что такое гражданская лирика в литературе определение

Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен материал в статье http://www.stihi.ru/2012/06/08/4066

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное. Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики «Пусти свой хлеб по водам»: http://www.stihi.ru/2011/10/14/2621

Источник

Гражданская поэзия

Полезное

Смотреть что такое «Гражданская поэзия» в других словарях:

Гражданская поэзия — ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть… … Словарь литературных терминов

Поэзия и проза — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… … Литературная энциклопедия

Гражданская оборона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику … Википедия

Гражданская Оборона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Гражданская Оборона Джефф и Егор Летов … Википедия

Политическая поэзия — в широком смысле обнимает собою все роды изящной словесности, являющиеся отголоском текущей политической жизни, а в тесном, общепринятом смысле означает только лирику, черпающую вдохновение в современных политических событиях. П. поэзия всегда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

Плещеев, Алексей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плещеев. Алексей Николаевич Плещеев Псевдонимы: А.Н.П.; А.П.; А.П. и А.С.; Лишний челове … Википедия

СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА — СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, антифашистская литература, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции во время 2‑й мировой войны 1939 1945. Под С. л. понимаются не только… … Литературный энциклопедический словарь

ГРАЖДАНИН — Лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами и обязанностями в соответствии с законами этого государства. Слово гражданин заимствовано из церковнославянского языка и, в отличие от исконно русского его … Лингвострановедческий словарь

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века — Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Даже политические реалии, репрессии и перевороты могут иметь глубокую художественную и эмоционально-лирическую основу, если это гражданская лирика. Вне зависимости от эпохи, всегда находились талантливые поэты, которым было больно за свою страну, свой народ, свое будущее. Но в своем арсенале они имели только слова, в которых выражали настроение народа, описывали истинный патриотизм и переживали за судьбу своего государства.

Гражданская лирика – это…

В таких стихотворениях не особо важен художественный размах, главное, чтобы произведение было глубоким и наполненным смыслом. Гражданские поэты во все времена считались защитниками своего народа, поскольку выражали в стихах его дух и стремления.

Каким должен быть стих?

Даже в наши дни можно встретить произведения, которые их авторы гордо именуют – гражданская лирика. Это в большинстве своем только громкие слова, ведь в их произведениях нет той искренности, глубины и стремления к справедливости. Современные авторы просто пытаются выпустить пар, они рифмуют строки, высказывая свое личное негодование, и пытаются найти единомышленников. И это гражданская лирика?!

что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть фото что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть картинку что такое гражданская лирика в литературе определение. Картинка про что такое гражданская лирика в литературе определение. Фото что такое гражданская лирика в литературе определение

Для тех, кто несведущ в таких вопросах, стоит почитать произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, которые были одними из лучших в этом жанре. Стихи гражданской лирики должны:

Лирика Тютчева

Гражданскую лирику лучше всего рассматривать на чем-то конкретном. К примеру, анализируя произведения классиков русской поэтической мысли. Пожалуй, сначала рассмотрим лирику Тютчева.

что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть фото что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть картинку что такое гражданская лирика в литературе определение. Картинка про что такое гражданская лирика в литературе определение. Фото что такое гражданская лирика в литературе определение

По своей сути поэт был консерватором. Он не приветствовал революции и перевороты, а главное, всегда считал, что Россия должна поддерживать порядок и спокойствие в странах Европы. В его арсенале очень много стихотворений на гражданскую тему. Например, «Знамя и слово», «Русская география», «К Пушкину на Вольность», «Рассвет» и т. д. Ну и, конечно же, всем известные строки: «Умом Россию не понять». Уже из этих строк видно, насколько гражданская лирика Тютчева пропитана любовью к Родине и гордостью за свою страну.

Стихи Пушкина

Гражданская лирика А. Пушкина отличается особой свободой мысли. Он начал писать рано, когда еще учился в лицее, где и были сформированы взгляды поэта на политику. Первым гражданским стихом Пушкина по праву можно считать «Послание Лицинию». Поэт прибегает к римскому колориту, но все его вопросы адресованы русскому читателю.

что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть фото что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть картинку что такое гражданская лирика в литературе определение. Картинка про что такое гражданская лирика в литературе определение. Фото что такое гражданская лирика в литературе определение

Спустя некоторое время из-под пера Пушкина выходит ода «Вольность». В основе композиции лежит простая, прозаичная и очень давняя идея: как за внешней красотой скрывается уродство. Поэт рассказывает, что, находясь в неволе, люди разучились различать добро и зло. Но также он свято верит в возможность искоренить все негативное из общества, если свергнуть самодержавие и ограничить правящую элиту конституцией. В противном случае правителям не будут страшны «Ни наказанья, ни награды».

