что такое гребелька в сказке
«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза-Дереза» с помощью «заместителей»
Марина Сушкова
«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза-Дереза» с помощью «заместителей»
«Разыгрывание и пересказ сказки «Коза – Дереза»
с помощью «заместителей»
1. Развитие умения подбирать «заместителя» по заданному признаку (размеру и цвету геометрических фигур);
2. Построение двигательной модели по ходу изложения;
3. Закрепление содержания отдельных эпизодов сказки с помощью «заместителей»;
4. Развивать мышление, творческое воображение, связную речь детей. Расширять словарный запас;
5.Нравственные задачи: умение слушать воспитателя и советы товарищей, не перебивать, отвечать полным ответом, правильно сидеть за столами, уметь
оценивать сказочные поступки героев.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой детей на занятие.
Теперь улыбнитесь мне, а я вам.
Какое у вас настроение?
(Хорошее, доброе, улыбчивое, веселое бодрое.)
-Вот с этим добрым настроением мы и начнем наше занятие.
-Сегодня мы поговорим о сказках.
Я знаю, вы их очень любите.
-Расскажите, за что вы любите русские народные сказки?
(В сказках живут животные, умеющие разговаривать, в них происходят чудеса и волшебство, в сказках всегда добро побеждает зло, они учат нас быть добрыми)
-Как вы думаете, что произойдет, если исчезнут сказки?
(Нам будет скучно и не интересно без сказок, исчезнет добро, чудеса и волшебство)
— Правильно, вместе со сказками исчезнет из нашей жизни доброта, чудеса и волшебство. Чтобы этого не произошло, и сказки всегда оставались с нами, нужно просто любить и уметь интересно рассказывать их.
— Признаюсь, дети, я тоже люблю сказки.
Сегодня мы побываем в гостях у нашей старой знакомой Козы-Дерезы.
-Она главная героиня, какой сказки?
(Русской народной сказки «Коза – Дереза»)
-Но в этой сказке есть и другие персонажи, назовите их?
(Дед, бабка, зайка, медведь, петушок)
-Молодцы! Правильно назвали.
-Герои сказки прийти сами не смогли, но они прислали своих «заместителей».
У каждого персонажа есть «заместитель» в виде геометрической фигуры.
-Ваша задача подобрать «заместители» нашим героям.
(Хитрая, злая, обманщица)
— Опишите внешний вид козы.
(Коза большая, шерсть у нее белая, глаза черные, рога острые, нога кривая)
-Какой круг похож на козу?
— Какого цвета ты взял круг? Кого он обозначает?
— Что сделала коза с зайцем?
(Выгнала зайку из хатки)
— Зайка в хатке, какой?
(Серенький, пушистый, с длинными ушами, еще он слабый, но хороший)
— Какой круг похож на него?
— Какие звери помогали выгнать козу из зайкиной хатки?
(Зайцу помогали медведь и петух)
— Какой кружок похож на медведя?
— А почему коричневый?
(Медведь большой, косолапый, а шерсть у него коричневая)
— А какой петушок в сказке?
(На голове у него красный гребешок, на ногах шпоры, на плече острая коса)
-Какой круг похож на петушка?
-Почему именно красный круг?
— Теперь поговорим о деде и бабке. Какой дед в сказке? Какая полоска похожа
-А бабка? Какая полоска похожа на нее?
— Что будет означать зеленый треугольник в сказке?
— Ребята предлагаю вам произнести волшебные слова: «Крибли- крабли-бомс!» и превратить геометрические фигуры в героев сказки, (под музыку дети произносят волшебные слова)
— Вот и собрались все герои нашей сказки у вас на тарелочках.
Я слышу их разговоры, но не все слова понимаю.
Коза деду говорит: «. а как бежала через гребельку, проглатила воды капельку». Что такое гребелька? (узкая дощечка).
И еще, что значит «лупить» (бить).
Объясните мне, пожалуйста, что коза из хатки кричала: «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Во все стороны).
Как понять «хлопнулась» (упала).
— Теперь я знаю, вы сможете понять, о чем говорят сказочные персонажи.
Слышу, что они предлагают нам поиграть.
Но перед этим давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Домик Теремок».
На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями)
Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх,
И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и
соединяются, изображая крышу)
— Теперь слушаем правила игры: я рассказываю вам сказку, а вы вслед за
мной разыгрываете сюжет сказки с помощью «заместителей» героев сказки.
«Жили-были дед и баба. И была у них коза.»
(Идет обыгрывание содержания сказки с помощью «заместителей»)
— Мне понравилось, как вы разыграли сказку.
Забодаю, забодаю, забодаю!
— Вы так здорово играли в сказку, что мне тоже захотелось в нее поиграть с помощью этих фигурок. Я выберу те эпизоды, которые мне больше всего понравились в сказке, а вы мне помогите. Я буду играть, а вы рассказывать содержание.
(я играю, а дети рассказывают содержание)
— Молодцы, порадовали вы меня! Вы хорошо пересказали эпизоды сказки. Поэтому приглашаю вас на лесную полянку.
На полянке стоят 4 домика. В них живут звери из нашей сказки.
Кто живет в белом домике? (Козочки)
Кто в сером? (Зайчики)
Кто в коричневом? (Медведи)
Кто в красном? (Петушки)
У меня на подносе кружки, они означают тех животных, которые живут в этих домиках.
Прежде, чем выбрать кружок подумай, какой сказочный герой тебе понравился больше всего, и посмотри, где находится его домик.
Выбирайте. У тебя кружок, какого цвета? Кто это?
Теперь вы превратились в коз, зайчиков, медведей и петушков.
И мы с вами поиграем. (Под музыку дети находят домики сказочных героев).
— Молодцы! Никто из зверюшек, не ошибся.
Обратите внимание, у нас в каждом домике живут несколько зайчиков, коз, медведей и петушков. Все мы не только соседи, но и хорошие, добрые друзья.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Молодцы, вы хорошо поработали, вы сумели найти для каждого героя сказки своего «заместителя», и с помощью «заместителей» передать содержание сказки, взаимоотношения сказочных героев. Вы хорошо справились с поставленной задачей, меня это радует, и я думаю,вы справитесь с новой задачей: как записать сказку без слов? (Ее можно записать «заместителей»).
Тогда предлагаю устроить вечерние посиделки, на которых с помощью своих записей вы попробуйте рассказать любимую сказку вашей семьи.
Надеюсь, ваши мама и папа помогут вам.
Конспект Образовательной деятельности область «Коммуникации» во 2 младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №20 «Земляничка» Конспект занятия.
Просто в сказке «Коза Дереза» есть такие строчки:
По горочкам не ходила,
Травушку не щипала,
Осинушки не глодала,
Под березкой не лежала,
А как бежала через мосточек,
Ухватила кленовый листочек.
Да как бежала через гребéльку,
Ухватила воды капéльку.
Вот меня и заинтересовало, что такое «грабелька»!? Если по смыслу, то получается это что-то вроде мостика, раз Дереза там бежала и успела ухватить пару капель воды, но с другой стороны там уже мост упоминается выше.
То есть получается, что коза бежала по небольшой насыпи или маленькой плотине, которые перегораживали путь воде, и ухватила там (вот врунишка!) воды капельку.Не зря старик её «отодрал» как «сидорову козу».
Грабелька это народное название травянистого сорного растения если мне не изменяет память Аистник
по моему так называется))семейство гераниевых или журавельник))
А второе значение это наверное от слова грабли только уменьшительно-ласкательного)))
Когда-то и я читала своим маленьким внучкам сказки, в том числе и сказку «Коза-дереза» в книге А.Н. Толстого «Сказки». Нашла я её здесь, на страницах Интернета. Эту книжку можно и сейчас прочитать в «Библиотеке русской классики» совершенно бесплатно.
И в сказочке коза «бежала через **греб?льку», а не через какую-то непонятную «грабельку».
В упомянутой выше книге «Сказки» есть примечания самого Толстого, объясняющие некоторые мало известные нам слова. Вот и слово гребёлька есть. Дословно: узкая плотина поперёк речки.
Есть объяснение этого слова и в словаре «Незаслуженно забытые слова».
Точно так же оно объясняется, как и у А.Н. Толстого в его примечаниях.
Такие плотинки обычно строят бобры (вот фото из Интернета). Они действительно узкие и невысокие, так что коза могла бежать как раз по такой плотинке, вполне могла и водицы мимоходом попить.
В общем, Нафаня это домовой 🙂
Где они произрастают? К сожалению, только в сказках, мифах и прочих продуктах народного творчества, и то не рядышком, а где-то за тридевять земель (источник).
Владимир Сутеев написал хорошую сказку, которая называется «Живые грибы».
Сказка поучительная, она учит нас трудолюбию, так же учит нас думать о будущем, а не жить одним только днём.
Главная мысль сказки, как мне кажется в том, что позаботившись сегодня о своем будущем можно будет уверенно идти вперёд, при этом не переживая что могут наступить трудности в жизни. В случае с ёжиком, он позаботился о запасах на зиму и может не переживать о том, что зимой его маленькие ежата будут голодными.
Работая в детском саду, я столкнулась с тем, что дети очень любят, когда им читают сказки в тихий час. Даже те, кто не очень любит засыпать, лежат тихонечко и слушают затаив дыхание. Без сказок: ворочаются, шепчутся, беспокоятся. Были у меня случаи, когда дети возбудимые, а под сказку засыпают хорошо и быстро.
В городском летнем лагере проверила, что если детям читать, то практически все из них спят. И это возраст 6-7 класс (я имею в виду тех, кто нуждался в дневном сне, по мнению родителей). Многие приходили просто послушать, не мешая при этом спать другим. А вот БЕЗ сказки, в такие «часы сна» просто безобразие: дети и в карты играют и в телефоны, просто болтают. Никакого расслабления или отдыха.
Преподавая в школе ИЗО (вот уже 10 лет), я столкнулась с тем, что одной из самых любимых тем является «Иллюстрация к любимой сказке». И именно эти работы очень нравятся старшим ребятам, они часто обсуждают свои любимые сказки, узнавая их на рисунках других детей. Старшие ребята очень любят, когда им рассказывают невероятные истории (те же сказки, только не такие наивные, как для малышей), очень любят обсудить сюжет или мысль.
Другой вопрос: кто и как читает/рассказывает? Если человек «свой, любимый, доверенный, интересный», то и отношение к его чтению или рассказу будет очень положительное.
Много раз видела, как ребята перечитывают сказки или ищут информацию после интересной беседы/рассказа.
Так что: все дети любят сказки. У каждого ребенка свой вкус, свои особенности, свои любимые сказки, но этот литературный жанр любят все дети, да, и чего скрывать, взрослые тоже любят.
Что такое гребелька в сказке
Kidslib/Клуб любителей детских книг и пирожков запись закреплена
#kidslib_отзыв
«Коза-дереза», илл. Виктор Таубер, М-П 2016
Бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек;
А как бежала через гребельку, ухватила воды капельку.
И ещё я раз удивилась как эти окошки завлекательны для детей. Вот казалось бы моя красавица, ну 5 лет! ну вроде взрослая уже девушка, а сидит страницу за страницей переворачивает и понять не может как это лиса вот только-только на печи сидела, а сразу на следующей странице уже с печи слезла и в окошко выглядывает)) Забавно))
Данная книга переиздание 1940 года, о чём честно упоминается издателем, но вот издателем не указывается чей именно тут текст. Я даже на Алиб сходила и, в очередной раз ОЙкнув на цену, пошуршала листочками там, но ответа, чей текст, так и не нашла.
А кто-нить знает что такое гребелька? Не-не не так! Не сбегал в википедию и там уточнил, а просто так сам по себе знает? А вот издатель тоже не расшифровывает в книге Я даже сама с собой порассуждала: а нужны ли, уместны ли сноски в такой вот тонкой малышковой книге?
Ладно, закругляюсь! Страшно перечесть! Стыдом и страхом. и что-то там ещё, а то и так слишком много стёба для одной то тоненькой книжечки
гребелька
1 гребелька
См. также в других словарях:
гребелька — и, ж. Зменш. пестл. до гребля … Український тлумачний словник
гребелька — іменник жіночого роду * Але: дві, три, чотири гребельки … Орфографічний словник української мови
Футоры (Зборовский район) — Село Футоры укр. Футори Страна УкраинаУкраина … Википедия
Клёц — Характеристика Длина 81 км Площадь бассейна 459 км² Бассейн Балтийское море Бассейн рек Каспля → Западная Двина Водоток … Википедия
Зборовский район — Зборівський район Страна Украина Статус район Входит в Тернопольскую область Административный центр … Википедия
Гвоздевицы — Деревня Гвоздевицы Страна РоссияРоссия … Википедия
Дуброво (Смолиговское сельское поселение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дуброво. Деревня Дуброво Страна РоссияРоссия … Википедия
Костричено — Деревня Костричено Страна РоссияРоссия … Википедия
Кочаны (Руднянский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кочаны. Деревня Кочаны Страна РоссияРоссия … Википедия
Обурог — Деревня Обурог Страна РоссияРоссия Субъект федер … Википедия
Тетери (Руднянский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тетери. Деревня Тетери Страна РоссияРоссия … Википедия
Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки. Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций.
(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)
Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.
Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.
Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:
Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
Старому не плакать.
Как же мне, старому, не рыдать:
Потерял я книгу золотую
Уронил я ключ от церкви
Отвечает старцу господь бог:
«Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну».
В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.
«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).
После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.
Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»
Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…
В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…