что такое гран при в формуле 1
Спринт в Формуле-1: Что это такое, как будут начисляться очки, зачем он нужен
В 2021-м году в Формуле-1 появится совершенно новый формат гонки – это квалификационный спринт. В апреле руководство «королевских гонок» утвердило, что уже в текущем сезоне будет проведено три спринта, а через год их может стать шесть. Рассказываем о том, что такое квалификационный спринт.
РЕГЛАМЕНТ И ФОРМАТ
Квалификационный спринт – это мини-гонка на 100 километров. Предполагает, что она будет длиться примерно 25-30 минут. По итогу этой гонки победитель получит три очка, два очка – обладатель второго места и одно – финишировавший на третьем месте. При этом во время спринта не будет пит-стопов.
Результаты квалификационного спринта определят стартовую решётку во время основного гран-при.
ЧТО БУДЕТ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ И ПРАКТИКАМИ НА ТАКИХ ЭТАПАХ?
Классическая квалификация будет перенесена на пятницу, а вот количество свободных заездов уменьшится на один. Теперь будет две сессии свободных заездов.
Стоит сказать, что на таких этапах квалификации будет изменены правила использования шин. Теперь команды будут использовать только «софт». При этом во время основной гонки пилоты могут самостоятельно выбирать комплект резины, а не тот, на котором они показали лучшее время во втором сегменте.
ГДЕ ПРОЙДУТ СПРИНТЕРСКИЕ ГОНКИ?
На текущий момент точно известно, что первая спринтерская гонка пройдет на гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Скорее всего, такая гонка будет и в итальянской Монце. А вот по поводу третьего этапа пока что остаются вопросы – больше всего шансов в бразильского Интерлагоса.
Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун считает, что в 2022-м будет как минимум шесть спринтерских гонок.
ЧТО ДУМАЮТ ПИЛОТЫ И БОССЫ КОМАНД?
Мнений относительно нового формата разделились практически пятьдесят на пятьдесят. Приведем лишь несколько цитат.
Жан Тодт, президент ФИА:
— Если честно, мне не нравится идея спринтерских гонок. Мне кажется, что Формуле-1 это не нужно. Тем не менее, мы понимаем, что Формуле-1 нужны новые форматы, все хотят попробовать что-то новое. Давайте попробуем сделать этот эксперимент, посмотрим, как пойдет. Самое главное, чтобы это не навредило воскресной гонке.
Андреас Зайдль, руководитель «Макларена»:
— Мы всегда выступали за спринтерские гонки. Здорово, что уже в этом году мы сможем опробовать данный формат. При этом мы понимаем, что нужно действовать достаточно осторожно. Посмотрим, добавит ли спринт интригу в борьбу в чемпионате.
Себастьян Феттель, пилот «Астон Мартин»:
— Я считаю, что новый формат сделает уикенд ещё более напряженным. У нас будет меньше времени на подготовку, сразу нужно будет показывать результат. При этом все будут в равных условиях, так что скоро мы узнаем, понравится ли такой формат зрителям или нет.
Хельмут Марко, консультант «Ред Булл»:
— Я не буду пока делать никаких выводов. Давайте завершатся три экспериментальных спринта, и тогда мы точно скажем, есть ли в них смысл или нет. Мы открыты к тому, чтобы дать спринтерским гонкам шанс закрепиться в календаре чемпионата.
Эрик Булье, руководитель гран-при Франции:
— Мне нравится идея спринтерских гонок, но я считаю, что они должны использоваться или на всех этапах или вообще не использоваться. Условия должны быть одинаковыми для всех.
До окончания чемпионата Формулы 1 осталось три гонки. Кто фаворит?
Поразмышляем о шансах Хэмильтона и Ферстаппена на чемпионство.
Экспозиция
На протяжении всего чемпионата ситуация в турнирной таблице несколько раз кардинально менялась. В какой-то момент казалось, что титул уже в руках у летучего Голландца, но после гран-при Великобритании чаша весов склонилась в сторону семикратного чемпиона. Сейчас же Макс идёт с преимуществом 14 очков над Льюисом, а в Кубке Конструкторов преимущество Мерседеса составляет 11 очков. В календаре остались гран-при Катара, Саудовской Аравии и Абу-Даби. Самое время оценить шансы гонщиков и команд перед тремя арабскими этапами.