Лирика Лермонтова

Гражданские стихи молодого Лермонтова стали появляться после смерти Пушкина. Он был первым, кто выразил свое негодование правящей властью, написав, что в смерти выдающегося поэта виновата не пуля от пистолета, а «жадная толпа, стоящая у трона».

что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть фото что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть картинку что такое гражданская лирика в литературе определение. Картинка про что такое гражданская лирика в литературе определение. Фото что такое гражданская лирика в литературе определение

Можно сказать, что Лермонтов продолжил гражданские традиции Пушкина. Как и его предшественник, поэт слыл в народе борцом за свободу. Произведение «Жалобы турка» было написано в виде письма-обращения к другу-иностранцу, вот только здесь Лермонтов рассказал много чего о порядках, которые царят в стране: «Там стонет человек от рабства и цепей. Друг! Этот край… моя отчизна».

Также Лермонтов писал, что невозможно умному, душевному и честному человеку жить в светском обществе. Он ждал революции и непрестанно упоминал об этом в своих произведениях. В его стихах видна глубокая неудовлетворенность действительностью, протест против самодержавия, чувствуется мятежный дух, отрицание покоя и глубокая, беспросветная грусть от осознания собственного одиночества. В работах Лермонтова отражается настроение всей его эпохи.

Так писал Некрасов

Гражданские мотивы в лирике Некрасова ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести перед угнетенными людьми. Некрасов всегда считал, что самое главное в творчестве – это любить свой народ и родину, «служить им сердцем и душой».

что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть фото что такое гражданская лирика в литературе определение. Смотреть картинку что такое гражданская лирика в литературе определение. Картинка про что такое гражданская лирика в литературе определение. Фото что такое гражданская лирика в литературе определение

Некрасов очень правдоподобно изображает сельский быт и почти в каждом своем произведении упоминает о том, что хотел бы увидеть свободного человека и процветающее общество. Он не был революционером, призывающим к бунту. Некрасов считал себя человеком высокой морали и всегда говорил, что нельзя равнодушно смотреть на беды других людей.

Гражданская лирика Некрасова носит демократический, крестьянский характер. Поэта волнуют тяжелые судьбы людей, и все, что он может сделать – это верить в счастливое будущее. И облачая свою веру в рифмованные строки, он делится ею с народом, пытаясь сохранить в обществе хотя бы крошечный луч светлой надежды. Он делает все то же самое, что и другие поэты гражданских стихов, только смотрит на общество по-другому.

Источник

Комарова weekly. Гражданская лирика

1. Тема и жанр. Литературное поле

Когда мы говорим о гражданской лирике или гражданской поэзии, надо прежде всего понимать, что это не жанр, а тематическая направленность (или проще – тема). Тема – это сосредоточенность на объекте, результат отбора из всего многообразия реалий одной конкретной, которая будет постоянно находиться в фокусе внимания. Как правило, чтобы не множить группы стихов, их сводят в блоки: стихи о деревьях, цветах, солнце, животных – это стихи о природе. Стихи о разлуке, свидании, первом поцелуе, ревности – это стихи о любви. Стихи о падении нравов, революционных порывах, несовершенстве политической и правовой системы, воззвания к современникам – это гражданская лирика.

Что же такое тогда жанр? Жанр – это концептированный взгляд на мир, выраженный через художественную систему. В жанр может входить целеполагание (зачем я пишу текст), точки обзора (что обязательно будет в тексте), финализация (чем я закончу текст) и многое другое. Любой порождаемый человеком текст принадлежит к тому или иному жанру: мем, сообщение в соцсети, байка, реплика в бытовом диалоге, объяснение в любви, приглашение на день рождения. Если говорить о жанрах лирики, самые известные и распространенные – это ода, элегия, эпитафия, мадригал, послание, песня, дифирамб, гимн, сонет, отрывок, романс, эпиграмма, сатира. Я перечислила в несобранном порядке, не все эти жанры обладают одинаковым влиянием в наши дни. Некоторые из них стали подсознанием литературы, то есть ушли как цельные концепции, но остались как отголоски, веяния, мотивы. Поклонение жене, матери, Богородице, Прекрасной Даме, воплощенное некогда мадригалом, сейчас редко встретишь в эксплицированном (то есть открыто, словесно выраженном) виде, но это не значит, что жанр совершенно исчез. Он подспудно влияет на поэта, и если тот стремится показать особенную женщину, ее красоту, силу и недоступность, мадригал на секунду воскреснет и сформирует внутри текста свою оптику, свой мотивный пучок. При этом поэт, может, о мадригале ни сном ни духом. Так работает поле литературы – оно вне человека, как язык. Не принадлежит никому и принадлежит всем. Поэтому любому пишущему важно читать: через чтение мы подключаемся к полю, и оно помогает нам во время письма.

