что такое гражданский контроль
Что такое гражданский контроль
О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
22 июля 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
24 июля 2020 года
Раздел I
Глава 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
10) деятельность органов государственной охраны;
11) деятельность органов федеральной службы безопасности;
12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
3. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в следующей части:
2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 настоящего Федерального закона;
3) проведение профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:
1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, если иное регулирование не установлено федеральным законом;
2) государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля; контроля за обеспечением противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации; государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, лицензионного контроля за деятельностью по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации; лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации;
3) государственного портового контроля;
4) контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
5) надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
6) государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
7) контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
8) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;
9) контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
10) контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
11) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
13) контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
15) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;
16) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
17) контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):
1) налоговый контроль;
2) валютный контроль;
3) таможенный контроль;
5) контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;
8) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;
9) федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
10) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
11) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
12) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
13) надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
14) федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
15) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
16) контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
Гражданский контроль
ПЕРМСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПАЛАТА
ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Гражданский контроль – это ответственное наблюдение граждан за соблюдением властями прав и законных интересов граждан.
Гражданский контроль – это контроль граждан за исполнением властями своих обязательств.
Гражданский контроль – это наблюдение за соблюдением.
ЗАЧЕМ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Миссия гражданского контроля – выявление нарушений прав и законных интересов граждан с целью устранения этих нарушений.
Гражданский контроль обеспечивает соблюдение властями общественных интересов.
Гражданский контроль – это способ влиять на власть в общественных интересах
Чем больше гражданского контроля за деятельностью властей, тем качественнее власти обслуживают население.
Гражданский контроль – первый шаг к реальному самоуправлению. Но первый.
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, ЕСЛИ ВЫ САМИ НЕ ДОБИВАЕТЕСЬ УСТРАНЕНИЯ ОБНАРУЖЕННЫХ НАРУШЕНИЙ.
В России простое обнародование нарушений не ведет автоматически к их устранению.
В России всего нужно добиваться. И не в одиночку.
Невозможно добиться от власти устранения нарушений, не доказав наличия этих нарушений. Если нарушения неочевидны, скрыты, не имеют документальных подтверждений – тогда для сбора необходимых доказательств и нужен гражданский контроль.
Многие пермяки сталкивались с тем, что вечером городской общественный транспорт работает очень плохо, но только гражданский контроль смог собрать необходимые доказательства, чтобы потребовать от властей устранения нарушений.
Политическая, административная и экономическая власть должны чувствовать, что они под контролем, что всё тайное все равно станет явным.
Гражданский контроль не может решить всех проблем, но создает условия для решения многих проблем.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Право на гражданский контроль вытекает из базовых гражданских прав, из права гражданина «принимать участие в управлении своей страной». Гражданский контроль в России основывается на ст. 24 и 29 Российской Конституции. В Пермском крае гражданский контроль основывается на ст. 11 Устава Пермского края, ст. 3 Закона Пермской области «Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики» и Распоряжении губернатора Пермского края от 01.01.2001 г.
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Контроль учреждений (тюрьмы, школы, воинские части и т. д.)
Контроль деятельности (работа общественного транспорта, снабжение льготными лекарствами, формирование бюджета, прием заявлений граждан и т. д.)
Контроль соблюдения прав
Контроль соблюдения интересов
Контроль качества услуг
Контроль соблюдения законодательства
Контроль соблюдения стандартов и регламентов
Официальный, санкционированный властями
Неофициальный, не санкционированный властями (явочный)
Контроль закрытых учреждений
Контроль полузакрытых учреждений
Контроль открытых учреждений
Комплексный (например: контроль соблюдения прав человека в больницах, контроль работы общественного транспорта)
Специализированный (например: контроль соблюдения права на частную жизнь в больницах, контроль соблюдения интервалов движения общественным транспортом)
СФЕРЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Сферы гражданского контроля – сферы общественного интереса.
Контролируют соблюдение тех прав и интересов, которые важны для многих.