Болиды
То, как Льюис накатывал соперников на прямых на протяжении всего спринта и гонки действительно выглядело впечатляюще. Похоже, механики раскрутили движок настолько, насколько это вообще возможно, и Льюис сполна этим пользуется. Особенно любопытно выглядит тот факт, что Вальтери Боттас выглядит вполне сопоставимо по темпу с Серхио Пересом, из чего мы можем сделать вывод, что Мерседес полностью сконцентрировался на борьбе за личный зачёт. Если у быков остались козыри в кармане, то их необходимо раскрывать.
Гран-при Катара
Гран-при Саудовской Аравии
Как видно по конфигурации трассы, она очень скоростная и идеально подходит болидам с хорошей максимальной скоростью. Если обойдётся без форс мажоров, Мерины должны с первых кругов уезжать в закат. В прочем, стоит отметить, что Ред Булл в этом сезоне уже показывал хорошие результаты на быстрых треках.
Гран-при Абу-Даби
Пачка прямых, скреплённых среднескоростными поворотами. Это конечно не Монца, но отыгрывать время будет для Макса довольно проблематично.
Но это всё в на бумаге. В реальности же всё может произойти абсолютно по другому.
Возможные факторы
Мы знаем, что у Мерседеса есть некоторые проблемы с надёжностью двигателей. А учитывая адовые мощности пятого мотора Льюиса, нельзя исключать сценарий, при котором он сойдёт на каком-нибудь гран-при и проиграет ещё пару десятков очков. У кого-то может лопнуть покрышка (вспоминаем Баку этого года). Вполне может быть такое, что лидеры встретятся на трассе после пит-стопов и устроят третий завал в сезоне. Да много чего может произойти. В конце концов не стоит исключать игры с регламентом, которые могут сильно повлиять на итог чемпионской гонки
Ну а теперь будет субъективное мнение автора, без которого в таких темах не обойтись. Невероятная скорость на прямых, позволяющая спокойно объезжать противников как стоячих, действительно кажется странной, и возможно Ред Буллу стоит инициировать проверку движка Хэмильтона. Вообще, на фоне игр с регламентом и многолетней доминации Мерседес начинает походить на эдакую «Империю Зла», которой героически противостоит команда газировки во главе с Максом Ферстаппеном (что, естественно, не совсем/совсем не так). Очевидно, что вундеркинд из Нидерландов не безгрешен, но то, как он противостоит Мерседесу и ведёт бескомпромиссную борьбу, не может не вызывать уважения.
Предсказывать что-либо в таком изменчивом сезоне действительно тяжело, но я всё же верю в победу Макса Ферстаппена. Для выполнения плана-минимум ему необходимо выиграть одну гонку и приехать вторым-третьим во всех остальных. Благодаря лучшей стратегии и удачным стартам этого вполне можно достичь. Что касается Кубка Конструкторов, тут всё зависит от результатов Боттаса и Переса, которые постоянно чередуют удачные гонки с откровенно провальными. Так что о каких-либо раскладах можно будет говорить только непосредственно перед гран-при Абу-Даби.
В любом случае, кто бы ни стал чемпионом в этом году, будь то Льюис Хэмильтон или Макс Ферстаппен, его титул будет заслуженным и взятым с огромным трудом.
«Формула-1» утвердила формат спринт-квалификаций на три Гран-при сезона-2021
«Формула-1» официально утвердила экспериментальный формат со спринт-заездами, который будет опробован по ходу сезона-2021.
Экспериментальные уик-энды пройдут в Сильверстоуне и Монце. С местом проведения третьего такого уик-энда в «Ф-1» определятся чуть позже – хотя наиболее вероятным является Гран-при Бразилии.
Уик-энд «Формулы-1» со спринт-квалификациями будет проходить в следующем формате:
Пятница: 1-я практика, обычная квалификация
Суббота: 2-я практика, квалификационная гонка (спринт-заезд с дистанцией 100 км)
Воскресенье: Гран-при
За победу в спринт-гонке пилот получит 3 очка, на второе место – 2, за третье – 1. Стартовая решетка спринт-гонки будет формироваться по результатам пятничной квалификации. В то время как результаты спринт-гонки определят стартовую решетку на воскресный Гран-при.
На первую практику команды смогут свободно выбирать по два комплекта шин для каждого гонщика.
На квалификацию каждому участнику будет выделено по 5 комплектов шин «софт».
На вторую практику каждый пилот сможет свободно выбрать один комплект шин.
На субботнюю спринт-гонку каждый пилот сможет свободно выбрать два комплекта шин.
На воскресный Гран-при у каждого пилота будет оставаться под два комплекта новых шин.
В случае дождя командам будут выделяться дополнительные шины промежуточного и дождевого типа.
Правила «закрытого парка» будут действовать с начала пятничной квалификации.
🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram
Без пит-стопов и подиума. Всё, что нужно знать о формате спринтов в Формуле 1
26 апреля было официально подтверждено, что в сезоне-2021 Формулы 1 будут проведены три квалификационные гонки. Что ждать от такого эксперимента и в каком формате он пройдёт?
Формат спринтерской гонки
Квалификационный спринт – гонка на 100 километров, которая будет длиться 25-30 минут. Этот формат был разработан, чтобы обеспечить короткую и динамичную гонку: пилоты будут бороться от старта до финиша без необходимости заезжать на пит-стоп.
Очки по итогам гонки будут начисляться трём лучшим пилотам на финише: три получит победитель, два – обладатель второго места, одно – финишировавший третьим. Церемония подиума по итогам спринта проводиться не будет, однако победитель спринта получит в закрытом парке специальный трофей – аналог шины Pirelli, которая вручается обладателю поул-позиции.
Порядок финиша спринтерской гонки определит стартовую решётку основного заезда Гран При, формат которого останется неизменным. В спринтерской гонке будет более скромная процедура стартовой решётки, на которую, как и всегда, будут допущены представители СМИ, однако будет исключено исполнение национального гимна принимающей страны, поскольку это событие – уникальная часть предстартовой церемонии в воскресенье.
Протяженность спринтерской гонки составит 100 км Фото: FIA Image Pool
Что произойдёт с традиционной квалификацией?
Одночасовая сессия, разделенная на три сегмента, породившая множество драматичных моментов в последние годы, по-прежнему останется важной частью уик-энда. Однако квалификация пройдёт в пятницу, что придаст первому дню гоночного уик-энда гораздо больше значимости. Ожидается, что проводиться этот заезд будет ближе к вечеру, чтобы работающим в этот день зрителям было проще посмотреть трансляцию.
Будут изменены и правила квалификации, касающиеся шин – командам разрешат использовать в квалификации только Soft. Таким образом, пилоты смогут свободно выбирать комплект шин для старта в воскресной гонке вместо того, чтобы использовать комплект, на котором было показано лучшее время во втором сегменте.
А что с тренировками?
По ходу гоночного уик-энда будут проходить два сеанса свободных заездов, каждый из которых будет длиться по часу. Первый из них состоится в пятницу. В этой сессии команды смогут использовать любые два комплекта шин из 12-ти, которые будут выделены на этап, за исключением тех комплектов, которые должны быть отложены для квалификации (пять комплектов Soft) и гонки (два комплекта со свободным выбором). Количество комплектов было сокращено на один из-за сокращения километража.
Предполагается, что в тренировке команды будут использовать один более жёсткий комплект, чтобы произвести базовую настройку машины и один мягкий, чтобы оценить производительность машины.
После этого машины будут отправлены в закрытый парк. Вторая тренировка состоится в субботу утром. Здесь пилоты смогут использовать один комплект шин на свой выбор. После этого машины будут возвращены в закрытый парк до спринтерской гонки, а после снова будут отправлены в режим закрытого парка до воскресенья.
Подиума в спринтерских гонках не будет Фото: F1
А если дождь?
Если первая тренировка или квалификация будет проходить в дождевых условиях, то команды получат дополнительный комплект промежуточных шин, однако они должны будут вернуть использованный комплект перед спринтерской гонкой. Если спринт будет признан дождевым, то команды смогут вернуть один из комплектов использованных или промежуточных шин для замены их новым комплектом.
Как работает режим закрытого парка?
Правила запрещают замену основных деталей машины в режиме закрытого парка, чтобы команды не меняли настройки для создания специальных «квалификационных» автомобилей, а также ограничивают количество часов, необходимых для подготовки машины к следующему дню уик-энда. Тем не менее, команда будет разрешено немного повозиться с настройками машин, чтобы сделать вторую тренировку более полезной. Полный список того, над чем именно можно работать, будет опубликован в ближайшее время.
По соображениям безопасности командам будет разрешено заменить тормозные колодки на идентичные, используемые в квалификации и спринте перед Гран При. Тормозные каналы также будет разрешено менять.
Кроме того, были сделаны поправки на возможную регулировку охлаждения силовой установки и коробки передач в случае значительного изменения температуры окружающей среды (изменение на 10 градусов по Цельсию или более, зафиксированное назначенными FIA метеорологами). При этом можно менять распределение веса.
Если переднее крыло будет повреждено в спринтерской гонке, а у команды закончились крылья последней спецификации, то будет разрешено менять крыло на спецификацию, использовавшуюся ранее. До этого подобная замена крыла приводила к штрафу.
