что такое грамота в школе

Занятие по кружку Родное слово «Что такое грамота?»

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

1 стр. Что такое грамота?

Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», умение читать и писать.)

В народе издавна говорят: « Грамота – второй язык». Раньше люди были неграмотными и стремились, мечтали учиться, тянулись к знаниям. Люди понимали что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и «ученье – свет, а неученье – тьма».

В наши дни грамотность стала всеобщей. Право граждан на образование закреплено конституцией.

В старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать – грамотным.

В наше время, что такое грамота?

Отрывок из стихов «Эпистола о русском языке» 1747 г. А.П. Сумарокова.

Письмо, что грамоткой простой народ зовёт,

С отсутствующими обычную речь ведёт:

Быть должно без затей и кратко сочиненно,

Как просто говорим, так просто изъяснено,

Но кто не научен исправно говорить,

Тому и не без труда и грамотку сложить.

В каком значении употребляется слово грамота?

1) Под его (Савельича) Надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.

2) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

3) Грамотный человек ( Умеет читать и писать).

4) Грамотный инженер ( Обладает знаниями в своей работе).

5) Грамотный ученик (Грамотно правильно умеет читать, писать и говорить).

Какую роль играет в письменном общении почерк?

О грамоте и больной ноге.

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

— Да разве пишешь ты ногой?- неграмотный спросил.

— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Отрывок из рассказа А.Раскина (стр. 31)

Как учили грамоте на Руси.

Какой была древнерусская школа?

Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная клетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все сидят за его ответом по книге. Тут же другой ученик, в чём-то провинившийся, ожидает наказания. Учебный день продолжается долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера.

Каждый учил своё вслух. Недаром пословицу сложили «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Учили каждую букву по её названию.

А – аз – (я) Б – буки – (буква) В – веди – (знаю) Г – глаголь – (говори) Д – добро Е – есть Ж – живот – (жизнь).

Учили названия по порядку, затем вразбивку. Потом переходили к чтению складов.

Назвали букву, а потом произносили слог. После складов в две буквы или склады в три буквы. И потом только переходили к чтению связного текста.

А.С. Пушкин в своё время писал: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки и т.д. отдельные слова, выбранные только для звука. Азбука сложение первых двух букв. Как церковный грамотей в старину учил детей.

Грамоте учиться всегда, пригодиться.

Грамматика – наука о строе языка. Наука это древняя, начало её было положено примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии.

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный в Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым. В те далёкие времена ещё не существовало развитой грамматической терминологии, которой располагаем мы теперь, потому грамматические понятия давались описательными

.Несколько позже, в 1596 году, Лаврентием Зизанием была напечатана грамматика.

В 1648 году была издана в Москве грамматика Смотрицкого. По ней учился Ломоносов.

В 1755 году он сам создал «Российскую грамматику». В ней были правила правописания.

«Все науки – в грамматике нужды имеют». С. Маршак «Письмо» стр. 45

Источник

Как подготовить ребенка к школе: грамота и счет

Новые программы и электронные пособия для дошкольников: буквы, цифры и игры

Не за горами сентябрь, и ваш ребенок впервые пойдет в школу. Чтобы обучение не стало стрессом для малыша, начните готовить его к школе заранее. Методисты первого в России специализированного супермаркета электронных образовательных материалов «Индигос» позаботились об этом и составили специальный набор программ, который поможет обучить малыша грамоте и счету.

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

В школе детей ждет много нового, поэтому сразу одолеть все предметы маленькому ученику будет непросто. Даже занятия по родному языку могут представлять трудности. Чтобы малышу обучение русскому языку давалось легче, к школе ему необходимо:

Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:

Многие умения и знания ребенка формируются воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас есть немало электронных программ, которые помогут в этом.