Главное ограничения гражданского контроля:
1. процесс контроля не должен требовать от общественного наблюдателя специальных профессиональных знаний
2. соблюдение/несоблюдение прав и интересов может быть выявлено посредством простого наблюдения
Если для выявления соблюдения/несоблюдения прав и интересов необходимы профессиональные знания (юридические, педагогические, экономические и т. д.) и специальные процедуры (аудиторская проверка, правовой анализ, товарная экспертиза и т. д.), то гражданский контроль будет неэффективен и должен быть заменён гражданской экспертизой.
Гражданский контроль важно отличать от гражданской экспертизы в том числе и потому, что гражданская экспертиза более затратна и требует привлечения экспертов, специалистов высокого уровня.
Есть сферы общественного интереса, где эффективнее гражданский контроль и есть сферы общественного интереса, где эффективнее гражданская экспертиза.
МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Основной метод – непосредственное наблюдение (например: на избирательном участке, на призывном пункте, за исполнением судебных процедур, за продажей лекарств и т. д.)
- либо наличие/неналичие деятельности (например: льготные лекарства в аптеке продают всем обращающимся льготникам; после 22.30 автобусы маршрута № 74 на остановке «Кинотеатр «Кристалл» не останавливались) либо наличие/неналичие предметов (например: пандусы для инвалидов перед входами в районные администрации отсутствуют; таблицы с указанием интервалов движения автобусных маршрутов на остановках висят).
Дополнительные, вспомогательные методы гражданского контроля:
— беседы, интервью, фокус-группы
— эксперимент (например: общественный наблюдатель пытается попасть на прием к чиновнику; общественный наблюдатель подает заявление в суд и т. п.)
— анализ простой статистики, не требующей для понимания специальных знаний
— сбор вещественных доказательств
Все наблюдаемое соблюдение/несоблюдение прав и интересов должно строго фиксироваться.
Вспомогательные методы фиксации результатов контроля
— фотографирование, видеозапись объектов, подтверждающих соблюдение/несоблюдение
— аудиозапись интервью, бесед, жалоб
— вещественные доказательства соблюдения/несоблюдения
ЭТАПЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
— Определение проблемы, выбор объекта и предмета контроля, определение цели
— Определение методов контроля
— Обеспечение доступа к объекту контроля, заключение необходимых договоренностей
— Составление программы контроля: определение основных параметров контроля и критериев оценки, разработка процедуры и инструментария контроля
— Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, организация доступа к объекту и т. д.
— Подбор и подготовка общественных наблюдателей
— Непосредственное проведение мероприятий гражданского контроля
— Оформление и сбор полученной информации
— Анализ и оценка полученной информации
— Разработка программы обеспечения устранения выявленных нарушений
— Представление результатов контроля заинтересованным сторонам (при необходимости, и широкой общественности)
— Обеспечение реакции властей
— Контроль устранения выявленных нарушений
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
1. Программа контроля
· Проблема. Что не устраивает?
· Объект контроля. Что хотите проконтролировать?
· Предмет контроля. Что именно в объекте хотите проконтролировать?
· Цель контроля. Для чего собираетесь контролировать, каких результатов хотите достичь с помощью контроля?
· Краткая методика контроля. Кто что делает, кто за что отвечает, перечень процедур
· Необходимые ресурсы: человеческие, материально-технические
Пакет для общественного наблюдателя:
2. Инструкция для общественного наблюдателя (как осуществлять контроль)
3. Удостоверение общественного наблюдателя (при необходимости карточка с ФИО)
4. Индивидуальный бланк протокола или опросник или другая форма, фиксирующая результаты наблюдения
5. Другие формы, необходимые для заполнения во время контроля (анкеты, листы наблюдений и т. д.)
6. Сводный протокол или сводная таблица результатов контроля или другой сводный документ
7. Итоговый отчет о контроле
8. План действий по устранению выявленных нарушений
Гражданский контроль
Примечания
Литература
Гончаров А.А. Сущность и понятие гражданского контроля // Управление общественными и экономическими системами. — 2011. — № 2.