Между квалификацией и спринтерской гонкой команды смогут работать над подвеской – регулировать амортизаторы либо изменять развал, схождение и высоту дорожного просвета в соответствии со Статьей 10.3 технического регламента Формулы 1.
Режим закрытого парка будет вступать в силу после финиша спринта Фото: F1
Где пройдут спринтерские гонки?
Пока официально не объявлено, но в 2021 году спринты состоятся на трёх Гран При. Считает, что точно спринты пройдут в Сильверстоуне и Монце.
Какие планы на будущее?
Если формат сработает, в 2022 году появится на нескольких Гран При, но не на всех.
«Я не уверен, что подобный формат будет столь же успешен, например, в Монако, – заявил спортивный директор Формулы 1 Росс Браун. – Мы рассматриваем этот формат как турниры Большого Шлема, которые проводятся в течение теннисного сезона наряду с другими событиями. Я не думаю, что подобный формат будет работать на протяжении всего сезона, скорее всего, это будет ограниченное число гонок, но нам ещё предстоит решить этот вопрос».
Перевел и адаптировал: Александр Кожевников
Источник: Официальный сайт Формулы 1
Это интересно. Факты и цифры о Формуле 1
Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.
Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.
Монокок:
По номеру монокока идентифицируют автомобиль Формулы 1, поскольку все остальные узлы и агрегаты на нем съемные и заменяемые. За сезон гонщик меняет в среднем три монокока стоимостью примерно 115 000$ каждый. Итого за сезон только на монококи для одного пилота команды должны закладывать примерно 350 000$.
Средняя температура в кабине 50 °C
Колесная гайка:
Алюминиевая, Стоимость каждой 110$, на сезон требуется примерно 500 штук.
55 000$
Дисковые тормоза:
Каждый узел включает в себя: суппорт, диски и колодки. Стоимость такого узла 6000$. В течение сезона требуется 180 таких узлов.
Температура на поверхности тормозных дисков достигает 1000 °C
При скорости в 100 км/час требуется 1.4 секунды и 17 метров, чтобы полностью остановить машину
1 050 000$
Рычаги передней подвески:
Изготовлены из титана и углепластика. На сезон требуется 20 комплектов по 100 000$.
2 000 000$
Сиденье пилота:
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом.
2000$
Рулевое колесо:
За сезон используется до 8 штук, стоимостью 40 000$ каждое. На рулевом колесе расположены клавиши переключения передач, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие.
Имеет 23 кнопки
Контролирует более 120 разных функций
Весит 1,3 кг
Требуется 100 часов сборки на один руль.
Руль вынимают при посадки и высадки пилота из болида
320 000$
Встроенная видеокамера:
Камера вмонтирована в углепластиковый защитный корпус. Все расходы несет администрация Берни Эклстоуна, которой и принадлежит это оборудование.
140 000$
Выхлопная система:
Каждый болид снабжается двумя стальными системами выхлопа по 13 000$ на ГП. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида. На сезон необходимо 54 комплекта.
700 000$
Заднее антикрыло:
Изготавливается из углеволокна. За сезон расходуется около 15-ти таких узлов. Стоимость каждого 20 000$.
300 000$
Носовой обтекатель:
Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом. Стоимость примерно 19 000$ каждый. За сезон обычно расходуется до 10 комплектов.
190 000$
Зеркала заднего вида:
Зеркала изготавливаются из специального отражающего материала повышенной прочности Perspex, монтируются в корпус из углеволокна, поэтому их стоимость относительно мала, но на их аэродинамическую доводку тратятся тысячи долларов.
1200$
Радиаторы:
По одному новому комплекту алюминиевых радиаторов устанавливается на каждую гонку. Стоимость каждого 11 000. Всего требуется около 20 комплектов.
220 000$
Рычаги задней подвески:
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$. За сезон расходуется 20 таких комплектов.
2 400 000$
Электроника и электрооборудование:
Электрический кабель, длиной 1 км соединяет 100 сенсоров и датчиков
Все электронные системы болида.
4 000 000$
Днище:
Изготавливается из углеволокна, однако технический регламент также требует установки под днищем доски скольжения из прессованной древесины. На каждом ГП используется несколько днищ с разным размещением балласта в них.
30 000$
Аэродинамика:
Болид Формулы 1 имеет прижимную силу в 2500 кг
Это в 4 раза больше, чем вес самой машины
Максимальная скорость составляет 340 км/час
Примерная стоимость всех затрат лишь на болиды составляет: 15 миллионов долларов.