2. Поэт и гражданин

Советское литературоведение с беспечностью, достойной лучшего применения, провозгласило гражданскую лирику высшим видом поэзии. Поэт – пророк, поэт – революционер, он лезет на баррикады и оттуда читает свои стихи охреневшим рабочим. Матрос, сраженный пулей, шепчет мертвеющими губами стихи Некрасова. Это явление вторичной романтизации поэзии.

Давайте откатимся назад и посмотрим на картинку в целом. Политика волнует людей не меньше, чем любовь, а в некоторые моменты даже больше. Любая власть держится не только на штыках – она опирается на внешнее и внутренне представление о справедливости. Несправедливая власть, как правило, свергается (здесь я не буду рассматривать тиранию, которая существует годами, потому что, увы, субъективно многие считают такой строй абсолютно справедливым). Любая справедливость базируется на понятии нормы, воплощенной в праве. Что же является источником нормы? Норма вертикальна. У нее всегда есть гарант. Для языковой нормы гарантом являются экспертные группы, которые фильтруют потоки литературного языка и закрепляют результаты в виде словарей и грамматик. Для политической нормы гарантом может выступать правитель, наместник бога на земле. Я не шучу. Политическая норма в конечном итоге принадлежит богу. В системах, где бога нет, нормой является сложный баланс политических сил, причем нарушить его может почти что угодно. Когда норма стала принадлежать абсолютизированной индивидуальности, усредненному человеку, с ней всё стало очень сложно – горизонтальное нормирование, предсказанное Марксом, требовательно к носителю. Трудно быть богом, товарищи.

Вернемся к тексту. Ода была жанром, который хорошо и удобно работал с политической нормой. Простраивался вертикальный лирический мир, в котором власть эманировала от бога к монарху через универсальный канал мудрости (разума), а от монарха уже каплями сочилась вниз, к простым смертным. Логический строй оды позволял прорисовывать предельно ясную картину: мир понятен и объясним, во многом геометричен, он познаваем, а значит, в нем каждый элемент находится на своем месте в системе. Власть законна, и воспевать ее – соединяться с богом. Если лирика – это мыслечувство, то в одической традиции оно выглядело как МЫСЛЕчувство. Ломоносов и Державин, поклонявшиеся в одах монарху, не были ни подлецами, ни угодливыми дураками. Их представление о справедливости было лирическим, то бишь умопостигаемым. Они верили, что сказанное будет воплощено. Лирика – магическое явление, оно прямо влиятельно. Ты говоришь, и жизнь меняется – в данном случае по законам разума. Все действительное разумно. Верно и обратное.

Тут я оговорюсь, что у лирики есть сестра-конкурентка – риторика. Если лирика рисовала довольно отвлеченные миры, риторика всегда работала с конкретикой. Она не стеснялась внушения. И в гражданской поэзии лирика всегда пользовалась инструментами риторики, потому что там, где нужно убедить собеседника, голой концептуализации мало. Кого, например, убедили в чем-то мои блоги? Ну, теоретизирует Комарова, наслаждается, наверно, собственным умом и сообразительностью, не более того. Если бы я вышла из научно-популярного дискурса в условно публицистический, я могла бы применять инструменты словесного воздействия. Но, дорогой мой читатель, я этого не сделаю с тобой.

Итак, гражданская поэзия, в отличие от других тематических форм, всегда хотела влиять, при этом она не искажалась от этой цели. Если мы используем любовную лирику для объяснения в любви или для расправы над отношениями, она превращается из стихотворения в записку, из концептуального в личное (а личное, давайте скажем честно, никому не интересно – разве что маме, мама потерпит). Почему гражданская лирика может быть влиятельна и целенаправленна? Потому что она транслирует норму, источником которой не является сам поэт. Он – рупор божества, голос справедливости. Дельфийский оракул, пророк, шаман.

Романтизм несколько подправил эту картинку. Норма по-прежнему не принадлежала поэту, находилась вне его, хотя бога уже поминали не столь открыто. Но политическое становилось частью духовного опыта. Лирический герой смотрел на мир, сравнивал его с тем, что должно быть, и видел катастрофические искажения. Мир отпал от нормы, он безобразен, уродлив. Но это не его вина, это его беда! Несовершенство мира лирический герой в романтизме воспринимает как свою боль, и здесь у него несколько путей: поиск виноватых, бегство или казнь себя. Романтику было куда бежать – оставалась незагаженная природа и дикий первобытный мир экзотических, малых народов. С виноватыми тоже было более-менее очевидно – власть имущие. Те, кто эксплуатирует общее в личных целях. Их можно бесконечно и с удовольствием демонизировать. И, наконец, последнее, любимый лермонтовский прием – казнь себя, лирическая аутоагрессия. Мир – полное говно, а я ничего не делаю, чтобы это исправить, по голове себе – бац! Предупреждаю: не повторять в домашних условиях, трюк исполняется профессионалами.