Гончаров А.А. Политическая глобализация и гражданский контроль // Управление общественными и экономическими системами. — 2008. — № 1.
Полезное
Смотреть что такое «Гражданский контроль» в других словарях:
Гражданский Контроль, НГО — «Гражданский контроль» общественная правозащитная организация, созданная в 1992 г. группой правозащитников, юристов, журналистов, депутатов Государственной Думы РФ и Городского Совета Санкт Петербурга с целью содействия установлению… … Википедия
Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия
Гражданский центр ядерного нераспространения — Связать? «Гражданский центр ядерного нераспространения» Красноярская региональная общественная благотворительная организация, которая ведёт просветительскую деятельность по проблема … Википедия
Гражданский кодекс РСФСР 1922 года — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданский кодекс. Обложка ГК РСФСР 1922 г. в издании 1935 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (сокращенно ГК РСФСР 1922 г.) первый советский гражданский кодекс. Содержание … Википедия
гражданский — идёт гражданская война • действие, субъект, продолжение началась гражданская война • действие, субъект, начало предусматривает гражданское законодательство • необходимость, субъект, модальность регулирует гражданское законодательство • субъект,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Государственный контроль — I до 1811 г. в России не существовало самостоятельного учреждения, на обязанности которого лежало бы наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов. Высочайшим манифестом 28 янв. 1811 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть вторая — (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ГАРАНТ Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года К:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть… … Бухгалтерская энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ КРУПНЫХ РАСХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧАЕМЫМ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДОХОДАМ — система, в соответствии с которой государство должно было контролировать соответствие крупных расходов доходам физических лиц, обязанных уплачивать подоходный налог в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц», приобретающих … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Пермская гражданская палата — Тип Общественная организация Год основания 10 апреля 1996 года Основатели четыре пермские общественные организации: Пермский региональный правозащитный центр, Пермское отделение общества «Мемориал», Пермская молодёжная … Википедия
Фёдоров, Георгий Владимирович — Георгий Владимирович Фёдоров (р. 7 мая 1973(19730507), Москва) – российский политический и общественный деятель, член Общественной палаты Российской Федерации, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по защите… … Википедия
Что же это такое – гражданский контроль?
Между тем исследования мирового опыта в данной сфере в РФ продолжаются (назову, например, диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук г-на Маслюка, защитившегося в Военной академии Генерального штаба), но они, к сожалению, неизвестны широкой публике, а потому постараюсь вкратце изложить результаты данных разработок.
ЗАДАЧИ, ОСНОВЫ, ПРЕДМЕТ
Основными задачами гражданского контроля могут быть: утверждение демократических принципов и норм выработки военной политики государства; выработка решений и рекомендаций, направленных на укрепление обороноспособности страны, повышение в обществе престижа Вооруженных сил; обеспечение органов государственной власти и общественности надежной, достоверной и оперативной информацией о соответствии Вооруженных сил Конституции, законам государства, нормам международного права, реально складывающейся военно-политической обстановке в мире; предотвращение бесконтрольного или нерационального расходования ресурсов и средств, выделенных на оборону и обеспечение безопасности государства; создание условий, исключающих возможность использования ВС РФ в интересах отдельных групп лиц, партий, общественных или иных объединений; выявление и предупреждение ситуаций, связанных с ущемлением прав личности в Вооруженных силах, деформациями в военно-гражданских отношениях; защита прав и интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, гражданского персонала армии и членов их семей.
Как видим, серьезные ученые не считают борьбу с тоталитаризмом и коммунистической идеологией задачей гражданского контроля над Вооруженными силами, как это делает Юрий Киршин.
Правовые основы гражданского контроля заключаются в следующем: установление правовых основ гражданского контроля над ВС РФ находится в исключительном ведении высших органов государственной власти России; законодательство РФ в области гражданского контроля основывается на Конституции РФ, международных договорах России, федеральных конституционных законах и федеральных законах в области обороны и безопасности государства; законы должны действовать независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления ВС России.
ТРИ ГРУППЫ НАДЗИРАЮЩИХ
Важнейшей проблемой в России по-прежнему остается определение субъектов гражданского контроля, то есть тех должностных лиц или органов, имеющих право от имени общества на контрольно-управленческую деятельность по отношению к военной организации государства.
В демократических странах при сохранении централизма в использовании военной мощи государства давно введено и развито разделение полномочий и прерогатив глав государств и правительств, исполнительной и законодательной власти по отношению к военной сфере. Так, на глав государств или правительств возлагаются обязанности Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, ответственность за разработку и осуществление военной политики, общее руководство жизнью и деятельностью Вооруженных сил, принятие решений об их применении в соответствии с установленным законом порядком.
Законодательные (представительные) органы власти наделяются исключительным правом объявлять войну и заключать мир, формировать армию и определять расходы на нее, определять ее структуру, способы комплектования, социальное обеспечение и правовой статус военнослужащих, порядок прохождения службы. Законодательные органы также утверждают (ратифицируют) двусторонние и многосторонние соглашения и договора по важнейшим военно-политическим вопросам. Представительные органы власти в демократических государствах регулярно заслушивают отчеты президента и руководства военного ведомства о состоянии Вооруженных сил, об исполнении военного бюджета. Контроль военной сферы, как правило, осуществляется специальными комитетами и комиссиями. Конфликты и дискуссии по тем или иным вопросам рассматриваются как естественные, поскольку укрепляют взаимную ответственность исполнителей и законодателей, ограничивают возможность ошибочных решений.
Таким образом, с учетом российской специфики субъекты гражданского контроля можно условно разделить на три группы: административного, представительного и общественного контроля.
Поскольку Федеральное собрание в соответствии со статьей 94 Конституции РФ является не только законотворческим, но и представительным органом Российской Федерации, парламентский контроль должен стать основным, наиболее действенным элементом системы гражданского контроля (а не общественный контроль, как считает Юрий Киршин).
Но субъекты общественного контроля, которыми могут быть общественные организации, объединения, движения, а также конкретные их представители, вне всякого сомнения, должны осуществлять самую непосредственную связь гражданского общества с военной организацией государства (конечно, в установленном законодательством порядке). Они способны выяснять отношение населения к военной политике государства, состояние Вооруженных сил, условия службы и быта военнослужащих и другие вопросы, в состоянии провести качественную научную экспертизу военно-политических проектов и решений, программ. Вырабатывая и разъясняя собственные предложения по военно-политическим вопросам, общественные организации могут облегчить политическому и военному руководству страны поиск оптимальных вариантов действий с учетом интересов различных социальных слоев и групп, господствующих там ориентаций и установок.
Огромными возможностями гражданского контроля обладают СМИ. Хорошо известно, что они не только информируют население и власть о реальных процессах в стране, в мире, но и формируют общественное мнение, утверждая в нем определенные представления, ценности и приоритеты. Разумеется, абсолютно объективным каждое конкретное издание, теле- или радиокомпания не могут быть в принципе. Но в условиях плюрализма взглядов и гласности, когда общественности в той или иной мере доступны разные точки зрения, идеологическая ангажированность одних СМИ в определенной мере нейтрализуется позицией других. К тому же в демократическом государстве они в большинстве своем научаются относительно беспристрастному информированию общества.
Наконец, одним из элементов контроля должны быть различные демократические организации внутри Вооруженных сил: офицерские собрания, профсоюзы военнослужащих-контрактников и гражданского персонала.
Каждая из трех подсистем гражданского контроля присущими только ей методами решает определенные задачи. Вполне понятно, что различные направления контроля предполагают различную глубину проверок и степень детализации представляемой информации. В своей деятельности они нередко будут поднимать одни и те же проблемы, предлагая различные пути их решения. Это должно рассматриваться как взаимодополняющие или альтернативные варианты, а не как основа конфронтационной конкуренции.