Помимо русского языка малыш должен освоить и азы математики. Вот что ребенок должен знать и уметь:

Все эти навыки малыш освоит в игровой форме вместе с электронными пособиями. Запомните, до поступления в школу главное для детей — это игра, через игру они способны освоить многое, игра может увлечь и заинтересовать. Главное, не давите на детей, ведь так можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих — гулять не пойдешь». Между ребенком и родителем должны быть доверительные отношения, ребенку должно нравиться то, что он делает. Вместе с Индигос учеба превращается в веселую игру! Учитесь вместе с Индигос!

Источник

Конспект урока по обучению грамоте на тему» Что такое грамота» ( 1класс)

Тема: Что такое буквы?

1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.2.9.2 понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных)

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

Трехъязычие: әліпби​​​ алфавит alphabet

Сели на странички 33 сестрички.
​Сели рядом – не молчат, нам загадки говорят.

Подумай, что это за сестрички, которые помогают тебе читать и писать! (это буквы)

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Звуки мы произносим и слышим

На письме звуки обозначаются буквами
​Буквы мы видим и пишем

2. Измени одну букву.

Изменился ли смысл слова?

Вывод: Вот как важно при письме писать буквы в слове точно! Иначе изменится смысл

Давай вспомним, от чего зависит количество звуков в слове

(если в слове есть мягкий знак, то звуков будет меньше чем букв; мягкий знак звука не обозначает)

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Алфавит, или азбука, – это 33 буквы,
​расположенные по порядку

Выучи наизусть стихотворение

АБВГДЕЁ – знайте место все своё,
​ЖЗИЙКЛМ – вспоминайте, кто за кем.
​НОПРСТУ – стойте дружно на посту.
​ФХЦЧШ и Щ – собирайтесь не спеша.
​Ъ Ы Ь – станьте рядышком вот так.
​Торопитесь, ЭЮЯ!
​Вот и в сборе вся семья.

Ещё раз повтори алфавит

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Тетрадь Выполни задание Запиши слова в алфавитном порядке

Заяц, арбуз, стол, вода, язык, хорошо, кафе, урок.

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Тетрадь Выполни задания

Сфотографируй выполненное задание и пришли мне. Я жду с нетерпением

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Номер материала: ДБ-1241270

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи

Время чтения: 1 минута

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах

Время чтения: 2 минуты

что такое грамота в школе. Смотреть фото что такое грамота в школе. Смотреть картинку что такое грамота в школе. Картинка про что такое грамота в школе. Фото что такое грамота в школе

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи — звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.e. писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т.e. читать.

Произношение каждого из осн., звуков определяется условиями его сочетания с другими Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает понимание читаемого слова, текста Единицей произношения и чтения может быть только слог (сочетание звуков), чтение по буквам искажает звуковую форму слов Поэтому чтение происходит с учетом норм сочетания звуков речи Письмо как процесс требует точного звукового анализа слов и знания графич. и орфографич. норм обозначения звуков данного языка.

О г. строится как процесс сознат усвоения произношения в словах осн. звуков родного языка и обозначения их буквами, опирается на восприятие состава и последовательности звуков слов (звуковой анализ) и воссоздание звуковой структуры слов по графич. знакам (звуковой синтез). В методике О г. соотношение звукового анализа и синтеза не сводится к разложению слов на звуки и соединению тех же звуков (названий звуков) в слова. Звуковой синтез требует особых приемов, ведущих к осознанию учащимися звукового состава прямого слога и сущности слитного произношения согласного и гласного в прямом слоге.

Исторически способы О г. сводятся к четырем основным буквослагательно-му, слоговому, разновидностям звукового и «методу целых слов». Наиб. ранний, буквослагательный, способ О г. известен со времен Др. Греции и Др. Рима, в России он применялся в 16 — сер. 19 вв. В основе этого способа обучения лежало выделение единицы членения текста — буквы, но представление о звуковом составе слов оставалось упрощенным буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Поэтому при О.г. главным было заучивание букв, составление из них слогов, слоги заучивались, и учащиеся читали слова сначала «по складам», потом «по верхам» (без называния букв) и, наконец, по заученным слогам. Не понимая, как из «складов» получаются слова, учащиеся заучивали их наизусть. К письму приступали после освоения «складов», начиная снова с письма букв, потом слов и фраз. Таким способом О.г. могло длиться годами. Рус. педагоги вносили в О г. изменения до 18 в слоги давались гл. обр. по алфавиту, в эпоху Петра I был введен гражд. шрифт и упрощены названия букв, в буквари вводились картинки и слова на каждую букву, что позволяло как-то связывать буквы со звуками.

Буквослагательный способ приводил к побуквенному чтению, в связи с чем в методике О г. был выделен слоговой способ запомнив все или неск букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них (без складывания из букв) Этот способ требовал механич. заучивания многочисл. слогов всех типов. Наилучший вариант способа, разработанный Г Кремлевым (1854), основывался на заучивании группы гласных, с к-рыми потом последовательно сочетался каждый согласный, такой принцип «подобия» подводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа, но главным оставалось запоминание слогов. В совр. школе при О г. применяется чтение слогов по подобию, слоговые таблицы служат для закрепления результатов звукового анализа и формирования слогового чтения Буквослагательный и слоговой способы рассматриваются как синтетические (от букв и слогов к составлению слов, т с от части к целому).

В 40-х гг. 19 в в России появился звуковой аналитич. способ О г. (впервые разработан в 30-х гг. франц педагогом Ж Жакото), распространявшийся В А Золотовым и Ф Д Студитским. В рус. школе он не привился «Метод целых слов» возник в нач. 20 в в США и связан с особенностями англ. языка (в к-ром до 80% односложных слов, существительные не склоняются и др.). Метод требует зрительного запоминания большого кол-ва слов и их графич. изображения без расчленения на звуки и буквы. После двухмесячного накопления слов начинается их звуковой анализ, что и сближает этот способ со звуковым аналитическим (в последнем случае О г. начинается со звукового анализа целых слов). В России этот способ О г. применялся в 1918—31 при комплексной системе обучения. В чистом виде «метод целых слов» в рус. школах не использовался, хотя и был выпущен ряд букварей, построенных по этому «методу». Опыт показал, что для рус. языка он непригоден в письме учащихся стали обычными пропуски букв и слогов, в чтении — ошибки угадывания, снизилась грамотность, механич. заучивание слов до чтения привело к удлинению сроков О.г.

Автором звукового способа О г. был нем педагог Г Стефани (нач. 19 в), определивший понятия «звук», «буква», «название буквы», он применял прием «звукосочетания» — протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространен H А Корфом, он ввел также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе, но в способе О г. преобладал синтез. Звуковой способ способствовал сокращению срока О г. до 4 мес, а по мере его совершенствования — до 3—2,5 мес. Этот способ применялся десятки лет, но недостаточные в то время знания о звуках приводили на практике к звукосложению, т с превращали его в буквослагательный способ.

Переходным к звуковому считается способ Л H Толстого, отрицавшего искусств произношение отд. звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги Одновременное обучение письму и чтению сближает этот способ О. г. с аналитико-синтетич. звуковым.

Создателями наиб. рациональных вариантов звукового аналитико-синтетич. способа были: в Зап. Европе — Ф. Дистервег, К. Фогель и др.; в России — К. Д. Ушинский, к-рый исходил из задачи всестороннего развития ребёнка и свой метод «письмо — чтение» разработал как анализ живой речи. Его «Родное слово» и руководство к нему (1864) рекомендовали начинать О. г. с различения гласных и согласных в словах и их обозначения буквами. Выделенные первые 3 согласные сопоставляются в разл. словах, затем по порядку изучаются 8 гласных, выделенных из односложных слов. К двусложным и многосложным словам переходили с разделением слов на слоги, в к-рых учащиеся определяли гласные. Согласные выделялись из простых слов, включавших известные детям гласные. К чтению всегда переходили на основе звукового анализа слов и их записи: письмо-анализ предпосылалось чтению-синтезу. Это определяло построение урока. Широко применялось сопоставление звуков и их сочетаний в словах.