Главным лицом гражданской поэзии второй половины XIX века стал Некрасов. Он взял романтические приемы и сделал политическую парадигму глубоко лирической. Но вообще-то ему бы ничего не удалось, если бы не главная фишка – расколотое сознание. Напомню, что Некрасов не был беден, сам эксплуатировал крестьян и ради своих бизнес целей шел на сделки с совестью. Как вы понимаете, быть певцом революции в таких условиях как минимум энергозатратно. Поэтому лирический герой Некрасова – это «рыцарь на час», тот, кто всегда осознает свое несовершенство, слабость, нищету духа, но красота и величие нормы настолько его влечет, что он на секундочку приподнимается над собой. Не он прекрасен и умен, а норма чиста, цель свята, будущее желанно. Это утопическое сознание, которое существует в молитвенном и покаянном состоянии. Да, это тоже религиозный экстаз, просто в одеждах другого времени. Вот почему гражданская лирика Некрасова такая замечательная: она сложна и неодноклеточна, в ней всегда существует жесткая и беспощадная саморефлексия при осознании недостижимого совершенства внечеловеческого бытия в норме.

3. Как писать гражданскую лирику?

Можно было бы и дальше продолжать исторический обзор, но главное уже сказано. Оно не поменяется в ХХ веке. Думаю, и в наши дни для гражданской лирики будет действовать принцип, которым руководствовались еще древние греки. Норма не должна присваиваться лирическим героем. Он не источник и не гарант закона, он медиум. Когда вы судите политических деятелей или разбираете несовершенства мира, поставьте вопрос: что служит мерой, критерием оценки? И если ваш лирический герой пришел, чтобы выгулять белое пальто, срочно разденьте его до трусов. В случае если трусы тоже белые, придется обнажиться полностью.

Лирический поэт в гражданской лирике не бог, но червь. Никто. Даже меньше, чем никто – отрицательная величина. Титан типа героя Лермонтова мог прощаться с немытой Россией – ему очень повезло, что остальные стихи тащили и подпитали это конкретное. Нам нечем подпитаться. Наше творчество стоит на слабеньких, тощих ножках, и добить его плохой гражданской лирикой проще простого.

Итак, контрольный список вопросов для того, кто собирается изваять гражданский текст:

1. Что является политической / гражданской нормой в вашем понимании?

2. Соотносится ли ваше понимание нормы с общественным? Какие социальные / политические группы транслируют ту норму, с которой вы солидарны?

3. Отпал ли мир от нормы? Если да, почему? В чем видно отпадение? Какие детали, сюжеты говорят об искажении мира? Поправимо ли оно? Близка ли катастрофа?

4. Где желанная вами норма располагается на шкале времени (прошлое, будущее)?

Бросаться в поэтический экстаз и петь революцию довольно опасно. Не в социальном смысле – думаю, воронок все-таки не приедет за вами. Легко и соблазнительно присвоить себе роль судьи. Сдерните себя за хвост с небес в грязь. И только тогда, встав на четвереньки в луже, попробуйте услышать голос утопии. Запишите сказанное слово в слово, не прибавляя ничего от себя.

В комментах можно обсудить отражение в современной лирике Ф-повестки (феминистического дискурса), возможность ведения политической агитации и осуществления борьбы средствами лирики, равновеличие личности поэта эпохе и многое другое, что напрямую соотносится с темой, но не было упомянуто мной.

Источник

Что входит в понятие гражданская лирика? И чем философские стихи отличаются от стихов о гражданской лирике?

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. ”
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.

Гражданская лирика — всегда выражает взгляд и позицию поэта. И является прямым откликом и отражением события общественного.

Гражданская лирика отличается от философской лирики. что она более конкретна, часто говорит о каком то не общем событии. а к, примеру, революции в данное время и в данной стране. О войне и т. д.
Т. е о происходящем событии и отношении к этому автором ( патриотическим)

Гражданская лирика
Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг.

Авторы, для которых тема гражданской поэзии явилась основной в творчестве, отражали общественные настроения и чувства народа, собственный взгляд на конкретные события в родной стране.

В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его дух и стремления.

Жанр гражданской поэзии популярен и сейчас – на нашем сайте можно найти прекрасные стихи на эту тему.
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.
Н. А. Некрасов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *