтов возможно по его характерным чертам, которые влияют на государственную власть или участвуют в ее осуществлении.
Признаки механизма государства:
Что такое государственный механизм
1. Механизм государства: понятие и структура
Характерные признаки механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Структура государственного механизма
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства
Природа и назначение государственного механизма
Государство как сложная социальная система со своими элементами — публичная власть, граждане, территория и границы, общие дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом сообществе — выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным. Управление государственными делами требует высокой организованности и компетентности, профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и масс людей, рационально использовать ресурсы общества.
Как же этого можно добиться? Путем обеспечения строгой структурной и функциональной связи всех элементов государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства, о его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы. Сказанным объясняется использование понятия «механизм государства» для отражения соответствующих государственно-правовых явлений, процессов и действий.
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть — партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат».
Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил приводит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989—91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные изменения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к территориальному устройству и построению региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медленно меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом поучителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны.
Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий: а) обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; б) последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; в) правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; г) поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; д) способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.
В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.
Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений.
Государственный механизм действует и развивается не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере экономики и социального развития. И вместе с тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство контролирует реализацию переданных полномочий.
Взаимодействие механизма государства с местным самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной власти. Реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественными объединениями граждан — партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договоренности между госорганами и объединениями граждан приводят в итоге к общественному согласию. Оппозиционные действия и политическое давление нередко порождают конфликты.
Для гражданского общества и механизма государства ключевой проблемой является доверие и поддержка населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет государственный механизм. Подчас его жесткие действия и бюрократический стиль порождают отчуждение от власти и создают «плохие образы» ее институтов.
Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства, творческих союзов и др.). Это позволяет правильно сочетать публичные и корпоративные интересы.
Неумелые действия должностных лиц и государственных органов и учреждений, плохое владение ситуацией нередко порождают скорее «протестные», чем позитивные формы политического участия граждан. Поэтому нужно создавать подлинно демократический стиль отношений между властями и населением. Гласность, доступность и высокая политико-правовая культура служат средствами решения этой задачи.
Составные части механизма государства
Рассмотрим подробнее элементы государственного механизма. Важнейшее место занимают органы государства. В теории организаций разработаны характеристики организаций. Это сознательно координируемые социальные образования с определенными границами, функционирующие на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Им присущи комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации. Эти признаки сочетаются с юридической характеристикой.
Орган государства есть структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций. Для органа государства характерны следующие признаки: а) закрепление компетенции и наличие властных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обязательные правовые акты и давать обязательные предписания; б) структурная обособленность в виде самостоятельной организации; в) наличие постоянного персонала, государственных служащих; г) материально-финансовое обеспечение деятельности органа.
Существует немало разновидностей государственных органов. Каждая их разновидность образует своеобразную систему со своими специфическими функциями, взаимоотношениями, актами и т.д. Объединение таких систем дает качественно новое образование — государственный аппарат. Аппарат государства есть система взаимосвязанных государственных органов, выполняющих функции государства. Он построен и функционирует в нашей стране на основе принципов народовластия, верховенства Конституции и законов, федерализма, разделения властей, децентрализации и деконцентрации. Эти принципы конкретизируются применительно к разным государственным органам. Например, в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» закреплены основные принципы деятельности Федерального Правительства, в статьях 5-9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» — принципы осуществления судебной власти.
Внутри государственного аппарата можно различать следующие виды органов:
б) конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти органы являются своего рода первичными органами государственной власти, статус которых установлен в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации;
в) государственные органы, образуемые вышеназванными органами государственной власти и получающими «функциональный мандат» именно от них. Такова, например, Счетная палата, создаваемая палатами Федерального Собрания, контрольно-счетные палаты в субъектах Федерации;
г) обслуживающие государственные структуры, например Администрация Президента Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации.
Важнейшим основанием для классификации государственных органов служит их конституционное деление. Единая государственная власть, в основу которой заложен принцип народовластия и приоритета институтов прямой демократии, разделяется по структурно-функциональному признаку.
Президент страны является главой государства и гарантом Конституции. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент обеспечивает государственную целостность и согласованное функционирование органов государственной власти. Институт Президента находится как бы над властями и одновременно взаимодействует с каждой из них в соответствии с Конституцией и законодательством. Вместе с тем объем полномочий Президента неодинаков в разных странах. Например, он шире у Президентов США и Франции и уже у Президента ФРГ.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную стало общепризнанной концепцией и конституционным принципом устройства государства. Вместе с тем оправдан акцент на взаимодействие властей, как это сделано в Конституциях Молдовы и Польши. Развиваемый Советом Европы принцип субсидиарности, «дополнительности» способствует более гибкому сотрудничеству властей всех уровней, начиная с местного самоуправления. И это позволяет оценить «ветви власти» в более широком контексте, не сводя их к тем или иным органам.
Законодательная власть означает функционирование представительных и законодательных органов, строго регламентированный законодательный процесс, отношения депутатов и избирателей, систему выборов. Конечно, ядром ее выступают парламенты. В России это Федеральное Собрание с двумя палатами — Государственной Думой и Советом Федерации и их регламентами. Законодательная деятельность является для него главной функцией.
Так, в 1998 г. Государственная Дума провела 82 пленарных заседания, 66 заседаний Совета Думы, свыше 800 заседаний комитетов, на которых рассмотрено более 3,5 тыс. вопросов, 90 парламентских слушаний, 110 заседаний согласительных и специальных комиссий. Контролировалось выполнение почти 3 тыс. депутатских запросов. Рассмотрено около 600 законов, приняты в третьем чтении 196. Совет Федерации провел 13 заседаний, рассмотрел 250 законов и одобрил около 200.
В субъектах Российской Федерации действуют свои законодательные органы — Государственные Собрания, областные думы и т.п.
Исполнительная власть всегда находится в центре общественной жизни. Поводов для этого много, ибо на исполнительную власть приходится основной объем работы по управлению государственными делами, и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления об исполнительной власти мешают ей эффективно действовать. То она «обрастает» бюрократизмом и разлагается коррупцией, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с законодательной властью. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные решения, и действия в экономической, политической и социальной сферах.
Для чего нужна исполнительная власть? Во-первых, для осуществления государственного управления и регулирования. Во-вторых, для обеспечения прав и интересов граждан. В-третьих, для оперативного решения государственных дел. В-четвертых, для исполнения законов. Таково ее предназначение и выделяемые для этого средства (материальные и финансовые ресурсы), мощная и разветвленная структура, корпус управленцев, информация.
В нашей стране острая критика последних лет и проводимые реформы привели к явной недооценке государственного управления и регулирования. Управление резко ослабло, и ему мало помогают многочисленные указы и постановления «о государственной поддержке». Между тем очень важны правовое регулирование, функциональные правила и режимы, прогнозы, информационное обеспечение, консультативно-методическая помощь в механизме государственного управления.
Исполнительная власть призвана обеспечивать повседневное управление государственными делами, к тому же на высоком профессиональном уровне, и исполнение законов.
Происходят изменения в концепции исполнительной власти. Долгие десятилетия органы исполнительной власти были крепко соединены с представительными органами, что нельзя признать абсолютно ошибочным. И тогда их называли исполнительно-распорядительными, причем связывали именно с ними государственное управление. В последние годы критика административно-командной системы сопровождалась явной недооценкой аппарата управления и его кадров. Нигилизм привел к ослаблению управленческих связей и рычагов воздействия, что осознается явно с опозданием в условиях формирования рыночной экономики.
Принятие Конституции РФ и конституций, уставов ее субъектов, новых законов отразило иные концептуальные подходы. Понятие «органы государственного управления» заменено понятиями «исполнительная власть» и «органы исполнительной власти», которые нельзя отождествлять. Закрепление принципа разделения властей привело, с одной стороны, к признанию самостоятельности этой ветви власти, к ее большей независимости от представительных органов.
Вместо «двойного подчинения» — функциональные связи по вертикали, которые оказались ослабленными. В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Но это не универсальная система, ибо ее единство очерчено рамками предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Вне их последние самостоятельны, и данное обстоятельство нужно полностью учитывать.
Система исполнительных органов существенно изменилась в связи с общими экономическими и социальными преобразованиями, когда исчезли или видоизменились многие прежние органы и появились другие. Новые регулятивные функции управления привели к созданию органов по управлению госимуществом, налоговых, таможенных органов. Правда, специализация иногда оказывается чрезмерной.
Наряду с этим заметна тенденция большего взаимодействия исполнительных органов с инфраструктурой экономики. Стало необходимым укрепить партнерство с банками, фондами, институтами предпринимательства, государственными акционерными обществами. Здесь еще предстоит многое сделать.
В то же время многочисленные перестройки системы исполнительных органов не устранили некоторых ее пороков. Это — отсутствие или игнорирование четких критериев построения органов с учетом объема и характера функций, объектов управления. Это — дробление и множественность органов, в частности комиссий, советов при Президенте, Правительстве, министерствах. Это — недооценка схем и процедур управления в отраслях, комплексах, регионах, которые помогли бы упорядочению управленческих «сигналов» и «действий».
Не урегулированы до конца взаимоотношения органов исполнительной власти «по уровням». В Конституциях республик урегулированы лишь некоторые вопросы организации исполнительных органов, преимущественно Кабинетов Министров. В уставах краев, областей подробнее регулируется статус губернатора, правительства и администрации. Ими же определяются функции отраслевых департаментов, управлений и отделов, и нередко это делается вне связи с положениями об одноименных федеральных министерствах, ведомствах. К тому же обилие территориальных органов последних осложняет управление на территории края, области. Тут возможны межрегиональные координационные структуры, укрупнение органов, регламенты взаимодействия органов разных уровней, согласительные процедуры.
Бесспорно, от органов исполнительной власти во многом зависит эффективность управления государственными делами. Она достижима, если верно определены их функции, четко разграничены полномочия, установлены процедуры взаимодействия, основания и виды ответственности.
Судебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства. Иными словами, и здесь организация и функционирование власти означает использование комплекса элементов. Главным из них является построение судебной системы. В нашей стране действуют федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации». Подготовлен федеральный закон о судах общей юрисдикции. Готовится концепция административной юстиции.
Судебные органы в разных странах построены неодинаково. Во Франции, Австрии, Германии хорошо развита система административных судов. В США и Великобритании нет отдельных конституционных судов. Нередко общие суды весьма специализированы по категориям дел — налоговые, земельные, трудовые, для несовершеннолетних и др.
Еще две разновидности государственных органов — органы, «производные» от других, обслуживающие структуры — предназначены для выполнения специальных функций. Подробнее о них рассказывается в курсах конституционного и административного права.
Поясним природу и назначение такого элемента государственного механизма, как публичные службы и корпорации. Выше отмечалось применение этих понятий в иностранном праве. Для нашей страны также характерны публичные службы, выражающие структурно и функционально объединенные массы граждан и соответствующие организации. В их рамках существуют свои звенья, соподчиненность, персонал, нормы поведения. Но предназначены они для обеспечения публичных интересов.
Можно выделить три таких структуры. Во-первых, армия, милиция, налоговая полиция, пограничные, железнодорожные войска как жестко организованные и централизованно управляемые структуры. Их назначение — охрана правопорядка и обеспечение законности и безопасности, обороны страны.
Специальное законодательство посвящено их статусу.
Во-вторых, публичные службы, призванные оказывать общественные услуги. Это — системы телефонной, телеграфной, почтовой и электронной связи, это — транспортные системы. Это — энергетические системы, это — системы жизнеобеспечения населения.
В-третьих, государственные корпорации типа Газпром, ЕЭС-Россия, Водохозстрой, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования.
Все вышеназванные публичные службы и корпорации находятся исключительно или преимущественно в государственной и муниципальной собственности. Данное обстоятельство облегчает их гибкое использование в общественных интересах. Оно обеспечивается, в частности, ст. 426 ГК о публичном договоре, когда обязательность его заключения обусловлена характером работ и услуг коммерческой организации и обязательными правилами (утверждаются Правительством РФ).
Рассмотрим такой элемент механизма государства, как процедуры принятия государственных решений. Именно они придают динамичный смысл деятельности госорганов и публичных служб, поскольку правильное/И своевременное решение экономических, социальных и политических задач является важнейшим показателем ее эффективности. Государственные решения принимаются на разных уровнях и с помощью различных процедур, вид которых определяется характером субъекта права и содержанием решений. Закон и иные акты устанавливают процедуры.
Можно классифицировать процедуры принятия государственных решений следующим образом: а) процедуры выборов, референдума и народных собраний, когда прямое волеизъявление граждан служит непосредственным источником решений; б) процедуры самостоятельного принятия решений каждым государственным органом, с использованием для этого Регламента, Правительства, правил принятия ведомственных актов и т.п.; в) совместное принятие решения несколькими субъектами права; г) согласованное принятие решений (в рамках бюджетного процесса и т.п.); Д) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений типа СНГ, Союза России и Белоруссии, ЕС.
Весьма своеобразны процедуры выработки и принятия важнейших государственных решений в разных странах. В России в законодательном процессе участвуют такие структуры как Объединенная Комиссия по координации законодательной деятельности и Полномочное Представительство Правительства РФ в Федеральном Собрании. Во Франции действует Экономический и Социальный Совет, который по запросу Правительства дает заключения на проекты законов, ордонансов или декретов, а также любых планов или программных законопроектов экономического или социального характера. В Конституции Испании закреплено право государственной инициативы в экономической деятельности, планирование общей экономической деятельности, статус Счетной Палаты.
Деятельность государственных органов и публичных служб и корпораций, принятие и реализация государственных решений невозможны без ресурсного обеспечения. Оно выступает важным элементом механизма государства и включает в себя:
а) управление государственной собственностью;
б) регулирование бюджетно-налоговых отношений;
в) использование природных ресурсов;
г) материально-техническое обеспечение;
д) режимы использования людских ресурсов, имея в виду законодательство о труде, о занятости и т.д.
Ресурсному обеспечению посвящены специальные законы и иные правовые акты, а также госорганы. От его накопления, приумножения и рационального использования во многом зависит функционирование других элементов государственного механизма.