Последователи Ушинского — В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, В. А. Флёров — обогатили и преобразовали его метод. ввели новые приёмы, изменили порядок изучения звуков. Вахтеров и Флёров положили в основу О. г. вместо письма составление слов из разрезной азбуки, особое внимание уделили мягким сочетаниям и стечению согласных, изменили этапы и типовой урок О. г. Они разошлись в вопросе о слиянии звуков (Флёров отрицал его, заменив чтением «по подобию»).

Разновидностью метода «письмо — чтение» является метод «живых звуков», разработанный И. Н. Шапошниковым (1923). О. г., по Шапошникову, проводилось без букваря, исходное его положение — «только тот читает, кто различает звуки речи» — имело важное значение для методики О. г. с точки зрения интересов обучения рус. языку в целом.

В школе Рос. Федерации используются следующие приёмы звукового аналитико-синтетич. способа обучения рус. грамоте, первоначально предложенные Ушинским: нахождение заданного звука в словах; подбор слов на заданные звуки; расчленение слов на слоги и звуки; составление слов из слогов и звуков (букв); замена и перестановка звуков в односложных словах; наращивание звуков в начале или конце слов и др. Вопрос. о слиянии звуков не возникал в методе Ушинского, потому что звуковой анализ слов с последующим слого- и словоизменением — важнейший способ формирования «действия слогового чтения».

С 1936 О. г. велось по рус. букварям А. В. Янковской-Байдиной, А. И. Есипо-вой-Воскресенской, С. П. Редозубова, Н. А. Костина. Под руководством Редозубова был обобщён позитивный опыт исторически сложившихся методов О. г. с учётом данных науки о языке (И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Богородиц-кии, Л. В. Щерба и др.), изменены способы изучения звуков речи, особенно мягких согласных, упорядочено введение в процесс чтения слогов и слов усложняющейся структуры (по этапам). В 1966 в школах стал применяться букварь, составленный под руководством Л. К. Назаровой и Н. В. Архангельской. Методика, организация и способы обучения по этому букварю совершенствовались за счёт тщательного учёта разной подготовленности учащихся к овладению чтением. Такой подход к О. г. пропагандировался с 1964 и подкрепился изданием «Спутника букваря» (Назарова- ). На развитие способов О. г. в Рос. Федерации повлияли работы Д. Б. Эль-конина, давшего определение «фонематического слуха», чтения, соотношения звукового анализа и чтения (синтеза). В О. г. был выделен спец. подготовит, период, служащий для ознакомления учащихся со звуковой и слоговой структурой слов до изучения букв и перехода к чтению. Эта система отразилась на содержании уч. пособий.

Система и способы О. г., разработанные авторами рус. букваря (изд. с 1982; наиб. массовый в школах с обучением на рус. языке в нач. 90-х гг.) В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, имеют ряд отличит, особенностей. В подготовит, (безбукварный) период вводятся схемы-модели звуковой и слоговой структур слов с учётом связанности звуков в слове. Обучение звуковому и слоговому анализу слов продолжается в основной (или букварный) период О. г., когда вводятся обозначения звуков буквами. Звуки и буквы вводятся по принципу их частотности в словах рус. языка (за исключением группы осн. гласных). Применяется звуко-слоговой аналитико-синтетич. способ О. г., так как за основу чтения берётся открытый слог, слово произносительно разделяется на звуки и слоги (анализ) и первоначально прочитывается тем же способом. Однако в процессе обучения происходит объединение групп звуков в слоге и слове на основе опоры на гласные и слоеное ударение. Авторами разработан ряд зрительных ориентиров, помогающих детям правильно прочитывать слова разной звуко-слоговой структуры. наиб. совершенные способы обучения чтению прямого слога разработаны Д. С. Фоминым (1985) и введены в практику Л. К. Назаровой («Таблицы по обучению грамоте», 1987; «Родничок», 1994).

Основной (букварный) период О. г. включает четыре последоват. ступени. На первой дети учатся читать сообщёнными им приёмами, ориентируясь на гласные и на слияния звуков в словах; читать по слогам и в целом слова в простых текстах. Гл. внимание уделяется прочитыванию слов по слогам и с ударением.

На той же первой ступени дети продолжают учиться анализировать слого-звуковой состав слов с применением схем-моделей, рассказывать по картинкам и их сериям, составлять предложения и выполнять разные упражнения по составлению слов из слогов (часто в игровой форме), учатся писать первые слоги и слова.

На второй ступени учащиеся получают возможность читать предложения и короткие тексты, включающие как пове-ствоват., так и вопросит, предложения; учатся классифицировать гласные и согласные звуки. Объём текстов возрастает, и дети учатся выборочному чтению, разбору текста по вопросам, пересказу прочитанного, чтению текста про себя, связному чтению перед классом. В уроки письма (кроме списывания) включаются разного рода диктанты, письмо по памяти.

На третьей ступени возрастает объём читаемых текстов и их кол-во для чтения на уроке. Более широко вводится чтение по дидактич. материалам. Хорошо читающим и быстро продвигающимся в чтении учащимся предлагаются тексты из «Спутника букваря» или др. книг такого же типа. Происходит интенсивное развитие связной речи учащихся. В уроки письма включаются творческие работы (дописывание незаконченных предложений и т. п.).

На четвёртой ступени осн. виды работы на уроке основываются на содержании текстов букваря и др. Заканчивается процесс противопоставления твёрдых и мягких согласных звуков, изучаются шипящие, осваивается чтение и написание сочетаний с ними. Всё большее место занимает самостоят. чтение текстов для подготовки выразит, чтения их перед классом. В уроки письма систематически вводятся наблюдения над графикой и орфографией; этому способствуют слуховые диктанты, письмо по памяти, письмо с заданиями. Работа на занятиях О. г. индивидуализируется.

В О. г. применяется комплекс уч. пособий, позволяющих учитывать разл. подготовленность учащихся к обучению: букварь, таблицы, классная и индивидуальная разрезная азбука, картинки для развития речи учащихся и др. Учёт разной подготовленности учеников при О. г. требует условного разделения учителем класса на группы: хорошо читающих, читающих по буквам, нечитающих. Группы не остаются постоянными, возможно повышение трудности заданий для каждой группы учащихся и для отд. детей.

Объединённый общей тематикой урока материал для чтения, с к-рым учащиеся разных групп работают самостоятельно, в определённые моменты урока включается в коллективную деятельность класса. На этой основе происходит обогащение и развитие представлений о предметах, фактах, событиях, полученных учащимися из текстов букваря или таблиц и иллюстраций. На нач. этапе О. г. детей 6 лет решающее значение приобретает дидактическая игра.

Совр. методика и организация О. г. комплексны: на материале букваря и системы средств обучения происходит нравств. и эстетич. воспитание и развитие учащихся.

Лит.: Афанасьев П. О., Хрестоматия по истории методов преподавания рус. языка в нач. школе, М., 1941; К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении фа-моте, [сост. С. П. Редозубов], М., 1941; Редозубов С. П., Методика обучения чтению и письму в нач. школе, М., 1961; Назарова Л. К., Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, М., 1965; Эльконин Д. Б., Как учить детей читать, М., 1976; Горецкий В. Г., КирюшкинВ. А., Шанько А. Ф., Метод. руководство к букварю, М., 1982; ВашуленкоН. С., Назарова Л. К., Скрипченко Н. Ф., Букварь. Для подготовит, классов общеобразоват. школ, К.; Назарова Л., ФонинД., Обучение чтению прямого слога, НШ, 1985, № 6; Назарова Л. К., Развитие методики рус. грамоты в сов. школе за 70 лет, НШ, 1987, J 11. Л. К. Назарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *